Аккумуляторы для автомобиля: типы, мифы, признаки неисправности и диагностика

Аккумулятор – главный компонент электросети автомобиля. Без него невозможно запустить двигатель. Как и остальные детали, он со временем изнашивается и перестает работать. Эта статья расскажет о том, какими бывают неисправности аккумулятора, почему они появляются, как их обнаружить и устранить.

Аккумуляторы для автомобиля: типы, мифы, признаки неисправности и диагностика

Срок эксплуатации аккумулятора

Он прямо зависит от ресурса, заложенного производителем, условий и интенсивности использования.

При годовом пробеге 10-15 тысяч километров в год при бережной эксплуатации (автомобиль хранится в гараже, не используется в мороз или жару, соблюдаются правила обслуживания батареи) аккумулятор способен проработать 4-5 лет.

Основные неисправности АКБ

Аккумуляторы для автомобиля: типы, мифы, признаки неисправности и диагностика

Можно выделить 6 неисправностей:

  • повышенный саморазряд;
  • сульфатация пластин;
  • короткое замыкание между пластинами;
  • переполюсовка;
  • окисление выводных клемм;
  • трещины на корпусе.

Повышенный саморазряд

Саморазряд – непроизвольный процесс уменьшения заряда аккумулятора. Исправная батарея теряет 0,3-0,5% заряда в день, неисправная – 1-1,5%. Происходит это потому, что при хранении электролит в АКБ расслаивается из-за разной плотности серной кислоты и воды, что приводит к появлению паразитных токов.

Причины:

  • загрязнение электролита из-за разрушения сепараторов или пластин;
  • использование для разведения серной кислоты водопроводной воды, а не дистиллированной.
  • использование для приготовления электролита серной кислоты с примесями;
  • попадание в ячейки металлических предметов.

Устраняется эта неисправность полной заменой электролита или батареи, если она необслуживаемая.

Сульфатация пластин

Аккумуляторы для автомобиля: типы, мифы, признаки неисправности и диагностика

Сульфатация – процесс образования на пластинах аккумулятора и решетке сепаратора кристаллов сульфата свинца (PbSO4). Он не растворяется в кислоте и уменьшает площадь пластин, участвующих в химических реакциях. Это уменьшает общую емкость аккумулятора.

Признаки:

  • повышение напряжения на клеммах в начале зарядки;
  • снижение плотности электролита в конце зарядки;
  • батарея быстрее заряжается из-за снижения емкости.

Причины:

  • низкий уровень электролита;
  • глубокая разрядка;
  • недостаточная зарядка во время коротких (1-2 часа) поездок;
  • долив электролита вместо дистиллированной воды.

Устранить эту неисправность можно только на начальном этапе сульфатации, заряжая и разряжая АКБ током, составляющим 5 и 10% от номинальной емкости. Батарея считается восстановленной, если время разрядки составляет 5-7 часов. При глубокой сульфатации процесс необратим и требует замены батареи, .

Короткое замыкание

Признаки:

  • сильный нагрев одной из ячеек аккумулятора, сопровождающийся выделением пара;
  • снижение емкости и напряжения.

Причины:

  • коробление и разрушение пластин;
  • разрушение сепаратора;
  • перезарядка;
  • вибрация, расшатывающая крепление пластин.

Окисление выводных клемм

Аккумуляторы для автомобиля: типы, мифы, признаки неисправности и диагностика

Эта проблема появляется из-за повышения концентрации серной кислоты, из-за чего клеммы покрываются белым налетом, увеличивающим сопротивление электрическому току. Это может привести к повреждению всей подключенной электроники.

Устраняется проблема зачисткой клемм и проверкой плотности электролита с доливом дистиллированной воды.

Переполюсовка

Эта неисправность появляется из-за неправильного подключения к электросети автомобиля или зарядному устройству – минусовая клемма подключена к генератору или положительному зажиму ЗУ. Проявляется измененная полярность снижением емкости и напряжения, выделением газов.

Трещины в корпусе

Аккумуляторы для автомобиля: типы, мифы, признаки неисправности и диагностика

Они появляются при езде по неровной дороге при отсутствии крепежа, плохой затяжке или при избыточном усилии при монтаже. Трещины приводят к вытеканию электролита и выходу батареи из строя.

Мелкие трещины можно заделать расплавленной полиэтиленовой пленкой. При наличии крупных трещин деталь нужно заменить.

Неисправности АКБ для списания

Под износом аккумулятора понимаются следующие неисправности:

  • снижение пусковых характеристик ниже уровня, определяемого ГОСТ 951-91;
  • снижение напряжения ниже 9.6 В в конце проверки с помощью нагрузочной вилки, длящейся 5-7 секунд, после обслуживания АКБ в соответствии с приложением №1 документа РД-3112199-1089-02;
  • трещины на корпусе, не поддающиеся ремонту;
  • уменьшение объема электролита в необслуживаемых аккумуляторах;
  • минимальная наработка для списания, приведенная в таблице ниже.

Процесс списания

Аккумуляторы для автомобиля: типы, мифы, признаки неисправности и диагностикаБатарея передается в организацию, занимающуюся утилизацией

Делается это следующим образом. Проверяется состояние списываемой детали, согласно РД-3112199-1089-02 или инструкции действующей на предприятии. Составляется акт списания АКБ. Его образец находится в РД-3112199-1089-02 в приложении №3.

Батарея передается в организацию, занимающуюся утилизацией. В бухгалтерии, на основе акта списания, со забалансового счета №9 списывается деталь и на него же записывается информация о новой запчасти.

Как проверить аккумулятор

Способов определить исправность АКБ существует 3:

  • с помощью нагрузочной вилки;
  • с помощью мультиметра;
  • с помощью ЗУ.

Проверка нагрузочной вилкой

Порядок действий следующий:

  1. Подключить устройство к клеммам батареи.
  2. Записать или запомнить показания вольтметра.
  3. Нажать кнопку на устройстве, подключающую нагрузку на 5 секунд, записать показания.
  4. Сравнить с таблицей.
Напряжение, В Заряд, %
Без нагрузки Под нагрузкой
12.5-12.7 Выше 10.3 100

Диагностика автомобильной аккумуляторной батареи

Аккумуляторы для автомобиля: типы, мифы, признаки неисправности и диагностикаАккумуляторная батарея является одним из основных узлов, относящихся к электрооборудованию автомобиля. Для обеспечения работоспособности аккумулятора (АКБ) требуется своевременная диагностика, которая продлевает срок его эксплуатации. Выполнить диагностику аккумулятора автомобиля можно в специализированных автосервисах или самостоятельно, предварительно изучив правила обслуживания и эксплуатации аккумуляторных батарей.

Типы автомобильного аккумулятора

Во время эксплуатации автомобильной аккумуляторной батареи необходимо периодически следить за её состоянием. Нужно проводить визуальный осмотр аккумулятора на предмет целостности корпуса и наличие электролита в нём. Корпус АКБ нужно тщательным образом осматривать на наличие сколов или трещин, которые могут вызвать вытекание электролита.

В современных автомобилях применяются аккумуляторные батареи двух типов:

  • Аккумуляторы для автомобиля: типы, мифы, признаки неисправности и диагностикаОбслуживаемые. Такие батареи завоевали на современном рынке большой спрос среди владельцев автотранспорта. Пластины аккумулятора состоят из свинца. В банках проходит химическая реакция, в результате чего вода превращается в газ и испаряется. Недостающую часть воды необходимо компенсировать.
  • Необслуживаемые. К ним относятся рекомбинационные, состоящие из стекловолокна обладающего высокой впитывающей способностью. Подобные гальванические элементы оснащены клапанами, представляют изолированную от атмосферы систему. К необслуживаемым батареям также относятся гелиевые АКБ, которые заполнены гелеобразным электролитом, полученным при добавлении в него кремниевой кислоты.

Проведение диагностики

Аккумуляторы для автомобиля: типы, мифы, признаки неисправности и диагностикаДиагностику аккумуляторной батареи необходимо начинать с проверки уровня электролита путём визуального осмотра. На АКБ в верхней части корпуса находится шесть заглушек, которые могут быть разделены между собой, или быть общими для всех шести банок. Необходимо снять специальную заглушку, чтобы получить доступ к емкости, заполненной электролитом. Электролит при визуальном осмотре полностью должен покрывать пластины батареи.

Для более точного измерения уровня электролита можно использовать стеклянную трубочку.

При погружении верхнее отверстие трубки необходимо прижать пальцем, после этого вынуть её наружу, провести измерение уровня при помощи линейки.

Уровень столба варьируется в пределах 12−15 мм, что указывает уровень электролита над пластинами. Если уровень окажется ниже, то его необходимо компенсировать дистиллированной водой.

При уровне электролита выше 15 мм его необходимо убрать при помощи специального шприца.

Немаловажным аспектом в диагностике батареи является проверка плотности электролита. Её определение осуществляют при помощи ареометра. Он выполнен в виде стеклянной колбы, внутри которой расположен подвижный уровень, указывающий значения плотности.

Замер производится путём погружения наконечника ареометра в аккумуляторную банку, с помощью груши закачивают электролит внутрь колбы. Если измерение проводится летом, то плотность должна соответствовать 1,24 г/см3, а в зимнее время — 1,29 г/см3.

Плотность электролита можно определить по цвету. Нормальный электролит имеет прозрачный вид. Если жидкость тёмная, или электролит имеет красноватый оттенок, то пластины начинают разрушаться, и такой аккумулятор не подлежит восстановлению.

Читайте также:  Какая напыляемая шумоизоляциядля авто лучше. жидкая шумка (топ 5)

Проверка уровня заряда

К диагностике АКБ автомобиля можно отнести проверку его уровня заряда. Величина напряжения заряженной АКБ должна составлять не менее 12,6 В. Если напряжение равно 11,6 В, то такая батарея считается разряженной. При зарядке от генератора при нормальных условиях напряжение заряда составляет 14,2 В, что соответствует полному заряду АКБ.

Определить заряд батареи можно следующими способами:

  • При помощи мультиметра или вольтметра.
  • Нагрузочной вилки.
  • С использованием специального измерительного диагностического оборудования.

Аккумуляторы для автомобиля: типы, мифы, признаки неисправности и диагностикаИзмерения проводятся при аккумуляторе, полностью отключенном от электрической схемы автомобиля, через 1 час после зарядки. Такие условия укажут более точные показатели при измерении. Номинальные значения при исправной аккумуляторной батарее составляют 12,5−13 В. Верхнее значение указывает на полный заряд АКБ, а нижний предел означает, что она наполовину разряжена.

Нагрузочная вилка даёт более информативные тестирования батареи под нагрузкой, имитируя запуск двигателя. При подключении приспособления к АКБ в течение 5 секунд напряжение должно быть стабильным и указывать величину не менее 13,5 В. Если напряжение ниже 13,5 В, то можно сделать предположение, что неисправно зарядное оборудование автомобиля, или вышел из строя сам аккумулятор.

Рекомендуем:  Виды аккумуляторов для детского электромобиля и монтаж АКБ

Эффективным диагностическим оборудованием считается тестер MICRO-768A, при помощи которого, можно осуществить проверку пускового тока двигателя, ёмкость каждой банки батареи, контроль зарядки АКБ.

Основные причины, из-за которых приходит в негодность аккумулятор:

  • Повреждение корпуса АКБ.
  • Окисление токоведущих контактов.
  • Сульфатация пластин.
  • Использование аккумулятора в сильные морозы при сниженной плотности электролита, что ведёт замерзанию и повреждению банок.

Способы восстановления АКБ

Аккумуляторы для автомобиля: типы, мифы, признаки неисправности и диагностикаДля восстановления работоспособности аккумулятора необходимо выполнить несколько циклов с помощью зарядного устройства. Непосредственно перед самой зарядкой нужно проверить уровень электролита и при необходимости долить дистиллированную воду. Приступая к зарядке АКБ, необходимо начать с минимального тока 1 А и постепенно увеличивая его до 2 А и выше в зависимости от паспортной ёмкости батареи. После зарядки необходимо провести разряд батареи, используя лампу накаливания.

Высокие результаты можно получить при использовании импульсных зарядных устройств, обладающих функцией десульфатации. Такие устройства работают в автоматическом режиме. Длительность импульса заряда должна быть выше, чем импульс разряда.

Чтобы устранить замыкание пластин внутри банки АКБ, необходимо провести промывку при помощи дистиллированной воды или специального раствора Трилон Б.

С помощью шприца, необходимо откачать электролит из банок, после чего залить туда раствор до полного покрытия пластин.

Батарею оставляют примерно на 1 час для прохождения реакции, после чего сульфаты растворяются, и можно проводить промывку дистиллированной водой.

По окончании промывки вода сливается, и вместо неё заливается новый электролит, а аккумулятор ставится на подзарядку.

Ревизия необслуживаемых аккумуляторов

Самыми распространёнными АКБ среди необслуживаемых являются кальциевые, которые не требуют доливки водой до 2 лет. По сравнению со стандартными свинцовыми батареями, их разряд происходит гораздо медленнее, но его нельзя допускать ниже, чем на 30% от полного.

Рекомендуем:  Кальциевый аккумулятор для автомобиля: полюсы и минусы АКБ

При глубоком разряде АКБ теряет ёмкость вполовину, после чего её уже не восстановить до заводских параметров. При более десяти глубоких разрядах такой аккумулятор становится полностью неработоспособным.

Диагностику автомобильного аккумулятора можно провести, выполняя зарядку при помощи специального устройства, имеющего два режима, заряда и разряда. Такие устройства могут частично восстановить её ёмкость.

Основные требования по эксплуатации и ревизии необслуживаемых гелевых автомобильных батарей:

  • Аккумуляторы для автомобиля: типы, мифы, признаки неисправности и диагностикаПериодически проводить проверку заряда с помощью мультиметра или вольтметра.
  • Категорически запрещается перезарядка аккумуляторов, так как они уязвимы к большим токам.
  • Пользоваться нужно специальными зарядными устройствами.
  • Категорически нельзя допускать глубокого разряда АКБ.

В зимнее время рекомендуется снимать батарею и хранить её в тёплом месте, так как без работы при температуре ниже -25°, гелевый электролит становится хрупким и может со временем разрушиться, а восстановить его будет невозможно.

Аккумуляторы для автомобиля: типы и мифы — сеть автомагазинов и автосервисов Гиперавто в Москве

Автомобильный аккумулятор — источник не только энергии, но и множества мифов. Часть из них породили сами производители батарей в рекламных целях, другую часть — «гаражные знатоки», не помнящие закон Ома. Что правда, что вымысел, и сквозь какие информационные дебри приходится продираться при выборе аккумулятора — в этой статье.

Три важных буквы: WET, EFB, AGM, GEL

Аккумуляторы для автомобиля: типы, мифы, признаки неисправности и диагностика

Ещё недавно покупка автомобильного аккумулятора сводилась к выбору ёмкости (читай — размера) и бренда (читай — цены). Принципиальных отличий между ними не было: старый аккумулятор спокойно заменялся на любой, примерно похожий по размеру. Но сегодня и машины требовательнее, и батареи делаются по разным технологиям. Хочешь не хочешь, а надо разобраться, что там у аккумулятора внутри.

Технология изготовления батареи обозначается тремя буквами: WET, EFB, AGM и GEL. Их можно встретить не только на корпусе самого аккумулятора, но и на зарядных устройствах, ведь для каждого типа требуется свой способ зарядки.

Типы автомобильных аккумуляторов
WET Классический аккумулятор с жидким электролитом
EFB Усиленный аккумулятор с жидким электролитом
AGM Аккумулятор с абсорбированным электролитом
GEL Аккумулятор с электролитом в виде застывшего геля

WET

Аккумуляторы для автомобиля: типы, мифы, признаки неисправности и диагностика

Но в тяжёлых условиях заслуженные «старички» нередко пасуют. Многополосная аудиосистема, дополнительный свет, лебёдка и другие мощные электроприборы способны сократить жизнь обычного аккумулятора в несколько раз. Что уж говорить об автомобилях с системой «старт/стоп», где применение жидкостных WET-батарей вообще запрещено — пластины разрушатся за несколько месяцев. Для этих целей есть более продвинутые аккумуляторы EFB и AGM.

Жидкостные аккумуляторы бывают обслуживаемыми (открытого типа, с пробками в крышке) и необслуживаемыми (закрытого типа, или MF — Maintenance Free). Последние сегодня явно доминируют.

Концепция «поставил и забыл» современным автолюбителям ближе, чем необходимость контролировать уровень и плотность электролита, доливать в аккумулятор дистиллированную воду и периодически заряжать на стационарном «заряднике», как это было раньше.

  • Плюсы: доступность, богатый выбор, наличие необслуживаемых моделей.
  • Минусы: чувствительность к глубокому разряду, небольшой ресурс при работе в тяжелых условиях, испарение электролита.
  • Срок службы: 3–5 лет.

EFB

Enhanced Flooded Battery (EFB) — это усиленная батарея с жидким электролитом. По сравнению с обычным WET-аккумулятором, у EFB толще пластины, и каждая из них запечатана в конверт из специального волокна. Это защищает батарею от сульфатации и осыпания активного вещества при частых циклах разряда/заряда.

Аккумуляторы для автомобиля: типы, мифы, признаки неисправности и диагностика

Аккумуляторы EFB созданы для эксплуатации в тяжелых условиях — прежде всего, на автомобилях с системой «старт/стоп», где двигатель глушится при каждой остановке.

С питанием энергоёмких устройств (музыкальных систем, лебёдок, дополнительного освещения) батарея EFB также справится лучше, чем WET, минимизируя просадки напряжения.

А главное — проработает дольше, ведь глубокие разряды для неё не столь губительны.

  1. Плюсы: увеличенный ресурс, стойкость к глубоким разрядам, стабильная работа энергоёмких устройств.
  2. Минусы: стоимость на 30–40% выше, чем у WET.
  3. Срок службы: до 7 лет.

Аккумуляторы для автомобиля: типы, мифы, признаки неисправности и диагностикаAGM

Если EFB-аккумулятор является улучшенным WET, то технология AGM (Absorbent Glass Mat) — отдельная история.

Читайте также:  Wi-Fi в автомобиле спасет от аварий и пробок

Электролит здесь не жидкий, а абсорбированный, впитанный специальными матами из стекловолокна, проложенными между пластин.

Такой аккумулятор можно наклонять, сильно трясти и всячески издеваться над ним (вплоть до механических повреждений корпуса), а он будет продолжать стабильно работать.

Благодаря плотной упаковке пластин, аккумулятор AGM выдаёт на 30% больший ток, чем жидкостная батарея того же размера. Показатели надёжности и стойкости к глубоким разрядам здесь ещё лучше, чем у EFB. Это практичное решение для машин с системой «старт/стоп» и отличный тюнинг для всех остальных. Правда, и стоит AGM-батарея в два раза дороже обычной.

  • Подробнее об аккумуляторах AGM можно прочитать в этой статье →
  • Плюсы: высокая надёжность, стабильная работа, стойкость к глубоким разрядам, быстрая зарядка.
  • Минусы: высокая стоимость, большой вес.
  • Срок службы: до 10 лет.

GEL

Аккумуляторы для автомобиля: типы, мифы, признаки неисправности и диагностика

Гелевый автомобильный аккумулятор — один из удивительных мифов, навязанных рекламой. То, что большинство автомобилистов считает гелевой стартерной батареей — на самом деле AGM-аккумулятор спирального типа, популярный в Северной Америке. Кроме необычной цилиндрической формы блоков, от AGM плоского типа он ничем не отличается. И, разумеется, никакого геля в нём нет — внутри те же самые маты из стекловолокна, пропитанные электролитом.

Волшебный кальций

В рекламе аккумуляторов кальций упоминается чаще, чем в рекламе зубной пасты. Ведь модный кальциевый аккумулятор — это не какой-то там свинцовый! Правда, есть нюанс: свинец в 5 раз тяжелее кальция.

В магазине возьмите в обе руки по аккумулятору и проверьте: кальциевая батарея в 5 раз легче обычной? Определённо, нет! Потому что обе они сделаны из свинца, а кальция внутри — не больше 0,1% общей массы. Он лишь заменяет сурьму в роли легирующего элемента — примеси, улучшающей свойства свинца, из которого сделаны пластины.

Конечно, химический эффект от кальция есть, но более очевиден маркетинговый: многие автомобилисты целенаправленно ищут кальциевый аккумулятор, даже не понимая, зачем.

У автомобильных аккумуляторов встречаются минимум 4 типа легирующих элементов: сурьма, кальций, так называемый гибрид (сурьма + кальций), а также кальций с серебром. У каждого из них есть свои плюсы и минусы.

Sb (сурьма)

Сурьма — классический легирующий элемент в автомобильных аккумуляторах, используемый с незапамятных времён. Недостатков у сурьмянистых батарей немало: они подвержены сильному саморазряду и выкипанию воды из электролита. Именно поэтому Sb-аккумуляторы, как правило, обслуживаемые: в них необходимо регулярно доливать воду.

Но есть у «дедовской» технологии один существенный плюс: свинцовые пластины, легированные сурьмой, не боятся глубоких разрядов. Даже посаженный «в ноль» сурьмянистый аккумулятор можно «оживить» почти без потерь. Поэтому такие батареи хорошо подходят для редкой эксплуатации машины: после полугода простоя достаточно подзарядить батарею, и она будет нормально работать.

Ca (кальций)

С точки зрения потребительских свойств, легирование кальцием — полная противоположность варианту с сурьмой. Это настоящая находка для необслуживаемых аккумуляторов: кальций уменьшает выкипание воды, снижает саморазряд, делает пластины прочнее, защищает их от перезаряда. Идеально!

Но стоит один раз полностью «высадить» кальциевый аккумулятор, и его, фактически, можно выбрасывать: ёмкость падает вдвое! Поэтому кальциевую батарею лучше использовать регулярно, не допуская глубоких разрядов.

Sb/Ca или Ca+ («гибрид», сурьма + кальций)

Согласитесь, минусы сурьмы и кальция слишком уж радикальны. Чтобы как-то уравновесить их, был придуман аккумулятор-гибрид, где в качестве легирующих элементов используется как сурьма, так и кальций, компенсируя взаимные недостатки.

Свинцово-сурьмянистые пластины добавляют батарее стойкости к глубоким разрядам, а свинцово-кальциевые уменьшают саморазряд и испарение электролита.

Этот компромисс — наиболее универсальный вариант, большинство аккумуляторов сегодня именно гибридные.

Ca/Ag (кальций + серебро)

Гибридные аккумуляторы могут содержать и другие химические элементы, улучшающие их свойства (например, кадмий). Батареи с добавлением серебра принято выделять отдельно. В первую очередь, из-за их цены: такие аккумуляторы заметно дороже. Взамен производители сулят повышенный пусковой ток и долговечность.

Типы легирующих элементов
Sb (Sb/Sb) Сурьма
Ca (Ca/Ca) Кальций
Sb/Ca (Ca+) Сурьма + кальций (гибрид)
Ca/Ag Кальций + серебро

Ампер-часы и пусковой ток

Выбор аккумулятора обычно начинается с ампер-часов. Что это за параметр? Принято считать, что в ампер-часах измеряется ёмкость батареи (55, А·ч, 75, А·ч и т. д.

), но не говорите об этом школьникам, уже знакомым с учебником физики — засмеют! Они-то знают, что ёмкость измеряется в фарадах, а ампер-час — единица измерения электрического заряда.

Можно сказать, что заряд характеризует ёмкость аккумулятора, но это разные величины. Тем не менее, заряд повсеместно путают с ёмкостью, эта ошибка прочно вошла в обиход.

Другое название заряда — количество электричества, и оно точно передаёт суть этой величины: способность аккумулятора отдавать ток на каком-то отрезке времени. Например, если батарея 50, А·ч способна крутить стартер двигателя в течение (условно) пары минут, то аккумулятор на 80, А·ч «сдастся» намного позже.

С зарядом напрямую связан физический размер аккумулятора: вместо батареи 50, А·ч поставить 80, А·ч, скорее всего, не удастся — не хватит места. Обычно это и не нужно: параметры аккумулятора рассчитаны исходя из электропотребления конкретной машины. Требуемое количество ампер-часов указано для каждой модели в каталогах, и ломать над этим голову не придётся.

А вот пусковой ток у двух аккумуляторов с одинаковым зарядом может быть совершенно разным — здесь играет роль конструкция батареи и технология производства. Например, батарея на 70, А·ч одного производителя может выдавать ток 585 ампер, а другого — 630.

Аккумулятор AGM (тоже «семидесятка») вообще выдаст 760 ампер благодаря своей конструкции. Все они, обладая зарядом 70, А·ч, могут крутить стартер примерно одинаковое время, но батарея с большим током будет делать это заметно бодрее. Поэтому на пусковой ток при выборе аккумулятора стоит обращать внимание.

Главное, чтобы указанные амперы были честными.

Установка более ёмкой батареи

Иногда всё же хочется установить на машину более ёмкий аккумулятор, чтобы зимой чувствовать себя спокойнее. И здесь мифов и заблуждений — в избытке. Кто-то уверяет, что большой аккумулятор постоянно будет недозаряженным (мол, не справится генератор двигателя). Кто-то считает, что генератор вообще «умрёт». А вместе с ним и стартер — не совладав с большим током. Где правда?

В реальности ток потребления стартера никак не изменится, от ампер-часов аккумулятора он не зависит. Генератор также полностью зарядит большой аккумулятор, просто это потребует больше времени.

Поэтому, если руки «чешутся» и место под капотом позволяет — почему нет? В конце концов, даже сами автопроизводители устанавливают более ёмкие батареи на «зимние» комплектации машин.

Правда, нередко они ставят на них и более мощный генератор, чтобы ёмкая батарея точно успевала заряжаться при коротких городских поездках.

Главное — не пытаться «взбодрить» машину со старым аккумулятором установкой другого старого, но более ёмкого. В конце концов, аккумулятор — такой же «расходник», как тормозные колодки или воздушный фильтр, с определённым ресурсом. И нужно не пропускать его замену раз в несколько лет.

Каталог аккумуляторов «Гиперавто»

Проверяем аккумулятор на исправность: проверка состояния пластин и банок, емкости и утечки тока

АКБ часто теряет исправность из-за короткого замыкания или в результате отсутствия заряда на протяжении длинного отрезка времени.

Неизменно после подобных случаев нужно проверить исправность батареи. Ниже подробно рассмотрим, как это можно сделать.

Инструменты для проверки исправности

Для начала нужно извлечь аккумулятор из автомобиля и хорошо протереть его от пыли.

Далее нужно приготовить ряд измерительных приборов, необходимых для проведения проверки. Среди них:

  • мультиметр;
  • нагрузочная вилка;
  • ареометр;
  • несколько отверток.

Чтобы понять, каков уровень раствора кислоты в емкостях, потребуется ручной фонарик. После подготовки перечисленных приспособлений, можно начинать проверку исправности аккумулятора.

Что можно проверить в аккумуляторе

Аккумулятор представляет собой относительно сложное устройство, поэтому проверка исправности включает тестирование целого рядя характеристик, среди которых:

  • напряжение;
  • сила тока;
  • емкость;
  • ток саморазряда;
  • уровень электролита в резервуарах;
  • плотность электролита.
Читайте также:  В сети показали редкий украинский спорткар ЗАЗ-1104

Чтобы получить детальные сведения об исправности АКБ, следует проанализировать все параметры. Однако часто проведение лишь одного замера хватит, чтобы понять, работоспособен ли аккумулятор.

Визуальная проверка

Сначала аккумулятор следует тщательно осмотреть. Отсутствие видимых повреждений сразу исключает одну из возможных причин потери исправности аккумулятором — вытекание электролита.

И пусть на момент даты осмотра АКБ работает корректно, сколы и трещины могут повлиять на скорую поломку.

На это же следует обращать внимание прежде всего при приобретении новой батареи взамен старой. Если на корпусе есть механические повреждения, это означает, что хранение и перевозка к месту продажи проводились с нарушениями, что может повлиять на исправность изделия. Для уверенности в долгой работе нового аккумулятора лучше обратить внимание на модель без указанных недостатков.

Состояние электролита

Понять, насколько стабильна исправность источника питания, можно по состоянию электролита. Его проверку следует осуществить также в случае, когда показания напряжения и тока измерить нельзя.

Для проверки потребуется крестообразная отвертка — нужно будет отвинтить пробки на банках, в которые залит электролит.

У некоторых аккумуляторов есть индикатор заряда, который помогает определить состояние электролита — уровень, плотность, заряженность — и дать общее представление об исправности АКБ в этом отношении.

В иных случаях уровень электролита можно просто проверить при помощи фонарика, нужно лишь направить луч в каждую из банок. Сигналом к тому, что аккумулятор в самом скором времени потеряет исправность, являются оголенные пластины.

Жидкость всегда должна быть выше критической отметки, поскольку иное повлечет разрушение наполнителя решеток, что, в свою очередь, может стать причиной короткого замыкания.

  Несколько слов об аккумуляторе марки AlphaLine (пр-во Корея)

Если электролит находится на приемлемом уровне, следующий шаг — замерить его плотность. Для этого понадобится ареометр. Если аккумулятор заряжен на 100%, плотность будет иметь значение ≥ 1,27 г/см³.

Вид электролита также имеет значение. Бурый оттенок может быть признаком разрушения пластин. В этой ситуации, необходимо осторожно при помощи груши удалить всю жидкость, которую удастся, а потом заменить ее таким же объемом нового электролита.

Проверка уровня заряда

Точно установить степень заряда аккумулятора возможно, когда известно значение показателя напряжения при 100% зарядки АКБ. Если батарея свинцовая, 20-тивольтовая, этот показатель составит 12,7 Вольт.

Провести тест можно с помощью любого подходящего устройства, способного измерять постоянный ток.

Сигналом к незамедлительной подзарядке таких АКБ будет служить значение напряжения на клеммах 12 В: это означает, что половину заряда батарея потеряла.

Проверка емкости

  • Информация о номинальной емкости в обязательном порядке содержится на корпусе АКБ и в инструкции производителя.
  • В случае когда на батареи нет отметок, придется приблизительно определить емкость батареи, используя измерительные приборы.
  • Для процедуры потребуются:
  • стабилизатор на 12 В(промышленного или самодельного производства);
  • амперметр;
  • секундомер;
  • устройство на 12 В, обладающее мощностью 100-200 Ватт

Последний пункт необходимо выполнить вследствие того, что автомобильная АКБ обладает высокими значениями тока холодной прокрутки.

Перед измерением нужно зарядить батарею на 100%.

Последовательность измерения емкости аккумулятора:

  1. Формируется последовательная электрическая цепь:             аккумулятор→стабилизатор→амперметр→нагрузка.
  2. Запустить секундомер сразу при включении устройства, потребляющего электроток,             зафиксировать измерения амперметра.
  3. Как только стабилизатор перестанет поддерживать напряжение на определенном ранее             уровне, секундомер нужно остановить. Его показания, выраженные в часах, нужно             умножить на значение на амперметре. Результатом будет примерная емкость          аккумулятора в Ач.

Следует помнить, что если исправность в номре, и проверка проводится в профилактических целях, процесс определения фактической емкости может продолжаться не один час.

Не стоит забывать к тому же, что полная потеря заряда отрицательно влияет на большинство видов свинцовых источников питания.

Проверка пускового тока

Одна из главных характеристик стартерного аккумулятора — пусковой ток. Показатель определяется в амперах, в грузовых аккумуляторах его значение доходит до 1000 А.

Узнать ток обратной прокрутки возможно с использованием последовательной цепи, один их показателей котороой —  нагрузка минимального сопротивления.

Обычно процедуру проводят на аккумуляторе, который заряжен полностью, а терять заряд он должен не дольше 30с — при условии, что значение тока максимально.

Проверка утечки тока

Утечка является нормой и не влияет на исправность АКБ в случае, когда автомобиль находится на стоянке и подсоединен к электросети.

Энергия требуется для фоновой работы таких устройств, например, как сигнализация и стерео система. Выключенный двигатель не прекращает работу подобных приборов полностью.

Аномальную утечку просто определить, подключив амперметр между плюсовой клеммой аккумулятора и плюсовым же проводом автомобиля. После этого на шкале амперметра, электронной или стрелочной, можно будет увидеть конкретную величину силы тока, которую потребляет машина с выключенным зажиганием.

Проверка состояния пластин и банок

Проверку наличия сульфатации или короткого замыкания можно лишь по вспомогательным признакам, поскольку разобрать АКБ и визуально осмотреть ее невозможно.

О сульфатации пластин с высокой долей вероятности будет свидетельствовать быстрое вскипание электролита в случае подачи на клеммы батареи электрического тока силой, которую советует производитель.

Отсутствие процесса закипания кислоты, напротив, — признак того, что одна или обе банки замкнуты (то есть химический процесс в емкости с коротким замыканием происходить не будет).

Дата выпуска

Чтобы обезопасить себя от покупки АКБ, которая слишком долго хранилась и избавить себя от необходимости немедленной проверки изделия на исправность, нужно знать, как определить год его выпуска.

Это имеет большое значение из-за потери емкости в процессе саморазряда. Велика вероятность возникновения сульфатации пластин в случае, если разряженная АКБ хранится в течение продолжительного периода времени.

В большинстве случает отметка о дате выпуска ставится либо на ручку батареи либо на ее верхнюю крышку. Часто простому пользователю сложно разобраться в маркировке, и в этом случае помогут сведения, указанные на официальном портале производителя или в сопроводительной документации.

Когда можно использовать аккумулятор

Источник питания можно беспрепятственно эксплуатировать только при нормальных значениях основных характеристик:

  • разрядный ток;
  • напряжение;
  • емкость.

Значения всех перечисленных параметров должны совпадать с номинальными значениями, либо со значениями, установленными изготовителем (при этом емкость может быть чуть ниже).

Если АКБ хорошо крутит стартер в процессе запуска мотора, можно предположить, что значения перечисленных параметров находятся на должном уровне.

Неисправности, исключающие эксплуатацию аккумулятора

Список отклонений, при которых эксплуатировать автомобильную аккумуляторную батарею нельзя:

  • неизменное закипание батареи в случае зарядки от генератора;
  • выявленная утечка электролита;
  • несоответствие источника питания автомобилю в отношении тока холодной прокрутки, напряжения, размеров.

Категорически запрещено использовать батарею, когда есть угроза взрыва или возгорания АКБ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector