Немного о Formula1: что и как

Иногда проще сказать себе, что тебе не нравится какой-то вид спорта, чем признаться, что ты просто не разбираешься в его правилах. Королевские автогонки, пожалуй, самый яркий пример.

Многим хватает банального представления о том, что болиды ездят по кругу, иногда заезжают на пит-стоп и тот, кто первый тот и победил, чтобы нескучно скоротать время перед телевизором в ожидании столкновений. 

Немного о Formula1: что и как

Истинное же наслаждение от гонок «Формула-1» получают лишь профессиональные болельщики, которые поименно знают всех пилотов, не говоря о регламенте и правилах заездов. Мы не гарантируем, что любовь к этому спорту проснется в вас сразу же после прочтения нашего гида по Formula 1, но попытаться точно стоит.

Трехдневные выходные

Немного о Formula1: что и как

Видимо, чтобы собрать максимальную зрительскую аудиторию, все гоночные заезды происходят в конце рабочей недели. Так, в пятницу обычно команды и пилоты проводят две тренировки на треке, что дает им возможность дополнительно изучить и «нащупать» его, а также настроить свои болиды.

Проводится один свободный заезд и в субботу, а сразу после него — квалификация, в 3 сессии определяющая порядок на старте в день гонки.

Первая 18-минутная отсеивает 5 болидов с самыми низкими результатами, автоматически присуждая им места с 16 по 20-ое. Аналогично распределяются места с 11 по 15 во время второй 15-минутной сессии.

Последняя 12-минутная определяет тех, кто будет стоять в первой 10-ке.

Немного о Formula1: что и как

Традиционно воскресенье становится днем гонок. Команды выстраивают свои болиды в порядке, определенном квалификацией, чтобы через каких-то 60 кругов узнать, кто первым увидит клетчатый флаг. При этом первая десятка стартует на той резине, которая была во время последнего квалификационного заезда, если только не изменились погодные условия или резина не пришла в негодность.

Пилот и болид

Немного о Formula1: что и как

На протяжении десятков лет болиды «Формулы-1» стремились к тем формам, которые мы видим сейчас, а пилоты балансировали между откровенным неудобством и максимальной эргономикой своего места. Заход в поворот на трехзначных скоростях, использование активной системы аэродинамики на определенных участках трассы, анализ собственных показателей и принятие мгновенных решений — все это пилотам F1 и их командам стоит огромных сил и нервов. Добавьте сюда стоимость машины, риск и цену репутации, чтобы примерно себе представить уровень профессионализма.

К концу заездов температура в кабине поднимается до 50 градусов Цельсия, частота сердцебиения водителя увеличивается до 150 ударов в минуту, пилот сжигает до 1500 калорий, а в штабе команды, возможно, седеют через одного. Все еще думаете, что этот спорт — для всех и каждого?

Команды, пилоты и их номера

Немного о Formula1: что и как

В нынешнем чемпионате, чей первый этап стартовал на прошлой неделе в Мельбурне, участвуют 10 команд с двумя пилотами и машинами в каждой. Вот их список с указанием номера:

Ferrari. Себастьян Феттель (5), Кими Райкконен (7)McLaren. Фернандо Алонсо (14) Дженсон Баттон (22)Mercedes-AMG. Льюис Хэмилтон (44), Нико Росберг (6)Red Bull. Даниэль Риккардо (3) Даниил Квят (26)Williams.

 Валттери Боттас (77), Фелипе Масса (19)Lotos. Ромен Грожан (8), Пастор Мальдонадо (13)Force India. Нико Хюлкенберг (27), Серхио Перес (11)Sauber. Маркус Эрикссон (9), Фелипе Наср (12)Toro Rosso. Макс Верстаппен (33), Карлос Сайнс-младший (55)Manor F1.

 Роберто Мерхи (98), Уилл Стивенс (28)

Гоночные трассы, классика

Немного о Formula1: что и как

Трасса Гран-при в Монако считается объективно самым захватывающим гоночным треком, прошедшим весь путь с самых первых заездов «Формула-1».

Немного о Formula1: что и как

Путь по узким улицам города таит в себе множество опасных участков и малейшее нарушение концентрации чревато столкновением с барьерами.

Немного о Formula1: что и как

Бельгийская Спа-Франкоршам ничем не уступает жемчужине Монако, а по величине развиваемых скоростей даже превосходит ее. Здесь есть участки, которые болиды проходят на скоростях свыше 320 километров в час, прерываемые 7-километровым отрезком, сплошь состоящим из поворотов.

Немного о Formula1: что и как

Недаром итальянская трасса Монца называется «Храмом скорости», ведь именно здесь меньше всего извилистых участков. Гонки на этом треке — всегда ответственное мероприятие для команды Ferrari, так как все местные болеют именно за своих.

Новые трассы

Немного о Formula1: что и как

Трасса Red Bull Ring в Австрии была выкуплена одноименной командой и приведена в должный вид накануне гонок 2014 года. Классическая компоновка не разочаровала организаторов и тем более зрителей, которым, конечно, импонируют возросшие скорости и неожиданные развязки в напряженной борьбе за лидерство.

  • Трасса в техасском городе Остин — это настоящие «американские горки», вобравшие в себя лучшее от классических гоночных треков и приправленные национальной тягой к эффектным решениям.

Yas Marina Circuit в Абу-Даби удостоилась звания «Монако Ближнего Востока», что должно быть обидно для трассы Нового Света. Именно там пройдет финальный раунд этого чемпионата.

Когда смотреть?

  1. На этот год календарь заездов выглядит так (дата-страна-трасса):
  2. 15 марта — Австралия — Мельбурн29 марта — Малайзия — Селанг12 апреля — Китай — Шанхай19 апреля — Бахрейн — Сахир10 мая — Испания — Барселона24 мая — Монако — Монте-Карло7 июня — Канада — Монреаль21 июня — Австрия — Шпильберг5 июля — Великобритания — Сильверстоун19 июля — Германия — Нюрнбургринг26 июля — Венгрия — Будапешт23 августа — Бельгия — Спа6 сентября — Италия — Монца20 сентября — Сингапур — Сингапур27 сентября — Япония — Сузука11 октября — Россия — Сочи25 октября — США — Остин1 ноября — Мексика — Мехико15 ноября — Бразилия — Сан-Паулу
  3. 29 ноября — Абу-Даби — Яс-Марина

Правила Формулы 1

Немного о Formula1: что и как

Правила Формулы 1, или гонок Гран-При включают в себя свободный заезд, квалификацию и гонки. Гран-При проводится всего 3 дня, В пятницу, субботу и в воскресенье. Гран-При Монако проводит свободные заезды в четверг. С чего все когда то начиналось — история Формулы 1.

Сезон включает в себя примерно от 7 до 19 гонок Гран-при и проводится с марта по ноябрь.

Одна команда на Гран-при может выставить двух пилотов в квалификации и гонке. В пятничных свободных заездах возможно участие и третьего пилота, но участвующих машин будет все равно только две.

Свободные заезды

По правилам формулы 1 свободные заезды по 3 сессии проводятся для ознакомления пилота с трассой и тренировки управления болидом.

  • 1-я сессия проходит в пятницу с 10.00 до 11.30 ч.
  • 2-я сессия проходит также в пятницу с 14.00 до 15.30 ч.
  • 3-я сессия проводится в субботу с 11.00 до 12.00 ч.

Полный календарь Ф1

Квалификация

По правилам формулы 1 гонки квалификации проводятся в субботу с 14.00 до 15.00 ч. по местному времени.

  • 1-я сессия проходит с 14.00 до 14.30 ч. с участием всех гонщиков. Число кругов – произвольное. Пилоты, занявшие последние 7 мест, из борьбы за стартовое место выбывают. Им достаются с 18 по 24 места.
  • 2-я сессия проходит с 14.27 по 14.42 ч. с произвольной ездой. Снова выбывают 7 худших пилотов.
  • 3-я сессия проходит всего 10 минут с 10-ю лучшими участниками 2-й сессии с 14.50 до 15.00 ч., также с произвольной ездой. Лучшие 10 пилотов занимают первые места на стартовой решетке гонки.
  • Количество топлива в баках – неограниченно. В квалификации нельзя мешать другим гонщикам в ходе соревнования.

Гонка

После того, как закончилась квалификация, болиды первой десятки оставляют в закрытом парке без регулировки и замены деталей до начала гонки. Следующие после 10 гонщики могут поменять резину. Все участники меняют резину, если пошел дождь, или наоборот, лужи высохли.

Гонка проходит в воскресенье. Количество кругов уже четко установлено. Дистанция – не менее 305 км, кроме Гран-при Монако. Время – не более 2 часов.

Если гонка будет остановлена, добавляется дополнительное время, но в итоге соревнование не должно превышать 4 часов. Дозаправка запрещена. Разрешено менять поврежденные резину и запчасти.

Количество пит-стопов, то есть вынужденных остановок, чаще всего случается от 1 до 3-х. Иногда это приводит слабые болиды к успеху.

На пит-лейне скорость в гонке необходимо снизить до 100 км в час, а в свободных заездах и городских Гран-при, скорость снижают до 60 км в час.

Немного о Formula1: что и как

Правила Формулы 1 (подробное описание)

Спортивный регламент

Основатели FIA Formula One World Championship (Формулы 1) составили свод правил под названием Спортивный Регламент, в которых прописаны положения проведения гонок, права гонщиков, их обязанности. Следят за строгим соблюдением регламента стюарды Международной федерации автоспорта

Основные положения

FIA Formula One World Championship или Формула -1 представляет собой ежегодные соревнования на мировой чемпионат по кольцевым гонкам на болидах с открытыми колесами. В Формулу -1 входят отдельные этапы со статусом Гран-при.

Чемпионы выявляются с помощью очков, набранных в Гран-при, которые в конце года суммируют. Победитель обладает наивысшим количеством очков. Пилоты соревнуются за мировой чемпионский титул, а команды Ф1, занявшие первое место, получают Кубок Конструкторов.

Участники гонки, пропустившие соревнования по неуважительным причинам платят штраф.

Болиды

С легкой руки французов гоночные машины в 1980-е годы получили свое сегодняшнее название – болиды. Правила Формулы 1 предусматривают точные регламенты относительно и самих болидов а не только формы проведения гонок.

Каждая команда выставляет на гонки 2 болида собственной конструкции и пилота. Острая конкуренция побуждает к множественным открытиям технических новинок. Все болиды обязаны соответствовать техническим требованиям регламента и сдать тест на ударопрочность.

Регламент и гоночная серия находится под эгидой FIA (Международной автомобильной федерации).

Если шасси болида создают собственные конструкторы, то двигатели можно закупать у разных производителей. Сегодняшний болид выполнен из углепластика с четырьмя колесами вне корпуса. Задние колеса являются приводными, а передние – ведомыми. Управляется болид рулем, педалями газа и тормоза.

Топливный бак изготовлен из прорезиненного баллона и разделен ячейками для безопасности. Он расположен между двигателем и пилотом. 8-ми и 10-и цилиндровые двигатели объемом 2,4 до 3 литров обладают мощностью до 770 л. сил. Турбонадув и перегрузка не разрешаются. Максимально разрешено 18 000 оборотов в минуту.

Все болиды оборудованы пружинящей подвеской. Место пилота должно выниматься вместе с самим пилотом. Цветовое и художественное оформление болидов в одной команде должно быть одинаковым. Невыход машины на старт или участие только одного болида карается штрафом. В каждом Гран-при участвуют 2 гонщика от одной команды.

  • Высота болида – не выше 95 см или 37.43 дюйма.
  • Ширина болида – не более 180 см или 70.92 дюйма.
  • Вес с водителем – не менее 600 кг или 1.322 фута.
  • Ширина передних колес – от 30.5 см или 12.07 дюйма до 35.5 см или 13.98 дюймов.
  • Ширина задних колес – от 36.5 см или 14.38 дюймов до 38 см или 14.97 дюймов.
  • Диаметр колес – не более 66 см или 26 дюймов.
Читайте также:  Принцип работы и основные неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости

Все о Формуле 1…

Система очков

От 1 до 25 очков получают пилоты и команды в Гран-при за первые 10 мест. Очки начисляются следующим образом: 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. На чемпионский подиум поднимаются первые три гонщика.

Количество очков в гонке прибавляются к сумме очков остальных гонок в рамках Формулы -1, как пилотам, так и командам. Запасным пилотам очки зачисляются на их личный счет. Одна команда имеет право за один сезон выставлять до 4 гонщиков.

Каждый пилот для участия в Гран-при должен получить суперлицензию FIA.

В честь команды — победителя играют гимн страны, которая выдала лицензию на участие в гонках. В честь победителя — пилота играют гимн страны, выдавшей лицензию клубу, от имени которого выступает пилот.

Гимн звучит один раз при условии, если совпадают страны команды и победителя — пилота.

Данные правила могут содержать неточности на данный момент, так как отдельные части регламента иногда меняется каждый сезон.

Шины

Шины для Формулы 1 поставляет только одна кампания Pirelli. Использование только одной фирмы-поставщика обусловлено снижением затрат на разработку и тестирование. За 3-х дневное проведение гонки в распоряжении пилотов находятся 11 комплектов шин двух спецификаций для сухой погоды, 3 комплекта дождевых шин и 4 комплекта промежуточных шин.

Определить спецификацию шин для сухой погоды можно по боковым частям колес, где нанесены надписи соответствующего цвета. Это позволяет сразу увидеть, не нарушены ли правила гонки.

  • Красный цвет – супер — мягкие шины
  • Желтый цвет – мягкие шины.
  • Белый цвет – средние шины.
  • Оранжевый цвет – жесткие шины.

Гонщики обязаны использовать в соревнованиях как жесткие, так и мягкие категории шин.

Трассы Формула 1

Безопасность гонщиков

После трагической гибели гонщика в 1994 году правила Формулы 1 немного изменились и болиды стали оснащать мерами безопасности. Приподняли боковины корпуса, установили дуги безопасности позади кокпита.

Одежда и обуви для гонщиков изготовлена из негорючих материалов. Применяется специальная система защиты головы и шеи.

За 5 секунд пилот должен успеть снять ремни безопасности, руль и выскочить из машины, а затем снова за 5 секунд поставить руль на место.

Машина безопасности

Машину безопасности или «пейс-кар» применяют в случаях физической опасности для гонщиков, зрителей, и другим лицам при условии невозможности остановить гонку.

При необходимости машина безопасности с мигающими оранжевыми сигналами выезжает из пит-лейна на трассу. Маршалы показывают флаги желтого цвета и таблички с надписью «SC». Все пилоты должны понизить скорость и выстроиться вслед за машиной безопасности на значительном расстоянии.

Обгоны в это время запрещены кроме прямого указания пилоту на обгон машины безопасности. Если у какой-либо машины случится непредвиденное замедление, обгон также разрешается. Можно обгонять болиды, еще не выехавшие из пит-лейна до момента пересечения ей второй линии первой линии сейфти-кара.

Или болиды, въезжающие на пит-лейн после пересечения ей первой линии первой линии сейфти-кара. Разрешен обгон машины, стоящей на пит-лейне.

Если на трассе между лидером и машиной безопасности едут другие гонщики, они, по зеленому сигналу должны обогнать машину безопасности и к следующему кругу присоединиться к концу общей группы.

Если трасса частично заблокирована, машина безопасности может проехать через пит-лейн. После полного устранения угрозы здоровья и жизни людей машина безопасности гасит оранжевые сигналы, покидает трассу в конце круга и заезжает в бокс.

Светофор включает зеленые сигналы, выставляются зеленые флаги и гонка возобновляется.

Остановка гонки

Правила Формулы 1 позволяют остановить Гран-При. Если гонку нужно приостановить, светофор загорается красным светом, маршалы выставляют красные флаги и выезд из пит-лейна блокируется.

Пилоты занимают места на стартовой решетке в соответствующем порядке.

Болиды, не сумевшие подъехать к линии красного флага из-за препятствий на трассе, продолжат путь после расчистки трассы в том же порядке, как и до остановки.

При остановке на трассе пилоты действуют по указаниям маршалов. Возобновление гонки проходит аналогично старту за машиной безопасности. Все болиды на стартовой решетке, находящиеся впереди лидера, должны проехать круг без обгонов и заехать на стартовую решетку сзади остальных машин. При остановке гонки на незаконченных 2-х кругах, старт считается недействительным.

При остановке законченных 2-х кругов и более, но меньше 75 % от общих кругов, старт возобновляется в порядке нахождения машин перед остановкой гонки. Остановка гонки после 75 % кругов считается окончанием гонки. Результаты каждой машины определяются по ее местоположению перед сигналом об остановке.

Классификация

Пилоты получают классифицию, если они не были дисквалифицированны и прошли не менее 90% от количества кругов лидера. Причем округление счета ведется в меньшую сторону. Классификация – единственный официальный результат Гран-при.

Например, если победитель наездил 70 кругов, то классификацию пройдут гонщики, которые прошли 63 и больше кругов (70 х 0,9 = 63). Чем больше пройденных кругов, тем высшее место занимает пилот. При одинаковом количестве кругов высшее место занимает тот, у кого это заняло наименьшее время.

Первые три победителя пилота и представитель команды чемпиона получают кубки.

Флаги Формулы 1

  1. Клетчатый флаг – окончание гонки.
  2. Красный флаг – Остановка гонки.
  3. Черный флаг – Дисквалификация гонщика.
  4. Флаг из черного и белого треугольников – Предупреждение гонщику.
  5. Черный флаг с оранжевым кругом в центре – сообщение гонщику об опасности технического состояния его машины.

  6. Жёлтый одиночный флаг – приказ о снижении скорости и запрете обгона в связи с опасностью.
  7. Желтый двойной флаг — приказ о снижении скорости и запрете обгона, а также о готовности к остановке.

  8. Флаг с желто — красными полосами – ухудшение сцепления колес с дорожным покрытием из-за дождя или разлитого масла.
  9. Зеленый флаг – конец опасности. Возобновление движения.
  10. Белый флаг – по трассе едет медленный автомобиль.
  11. Голубой флаг – знак пилоту, которого хотят обогнать.

Немного о Formula1: что и как

Спортивный регламент для старта и финиша

Постановка машин на стартовую решетку

  • Стартовые позиции с линиями образуют стартовую решетку, на которой выстраиваются болиды в 2 колонны.
  • Расстояние между позициями составляет 8 м.
  • С 18 по 24 позиции достаются гонщикам, занявшим такие же места во 1-й сессии гонок квалификации.
  • С 11 по 17 позиции достаются гонщикам, занявшим такие же места во 2-й сессии гонок квалификации.
  • С 1 по 10 позиции достаются гонщикам, занявшим такие же места в 3-й сессии гонок квалификации.
  • Из двух гонщиков, показавших одно и то же время на любой из сессий, предпочтение отдается пилоту, показавшему это время раньше.
  • Лучшую позицию отдают гонщикам, начавшим, но не закончившим быстрый круг.
  • Далее занимают позиции гонщики, начавшие, но не закончившие прогревочный круг.
  • Если на одно место претендуют более 1 гонщика, его занимают в порядке номеров.
  • Сразу перед гонкой налагаются штрафы в том порядке, в каком технические делегаты получили сведения от команд о нарушениях.

Немного о Formula1: что и как

Подготовка к старту

  • За 30 мин. до старта, после открытия пит-лейна, гоночные авто занимают соответсвующие места на стартовой решетке. Моторы заглушены. Гонщик может сделать несколько кругов для ознакомления, но не заезжать на стартовую решетку нельзя.
  • За 17 мин. звучит сирена. Значит через 2 мин. закроют пит-лейн.
  • За 15 мин. до старта происходит закрытие пит-лейна. Затем звучит второй сигнал. Болид, который не выехал из пит-лейна, стартует после первого круга пелотона (всей группы гонщиков). Включается стартовый светофор с 5-ю парами красных сигналов.
  • За 10 мин. до старта звучит сигнал и включается табло. Стартовую решетку покидают все, кроме гонщиков, механиков и официальных лиц.
  • За 5 мин. до старта звучит сигнал, гаснет 1-я пара красных ламп. Начинается обратный отсчет. Машины, не поставленные на колеса к этому времени, будут стартовать из пит — стопа или из дальней точки стартовой решетки.
  • За 3 мин. до старта звучит сирена. Пилоты должны пристегнуться ремнями безопасности. Выключается вторая пара красных сигналов.
  • За 1 мин. до старта подается звуковой сигнал. Выключается 3-я пара красных ламп. Техники покидают стартовую решетку до того, как зазвучит 15 секундный сигнал. Двигатели должны быть заведены.
  • За 15 секунд до старта прозвучит сигнал. Осталась всего 1 пара красных ламп. Если у какого-либо болида возникнут проблемы, пилот поднимает руку, и сзади него встают маршалы с желтыми флагами для предупреждения других пилотов.

Старт

Для старта Гран-При, правила Формулы 1 имеют свои нюансы. Гаснут последние красные сигналы. Включаются 2 зеленых сигнала, затем машины на 30 сек. уходят на прогревочный круг, после чего зеленые сигналы гаснут.

После проезда по прогревочному кругу авто снова встают на свои прежние стартовые места с включенными двигателями. В течение 5 сек. по очереди загораются все пары красных ламп. Через секунду они все одновременно гаснут, и начинается гонка.

  • Фальстарт карается штрафной задержкой в пит-стопе на 10 сек. или заездом в пит-лейн.
  • В случае отмены старта загораются зеленые сигналы светофора. Машину с проблемами откатывают на пит-лейн,после того, как остальные снова уедут на прогревочный круг. Оранжевый мигающие сигналы включают, если старт нужно отложить после того, как машины уже выехали на прогревочный круг, но еще не начали гонку.
  • Если дождь начался за 5 мин. до старта, старт откладывают на неопределенное время, или на время замены резины.
  • Если дождь идет, но старт не отменяют, то перед болидом поедет машина безопасности, а проверочный круг отменяется.
  • Из-за погодных или других условий гонку могут остановить.

Финиш

По правилам Формулы 1, для того, чтобы закончить гонку, лидеру показывают клетчатый флаг. Следующие за ним пилоты также заканчивают гонку и уезжают в закрытый парк.

При преждевременном показе клетчатого флага гонку все-таки считают законченной, а гонщику засчитывают результаты предыдущего круга.

Если показ флага задержался, гонку считают также законченной, а гонщику, как и в предыдущем случае, засчитывают результаты предпоследнего круга.

Читайте также:  Как правильно выбрать лучшие амортизаторы. monroe, kayaba, sachs, koni - выбираем какие амортизаторы лучше газовые или газо-масляные

Немного о Formula1: что и какФормула1….стратегии, ставки, трассы

F1 для чайников. Глава 1: Только факты

Блог «Формула Перца» замахнулся на перевод целой книги. Дело это непростое, и если вы видели где-то в Интернете какие-либо другие переводы, скажите мне сразу, чтобы я дальше не мучалась, хорошо?

Итак, Formula One Racing for Dummies или Формула 1 для чайников. Обойдемся без предисловий и инструкций, глава немаленькая.

Поехали!

Просто факты о F1

Гонки Формулы 1, как следует из названия, — вершина славы мотоспорта всего мира. Детишки не мечтают о гонках в младших сериях, они хотят стать побеждающими пилотами F1.

В наши дни F1 – настоящее мировое зрелище. Практически на каждую запланированную гонку приходят более 120000 зрителей, чтобы хоть сидя, хоть стоя, но посмотреть на звездных миллионеров-гонщиков. Ровно в то же время в 150 странах мира более 300 миллионов человек включают телевизор, чтобы с комфортом понаблюдать за борьбой за славу.

Это именно тот вид глобального интереса, который привлек огромную спонсорскую поддержку и не оставил телекомпаниям иного выбора кроме как транслировать гонки.

Большое маркетинговое влияние, оказываемое спонсорами, только накаляет страсти.

В настоящее время только Олимпийские игры и ЧМ по футболу способны вызывать подобные взрывы зрительской и не только поддержки и интереса, которые есть у F1 – а ведь эти мероприятия проходят только раз в четыре года1.

F1: великий и мировой вид спорта

Часть фанатов F1 заявляют, что именно F1 является по-настоящему мировым видом спорта.

Ведь дело ограничивается не только пилотами, борющимися за победу на трассе, но и лучшими машинами и двигателями всего мира, находящимися в их распоряжении.

Например, испанец Фернандо Алонсо гоняется за французскую команду Рено под руководством итальянца Флавио Бриаторе*, хотя сами машины сконструированы и построены на заводе в Британии. Вау!

Но это еще не все доводы в пользу глобальности F1: не забывайте, что каждый сезон гонки проходят на уникальных трассах всего мира, каждая из которых по-своему интересна для гонщиков, команд и фанатов.

F1 действительно напоминает путешествующий цирк: все болиды, команды и пилоты высаживаются в Австралии, на следующей неделе они уже в Малайзии, а потом они поедут в Бразилию, гран-при которой состоится еще через две недели.

Фанаты со всего мира также приходят на гонки. Какую трассу бы вы не взяли, там вы найдете не только местных болельщиков, но и тех энтузиастов, которые приехали на гонку из другой страны. Быстрый осмотр трибун гонок F1 неизбежно выявит несколько флагов разных стран.

Массовый интерес появился с самого начала, когда в 1950 году стартовал первый официальный чемпионат F1. Хотя гонки F1 проходили и ранее, до того момента не было официально оформленной борьбы за чемпионский титул.

Пилоты и другие важные люди

Как и другие весьма успешные виды спорта, F1 – коллектив звездных имен. Так же, как Дэвид Бекхэм в футболе или Тайгер Вудс в гольфе, пилоты F1 с большими именами могут похвастаться миллионами фанатов, разбросанных по всему миру, следящих за каждым их шагом и надеющихся, что их парень сможет побеждать в каждой гонке.

Но не только пилотами ограничивается список важных имен в F1. Многие из командных руководителей сами по себе весьма интересны. Некоторые из них, как босс Рено Флавио Бриаторе, почти так же хорошо известны еще и из-за постоянного пребывания в сплетнях о знаменитостях, как и из-за большой работы, которую они проворачивают для своих команд.

Однако и это еще не все известные люди – потому что даже начальники самих гонок тоже урвали свой кусок славы. Берни Экклстоун, управляющий коммерческой стороной F1, весьма известен и считается одним из самых богатых людей в Британии. Макс Мосли, президент управляющей всем автоспортом мира FIA, также далеко не безызвестный человек.

Пилоты

Гонщики, несомненно, являются центральными фигурами всей F1. Без пилотов не было бы и гонок, а без великих сражений, психологических войн и того, что некоторые из них просто не дружат между собой, не было бы никакого интереса в том, чтобы следить за каждым новым поворотом в гоночном сезоне F1.

Самые высокооплачиваемые гонщики в наши дни получают такие деньги, о которых многие из нас и мечтать не могут, но они еще и тяжело работают для этого.

Мало того, что они подвергают себя огромному риску, управляя болидами F1 на скорости 200 миль в час, они также должны работать с командой для того, чтобы выжать из болида все до последней десятой секунды, общаться с медиа и посещать промо-мероприятия своих спонсоров (подробнее в главе 7).

Для некоторых гонщиков напряжение, в котором живет успешная звезда F1, оказывается невыносимым, они отворачиваются от королевских автогонок и находят что-то более расслабляющее. Но для тех, кто справляется с давлением и риском – и становится лучшим, регулярно побеждая в гонках, — награда может быть огромной.

Хотя деньги, внимание и волнение, сопровождающие управление быстрыми машинами уже сами по себе хорошие награды за то, что ты – хороший гонщик F1, нет ничего лучше побед.

Некоторые профессионалы заявляют, что победы приводили их в наибольший восторг за всю их жизнь, но вы и сами можете над этим поразмыслить, дойдя до главы 11, которая расскажет вам о том, что случается после победы и как она не означает конец дня для гонщика.

Боссы команд

Говорят, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина. Для F1 нужно лишь немного перефразировать: за каждым великим гонщиком стоит по-настоящему великая команда.

Команда делает все, чтобы у пилота была лучшая техника, которая правильно работает. Каждый пилот знает, что если бы не его команда, он бы никуда не приехал.

Дэвид Култхард однажды произнес известную фразу о том, что он бы выглядел довольно глупо, усевшись на стартовой решетке без машины рядом.

Лидер команды – человек, который собирает вместе ресурсы и персонал – руководитель, босс команды. Нет единого описания работы босса команды, потому что у каждого есть свой путь управления. Глава BAR Дэвид Ричардс был нанят акционерами команды для управления ресурсами, а босс Минарди Пол Стоддарт владеет всеми 100% акций свой команды. У других могут быть некоторые доли в делею

Хотя пилот может добиться побед в гонках очень быстро, особенно если он выступает за лидирующую команду F1, руководителю команды требуется много, много лет для того, чтобы перевести свои ресурсы в быструю команду, задача, для выполнения которой, надо сделать следующее:

  • Нанимать лучших работников: если команда успешна, то очевидно, что лучшие рабочие со всего питлейна захотят прийти к вам. Каждая лидирующая команда F1 располагает штабом лучших инженеров, механиков и конструкторов. Однако борьба за славу настолько напряжена, что работники часто переходят от одного места к другому, соблазненные большими контрактами, и команды часто проходят по чередующимся фазам побед и спада формы.
  • Покупать последние компьютерные технологии: F1 – спорт высоких технологий, поэтому многие эксперты, получавшие образование в сферах изучения воздушно-космического пространства и компьютерной промышленности, нашли себе работу в F1. Сейчас целые машины можно отслеживать на экранах компьютеров, такая технология до этого использовалась только в военном деле. Команды больше не могут себе позволить идти путем проб и ошибок, когда им надо либо построить новую машину, либо улучшить действующую. Тесты должны проводиться с применением высокотехнологичных систем.
  • Построить машину, которая может собрать все самое лучшее: неважно, настолько хороши ваши сотрудники, как дорого стоят ваши компьютеры, ведь команды F1 всегда судят по скорости их машин. Разница между командами очень мала, борьба за победу напряжена, и именно поэтому команды выискивают даже малейшие преимущества в любом аспекте, касающемся их машин. Правила и рекомендации могут изменяться, давая некоторым командам преимущество, и когда команда находит какую-то новую технологию, увеличивающую скорость их болидов, она старается держать это в секрете так долго, как это только возможно.
  • Найти способ заплатить за все вышеописанное: это непростая задача. На самом деле, именно поэтому боссы нынешних команд должны уметь привлекать спонсорскую поддержку и управлять бизнесом, пока они возглавляют команды.

Высокая цена успеха в F1, включающая перспективу заработать миллионы на дополнительной спонсорской поддержке или телеправах, означает, что боссы должны уметь разбираться в невероятном объеме политики, сопровождающей F1.

Постоянно идут споры вокруг денег, изменений в правилах и даже угрозами протестов против команд соперников.

Некоторые соглашения держат все в рамках честной игры, а также все следуют сводам правил (или пытаются их обойти) для того, чтобы F1 была честным соревнованием.

Об обязанностях боссов команд читайте в главе 6, если же вам интереснее узнать о правилах, которым должны подчиняться команды, они описаны в главе 4.

Большие шишки: Экклстоун и Мосли

Но лидеры подчиняются не только боссам команд. Есть еще Макс Мосли, президент FIA, который смотрит за тем, правильно ли управляется F1.

А рядом стоит спортивный диктатор Берни Экклстоун, который помог F1 вырасти из гонок, о которых в 1970х знали немногие, в то, что обсуждается почти в каждой семье мира сейчас.

То, как Экклстоун распорядился коммерческими правами F1, принесло свои дивиденды каждой команде, а самого Берни сделало одним из  самых богатых людей в Британии.

Ракеты на колесах: машины, которыми они управляют

Когда вы спрашиваете людей о том, как выглядит гоночный болид, многие из них описывают усовершенствованный дорожный автомобиль с большим двигателем, массивными колесами и по-настоящему хорошей окраской. Некоторые из них даже воображают, что дверцы наглухо закрыты для того, чтобы повысить безопасность на трассе.

Однако, машина F1 – зверь другого рода, отличный от всего того, что вы видите на дорогах. Это машина, конструкцию, материалы и вид которой люди скорее ассоциируют с современными боевыми самолетами, а не с автомобилями.

Читайте также:  Как буксировать автомобиль с "автоматом"

Поскольку машины F1 не должны подчиняться законам дорожного движения, они развиваются иначе, чем обычные автомобили. Их конструкция больше направлена в погоде за скоростью, а не комфортом, и они практически буквально являются ракетами на колесах.

Ключевые элементы конструкции

Далее следует список элементов и характеристик, которые отличают болид F1 и придают ей абсолютно другой вид по сравнению с другими гоночными машинами:

  • Открытые колеса: в отличие от автомобиля, стоящего в вашем гараже, у болида F1 колеса ничем не прикрыты, и это одно из самых очевидных несовпадений. Машины F1 в этом плане больше схожи с Champ Car и Indy Racing League.
  • Центральный кокпит: конструкторы F1 не волнуются о комфорте пассажиров, да они и не должны. В болиде F1 есть место только для пилота. Кокпит закреплен в самом центре машины, что очень важно для центра масс болида.
  • Подвижность и легкость: хотите – верьте, хотите – не, но болид F1 весит меньше легковых автомобилей. Использование высокотехнологичных материалов, включая карбоновое волокно, сделало современные машины F1 супер-легкими, и, следовательно, очень быстрыми.
  • Отсутствие бамперов: F1 – неконтактные гонки, поэтому вы не найдете никаких бамперов безопасности ни спереди, ни сзади машины. Вместо них стоят аэродинамические крылья.
  • Аэродинамические крылья: передние и задние крылья болида F1, которые спроектированы для того, чтобы прижимать машину к земле, сильно выдаются – такими они и должны быть, если машину надо сделать быстрой (они также предоставляют прекрасные места для рекламы спонсоров). Эти крылья – результат месяцев исследований в высокотехнологичных аэродинамических трубах.

В целом, болид F1 – это одноместная гоночная машина с открытыми колесами. Вы можете найти похожие на вид конструкции в низших сериях, но они не могут сравняться по скорости на одном круге с болидом F1.

Подробнее о том, что определяет болид F1, в главе 5.

Готовя машину к максимальной отдаче

На высшем уровне автоспорта каждая команда должна использовать свое оборудование по максимуму. Если у машины есть всего лишь одна слабая сторона, все соперничающие команды приложат максимальные усилия для того, чтобы использовать чужой недосмотр в свою пользу. Машины готовят к выступлениям в гонках тремя способами:

  • Внесезонные тесты: напряженная борьба, существующая в F1, — причина, по которой команды проводят месяцы зимних тестов для того, чтобы усовершенствовать свои болиды. Во время этих тестов команды и гонщики оценят новую резину, новые части машины и, возможно, даже новую идею конструкции, учитывая, что нет никакого давления, обязывающего показывать ненормально быстрые времена на круге. Гоночные уикэнды проводят, основываясь на жестком принципе того, что команды приготовили болиды к гонкам максимально хорошо.
  • Свободные заезды: команды должны встряхнуть болиды за неделю перед гонкой, которую они проводят, настраивая электронику. Для того, чтобы понять, как команда проходит путь от появления на трассе в четверг до триумфа в воскресенье, смотрите главу 82.
  • Настройки во время гонки: даже во время гонки команды не могут уйти на трибуны и просто смотреть, на что способны их пилоты. Должны приниматься стратегические решения, даваться советы по радио, не говоря уже о необходимости проведения жизненно важных питстопов. Более о том, как эти действия влияют на итог гонки, читайте в главах 9 и 10.

Вверх, вниз и повсюду вокруг: трассы

Каждая гонка дает командам и пилотом новые испытания, и это из-за того, что каждая трасса в календаре уникальна. Вид трасс сильно изменился за долгие годы, хотя F1 традиционно не проводила гонки на овалах, даже если учитывать 500 миль Индианаполиса как часть чемпионатов мира с 1950 по 1960 года.

Некоторые трассы были в календаре с 1950х, как Сильверстоун и Монца, причем их конфигурации обновлялись с течением времени. А некоторые трассы появились недавно, как, например, Малайзия и Мельбурн. У каждой трассы свои характеристики, включая разные максимальные скорости, уникальные повороты и очень разные схемы.

Правильные вещи для бизнеса

F1 не создана для тех, у кого нет денег. Это не футбол, в который вы с приятелями можете поиграть, всего лишь купив мяч.

Нет, F1 просто пожирает деньги.

Огромные цены разработок, использование космических технологий, экспертная помощь, необходимые для создания побеждающей машины, означают, что один круг по трассе обойдется больше, чем в три тысячи фунтов стерлингов. И да, перед тем как вы начнете считать свои сбережения, думая, что можете позволить себе несколько кругов – плата за страховку, возможно, будет еще в несколько раз выше.

С такими высокими ценами только самые лучшие команды мира могут добиться успеха в F1.

В старые дни богатые владелец команды был способен проспонсировать свою же команду за сезон самостоятельно, машины и двигатели действовали одинаково весь сезон, а зарплаты пилотов не были такими уж огромными. Но сейчас болиды и двигатели меняются от гонки к гонке, а зарплаты гонщиков измеряются в миллионах.

К счастью, возрастающая дороговизна F1 была компенсирована огромным интересом, который она привлекает по всему миру, что означает спонсорскую поддержку, осуществляемую с целью увидеть свои логотипы на болидах.

Без спонсоров и денег, которые они приносят, та F1, которую мы знаем сейчас, не существовала бы. На самом деле, успех команды на трассе сильно зависит от того, как она привлекает спонсоров. Неудивительно, что современные команды F1 нанимают экспертов по рекламе и спонсорству для того, чтобы они помогли им найти больше денег.

Конечно, спонсоры не дают деньги только для того, чтобы их логотипы налепили на болиды в хороших местах.

Для того, чтобы оправдать каждый потраченный фунт, они создают огромные маркетинговые кампании, большие промо-события, выпускают телерекламу и дорожные плакаты, используя свой статус «спонсора F1» как преимущество.

Мероприятия, устраиваемые спонсорами, настолько важны и времязатратны, что некоторые говорят: «F1 –спорт между двумя и четырьмя часами дня и бизнес в любую другую минуту». Подробнее об этом в главе 3.

Получая большее от F1

Если вам нравится смотреть гонки F1, тогда спорт может быть абсолютно волшебным.

Дело происходит в уикэнды, когда большинство людей свободны настолько, чтобы сесть перед телевизорами и насладиться спектаклем в уютной домашней атмосфере или даже приехать на саму гонку и увидеть все воочию.

Независимо от того, где вы смотрите гонку, вы поймете, что каждая гонка гарантированно принесет достаточно сюрпризов, восхищения и интриги для того, чтобы удержать вас на месте вплоть до момента клетчатого флага.

Получая полную информацию

F1 – один из наиболее интригующих и интересных видов спорта. Она может дать вам наслаждения на всю жизнь, если вы попытаетесь немного больше о ней понять.

Несколько десятилетий назад было практически невозможно узнать о последних событиях в мире гонок – телевидение не освещало все полностью, газетам не было интересно об это писать, а интернета еще не было.

Сейчас у вас вряд ли получится страдать из-за недостатка информации, скорее, ее теперь можно найти даже в избытке. Вы можете отыскать сотни вебсайтов с последними новостями, многочисленные телепрограммы с анализами гонок, газеты, которые освещают каждых слух о братстве F1.

Правда, разбираться во всем этом может быть несколько сложно без совета от экспертов – почитайте главу 17 для некоторой помощи.

  • __
  • 1) Видимо, Зимние ОИ в расчет не берут 🙂
  • 2) Думаю, это уже устарело в связи с изменениями правил.
  • * Книга была написана явно не вчера 🙂

«Формула-1»: гид по самому дорогому виду спорта

Кто бы что ни говорил, а «Формула-1» – это самое популярное в мире спортивное мероприятие после Олимпийских игр и чемпионата мира по футболу. За тем, как 20 машинок ездят по кругу, следят 600–800 млн человек, что делает пилотов звездами высочайшего уровня.

В Англии самые успешные гонщики и инженеры становятся кавалерами ордена Британской империи (и к ним обращаются «сэр»), в Латинской Америке в честь своих чемпионов называют улицы и открывают памятники, а про культ Ferrari в Италии говорить не приходится – пилоты команды приравниваются к небожителям.

Что это такое?

«Формула-1» – это класс машин.

То, что мы смотрим по телевизору и на трассах, официально называется «чемпионат мира по автогонкам в классе «Формула-1», и проходит это мероприятие, официальным хронометристом которого работают Rolex, под эгидой FIA (Fédération Internationale de l'Automobile) – Международной автомобильной федерации. Далеко не каждая машина, похожая на гоночный болид, – это «Формула-1». Это может быть «Формула-2», «Формула-3», «Формула-Рено» или даже «Формула-Русь» – и таких классов очень много.

Соответственно, «Формула-1» – это самая быстрая из всех «Формул». И чтобы водить такой автомобиль, нужно иметь специальное разрешение от FIA, которое называется «суперлицензия». Чтобы ее получить, молодым гонщикам приходится буквально выгрызать победы в младших категориях – конкуренция за попадание в высший класс просто невероятная.

Сколько гонок в чемпионате?

Каждый год по-разному, но в последние несколько лет гонщики выходят на старт 21 раз. Заезды проводятся как на стационарных автодромах (Италия, Испания, Германия, США, Бахрейн), так и по городским улицам (Монако, Сингапур, Баку).

Есть также промежуточные автодромы – это те, часть которых является стационарной, а часть – парком или частью города. Такими являются трассы в Австралии и в Канаде: круглый год они готовы наполовину и каждый раз к гонке приходится закрывать сегмент парка, чтобы построить там временную часть трассы.

Таким же планировали сделать и трек в Сочи, но в итоге он остался цельным и неделимым.

Сколько в «Формуле-1» команд и пилотов?

Если брать последние годы, то речь идет о десяти командах, и каждая из них выставляет по две машины. То есть на старт выходит 20 лучших гонщиков со всего мира.

Плюс у каждой команды есть резервные пилоты, готовые в случае необходимости заменить своих партнеров и выйти на старт вместо них.

Но чаще они работают на базе команды на гоночном симуляторе и помогают инженерам с доводкой действующих машин.

Ссылка на основную публикацию