С какими неисправностями запрещено эксплуатировать автомобиль: очевидные и не очень варианты

Любые транспортные средства являются средствами передвижения повышенной опасности.

Когда водитель садится за руль, он обязан выполнять требования ПДД, которые подразумевают, знания водителем (и умение обнаружить) неисправности автомобиля, влияющие не безопасность движения (или наносят вред окружающей среде).

  Согласно ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправность своего автомобиля (автобуса, мотоцикла и других транспортных средств).

Пдд разделили эти неисправности на две категории:

  1. Неисправности, с которыми движение транспортного средства запрещено при любых обстоятельствах;
  2. Неисправности, с которыми движение возможно до места ремонта или стоянки.

То есть с неисправностями по п.

1 любое дальнейшее движение транспортных средств запрещается, с неисправностями по п.2 нельзя ездить на работу, в магазин, отдых и т.д.

, но можно доехать до места ремонта или стоянки (если неисправность обнаружилась в дороге) с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Неисправности, при которых запрещается движение транспортных средств

Таких неисправностей всего пять: 

  1. Неисправна рабочая тормозная система. Не путать со стояночной тормозной системой (ручник). С какими неисправностями запрещено эксплуатировать автомобиль: очевидные и не очень варианты
  2. Неисправно рулевое управление. С неисправной рабочей тормозной системой и рулевым управлением движение автомобиля запрещено (наказание вплоть до лишения водительского удостоверения). Это еще и небезопасно (преступно), так как в критический момент не сможете затормозить (например, внезапно вышел пешеход на проезжую часть) или отвернуть (например, фонарный столб или ограждение). Поэтому вызываем эвакуатор.С какими неисправностями запрещено эксплуатировать автомобиль: очевидные и не очень варианты
  3. Неисправно сцепное устройство (в составе автопоезда при движении с прицепом). При неисправности сцепного устройства, предназначенного для буксировки прицепа, может возникнуть ситуация, при которой прицеп отцепится (не дай Бог!) и прицеп будет на какой-нибудь горке обгонять свой автомобиль. К чему это приведет? Поэтому на автомобилях дополнительно к сцепке обязательно устанавливают страховочные цепи для того, чтобы успеть остановиться до трагедии.С какими неисправностями запрещено эксплуатировать автомобиль: очевидные и не очень варианты
  4. Не горят или отсутствуют фары и задние габаритные огни при движении в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости. При негорящих или отсутствующих фарах и задних габаритные в ясную погоду можно доехать до ближайшего автосервиса или место стоянки с соблюдением мер предосторожности. Если это случилось ночью или в условиях недостаточной видимости, необходимо убрать автомобиль за пределы дороги или дождаться утра.С какими неисправностями запрещено эксплуатировать автомобиль: очевидные и не очень варианты
  5. Не работает стеклоочиститель со стороны водителя во время дождя или снегопада. При неработающем стеклоочистителе со стороны водителя при отсутствии осадков также можно доехать до ближайшего автосервиса или место стоянки с соблюдением мер предосторожности. Во время дождя или снегопада движение запрещено.С какими неисправностями запрещено эксплуатировать автомобиль: очевидные и не очень варианты

Неисправности, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств

Теперь поговорим о неисправностях, с которыми запрещается эксплуатация ТС. Их можно разделить на 3 группы:

  1. Неисправности, влияющие на безопасность движения;
  2. Неисправности, не влияющие на безопасность движения;
  3. Неисправности, наносящие вред окружающей среде.

К первой группе неисправностей (при перечисленных ниже неисправностях до места ремонта и стоянки можно доехать с соблюдением необходимых мер безопасности) относятся:

  1. Неисправен звуковой сигнал. Звуковой сигнал предназначен в том числе, чтобы предотвратить ДТП. Представьте, едете по дороге, и выбегает ребенок или идет бабушка, которая не видит Ваш автомобиль. Подав звуковой сигнал, участники дорожного движения Вас услышат и примут меры (остановятся). А если сигнал не работает? С какими неисправностями запрещено эксплуатировать автомобиль: очевидные и не очень варианты
  2. Не работает спидометр. Трудно оценить скорость движения на «глаз». С какими неисправностями запрещено эксплуатировать автомобиль: очевидные и не очень варианты
  3. Не работают стеклоомыватели и стеклоочистители. В ясную погоду не важно, а в дождь и после дождя это доставит водителю неприятности. Хотя и в ясную погоду могут понадобиться стеклоомыватели и стеклоочистители. Например, выехал перед Вами из леса грузовой автомобиль, грязь полетит в стекло и, если не работают стеклоомыватели, придется вынужденно остановиться. Или поливает дорогу в городе поливочно – моечная машина, а у Вас не работают в установленном режиме стеклоочистители, то чистят, то не чистят. С какими неисправностями запрещено эксплуатировать автомобиль: очевидные и не очень варианты
  4. Не работает предусмотренное конструкцией противоугонное устройство. Речь идет о штатном противоугонном устройстве, установленном заводом-изготовителем. Если вынуть ключ из замка зажигания и повернуть рулевое колесо вправо или влево, то руль механически фиксируется в этом положении – это и есть противоугонное устройство. Есть и другие противоугонные устройства: блокировка зажигания, дверей, коробки передач, рулевого колеса, педалей тормоза и сцепления и др.  С какими неисправностями запрещено эксплуатировать автомобиль: очевидные и не очень варианты
  5. Не работают запоры бортов грузовой платформы. На дорогу может упасть груз. С какими неисправностями запрещено эксплуатировать автомобиль: очевидные и не очень варианты
  6. Не работают запоры горловин топливных баков. Если не работаю запоры, то бензин льется на дорогу и может попасть под горячий глушитель своей или другой машины (или брошенный окурок) и все… 
  7. Не работает механизм регулировки сиденья водителя. Управлять автомобилем неудобно (сиденье произвольно перемещается), а значит опасно.
  8. Не работает устройство обогрева и обдува стекла. При дожде в салоне автомобиля водитель и все пассажиры дышат, что приводит к запотеванию окон, будет ничего не видно (то же самое происходит зимой, когда замерзают лобовое и боковые стекла). 
  9. Шины имеют отслоения протектора или боковины, порезы, обнажающие корд. При движении могут возникнуть опасные последствия (опрокидывание ТС, неуправляемое скольжение и даже «взрыв» колеса). Когда изнашивается обувь, мы ее меняем, тоже самое происходит и с колесами автомобиля. 
  10. На одну ось автомобиля установлены шины различных размеров, рисунка протектора, камерная и бескамерная, ошипованная и неошипованная и т.д. На одной оси должны быть одинаковые колеса. На разных колесах на одной оси разные коэффициенты сцепления, поэтому машину будет уводить от прямолинейного движения. Мы не носим разную обувь (неудобно), тоже самое происходит и с автомобилем.
  11. Остаточная величина рисунка протектора должна быть не менее:
    • для мотоциклов — 0,8 мм;
    • для грузовых автомобилей – 1 мм;
    • для легковых автомобилей – 1,6 мм;
    • для автобусов – 2 мм. 

    На лысой резине ездить нельзя, тормозной путь увеличивается и в конечном итоге может привести к ДТП. Это можно сравнить с протектором обуви. Протектор износился, то и пешеходу трудно двигаться. Измерить величину протектора можно простой линейкой или индикатором. На современных шинах нанесены метки и по ним можно определить износ, не прибегая к средствам измерения.

  12. Отсутствуют предусмотренные конструкцией зеркала заднего вида. Без зеркала заднего вида водитель, как без одного глаза. Необходимо следить за дорогой при движении, перестроении, поворотах и разворотах.
  13. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает:
    • 10 градусов – для легковых автомобилей;
    • 20 градусов – для автобусов;
    • 25 градусов – для грузовых автомобилей. 

    Если покачать руль влево, вправо, то до определенного угла он вращается свободно, без усилия, а колеса при этом остаются неподвижными. Это и есть люфт.

  14. На грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой более 3,5 т и автобусах с массой более 5 т отсутствуют противооткатные упоры. Эти транспортные средства обладают достаточно большой массой и на подъеме или спуске могут покатиться («ручник» не спасет), поэтому под колеса подкладывают противооткатные упоры.

Ко второй группе неисправностей (можно ездить без ограничений) относятся:

  1. Не работает стеклоподъемник. При движении зимой открытое стекло будет представлять дискомфорт водителю, также как и летом, закрытое окно. Но ехать при этом можно.
  2. Двигатель не развивает максимальной мощности. Но ведь машина едет и хорошо.
  3. Двигатель неустойчиво работает на холостом ходу. Машина гудит то громче, то тише, но ведь работает, ехать можно.

  4. Затруднен пуск двигателя. Ничего страшного, с пятого раза же заводится. 
  5. Нарушена регулировка угла опережения зажигания. Несвоевременное воспламенение смеси вредит работе двигателя. Двигатель работает неправильно. Ехать можно, но будет расход больше и в итоге срок службы двигателя меньше.
  6. Не работает указатель уровня топлива.

    Закончится неожиданно бензин, возьмете канистру и сбегаете до ближайшей заправки.

  7. Не работает указатель температуры охлаждающей жидкости. При работе двигатель нагревается. Для того, чтобы он не нагревался есть охлаждающая система. Указатель температуры нагрева системы выведен на панель приборов, водитель может следить за ее показаниями.

    Охлаждающая система может выйти из строя (поврежден радиатор, порвался шланг охлаждающей жидкости и др.). По указателю температуры охлаждающей жидкости водитель это может определить и принять меры для устранения неисправности. Если не работает указатель, то водитель это поймет, но гораздо позже, увидев пар из под капота. При этом двигатель можно «запороть».

     

  8. На легковом автомобиле отсутствуют противооткатные упоры. Достаточно поставить автомобиль на скорость или (и) «ручник».

К третьей группе неисправностей (их нужно устранить в течение суток) относится:

  1. Неисправность в глушителе. Поврежден глушитель (или установлен спортивный глушитель) и автомобиль ревет как самолет, мешая всем и вся. 
  2. Неисправность системы выпуска отработавших газов. В городе и так дышать нечем, поэтому есть предельные нормы концентрации содержания вредных веществ в отработавших газах. 

Кроме перечисленных неисправностей при эксплуатации транспортного средства необходимо соблюсти следующие условия (при перечисленных ниже условиях до места ремонта и стоянки можно доехать с соблюдением необходимых мер безопасности):

  1. Запрещается эксплуатировать легковой автомобиль без медицинской аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки;
  2. Запрещается эксплуатировать мотоциклы с боковым прицепом без медицинской аптечки и знака аварийной остановки (мотоциклы без бокового прицепа разрешено);
  3. Запрещается применять шторки и жалюзи на заднем стекле легкового автомобиля и на окнах автобуса без наличия зеркал заднего вида с двух сторон. 

Автошкола «Профессионал» желает вам удачи на дорогах !

« Предыдущая страница     Следующая страница »

Неисправности, при которых запрещена эксплуатация автомобиля | Москва

Автомобиль — сложный комплекс узлов и механизмов, образующих единую систему. Комфортное и безопасное движение возможно только при слаженной работе всех компонентов. Если хотя бы один выходит из строя, возникают серьёзные проблемы. Рассказываем, в каких случаях нельзя эксплуатировать автомобиль, а в каких придётся соблюдать строгие ограничения.

Абсолютный запрет

С какими неисправностями запрещено эксплуатировать автомобиль: очевидные и не очень варианты

Критические неисправности могут стать причиной серьёзной аварии. Ездить с ними нельзя — сразу после обнаружения проблемы вы должны остановить машину. Её придётся отвезти к месту ремонта на эвакуаторе, даже если поломка произошла в сотне метров от гаража или СТО.

Наказание за управление неисправным автомобилем сложно назвать строгим — штраф в 500 рублей или предупреждение. Но при таких серьёзных поломках инспектор наверняка потребует прекратить нарушение. Если проигнорировать его замечание, машину отправят на штрафстоянку. Стоимость эвакуации в Москве начинается от 4000 рублей, суток хранения — от 500 рублей.

К счастью, существует всего две неисправности, при которых безусловно нельзя эксплуатировать автомобиль.

Тормозная система

Движение полностью запрещается при неисправности рабочей тормозной системы. Приложение к ПДД ссылается на требования Технического регламента Таможенного союза. Запоминать их сложно, да и не нужно. Лучше ориентироваться на собственные ощущения. Поездку нужно немедленно прекратить в следующих случаях:

  • педаль тормоза проваливается при нажатии и не создаёт должного сопротивления;
  • замедление ослаблено, тормозной путь существенно увеличен;
  • автомобиль тормозит рывками;
  • при замедлении машину бросает в стороны;
  • слышатся скрежет и другие посторонние шумы;
  • при внешнем осмотре видны трещины, разрывы и потёки на тормозных шлангах;
  • колодки, суппорты и тормозные диски изношены до предела или деформированы.

Требование понятно — если тормоза неисправны, автомобиль не сможет вовремя остановиться в критической ситуации. В лучшем случае он столкнётся со столбом или дорожным ограждением, в худшем — с другой машиной или пешеходом.

Тем не менее, замечание касается только рабочей тормозной системы. Правила не запрещают движение с неисправным стояночным тормозом, то есть «ручником».

Рулевое управление

Правила чуть менее строги в отношении поломок системы управления. Они устанавливают точный список неисправностей, с которыми запрещается эксплуатация автомобиля:

  • детали не закреплены должным образом;
  • отсутствует или неисправен штатный усилитель — гидравлический, пневматический, электрический;
  • люфт рулевого колеса превышает 10;
  • не работает механизм фиксации рулевой колонки.

С первым всё понятно — если тяга отвалится на ходу, водитель просто не успеет отреагировать на происшествие. Отсутствие усилителя также повлияет на управление автомобилем — в критической ситуации вы не сможете избежать столкновения. Кстати, к его критическим поломкам относятся неравномерное усилие поворота и подтекание рабочей жидкости. 

Люфт — это разница между поворотом рулевого колеса и управляемых колёс автомобиля. Если вы поворачиваете руль на ширину ладони, а машина продолжает ехать прямо, эксплуатация запрещается. Поломанный механизм фиксации по вылету или наклону также замедляет реакцию. Если во время манёвра колонка начнёт перемещаться в салоне, это наверняка приведёт водителя в замешательство.

Теоретически, вы можете игнорировать стуки и скрипы в рулевом механизме. Но они с равной вероятностью могут оказаться симптомами мелких дефектов и признаками критических поломок, с которыми нельзя эксплуатировать автомобиль. 

Условный запрет

Есть неисправности, которые влияют на безопасность дорожного движения только в конкретных обстоятельствах. Их также немного — они касаются двух вспомогательных систем транспортного средства. 

Светотехника

В тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости запрещается эксплуатировать машину, у которой не работают:

  • фары головного света;
  • задние габаритные огни;
  • световозвращающие элементы (катафоты, отражатели).

Правила не дают чёткого определения тёмного времени суток. Но инспекторы ГИБДД и эксперты говорят, что оно продолжается от захода солнца и до рассвета. Зимой этот период может быть очень продолжительным.

К условиям недостаточной видимости относятся туман, изморось, дождь и прочие погодные явления.

А ещё правила предписывают включать светотехнику в тоннелях — если вы едете на машине с неисправными фарами, проезжать через них запрещается.

Очистка лобового стекла

С какими неисправностями запрещено эксплуатировать автомобиль: очевидные и не очень варианты

Во время дождя и снегопада нельзя эксплуатировать автомобиль, у которого отсутствуют или поломаны стеклоочистители или стеклоомыватели с водительской стороны. При хорошей погоде и нормальной видимости запрет не действует.

Ограничения

Другие поломки также могут повлиять на безопасность дорожного движения. Но они не помешают хорошо подготовленному водителю избежать аварийной ситуации. С ними можно продолжать поездку, двигаясь кратчайшим путём к месту ремонта или длительной стоянки.

Если неисправность обнаружилась на дороге, вы можете ехать до ближайшей автомастерской или парковки. При остановке инспектор может оштрафовать вас на 500 рублей.

Но если вы докажете, что движетесь к месту ремонта кратчайшим путём и не создаёте угрозы для безопасности дорожного движения, то отделаетесь предупреждением. Злоупотреблять этим не стоит.

При повторной остановке сотрудники ГИБДД наверняка выпишут штраф, потребуют прекратить нарушение и отбуксируют машину на штрафплощадку.

Список серьёзных поломок, которые не относятся к критическим, более обширный.

Тормозная система

Нельзя эксплуатировать автомобиль при неисправности «ручника». Стояночный тормоз должен удерживать легковушки на уклоне до 16°, а тяжёлую технику — до 23°. Понятно, что в реальности вы не будете прикладывать транспортир к дороге. Если «ручник» перестаёт держать машину на горке, нужно срочно отремонтировать или отрегулировать механизм.

Светотехника

Требования к осветительным приборам занимают несколько страниц в Техническом регламенте Таможенного союза.

Но их можно охарактеризовать проще — вся светотехника должна быть установлена на своих местах и соответствовать спецификациям производителя.

Категорически запрещается устанавливать впереди красные лампы, а сзади белые (кроме сигналы заднего хода). Мигать могут только указатели поворотов, лампочки аварийной сигнализации и сигналы аварийного торможения.

Фары головного света должны быть установлены так, чтобы обеспечивать хорошую видимость в тёмное время суток, но не мешать другим участникам дорожного движения. Их регулируют на специальном стенде с эталонной разметкой. Это можно сделать и самостоятельно, но куда проще доверить работу профессионалам.

Запрещается также эксплуатировать автомобиль с проблесковыми маячками и сиренами, установленными без разрешения. Это право сохраняется за техникой правоохранительных органов, пожарной охраны и «скорой помощи».

Колёса

Нельзя эксплуатировать автомобиль с повреждениями дисков — вмятинами, трещинами, сквозной ржавчиной. Все крепёжные элементы, включая гайки, болты и шпильки должны быть прочно фиксироваться — сорванная резьба считается серьёзной поломкой.

Размеры шин и дисков должны соответствовать спецификациям производителя автомобиля — самовольное переоборудование запрещается. Запрещается продолжать движение с видимыми повреждениями покрышек — разрывами, отслоением протектора, глубокими трещинами, отверстиями и порезами.

Ещё одно требование касается остаточной глубины протектора. Минимальное значение для летних покрышек — 1,6 мм, для зимних — 4 мм.

Двигатель

К серьёзным поломкам относятся все дефекты выхлопной системы — нарушение герметичности, аномальный уровень шума и повышенное содержание токсичных веществ в отработанных газах. Попадание картерных газов в атмосферу также служит поводом немедленно отправиться к месту ремонта.

Технический регламент запрещает длительную эксплуатацию автомобиля с нарушенной герметичностью впускного коллектора. Строго говоря, это требование касается подтекания топлива. Но в теории под него можно подвести и «подсос» лишнего воздуха в камеры сгорания.

Прочие конструктивные элементы

С какими неисправностями запрещено эксплуатировать автомобиль: очевидные и не очень варианты

  1. Нельзя продолжать движение при утечке каких-либо технических жидкостей. Из автомобиля может подтекать только конденсат, образующийся из-за перепада температур.  

  2. Количество и расположение стёкол и зеркал должно соответствовать спецификации производителя. Напомним, что для автомобилей, чья максимальная скорость превышает 50 км/ч, обязательны наружные зеркала заднего вида с правой и левой стороны. 

  3. Не разрешается эксплуатация при ограниченной видимости через лобовое стекло и передние боковые стёкла. Допускается только тонировка, пропускающая не менее 70% света. Непрозрачные и зеркальные покрытия категорически запрещены. 

  4. Отсутствуют аптечка, огнетушитель, ремни безопасности и подголовники кресел. Требование вполне понятное — от него зависят жизнь и здоровье людей в аварийной ситуации. 

  5. Отсутствуют брызговики задних колёс. Требование может показаться абсурдным, но оно тоже влияет на безопасность дорожного движения. Во время дождя вы будете создавать серьёзные помехи для едущего сзади автомобиля. 

  6. Отсутствует задний бампер. В случае столкновения удар придётся на кузов, что может привести к серьёзным травмам пассажиров. 

  7. Не работают спидометр или тахограф. Водитель должен постоянно контролировать скорость движения. А для грузового транспорта обязательна фиксация режима движения. 

  8. Не работают замки кабины и запорные механизмы кузова. Внезапно открывающиеся двери и откидывающиеся борта могут повредить соседние автомобили, напугать водителей и стать причиной потери управления. 

  9. Не работают механизмы регулировки водительского сидения, устройства обогрева и обдува стёкол. Всё это влияет на обзорность, а потому важно для безопасности движения. 

  10. Не работает звуковой сигнал. Вы просто не сможете предупредить других участников дорожного движения и предотвратить аварию. 

  11. Номерные знаки не соответствуют ГОСТ. 

  12. В конструкцию автомобиля внесены изменения, не прошедшие обязательную экспертизу и сертификацию.

Заключение

Список поломок получился весьма внушительным. Но на самом деле всё очень просто. Категорически запрещается эксплуатация автомобиля при неисправностях рабочей тормозной системы и рулевого управления.

В дождь нельзя ездить без «дворников» и омывателей лобового стекла, а в тёмное время и при плохой видимости — без светотехники.

Если неполадка так или иначе влияет на других участников дорожного движения, вы должны кратчайшим путём двигаться к месту ремонта или длительной стоянки.

С какими неисправностями запрещено эксплуатировать автомобиль: очевидные и не очень варианты

С какими неисправностями запрещено эксплуатировать автомобиль: очевидные и не очень варианты

Все знают, что нельзя эксплуатировать автомобиль с неисправными тормозами, рулевым управлением и фарами. Некоторые получали штрафы за отсутствие штатных брызговиков и теперь знают, что такая вероятность есть. Но многие ли помнят, что на машине нельзя ездить, если у нее нет заднего бампера или не работает механизм подъема-опускания запасного колеса? А меж тем, это чистая правда. Однако не все неисправности полностью запрещают движение: для многих в ПДД есть важная оговорка. Давайте вспомним все неисправности, при которых эксплуатация автомобиля запрещена, и выделим жирным курсивом самые неочевидные и малоизвестные. А заодно разберемся, когда ехать нельзя совсем, а когда «если очень нужно, то можно».

Где указан список «запретных» неисправностей?

Чтобы ознакомиться со списком неисправностей, при которых запрещена эксплуатация, достаточно открыть ПДД: этот Перечень вынесен в отдельное приложение к Правилам. Остается лишь выбрать из них те, что относятся к легковым автомобилям – давайте этим и займемся.

При каких неисправностях ехать запрещено всегда, а при каких можно с ограничениями?

Важное замечание содержится в пункте 2.3.1 ПДД. Он ссылается на вышеупомянутый Перечень неисправностей, но делит их на две категории: критические неисправности, с которыми ехать нельзя, и те, с которыми движение возможно с ограничениями.

Итак, согласно пункту 2.3.

1 «запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада». Обратите внимание, что для некоторых неисправностей есть дополнительные условия: например, не запрещено двигаться без работающей оптики днем при хорошей видимости или с неисправными стеклоочистителями при отсутствии дождя или снега.

Таким образом, вышеуказанные неисправности запрещают ехать на машине в любом случае: даже если тормоза отказали в 100 метрах от гаража или сервиса, водитель обязан немедленно остановиться и транспортировать машину на эвакуаторе. А вот к остальным неисправностям из Перечня правила более лояльны. В пункте 2.3.

1 указано, что «при возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности».

А еще в Перечне есть и такие неисправности, которые водитель может обнаружить и устранить перед выездом – например, разница колес на одной оси или нарушающие ПДД световые приборы. Для полноты картины укажем это замечание для тех неисправностей, к которым оно применимо.

Какие неисправности полностью запрещают передвижение на машине?

Итак, приведем список неисправностей, при которых ехать на машине полностью запрещено, с указанием номера пункта в официальном Перечне.

Тормозные системы

  • Нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001.

Ссылка на ГОСТ для автовладельца, само собой, ни о чем не говорит: стандарт слишком большой, чтобы знать его наизусть.

Однако стоит ориентироваться как минимум на собственные ощущения: снижение эффективности торможения, изменения в откликах на педаль тормоза, провалы педали, посторонние шумы при торможении и другие очевидные проблемы – повод остановиться, проверить тормоза на наличие проблем и при необходимости вызвать эвакуатор.

  • Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.

  Чем смазывать тормоза автомобиля

Это нужно проверить до начала движения: подтеки на колесах и на земле около колес явно указывают на негерметичность как минимум одного из тормозных контуров. При движении на разгерметизацию привода тормозов укажет провал педали тормоза.

Рулевое управление

  • Суммарный люфт в рулевом управлении легкового автомобиля превышает 10 градусов
  • Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.

Если ехать с незатянутыми креплениями рулевого управления не станет никто, то об обязательной исправности механизма фиксации помнит не каждый. Однако если руль в автомобиле регулируется по высоте и/или вылету, механизм фиксации в выбранном положении должен работать – иначе ехать тоже нельзя.

  • Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления.

Не все помнят, что ехать с неработающим усилителем руля запрещено. То же самое касается машин, где штатный усилитель руля отключен или демонтирован: Правила такие переделки запрещают.

Внешние световые приборы

  • Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

Движение в таком случае запрещено в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.

Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла

  • Не работают в установленном режиме стеклоочистители.

Движение в таком случае запрещено во время дождя или снегопада.

  • Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.

Движение в таком случае запрещено во время дождя или снегопада.

Какие неисправности запрещают эксплуатацию, но позволяют доехать до места стоянки или ремонта?

Ну а теперь обозначим неисправности, с которыми водитель вправе доехать до места стоянки или ремонта. Обратите внимание: все они тоже запрещают эксплуатацию автомобиля и дают лишь возможность доехать до места стоянки или ремонта сразу после возникновения неисправности при условии, что водитель не может устранить ее самостоятельно.

Тормозные системы

  • Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:​
  • транспортных средств с полной нагрузкой – на уклоне до 16 процентов включительно;
  • легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии – на уклоне до 23 процентов включительно.
  • Внешние световые приборы
  • Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.​

Простой пункт указывает, что вся оптика должна работать в штатном режиме.

Для этого пункта есть знакомое многим примечание: «на транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей».

Однако стоит учитывать, что установка незаводских световых приборов не отменяет необходимости их соответствия требованиям ГОСТ.

  • Регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001.

Далеко не все водители вообще помнят, когда они в последний раз регулировали свет фар. А меж тем, неправильная регулировка запрещает эксплуатацию автомобиля.

  • Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

Если водитель движется днем в условиях хорошей видимости, то с неисправной оптикой можно доехать до места ремонта, соблюдая максимальные меры предосторожности.

  • На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
  • На транспортном средстве установлены:

спереди – световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;

сзади – фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.

  Красные метки на спидометрах. Что они означают?

Требования этого пункта относятся к тем, которые нужно проверить и устранить перед поездкой: незаконные световые приборы не появляются на автомобиле сами по себе. И за это можно не только получить штраф, но и лишиться прав.

Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла

  • Не работают в установленном режиме стеклоочистители.​

Если в момент возникновения неисправности не идет дождь или снег, водитель может доехать до места ремонта или стоянки.

  • Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.

Если в момент возникновения неисправности не идет дождь или снег, водитель может доехать до места ремонта или стоянки.

Колеса и шины

  • Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не менее 1,6 мм, для зимних шин – не менее 4 мм.
  • Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

Многие годами ездят на шинах, имеющих небольшие повреждения – однако Правилами любые видимые повреждения запрещены.

  • Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.

Отсутствие даже одной колесной гайки или болта – повод для запрета эксплуатации до устранения причины.

  • Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

Установить колеса побольше и шины пошире – страсть многих автовладельцев. Однако нужно держаться в рамках дозволенного производителем, иначе эксплуатировать машину будет нельзя.

  • На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.

Само собой, установка запасного колеса при проколе относится к ситуации, когда водитель вправе доехать до места стоянки или ремонта. Однако продолжать ездить на запаске, отличающейся от других колес, запрещено.

Двигатель

  • Содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом Р 52033-2003 и ГОСТом Р 52160-2003.
  • Нарушена герметичность системы питания.

Если под машиной перед поездкой водитель обнаружит капли бензина, то ехать ему можно только к месту ремонта – до устранения утечек топлива эксплуатация запрещена.

  • Неисправна система выпуска отработавших газов.

Под неисправностью подразумеваются повреждения, прогары или отсутствие части выхлопа: с такой проблемой тоже можно доехать только до места ремонта.

  • Нарушена герметичность системы вентиляции картера.

Если езда без глушителя – вполне очевидный повод для запрета эксплуатации, то неисправность системы вентиляции картера будет сюрпризом для многих.

  • Допустимый уровень внешнего шума превышает величины, установленные ГОСТом Р 52231-2004.

Прочие элементы конструкции

  • Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.

Нельзя ездить не только без штатных зеркал заднего вида, но и без стекол, включая боковые.

  • Не работает звуковой сигнал.

Пользоваться звуковым сигналом можно только в ограниченных случаях, но без него ездить нельзя.

  • Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.

  Легкое и универсальное шасси КАМАЗ 5308

Практика показывает, что инспектор может обратить внимание не только на тонировку, но и на предметы, ухудшающие обзор водителю, в том числе видеорегистраторы и антирадары, установленные в зоне обзора.

Кроме того, для этого пункта есть официальное примечание: «На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88.

Допускается применять жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида».

  • Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, , механизм регулировки положения сиденья водителя, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.

Если у машины не работает замок двери, механизм регулировки водительского сиденья или спидометр, это тоже означает, что на такой машине ездить нельзя до устранения неисправности.

  • Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.

Без переднего бампера ездить можно, а вот без заднего – нельзя, равно как и без брызговиков, предусмотренных конструкцией.

  • Отсутствует медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001.

Формально проверить наличие аптечки и огнетушителя инспектор может лишь при досмотре автомобиля, но это не значит, что возить их с собой необязательно. И дело даже не в том, что без них эксплуатация автомобиля запрещена, а в том, что они могут спасти жизнь, в том числе самому водителю.

  • Неправомерное оборудование транспортных средств опознавательным знаком «Федеральная служба охраны Российской Федерации», проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами либо наличие на наружных поверхностях транспортных средств специальных цветографических схем, надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам Российской Федерации.
  • Отсутствуют ремни безопасности и (или) подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства.
  • Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.
  • Не работают держатель запасного колеса, лебедка и механизм подъема – опускания запасного колеса. Храповое устройство лебедки не фиксирует барабан с крепежным канатом.

Мало кто помнит, что в число неисправностей, запрещающих эксплуатацию автомобиля, входит сломанный механизм подъема и опускания запасного колеса, расположенного под днищем. Проверять его работоспособность стоит и с точки зрения логики: оказаться с проколом на трассе без возможности поменять колесо – сомнительная перспектива.

  • Нарушена герметичность уплотнителей и соединений двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств.

Проще говоря, любые подтеки из двигателя, коробки передач, мостов и других узлов должны устраняться немедленно. Наружу может течь только конденсат из системы кондиционирования.

  • Государственный регистрационный знак транспортного средства или способ его установки не отвечает ГОСТу Р 50577-93.
  • В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

Неисправный автомобиль: что грозит водителю и как накажут — новости Право.ру

Многие водители не замечают мелкие неполадки в автомобиле и продолжают ездить на нем, хотя это запрещено ПДД. По причине их невнимательности и безответственности растет число аварий из-за технических неисправностей.

Это подтверждает статистика Госавтоинспекции. Если в 2018 году произошло 6221 таких ДТП, в 2019 году – 6734, то в 2020 году – уже 7658. При этом наказание за поломку зависит от ее вида.

За некоторые инспектор выпишет штраф, а за другие суд лишит автомобилиста прав. 

Что такое запрет движения авто

Если полицейский запретит движение, то отправит машину на штрафстоянку. Тогда автомобилист должен забрать ее оттуда и довезти до ремонта на эвакуаторе. Только после устранения неполадок он сможет управлять автомобилем (ст. 27.13 КоАП «Задержание машины»). 

Так, водитель Руслан Литвинов* ехал по городу Кирово-Чепецк, когда его остановил инспектор ГИБДД. Полицейский обратил внимание, что на авто Литвинова не было переднего бампера и фар.

Кроме того, в машине стоял двигатель от другой модели. Инспектор выписал Литвинову штраф 500 руб. по ч. 1 ст. 12.

5 КоАП «Управление автомобилем при наличии неисправностей» и запретил ему ездить дальше на авто в таком состоянии. 

Литвинов не согласился с наказанием и подал жалобу в Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области.

Он настаивал, что полицейский не является техническим инспектором и не ставит транспортное средство на учет. Поэтому он не имел права проверять машину.

К тому же Литвинов выехал из дома на исправном авто, а передний бампер и фара отвалились во время движения, и водитель как раз проезжал мимо полицейского в СТО.

Автоштрафы Тонировка автомобиля: какая разрешена и как штрафуют

Судья Евгения Коровацкая опросила полицейского. Он отметил, что несколько раз делал замечания Литвинову за неисправный автомобиль. В этот раз водитель без фар создавал опасную дорожную ситуацию, рискуя жизнью окружающих. По этой причине он запретил движение Литвинову и выписал штраф.

Суд оставил наказание для Литвинова в силе. Автомобилист не может продолжать движение на машине без фар согласно п. 2.3.1 ПДД «Общие обязанности водителей». Но водитель пренебрег этой обязанностью. К тому же нарушение ПДД подтверждается протоколом, объяснениями водителя, фототаблицей и видеоматериалом. В вышестоящие суды с жалобой водитель не обращался (дело №12-209/2019). 

Когда авто нельзя эксплуатировать

В отличие от движения при эксплуатации водитель использует полезные свойства машины для своих целей. Например, таксист перевозит пассажиров, водитель грузовика – товары для различных компаний, а работник на снегоуборочной машине убирает последствия метелей.

Список неисправностей, при которых водителю запрещено эксплуатировать авто, указан в специальном перечне из ПДД. Он довольно объемный.

В частности, к таким неполадкам относятся установка приборов, которые мешают обзору водителя, отсутствие звукового сигнала, загрязненные фары, тонировка и др.

Пока водитель не устранит неисправность, инспектор ГИБДД запретит использование авто. В некоторых случаях он разрешит автомобилисту самостоятельно доехать до СТО или автомагазина, например, при отсутствии знака «Начинающий водитель». 

Так, в апреле 2020 года водитель Андрей Петров* ехал на машине с каркасными сетками на боковых стеклах. Это заметил инспектор и остановил его. Полицейский решил, что каркасные сетки мешают обзору автомобилиста, снял это нарушение на видео. Сотрудник ГИБДД запретил эксплуатацию машины и выписал Петрову штраф 500 руб. по ч. 1 ст.12.5 КоАП. 

Водитель со штрафом не согласился и подал жалобу в Благовещенский городской суд Амурской области. Он говорил, что при управлении каркасные сетки не использовал. К тому же точно установить, что инспектор снимал именно его автомобиль на видео, невозможно.

Судья Татьяна Коршунова оставила штраф автомобилисту в силе. Ведь рапорт, объяснения полицейского и видеозапись подтверждают, что заявитель жалобы ехал с каркасными сетками. К тому же на видео заметно, что водитель не отрицал наличие на стеклах сеток и фактически признал вину в нарушении ПДД. Петров согласился с судебным решением и не обжаловал его (дело №12-720/2020). 

Эксперты рассказали о спорных ситуациях при неисправностях в авто

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что главная проблема из-за неисправности авто – это запрет движения на нем и вызов эвакуатора.

При этом некоторые неполадки критичны для безопасности движения: если водитель управляет машиной с неисправной тормозной системой или рулевым управлением. Тогда сотрудник ГИБДД законно составит протокол и задержит автомобиль.

При других поломках, возникших в пути, водитель может избежать неприятностей и штрафа. Для этого ему нужно убедить инспектора, что машину отремонтируют в первом по дороге СТО.

Юрист Европейской юридической службы Дмитрий Беседин обращает внимание на тонировку передних стекол авто. Это неисправность, при которой запрещена эксплуатация машины. К спорной ситуации в этом случае относятся составление протоколов на водителей прибором, срок поверки которого уже истек. «Такие недостатки являются существенными и влекут отмену штрафов в суде», – добавляет эксперт.

Рубрика «Вопрос–ответ»

Адвокат и автоюрист Сергей Радько отвечает, что сотрудник ГИБДД прав. Уважительная причина неисправности автомобиля не имеет никакого значения. Неработающие в установленном режиме внешние световые приборы относятся к неполадкам, при которых эксплуатировать авто запрещено. Поэтому полицейский правильно выписал штраф по ч. 1 ст. 12.5 КоАП. 

Адвокат и автоюрист Сергей Радько поясняет, что у авто нет задней части, значит, у него нет задних световых приборов (стоп-сигналов, поворотников и др.) и штатных мест для крепления номеров. Это относится к перечню неполадок, когда на машине ездить нельзя. Поэтому лучше накопить денег на эвакуатор или перевезти авто на жесткой сцепке.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что действия сотрудника ГИБДД правомерны. Отсутствие грязезащитных фартуков и брызговиков – неисправность, из-за которой запрещается эксплуатировать авто.

Это влечет за собой назначение штрафа по ч. 1 ст. 12.5 КоАП.

Но если брызговик отвалился в пути и его нельзя было установить, то автомобилист вправе уехать для ремонта машины с соблюдением всех мер безопасности. 

* Имя и фамилия изменены редакцией.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector