Классификация и спецификация масел

Существует много видов моторных масел с различными параметрами, которые зашифрованы в символьных обозначениях. Для того чтобы правильно выбрать масло для двигателя необходимо понимать, что скрыто за буквенно-числовым набором, какая классификация используется и какими характеристиками обладает такое масло.

Классификация и спецификация масел

Но обо всем более подробно будем разбираться в этой статье.

Какова роль масла в автомобиле

  • Первоначально функцией моторного масла было смазывание шеек коленчатого вала, избавление от побочных продуктов износа и снижение температуры путем вывода жидкости в поддон двигателя.
  • В современной автоиндустрии функции моторных жидкостей стали заметно шире и изменился состав под осуществление новых функций.
  • Базовые функции машинного масла:
  • защита деталей и рабочих поверхностей от трения за счет образования на них тонкой устойчивой пленки;
  • предупреждение появления коррозии;
  • охлаждение мотора путем отвода рабочей жидкости в поддон, находящийся в самом низу двигателя;
  • удаление из мест повышенного трения отходов механического износа;
  • удаление продуктов сгорания топливной смеси, таких как нагар, сажа и других.

К основной составляющей моторного масла добавляются различные присадки, которые могут удалять загрязнения, удерживать пленку, образованную на трущихся деталях и выполнять другие функции.

Как классифицируются моторные масла

Классификация и спецификация масел

Разработчики двигателей подбирают моторные масла и требования к ним в зависимости от особенностей конструкции и условий работы.

Механическая Коробка Передач (МКПП) устройство и принцип работы для чайников

Можно заливать неоригинальные моторные жидкости, но с учетом класса качества и групп качества, рекомендаций производителя. Правильно подобранное неоригинальное масло, удовлетворяющее всем критериям производителя, не является основанием для отказа в гарантийном ремонте в случае выхода из строя двигателя.

SAE

Признанной во всем мире классификацией масел для двигателей является SAE — градация по вязкости в зависимости от температуры внешней среды, при которой функционирует двигатель.

Классификация и спецификация масел

  1. При изменениях внешних температур меняется вязкость рабочей жидкости, при низких температурах для оптимальной работы мотора масло должно оставаться достаточно текучим, а при высоких — достаточно густым для защиты мотора.
  2. По стандартам SAE машинные масла разделяются на семнадцать классов от 0W до 60W.
  3. Среди них восемь зимних (первые числа — 0; 2,5; 5; 7,5; 10; 15; 20; 25) и девять для эксплуатации в летнее время (2; 5; 7,5; 10; 20; 30; 40; 50; 60).

Первое число сообщает минимальную минусовую температуру, при которой прокачивается масло в двигателе насосом и обеспечивается безопасный запуск мотора.

Второе число характеризует вязкость моторной жидкости при высоких температурах, чем больше число — тем гуще жидкость при высоких температурах.

Разделение обоих чисел W говорит о всесезонности применения моторных жидкостей.

Наиболее распространенными в России индексами вязкости для холодного запуска мотора (первые цифры — температура) являются:

  • 0W ниже -35°C;
  • 5W до -30°C;
  • 10W до -25°C;
  • 15W до -20°C;
  • 20W до -15°C.

Наиболее распространенными в России вторыми числами индексов, характеризующих максимальную внешнюю температуру, являются:

  • 30 +25°C;
  • 40 от +30°C до +45°C (в зависимости от первых чисел — при 0W +30°C, при 5W +35°C, при 10W +35°C, при 15W и 20W +45°C).

При умеренно холодной зиме и не жарком лете рекомендовано заливать масло 10W, как более универсальное, подходящее для многих автомобилей. При очень холодных зимах следует заливать рабочую жидкость с индексом 0W или 5W.

Современным моторам с пробегом не более 50% от запланированного ресурса требуется масло с невысокой вязкостью.

API

Классификация API подразумевает разбивание рабочих жидкостей на две категории — «S» для бензиновых моторов и «C» для дизелей. Для моторных масел, подходящих как для бензиновых, так и для дизельных двигателей применяется двойная маркировка через дробь, например, SF/CH.

Автоматическая Коробка Передач АКПП — принцип работы, устройство и эксплуатация

Далее идет подразделение по уровню эксплуатационных качеств (вторая буква). Чем дальше вторая буква по порядку в алфавите, тем лучше такие машинные масла обеспечивают работу мотора и снижают расход жидкости на угар.

Классификация и спецификация масел

Классы машинных масел для бензиновых двигателей по качеству в зависимости от года выпуска:

  • SN для двигателей современных автомобилей с высоким экологическим классом и энергосбережением;
  • SM с 2004 г.в.;
  • SL с 2000 г.в.;
  • SJ с 1996 г.в.;
  • SH с 1993 г.в.

Масла класса SN рекомендованы для замены более ранних.

Классы моторных жидкостей для дизельных двигателей по качеству в зависимости от года выпуска:

  • CJ с 2006 г.в., для обеспечения максимальной защиты окружающей среды от вредных выбросов в атмосферу;
  • CL с 2002 г.в., с учетом норм экологичности 2002 г., а с окончанием PLUS введен в 2004 г.с повышенными экологическими требованиями 2004 г.;
  • CH с 1998 г.в., для работы на высоких скоростях с учетом норм экологичности 1998 г.;
  • CG с 1995 г.в., для условий работы при повышенных нагрузках и высокоскоростных режимах;
  • CF-2 для моторов не с прямым впрыском с 1994 г.в., CF-4 с 1990 г.в. для двигателей работающих в высокоскоростных режимах;
  • CE с 1993 г.в. для условий работы при повышенных нагрузках.

Цифра 2 или 4 через дефис обозначает двухтактный или четырехтактный двигатель. Все современные автомобили обладают четырехтактным мотором.

Моторные жидкости классов SM и SN подходят для турбированных моторов.

ACEA

Классификация ACEA является европейским аналогом API.

Классификация и спецификация масел

В самой последней редакции 2012 г. масла для двигателей подразделяются на категории:

  • A/B для бензиновых (А) и дизельных (В) моторов;
  • C для дизельных и бензиновых моторов с повышенным экологическим классом и наличием сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов;
  • E для дизельных моторов тяжелого автотранспорта.

Классы и основные характеристики согласно самой последней редакции:

  •  A1/B1 предназначены для применения в бензиновых и дизельных моторах легковых автомобилей, увеличенный интервал для замены, низкий коэффициент трения;
  • A3/B3 предназначены для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных моторах легковых автомобилей, увеличенный интервал для замены, тяжелые условия работы, всесезонность;
  • A3/B4 предназначены для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных моторах, экономия топлива;
  • A5/B5 предназначены для использования в высоконагруженных бензиновых и дизельных моторах легковых автомобилей, увеличенный интервал для замены;
  • C1 и С2 заливаются в высокофорсированных дизельные и бензиновые моторы легкового транспорта, снабженными сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами, низкий коэффициент трения, экономия топлива и продления ресурсов сажевых фильтров и катализаторов, различаются по содержанию различных присадок;
  • C3 и С4 предназначены для высокофорсированных дизельных и бензиновых моторов легкового транспорта, снабженными сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами, продляют ресурсы сажевого фильтра и катализатора, различаются по количеству присадок;
  • E6 предназначены для дизельных моторов грузового транспорта работающих в особо тяжелых режимах, оборудованными сажевыми фильтрами и нейтрализаторами, увеличенный интервал для замены;
  • E7 предназначены для дизельных моторов грузового транспорта работающих в особо тяжелых режимах, оборудованными системами рециркуляции нейтрализаторами, без сажевых фильтров, увеличенный интервал для замены;
  • Е9 предназначены для самых современных дизельных моторов с повышенной нагрузкой и жесточайшими требованиями к экологичности, как с сажевым фильтром, так и без него, продленный интервал для замены.

ILSAC

Классификация и спецификация масел

Классификация масел для двигателей ILSAC предназначена для сертификации и лицензирования рабочих жидкостей для моторов легкового транспорта производства США и Японии.

VIN номер автомобиля: зачем нужен и как его расшифровать

Особенности машинных жидкостей по классификации ILSAC:

  • энергосбережение;
  • снижение расхода топлива;
  • низкая вязкость;
  • стойкость к вспениванию;
  • малая летучесть;
  • защита от засорения каталитических нейтрализаторов за счет низкого содержания фосфора.

Классы качества и год введения:

  • GF-1 устаревший класс, соизмеримый с AРI SH, по индексу вязкости SAE 0W, 5W, 10W при вторых числах 30, 40, 50, 60;
  • GF-2 с 1996 года, соизмеримый с AРI SJ, по индексу вязкости SAE 0W, 5W, 10W со вторыми числами 20, 30, 40, 50, 60;
  • GF-3 с 2001 года, соизмеримый с AРI SL, отличие от GF-2 и API SJ состоит в улучшенных противоизносных и антиокислительных характеристик и энергосберегающих параметрах;
  • GF-4 с 2004 года соизмеримый с AРI SM с энергоэффективными характеристиками и улучшенными очищающими и антиокислительными свойствами, по индексам SAE — 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30, 10W-30, совместимы с каталитическими нейтрализаторами;
  • GF-5 с 2010 года, отличается от GF-4 увеличенными энергоэффективными и противоизносными свойствами и совместимостью со всеми системами экологической защиты.

ГОСТ

Классификация машинных масел согласно ГОСТ 17479.1 первоначально была принята в СССР в 1985 году, но с учетом изменений в автомобилестроении и требованиям для защиты окружающей среды, последняя редакция была в 2015 году.

Классификация машинных масел по ГОСТ в соответствии с международными требованиями

Классификация и спецификация масел

В зависимости от области применения машинные масла подразделяются на группы от А до Е.

Классификация и спецификация масел

Как грамотно выбрать машинное масло

Автомобильные производители указывают рекомендуемое масло для двигателя и его допуски в инструкции по эксплуатированию. Возможен подбор масла по тем же критериям, оставшись при этом на гарантии. При грамотном подходе к выбору масла характеристики неоригинального масла ничем не будут уступать оригинальному, а в ряде случаев превосходить его.

Читайте также:  Как заменить ПТС автомобиля: в случае если нет места для нового владельца. при его утери, смене фамилии, без старого хозяина в 2018 году

Подбирать масла следует по классификациям SAE (вязкость) и API (по типу мотора и году выпуска). Рекомендуемые допуски по этим классификациям должны быть указаны в инструкции.

Рекомендации для подбора автомасла по вязкости:

  • при пробеге транспорта не более 25% от заложенного ресурса (новый мотор) требуется заливать автомасла SAE 10W-40 или 5W-40 независимо от сезона;
  • в технически исправный двигатель (пробег 26-74% от заложенного ресурса) рекомендовано заливать автомасла с вязкостью 10W-40, 15W-40 — в теплое время года, с вязкостью 5W-30, 10W-30 — в холодное время года, независимо от сезона – 5W-40;
  • в старый двигатель (пробег более 76% от заложенного ресурса) необходимо заливать автомасла с вязкостью 15W-40, 20W-40 — в теплое время года, а 5W-40, 10W-40 — зимой, независимо от сезона — 5W-40.

Что такое Антифриз — состав, характеристики, назначение

По классификации API моторные жидкости необходимо подбирать класса SМ или SN для современных бензиновых моторов, для дизельных не ниже СL-4 PLUS или СJ-4 для автомобилей с экологическим классом EURO-4 и EURO-5.

На что влияет неправильный выбор моторного масла

Неправильно подобранное машинное масло в ряде случаев рискует вылиться в крупные неприятности для мотора.

Классификация и спецификация масел

Поддельное или некачественное моторное масло может привести в худшем случае к заклиниванию двигателя, а в лучшем — к заметному увеличению расхода масла и его черноте при минимальном пробеге, к образованию отложений в двигателе и снижении планового пробега двигателя.

Если залить в двигатель масло с вязкостью ниже, чем рекомендовано производителем, то это может привести к повышенному расходу машинного масла, в связи с тем, что оно будет оставаться на стенках и увеличится угар. Если вязкость масла выше рекомендуемой производителем, то увеличится износ маслосъемных колец из-за образования более толстой пленки на рабочих поверхностях.

Грамотный подбор и покупка качественного моторного масла позволят мотору выходить не меньше заложенного производителями ресурса.

Выбираем моторное масло согласно спецификации API — МаслоМаркет

Чтобы сделать правильный подбор моторного масла, необходимо уметь верно расшифровывать маркировку на упаковке. Неправильный подбор смазочных материалов и длительная эксплуатация на моторном масле, которое не подходит вашему двигателю, может привести к его поломке!

Среди классификаций моторных масел одна из самых распространённых и общепринятых — спецификация API — American Petrolium Institute (Американский Нефтяной Институт). По данной спецификации проходит более 80% товаров, представленных на рынке моторных масел. На упаковках спецификация API маркируется так: API SN, API CF и т.д.

Традиционно принято делить на две больших категории:

S — моторные масла для двигателей, где в качестве топлива используется бензин;

C — моторные масла для дизельных двигателей.

В настоящее время так же выведена категория ЕС (энергосберегающие масла нового поколения).

Классификация и спецификация масел

Масла, соответствующие требованиям действующих категорий качества и прошедшие официальные испытания API — SAE, имеют на своих этикетках графический круглый знак (donut mark) — «API символ обслуживания» (API Service Symbol), в котором указаны степень вязкости (по классификации SAE), категория качества и назначения по API и возможная степень энергосбережения (ЕС).

Моторное масло спецификации S (бензиновые двигатели)

Классификация и спецификация масел

SP — вступил в действие с 1 мая 2020 года. Ресурсосберегающие масла, позволят автомобилям соответствовать стандартам экономии топлива. Обеспечат более надежную защиту турбокомпрессора для использования в современных и будущих двигателях, включая двигатели, предназначенные для работы на этанолосодержащем топливе до E85. Масла разработаны для обеспечения защиты от низкоскоростного предварительного зажигания, явления, характерного для бензиновых двигателей с турбонаддувом и прямым впрыском (GDI).

  • Моторные масла спецификации SP в каталоге
  • SN Plus — утвержден в 1 мая 2018 года, включает все преимущества API SN, но дополнен защитой от преждевременного воспламенения смеси при низких оборотах.
  • Моторные масла спецификации SN Plus в каталоге

SN — утвержден 1 октября 2010 года. Современный класс автомасел, отвечающий высоким экологическим требованиям, обладает хорошими эксплуатационными характеристиками, которые способствуют защите двигателя.

API SN имеет одно существенное отличие от масел предыдущего поколения: в составе уменьшено процентное содержание фосфора и увеличены свойства, помогающие существенно сократить топливный расход.

Основное отличие API SN от предыдущих классификаций API в ограничении содержания фосфора для совместимости с современными системами нейтрализации выхлопных газов, а также комплексное энергосбережение.

Моторные масла спецификации SN в каталоге

SM — утвержден 30 ноября 2004 года. Моторные масла для современных бензиновых (многоклапанных, турбированных) двигателей. По сравнению с классом SL моторные масла, соответствующие требованиям API SM должны обладать более высокими показателями защиты от окисления и преждевременного износа деталей двигателя.

Кроме того, повышены стандарты относительно свойств масла при низких температурах. Моторные масла этого класса могут быть сертифицированы по классу энергосбережения ILSAC.

Моторные масла, соответствующие требованиям API SM могут применяться в случаях, когда производителем автомобиля рекомендуется класс SL или более ранние.

Моторные масла спецификации SM в каталоге

SL — предназначается для использования в двигателях, выпущенных в соответствии с требованиями по экологичности 2000 года. Обладает улучшенными свойствами, а также способно сокращать расход топлива.

В соответствии с требованиями производителей автомобилей, автомасла этого класса применяются в многоклапанных, турбированных моторах, работающих на обеднённых смесях топлива, соответствующих современным повышенным требованиям по экологии, а также энергосбережению.

Автомасла, соответствующие требованиям API SL могут использоваться в случаях, когда автопроизводителем рекомендуется класс SJ или более ранние.

Моторные масла спецификации SL в каталоге

SJ — масло этого класса является действующим и по сегодняшний день. Впервые было сертифицировано в 95-м году. Предназначается для обслуживания легковых, небольших грузовых автомобилей, а также микроавтобусов. Улучшенные свойства, помогающие защитить двигатель от коррозии, окисления, износа. Может заменять смазки предыдущих классов.

Моторные масла спецификации SJ в каталоге

SH — данный класс был сертифицирован и является формально действующим с 1993 года.

Состав с улучшенными эксплуатационными характеристиками, способен защитить двигатель от окисления металлических деталей, образованию скоплений продуктов сгорания на внутренних стенках силового агрегата; содержит набор присадок, способствующих долгой работе автомобиля. Может заменять предыдущие классы. На сегодняшний день используется по рекомендации производителя.

SG — класс был действующим с 1988 по 1995 год, смазочные жидкости этой категории применялись в двигателях, которые в качестве топлива использовали неэтилированный бензин; в составе присутствуют присадки, защищающие металлические детали двигателя от коррозии.

SF — улучшенные характеристики масла SE — защита от износа, окисления и образованию нагара. Применялось в автомобилях 1981-1989 годов.

SE — относительно высокий уровень защиты двигателя от негативных воздействий продуктов окисления и нагара, может служить заменой предыдущим классам. Применялось в автомобилях с 1971 по 1980 год выпуска.

SD — обладает улучшенными свойствами предыдущего класса, применялось для смазки некоторых легковых и грузовых автомобилей с 1968 по 1971 год выпуска. На сегодняшний день используется только при наличии рекомендации производителя автомобиля.

SC — использовалось в двигателях легковых и небольших грузовых автомобилей, выпущенных в период с 1964 по 1967 год. Низкий уровень антикоррозийных и противокислотных свойств, защищает внутренние части силового агрегата от оседания на стенках продуктов сгорания.

SB — масло, применявшиеся в автомобилях тридцатых годов. Применяется только в случае рекомендации производителя автомобиля.

SA — самый старый класс моторных масел. Применяется, только в случае, когда производитель автомобиля сам рекомендовал данную классификацию.

Классификация и спецификация масел Классы CA, CB, CC, CD и CE (и их модификации) на сегодняшний день считаются устаревшими, и могут быть применены только при наличии рекомендации производителя автомобиля.

CK-4 (PC-11A) — был введён в 2016 году. Описывает масла для использования в высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателях, соответствующих стандартам снижения токсичности выброса 2017 года на грузовых автомобилях и внедорожной технике, а также для предыдущих моделей дизельных двигателей.

Эти масла разработаны для использования с дизельным топливом, с низким содержанием серы (0,0015% — 0,05% по весу). Содержание серы в топливе может повлиять на долговечность выхлопной системы доочистки и/или интервал замены масла.

Рекомендованы для двигателей, оборудованных дизельными сажевыми фильтрами (DPF) и другими системами обработки выхлопных газов. Совместимо со всеми предыдущими допусками.

Моторные масла спецификации CK-4 в каталоге

FA-4 (PC-11B) — был введен 1 декабря 2016.

Моторное масла данного класса отвечает самым высоким требованиям по содержанию зольных соединений для новейших высокооборотистых, тяжело нагруженных дизельных двигателей грузовых автомобилей и внедорожной техники 2017 года выпуска и позднее.

Масла класса FA-4 являются маловязкими, что ведет к более высокой экономии топлива. Смазочные материалы стандарта FA-4 рекомендуются для применения в двигателях, работающих на топливе с содержанием серы до 15 ppm (0,0015% по массе).

Читайте также:  Какая смазка для суппортов и направляющих лучше. обзор паст (смазок и спреев) для суппортов, отзывы о самых популярных

Рекомендовано для двигателей, оборудованных дизельными сажевыми фильтрами (DPF) и другими системами обработки выхлопных газов. Не совместимо со всеми предыдущими допусками, т.к. является допуском только для современных автомобилей ( год выпуска от 2017 и более). Применяется в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля.

CJ-4 — действует с 1 октября 2006 года. Современный класс моторных масел для коммерческих дизелей, применяется в четырёхтактных двигателях, проектируемых для удовлетворения норм по токсичности отработавших газов 2007 года (EURO 5-6), а также рекомендованы для двигателей, оборудованных дизельными сажевыми фильтрами (DPF) и другими системами обработки выхлопных газов.

Моторные масла спецификации CJ-4 в каталоге

CI-4 PLUS — в 2004 году была введена дополнительная категория. Ужесточены требования к сажеобразованию, отложениям, вязкостным показателям.

CI-4 — действует с 2002 года. Масло данной спецификации обладает свойствами, которые отвечают многим современным требованиям. Применяется в четырёхтактных двигателей, проектируемых для удовлетворения нормам по токсичности отработавших газов EURO 1-5.

Характеризуется повышенной устойчивостью к температурным колебаниям, защищает силовой агрегат от износа, кислотности и образованию нагара.

Также применяется в двигателях, оборудованных системой рециркуляции отработанных газов (EGR), системой селективного каталитического восстановления (SCR), без сажевых фильтров DPF.

Моторные масла спецификации CI-4 в каталоге

CH-4 — соответствует европейским и американским стандартам экологии, удовлетворяющих требования по токсичности выхлопных газов с 1998 года (напр. EURO 1-4).

Обладает повышенными рабочими характеристиками. Применяются в двигателях, использующих топливо с содержанием серы меньше 0,5%. Можно использовать вместо CD, СЕ, CF-4 и CG-4 масел.

Совместимо с системой рециркуляции отработанных газов (EGR).

Моторные масла спецификации CH-4 в каталоге

CG-4 — соответствует требованиям экологии середины девяностых годов. Обладает улучшенными эксплуатационными характеристиками CF-4. Применяется в двигателях, работающих на топливе с предельным содержанием серы (0,5%). На данный момент является устаревшим, но повсеместно применяется для классификации.

Моторные масла спецификации CG-4 в каталоге

CF-4 — применяется с 1990 года в 4-тактных дизелях, работающих с большими нагрузками. Содержат в своём составе набор присадок, обеспечивающих уменьшение расхода топлива, а также защищающих цилиндропоршневую группу от образования нагара. На данный момент является устаревшим, но повсеместно применяется для классификации.

Моторные масла спецификации CF-4 в каталоге

Классификации моторных масел – полное руководство

Правильное моторное масло – основа долгой и стабильной работы двигателя. В главном механизме автомобиля оно выполняет важные функции:

  • герметизация – заполняет промежутки и предотвращает утечку газов;
  • охлаждение – образует масляную пленку и отводит часть тепла;
  • защита от коррозии – защищает от кислорода, влаги и кислот;
  • смазывание – снижает трение и износ, повышает КПД;
  • очищение – обеспечивает чистоту механизма. 

Почему важно использовать правильное моторное масло, рекомендованное производителем автомобиля? Только оно обеспечивает три ключевых параметра – улучшенные рабочие характеристики, высокую надежность и увеличенный срок службы. 

Видео о том, как работате масло в двигателе:

Как выбирать моторное масло?

Основными критериями при выборе технические показатели:

  • тип – синтетические, полусинтетические и минеральные;
  • сертификация моторных масел по степени вязкости (SAE);
  • классификация по эксплуатационным качествам (API и ACEA);
  • классификация по стандартам качества ILSAC.

В нашей статье вы подробно узнаете об особенностях и преимуществах жидкостей различных категорий и научитесь читать этикетку смазочного материала правильно.

«Синтетика», «полусинтетика» или «минералка»?

Синтетические моторные масла считаются одними из лучших, а минеральные – более доступными. Полусинтетические сочетают в себе сильные стороны масел двух предыдущих категорий. Но при выборе важно учитывать не известность бренда и стоимость, а другие, более важные технические параметры.

Сравнительная таблица классификации смазочных материалов поможет разобраться, какой вариант подходит именно вашему автомобилю:

Минеральные Полусинтетические Синтетические
Получены из базовых масел, обогащены химическими присадками для повышения производительности двигателя.  Смесь минеральных и синтетических материалов с повышенной стойкостью к окислению. Работают в сложных температурных условиях. Получены в результате переработки или в условиях лабораторий с добавлением присадок высокого качества. 
Подходят для автомобилей, которые используются ежедневно для регулярных поездок за пределы города на умеренной скорости.  Подходят автомобилям и всем типам транспортных средств, работающих в городской среде и в условиях скоростной езды. Разработаны для улучшения защиты и продления срока службы двигателя. Снижают трение и понижают расход топлива. 

У синтетических масел однородные молекулы, а у минеральных – неоднородные. В случае с первыми трение умеренное, а в случае со вторыми – повышенное. Вот как работает синтетическое моторное масло в двигателе и какие преимущества обеспечивает механизму:

Классификация и спецификация масел

Особенности  Свойства  Преимущества 
Повышенный индекс вязкости Оптимальная толщина масляной пленки при высоких и при низких температурах. Снижение преждевременного износа деталей ДВС даже при экстремальных температурах. 
Низкотемпературные эксплуатационные характеристики Сохранение текучести при пуске ДВС в условиях максимально низких температур. Быстрое поступление смазочного материала к важным частям ДВС. Снижение износа при пуске. 
Низкая испаряемость  Минимальный расход масла. Экономия на доливках смазочного материала.
Низкий коэффициент трения Равномерная молекулярная структура. Снижение внутреннего коэффициента трения. Повышение эффективности ДВС и снижение температуры смазочного материала.
Усиленное термоокисление Замедление процесса старения масла при контакте с молекулами кислорода. Стабильные параметры вязкости и температуры. Минимальное образование нагара и отложений.

Также, для примера приведены сравнительные графики, с учетом течения времени в моточасах, некоторых параметров для синтетических и минеральных масел (кинематическая вязкость, щелочное и кислотное число):

Классификация и спецификация масел

Перечисленные особенности, свойства и преимущества синтетических смазочных материалов делают их наиболее востребованными как для новых, так и для б/у двигателей автомобилей разных производителей. Выбирать полусинтетические либо минеральные масла следует в том случае, если они рекомендованы производителем. 

Классификации масел ДВС

У каждого моторного масла, даже если речь идет о линейке одного бренда, есть свои отличительные параметры. Чтобы автовладельцам было проще подобрать материал для определенного двигателя, экспертами были разработаны три официальные классификации:

  • по классу вязкости, SAE – утверждена обществом инженеров автомобилистов;
  • по эксплуатационным качествам, API – введена американским институтом нефти;
  • по эксплуатационным качествам, ACEA – разработана ассоциацией европейских производителей. 

Чтобы подбирать смазочный материал правильно, нужно разобраться в каждой из перечисленных спецификаций подробнее.

Классификация моторных масел SAE (по вязкозти): что выбрать?

Это классификация по классу вязкости в зависимости от температуры внешней среды. О чем идет речь? Об аббревиатуре, которая есть на любой этикетке. Например, вы видите надпись: 15w40. Это температурный диапазон, при котором жидкость будет работать оптимально. 

Вот что обозначает эта аббревиатура:

  • Первая цифра (15) указывает на границу использования в зимний период. Подсчитать эту границу можно самостоятельно: 15 – 40 = -25. При более низкой температуре заводить автомобиль не рекомендуется, поскольку жидкость не прокачается через масляные каналы. 
  • Разделительная буква W между двумя числами говорит о всесезонности применения. 
  • Вторая цифра – технический параметр, который обозначает высокотемпературную вязкость. В случае с маслом, приведенным в качестве, примера, это +40 градусов. При высоких температурах оно должно оставаться густым, а при низких – текучим. 

По стандартам SAE все моторные масла делят на 17 классов с обозначениями от 0W до 60W. Восемь разработаны для эксплуатации зимой, девять – для летнего периода. В этой таблице представлены самые распространенные индексы вязкости для использования зимой и летом в условиях нашего климата:

SAE, зимние масла  SAE, летние масла
 

  • 0W ниже -35°C;
  • 5W до -30°C;
  • 10W до -25°C;
  • 15W до -20°C;
  • 20W до -15°C.
 

  1. 0W до +30°C 
  2. 5W до +35°C, 
  3. 10W до +35°C, 
  4. 15W до +45°C
  5. 20W выше +45°C

Также при выборе масла нужно обратить внимание и на такие факторы, как пробег автомобиля и климатические условия:

  • если пробег авто менее 25% от гарантированно заявленного производителем, то можно использовать жидкость с вязкостью 5W30 или 10W30 как летом, так и зимой;
  • при пробеге 25-50% выберите летнее масло с SAE 10W40/15W40, а зимой использовать масло стандарта 5W30/10W30;
  • в случае износа двигатели от 75% рекомендуются летние масла 15W40/20W40 и зимние жидкости 5W40/10W40;
  • если зимой температура воздуха не опускается ниже -20°С, то подойдут многие из предложенных на авторынке масел;
  • «проблемные» аккумуляторы и стартеры в морозы работают стабильнее с маслом 0W30, нежели с жидкостью 15W40.

Классификация моторных масел по вязкости SAE позволяет быстро подобрать масло на лето и на зиму с учетом основных параметров двигателя, состояния автомобиля и климатических условий.

Классификация моторных масел по API

Эту классификацию по качеству создал Американский институт топлива в 1969 году. Она разделяет все смазочные материалы на несколько категорий:

  • для бензиновых двигателей;
  • для дизельных моторов;
  • для двухтактных ДВС;
  • для трансмиссий.

Для каждой категории предусмотрены классы качества с фиксированным набором свойств. А на этикетке классы представлены в виде буквенно-цифрового кода, в котором первая буква кодировка обозначает вид масла:

  • «C» — для дизельных двигателей;
  • «S» — для бензиновых двигателей;
  • «T» — для двухтактных двигателей.
Читайте также:  Вариатор Ниссан Кашкай – основные неисправности и способы ремонта

Многие жидкости применяются в нескольких типах ДВС и имеют два класса. Буквы в кодировке в таком случае разделяются чертой. Например, API SJ/CF-4. Первым ставится класс с предпочтительным применением. Например, разработанное для бензиновых моторов масло может использоваться и в дизельных ДВС.

Вторая буква в кодировке с учетом международной классификация моторных масел API обозначает уровень эксплуатационных качеств в зависимости от года выпуска. Буквы используются по возрастанию от начала латинского алфавита. Чем дальше буква, тем выше класс.

Вот как выглядит классификация API для бензиновых ДВС:

Класс  Год выпуска ДВС Требования и особенности 
SE* 1972  Аналогичные с классом SD, но защита двигателя лучше.
SF* 1980 Аналогичные с категорией SE, улучшенная защита от износа и окислительная стабильность.
SG* 1988  Аналогичные с категорией SF, улучшенная защита от износа, окисления и образования шлама. 
SH* 1993  Аналогичные с категорией SG, обозначается символом API для подтверждения соответствия уровню SH.
SJ 1996 Аналогичные с категорией SH, защита от окисления при высоких температурах и от забивания катализатора улучшена.
SL 2001 Улучшенные моющие свойства, защита от низкотемпературных отложений и окислений, увеличенный интервал между заменами.
SM 2004 Улучшены общие свойства для максимального расширенного интервала замены, надежная защита от окисления и низкотемпературных отложений.
SN 2010 Повышенная защита от сажи и высокотемпературных отложений на поршнях.

* устаревшие классификации.

А вот спецификация моторных масел API для 2-тактных ДВС: 

Класс  Год выпуска, особенности эксплуатации ДВС Требования и особенности
CD-II 1988, работающие в сложных условиях. Высокая защита от отложений и износа. Отвечает требованиям класса CD
CF-2 1994, работающие в сложных условиях. Усиленная защита от преждевременного износа поршневых колец и цилиндров. 
CE** 1987, требовательные и высоконагруженные  коммерческие ДВС. Усиленная защита от отложений и высокотемпературных отложений, контроль за расходом и окислением.
CF-4** 1991, требовательные коммерческие ДВС. Улучшенная защита против высокого расхода масла и отложений на поршнях.
CF 1994, моторы с непрямым впрыском. Оптимальны для использования в карьерной и строительной технике. Подходят для топлива с высоким содержанием серы. 
CG-4 1995, коммерческие ДВС, работающие под тяжелыми нагрузками. Предназначены для ДВС с содержанием серы в количестве от 0,05 до 0,5%. 
CH-4 1998, моторы под высокими нагрузками и пониженным уровнем выхлопов. Защищают от коррозии, износа, сажи и окисления, обладают высокой устойчивостью к вспениванию и сдвиговой стабильностью. 
CI-4 2002, оборудование на топливе с низким содержанием серы. Увеличивают срок службы мотора и интервалы замены масла в 2 раза. 

** устаревшие классификации.

Действующие классы подходят для большинства дизельных и бензиновых моторов как для новых, так и для старых автомобилей. Новые классы поглощают старые. 

Жидкости классов SM и SN можно использовать в турбированных моторах. Специфический класс масел API CF-2/4 разработан специально для двух- и четырехтактных дизельных двигателей, работающих в тяжелых условиях. 

Таблица классификации моторных масел по API включает основные классы жидкостей. Но часто случается так, что на этикетке нет информации о соответствии какому-либо из классов API. В таких случаях масло либо не имеет данного сертификата, либо класс качества устарел. 

Классификация моторных масел по ACEA

Данная классификация представляет собой европейский аналог API и во многом пересекается с ее требованиями. Но требования к ряду параметров у европейских экспертов оказались более строгими. АСЕА учитывает практически все конструктивные особенности ДВС и режимы их эксплуатации в европейских условиях.

Перечень требований обновляется каждые несколько лет в ходе испытаний АСЕА. Последняя редакция 2012 года делит ДВС на несколько категорий:

  • A/B для бензиновых (А) и дизельных (В) моторов;
  • C для дизелей и бензиновых ДВС с высоким экологическим классом, сажевыми фильтрами и каталитическими нейтрализаторами;
  • E для дизельных моторов тяжелого автотранспорта.

Вот как распределены классы и основные параметры в таблице классификации моторных масел по ACEA:

Класс моторного масла Тип двигателя Свойства моторного масла
A1/B1 Бензиновые и дизельные ДВС легковых авто. Обеспечивают увеличенный интервал для замены и низкий коэффициент трения.
A3/B3 Высокофорсированные бензиновые и дизельные ДВС легковых авто. Обеспечивают увеличенный интервал для замены, подходят моторам в тяжелых условиях, всесезонные.
A3/B4 Высокофорсированные бензиновые и дизельные моторы. Гарантируют уменьшение расхода топлива. 
A5/B5 Высоконагруженные бензиновые и дизельные ДВС легковых авто. Позволяют заменять масло реже даже при интенсивной эксплуатации машины. 
C1 и С2 Высокофорсированные бензиновые и дизельные ДВС легкового транспорта с сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами. Обеспечивают низкий коэффициент трения, помогают экономить топливо, продлевают ресурс сажевых фильтров и катализаторов, могут содержать различные присадки. 
C3 и С4 Высокофорсированные бензиновые и дизельные ДВС легкового транспорта с сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами. Продлевают ресурс катализатора и сажевого фильтра, варьируются по количеству присадок. 
E6 Дизельные ДВС грузового транспорта, работающие в тяжелых условиях, с нейтрализаторами и сажевыми фильтрами. Увеличивают интервал между заменами масла. 
E7 Дизельные ДВС грузового транспорта, работающие в тяжелых условиях, с системами рециркуляции нейтрализаторами, без сажевых фильтров.  Увеличивают интервал между заменами масла.
Е9 Инновационные дизельные ДВС с высокой нагрузкой и жесткими требованиями к экологичности, с сажевыми фильтрами и без.  Увеличивают интервал между заменами масла.

Представленная спецификация моторных масел по API и ACEA отражает базовые требования к этим техническим жидкостям. Но каждый производитель вправе выдвигать дополнительные требования к маслам, которые он рекомендует для своих автомобилей. 

Классификация моторных масел по ILSAC

Эту классификацию предложил Международный комитет по стандартизации и сертификации смазочных материалов. Система разработана специально для ДВС легковых автомобилей производства США и Японии. ILSAC также осуществляет контрооль за соблюдением действующих норм и сертифицирует масла совместно с API.

У автомасел, сертифицированных по ILSAC, есть ряд отличительных особенностей:

  • позволяют экономить топливо и энергию;
  • стойкие к вспениванию и стабильные к сдвигу;
  • обладают низкой вязкостью и малой испаряемостью;
  • обладают фильтруемостью в условиях низких температур;
  • защищают системы снижения токсичности выхлопных газов. 

В таблице классификации моторных масел по ILSAC представлены пять классов жидкостей, существующих на данный момент:

Класс  Дата утверждения Особенности и плюсы
ILSAC GF-5 22.12.2009 г. Повышают эффективность всех узлов автомобилей, обеспечивают высокую защиту поршней и турбокомпрессоров от отложений, совместимы с уплотнительными материалами, защищают моторы с этанол-содержащим биотопливом, экономят топливо, увеличивают интервал замены масла. 
ILSAC GF-4

Классификация и спецификация масел

Существует классификация масел по вязкостно-температурным свойствам и классификация масел по эксплуатационным свойствам (назначению и качеству). В настоящее время единственной признанной во всем мире системой классификации транспортных масел по вязкости является спецификация SAE.

В классификации масел по качеству и назначению в настоящее время существует одновременно несколько систем — API, ACEA, JASO, ILSAC и ГОСТ (для стран СНГ). Наряду с общепринятыми системами классификации масел Военное ведомство США (MIL) и крупные производители автомобилей и техники (OEM) выдвигают дополнительные требования (спецификации) к качеству масел.

Классификация масел по SAE
Основанная в 1911 году SAE (Society of Automotive Engineers — Общество автомобильных инженеров) была первой организацией создавшей систему классификации масел по вязкости. Норма SAE J 300 определяет степень вязкости для каждого смазочного материала. SAE J-300 содержит 6 зимних классов и 5 летних классов моторных масел. Классы вязкости SAE OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W относятся к зимним, а SAE 20, 30, 40, 50, 60 — к летним. Например, S.A.E. 40 (летняя степень вязкости). Чем больше число, тем в большей степени масло будет сохранять свою вязкость при нагревании. В условиях городского движения и при спортивном вождении, а также когда высока температура воздуха, двигатель подвергается воздействию высоких температур. Важно пользоваться маслом, которое при высокой температуре в большой степени сохраняет свою вязкость для защиты двигателя. Когда двигатель холодный, наоборот, масло обладает тенденцией сгущаться. В этом случае важно, чтобы оно оставалось жидким даже при низких температурах, чтобы протекать через двигатель, защищать его детали и способствовать пуску. Холодная вязкость обозначается в нормах S.A.E. «зимней степенью вязкости». Например, S.A.E.10W. Число обозначает степень зимней вязкости, после этого числа всегда стоит буква «W» («winter», то есть «зима»). Чем меньше число, тем в большей степени масло будет сохранять свою текучесть в холодную погоду или при пуске двигателя. Моносезонные масла обычно применяются, когда рабочие температуры отличаются не намного (или для выполнения специальных задач). Всесезонные масла обозначаются одновременно и зимней и летней степенью вязкости. Например, S.A.E. 10W 40 где: 10W = зимняя степень вязкости 40 = летняя степень вязкостиВсесезонное масло менее подвержено воздействию температур.
Ссылка на основную публикацию