Коробка передач. Виды и сравнение трансмиссий, плюсы и минусы механики, автомата, робота и вариатора

Коробка передач. Виды и сравнение трансмиссий, плюсы и минусы механики, автомата, робота и вариатора

Механическую коробку передач выбрать, или автоматическую? А если автоматическую, то обычный автомат, «робот», или вариатор? Такие вопросы очень популярны в среде автолюбителей при выборе будь-то нового, будь-то подержанного автомобиля. Интернет заполнен на тему коробок передач, причем как полезной информацией, так и информационным «хламом». Отличить полезное от хлама может только профессионал в теме. Такой у него, у Интернета, недостаток.

Механическая коробка передач

Начнем с «механики». В случае механической коробки передач, под капотом имеем двигатель, «черный ящик» коробки, со всеми её валами, шестеренками, синхронизаторами и включающими муфтами. А между двигателем и коробкой узел сцепления. На педаль сцепления нажали – двигатель и коробку полностью разъединили.

Пока вы удерживаете педаль сцепления нажатой, силовой агрегат и коробка передач ничем не связаны и вы можете включить любую передачу, исходя из условий движения. Вот это и является основным плюсом «механики», особенно для «продвинутого» водителя, который знает и умеет применять приемы активного управления автомобилем.

Например, в случае переднеприводного авто, «упереться» двигателем в колеса передней оси перед маневром. А в случае заднего привода, «довинтить» машину в вираж, перейти на более крутую траекторию. Но как часто случается, недостатки являются продолжением достоинств.

Активно «драйвануть», конечно, это приятно, а вот орудовать педалью сцепления и рычагом переключения в бесконечных пробках мегаполисов – не самое приятное занятие. Вот это и есть минус.

Гидромеханическая автоматическая коробка передач, или «обычный автомат»

Чтобы не управлять коробкой «врукопашную», и не особо напрягаться ручками-ножками в плотном городском потоке, и придумана автоматическая коробка передач. Сначала появилась гидромеханическая АКП (автоматическая коробка передач).

Для того, чтобы понять, как она работает, нужен… вентилятор (обычный, бытовой) и какая-нибудь детская вертушка-игрушка с винтом-пропеллером, похожим на вентиляторный. Включите вентилятор и поднесите к нему эту игрушку.

Что произойдет? Пропеллер на игрушке тоже будет крутиться! Теперь представьте, что винт приводит в движение не электромотор вентилятора, а двигатель автомобиля. А второй винт находится на валу, уходящем в «черный ящик» с шестеренками, муфтами, и всем прочим.

Оба этих винта заключены в герметичный корпус, заполненный специальной трансмиссионной жидкостью, который называется гидротрансформатором.

Для чего эти страсти? А для того, чтобы плавно трогаться, как можно плавнее переключать передачи безо всякого сцепления «от ноги» водителя, как в «механике» между двигателем и «черным ящиком» с шестеренками. Ведь для того, чтобы тронуться, нужно плавненько соединить мотор и «черный ящик» коробки. Вот гидротрансформатор, совершенно не теряя усилий от двигателя, это и делает.

А жидкость нужна для того, чтобы через нее передавать вращательное движение. А то воздух, он не справится. Плотность воздуха мала для передачи энергии на таких скоростях вращения. Что же касается переключений передач, то они выполняются по команде блока управления, автоматически, в зависимости от условий движения. Раньше эти блоки были гидравлические, сейчас электронные.

В общем, всё в гидромеханической АКП, вроде, хорошо. Сама едет, сама переключается. Водителю остается только жать педали «газа» и тормоза, да селектор «автомата» щелкать между «Паркинг», «Драйв» и «Назад». Причем работает эта штука вполне надежно. Если не изображать из себя Шумахера на АКП, и соблюдать Регламент ТО, то и не ломается.

Но недостатки есть. Главные среди них – ощутимые моменты автоматических переключений диапазонов АКП в «черном ящике» с шестеренками, и более высокое потребление горючего, в сравнении с «механикой» при одинаковых силовых агрегатах. Потребность в большем комфорте, возраставшие цены на топливо и забота об экологии стимулировали инженеров подумать на тему автоматизации ещё раз.

«Вариатор». Вариаторная АКП

Чтобы понять, до чего додумались инженеры, представьте… велосипед. Педали, две звездочки, а между ними – цепь. На заднем колесе чуть более продвинутых моделей есть несколько звездочек, чтобы можно было передачи переключать. Переключил на большую звездочку – крутить педали легче и можно ехать в крутую горку, только чаще крутить педали приходится.

Скорость велосипеда при этом падает, но это плата за высокую тягу. А если ехать по ровной местности, или с горы, то включил звездочку сзади поменьше – крутишь педали реже, а скорость велосипеда растет. Теперь представьте, что на велосипеде вместо цепной передачи стоит ременная.

То есть, вместо цепи – ремень, вместо звездочек — шкивы, только вместо кучи звездочек на заднем колесе – ОДИН шкив, но его диаметр может… плавно изменяться.

Представили? Вот, перед вами, вариаторная автоматическая коробка передач! Один шкив – постоянного размера, второй – переменного и его диаметр меняется по команде блока управления, подстраиваясь под условия движения.

А между ними – прочнейший «ремень», представляющий собой или многозвенную цепь, или составной, из металлических пластин. Плавное изменение диаметра одного из этих шкивов приводит к тому, что моменты переключений АКП не ощущаются вовсе. Ведь их попросту нет, этих моментов переключений.

J Изумительно комфортная штука в работе, этот вариатор! Но и в нем не обошлось без недостатков, существенных и помельче.

«Вариаторы» недёшевы. Также они категорически не любят пробуксовок.

Из-за того, что между «черным ящиком» со шкивами и ремнем приходится ставить все тот же гидротрансформатор (трогаться-то нужно!), а также из-за механического трения в «черном ящике», потери энергии достаточно велики, расход топлива, в с сравнении с «обычной» АКП, немногим меньше. А может быть и больше.

А еще приходится с программами двигателя «поколдовать», чтобы он не гудел, как троллейбус на постоянных оборотах при разгонах. Ведь ступенчатого переключения передач – нет. Поэтому инженерам опять открылся простор для изысканий.

«Роботы». Роботизированные коробки передач

Чтобы преодолеть недостатки гидромеханических и вариаторных АКП, несколько конструкторских школ обратили свое внимание на… обычную механическую коробку.

А что если заменить ножной привод сцепления электроприводом, рычаг переключения передач и тяги к «черному ящику» с шестеренками электрическими исполнительными механизмами, и управлять сцеплением и переключениями с помощью электронного блока, исходя из условий движения? Конечно, легко и скоро только сказка сказывается. Над программами управления для этого блока и надежностью электропривода инженерам пришлось крепко повозиться, но автоматизированные механические коробки передач, которые журналисты окрестили «роботизированными», или «роботами», пошли в серийное производство для автомобилей малых классов. Они представляют собой именно классическую «механику», в которой управление сцеплением и переключениями передач осуществляется электронным блоком.

Главное достоинство большинства «роботов» — высокая топливная экономичность, для чего они, прежде всего и создавались.

Ведь компьютер с совершенной программой управления никогда не ошибается, никогда не сердится, не впадает в депрессию и никогда не устает, в отличие от водителей с разным опытом, мастерством и стойкостью к физическим и моральным нагрузкам.

Поэтому автомобиль с «роботом» расходует меньше топлива, чем такое же авто с любой другой коробкой, включая «механику». А ещё такой «робот» дешевле любой другой АКП в покупке, при заказе нового авто. Вот так.

Но и тут без недостатков не обходится. Как ни старались инженеры оптимизировать моменты переключений, «клевки» автомобиля носом при буйных разгонах весьма ощутимы. Такие «роботы» для экономичной и спокойной езды, а не для «шумахера». Еще они не любят пробуксовок в агрегатах сцепления. Пришлось инженерам опять поднапрячься.

Нет ничего идеального…поэтому каждый выбирает то, что ему по душе;)

Голова кругом от выбора КПП? Автомат, вариатор, робот… Разбираем плюсы и минусы всех коробок и смотрим для чего годятся

Мы привыкли называть их «механическая» и «автоматическая», хотя по большому счету это не совсем верно.

Но если не залезать в дебри конструкций, технических терминов и русского языка, давайте оставим привычные определения, просто договоримся, что подразумеваем мы под ними именно процесс выбора нужной передачи — с непосредственным участием водителя в первом случае и без такового во втором.

Мы недавно привели примеры самых нежелательных, для различных видов трансмиссий, ситуаций. Их полезно помнить и учитывать, если у вас уже есть машина и вы попали в сложную ситуацию. Ну а если вы только подбираете себе авто?

Современный автопром, практически безотносительно класса автомобиля и ценовой категории, предлагает множество видов коробок передач. Какую КПП предпочесть? При выборе между конкурирующими моделями с разными трансмиссиями — у кого вид коробки станет преимуществом, у кого недостатком?

Давайте пройдемся по их плюсам и минусам, особенностям эксплуатации.

Читайте также:  Инструкция по замене сальников приводных валов коробки передач на авенсисе 2. замена сальников кпп toyota avensis т250

Механическая или ручная коробка передач

Самая старая, проверенная трансмиссия. Основные принципы ее конструкции в конце 19 века заложил знаменитый Луи Рено. Крутящий момент передается при помощи пар шестерен на валах. Выбор необходимой передачи осуществляется непосредственно водителем.

Самое слабое звено в таком типе КПП — сцепление. Неумелая работа с ним, тяжелые условия эксплуатации, вроде постоянного бездорожья, буксировки прицепов или других ТС, приводят к необходимости его преждевременной замены.

Стоимость подобной операции начинается от 15 000 рублей, но с «механикой» это единственная периодическая трата, помимо копеечной замены масла, с которой вам придется столкнуться. Современные диски сцепления рассчитаны на пробег 120-15 тысяч км в обычных условиях.

Сломать саму коробку можно, но только очень сильно постаравшись.

Плюсы «механики»

  • Простая и надежная конструкция.
  • Ремонт, даже если потребуется, стоит сравнительно недорого.
  • Такой автомобиль можно буксировать без ограничений.
  • Выезжать из снега или грязи в раскачку — без проблем.
  • Возможность самому буксировать другое авто или «выдернуть» при необходимости.
  • Экономия топлива из-за отсутствия потерь в трансмиссии.
  • Лучший контроль тяги.
  • Меньшая стоимость при покупке авто.

Минусы «механики»

  • Сложность освоения для новичков.
  • Менее комфортно ездить в пробках.
  • Необходимость хорошей координации движений при трогании в горку.
  • Меньшая ликвидность особенно легковых авто.

Купить новые автомобили с механической КПП от официальных дилеров. Большой выбор. Машины в наличии. Бронирование онлайн.

Для каких целей предпочесть

Сейчас механическая КПП удел или совсем бюджетных моделей, или машин, которые приспособлены для постоянной эксплуатации в тяжелых условиях — внедорожников.

Если ваш бюджет не позволяет выбрать легковой автомобиль с автоматом, а покупать вы намерены именно новый авто — альтернатив механике немного. Правда, последнее время разница в цене не такая значительная, но увеличивается производителями за счет более богатых комплектаций, которые можно купить только с автоматическими коробками.

Если вы приобретаете полноприводный вседорожник или внедорожник с пониманием, что он почти не будет вылезать на асфальт, механическая коробка может быть хорошим и бюджетным выбором, но не единственным — об этом дальше.

Роботизированная коробка передач

Этот вид трансмиссии по сути представляет из себя ту же «механику» внутри, только переключение передач производит не водитель, а электронный «мозг» на основании множества параметров выбирая оптимальную пару шестеренок. Отсюда сравнительно позднее время ее появления — для работы «робота» требуется масса электроники.

Существуют два варианта роботизированных коробок. С одним сцеплением — полный аналог механики, и с двумя сцеплениями — фактически это две механические КПП в одном корпусе, одна из которых отвечает за используемую в данный момент передачу, вторая готовится сработать при переключении. Первый тип в настоящее время почти не применяется из-за большого количества недостатков.

Плюсы «робота»

  • Топливная экономичность сравнимая с механикой.
  • Высокая скорость срабатывания у вариантов с двумя сцеплениями.
  • Возможность переключения режимов работы.

Минусы «робота»

  • Замедленная работа и «клевки» в недорогих моделях с одним сцеплением.
  • Перебор передач, дергание в пробках.
  • Невозможность применения в сложных дорожных условиях.
  • Размыкание сцепления при аварийном режиме КПП.
  • Достаточно высокая стоимость ремонта версий с 2 сцеплениями.
  • Большое количество необходимой электроники и датчиков.

Купить новые автомобили с роботизированной КПП от официальных дилеров. Большой выбор. Машины в наличии.

Бронирование онлайн.

Для каких целей предпочесть

Главное максимально достойное применение роботизированных коробок, а именно их версий с двумя сцеплениями — спорткары. Быстрые переключения, конструктивная близость к механике, возможность ручного переключения и полного контроля тяги.

Не стоит рассматривать «робот» для эксплуатации на бездорожье или для буксировки тяжелых прицепов. Можно перегреть или сжечь сцепление.

В городе, даже в пробках, современные варианты роботизированной коробки чувствуют себя вполне неплохо, основные болячки вылечены, многие возникающие проблемы устраняются настройкой программного обеспечения управляющего коробкой.

Гидромеханическая автоматическая коробка передач

Эту коробку называют еще «классическим автоматом», так как именно гидромеханическая трансмиссия появилась на серийных автомобилях первой, после «механики». В 1928 году в Швеции такие коробки передач ставили на автобусы. Основанная на работе гидротрансформатора и планетарного редуктора, такая трансмиссия достаточно сложна в изготовлении и ремонте. Но обеспечивает максимальный комфорт и удобство эксплуатации при достаточно высокой надежности и долговечности.

