Виды кузовов: Наследники конных экипажей

Виды кузовов: Наследники конных экипажей

Фирс Журавлев «Возвращение с бала»

Знаменитая повесть Сологуба начинается с диалога главных героев, где есть такой фрагмент:

— Ну и хорошо, и прекрасно! А послушай-ка, знаешь ли, в чем мы поедем? А? — В карете? — Нет. — В коляске? — Нет. — В бричке? — И нет. — В кибитке? — Вовсе нет. — Так в чем же? Тут Василий Иванович лукаво улыбнулся и провозгласил торжественно: — В тарантасе!

В нескольких строчках герои перебрали самые популярные средства передвижения, от престижных карет, до простяцкого тарантаса. Впрочем, герои не упомянули самого массового транспорта — телегу, а они тоже разные бывали. Так на чем же ездили до революции и как это указывало на социальный статус?

Самым престижным транспортом считалась карета. Позволить ее себе могли обычно только состоятельные люди, ну, по крайней мере, новую. Французский литератор Теофиль Готье, побывавший в 1858 году в Петербурге, писал: «Считается, что людям определенного уровня ходить пешком не к лицу, не пристало. Русский без кареты, как араб без лошади.

Подумают еще, что он неблагородного происхождения, что он мещанин или крепостной». Цены были разные. Сохранилась дневниковая запись профессора Бодянского, где он пишет, что его знакомый П. А. Кулиш в 1853 году купил карету у первого каретного московского мастера Ильина за 1075 рублей серебром.

Пока покупатель доехал с женой до Тулы, карета растрескалась, потеряла товарный вид. Кулиш вернулся, потребовал вернуть деньги за саму карету и прогонные (транспортные расходы). А потом он купил карету у каретника Маркова за 880 рублей серебром и был очень доволен. Импортные кареты стоили намного дороже. Особенно престижными были английские.

Дама на картине Феликса Журавлева, с унылым видом едущая с бала домой, на самом деле живет весьма неплохо, если может себе позволить такой транспорт. Но при этом из-за плохих дорог и сомнительного «техобслуживания» транспортные средства быстро выходили из строя и за несколько лет теряли товарный вид.

Старую карету можно было купить намного дешевле, только чинить бы пришлось часто. Карета имела довольно сложную конструкцию, так что сломаться в ней было чему. Ремонт стоил дорого. Пушкин в письмах жаловался, что заплатил за ремонт кареты 500 рублей, а другой мастер взял бы 100.

В 1858 году архитектор Андрей Достоевский, брат известного писателя, купил за 50 рублей карету 1830-х годов. Ситуация как с современным автохламом. К концу 19 — началу 20 века хорошая новая карета стоила уже несколько тысяч.

Виды кузовов: Наследники конных экипажей

Подвидом кареты был дормез. Он был большого размера, поэтому в нем можно было вытянуться с комфортом и спать. Стоил дороже обычной кареты. Жуковский написал  на Чичерина эпиграмму: «Сибири управленьем мой предок славен был, а я, судьбы веленьем, дормез себе купил».

Виды кузовов: Наследники конных экипажей Виды кузовов: Наследники конных экипажей

Рыдваном называли большие дорожные кареты. В них можно было с относительным комфортом разместить и несколько человек, и дорожные сундуки. В первой половине 19 века иметь такой было очень престижно. Стоил дорого.

К тому же требовал сразу несколько лошадей, а в то время количество лошадиных сил было регламентировано официальным статусом хозяина. Запряг шестерку лошадей — разу видно, это не какой-нибудь нувориш едет, а самый настоящий и почтенный аристократ. А некоторые и по городу пытались в таком ездить.

Но по мере внедрения железных дорог практическая необходимость в покупке подобного транспорта отпадала. Рыдван стал символом громоздкости, архаичности и неуместных понтов. Кстати до рыдвана в этом значении использовали слово «колымага».

Так назывался громоздкий предшественник кареты, окончательно вытесненный ею в 18 веке. Фото колымаги с красной отделкой под фото рыдвана.

Виды кузовов: Наследники конных экипажей

Н. Сверчков. «Катание в коляске (Александр II с детьми)». Ярославский художественный музей

Часто можно встретить упоминание колясок. Обычно это было  общим названием открытых рессорных экипажей. К ним же часто относились ландо, фаэтон.

Виды кузовов: Наследники конных экипажей

Николай Сверчков. Царь Александр III в открытом ландо. 1888. Частное собрание

По факту ландо и коляска часто были синонимы. В нем можно было поднимать верх. Производить ландо стали в немецком городе Ландау, и шли они в основном на экспорт во Францию. Отсюда и название.

Виды кузовов: Наследники конных экипажей

Фаэтон обычно имел большие колеса и относительно небольшой вес. Благодаря этому он быстро ездил, был маневренным, но часто попадал в ДТП. Из-за повышенной аварийности его иронично и назвали в честь мифического героя, погибшего из-за колесницы. Но владельцы все равно любили на них гонять. Их ради этого обычно и брали, как сейчас спорткары.

Виды кузовов: Наследники конных экипажей

Р. Ф. Френц «в пролетке у Кремля»

Иногда можно встретить такое слово как пролетка. Под ней подразумевался открытый 4-колесный экипаж. Обычно в него запрягали одну лошадь. Но бывало и больше. Пролетки любили извозчики. Ну и пассажиры за быструю езду.

Виды кузовов: Наследники конных экипажей

Дж. Корни. Джентльмен с парой своих лошадей, запряженных в экипаж. 1806. Йель

Кабриолетом называли двухколесный транспорт без козел, для тех, кто хотел править самостоятельно. Можно было и самому прокатиться, а возможно, и еще кого-то за компанию прокатить. Он был двухместным, на 1-2 лошади.

Кабриолеты считались транспортом не очень «серьезным», больше для прогулок и неформального общения. А вот на светское мероприятие на нем не ездили.

По аналогии с современными средствами передвижения, пожалуй, ближе всего  к мотоциклу.

Виды кузовов: Наследники конных экипажей

бричка, 1860-е

Бричка была демократичнее кареты. Согласно википедии, ее «кузов мог быть как открытым, так и закрытым и крепился на двух эллиптических рессорах.

Верх делали кожаным, плетёным или деревянным, иногда его утепляли; были модели и без верха. В России брички делали обычно без рессор, тогда как в Западной Европе чаще на рессорах и с откидным верхом.

В Польше нередко брички были двухколёсными». Кучер часто сидел рядом с пассажиром. Бричка отличалась шумной ездой.

Неизвестный художник. Серый жеребец, запряженный в дрожки. 1-я пол. 19 века

Также относительно демократичным транспортом считались дрожки. Из-за особенностей конструкции они ездили не только с шумом, но еще и тряской.

1897. Барон де Бай в тарантасе

Как гласит википедия, тарантас — четырёхколёсная конная повозка на длинных дрогах (продольной раме), уменьшающих дорожную тряску в длительных путешествиях. Сологуб в одноименном произведении описывает его так: «Но что за тарантас, что за удивительное изобретение ума человеческого!..

Вообразите два длинные теста, две параллельные дубины, неизмеримые и бесконечные. Посреди их как будто брошена нечаянно огромная корзина, округленная по бокам, как исполинский кубок, как чаша преждепотопных обедов.

На концах дубин приделаны колеса, и все это странное создание кажется издали каким то диким порождением фантастического мира, чем-то средним между стрекозой и кибиткой». Примечательно, что в нем не было отдельных сидений.

Пассажир мог подстелить себе соломы или даже, как герои Сологуба, перины и подушки. В 1840-х писатель Иван Аксаков купил вскладчину со знакомыми тарантас за 300 рублей.

Николай Егорович Сверчков –»Кибитка с солдатами»

Кибитка представляет собой крытую повозку, верх иногда откидывался, иногда нет. Их особенно любили цыгане.

С.В.Иванов «Холопы боярские» (1909)

Иногда в литературе можно встретить слово «возок». Так называли крытую повозку на полозьях. Напоминало небольшую утепленную будку, в 19 веке считался чем-то немного провинциальным и архаичным.

Василий Петрович Тимм «Крестьянская повозка»

Самый массовый дореволюционный транспорт — телеги, разные незатейливые повозки. На телеге ездили и крестьяне, и некоторые горожане. Цены на них рознились.

Сохранилось, например, судебное дело о краже лошади с телегой, в котором пострадавший крестьянин оценил ущерб в 75 рублей.

С другой стороны, писатель Иван Аксаков в 1846 году в письме писал, что купил телегу за 90 рублей и считал это дельной покупкой. Повозка на полозьях называлась сани. Тоже незаменимый транспорт и в деревне, и в городе.

Линейка — экипаж, где вдоль него стоит длинная скамья. Использовалась чаще всего как служебный транспорт, позже общественный. Могла быть и крытой, и открытой.

А были еще и шарабаны. В них сиденья располагались перпендикулярно. Дословно с французского повозка со скамейками. На шарабане можно было поехать на прогулку или охоту дружной компанией. Мог он быть и служебным транспортом.

А ведь помимо самого транспортного средства был еще и «личный состав». Обычно он ограничивался кучером, а в некоторых случаях правил и сам ездок. Но иногда на запятках кареты стояли гайдуки, парни крепкого телосложения.

С одной стороны они, ка швейцары открывали и закрывали дверцы кареты, с другой стороны помогали выталкивать карету, если она застревала в яме на плохой дороге, или если не могла повернуться на тесных улочках.

А если в упряжке было много лошадей, то требовался еще и форейтор, обычно подросток или человек щуплого телосложения. Он сидел на одной из первых лошадей и выполнял функции штурмана, потому что одному кучеру управиться со всеми этими лошадиными силами было проблематично.

В некоторых случаях форейтора могло быть даже два. Естественно, все это было более чем накладно, поэтому иметь такой комплект, называемый выездом, было очень престижно.

И это еще не весь перечень. На чем только не ездили. Упоминая, на чем передвигаются герои, автор показывал их социальный статус, или степень «демократичности» и отсутствия сословных предрассудков. А Раскольников вообще пешком всегда ходил, и это тоже говорило читателям о многом.

Часть информации я брала тут:

«Повседневная жизнь русского путешественника» Борисов Н. С.

https://www.culture.ru/materials/136109/enciklopediya-bezavt…

https://load.russiainphoto.ru/photos/3452/

https://shakko.ru/1067856.html

Царский транспорт

      Ну, что вы сегодня все об одном, а? Пятница же, давайте о красивом…      Как-то упустила я при описании царской жизни один момент — транспорт.

А зря, момент то интересный!

Долгое время в России какие-либо повозки считались не достойным мужчины-воина средством передвижения. Цари, князья, дворяне передвигались на лошадях.

Но статус — есть статус и царский конь был самым лучшим, седло — драгоценным, вся сбруя богато украшенной.

Виды кузовов: Наследники конных экипажейЦарский конь в парадном убранстве. РеконструкцияВиды кузовов: Наследники конных экипажейСедло царя Михаила Федоровича Романова. 1634-1639. Оружейная палата (Свирин А. Н. Ювелирное искусство Древней Руси 11-17 веков.)

Читайте также:  Когда менять топливный фильтр лада калина 2?

Но иногда возраст, иногда болезни или лишний вес, брали своё и князь/царь пересаживался в сани. Женская же половина семьи уже там сидела. Сани — очень древняя повозка, по сути — волокуша поставленная на полозья. Конечно, в царском случае, богато украшенная.

Виды кузовов: Наследники конных экипажейВыезд царя Михаила Федоровича на церемонию бракосочетания.»Описание в лицах свадьбы царя Михаила Федоровича с Евдокией Лукьяновой в 1626 году». Рукописная копия. Россия, 1-я половина 18 в.Не надо думать, что это мы такие темные — даже цари ездят в санях. Европа тоже не так давно практиковала зимой такой способ передвижения.Виды кузовов: Наследники конных экипажейКоролевская семья и двор Людовика XIV. 1630Виды кузовов: Наследники конных экипажейЛюдвиг II Баварский в санях (Художник — Karl Gottlieb Wenig)Вот эти саниВиды кузовов: Наследники конных экипажейА вот сани короля Вильгельма IВиды кузовов: Наследники конных экипажей

     Но есть одна особенность. В допетровской Руси вследствие неудовлетворительности дорог и улиц сани использовались для передвижения и летом.

Причем в болотистых и лесистых местах Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Костромской губерний сани употреблялись летом до начала XX века.

К тому же езда в санях летом считалась статусной отчего сани употреблялись при всех торжественных случаях, особенно высшими духовными лицами, предпочитавшими их и летом до конца XVII века.

     Старинные сани имели вид лодки с краями, загнутыми спереди и сзади, или длинного ящика, суживающегося спереди, в котором можно было лежать. В них обычно запрягали одну лошадь, верхом на которой сидел кучер. У знатных бояр и особенно у великих князей и царей сани отличались богатым убранством; царские сани могли стоить 200—300 руб. Ездили в них обыкновенно по одному, редко по два человека, но, например, при выездах царя Алексея Михайловича в сани стоя помещалось два боярина на запятках и два стольника у царских ног, на специально сделанных уступах («полках»)Виды кузовов: Наследники конных экипажейЦарские сани. ЭрмитажВыезд патриарха. Миниатюра ЛЛС 16 век. Фрагмент

     Сани, конечно, штука хорошая, но открытая. Непогода, любопытные взгляды, от которых было принято скрывать царицу и царевен (да и царю хотелось покоя) изрядно досаждали. И был придуман возок. На сани установили короб с оконцами (часто, закрытыми занавесками) и дверью.

Виды кузовов: Наследники конных экипажейВот тут возок уже слегка усовершенствован, чтоб не заваливался так на бок.Царский выезд на богомолье (Художник — Владимир Аралов)Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче (Художник — Шварц В.Г.)Дорожный возок Петра Великого(Брикнер А. Г. История Петра Великого )     Возок императрицы Елизаветы Петровны. Зимний возок был выполнен в Москве французским мастером Жаном Мишелем в 1732 году. С этим экипажем связаны два знаменитых события в истории Российского государства. Известно, что с 1727 по 1732 год императорский двор постоянно располагался в Кремле, и Москва на эти короткие пять лет опять как бы стала столицей России. Но в 1733 году императрица Анна Иоанновна решила вернуть двор в Петербург, и, вероятно, именно для этого исторического переезда и был выполнен зимний возок.     Однако, на стенках и дверцах возка изображен вензель другой императрицы — Елизаветы Петровны. Он напоминает о том, что в этом возке в 1742 году дочь Петра I приехала в Москву на коронацию.      Дорога заняла всего три дня. Возок, или как его называли «зимняя линея», свободно вмещал десять человек и обогревался в пути серебряными жаровнями с углем.Возок императрицы Елизаветы Петровны     Окна и дверцы возка закрыты узкими пластинами стекла. Стенки декорированы орнаментальной росписью с атрибутами государственной власти. Полозья украшены крупными фигурами морских животных. В форме экипажа, хотя и в малой мере, прослеживается присущая барокко любовь к живописности силуэта.Возок императрицы Елизаветы Петровны (цв.фото)

    И всё-таки ничего колесное нам не чуждо. В России, параллельно саням и возкам, в летнее время были распространены колымаги. Колымага — это по сути безрессорная крытая телега шатрового типа с кожаными пологами, закрывающими оконные отверстия. Этакое наследие от колесных повозок кочевых народов. Само слово «колымага» — тюркского происхождения и означает — «большая повозка».

Колымага — подарок короля Якова I царю Борису Годунову в 1603 г. Англия, конец XVI в. (Оружейная палата. Московский Кремль)Колесо колымаги     Колымаги не могли стать ведущим средством передвижения для знати из-за того, что эти экипажи не имели рессор. Их кузов крепился непосредственно на оси колес. Максимум амортизации — подвешивание кузова на ременных поясах. При сколько-нибудь высокой скорости колымаги начинало очень сильно трясти. От сюда и сегодняшняя интерпретация этого слова.     К тому же для разворота этого экипажа нужна была большая площадь или приходилось вручную заносить задние колеса, поэтому поездка занимала очень много времени.Колымага русской работы выполнена в 1640-х годах.    Хозяином это колымаги был боярин Никита Иванович Романов — двоюродный брат царя Михаила Романова, игравший значительную роль при русском дворе. Никита Иванович не имел прямых наследников, и после его смерти колымага отошла в царскую казну. В.И.Суриков изобразил этот экипаж на своей знаменитой картине «Утро стрелецкой казни».Фрагмент картины. Колымага справа    В колымагах передвигались женщины, больные, старики. Мужчины из дворянских и боярских родов ездили верхом. Об этом сообщал австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, побывавший в России в 1517 и 1556 гг.

    В конце 1660-х – начале 1670-х гг. в Россию массово начали ввозить кареты — закрытые экипажи, имеющие рессоры. В конце XVIIв было налажено собственное их производство. Кареты стали очень престижным видом транспорта, указывающим на статус его владельца. Из-за их обилия на московских улицах появились первые пробки.

    Царь Федор Алексеевич указом от 28 декабря 1681 г. запретил пользоваться каретами всем, кроме членов Боярской Думы.    Широкое использование карет стало возможным только в Петербурге с его широкими и прямыми улицами.Карета императрицы Анны Иоанновны. 1739гУ этого двухместного экипажа уже есть рессоры, поворотный круг, место для кучера.Карета, принадлежавшая гольштинскому принцу Карлу Фридриху.    У этой четырехместной кареты есть рессоры, поворотный круг, козлы для кучера, запятки для гайдука и закрепленная внутри кузова подножка. Возможно, в 1742 году в этом экипаже приехал в Россию сын Анны Петровны — будущий император Петр III.

Летняя коляска — экипаж, аналогичный карете, но открытый.

Летняя коляска — подарок графа Г.Орлова императрице Екатерине II. Англия, 1770 г.Выезд царской семьи из Зимнего дворца. В коляске сидят императрица Александра Федоровна, императрица Мария Федоровна и великая княгиня Ольга Александровна. 1901г

    Российские государи в XVIII столетии и позднее приобретали для своего обихода все модные новинки Запада, изготовленные по последнему слову техники и дизайна. Позже таки же образом в нашу страну стали ввозиться и первые автомобили. Но это уже не так неинтересно…

Выезд царя Алексея Михайловича. Первого царя, сменившего колымагу на карету (Художник В. М. Васнецов)Если Вы не можете зайти по ссылке на какой-то из моих постов, значит Вы не состоите в группе Клуб. Пожалуйста, прочтите http://olga74ru.livejournal.com/161863.html

Преемственность в конструкции автомобилей каретных технических разработок и использование терминологии. Типы кузовов легковых автомобилей (купе, фаэтон, кабриолет, ландо, седан)

Экипажное ремесло в XIX веке превратилось в промыш­ленность.

В городах появились целые улицы и районы, заселен­ные мастерами-каретниками, которые наряду с дорогими заказными каретами начали серийно, особенно американские и венгерские масте­ра, изготовлять легкие экипажи.

Например, получившая впоследствии широкую известность благодаря своим трехосным автомобилям фирма Studebaker или автобусная фирма Ikarus. В Москве экипажные мастерские группирова­лись на улице Тележный ряд, переименованный в XIX веке в Каретный ряд.

Изготовление качественного экипажа обеспечивало хорошее, просушенное дерево упругих и твердых пород (ясень, дуб, вяз, красный бук, для дорогих экипажей — красное дерево, орех).

Колеса изготовляли с особой тщательностью: ведь они должны выдерживать удары неровных дорог.Каретные колеса в отличие от тележных изготовляли из трех разных сортов дерева в соответствии с напряжением, испытываемым каждой частью — ступицей, спицей и ободом.

Спицы замыка­ли ободом, надевали на него разогретый в горне железный обруч (шину). Остывая, шина накрепко стягивала колесо. Каждая деталь колеса имела свой номер, для сборки которого использовались специальные каретные ключи.

Высота колес была пропорциональна размеру животного и соответствовала назначению экипажа.

В зависимости от времени года в специальные отверстия подков лошадей вкручивали шипы, чтобы копыта животного не скользили по льду и траве. Рессоры изготовлялись из самой лучшей стали, как правило, фабричным способом.

Кузовам придавали округлость. Мастера-кузовщики вы­пиливали или гнули из дерева детали сложной формы, соеди­няя их в обшиваемый планками и кожей каркас. Шор­ники размачивали кожу, натягивали ее на каркас, разгла­живая складки. Они же обивали сиденья и стенки кузова изнутри.

Кузов отделывали, как изящную шкатулку. Обойщики и басонщики плели шелковые шнуры, кисти, поручни, багажные сетки, настилали ковры, кроили занавески.

Краска и лак служили не только для красоты, они оберегали деревянные и металлические части экипажа от дождя, снега и солнца. На стенки накладывали несколько слоев грунтовки и шпаклевки, заравнивая малейшие впадины и выпуклости.

Затем наносили чаще всего 12 — 15, а иногда и 25 (!) слоев краски и лака.

Каждый слой сушили, причем сушка длилась несколько дней. Затем шлифовали пемзой, а последний слой полировали до зеркального блеска.

Ведь чем ровней поверхность защитного покрытия, тем оно прочнее, долговечнее, не задерживает на себе пыль, грязь и влагу.

Внутренние стенки экипажа обивались плотным шелком или бархатом с красивым галуном, простегивались ватой или конским волосом; тон отделки часто соответствовал цвету герба владельца или ливреи слуг.

После лакировщиков за экипаж принимались живописцы и резчики. Они расписывали на дверцах гербы заказчиков, накладывали на кузов затейливые резные узоры, карнизы.

На особо дорогих каретах кронштейны крыши делали литыми в виде змей или звериных голов, украшали гербами из меди, серебра и даже золота…

Для удобства пассажиров были предусмотрены поручни, опускающиеся стекла, жалюзи, выдвигающиеся ступеньки, карманы для мелочей.

С расширением производства экипажей мировой гужевой парк достиг в последних десятилетиях прошлого века, по ориентировочным подсчетам, 20 млн. (в России около 1 млн.). Этому процессу не мешал возрастающий рост железнодорожного транспорта.

Читайте также:  Как убрать наледь на стекле. рекомендации по устранению наледи на стекле автомобиля

Несколько слов об экипажных и… автомобильных названиях. Мы называем рессоры и пружины автомобиля подвеской, обтекаемые панели над колесами крыльями, хотя его кузов не подвешен к раме, как у карет, а его крылья не имеют ничего общего с дребезжащими брызговиками экипажей.

Колеса автомобилей, конечно, не такие, как у экипажа. Но у них есть и шины, и обода, иногда спицы. А детали кузова? Тут и каркас, и обивка, и сиденья, и замки. Все это есть и в автомобиле, и в экипаже.

Виды кузовов: Наследники конных экипажей Присвоены автомобильным кузовам и названия типов экипажей купе, фаэтон, кабриолет, ландо… А термин седан кузовов «Москвича», ВАЗ, «Волги», — еще более древний, чем слово «карета». Он идет от разновидности портшеза. Кузов УАЗ-469 и двухдверный «Запорожец» ведут свою историю от экипажных кузовов фаэтон и купе… (См. Приложение).

Оставила след, как мерило мощности в автомобильной терминологии, и «лошади­ная сила», пока не приняли единицу измерения «киловатт» (1 кВт составляет около 4/3 л.с.).

Роднит автомобиль с экипажем и отношение к ним обоим человека. Когда читаешь великих писателей прошлого, еще не подозревавших грядущего нашествия автомобилей, начинает казаться, что они подсказывают нынешнюю проблему «человек автомобиль».

Например, о познавательных для путешественника достоинствах экипажей, их свойстве отвлекать его от повседневности П.А.Вяземский писал в «Дорожной думе» (1841):

Опять я на большой дороге, Стихии вольный гражданин, Опять в кочующей берлоге Я думу думаю один… Мне любо это заточенье, Я жизнью странной в нем живу: Действительность в нем сновиденье,

А сны я вижу наяву!

А вот что говорит А.С.Пушкин в стихотворении «Монах» о престижном характере экипажа:

…я в знать тебя пущу, Достану дом, куплю тебе кареты, Придут к тебе в переднюю поэты; Всех кланяться заставлю богачу, Сниму клобук, по моде причешу. Все променяв на длинный фрак с штанами, Поскачешь ты гордиться жеребцами, Народ, смеясь, колесами давить

И аглинской каретой всех дивить…

Об увлекательной скорости движения Н.В.Гоголь пишет в «Мертвых душах»: «…В дорогу, в дорогу… Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! …Боже! как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога!..

Сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!.. И какой же русский не любит быстрой езды?..

Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит…»

Одно лишь коренным образом отличает потомков от предков механический двигатель. Прошли столетия, пока он стал пригодным для транспортной машины. Но сама эта машина могла появиться много позже, если бы в процессе развития конных экипажей не были подготовлены кузов и многие ее механизмы.

Приложение

Дата добавления: 2016-06-29; просмотров: 1783; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Узнать еще:

Еще о типах кузовов автомобилей

     

  •      Кузова автомобилей бывают следующих типов:
  •      «Авант» (Avant) — наименование универсалов, выпускаемых фирмой «Ауди».
  •      Берлина (от итальянского «berlina» — «карета») — одно из названий кузова седан (преимущественно, в Италии).
  •      Берлинетта (от итальянского «berlinetta» — «маленькая карета») — название кузова купе в Италии.
  •      Брик (брейк) — название кузова универсал во Франции.

     Брогам, Брум — названия кузовов автомобилей начала ХХ века с убирающейся крышей над передним сиденьем (или совсем без нее).

До появления автомобиля так именовались экипажи с аналогичной конструкцией.

     «Вариант» — наименование моделей с кузовом универсал, выпускаемых концерном «Фольксваген».

     Визави (от французского «vis-a-vis» — «лицом к лицу») — название кузовов «ранних» автомобилей, означавшее, что данный автомобиль имеет такое расположение сидений, при котором сидящие на них обращены лицом друг к другу. Название это было заимствовано у экипажей, имевших подобную конструкцию (для сравнения см. «Досадо»).

  1.      Вэгон — одно из названий кузова универсал в США.
  2.      Двухдверный седан — одно из названий кузова купе.
  3.      Досадо — кузова первых автомобилей, отличавшихся от кузовов «визави» тем, что сиденья-скамейки размещались одно за другим (как на современных автомобилях).
  4.      Дропхид купе — прежнее наименование двухдверных открытых кузовов (купе со съемным верхом) в Великобритании.
  5.      Истэйт кар (истэйт) — (от английского «estate» — «поместье») — название универсалов в Англии («автомобиль для поместья»).

     «Кабрио» — наименование кузова кабриолет, принятое многими автопроизводителями («БМВ», «Фиат», «Понтиак», «Рено», «Фольксваген» и др.).

  •      Кабриолет (от французского «cabriolet») — первоначально — легкий двухколесный одноконный экипаж; сейчас — тип открытого кузова с откидывающимся верхом, обычно мягким.
  •      «Караван» — наименование моделей фирмы «Опель» с кузовом универсал.
  •      Комби — одно из названий кузова универсал.
  •      «Компакт» — название трехдверных хэтчбеков, выпускаемых компанией «БМВ».
  •      Конвертибл («Трансформируемый») — англоязычный синоним кабриолета (но термин «конвертибл» подразумевает, что мягкая крыша вместе со стойками складывается специальным механизмом).

     Купе (от французского «couper» — «отрезать») — закрытый кузов легковых автомобилей с двумя боковыми дверьми (основным отличием купе от трехдверного хэтчбека является то, что крышка багажника у купе дверью не является, т. е. через багажник проникнуть в салон нельзя).

     Ландо (от Landau — город в Баварии (Германии), где с XVII века начали изготавливаться экипажи под названием ландо) — кузов легкового автомобиля с верхом, открывающимся только над задними сиденьями (первоначально — четырехместная карета с открывающимся верхом).

     Лимузин (от названия исторической провинции Лимузен во Франции) — закрытый кузов автомобиля высшего класса с перегородкой (подъемным стеклом) между передним и остальными сиденьями, но термином «Лимузин» в Германии обозначают тип кузова, известного у нас под именем «седан».

Все дело в том, что на дорогих автомобилях начала ХХ века водитель располагался вне салона (такой кузов назывался лимузином). Когда же стали появляться седаны, их первое время именовали «лимузинами с внутренним управлением».

Вскоре во многих странах термин «седан» закрепился, а в Германии сохранился «Лимузин».

  1.      Минивэн (дословно — «маленький грузовой фургон») — однообъемный кузов, сочетающий в себе черты микроавтобуса и легкового автомобиля.
  2.      Нотчбек (от английского «notch» — «зазубрина») — одно из названий седана.
  3.      Пикап (от английского — «pick up» — «поднимать») — тип кузова грузопассажирских автомобилей, имеющих открытую платформу (кабина может быть как одноместная, так и многоместная, особенно у американских и японских моделей).
  4.      Пульман-лимузин — синоним кузова стретч.
  5.      Пульман-кабриолет — пульман-лимузин с открытым верхом.
  6.      Ранэбаут — одно из названий кузова спайдер американских моделей начала ХХ века.
  7.      Родстер — кузов спортивных открытых автомобилей с числом мест 2 или 2+2, крыша которых убирается в специальное отделение за сиденьем или в багажник.
  8.      Салун (от английского «Saloon») — название кузова седана в Великобритании.

     Седан (происхождение термина, вероятно, от французского города Седан) — четырехдверный (очень редко шестидверный) кузов легкового автомобиля, имеющий «ступенчатое» строение («трехобъемник»). У седана багажное отделение изолировано от пассажирского отсека.

  •      Спайдер — в настоящее время — синоним родстера; первоначально — спортивный открытый автомобиль без крыши.
  •      Спидстер — одно из названий кузова спайдер американских моделей начала ХХ века.
  •      Спорт-седан — четырехдверный кузов без рамок дверных стекол и средних стоек.
  •      Стэйшн вэгон — одно из названий кузова универсал в США.
  •      Стретч (от английского «Stretch» — «растягивать, вытягивать») — лимузин с удлиненной базой.
  •      Таун кар — название кузова с убирающейся крышей над передним сиденьем в США в начале ХХ века.
  •      Тарга — двухдверный спортивный кузов автомобиля со съемной средней частью крыши.
  •      Тонно — кузов некоторых автомобилей начала ХХ века, не имевший дверей (для посадки назад необходимо было повернуть сиденье).

     Торпедо — открытый кузов без стекол, стоек и ветрового стекла на автомобилях начала ХХ века (для сравнения см. «Турист»).

  1.      «Туринг» — название моделей с кузовом универсал фирмы БМВ.
  2.      Турист — кузов, подобный «торпедо», но с ветровым стеклом.
  3.      Универсал — закрытый кузов легкового автомобиля, имеющий багажное отделение внутри пассажирского салона за спинкой заднего сиденья; универсал относится к грузопассажирским автомобилям — компромисс между комфортом седана и вместительностью небольшого грузовичка (кстати, кузов универсал имеют все внедорожники).
  4.      Универсал повышенной вместимости (УПВ) — синоним кузова минивэн.
  5.      Фастбек — одно из названий кузова хэтчбек.
  6.      Фаэтон (от имени персонажа греческой мифологии Фаэтона — сына бога солнца Гелиоса) — первоначально: конный экипаж с открывающимся верхом; затем данное название стало применяться по отношению к автомобилям, обозначая кузов с мягким открывающимся верхом.
  7.      Фургон — закрытый кузов грузопассажирских автомобилей для перевозки грузов.
  8.      Хардтоп — синоним спорт-седана; первоначально — кузов автомобиля с автоматически убирающейся в багажник жесткой крышей («хардтоп» в переводе с английского — «жесткий верх»).
  9.      Хэтчбек (от английского «hatch» — «люк» и «bach» — «задний») — тип кузова, представляющий собой нечто среднее между седаном и универсалом (уже не седан, но еще не универсал), имеющий 3 или 5 дверей (с учетом крышки багажника).

     ЮТ («ute» — сокр. от «utility» — букв. «утилитарный», «общеполезный») — разновидность кузовов, появившаяся в 30-е годы двадцатого столетия в Австралии — «смесь» малотоннажного грузовика-пикапа с открытой платформой и двухдверного купе («utility coupe»).

     Существуют кузова автомобилей, которые можно отнести к нескольким типам. Условно им можно дать следующие имена:

     «Купе-хэтчбек». В качестве примера — «Опель Тигра». Официально эта модель имеет кузов купе (2+2). Но крышка багажника является третьей дверью, т. е. через нее можно попасть в салон. Таким образом, не будет ошибкой считать «Тигру» трехдверным хэтчбеком.

     «Хетчбек-седан». Такой кузов имеет «Шкода Октавия», «ЗАЗ-1103». Официально они считаются хетчбеками — крышка багажника является пятой дверью (она поднимается вместе с задним стеклом). Но по внешнему виду эти модели напоминают седан, так как имеют ступенчатый профиль задка, как у седана.

     «Хетчбек-универсал». Такой кузов имеет «ИЖ 2125-Комби». В данном случае трудно провести грань между хетчбеком и универсалом.

     Судя из названия — «Комби», модель следует считать универсалом. Но по внешнему виду «ИЖ 2125» более походит на хетчбек.

Читайте также:  Топливные форсунки toyota corolla 120 150 кузов – неисправности промывка замена

Виды гужевого транспорта: рабочий, выездной, спортивный

Сфера использования телеги

Подвода представляет собой гужевое средство на четырех колесах, предназначенное для перевозки грузов и пассажиров. Поначалу под ней понимали транспорт только с одним конем. Рессор в конструкции не предусматривалось. На Кавказе до XIX века спиц тоже не было. Роль колес выполняли круглые спилы бревен. Затем телегами стали называть разные типы повозок со своими особенностями.

Телеги делают из дерева, нижняя часть — металлическая. Сегодня чаще применяют рессоры и резиновые колеса. Телега весит 250–300 кг. Устройство повозки связано с целями использования. Например, борта есть не всегда. Иногда используют платформенный тип.

В качестве тягловой силы используют лошадей. Они перевозят 500–750 кг. Некоторые тяжеловозы справляются с весом около двух тонн. Конструкция упряжки обычно — оглобельно-дуговая. Лошадей иногда заменяют волы, мулы, буйволы.

Подводы применяют в разных областях:

  • Для перевозки тяжелых, объемных грузов. Грузовой транспорт — более крепкий, по сравнению с остальными телегами. У него надежный каркас и опоры для колес, металлическое основание.
  • Иногда перевозят легкие грузы: как правило, солому, сено. Основание у такой телеги необязательно должно быть прочным.
  • Для перевозки людей. Конструкцию дополняют скамеечками, ручками, светоотражателями.
  • Для развлечений и прогулок. Лошадь и телега в таком случае должны выглядеть подобающе, поэтому особое внимание уделяют внешнему виду транспорта. Выбирают хорошую древесину, тщательно обрабатывают ее. Для украшения подходит пластик. В парках в такие повозки нередко запрягают пони.
  • Как декоративное изделие, экспонат. Это хороший образец народного ремесла для выставок, музеев.

Выездной гужевой транспорт

Карета

Карета — вид четырёхколёсного закрытого рессорного экипажа, выполненный в максимально праздничном дизайне. Современные модели вмещают в среднем четырех пассажиров, не считая кучера, но в прошлые века карета, являясь основным средством передвижения знатных господ, вмещала по десять и более человек.

Фаэтон

Фаэтон — летняя городская карета с откидным складывающимся верхом. Отличается тихим ходом. “Фаэтон” в переводе с древнегреческого — красивый, хорошенький, что максимально подходит этой модной щёгольской повозке.

Вагонет

Вагонет — удлинённая, максимально лёгкая по конструкции пассажирская повозка, позволяющая, в отличие от кареты, перевозить большие компании от шести до десяти человек. Существуют как крытые тентом, так и открытые модели.

Виды конных повозок

Сегодня больше используют оглобельные упряжки, пневматические резиновые колеса. Подводы стали грузоподъемнее — около 750 кг.

По фильмам многим знакома двуколка для лошади, которую тоже принимают за телегу. У подводы должно быть четыре колеса. У двуколки их только два. Хотя выделяют несколько видов подвод со своими особенностями.

Тележка

Транспортное средство для перевозки людей — тележка, оборудованная сидениями для извозчика (козлы) и пассажиров. К бортам с внутренней стороны приделаны ручки, необходимые для безопасности.

Такая конная повозка часто перемещается по дорогам с твердым покрытием. Колеса делают из пневматических шин. Тележки отличаются сравнительно небольшими размерами.

Крытого верха в такой конструкции нет, поэтому борта делают высокими. Они защищают от пыли, камешков, летящих из-под колес встречного траспорта.

Дроги

Другой вид подвод отличается более крупными размерами. Передок и задок соединены длинными брусьями (дрогами). Сверху и поперек кладут металлические листы. Такие телеги называют дрогами в честь брусьев.

Раньше эту конструкцию часто использовали для транспортировки умерших. Сегодня такая повозка с лошадью применяется для перевозки больших грузов, например, сена. Важно правильно закрепить поклажу.

Дрожками еще называют особые виды полу- или безрессорных подвод. Они короче и легче. У некоторых модификаций были крылья над колесами для защиты от грязи, откидной верх. Четырехместные телеги особой конструкции называли линейками, круглые — пролетками. До конца XIX дрожки применяли для испытания рысаков в русской упряжке. Подобные телеги уже можно отнести к другому виду подвод — экипажу.

Полок

Следующий вид применяют для перевозки тяжелых грузов. У полока сплошное деревянное, плоское основание. На кузов удобно класть и крепить тяжелую или габаритную поклажу.

Для изготовления транспорта берут древесину только прочных лиственных пород. Доски укладывают вдоль как можно плотнее одна к другой. Скрепляют их поперечными, более короткими. Как правило, основу конструкции составляет металлическая рама.

Для перевозки тяжестей важна качественная амортизация. Колеса используют с резиновыми шинами.

Экипаж

Закрытые повозки с рессорами называют экипажами. Они могут быть оснащены оглоблями, дышлом. Иногда используют деревянные колеса. Хотя сегодня это редкость — их можно встретить разве что на экскурсиях в музеях.

Грузоподъемность и маневренность у разных видов отличаются.

Кареты

Самое удобное и престижное средство передвижения в прошлом. Внутри есть мягкие сиденья. Карета оборудована окошками по бокам и спереди. Кучер находится спереди, на открытой части. У некоторых карет нет козел. Тогда кучер размещается на облучке — деревянном креплении с краю. На запятках сзади кареты стояли лакеи. Они открывали дверцы, помогали подняться по ступенькам внутрь.

Самые легкие кареты везли две лошади. Хотя бывали и более тяжелые конструкции. Самые популярные — тройки и четверики. Сегодня кареты используют редко — для развлекательных прогулок, в работе над фильмами, для исторических реконструкций.

Коляски

Легкий экипаж с откидным верхом, обладающий хорошей маневренностью. Поездка в коляске была комфортной. Для запряжки нужно 2–3 лошади, хотя некоторые использовали шесть скакунов. Разновидности коляски — фаэтон, ландо.

Тарантасы

Предназначались для путешествий на большие расстояния. Вмещали обычно четырех пассажиров. Тарантас — нестандартный экипаж. У него нет рессор, но есть продольная рама, дроги до шести метров длиной. Такая конструкция смягчает тряску, что важно при езде по неровной дороге, особенно во время длинных путешествий.

Брички

Похожи на тарантасы, но легче. На бричках ездили на дальние расстояния. Иногда встречались модели с откидным верхом — кожаным, деревянным, плетеным, утепленным. В России, как правило, использовали брички без рессор, в Западной Европе эта деталь была в конструкции. Для запряжки брали 1–2 коней.

Другие повозки

Кроме карет существовало множество других конных экипажей. Например, кибитка, которой называли полукрытую, с отверстием спереди, летнюю или зимнюю повозку. Кибитка служила не только транспортом, но и жилищем для кочевых народов. Коляска представляла собой легкую, на одно или несколько мест, повозку с открытым верхом.

Коляску со складным верхом называли ландо. Кабриолет — это легкая двухколесная пассажирская повозка со складывающейся крышей. Четырехколесную повозку без кузова, переднюю и заднюю части которой соединяли продольные брусья (дроги), так и называли — дрогами.

Длинные дроги имели название долгушки, а легкая четырехколесная открытая повозка называлась дрожками. Извозчичьи дрожки носили название пролетка. В общем, экипажей типа дрожек было немало, например линейка, в которой люди размещались спиной друг к другу.

Эти предшественники автомобилей уступили место машинам, оставшись задействованными лишь в различных реконструкциях, туристических услугах и, конечно, на съемочных площадках.

Крытая повозка с круглой крышей называлась фургоном, а частично открытая с одной стороны — кибиткой. Такие экипажи становились домом для людей, путешествующих на дальние расстояния.

Коляска, предназначенная для обслуживания туристов

Поделиться ссылкой

Как сделать карету для лошади своими руками

Когда-то изготовлением подвод занимались специальные мастера. В советское время повозки выпускали двенадцать заводов. Самый крупный находился в Новгородской области. В 80-е годы он выпускал до 2000 повозок в месяц.

Сегодня традиции не утеряны. Однако найти мастеров и обратиться к ним не всегда получается. Некоторые делают телегу для лошади своими силами. Это непросто, но вполне реально. Как и для многих самоделок, требуются начальные навыки и правильная подготовка.

Материалы и инструменты

Чтобы сделать телегу для лошади своими руками, понадобится умение обрабатывать дерево и другие материалы. Для облегчения задачи перед работой ищут или заказывают:

  • металлические оси колес;
  • две пары дисков и шин от машины.

Для простейшей подводы понадобятся и другие материалы:

  • металлические трубы, профиль, большие уголки от 5 мм толщиной;
  • листы на 10 мм;
  • длинные доски, бруски 100 на 100, 50 на 130, 25 на 100 мм, лучше из твердых пород;
  • хорошая фанера толщиной 20–30 мм.

Из инструментов и оборудования потребуются:

  • сварочный аппарат с принадлежностями;
  • фрезерный станок;
  • ножницы по металлу;
  • молоток, гвозди;
  • шуруповерт и длинные саморезы;
  • болт М20х100;
  • гаечные ключи.

Порядок работ

При изготовлении простейшей телеги начинают с передней оси:

  1. Выбирают брус 100 на 100 мм. Отрезают 1 м. Брус не должен крошиться или гнить, поскольку в него будет вставляться металлическая ось.
  2. Делают в нижней стороне бруса паз под ось. Используют фрезерный станок.
  3. Сверлят брус насквозь посередине. Диаметр — 20 мм. Дырка нужна для шквореня — металлического штыря. Его роль выполняет болт М20х100.
  4. Из металлических листов вырезают круги диаметром 300 мм. В центре каждого делают отверстие 22 мм. Это поворотный механизм.
  5. Вставляют шкворень в отверстие в середине подготовленного бруса. Крепят этим же болтом вырезанные круги.
  6. Вставляют в паз бруса металлическую ось.
  7. Заднюю ось телеги для лошади делают своими руками почти так же. Единственное отличие — нет шквореня и металлических кругов.

Дальше приступают к изготовлению рамы:

  1. Берут второй такой же брус длиной 3 м. Это каркас рамы.
  2. На него крепят переднюю ось с поворотным механизмом (кругами) и заднюю.
  3. Усиливают конструкцию. Для этого понадобятся доски 50 на 130: две по 2,5 м каждая. Их крепят к каркасу со стороны передней оси. К задней части телеги их концы расходятся. Между ними должен получиться угол примерно 45°.

Работу заканчивают навесной частью:

  1. Собирают дно. Берут доски шириной 25 мм, высотой 100. Напиливают их кусками по полметра.
  2. Укладывают эти доски поперек каркаса рамы, крепят.
  3. Пилят еще две доски с такими же параметрами, но длиной уже 2,8 м.
  4. Накладывают их вдоль получившегося дна по обе стороны, по краям. Крепят.
  5. Выпиливают два торца телеги из фанеры. Крепят к передней и задней частям дна. Основание торцов-треугольников располагают параллельно осям. Оно смотрит вверх.
  6. Соединяют торцы широкими досками. С каждой стороны крепят по две: одна сверху, вторая — на «полпути» ко дну.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector