Редкие и опытные автомобили СССР и России

Ровно 90 лет назад, 1 января 1932 года, вступил в строй Горьковский автозавод. Предприятие, построенное в рамках соглашения между СССР и американским Ford, начало работу с выпуска «полуторки» ГАЗ-АА. В том же году на ГАЗе начали производить и легковые автомобили – их история завершилась в 2009 году, с окончанием выпуска «Волги».

По случаю юбилея «Газета.Ru» вспоминает основные вехи истории «русского Детройта».

Решение о строительстве в Нижнем Новгороде автомобильного завода, способного производить 100 тыс.

автомобилей в год, было принято советским правительством в марте 1929 года, в мае было подписано соглашение с крупнейшим американским автопромышленником Генри Фордом.

  • close
  • 100%

Редкие и опытные автомобили СССР и России
Редкие и опытные автомобили СССР и России

Как и другие стройки первых пятилеток, завод был возведен в кратчайшие сроки — за полтора года.

Он заработал ровно 1 января 1932 года, а 29 января с конвейера «Нижегородского автомобильного завода имени Молотова» сошел первый автомобиль — легендарная полуторка «НАЗ-АА», спасшая тысячи жизней в годы Великой Отечественной Войны.

Уже в конце 1932-го Нижний Новгород был переименован в Горький и НАЗ стал ГАЗом — под этим названием автозавод мы знаем и сейчас.

В довоенной прессе автозавод на берегах Волги даже именовали «русским Детройтом».

  1. close
  2. 100%

Редкие и опытные автомобили СССР и России
Редкие и опытные автомобили СССР и России

Для налаживания производства в СССР выбрали грузовик Ford-AA и легковой фаэтон Ford-A, разработанные еще в конце 1920-х – машины простые и неприхотливые. От сборки машин из зарубежных комплектующих ГАЗ постепенно перешел на отечественные компоненты, а автомобили в процессе адаптации к советским условиям подвергались значительным доработкам.

И если «ГАЗ-А» был заменен новой моделью «М-1» уже в 1936 году, то выпуск полуторки продолжался и после войны.

Контракт CCCР с Ford Motor Company действовал до 1935 года, когда был расторгнут по обоюдному согласию сторон. Легендарная эмка, «ГАЗ М-1», была построена на основе Ford B. Однако как и в случае с лицензионным Fiat 124 и «ВАЗ-2101», конструкция исходного автомобиля была серьезно адаптирована к тяжелым дорожным условиям нашей страны.

Коллектив инженеров под руководством будущего главного конструктора ГАЗа Андрея Липгарта внес в первоначальную структуру автомобиля множество изменений.

В частности, у будущего «М-1» была значительно усилена рама, устаревшие поперечные рессоры заменены продольными, спроектирован новый рулевой механизм, а вместо колес со спицами применены штампованные диски.

Тогда же, в середине тридцатых, ГАЗ начал активно создавать экспериментальные модели. К примеру, под руководством Виталия Грачева, впоследствии создававшего военные вездеходы на ЗИЛе, на базе той же эмки в 1936 году был спроектирован экспериментальных трехосный пикап «ГАЗ-21». Эта машина так и не стала серийной, а ее индекс впоследствии, два десятилетия спустя, получила «Волга».

В годы Великой Отечественной войны ГАЗ перешел на выпуск соответствующей продукции – танков, бронеавтомобилей, самоходных артиллерийских установок и боеприпасов. В 1943 году завод сильно пострадал от бомбардировок авиации Третьего Рейха.

  • close
  • 100%

Редкие и опытные автомобили СССР и России
Редкие и опытные автомобили СССР и России

Однако уже тогда полным ходом шли работы над «Победой», выпуск которой был налажен в 1946-м. Испытания опытного образца будущей машины начались осенью 1944-го, а 19 июня 1945 года, за пять дней до парада победы, опытные машины были продемонстрированы советскому руководству в Кремле.

«Победа» стала первым советским автомобилем с несущим кузовом.

По той же схеме был построен и более крупный «ГАЗ-12» ЗИМ, хотя большинство машин того же класса в те годы оставались рамными.

Помимо использования в государственных гаражах и продажи частным лицам (тем, кто мог себе его позволить при цене почти в три «Победы») шестиоконный седан использовался в качестве такси и автомобиля скорой медицинской помощи – до производства более подходящих для этого микроавтобусов РАФ и универсалов ГАЗ-22 было еще очень далеко.

  1. close
  2. 100%

Редкие и опытные автомобили СССР и России
Редкие и опытные автомобили СССР и России

Одновременно с началом работ над «Победой» специалисты ГАЗа начинают проектировать замену полуторке — производство грузовика «ГАЗ-51» грузоподъемностью 2,5 тонны началось летом 1946 года и продолжалось до 1975-го. В последние годы – параллельно со среднетоннажниками «ГАЗ-52» и «ГАЗ-53» следующего поколения.

Помимо ГАЗа, «пятьдесят первый» собирали в Польше под маркой Lublin-51, а также в Китае и Северной Корее.

  • close
  • 100%

Редкие и опытные автомобили СССР и России
Редкие и опытные автомобили СССР и России

Из той же эпохи – внедорожник «ГАЗ-69», который впоследствии на долгие годы стал основной продукцией Ульяновского автозавода. Автомобиль, имевший на этапе проектировки собственное название «Труженик», разрабатывался конструкторским бюро ГАЗа и некоторое время собирался в Горьком.

На ГАЗе выпуск «Победы» продолжался вплоть до 1958 года, на закате своей конвейерной жизни она выпускалась параллельно с «Волгой», которая стала знаковой моделью для Горьковского автозавода и символом своей эпохи. Первые экземпляры «Волги» были собраны к ноябрьским праздникам 1956 года, а серийный выпуск «ГАЗ-21» продолжался до 1970-го – всего было собрано около 640 тыс. машин этой модели.

  1. close
  2. 100%
  • Их можно условно разделить на три серии, в зависимости от внешней отделки и конструктивных особенностей.
  • Базовой для «Волги» «М-21» должна была стать версия с 3-ступенчатой автоматической коробкой передач,
  • однако в итоге сложная в обслуживании для СССР того периода трансмиссия была установлена всего на несколько сотен машин.
  1. close
  2. 100%

Следующее поколение «Волги», «ГАЗ-24», выпускалось до середины восьмидесятых и, помимо символа престижа для частного автовладельца, было основным автомобилем всех автопарков СССР. А разработанная к началу восьмидесятых «Волга» «ГАЗ-3102» для обслуживания госчиновников стала родоначальником последнего семейства легковых автомобилей ГАЗа, которые продержались на конвейере до 2008 года.

В условиях переходного периода девяностых знаковой моделью ГАЗа стала «Газель» — современная полуторка, спроектированная в короткий срок и построенная на агрегатах «Волги», она обеспечила транспортом зародившийся в стране малый и средний бизнес.

  • close
  • 100%

Отказавшись от собственных легковых автомобилей на волне мирового экономического кризиса, ГАЗ сконцентрировался на выпуске коммерческого транспорта и контрактной сборке автомобилей других брендов – помимо собственных «Газелей» и «Газонов», в Нижнем Новгороде выпускаются Volkswagen и Skoda.

За девять десятилетий своего существования ГАЗ выпустил более 19 млн автомобилей, а число различных моделей и модификаций выпускавшейся там техники превысило 350 штук.

Знаковые отечественные автомобили XX века

8 июня 1909 года с конвейера сошел «Руссо-Балт» С-24/30— первый серийный автомобиль отечественного производства. Попытки создать машину с двигателями внутреннего сгорания в Российской империи предпринимались с конца XIX века, однако тогда речь шла только о единичных экземплярах, с 1909 года же в стране возникло собственное автомобильное производство.

Благодаря своему элегантному внешнему виду и техническим характеристикам, отвечавшим самым современным требованиям, «Руссо-Балты» быстро снискали признание за рубежом. Их выпускали вплоть до революции, несколько машин сошли с конвейера уже после 1918 года. История развития отечественного автопрома на протяжении всего XX столетия и самые знаковые модели того времени — в подборке «Известий».

1909: «Руссо-Балт», модель С-24/30

Редкие и опытные автомобили СССР и России

 commons.wikimedia.org

Выпуском легендарных «Руссо-Балтов» — визитной карточки Российской империи, — занималось вообще-то железнодорожное предприятие — Русско-Балтийский вагонный завод. Под производство автомобилей, спрос на которые становился всё активнее, на заводе приспособили отделение, занимавшееся обеспечением железнодорожных войск в годы Русско-японской войны, и с 1905 года фактически простаивавшее.

На должность главного конструктора был приглашен 26-летний бельгиец Жульен Поттера из компании Fondu, с которой плотно сотрудничал Русско-Балтийский завод. В подчинении у него было 10 инженеров, около 140 рабочих и три водителя-испытателя. Перед командой стояла цель собрать машину, которая могла бы передвигаться по бездорожью.

Первую партию машин Поттера представил спустя всего год после начала работ. Самой первой и самой массовой моделью «Руссо-Балта» стала С-24/30, где 24 означало расчетную мощность двигателя в лошадиных силах, а 30 — максимальную мощность.

Машина вышла надежной — во время одного из тестовых заездов водитель въехал в избу: машина не пострадала, а вот изба развалилась.

Впоследствии «Руссо-Балты» блестяще показали себя, участвуя в международных автопробегах и соревнованиях — например, Санкт-Петербург – Монте-Карло и Санкт-Петербург – Москва – Севастополь. Кроме того, «Руссо-Балт» стал первой машиной, добравшейся до вершины Везувия.

За С-24/30 последовало еще несколько моделей, а всего к 1918 году на заводе было выпущено около 500 машин. Несколько из них стояли в императорском гараже. В 1918 году завод, к тому моменту эвакуированный в Москву, был национализирован.

В начале 1920-х на нем было выпущено несколько «Руссо-Балтов» под названием «Промбронь», после чего завод перепрофилировали под нужды немецкой фирмы «Юнкерс».

1932: ГАЗ АА

Читайте также:  Как заменить масло (жидкость) в ГУР Ауди А6 c5 своими руками - фотоотчет и видеомануал

Редкие и опытные автомобили СССР и России

 commons.wikimedia.org/Вадим Кондратьев

Знаменитую полуторку начали собирать на Горьковском (тогда еще Нижегородском) автозаводе в самом начале 1930-х годов.

В основу легла конструкция американского грузовика Ford AA — отечественные инженеры изменили конструкцию, адаптировав машину к местным условиям, и 29 января 1932 года с конвейера сошел первый отечественный грузовик ГАЗ АА, собранный, правда, с использованием деталей иностранного производства. С 1933 года полуторку начали собирать исключительно из отечественных деталей.

До 1934 года кабина грузовика делалась из дерева и прессованного картона, а затем была заменена на металлическую с дерматиновой крышей.

Полуторки активно использовались в годы войны, однако из-за нехватки запчастей «военные» модификации выпускались с брезентовыми дверями, которые можно было свернуть, на передних колесах отсутствовали тормоза, головной свет обеспечивался только одной фарой. В 1944 году завод постепенно вернулся к довоенной комплектации.

Последний ГАЗ АА сошел с конвейера в 1949 году. Всего было выпущено 985 тыс. экземпляров, на дорогах полуторки можно было встретить вплоть до конца 1960-х годов. Они стали самым массовым советским автомобилем первой половины XX века.

1936: ГАЗ М-1

Редкие и опытные автомобили СССР и России

 commons.wikimedia.org/Музей отечественной военной истории

Спустя несколько лет после выпуска полуторки Горьковский автозавод представил очередную новинку — легковой автомобиль ГАЗ М-1, который вошел в историю отечественного автомобилестроения как эмка.

К этому моменту выпущенный на том же заводе легковой ГАЗ-А почти полностью вытеснил устаревшие модели иностранных марок. Однако конструкция машины практически целиком копировала американский Ford Model A, и вскоре стало ясно, что характерный открытый кузов-фаэтон в советских реалиях не комфортабелен и не слишком долговечен.

Перед инженерами поставили задачу разработать более жизнеспособную технологию, и в результате, после нескольких экспериментальных моделей, появился автомобиль ГАЗ М-1. Прототипом для него послужил четырехцилиндровый Ford Model B 40A Fordor Sedan модели 1934 года, однако на этот раз конструкция его была значительно переработана.

Отличительной чертой машины, серийное производство которой началось в 1936 году, стал черный цвет кузова с узкой красной полосой вдоль борта. Металлические детали салона были покрашены под дорогие сорта дерева, салон был обит серым или коричневым шерстяным сукном.

Автомобиль выпускался до 1942 года, пользовался большой популярностью — всего было выпущено 62 888 экземпляров — и стал одним из символов своей эпохи. При этом современники чаще всего называли его не эмкой, а именно М-1. Название расшифровывалось как «Молотовский-1», в честь наркома иностранных дел Вячеслава Молотова, имя которого носил Горьковский автозавод.

1946: ГАЗ М-20 «Победа»

Редкие и опытные автомобили СССР и России

 commons.wikimedia.org

Первая советская легковушка оригинальной конструкции и один из первых серийных легковых автомобилей в мире без выступающих крыльев, подножек и фар, «Победа» поступила в серийный выпуск в 1946 году. Однако работа по ее созданию была начата значительно раньше — еще до войны.

К концу 1930-х стало очевидно, что специалисты Горьковского завода готовы были перейти от адаптации западных моделей к разработке автомобиля оригинальной конструкции.

Первые наброски будущей машины были представлены уже в 1938–1939 годах, но дальнейшие работы прервала война. Завод смог вернуться к разработке уже в 1943 году, после Сталинградской битвы.

Считается, что именно в военные годы проекту и было присвоено название «Победа».

Музей ретро-автомобилей «Московский транспорт». Фотогалеря: 

К моменту возобновления работ по созданию «Победы» советские специалисты успели поработать с автомобилями, полученными из США и Великобритании по ленд-лизу, а также изучить трофейную немецкую технику. Так, при разработке были позаимствованы отдельные элементы модели Opel Kapitan.

В июне 1945 года машина прошла государственную приемку, а в июне 1946 года начался их серийный выпуск на заводе. При этом Горьковский завод еще не успел полностью восстановить производство после войны, поэтому первые 28 машин были собраны почти вручную, и лишь после этого была запущена конвейерная линия.

Вскоре стало очевидно, что машина, собранная второпях, имеет множество недочетов. Конвейер был временно остановлен для их ликвидации, а директор завода Иван Лоскутов освобожден от должности. Впоследствии усовершенствованные М-20 в различных модификациях выпускались вплоть до конца 1950-х годов.

1960: ЗАЗ-965 «Запорожец»

Редкие и опытные автомобили СССР и России

 commons.wikimedia.org

К середине 1950-х годов советские автомобилестроители в полной мере освоили производство машин представительского класса, однако сегмент небольших «народных» автомобилей был представлен лишь стремительно устаревавшим «Москвичом-401». Между тем самые трудные послевоенные годы остались позади, и спрос на такой массовый автомобиль начал расти.

Заполнить нишу предстояло «Запорожцу» — малолитражному автомобилю ЗАЗ-965. Первоначально предполагалось, что выпускаться новая машина будет в цехах завода «Москвич». Однако завод был полностью загружен, и специально для производства малолитражки было запущено предприятие в Запорожье.

За основу был взят итальянский Fiat 600, однако, как и в случае с «ГАЗами», инженеры серьезно доработали конструкцию, чтобы адаптировать модель к требованиям отечественного рынка. Первый серийный автомобиль был выпущен в 1960 году. В 1963-м была представлена его модификация ЗАЗ-965А.

Автомобиль, получивший в народе название «Горбатый», отвечал всем требованиям, предъявлявшимся к подобным машинам — он был прост в производстве и экономичен в использовании. Прототипами для него послужили знаменитый Volkswagen «Жук» и маленькая городская BMW 600.

Всего было выпущено свыше 322 тыс. автомобилей обеих модификаций. Кроме того, «Запорожцы» появились в целом ряде популярных фильмов — например, в «Королеве бензоколонки», комедии «Три плюс два» и мультфильме «Ну погоди!».

1959: ГАЗ-13 «Чайка»

Редкие и опытные автомобили СССР и России

ТАСС/Дмитрий Серебряков

Легковой автомобиль представительского класса был спроектирован в конце 1950-х, чтобы заменить устаревший лимузин «ЗИМ». Изначально предпринимались попытки модернизировать уже существовавшую машину, но вскоре стало очевидно, что в условиях стремительно развивающегося мирового авторынка требуется принципиально новая модель. Проект был поручен Горьковскому автомобильному заводу.

В качестве названия было предложено два варианта: «Чайка» и «Стрела». По легенде, решение остановиться на «Чайке» один из разработчиков объяснил так: «Представьте себе Волгу. Кто над ней летит? Чайка. Вот и у нас — «Волга», а над ней — «Чайка».

Первые опытные образцы были выпущены в 1956 году. Они были отправлены в испытательный пробег длиной 21 тыс. км. Официальным же днем рождения машины считается 16 января 1959 года — именно тогда с конвейера сошли серийные, хорошо знакомые всем «Чайки».

Впоследствии эта модель, в которой воплотились основные направления автомобильной моды 1950-х, неоднократно экспонировалась на международных автомобильных салонах, в том числе в Будапеште, Женеве, Нью-Йорке, Лейпциге и Мехико, а двухцветная бордово-бежевая «Чайка» несколько лет стояла на ВДНХ.

Существует несколько модификаций знаменитого лимузина, в том числе модель для киносъемок со «срезанным» верхом и «Чайка» — катафалк. Всего было произведено 3189 автомобилей. Многие из конструктивных решений, впервые испробованных при создании «Чайки», позднее были задействованы при производстве «Волг» среднего класса.

1970: ВАЗ-2101 «Жигули»

Редкие и опытные автомобили СССР и России

 commons.wikimedia.org

Основоположник «классического» семейства хорошо знакомых всем автомобилей «ВАЗ», производство которого завершилось только в 2012 году.

Основа для его производства была заложена в 1966-м, когда СССР заключил договор с итальянской компанией Fiat о сотрудничестве в сфере разработки легковых автомобилей.

Страны в том числе договорились о строительстве завода на территории Советского Союза, а также определили модели машин, которые предполагалось запустить в производство.

Читайте также:  Задние тормозные колодки Киа Рио - пошаговая инструкция замены своими руками

За средний класс должны были «отвечать» ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102. Прототипом для них стал автомобиль Fiat 124.

Уже в 1967 году было придумано название для будущей машины, и советские инженеры заказали у Fiat таблички с надписью «Жигули», которые предполагалось крепить на задней панели кузова. Первые шесть машин были собраны на новом заводе в Тольятти в апреле 1970 года, серийный выпуск начался в августе того же года. Пик производства пришелся на 1973 год — тогда было собрано 379 тыс. экземпляров.

В народе новую модель сперва назвали «Единичка», а затем, когда «Жигули» снискали популярность, прозвище сменилось на «Копейку».

Всего же с 1970 по 2012 год Волжский автомобильный завод выпустил почти 5 млн автомобилей ВАЗ-2101 различных модификаций.

Машины из СССР, которые почти не ломались: обзор моделей

Каждый автолюбитель знает, что машины отечественного производства по многим параметрам уступают зарубежным «собратьям». Однако есть несколько моделей советской сборки, которые подводили владельцев в исключительных ситуациях.

Семейство «ВАЗ 01–07»

Представители советской классики отличались простой конструкцией, надёжностью, отсутствием особых требований к уходу. Многим владельцам нравилась неприхотливость автомобилей к погодным условиям и экономичный расход. Последний стал возможен благодаря установке пятиуровневой механики.

Редкие и опытные автомобили СССР и России

@drive2.ru

В Стране Советов «вазовская» классика высоко ценилась среди автолюбителей. К сожалению, всё изменилось с началом «лихих девяностых»: как отмечают многие эксперты, между старыми и новыми моделями существует огромная разница. Автомобили, сходившие с конвейера в 90-х, начали уступать по многим характеристиками предшественникам, в том числе и по надёжности.

«Нива»

Внедорожник отечественной сборки радовал надёжностью и доступной для рядового автолюбителя ценой. Причём машина не растеряла популярность даже в наши дни. Всё благодаря отличной проходимости, особенно актуальной в условиях русской зимы: компактный внедорожник уверенно преодолевает сугробы, снежные заносы, неровности рельефа.

@starkov-blues.livejournal.com

Единственный недостаток, который отмечают многие владельцы, — тесный салон, лишённый комфорта.

Интересно, что в Германии даже существует клуб любителей «Нивы». Это подтверждает тот факт, что компактный внедорожник пришёлся по душе не только отечественным, но и зарубежным автомобилистам.

«Волга»

Массовое производство модели «Горьковского автозавода» началось в семидесятых годах прошлого столетия. Автомобиль быстро завоевал популярность среди советских граждан. Причём полюбился он и за рубежом: «Волга» активно поставлялась на рынок некоторых европейских стран. Однако на родине машину было крайне трудно приобрести.

Редкие и опытные автомобили СССР и России

@drive2.ru

Особой популярностью творение Горьковского автозавода пользовалось у таксопарков. А всё благодаря вместительному салону, надёжности, практичности. Машина редко подводила владельцев, а если неприятность всё же случалась, требуемые запчасти можно было легко заменить, потратив при этом совсем небольшую сумму.

«Чайка»

Модель, ассоциирующаяся с партийной элитой Советского Союза. Именно этому автомобилю отдавали предпочтение крупные чиновники и сотрудники КГБ. Машина отличалась вместительным салоном, качественной сборкой, надёжностью.

Редкие и опытные автомобили СССР и России

@fotostrana.ru

Однако среди рядовых граждан «Чайка» не пользовалась особой популярностью, потому большая часть выпускаемых моделей продавалась за рубежом. Западные автолюбители высоко оценили качество «Чайки», поэтому закупали машину большими партиями.

Почему коллекционеры охотятся за автомобильными модельками времен СССР

Редкие и опытные автомобили СССР и России

Никто не знает достоверно причин популярности автомобильных моделей времен СССР. Их может быть множество, одна из которых, безусловно, ностальгия за прошедшим временем. Тогда и снег был белее, и трава зеленее. В то время это были игрушки, сегодня это коллекционные редкости – за некоторые модели платят десятки тысяч рублей.

На прилавках магазинов в советское время появились игрушки и сувениры-копии тогдашних автомобилей. Со временем они стали предметами собирательства. Коллекционеры готовы были отдать за них большие деньги.

Особенно ценились редкие экземпляры. К ним относились модели, которые были выпущены ограниченным тиражом или модели, которые давно были сняты с производства.

Совсем недавно, например, универсал ГАЗ-24-02 «Волга» продали на интернет-аукционе за 90 000 рублей.

Популярность тех или иных моделей советского автопрома объясняется, прежде всего тем, что людям всегда кажется, что раньше было лучше. Большое значение имеет такой статус модели как раритетная.

До него уже сегодня дожили как обычные автомобили, так и из малые копии.

Модель, например, «Олимпийский» РАФ-2907 была выставлена на интернет аукцион за 170 тысяч рублей, однако, она и сегодня ожидает своего покупателя.

Первые советские масштабные модели

Производственное объединение Тантал в Саратовской области в 1969 году впервые выпустило модели советских автомобилей в масштабе 1:43. В 1971-м году появилась уменьшенная масштабная копия автомобиля Москвич-412. Модель была, что называется, цельнолитой. Детализация была скорее имитацией. Были сделаны зазоры в кузове, сетка радиатора была покрашена серебрянкой.

Зритель мог через стекло увидеть салон автомобиля. Открывался только капот, под ним располагался макет двигателя. Стоимость модели была три рубля 50 копеек. Она выбивалась на дне модели во избежание спекуляций и перепродаж. Такую модель сегодня продают в зависимости от состояния и по 200 тысяч рублей. За такие деньги можно купить натуральных несколько москвичей.

Технология производства автомобильных моделей менялась. Появились аналогичные литой москвичи с заводским номером А1. Концепция модели немного изменилась. Бампер и решетка радиатора стали отдельными элементами кузова. номерные модели, особенно с заводской упаковкой сегодня ценятся в максимальной степени. Номерной москвич в остальном совершенно аналогичен с литым, выпущенным в 1971-м году.

Была выпущена еще одна модель москвича, он получил номер А10. Это была масштабная копия не московского АЗЛК, а Ижевского. Модель была практически точной копией московской модели, правда цена существенно отличается. В 1975 году и позднее она выпускалась микроскопическими тиражами. Из-за раритетности стоимость модели сегодня доходит до 30 тысяч рублей.

«Москвич-403» с заводским индексом А7

Выпустили данную модель в 1975-м году. Нельзя сказать, что она уж очень редкая, тем не менее, считается достаточно редкой. Ее оценивают коллекционеры в 20 тысяч рублей. Но есть и такие экземпляры, стоимость которых трудно определить.

Это первые образцы моделей с серебристой эмблемой. Особенности конструкции состоят в том, что открывались передние двери. Также можно было открыть багажник и обнаружить в нем запасное колесо.

Капот не открывался, его отливали вместе с кузовом.

ВАЗ-2101 с заводским индексом А9

В 1975-м году была выпущена модель вазовской копейки. Ей был присвоен специальный индекс А9. Производство только набирало обороты, однако популярность Жигулей постоянно росла. Конструкцию можно было разобрать, правда при демонтаже она, скорее всего, сломается. Открывалась крышка капота и багажника, однако двери открыть не представлялось возможным.

Модель универсала ГАЗ-24-02 «Волга», образца 1980 года

Речь идет о двух моделях: универсал (А13) и седан (А14). Концепция модели существенно изменилась. Открывались все детали кузова: передние и задние двери, крышка багажника и капот, в качестве отдельных элементов изготавливались задний мост с рессорами, коробка передач, карданный вал. Эти элементы можно было отделить от кузова.

Электрифицированный вариант «Чайки» ГАЗ-13

Эта модель получила порядковый номер А15. Чайка была самой престижной моделью горьковского автозавода. Конструкторы модели вернулись к варианту цельнолитого днища, тем не менее доступ к салону и багажнику был оставлен. В багажник поместили две батарейки. Они имитировали горящие фары и фонари. Модель считалась престижной, благодаря подобному решению.

Модель «Нивы» с индексом А20

Эта модель привлекает внимание, прежде всего, детализацией. Открывались все двери, капот. Подвеска работала, колеса крутились.

Читайте также:  Автомобильный тахометр - что это такое и для чего нужен

Именно модель Нивы пользовалась повышенным спросом, причем причина популярности однозначная: она в максимальной степени походила на настоящую Ниву. И сегодня она у коллекционеров в большой цене.

За нее могут без труда выложить 20 тысяч и более рублей. За самые первые варианты коллекционеры могут отдать тридцать и более тысяч.

Дмитрий Данилов, основатель Клуба любителей моделей автомобилей говорит о том, что ценность моделей зависит, прежде всего, от тиража выпуска и года выпуска.

Ранние модели отличаются высоким качеством и детализацией. Последующие выпуски часто ограничивают именно в детализации. Часто коллекционеры создают искусственную инфляцию. Ее создают сами коллекционеры.

Необходимо лишь немного подождать, набраться терпения.

Постномерные модели выпускались с 1987 по 1993 год, они утратили свой индекс, однако качество не утратили. Только к середине девяностых начался период упрощения моделей. Исчез хром, любые подвижные части, даже качество металла изменилось в худшую сторону. Появилось такое понятие, как «цинковая чума», кузова практически начали разваливаться.

Главные автомобили СССР . Россия новости. Россия, новости сегодня. Последние новости на сегодня, 27 марта 2016 года

Первый полностью советский автомобиль АМО-Ф-15 был произведен в 1924 году. С этого момента начинается история советского автомобилестроения. Сегодня мы решили вспомнить знаковые автомобили СССР.

ГАЗ-69

Над этим автомобилем работал штат конструкторов под руководством Григория Моисеевича Вассермана. Их задача заключалась в создании достойной замены ГАЗ-67Б.

Работа началась в 1946 году, и уже спустя два года были готовы первые опытные образцы. Они носили название «Труженик».

Однако серийный выпуск начался лишь в 1953. В течение трех лет автомобиль сходил с конвейера ГАЗа, а затем производство полностью перекинули на мощности Ульяновска (бывший УльЗИС). А сам завод с того момента получил известное название УАЗ.

ГАЗ-69 выпускался в двух модификациях. Первая — двухдверная с восьмиместным кузовом (шесть человек размещались на двух лавках) и откидным задним бортом. Вторая (ГАЗ-69А) — «командирская» — была четырехдверной, способной разместить пять человек.

Этот внедорожник производился до 1972 года. За это время с конвейера сошло более 600 тысяч авто. Интересно, что ГАЗ-69 экспортировался за рубеж. В 56 странах мира «наследил» этот советский автомобиль! Кстати, в 1957 году массовое производство «газона» было налажено в Румынии, а в 1962-м — в Северной Корее.

В 1972 году на смену ГАЗ-69 пришел УАЗ-469.

ГАЗ-13 «Чайка»

Этот автомобиль считается самым красивым за всю историю СССР. Созданная в стиле «детройтского барокко», «Чайка» стала наиболее массовым автомобилем представительского класса в стране. Более того, она является одним из автомобилей-долгожителей: ее выпускали с 1959 по 1981 год. Причем, первая машина увидела свет за три года до официального старта производства.

Понятно, что попасть в руки среднестатистического жителя Советского Союза автомобиль не мог. Он предназначался исключительно министрам и первым секретарям обкомов. Ну и выдающимся гражданам, которым автомобили дарило правительство — например, Михаилу Шолохову и Галине Улановой.

Автомобиль оснащался двумя моторами. Первый — ГАЗ-13 (ЗМЗ-13) V8, объемном 5,5-литра, выдавал 195 «лошадок». Второй — ГАЗ-13Д (ЗМЗ-13Д) был немного мощнее: 215 л.с.

Существовало и несколько специальных модификаций «Чайки»: киносъемочная (созданная специально для «Мосфильма»), фаэтон ГАЗ-13Б (их было выпущено около двух десятков), а также ГАЗ-13А с перегородкой между первым и вторым рядом кресел (эти автомобили чаще других заказывали в Министерстве обороны СССР).

Только в 1970-х годах «Чайка» стала поступать в распоряжение ЗАГСов, гостиницы «Интурист» и диппредставительств иностранных государств. Также машины часто «мелькали» на военных парадах.

В 1980 году на этом автомобиле попал в аварию и погиб первый секретарь ЦК Коммунистической партии Белоруссии Петр Миронович Машеров. Это и послужило причиной прекращения производства «Чаек» (до этого инцидента в автокатастрофах с участием ГАЗ-13 погибло еще несколько высокопоставленных чиновников).

ЗАЗ-965 «Запорожец»

В конце 50-х годов прошлого века руководству страны стало очевидно, что населению не хватает компактной и недорогой машины. В общем, нужно было срочно предоставить рабочим и колхозникам «народный» автомобиль.

И он был создан на базе итальянского Fiat 600. Но ЗАЗ-965 нельзя назвать клоном, поскольку многие узлы советские конструкторы серьезно переделали. Этот автомобиль советский народ принял на «ура». Сказалась цена — 1 800 рублей. Другие отечественные авто стоили в разы дороже.

Мотор (0,7-литра и 23 «лошадки») располагался не спереди, как у большинства авто, а за задней осью. После рестайлинга, который произошел в 1962 году, на авто стали ставить другой двигатель.

Он отличался большим рабочим объемом (0,9-литра) и количеством «лошадок» — 27.

Затем, с 1966 года и до конца производства (1969 год) автомобиль оснащали силовым агрегатом того же рабочего объема, но уже с «табуном» в 30 л.с.

«Волга»

24-я «Волга» также относится к числу автомобилей-долгожителей. И ничего странного в этом нет, поскольку она олицетворяла собой целую эпоху. А еще эта машина была главной мечтой жителя СССР, ведь она служила показателем достатка и благополучия. Но превратить мечту в жизнь было непросто, несмотря на наличие денег.

Дизайн этой «Волги» был утвержден в 1963 году, спустя год появился первый опытный экземпляр. А еще через три года стартовало производство. Большинство автомобилей попадали под распределение в государственные структуры, таксопарки или шли на экспорт.

Автомобиль выпускался в нескольких вариациях. Самыми распространенными были седаны и универсалы. Сняли модель с производства только в 1992 году.

«Москвич-412»

По сути, модель 412, появившаяся в 1967 году, была улучшенной версией предшественника — «Москвича-408». Что интересно, на протяжении длительного времени эти машины выпускались параллельно.

На московском заводе АЗЛК (бывший МЗМА) «Москвич» выпускался с 1967 года по 1977. А в Ижевске с 1968 по 1997 год, причем «остаточное» производство сохранялось вплоть до 2001 года.

Первоначально большая часть «четыреста двенадцатых» отправлялась прямиком за границу. Плюс к тому, сборка этих авто под маркой Rila осуществлялась в Болгарии, а затем еще и в Бельгии, под маркой Scaldia. Успех «Москвичей» на мировом рынке был обеспечен удачными выступлениями этих автомобилей в международных гонках.

«Москвич-412» оснащался 1,5-литровым 4-цилндровым мотором, выдающим 72 «лошадки». Его ресурс до капремонта составлял порядка 150 тысяч километров пробега.

Вплоть до 1980-х создать адекватную замену «четыреста двенадцатому» так и не получилось, несмотря на старания конструкторов. На «боевом посту» его сменил только «Моксвич-2141», который, по сути, был принципиально другим автомобилем. Правда, в наследство от предшественника ему достался устаревший к тому времени мотор.

ВАЗ-2121 «Нива»

В 1970 году председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин поставил перед руководством ВАЗа, Ижмаша и АЗЛК непростую задачу. Нужно было создать машину с хорошей проходимостью, но при этом комфортную.

Быстрее всех с этим ребусом справились конструкторы Волжского завода. Они представили модель, в которую многие узлы перекочевали из ВАЗ-2106. Другим ее достоинством стал прогрессивный дизайн.

Уже в 1974 году было создано 15 первых автомобилей. А спустя два года их количество увеличилось на 50 штук. Чтобы проверить внедорожные способности машин, им устроили совместный тест-драйв с Land Rover, Range Rover и УАЗ-469. И только после этого был подписан приказ о конвейерном выпуске авто.

«Нива» пользовалась популярностью не только в СССР, но и за границей. Например, в Бразилии, Чили, Канаде, Франции. К тому же, она стала единственной советской машиной, которой удалось пробиться на японский рынок.

  • Во многих странах и сейчас есть клубы любителей этого внедорожника, а в Британии его фанаты даже издают специализированное издание.
  • С 2004 года внедорожник продается под названием Lada 4×4.
  • ВАЗ-2101 «Жигули»

Наверное, «копейку» можно считать самой «народной» машиной времен Советского Союза. Да и вообще, этот автомобиль оставил значительный след в истории отечественного автопрома. Ведь именно на базе ВАЗ-2101 впоследствии было создано целое семейство «классических» «Жигулей», которые продержались на конвейере до 2012 года.

Прототипом «копейки» послужил Fiat 124. Только его советские конструкторы сильно «подкорректировали», внеся более восьми сотен изменений в конструкцию (кстати, их потом с успехом использовали в Италии). И на 1970 год этот автомобиль получился революционным, для Советского Союза уж точно.

Шла «Копейка» и на экспорт — в страны соцблока. Например, на Кубе по сей день можно встретить модификацию этого авто — «копейку-лимузин», — которую на острове используют как маршрутное такси.

В 2000 году журнал «За рулем» устроил опрос среди 80 тысяч автомобилистов, чтобы выявить обладателя звания «Лучший российский автомобиль столетия». Почетный приз достался ВАЗ-2101.

Ссылка на основную публикацию