Плюсы «автомата»

  • Высокая надежность.
  • Пригодность к сложным условиям эксплуатации при соблюдении несложных правил.
  • Максимальный комфорт при движении даже в пробках.
  • Выше ликвидность на вторичном рынке.

Минусы «автомата»

  • Повышенный расход топлива.
  • Меньшая динамика разгона.
  • Выше первоначальная стоимость.
  • Дорогой ремонт.
  • Сложности при буксировке.

Купить новые автомобили с автоматической КПП от официальных дилеров. Большой выбор. Машины в наличии. Бронирование онлайн.

Для каких целей предпочесть

Такие коробки передач производятся достаточно давно. Надежность их, ввиду технической сложности, чуть ниже механических, но очень высокая. Недаром даже на большие внедорожники и пикапы ставят именно гидротрансформаторные автоматы.

При правильной эксплуатации и своевременном уходе такие коробки ходят по 200-300 тысяч километров и выдерживают езду по бездорожью. А за счет плавного трогания с места и возможности постепенно увеличивать момент передаваемый на колеса, на бездорожье при езде внатяг могут быть даже предпочтительнее «механики», где требуется точная работа с педалью сцепления.

Наверное самая универсальная и максимально неприхотливая из всех автоматических КПП.

Вариатор

Принцип работы клиноременного вариатора с раздвижными шкивами описал еще Леонардо Да Винчи. Трансмиссия, называть ее коробкой передач не совсем верно, не имеет ступеней или передач в классическом понимании. Изменение передаточного отношения происходит плавно за счет сближения или расхождения половинок шкивов, между которыми натянут ремень или цепь.

В настоящее время применяются особые ремни, сделанные из стальных тросиков и наборных пластин, которые чаще всего передают не тянущее, а толкающее усилие. Вторым вариантом является цепь особой конструкции. Современная конструкция вариатора может включать также гидроблок и планетарную передачу.

Плюсы вариатора

  • Топливная экономичность.
  • Высокий КПД за счет минимальных потерь.
  • Плавность изменения передаточного отношения.
  • Комфорт при движении в городе.

Минусы вариатора

  • Конструкция не предусматривает высоких нагрузок.
  • Сравнительно высокая шумность.
  • Требовательность к частоте смены масла.
  • Требовательность к чистоте масла.
  • Боязнь перегрева.
  • Высокая стоимость ремонта.
  • Невозможность буксировки.

Купить новые автомобили с вариатором от официальных дилеров. Большой выбор. Машины в наличии.

Бронирование онлайн.

Для каких целей предпочесть

Спокойная езда исключительно по городу, трассе или твердой грунтовке. Планомерное регулярное качественное обслуживание. Если эти два пункта для вас на 100% выполнимы — можно смело смотреть автомобили с вариатором. По комфорту он, пожалуй, превзойдет все прочие трансмиссии.

На внедорожниках или серьезных кроссоверах применение вариатора видится скорее компромиссом, хотя такие варианты встречаются. Но производителя заявляют, что для кроссоверов вариаторы имеют особые настройки позволяющие до определенной скорости им работать в максимально нагруженном состоянии.

Итог

Конечно, после снегопада, который накрыл Центральную Россию в феврале, всем захотелось внедорожник, непременно со всеми блокировками и зубастой резиной. Но выбирать вид трансмиссии мы советуем ориентируясь на 99% ваших потребностей в перемещении, а не форс-мажорные ситуации.

Если ваши маршруты проходят по улицам крупных городов, в крайнем случае по хорошим ровным и твердым грунтовым дорогам, в городах часто случаются пробки, а сервисные центры условно в «шаговой доступности» — можете выбирать любую автоматическую трансмиссию. Все они приспособлены для таких условий, вопрос в нюансах.

Если вы рассматриваете мощный автомобиль, чтобы, в том числе, погонять по треку — робот с двумя сцеплениями без вариантов. Ну или механика, если хочется совсем экстрима.

Если вы любите охоту или рыбалку, путешествия по затерянным местам, и точно знаете, что предстоит залезть на раскисшую грунтовку, в песок или сугробы — механика или классический гидроавтомат.

Не забывайте, что любая коробка после напряженных условий эксплуатации требует профилактического обслуживания. Вместо со старым маслом удаляется мелкая металлическая стружка, которая неизбежно появится при трении деталей между собой. Если механика к этому максимально терпима, хотя так ее испытывать тоже не стоит, то автомат и вариатор могут выйти из строя без своевременной замены жидкостей.

Что лучше, надёжнее и удобнее: «механика», «автомат», CVT или «робот»

Журнал Все плюсы и минусы разных видов трансмиссииПодбирая автомобиль, каждый автолюбитель должен ответить на важнейший вопрос: какой вид трансмиссии предпочесть – «механику» или «автомат», и если «автомат», то какой именно – классический гидротрансформатор, вариатор или роботизированную коробку передач.

Читайте также:  Chevrolet Corvette Stingray 1969 - фото, описание, характеристики

Вариантов действительно много, важно не ошибиться и взять именно то, что больше подходит конкретно вам.

Механическая коробка передач – это, что называется, классика жанра. Самая дешёвая, технические простая, наиболее надёжная и неприхотливая трансмиссия из всех видов коробок передач. При наличии альтернативы с любым «автоматом» версия на «механике» будет точно дешевле. В некоторых случаях экономия при её выборе достигает сотен тысяч рублей. Уже это – неоспоримый её плюс перед другими трансмиссиями.

Механическая коробка передач при правильном с ней обращении позволит вам пусть немного, но экономить топливо по сравнению с такой же машиной на гидротрансформаторе или «роботе». Правда, преселективные «роботы» и вариаторы позволяют расходовать горючее ещё эффективнее.

Любитель собрал коробку передач от Формулы-1

Автомобиль на «механике» почти всегда разгоняется быстрее такой же машины с «автоматом», если, опять же, речь не идёт о преселективном «роботе». Но важно помнить, что чем выше ценовой сегмент авто, тем меньше разница в динамике между разными видами трансмиссий.

Автомобилем на «механике» управляете именно вы, а не умная машина – вами. Водитель волен самостоятельно выбирать передачи в соответствии со своими потребностями и с дорожной ситуацией.

Обгонять на такой машине легче.
Наконец, автомобиль на «механике» без проблем можно таскать на тросе и заводить с толкача – к поломкам это не приводит.

Прогревать трансмиссию в мороз, как в случае с другими видами трансмиссии, не обязательно.

Коробка передач CVT — что это такое

Главный и, пожалуй, единственный минус «механики» заключается в том, что ей нужно уметь грамотно пользоваться. Некоторые автолюбители не могут с ней совладать даже после выпуска из автошколы – просто потому, что изначально учились ездить на «автомате». Именно такую коробку передач стоит предпочесть любителям внедорожных вылазок и лицам, увлекающимся автоспортом.

Гидротрансформаторный «автомат» – это классическая коробка передач среди «автоматов». Она самая надёжная, неприхотливая и живучая.

В отличие от традиционной «механики» с кучей шестерён, муфт и вилок основным её компонентом является закрытая камера тороидальной формы с находящимися внутри насосным, турбинным и реакторным колёсами. Свободное пространство заполнено циркулирующей жидкостью.

Работа устройства основана на передаче крутящего момента от мотора к трансмиссии за счёт потока жидкости без жёсткой связи. Словом, это принципиально иная конструкция, в подробности устройства которой сейчас мы вдаваться не будем.

Какое будущее ждёт коробки передач

Важно другое: гидротрансформаторный «автомат» позволяет избавить машину от сцепления и «лишней» педали. Такая трансмиссия самостоятельно щёлкает передачи, обеспечивает достойную плавность хода и простоту управления во всех режимах движения. Это ли не счастье?

Основные плюсы данной коробки передач мы уже перечислили, но есть и минусы. Их немало. Поскольку гидространсформаторный «автомат» имеет низкий КПД, возрастает расход топлива. В большинстве случаев такая коробка передач не даёт машине ураганной динамики.

Она рассчитана на длительную, но плавную, неспешную работу. Гидротрансформатор обладает внушительным весом и относительно высокой ценой. Зимой эта коробка нуждается в прогреве.

Тащить прицеп или буксировать другую машину с классическим «автоматом» противопоказано, равно как и волочиться за кем-то на тросе. Спортивные дисциплины – не для этой коробки.

Изначально роботизированная коробка передач была ничем иным как самой обычной «механикой», дополненной электрическими актуаторами. Они избавили водителя от необходимости переключать передач вручную, но привели к удорожанию конструкции, а заодно к потере «механикой» почти всех её замечательных свойств. На сегодняшний день повстречать это чудо можно, разве что, на старых машинах.

Современный «робот» – уже иной. Сцеплений в этой трансмиссии целых два. В ней также есть блок управления, актуаторы, и, разумеется, наборы шестерён и валов. Один из ведомых дисков передаёт крутящий момент на нечётный ряд шестерён, другой – на чётный.

Это делает переключения передач чрезвычайно быстрыми. Простой «механике» за преселективным «роботом» не угнаться. Пока одна из передач включена, другая уже подготовлена к включению. Отсоединение одного диска и присоединение другого происходят одновременно.

Как часто стоит менять масло в коробке передач

Речь идёт о чрезвычайно сложной конструкции, способной сократить время на переключение передач до 100–200 миллисекунд, а заодно обеспечить ровную тягу и снизить расход топлива (до 10%).

Казалось бы, плюсов в этой коробке предостаточно, но и минусов – выше крыши. Преселективный «робот» компактен, лёгок, но очень сложен и дорог в ремонте и обслуживании. Такой вид трансмиссии требователен к стилю езды и не терпит резких ускорений и светофорных гонок.

Передать по-настоящему большой крутящий момент он не способен в принципе (если речь идёт об обычных, гражданских машинах).

Переключиться через несколько передач сразу для мощного ускорения роботизированная коробка передач также не может (в отличие от гидротрансформаторного «автомата» и «механики»).

Вариаторная, она же бесступенчатая трансмиссия (CVT) имеет кардинальные отличия от всех перечисленных ранее коробок. Это самая плавная коробка передач с «троллейбусным» нравом.

Фиксированных передач в ней в принципе нет (но бывают фиксированные положения, имитирующие передачи).

Передача крутящего момента реализована посредством трения в зоне контакта ременной передачи – она осуществляется клиновым ремнём или цепью.

CVT обеспечивает сравнительно высокий уровень ездового комфорта, плавный разгон без задержек и переключений, а также относительно хорошую топливную экономичность. Вместе с тем, такой тип трансмиссии имеет очень ограниченный ресурс – его почти никогда не хватает на весь срок службы автомобиля.

Особенно сильно убивает эту коробку неправильная эксплуатация. Вариатор, как и преселективный «робот», не любит резких ускорений и «низких стартов». Он не приспособлен к буксировке прицепа и длительной пробуксовки в снегу или в грязи.

Трансмиссия требует чрезвычайно бережного обращения и очень дорога в ремонте.

Если вам нужен беспроблемный и надёжный автомобиль на каждый день, стоит отдать предпочтение классической «механике» или классическому «автомату». Второй вариант прекрасно подойдёт жителям «пробочных» мегаполисов, дачникам и просто путешественникам, а первый – петролхедам, особо экономным автомобилистам и тем, кто не привык находиться за рулём в городской толчее.

Если вы любите динамику, но хотите непременно «автомат» и не можете мириться с его неприятными особенностями, – ваш выбор преселективный «робот». Вариатор – во всех планах компромиссный вариант для неспешной размеренной езды без претензий на динамику и хотя бы минимальное вмешательство в процесс передачи тяги.

Нажал педаль – машина едет; требовать чего-то большего от машины с CVT не стоит.

Чем отличается вариатор от автомата и робота?

 YAY/ТАССYAY/ТАСС

Принцип работы КПП (коробки переключения передач)

Главное предназначение любого устройства, переключающего передачи, — принимать, преобразовывать, передавать и изменять направление крутящего момента. Современные автопроизводители выпускают транспортные средства с механической, автоматической КПП и автоматической в разных вариациях.

В механической переключение передач происходит при помощи человека. В остальных процесс автоматизирован, участия водителя не требуется. Чтобы разобраться в плюсах и минусах автоматической коробки переключения передач (АКПП), вариаторной (CVT) и роботизированной, детально остановимся на принципах работы каждой из них.

Классический «автомат» (гидротрансформатор)

Коробка-автомат с гидротрансформатором впервые была выпущена в 40-х годах минувшего века. Массово ею стали оснащать авто с 60-х годов. Она представляет собой целый комплекс механизмов:

гидротрансформатор, состоящий из турбинного и реакторного колёс, центробежного насоса, обгонной и блокировочной муфт;

планетарная коробка передач, основными деталями которой являются планетарные редукторы, фрикционные и обгонные муфты, соединительные валы, барабаны, тормозная лента.

Коротко принцип работы можно описать следующим образом: гидротрансформатор, размещённый между КП и двигателем, меняет передачу крутящего момента.

Работа гидротрансформатора базируется на беспрерывной циркуляции жидкости, транспортирующей энергию от мотора к трансмиссии.

Масло передаётся от центробежного насоса к турбинному колесу, затем на реактор, где её поток увеличивается и провоцирует увеличение оборотов насосного колеса.

При задействовании обгонной муфты осуществляются вращательные движения реакторного колеса. Переключение передач между поочерёдно соединёнными планетарными редукторами осуществляется с помощью муфт. Работа этих механизмов обеспечивается благодаря гидроцилиндрам, процесс работы которых контролирует электронный блок управления.

Стандартными режимами работы АКПП, которые выбирает водитель при помощи рычага селектора, являются:

Р (Park), П — парковочная блокировка; R (Reverse), ЗХ — задний ход; N (Neutral), Н — нейтральная передача; D (Drive), Д — движение вперёд; L (Low), ПП (принудительно понижающая) или ТХ (тихий ход).

Читайте также:  Замена цепи ГРМ на honda cr-v своими руками - пошаговая инструкция + фотоотчет

плавность при смене передач;высокая надёжность;комфортность управления авто;щадящая эксплуатация мотора и КП.

Недостатки коробки-автомата всё же имеются:

дороговизна;высокий расход топлива;высокая стоимость ремонта;требуется больше времени для разгона;небольшой срок службы;невозможность заведения «с толкача».

Сегодня классическая АКПП существенно доработана — есть модели, которые отличаются хорошей реактивностью, имеют зимний, спортивный, экономичный режимы работы, до 8 передач.

Вариатор

Вариаторная КП — это вариация «автоматики». Однако её устройство и принцип работы имеют существенные отличия от классической АКПП. Это бесступенчатая трансмиссия, в состав которой входят:

собственно вариатор;узел, осуществляющий разъединение двигателя с вариатором;система управления;механизм заднего хода.

Вариаторная КП может быть двух типов:

Принцип работы основан на том, что два раздвижных шкива (ведущий и ведомый), соединённых металлическим ремнём, автоматически меняют свой диаметр, изменяя при этом передаточное число. Запускается вариатор с помощью рычага селектора. Режимы передач идентичны с АКПП.

Позитивные стороны вариатора перед другими КП:

эффективность при использовании мощности мотора;высокая экономия топлива;комфортность управления и самого движения;плавность хода авто;ровный разгон и оперативный набор скорости;малая нагрузка на мотор;экологичность;высокий КПД.

Если вы всё-таки решили отдать предпочтение вариатору, то стоит учесть и его недостатки:

сложность конструкции и ремонта, в покупке запчастей;малое количество сервисов, способных осуществлять ремонт;быстрый износ при езде по плохим дорогам и бездорожью;специфический шум при работе;короткий срок эксплуатации;не ставится на мощные машины.

Важно! Опытные автослесари и автолюбители советуют отказаться от приобретения авто с вариатором, которое уже было в употреблении. Если покупка уже сделана, то необходимо вовремя осуществлять полную замену масла, датчиков скорости и уровня топлива.

Роботизированная КПП

Роботизированная коробка передач вобрала в себя элементы «механики» и «автоматики». По сути, она представляет собой механическую КП с электронным блоком управления, осуществляющим выключение и включение муфты сцепления и переключения передач.

При управлении роботизированной КПП водитель, как и в автоматике, просто переводит селектор в необходимый режим, а переключение передач производит электронный блок. Также производители авто сохранили возможность перехода в ручной режим.

В «роботе» предусмотрены режимы: нейтральная передача (N), задний ход (R), движение вперёд (А/М либо Е/М), переключение передач (+/-).

низкая цена (обычно «роботами» оснащены бюджетные авто);экономный расход топлива;возможность переключения в режим ручного управления.

Недостатками такого вида КП считают:

присутствие пауз, рывков и толчков при переключении передач;заторможенность;невозможность буксировки.

Стоит отметить, что производители стараются стабильно усовершенствовать трансмиссии. Так, сегодня самым современным вариантом роботизированной КП второго поколения является преселективная трансмиссия с двумя сцеплениями. Её составляющими являются 2 вала для чётных и нечётных передач. Каждый вал соединён с двигателем отдельным сцеплением.

Преимущества преселективной трансмиссии уже успели оценить:

возможность быстрого разгона;экономичность при расходе масла и топлива;максимально возможный на сегодня КПД среди «автоматики».

К недостаткам тоже не стоит подходить снисходительно. Сюда относятся:

высокая стоимость;дорогостоящие ремонтные работы и замена масла;рывки и провалы в динамике авто.

Чем отличается вариатор от «автомата» и «робота»

При покупке авто даже опытный автомобилист не всегда сможет разобраться, какая коробка передач в нём установлена. Приводим советы, как отличить АКПП, CVT и «робота» визуально.

Советуем вам почитать о том, как устроена секвентальная коробка передач.

Найти отличия между автоматической и вариаторной коробкой передач при посадке в салон авто невозможно. И та и другая выглядят идентично: один рычаг управления, одинаковое обозначение режимов.

Существует 4 основных признака, по которым можно определить тип КП:

Количество режимов. Вариаторы могут содержать меньшее количество режимов — обычно 4: «P», «N», «D», «R». В современных «автоматах» присутствуют ещё и дополнительные.Указание типа КП рядом с маркой автомобиля.

Чтобы разобраться, какая же всё-таки КП установлена в машине, следует осмотреть её снаружи сзади. Большинство производителей около обозначения марки и модели сообщают и тип трансмиссии — «AT» или «CVT».Разница в «поведении» транспорта в ходе езды. У авто с АКПП будут присутствовать рывки и толчки.

У транспортных средств с вариатором их не будет. Кроме того, у последних будут слышны щелчки в коробке.Разное «поведение» машины при подъёме на горку. Если при движении под гору затормозить и отпустить педаль газа, автомобиль с АКПП будет плавно двигаться вперёд без отката назад.

Автос вариатором сделает откат назад и не будет осуществлять движение вперёд на холостых оборотах.

При отсутствии возможности воспользоваться вышеперечисленными способами за информацией о типе трансмиссии следует обратиться:

к добросовестному продавцу, к опытному автослесарю,к сопроводительной документации авто.

Видео: отличия вариатора, автомата и робота

Отличить вариатор от «робота» проще — достаточно взглянуть на внешний вид коробки передач в салоне и обозначения режимов. В вариаторе основным режимом движения вперёд является D, в «роботе» — А/М или Е/М (хотя в преселективной трансмиссии такого отличия уже нет).

Чтобы АКПП прослужила как можно дольше, следует строго придерживаться некоторых правил эксплуатации:

При остановке на спуске либо подъёме нужно пользоваться стояночным тормозом.Производить переключение в режимы P, R после остановки движения машины.Незамедлительно обращаться в автосервис при наличии толчков и рывков в ходе переключения передач, а также горелого запаха, шума либо гула в районе КП.

Важно! При поломке машины с АКПП её нужно буксировать на нейтральной передаче с включённым мотором. Транспортировка на буксире на расстояние больше 80 км со скоростью свыше 30 км/ч. не рекомендуется из-за риска повреждения узлов и деталей самой коробки.

Чтобы продлить срок службы вариаторной коробки передач, следует:

Осуществлять постоянный контроль за уровнем масла, менять его после каждых 30 тысяч км пробега.Использовать лишь качественное масло от хорошо зарекомендовавших себя производителей и строго подходящее к авто.

В холодное время года не перегружать трансмиссию на старте движения.Периодически проверять состояние разъёмов и проводки.Предоставлять ремонт и диагностику вариатора только специалистам из автосервиса.

Самостоятельно проникать в КП не стоит.

Осуществлять буксировку лишь при работающем двигателе на недлин«««ные расстояния.Стараться не допускать резких разгонов и торможений, ударов трансмиссии.Не ездить по бездорожью либо просёлочным дорогам.Не буксировать другие транспортные средства.Следить за состоянием датчика скорости.

Роботизированная КП прослужит дольше, если придерживаться таких правил эксплуатации:

Не допускать буксования в холодное время года. Производить простой автомобиля, включив режим «Е». При плохом дорожном покрытии осуществлять старт, не газуя, со 2-й передачи. При кратковременной остановке переходить в режим «А». Проводить диагностику несколько раз в год.

Какой вариант лучше и почему

Вряд ли можно однозначно ответить на вопрос, какая коробка переключения передач лучше, ведь каждый автомобилист будет выбирать её в соответствии с собственными целями и предпочтениями.

Среди автомобилистов по-прежнему популярны авто с АКПП. Усовершенствованные вариаторы также не сдают свои позиции. Простые «роботы» отходят в прошлое.

Им на смену приходят более современные трансмиссии (например, преселективная).

Знаете ли вы? Самым быстрым серийным легковым автомобилем сегодня является Bugatti Veyron Super Sport. В 2017 году на нём был установлен рекорд скорости в 457,4 км/ч.

В целом же, если подвести итоги, то среди рассмотренных нами вариантов наиболее оптимальным на сегодня решением является классическая «автоматика». Объясняется это следующими причинами:

надёжностью; доступностью ремонта и замены запчастей; возможностью ездить по любым дорогам.

Машины с вариаторными КП подойдут для тех, кто любит плавный ход. «Роботы» — тем, кто предпочитает небольшие автомобили, любит спокойную езду, передвигается по городским дорогам и шоссе, ставит во главу угла экономичность. Любителям активной езды, скорости и манёвров следует присмотреться к преселективной трансмиссии.

Если же верить экспертам мирового автомобильного рынка, то будущее за вариаторными и преселективными КП. Именно простым, комфортным и экономичным моделям автомобилисты всё чаще будут отдавать предпочтение.

Видео: какой вариант коробки передач лучше выбрать

Таким образом, современные автомобили всё чаще оснащаются автоматическими коробками переключения передач и их вариациями — вариаторной и роботизированной. Каждая из них имеет достоинства и недостатки.

Общим преимуществом для них являются простота в управлении и обеспечение плавного хода авто.

Подбор КП следует осуществлять в соответствии со стилем вождения, собственными предпочтениями и предназначением автомобиля.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector