Безопасная дистанция и боковой интервал

Главная » Блог » Безопасная дистанция между автомобилями

09.11.2020

Комментариев нет

14254

Безопасная дистанция при движении автомобилей играет важную роль. Водители, которые игнорируют соблюдение безопасной дистанции, не только подвергают опасности себя и свой автомобиль, но здоровье других участников дорожного движения.

Кроме этого, при расследовании обстоятельств ДТП, факт нарушения безопасной дистанции грозит тем, что водитель будет определен виновным в случившемся с наложением крупного штрафа.

Чтобы не попасть в подобную ситуацию, необходимо знать ряд нюансов, относящихся к безопасной дистанции и боковому интервалу.

Разберемся с определением

В ПДД есть пункт 9.10, в котором дано четкое определение «безопасной дистанции» и «боковому интервалу». Что примечательно, это что данный пункт сохраняет неизменную формулировку уже на протяжении 25 лет. При этом написан он достаточно расплывчато. Этот факт свидетельствует не о том, что пункт несовершенен, а о том, что нельзя собрать все нюансы в рамках короткой формулировки правил.

В итоге в правилах дорожного движения написано просто – водитель обязан соблюдать такую дистанцию и боковой интервал, которые позволят избежать столкновения. Никаких цифр и конкретных расстояний не указано, но какая дистанция должна быть между автомобилями в метрах для безопасного движения и как ее соблюдать?

Тормозной путь

Кроме определения безопасной дистанции, необходимо еще знать, что такое тормозной путь (определение этого отсутствует в ПДД).

Тормозной путь – это пройденное транспортным средством расстояние, с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки.

На величину этого показателя может влиять несколько десятков факторов, начиная с погодных условий, заканчивая наличием электронных ассистентов в автомобиле.

Безопасная дистанция и боковой интервал

Каким образом рассчитывается безопасный интервал

Поскольку конкретики в ПДД нет, то водитель должен самостоятельно определить значение безопасной дистанции. Это сложная задача, поскольку расстояние будет динамически изменяться под влиянием нескольких факторов – скорости ТС, погодных условий, установленных покрышек.

Есть несколько распространенных способов определения этого значения на глаз. Их можно применять для примерной оценки.

Скорость надвое

Первый способ использовали еще наши деды, когда не существовало точной электроники, которая помогала бы держать расстояние до впереди идущего транспортного средства. Методика обычно фигурировала в старых советских учебников для шоферов и называется «Скорость надвое».

Правило двух секунд

Почему неудобно определять безопасную дистанцию в метрах? Потому что без электроники достаточно сложно «на глаз» трезво оценить действительное расстояние, возрастает шанс ошибиться. Часто разные водители принимают на глаз за 50 метров — 30 и даже 20 метров в реальности.

Можно отталкиваться от времени, поскольку сосчитать правильно секунды проще, чем метры. Выбираем на дороге заметный ориентир и следим за моментом, когда автомобиль впереди его проедет. Параллельно отсчитываем в уме 2 секунды. Если после отсчета ориентир оказался позади нас, то необходимо увеличить дистанцию, если не оказался, то сократить.

Почему именно 2 секунды? Это средние значения времени, которое требуется водителю в экстренной ситуации:

    • Для осознания того, что ситуация экстренная и срочно требует действий – 0,8 секунд;
    • Для того чтобы выполнить какое-либо срочное действие (поворот руля или удар по тормозам) – 0,2 секунды.
    • Дополнительная секунда заложена для тех водителей, которые заторможено реагируют на окружающую обстановку.

Применять такую методику можно тоже только на сухом дорожном покрытии. Если пошел дождь, то правило превращается в «3 секунды», а если выпал снег, то в «6 секунд». На ночной дороге безопасный интервал – это вообще граница светового пятна от фары.

Что влияет на время реакции водителя?

Поскольку все люди разные, то и время реакции у всех отличается. Повлиять на время реакции может:

    • Гендерная принадлежность – в среднем мужчины реагируют на критическую ситуацию на 0,05 секунд быстрее, чем женщины;
    • Возраст – у молодых водителей требуется меньше времени на реакцию;
    • Регулярные тренировки помогают развить реакцию, соответственно в критической ситуации вести себя быстрее;
    • Неблагоприятные погодные условия замедляют реакцию в 1,5-2 раза;
    • Прием медицинских препаратов, алкоголя, наркотиков – значительно увеличивают время реакции, вплоть до полного отсутствия реакции на критическую ситуацию;
    • Переутомление понижает время реакции на 0,1-0,4 секунды.

Боковой интервал

При определении расстояния для бокового интервала вообще не потребуется никаких расчетов. Чем он больше, тем безопаснее движение. Водитель должен находиться посередине выбранной полосы (при отсутствии препятствий или преград). На современных автомобилях предусмотрена система датчиков контроля мертвых зон – не пренебрегайте ей.

Внимание! Обращая внимание на сигнал датчика, можно достаточно быстро приучить себя соблюдать безопасный боковой интервал.

Безопасная дистанция и боковой интервал

Если все же требуется точный расчет, то учебники по вождению рекомендуют придерживаться бокового расстояния от другой машины примерно на половину ширины своей.

В городском потоке можно соблюдать дистанцию поменьше, но помните о мотоциклистах.

Среди любителей езды в плотном потоке между машинами, обязательно найдется такой, который поцарапает Ваше авто и заявит о несоблюдении бокового интервала. Чтобы этого не возникало, нужно двигаться строго по центру полосы.

Важно! Учитывайте значение бокового интервала, если заметили велосипедиста (двигающегося по краю проезжей части) или пешехода (двигающегося слишком близко к обочине). Безопасно будет объехать потенциальное препятствие с интервалом 1,5 метра.

Значения безопасной дистанции

Для того, чтобы определить точные цифры безопасной дистанции применяются практически тесты на полигонах. При этом учитывается целый ряд условий, среди которых тип шин, скорость движение, состояние дорожного полотна, время реакции водителя и т.д. Вот пример расчета средней безопасной дистанции.

В исходных условиях легковой автомобиль (105 л.с.) с летней резиной 14 дюймов. Скорость составляет 95 км/ч. В серии тестов показаны значения тормозного пути – от 32 до 38 метров. Берется среднее значение в 35 метров.

Дополнительно проводятся тесты на дорогах с гладким асфальтом, где тормозной путь в среднем увеличился на 5 метров (итого 40 метров). Добавляем также те 2 секунды, за которые водитель должен понять, что надвигается экстренная ситуация и надо тормозить. При скорости 95 км/ч – это 49 метров.

Финальная цифра для заданных условий – это 89 метров (безопасная дистанция).

В таблице представлены результаты тестов для других условий дорожного покрытия:

Скорость движения автомобиля, км/ч
Условия на дороге 35 км/ч 65 км/ч 85 км/ч 105 км/ч
Авто на летних шинах едет по сухой дороге 30,7 57,0 74,5 92,0
Авто едет на летних шинах по мокрой дороге 29,3 54,4 71,2 88,0
Авто едет на «липучке» по сухой дороге 31,5 58,4 76,4 94,4
Авто едет на «липучке» по мокрой дороге 28,7 53,4 69,8 86,2
Авто едет на «липучке» по снегу или льду 24,6 45,7 59,8 73,9
Авто с шипованной резиной едет по сухой дороге 31,1 57,7 75,5 93,3
Авто на шипованной резине едет по мокрой дороге 27,5 51,1 66,8 82,5
Авто на шипованной резине едет в снег или лед 31,8 59,0 77,2 95,4

Учтите, что это теоретические расчеты, которые могут не учитывать, например, степень износа тормозной системы вашего автомобиля. Да и соблюдать дистанции по 95 метров в реальности будет проблематично – некий спешащий человек, обязательно попробует вклиниться в образовавшееся место.

Безопасная дистанция в разных условиях

Для того, чтобы упростить жизнь водителям и избавить их от излишних расчетов, приводим ориентировочные значения безопасной дистанции (в метрах) для разных условий:

    • По мокрой дороге при 60 км/ч (для легкового авто) – 35 метров;
    • В городе при 60 км/ч – не менее 40 метров;
    • На загородной трассе – не менее 50 метров;
    • В пробке – не менее 10 метров;
    • При остановке – не мене 30 метров;
    • На парковке – не мене 5 метров;
    • Для грузовика – в среднем в 2 раза больше, чем для легкового ТС, но не менее 60 метров;
    • На светофоре — достаточно оставить возможность объехать машины без использования заднего хода, если автомобиль впереди вдруг остановиться или заглохнет.

Эффективная скорость на трассе при разных обстоятельствах

Кроме значения тормозного пути в различных условиях, будет не лишним знать и об эффективной скорости на трассе при различных обстоятельствах. Обычно установкой лимитов на трассах и определением эффективной скорости занимаются уполномоченные органы. Вот ряд факторов, которые влияют на это:

    • Скорость индивидуальной реакции на критическую ситуацию;
    • Стаж и уровень информированности о дорожной ситуации;
    • Наличие скоростных ограничений на участке;
    • Осознание риска ДТП;
    • Технологичность транспортного средства;
    • Состояние дороги;
    • Условия движения.
Читайте также:  Замена антифриза опель астра н. инструкция как поменять ож на астра н

Эффективной скоростью на трассе считается 90 км/ч, в отсутствие любых мешающих факторов.

Знак «Ограничение минимальной дистанции»

Случаи, когда водителю необходимо определить безопасное расстояние до впереди идущего транспортного средства более-менее понятны. Но на некоторых участках дороги можно встретить знак, который строго регламентирует расстояние между автомобилями.

Это необходимо, например, чтобы обеспечить эффективную пропускную способность дороги  на сложных участках (пост ДПС или контрольно-пропускной пункт).

Также знак можно встретить на участках дороги с повышенной опасностью – горные тоннели, ледовые переправы и мосты.

Безопасная дистанция и боковой интервал

На знаке указывается цифра в метрах, которую следует строго соблюдать водителям движущимся в колонну. В данном случае это также применимо к ТС, которые едут в одной полосе. Знак действует:

    • До первого на пути перекрестка;
    • До окончания населенного пункта;
    • До знака снимающего все ограничения.

Ответственность за несоблюдение дистанции

За несоблюдение дистанции грозит штраф. Важный момент, что большинство таких штрафов выписывается уже постфактум, когда водитель допустил столкновение из-за несоблюдения. Для привлечения к ответственности инспекторы ГИБДД применяют статью 12.12 КОАП (нарушение правил расположения автомобиля на дороге), согласно которому максимальное наказание – это 1500 рублей.

Нельзя получить штраф за несоблюдение дистанции при отсутствии инцидента. Инспектор оформит наказание, только в случае, если это привело к аварии. Если обстоятельства сложились так, что вам пытаются выписать штраф за несоблюдение дистанции без факта аварии – это повод обжаловать решение инспектора в суде.

В ряде случаев штраф может быть выписан и автомобилисту, который двигался впереди. Это может быть преднамеренное экстренное торможение, которое не имело смысла. То есть водитель экстренно тормозил не чтобы предупредить столкновение. Чтобы доказать этот факт, необходимы записи с видеорегистратора или показания свидетелей.

Безопасная дистанция и боковой интервал

Отдельно стоит обговорить штрафы за несоблюдение бокового интервала. Часто складывается ситуация, когда водитель, двигающийся в соседней полосе резко и без включенного поворотника перестраивается. Инспектор может в этом случае выписать штраф по статье 12.

15 тому, кто ехал в своей полосе, а не тому, кто перестраивался. Это решение обязательно нужно обжаловать, поскольку явно имеет место быть нарушение правил маневрирования (п. 8.1 ПДД).

Приложите в качестве доказательств запись видеорегистратора или показания свидетелей.

Есть несколько случаев, в которых не применяется наказание за несоблюдение дистанции:

    • Один из участников движения не двигался (например, стоял на парковке);
    • Автомобили нарушили дистанцию, но это не привело к столкновению;
    • Один из водителей сдавал назад.

Безопасность на дороге напрямую зависит от действий водителя. Соблюдение безопасной дистанции и бокового интервала позволит избежать лишних неприятностей и обезопасит всех участников дорожного движения.

Безопасная дистанция и боковой интервал

29.08.2021

Как определяется безопасная дистанция между автомобилями по ПДД

string(10) «error stat»
string(10) «error stat»

Каноны ПДД включают такое понятие, как средний тормозной путь автомобиля.
Он подразумевает возможность торможения, едущего на скорости 60 километров в
час автомобиля по нормальной дороге. В реальности безопасная дистанция между автомобилями варьируется,
обусловливается несколькими моментами.

Что такое
дистанция в ПДД: определение

Безопасная дистанция и боковой интервал

По ПДД принято называть ездовое расстояние от одной машины к другой
дистанцией без риска. Как правило, в современных дорожных условиях всегда
встречается машина, идущая впереди, и риск аварии исключён только в одном
случае: должен быть обеспечен такой промежуток до неё, который достаточен для
торможения. Большая часть столкновений происходит как раз из-за короткого
тормозного пути между автомобилями. Водитель не успевает сориентироваться,
когда передний участник движения резко тормозит. В более тяжёлых случаях это
приводит к цепной реакции и бьётся несколько машин подряд, например, зимой или
в дождь.

Таким образом, понятие «дистанция» актуально для автомобилистов, перемещающихся вслед за другими участниками по той же траектории движения. Однако не менее важным является определение скорости движения.

  1. По ПДД, при определении
    наименьшей дистанции между
    автомобилями при движении, за основополагающий критерий берётся
    скорость ТС. Это значение делится на 2, и выводится самое оптимальное
    расстояние.
  2. Любой водитель со стажем
    автоматически сбрасывает скорость при сближении с впереди идущими машинами.
  3. Страховые агенты рекомендуют
    определять безопасный метраж как две трети длины кузова машины.

Безопасная
дистанция между машинами по ПДД в метрах

Дистанцию, как и скорость, задаёт сам водитель. В первую очередь он должен
руководствоваться своим опытом вождения, особенностями модели авто и погодными
условиями.

ПДД включают пункты, согласно которым, дальность между автомобилями
варьируется с учётом реальной дорожной обстановки.

Принято различать минимально
допустимый интервал, разрешённый промежуток на трассе и в городе, а также другие
типы дистанций.

Минимальная

Самая оптимальная дистанция
между машинами согласно ПДД — три метра. Но это только в идеальных
условиях. Если идёт дождь, промежуток между транспортными средствами нужно
увеличить как минимум в 4 раза, на снегу — в 3 раза.

Подробнее о качестве дороги и состоянии погоды:

  • сухой асфальт, без осадков — 3 м (2 сек);
  • некачественное, мокрое или глинистое покрытие — 4 метра (3-4 сек);
  • осадки в виде снега или дождя, гололёд — 6 метров (5 сек).

Водителям без должного опыта езды рекомендуется держать минимальную дистанцию в 8 метров или 7 секунд.

В городе

В условиях города темп движения гораздо выше, чем на трассах. Здесь
чередуются разгоны, постоянная скорость, торможение. Поэтому безопасную
дистанцию выдерживать очень сложно. Даже опытные автомобилисты, просидевшие за
баранкой не меньше 7-8 лет, трудно привыкают к такому режиму.

Безопасная дистанция и боковой интервал

Рекомендованная средняя дистанция в городе составляет 3 метра. Новичкам
советуют выдерживать не меньше пяти метров.

Им вообще тяжело, они стараются не
приближаться к переднему авто ближе, чем на 5-10 метров, но тем самым создают
проблемы.

В образовавшийся просвет заезжает опытный водитель, расстояние между
машинами резко сокращается. Всё это надо учитывать, действовать согласно
конкретной ситуации, не забывая про закон.

На загородной
трассе

Всё обусловливается качеством асфальта.

Вот какие пункты, касающиеся расстояния между автомобилями на трассе,
прописаны в ПДД:

  • если нет особых препятствий на трассе, загрязнённых или заблокированных из-за ремонта участков пути, до передней машины надо выдерживать не менее трёх метров;
  • при наличии ям, опавших ветвей деревьев, других небольших препятствий, или если машина ездит ночью, расстояние нужно увеличить до четырёх метров;
  • если дорога обмёрзла, покрыта порошей, то в дневное время — шесть метров, в ночное — 7 метров;
  • на гололёде, покрытиях с тонкой плёнкой воды, во время снегопадов с частичным подтаиванием — семь метров.

В пробке

В заторах дистанция между
автомобилями по ПДД должна составлять половину длины автомобиля,
что аналогично 2 метрам. Этого промежутка вполне хватит, чтобы успеть поменять
полосу и не создать аварийную ситуацию. Нужно учитывать всё, например, если
передняя машина неожиданно заглохнет.

На сложных дорогах, в условиях плохой видимости, на узких улицах и закрытых поворотах промежуток следует выдерживать так, чтобы тормозной путь автомобиля был меньше, чем дистанция видимости.

При остановке

Останавливая машину, надо также соблюдать дистанцию, согласно погодным
условиям и качеству дороги. На обледенелой дороге и снегу нужно выдерживать
промежуток, равный 4 секундам.

Автомобиль останавливается часто под светофором, и здесь важно соблюдать
правильную дальность, чтобы исключить возникновение аварии. Не рекомендуется
приближаться к переднему автомобилю меньше, чем на 2-3 метра.

Безопасная дистанция и боковой интервал

На парковке

В ПДД этот пункт чётко не прописан. Дело в том, что длина до припаркованной
машины здесь зависит от конкретных условий. Паркуясь, следует рассчитать
впереди столько места, чтобы суметь выехать на случай остановки другой машины сзади.

Для грузовика

Контролировать ситуацию перед легковым автомобилем водителю грузовика
крайне важно! На трассах рекомендуется выдерживать наиболее безопасный
промежуток, равный 40-80 метрам. Этого будет достаточно, чтобы остановить
машину без риска столкновения.

До
крупногабаритного автомобиля

Крупный транспорт, осуществляющий грузоперевозки, или большой автобус
закрывают обзор водителям, передвигающимся сзади. И чем они массивнее, тем
больше должно быть расстояние до них. На трассах многие стараются обгонять
грузовики, но важно при этом выдерживать 10-метровый промежуток.

Боковой интервал

Данный промежуток не менее важен для дорожной безопасности. Боковой интервал по ПДД — это расстояние
сбоку между машинами.

Во время обгонов, на широких трассах с несколькими
полосами, автомобили оказываются на одинаковой горизонтальной плоскости.

Примечательно, что наибольшее число аварий происходит из-за неправильно
выдержанного бокового промежутка. В правилах указано, что это расстояние должно
быть рассчитано с учётом:

  • техсостояния и исправности машины;
  • темпа передвижения;
  • прочих воздействующих факторов, включая даже самочувствие водителя.
Читайте также:  Ремкомплект главного тормозного цилиндра - комплектация и как использовать для ремонта гтц

Знак
«Ограничение минимальной дистанции»

Этот знак предупреждающий. Он запрещает движение автомобилей, если между
ними промежуток меньше, чем указано на табло. Как правило, устанавливается на
сложных участках пути, где имеются мосты, тоннели, ледовые переправы,
инженерные коммуникации, понтоны. В ПДД прописан как 3.16.

Безопасная дистанция и боковой интервал

Действует знак до ближайшего перекрёстка, начала или конца населённого пункта. Также может быть знак 3.31, означающий «Конец зоны всех ограничений».

Установка этого знака решает две важнейшие задачи:

  • облегчает контроль над порядком автомобильного движения, адекватно оценивается степень опасности конкретной машины из движущейся колонны;
  • разряжается плотность автопотока на сложных участках дорог, связанных с движением по пролётным строениям.

Встретить этот знак, например, можно перед таможней. Обгонять других
участников движения здесь не получится: образуется своеобразная зона ожидания.
Любая попытка маневра приведёт к большому ДТП, в котором пострадает несколько
машин.

Размер штрафов
за несоблюдение расстояния

Штраф в 1500 рублей за несоблюдение расстояния выписывается по закону
только после образования аварии. Часто такие происшествия возникают в больших
городах, где образуется много заторов. Отмечается несоблюдение по двум пунктам
— неправильная скорость и расстояние.

Это взыскание не применяется при ДТП, если один из автомобилей припаркован или не движется. 

Безопасная дистанция и боковой интервал

Помните, что правила не дают чёткую картину действий. Водителю всегда
следует надеяться на самого себя, ездить аккуратно, и не понимать ПДД
буквально. Например, дистанцироваться в городском потоке на пять метров просто
невозможно, иначе образуется пробка. И сами правила дорожного движения
указывают, что двигаться надо со скоростью автомобильного потока.

Таблица: вырезки
из правил ПДД

Пункт 9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до  движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
Пункт 9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м, должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.
Пункт 10.1. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять все возможные меры к снижению скорости, вплоть до остановки транспортного средства.
Пункт 10.5.  Водителю запрещается резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

Таблица: эффективная
скорость на трассах при разных обстоятельствах

Эффективное значение Описание Дополнения
2 секунды Хорошая погода, ясно, сухой асфальт. Нет препятствий, отсутствуют ремонтные участки, нет грязи.
3 секунды На трассе глиняное покрытие. Проезд в темное время суток, в ясный день с некоторыми препятствиями (ветки, ямы), которые легко проехать).
4 секунды Дорога мокрая, недавно выпал снег Иней, снег в светлое время суток.
5 секунд На дороге снег, наступило темное время суток. Опасность гололеда, прошел мокрый снег.
5 секунд Дорога покрыта снегом.  Снег укатан.
6 секунд Дорога сильно заснежена.  Заметна тонкая водяная плёнка. 
7 секунд Эффективное расстояние, которое рассчитано для новичков Касается водителей, недавно освоивших правила ПДД (без практического опыта).

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в х под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Что такое безопасная дистанция и как ее контролировать

Определение интервала и дистанции приведено в правилах ДД (п. 9.10). Формулировка остается неизменной более четверти века, однако в ней нет четких обозначений.

Информация сводится к тому, что водитель должен поддерживать такое расстояние спереди, сзади и по бокам, которое позволяет избежать столкновения с другими участниками дорожного движения (зависит от скорости, исправности ТС, состояния дорожного покрытия, времени года). В краткое определение невозможно втиснуть все цифровые обозначения и конкретные расстояния.

Кроме того, необходимо учитывать тормозной путь. Он представляет собой метраж, пройденный ТС после нажатия на педаль до полной остановки. На этот показатель влияют десятки моментов, начиная от климатических условий, заканчивая электронными помощниками авто.

Безопасная дистанция и боковой интервал

Факторы, от которых зависит дистанция безопасности

В таблице приведены сведения о расстоянии в метрах, в зависимости от объективных параметров:

Шины и дорожное покрытие 40 км/ч Свыше 65 км/ч От 86 км/ч Более 100 км/ч
Летняя резина, сухая/мокрая дорога 30,8/29,4 58,0/55,0 75,0/72,0 92,1/88,2
«Липучка» на сухом/сыром/ обледеневшем покрытии 31,6/28,8/24,6 58,5/53,5/45,7 76,5/69,8/59,9 94,5/86,3/74,0
Шипованные покрышки на сухой/мокрой/ледяной или заснеженной дороге 31,2/27,6/31,8 57,8/51,2/59,1 75,6/66,9/77,2 93,4/82,6/95,5

Для легкового автомобиля по влажному покрытию предусмотрена дистанция по трассе не менее 50 м, в городе – 40 м (скорость – 60 км/ч). На парковке/при остановке/ в заторе – от 5/30/10 метров, соответственно. Для грузовых машин – в 2-2,5 раза больше, не менее 60 м.

При указанных теоретических расчетах нужно брать во внимание состояние тормозной системы и возможность вклинивания в дистанцию 90-95 метров между двумя машинами спешащего участника дорожного потока.

Безопасная дистанция и боковой интервал

Значения

Для вычисления точных значений безопасного расстояния используют практическое тестирование на специальных полигонах. На испытаниях учитывают тип резины, скоростной параметр, состояние дороги, реагирование водителя, погоду. Ниже приведен пример расчета дистанции безопасности

Испытания легкового авто мощностью 105 л.с. с летними покрышками 14 дюймов показали следующие результаты при скорости 95 км/ч. Тормозной путь составил 35 м. Добавлены 2 секунды на реакцию водителя на осознание экстренного момента. Безопасная дистанция в заданных условиях – 89 м.

Правило двух секунд

Безопасную дистанцию рассчитывать в метрах не очень удобно. Без электронных помощников сложно вычислить реальное расстояние. Человек «на глазок» может принять за 50 м дистанцию в 30-35 м.

Отталкиваться от секунд проще и точнее. На дороге примечают ориентир с последующим отслеживанием проезда его автомобилем с добавлением 2 секунд.

Если маячок при маневре оказался позади, увеличивают расстояние, впереди – уменьшают.

Именно 2 секунды берется потому, что человеку требуется приблизительно 0,8 сек. на осознание ситуации, 0,2 на выполнение действия, плюс 1 на заторможенную реакцию и усталость водителя. Подобная методика подходит для сухой дороги. На мокром асфальте – 3 сек., заснеженном покрытии – 6 сек. Ночью дистанция составляет рубеж светового пятна от головных фар.

На скорость реакции за рулем влияют следующие факторы:

  • пол (мужчины чуть быстрее);
  • возраст;
  • погодные условия;
  • прием медикаментов, спиртного, наркотических веществ;
  • переутомление.

Об интервале

Определяют боковое расстояние без проведения расчетов. Чем больше показатель, тем безопаснее ситуация. Рекомендуется располагаться посредине занятой полосы, при отсутствии преград или препятствий. На современных машинах встроена система контролирования мертвых участков, которой не стоит пренебрегать. Учитывая сигналы датчика, легко выдерживать боковой интервал.

Рекомендуется придерживаться дистанции на ½ ширины авто от соседнего ТС. В городских условиях допускается меньшее расстояние, однако нужно помнить о мотоциклистах, велосипедистах, мопедах. Потенциальное помехи лучше объезжать с интервалом не менее полутора метров.

Безопасная дистанция и боковой интервал

Скоростной режим на трассе, с учетом имеющихся факторов

На практике лимитизацией и определением эффективности скорости занимаются уполномоченные организации. Моменты, влияющие на показатели:

  • интенсивность персональной реакции на критический момент;
  • водительский опыт и степень оповещения о дорожной обстановке;
  • ограничения на отрезке трассы;
  • понимание риска возникновения ДТП;
  • целостность и тип покрытия;
  • условия передвижения.

При отсутствии каких-либо мешающих обстоятельств и факторов, эффективной считается скорость 90 км/ч.

Знак об ограничении допустимой дистанции

На отрезках дорог устанавливаются регламентирующие дистанцию знаки. Подобная мера обеспечивает повышение пропускной способности трассы, что важно на КПП или возле постов ДПС. Такие же знаки монтируют на участках повышенной опасности (тоннели, мосты, переправы).

На табличку нанесена цифра в метрах, указывающая на строгое ее соблюдение водителями, транспорт которых движется в колонне или одной полосе. Действие знака распространяется до:

  • ближайшего перекрестка;
  • границ населенного пункта;
  • указателя об отмене всех ограничительных мер.

Безопасная дистанция и боковой интервал

Штрафы за несоблюдение дистанции

За нарушение правил по соблюдению дистанции предусмотрены санкции. Стоит отметить, что большая часть штрафов выписывается после дорожно-транспортного происшествия. К ответственности сотрудники ГИБДД привлекают, руководствуясь ст. 12.12 КОАП о нарушении норм размещения транспортного средства на дороге. Максимальное наказание в этом случае составляет 1,5 тысяч рублей.

При отсутствии инцидента штрафы не выписываются, протокол оформляется только при возникновении аварийной ситуации. Если пытаются оштрафовать без факта ДТП, необходимо обжаловать решение в судебном порядке.

Читайте также:  Стуки в подвеске и диагностика для определения причины стуков в передней подвеске автомобиля

Иногда санкции накладываются на водителя передней машины. Например, при экстренном торможении без каких-либо обоснований.

Чтобы доказать, что человек остановился не для предупреждения столкновения, потребуются показания свидетелей, записи с камер либо видеорегистратора.

Отдельным пунктом следует отметить наказание за нарушение бокового интервала. К водителю, который резко, без включенного указателя поворота, перестраивается из одной в другую полосу, могут применяться штрафные санкции (ст. 12.15).

Если меры приняты к тому, кто ехал по своей колее, решение подлежит обжалованию в суде. Повод – явное нарушение маневрирования (пункт 8.1 ПДД). В качестве доказательств используют запись регистратора или свидетельские показания.

В следующих случаях наказание за нарушение дистанции не применяется:

  • один из участников процесса не перемещался (к примеру, припаркован);
  • ТС не соблюли дистанцию, но это не привело к аварии;
  • один из водителей двигался назад.

«Дедовский» способ

Этот метод применяли ранее, когда современная электроника отсутствовала или была редкостью. Способ можно найти в старых советских учебных пособиях по вождению, называется он «Скорость надвое».

Выполнить расчет элементарно. Берут текущую скорость, делят ее пополам. Получившийся результат является безопасным расстоянием до впереди едущего авто. К примеру, скорость – 80 км/ч, требуемая дистанция – не менее 40 м. Нужно помнить, что указанная схема актуальна только для сухой дороги. На мокром, обледеневшем или заснеженном покрытии подобный расчет не работает.

Действия водителя непосредственно влияют на безопасность движения. Соблюдение дистанции и интервала поможет избежать неприятных ситуаций. В потоке нужно думать не только о себе, но и других участниках, применять интуицию. Если возникает желание увеличить расстояние – не стоит ему сопротивляться, безопасность лишней не бывает.

Боковой интервал: определение в ПДД, расстояние между машинами в метрах

Боковой интервал (БИ) – минимальная дистанция между автомобилями, позволяющая свободно маневрировать на дороге. Ее соблюдение снижает количество дорожно-транспортных происшествий и повышает безопасность водителей. Несоблюдение бокового интервала может привести не только к повреждению транспортных средств, но и к смерти участников ДТП.

Что такое боковой интервал между автомобилями

В правилах дорожного движения дистанция и боковой интервал – разные понятия. Первое определяет расстояние между машинами, находящимися спереди и сзади от текущего транспортного средства. Второе – между автомобилями, располагающимися по бокам от вашего.

Пространство дает возможность перестроиться в другой ряд при необходимости, вызванной:

  • маневром других участников дорожного движения.
  • угрозой ДТП;
  • заносом.

Боковой отступ позволяет водителям объезжать друг друга и оценивать ситуацию на дороге через зеркала заднего вида.

Определение бокового интервала по ПДД в метрах затруднено формулировкой закона. В ней сказано, что водитель должен самостоятельно отслеживать ситуацию на дороге и определять БИ, позволяющий обеспечить безопасность.

Существует несколько рекомендаций по вычислению оптимального расстояния между автомобилями.

Как рассчитывается безопасное расстояние

Безопасный боковой интервал зависит от:

  • габаритов машины;
  • тормозного пути ТС;
  • среднего времени, необходимого на реакцию при внештатной ситуации;
  • скорости транспортного средства;
  • загруженности дороги;
  • погодных условий;
  • типа дорожного покрытия;
  • технического состояния авто (работы тормозной системы, подвески, рулевой колодки и других элементов);
  • времени суток и освещенности трассы.

Все эти параметры переменны, и опытный водитель обязан их учитывать при расчете расстояния. Например, при возрастании скорости вашей машины интервал также следует увеличить.

Правила к соблюдению интервала

В общем случае справочники предлагают следующие рекомендации и правила к соблюдению бокового интервала:

  • 1,5 м до велосипедиста или пешехода;
  • 2,5 м до другого транспортного средства.

При плохом состоянии покрытия, низкой освещенности и ненастной погоде БИ рекомендуется увеличить вдвое во избежание аварийной ситуации.

При одновременном прохождении поворота с автопоездом его также нужно увеличить, поскольку колеса прицепа во время маневра смещаются к центру дороги.

Безопасная дистанция и боковой интервалПри движении в плотном потоке или пробке поддерживать безопасное расстояние невозможно. В этом случае следует снизить скорость. Это особенно важно, когда нужно объехать какой-нибудь крупногабаритный автомобиль, например, грузовик или автобус.

Начинающему водителю рекомендуется отслеживать и запоминать, как машина ведет себя в той или иной ситуации. Тогда он сможет точно определять оптимальные дистанцию и интервал в каждом конкретном случае.

Ответственность за невыполнение требований ПДД

Короткая боковая дистанция между автомобилями не позволяет выполнять маневры или безопасно тормозить. Уменьшение расстояния между машинами приводит к нарушению безопасности и созданию аварийной ситуации.

Безопасная дистанция и боковой интервалСотрудник ДПС имеет право выписать штраф только после ДТП. В ином случае получится обжаловать постановление через суд.

В текущей редакции ПДД нет конкретных цифр, поэтому интервал признается опасным только после ДТП.

Если в результате разбирательств выяснится, что водитель сократил боковое расстояние между машинами, из-за чего и случилась авария, он должен возместить материальный ущерб пострадавшей стороне и выплатить штраф в размере 1500 руб. В настоящее время рассматривается законопроект, по которому сумму штрафа могут увеличить до 5000 руб.

Безопасная дистанция и боковой интервал

Безопасная дистанция и боковой интервал

Дистанция — не фиксированная величина для всех случаев. Она зависит от скорости движения, состояния асфальта и шин вашего автомобиля, погодных условий, в том числе от скорости реакции и самочувствия водителя.

Существуют приемы, помогающие быстро сориентироваться во время вождения.

Первый из них – деление скорости движения надвое. Иными словами, если скорость транспортного средства составляет 80 км/ч, то до машины, едущей впереди, должно оставаться не менее 40 м.

Этот способ эффективен при перемещении по сухому дорожному покрытию и больше подходит для езды по трассе. Если же идет дождь или асфальт покрыт слоем льда, такие расчеты становятся неактуальными.

В сложных метеоусловиях безопасная дистанция будет равна скорости движения транспортного средства.

Не каждый водитель может безошибочно определить расстояние «на глаз». Для тех, кому затруднительно интуитивно определять промежутки, существует так называемое правило двух секунд.

Необходимо дождаться, пока машина, едущая впереди, поравняется с каким либо ориентиром (дорожным знаком и пр.). После этого нужно сосчитать до двух. Если ваш автомобиль за это время проехал заданную отметку, значит, скорость нужно сбросить.

Среднестатистическому водителю требуется ровно 1 секунда, чтобы среагировать на опасность и нажать на педаль тормоза. Вторая секунда – запас для тех, чья реакция не отличается быстротой. Иногда временной интервал приходится увеличивать.

Например, после снегопада и во время дождя опытные водители советуют выдерживать дистанцию в 4 секунды. При езде по гололеду безопасный промежуток возрастает до 5-6 секунд.

Все приведенные выше советы больше подходят для передвижения по загородным шоссе. Для городских же улиц существуют другие «хитрости». Автоэксперты не советуют отдаляться от машины впереди больше чем на 3 метра. Оптимальная же дистанция – 2/3 кузова транспортного средства. Разумеется, при этом крайне важно соблюдать скоростной режим, учитывать дорожные и метеорологические условия.

Ночью все гораздо сложнее. Засечь дистанцию теми же способами, что и днем, затруднительно, а соблюдать ее гораздо важнее.

Днем вы видите далеко, и в большинстве случаев заранее заметите причину торможения машины впереди, что даст вам возможность нажать на тормоз заранее.

В темноте экстренная остановка станет для вас неприятным сюрпризом, ведь видеть вы можете только то, что освещают фары и задние габариты попутчика. Поэтому ночью лучше не «жадничать» и набрать метры с запасом.

Чтобы избежать столкновений на дорогах, также необходимо соблюдать боковой интервал, т.е. минимальное расстояние между автомобилями, позволяющее свободно маневрировать на дороге.

Заднюю часть фур, автобусов, троллейбусов, нередко заносит даже на ровной дороге. От заноса не застрахован никто, особенно при порывах ветра. В сильный дождь при наезде на лужу нередко наблюдается аквапланирование.

Машина теряет нормальное сцепление с асфальтом, что само по себе очень опасно. Зимой же резкая смена траектории может быть обусловлена попаданием колеса на участок, покрытый льдом. Поэтому боковой интервал при передвижении по трассе не должен быть менее 70-80 см.

При этом не имеет значения, в попутном или встречном направлении едет второй автомобиль.

Для измерения бокового интервала секунды неприменимы, и ориентиров для расчета сантиметров тоже нет. В отличие от дистанции, совет только самый общий. Старайтесь держаться посередине своей полосы, но не забывайте делать поправку на поведение других участников движения, дорожные и метеорологические условия.

Ссылка на основную публикацию