История марки ЗАЗ — Запорожец

ЗАЗ-968 – это легендарная «малолитражка» Запорожского автомобильного завода, которая выпускалась от 1971 по 1994 год. Имеет три основные модификации (968, 968А, 968М), традиционное заднее расположение двигателя и вошла в историю советской автомобильной промышленности, как народный автомобиль «особо низкого класса».

История марки ЗАЗ - Запорожец

Автомобиль ЗАЗ-968

Краткая история автомобиля ЗАЗ-968

Этот автомобиль собрал вокруг себя много противоречивых утверждений, иронии и даже насмешек, но все равно, за время существования СССР, был весьма популярным. И пусть эта популярность обязана рекордно низкой цене, зато тысячи семей смогли наконец-то обзавестись транспортным средством, и были, к тому же, весьма счастливы.

Наверное, все помнят, что первые «запорожцы» 965 модели, в открытую создавались на основе автомобиля Fiat-600, сходство с которым в результате было просто поразительным.

Бытует мнение (притом, весьма обоснованное), что и ЗАЗ-968 имел свой прототип, а именно — NSU Prinz.

Но в Советском Союзе от этого буквально отмахивались руками, заявляя, что имеют «собственную гордость».

История марки ЗАЗ - Запорожец

Возможный прототип «ушастого» NSU Prinz

Этот автомобиль интересен и тем, что он стал последним из семьи «запорожцев», а его последняя модификация 968М производилась, начиная с 1980 по 1994 год, практически без каких-либо изменений или совершенствований. Да и сейчас ЗАЗ-968 все так же вызывает улыбку и поднимает настроение, а его цена может вполне сровняться с двумя парами фирменных кроссовок, но его история весьма интересна и определенно заслуживает внимания.

И так, вернемся в 70-е года ХХ столетия… Видя, как интенсивно развивается автомобильная промышленность, возникла острая необходимость в полной модернизации всеми известного «горбатого».

Сняв с производства ЗАЗ-965, инженеры принялись за активные разработки более современного «народного автомобиля» и уже в 1971 году с конвейера сошел первый ЗАЗ-968, который не только полностью поменял свой облик и сменил прозвище «горбатый» на «ушастый», но и стал заметно более производительным.

История марки ЗАЗ - Запорожец

ЗАЗ-968 в ярко-оранжевом цвете, 1974 г. производства

Придерживаясь политики общедоступности, инженеры по-прежнему решили не уделять особого внимания комфорту, и поэтому новый ЗАЗик имел лишь базовый набор электроприборов, традиционное заднее расположение двигателя и очень примитивный салон. Спустя 4 года автомобиль прошел небольшую модернизацию, благодаря чему поменял название на 968А.

Более кардинальной и, впрочем, последней модернизации запорожец был подвергнут в 1979 году и переименован на ЗАЗ-968М. Он получил новый «передок», новые задние габариты и другую панель приборов.

На то время стоимость автомобиля составляла лишь 3500 рублей, поэтому обзавелись им все семьи, которые долгие годы мечтали иметь свой транспорт и тщательно копили средства, ведь, к примеру, Волгу или Жигули могли купить лишь единицы.

История марки ЗАЗ - Запорожец

Новый и более пропорциональный кузов автомобиля ЗАЗ-968М

Внешний вид и салон ЗАЗ-968

По сравнению со своим предшественником, ЗАЗ-968 стал более современным и пропорциональным в размерах. Несущий цельнометаллический кузов имел приемлемую отделку, а на задних крыльях располагались весьма продуманные воздухозаборники.

Этот двухдверный седан был рассчитан на 4-х пассажиров, но учитывая «особо малый класс», на комфорт даже и не стоило рассчитывать.

Интересным остается и тот факт, что замки от дверей просто удивляют своей «универсальностью», ведь открыть их иногда можно было даже тонкими ножницами, скрученной проволокой или любыми ключами от квартиры.

Окрашивали автомобиль очень качественно и в один цвет, поэтому, иронизируя, многие именно этот факт считают главным преимуществом «Запорожца», так как краска «не слазила» даже спустя десятки лет.

Штампованные двери состояли из двух панелей, оснащались ручным стеклоподъемником и угловым поворотным стеклом с внутренней защелкой. Салон ЗАЗика просто удивляет своей аскетичностью – минимальное количество контрольных приборов, зеркало заднего вида, независимая «печка», весьма сжатое пространство и простая однотонная обивка, без намека на уют. Но это ли было главным, если автомобиль умело преодолевает любые дороги, не требует особого ухода и «не вредничает» по поводу качества топлива?

История марки ЗАЗ - Запорожец

Передняя панель ЗАЗ-968А

Следующее поколение «ушастых» ЗАЗ-968А уже имели новые сиденья, тормозную систему с раздельным приводом и даже защитную противоугонную установку.

Спустя 6 лет автомобиль прошел последнюю модернизацию, вследствие которой мог похвастаться задними прямоугольными фонарями, минимальным количеством хрома и более совершенной передней панелью округлой формы с металлической полоской, благодаря которой немного увеличился объем багажника (хотя он все равно оставался настолько малым, что даже дорожную сумку не мог в себя вместить). Немного были изменены передние световые приборы, появились поворотники, «запаску» из багажника перенесли под капот, передние сиденья стали регулируемыми, а заднее сиденье полностью раскладывалось, что делало автомобиль пригодным даже для ночлега. Также, эта модификация перестала быть «ушастой», ведь вместо воздухозаборников инженеры поставили аккуратные решетки. Получил ЗАЗ-968М и новые бампера, вот только не понятно, сыграло ли это положительную роль. Съемные пластиковые боковины деформировались при малейшем ударе, а молдинги были очень чувствительны к коррозиям.

Конструкция ЗАЗ-968

По «старой-доброй» традиции, силовой агрегат запорожца располагается сзади и дает полную доступность во время его осмотра или ремонта.

Четырехтактный карбюраторный двигатель обладает рабочим объемом 1197 мл и мощностью 40 лошадиных сил (хотя среди ЗАЗ-968М были малосерийные модификации, в которых мощность двигателя была также 45 и 50 л.с.). Делая краткий обзор МеЗМ 968, можно еще упомянуть верхнее расположение клапанов и воздушный тип охлаждения.

V-образные цилиндры изготовлены из чугуна, они легко снимаются и отличаются ребристой поверхностью. В то время, как головки цилиндров алюминиевые и их всего две. Коленвал чугунный и имеет неплохую балансировку с центрофугой и маховиком.

Шестеренчатый ГРМ с верхним расположением клапанов имеет балансир, штанги, распределительный вал и коромысла. Что касается разгона, то ЗАЗик мог достигнуть 100 км/час всего за 38 секунд, а его средний расход топлива не превышал 7.8 л/100 км (учитывая сельские, грунтовые дороги).

История марки ЗАЗ - Запорожец

Графическая схема 968-го запорожца

Возвращаясь к системе охлаждения двигателя, хотелось бы рассмотреть осевой вентилятор, которым и производилось нагнетание воздуха сквозь специальную решетку. Цельный направляющий аппарат обладал лопатками и предусматривал также приспособление для генератора.

Кстати, небольшие щели на боковых частях кузова также дополнительно охлаждали мотор. Удивительным остается и тот факт, что владельцы ЗАЗа совсем пренебрегали качеством топлива. В автомобиль заливали и 76-й (которым мог содержать нафталин, воду и т.д.

), и даже уже переработанное топливо, но это практически не сказывалось на его ездовых характеристиках (за исключением «грохота» во время работы).

Бензобак расположен за задними сиденьями, а 1-дисковое сцепление с гидравлическим приводом было соединено в узел с ведомым диском.

Механическая 4-ступенчатая коробка передач имела три хода и находилась вместе с дифференциалом.

Из-за отсутствия своевременного технического обслуживания, КПП уже спустя короткое время ставала более жесткой, трудно переключаемой, а во время езды передачи могли и вовсе «слетать».

Рычажно-торсионная передняя подвеска представляла собой две стальные трубы, которые скреплялись кронштейнами, а амортизаторы гидравлического типа дополнялись пружинами. Задняя пружинная подвеска имела двойной рычаг из стали, к которому с помощью 2-х кронштейнов прикрепляется сам пол ЗАЗа.

Барабанная тормозная система обладала плавающими колодками, регулятором зазора между ними и самим барабаном. Механический «ручник» распространялся только на задние колеса, а последняя модификация ЗАЗ-968М уже обладала раздельным гидравлическим приводом. Рулевой механизм включал в себя тяги, редуктор, маятниковые рычаги и энергопоглощающий элемент.

Кстати, внутри завода производился ЗАЗ-968М и с газовой установкой, но для продажи они не предназначались, а лишь выполнял роль грузовых перевозчиков в пределах предприятия.

Сравнительные характеристики «трех поколений» ЗАЗ-968

 ЗАЗ-968ЗАЗ-968АЗАЗ-968МГод производства 1971-1974 гг 1974-1980 гг 1980-1994 ггРазмер (д/ш/в) 3730/1570/1400 мм 3730/1570/1400 мм 3765/1490/1400 ммКузов Несущий, цельнометаллический, 2-дверныйКолея (передняя/задняя) 1220/1200 мм 1220/1200 мм 1228/1212 ммДорожный просвет 190 мм 190 мм 185 ммМасса (своя/полная) 790/1110 кг 840/1160 кг 840/1160 кгМощность 40 л.с (при 4200 об/мин)Максимальная скорость118 км/чРазгон до 100 км/час 38 секундМодель двигателя МеЗМ 968 МеЗМ 968 МеЗМ 968нТип двигателя4-тактный, карбюраторный с воздушным охладителемОбъем двигателя1197 см.куб.Степень сжатия7.2Расход топливапри скорости 90 км/час 6.2 л/час 6.2 л/час 7.4 л/час Объем бензобака 40 лДиаметр цилиндров76 ммХод поршня66 ммКоробка передач4-ступенчатая, механическая, трехходоваяПодвеска (передняя/задняя)независимая, рычажно-торсионная/независимая, пружиннаяТормозная система БарабаннаяБарабанная с раздельным приводомРулевой механизмглобоидальный червяк с 2-гребневым роликом, и передат. числом 17ГенераторГ502-а с мощностью 350 ВтСтартерСТ368Катушка зажиганияБ115-ВРазмер колесный дисков13 дюймовОбъем багажника 135 л 197 л 197 л

Основные модификации ЗАЗ-968

ЗАЗ-968МР – седан для инвалидов, которые не имеют одной руки или одной ноги. 

3A3-968МБ — седан для инвалидов с ампутированными ногами. 

ЗАЗ-968Б2 (АБ2) – седан, мощностью 27 л.с., предназначен для инвалидов с поврежденной или ампутированной правой ногой. 

ЗАЗ-968АБ4 — седан для инвалидов, с поврежденной или ампутированной левой ногой. 

ЗАЗ-968МГ — седан с двигателем МеМЗ-966Г и мощностью 27 л.с. Предназначен для инвалидов с одной поврежденной ногой. 

ЗАЗ-968АП (МР) – внутризаводской пикап с газовой установкой. 

ЗАЗ-968Б и ЗАЗ-968Р – седан, мощностью 27 л.с. с автоматической системой электромагнитного сцепления.

Популярность ЗАЗика в различных сферах жизни

История марки ЗАЗ - Запорожец

Коллекционная модель оранжевого ЗАЗ-968А от изд. «Автолегенды СССР»

Как бы там ни было, «запорожец» нажил немалой славы. К примеру, с участием этого автомобиля снимались фильмы «Таран», «Хочу в тюрьму», «Не послать ли нам гонца?», «Груз 200» и др. 

Не обошлось и без игрушечных запорожцев. К примеру, на советском заводе «Тантал», была изготовлена модель ЗАЗ-968А с Y-образной подвеской в масштабе 1:43. Но спустя несколько лет они улучшили игрушку, сделав открывающиеся багажник и капот. 

В 2009 году вместе с журналом «Автолегенды СССР» шел ЗАЗ-968А оранжевого цвета, а в 2011 году издательство решило порадовать своих читателей последней модификацией ЗАЗ-968М в красивом коралловом цвете. Кстати, не так давно (летом 2010 года) компания «Наш автопром» выпустила весьма большую партию красных и синих «ушастых» в том же масштабе 1:43.

Читайте также:  Частые болезни у volkswagen polo sedan, самые слабые и проблемные места поло седан

История марки ЗАЗ - Запорожец

Коллекционная модель ЗАЗ-968М в коралловом цвете от изд. «Автолегенды СССР»

В честь ЗАЗ-968 в СРСР (1971 г) была также выпущена треугольная почтовая марка, на которой этот автомобиль «красовался» в зеленом цвете.

История марки ЗАЗ - Запорожец

Советская почтовая марка с изображением ЗАЗ-968 (1971 г.)

Не забывают об этой легендарной «мыльнице» и в наше время. В частности, ЗАЗа можно заметить в компьютерных играх S.T.A.L.K.E.R., Need for russia: Made in USSR, Half-Life 2, «Communism Muscle Cars» и т.д.

История марки ЗАЗ - Запорожец

ЗАЗ 968М в компьютерной игре GTA «San Andreas»

История Запорожского автомобилестроительного завода

В сегодняшней теме я хотел бы поделиться историей автомобилестроительного завода, на сегодняшний день известного как ЗАО «ЗАЗ».

Из письменных источников 19-го века нам стало известно, что момент открытия завода приходился на 1863 год, когда менонит Абрагам Яковлевич Кооп переоборудовал в колонии Шенвизе свои мастерские по производству соломорезок и деталей к ветряным мельницам в завод сельскохозяйственных машин производящих плуги, молотилки и жатки.

История марки ЗАЗ - Запорожец

В 1908 году основан Мелитопольский моторный завод (МеМЗ) на сегодняшний день известный как – структурное подразделение ЗАО «ЗАЗ» по выпуску стационарных двигателей внутреннего сгорания. Позже МеМЗ будет поставлять свои двигатели внутреннего сгорания на автомобили марки ЗАЗ.

История марки ЗАЗ - Запорожец

В 1923 году бывший запорожский завод Абрагама Коопа был национализирован и переименован в «Коммунар». В 1930 году завод выпустил первый советский зерноуборочный комбайн Коммунар.

История марки ЗАЗ - Запорожец

1959 год стал началом легкового автомобилестроения в Украине. Завод занимался выпуском автомобиля ЗАЗ-965. В народе получивший прозвище «Горбатый Запорожец».

На момент выпуска «горбатого» который призван был на смену 401-го «Москвича», на заводе разработали множество прототипов «народной малолитражки». «Белка» ИМЗ-НАМИ-А50 (1956), НАМИ-031 (1958), НАМИ-048, НАМИ-049 и НАМИ-059.

Все эти прототипы не вышли в серийное производство на отечественном авторынке в силу своих множественных и неустранимых недостатков. Слабый не приспособленный для автомобилей мотоциклетный двигатель, откидывающийся кузов для пасадки пассажира, неустойчивость на скорости.

Все это привело конструкторов к совершенно иному взгляду на новую малолитражку. В следствии чего советские конструкторы обратили внимание на Итальянский FIAT 600, на тот момент славившийся своей новизной и инновационными решениями.

История марки ЗАЗ - Запорожец

В 1961 года завод переименовали в «Запорожский автомобильный завод». 

Хотя новая модель ЗАЗ-966В вышла в 1966 году, началом новой эры украинского автомобилестроения принято считать 1967 год. Когда на заводе началось полномасштабное производство ЗАЗ-966.

Так как ЗАЗ-966В(временный) оснащался двигателем от своего предшественника (МеМЗ-966В) а маркер «В» указывала на то, что специально для данной модели вскоре будет разработан новый двигатель. В 1967 году ЗАЗ-966 получил собственный силовой агрегат МеМЗ-968 с воздушным охлаждением («сороковка» — 1198 куб.см, 40…43 л.с.).

Автомобиль кардинально отличался от своего «горбатого» предшественника. Дизайн данной модели приближен к зарубежным моделям Hillman Imp (Британия) и NSU Prinz IV (Германия), по другой версии за основу был взят образец Chevrolet Corvair.

История марки ЗАЗ - Запорожец

В 1972 года с конвеера сошла модель ЗАЗ-968 в народе именуемый  «ушастый» или «чебурашка». А с 1973 по 1979 завод выпускал модернизированную модель ЗАЗ-968А.  

История марки ЗАЗ - Запорожец

В 1979 году с конвейера завода сошел новенький ЗАЗ-968М. Автомобиль также имел заднемоторную компановку двигателя с воздушным охлождением и автономным отопителем.

История марки ЗАЗ - Запорожец

В 1987 году началось серийное производство автомобилей ЗАЗ-1102 «Таврия». Это были первые автомобили с жидкостным охлаждением двигателя, выпускаемых на ЗАЗе. За всю историю производства серии моделей ЗАЗ-110Х выпускались в десятках различных конфигураций.

 Таврия производилась с различными двигателями, объемом от 1,1 до 1,3 литров. Также в свет вышли мелкосерийные модификации с двигателями от ВАЗ 2108 и FIAT 903. Различные варианты кузова не редкость у таврии, как например кузов фургон.

Постоянно менялся и дизайн интерьера, не говоря уже о трансмиссии, ходовой части и тормозной системы, которая к слову иногда оснащалась вакуумным усилителем. 

История марки ЗАЗ - Запорожец

В 1994 году 1 июля, ЗАЗ-968М был снят с производства, а вместе с ним и история завода советского периода.

В общей сложности с 1960 по 1994 гг. Запорожским автомобильным заводом было изготовлено 3 422 444 автомобиля.

В середине 90х на заводе сложилась сложная экономическая ситуация. Директор авто ЗАЗ был вынужден искать инвестора среди лидеров мирового автомобилестроения. Но об этом я расскажу вам чуть позже…

чип ключ

Как рождался Запорожец. История Авто ЗАЗ

Как ни странно, история автозавода в Запорожье началась еще до появления первого в мире автомобиля. Самоходная тележка Бенца появилась на свет в 1885 году, а ЗАЗ начал работу с 1863 года.

Правда, автомобили он не выпускал. Производство открыл голландский колонист Абрагам Кооп, он занимался ремонтом и изготовлением деталей для мельниц и выпуском паровых сельскохозяйственных машин

Через некоторое время небольшие мастерские Коопа срослись в довольно крупное предприятие, которое расширило ассортимент выпускаемой техники.

Это были жатки, молотилки, плуги и все те же мельницы.

В начале ХХ века, примерно в это же время, был основан Мелитопольский моторный завод. Датой его рождения считают 1908 год.

  • История марки ЗАЗ - Запорожец
  • На заводе изначально выпускали стационарные двигатели внутреннего сгорания, поэтому симбиоз двух предприятий был просто необходим.
  • Чем бы закончилась эта история, можно только догадываться, но 1923 году новая власть национализировала все заводы Коопа. ​

Кстати, в Запорожье, на Хортице, только в этом году нашли могилу жены Коопа, Катарины. О дальнейшей судьбе самого Коопа не известно ничего. 

История марки ЗАЗ - Запорожец

Началась коммунаровская эра завода. Получив огромный промышленный потенциал, новая власть решает направить все силы предприятия на выпуск тракторов с двигателями внутреннего сгорания.

Уже в 1927 году на одноименном заводе был выпущен первый в стране моторизированный зерноуборочный комбайн Коммунар и до начала Второй мировой войны их было выпущено не менее 167 000 экземпляров.

Тем временем в Москве

Послевоенная советская автомобильная промышленность мало беспокоилась о малолитражках. Все силы были брошены на стройки и сельское хозяйство.

Сначала был освоен выпуск трофейного Опель Кадет довоенной разработки, который позже стал Москвичом 401

Однако с появлением более комфортабельного Москвича 402, который и стоил существенно дороже, снова назрела необходимость в выпуске маленького народного автомобиля. НАМИ получил задание от партии и правительства удовлетворить спрос привыкающего к простым и недорогим машинам народа.

  1. Не каждый мог позволить себе Москвич, поэтому нужна была машина проще и дешевле
  2. На МЗМА и в НАМИ занимались проектированием нового автомобиля для масс, но тогдашний министр совавтопрома, некий Строкин, посчитал, что лучше и безопаснее будет использовать чужую разработку.
  3. Лично министром в качестве прототипа ЗАЗ был выбран Фиат 600, восходящую звезду итальянского компактного сегмента.
  4. История марки ЗАЗ - Запорожец
  5. Машинка, действительно, была очень прогрессивной на то время.
  6. Инженеры МЗМА быстро справились с копированием итальянского 600-го, потому что уже через год был готов собственный прототип, который получил индекс Москвич 444.
  7. Все бы ничего, но автопром страны советов не был готов к выпуску прогрессивного четырехцилиндрового двигателя с водяным охлаждением, поэтому в багажнике у нового автомобиля оказался мотоциклетный мотор ИМЗ М-61.
  8. Это был оппозитный 17,5-сильный двигатель, доставшийся Ирбитскому мотоциклетному заводу от БМВ. 
  9. История марки ЗАЗ - Запорожец
  10. Поэтому были необходимы определенные изменения и в ходовой части ЗАЗа, и в кузовных панелях.
  11. Так, для охлаждения оппозита в заднем крыле прототипа появились по четыре круглых отверстия с каждой стороны, а диаметр колес был увеличен до 13 дюймов.
  12. Что в свою очередь повлекло внесение изменений в итальянскую подвеску.
  13. Второй образец Москвича 444 был готов к 1958 году.

Он получил некоторые внешние изменения, но концепция осталась фиатовской. Через год автомобильчик уже стоял на ВДНХ почти готовым к выпуску.

  • Дело было за малым — найти подходящий двигатель и производственные мощности, поскольку мотоциклетный мотор не справлялся с 630-килограммовым кузовом и до капремонта дотягивал чуть ли не 25 тысяч км.
  • А выпускать еще одну новую машину МЗМА не мог физически.
  • История марки ЗАЗ - Запорожец
  • В том же 1958 году специальным распоряжением совмина в Москву был срочно вызван инженерный корпус из Запорожья, чтобы получить чертежи и задание на выпуск малолитражки.
  • Тем временем в НАМИ в срочном порядке разрабатывался дешевый четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения, который перекрывал бы по мощности и по выносливости 17-сильный мотоциклетный.

Как Москвич стал Запорожцем

К 1959 году были готовы два новых мотора — оппозитный и V-образный, оба с воздушным охлаждением.

Оба имели одинаковую мощность, но в Запорожье решили оставить V-образный мотор по целому ряду технических причин. Теперь новую машину можно было демонстрировать на самом верху.

18 июля 1960 года лично Хрущев совершил тест-драйв на новой модели и дал добро на серийный выпуск. Отметив при этом, что цена не должна быть заоблачной. Сошлись на 18 000 дореформенных рублей.

В этот же день новый народный автомобиль ЗАЗ стал Запорожцем.

История марки ЗАЗ - Запорожец

Первая партия Запорожцев вышла из ворот завода 22 ноября того же года, но инженеры на этом не остановились и доработали двигатель, повысив мощность до 27 сил!!!!!.

  1. В первых несколько лет выпуска было разработано три модификации автомобиля (праворульный почтовый, для инвалидов и несколько экспортных вариантов).
  2. Новый ЗАЗ 965А Запорожец продавался как в странах Западной Европы, так и в соц странах СССР.
  3. Экспортная версия отличалась от домашней шикарным молдингом через весь борт, пижонским зеркалом заднего вида на левом крыле, радиоприемником и пепельницей в салоне.
  4. Руль был заменен и для экспорта его снабдили хромированным ободком звукового сигнала.
  5. История марки ЗАЗ - Запорожец
  6. Горбатый, как ласково называла его публика, продержался на конвейере до 1969 года.
  7. За это время было выпущено более 300 тысяч экземпляров ЗАЗ, включая экспортные и специальные модификации.
Читайте также:  Замена цепи привода грм на bmw x5 e53 3,0 л.

Современные автомобили Авто ЗАЗ построены на других платформах и не имеют одинаковых конструкций и запчастей.

К 1970 году на заводе уже шла работа по подготовке нового, более просторного и комфортабельного автомобиля, ЗАЗ 966. Но это уже совсем другая история.

«Горбатый» с московскими корнями. Как создавался первый «Запорожец»

Поскольку страны Европы в 1950-х проходили через массовую автомобилизацию, пересаживаясь с велосипедов и мотороллеров на дешевые, компактные и экономичные машины, задача создать автомобиль подобного класса была поставлена и перед советскими конструкторами.

Точнее, главного конструктора Московского завода малолитражных автомобилей А. Ф. Андронова осенью 1956-го вызвал к себе министр автопромышленности Н. И. Строкин и поручил такую задачу МЗМА. 

Рождение Южмаша. Как Сталин решил судьбу несостоявшегося днепропетровского автогиганта История марки ЗАЗ - Запорожец

Андронов начал ссылаться на загруженность завода своими проектами, предложил поручить задание институту НАМИ (Научный автомоторный институт — ред.), но Строкин возразил, что коллектив НАМИ с работой не справится, а Андронов лучше всех в стране знает малолитражные автомобили, ему и карты в руки. В завершение разговора министр добавил, что ему очень нравится итальянский FIAT 600.

Намек был более чем прозрачным. Итальянский «Сейченто», один из шедевров конструктора Данте Джакозы, выпускавшийся в Турине с 1955 года, покорил всю Европу своей рациональной компоновкой — двигатель сзади, простой, но не примитивный, очень симпатичный внешне кузов, рассчитанный на четырех человек.

Задачу копировать ФИАТ Строкин не ставил, сразу оговорив, что кузов Андронов может проектировать какой сочтет нужным. Но на компоновку «шестисотого» ориентироваться стоит.

Никакого восторга от приказа начальства Андронов не испытал, но делать было нечего, и для МЗМА наступили горячие денечки: работали в две смены. Единственным утешением для коллектива могло быть сознание того, что на конвейер новинку в Москве точно не придется ставить — у МЗМА для этого попросту не было никаких возможностей.

Опыта создания заднемоторной мини-легковушки в СССР почти не было, если не считать ряда опытных машин середины 1950-х, не дошедших до конвейера — НАМИ-031, НАМИ-048, ИМЗ-А50 «Белка». В отличие от ФИАТа, советский автомобиль получил двигатель воздушного охлаждения, двухцилиндровый мотоциклетный МД-65, развивавший 17,5 лошадиных сил. Кузов и ходовая часть были созданы на МЗМА. 

Автомобиль для комсомолки, спортсменки и просто красавицы. Как в 1960-х микроавтобус из УССР покорил всю страну История марки ЗАЗ - Запорожец© commons.wikimedia.org, Nord794ub

Внешне «Москвич-444» (такое условное название присвоили построенной в 1957-м машине) напоминал FIAT 600 лишь отдаленно: сбоку у него размещались небольшие никелированные «ушки» и выштамповки а-ля «Москвич-402», стекла в дверях не сдвигались, как у ФИАТа, а опускались стеклоподъемниками. Другим было и оформление передка — оно было заимствовано у опытной микролитражки НАМИ-059, дизайнером которой выступил Юрий Аронович Долматовский.

  • Двери «Москвича-444» открывались, как и у ФИАТа, против хода движения, причем архаичную конструкцию оставили намеренно — чтобы облегчить выход из машины водителю-инвалиду (сразу предполагалось, что будет версия для людей с ограниченными физическими возможностями).
  • Внутри салона царил строгий минимализм, однако подобная, с современной точки зрения, «бедность» тогда была для машин такого класса совершенно нормальной, в том числе в Европе, и никакого отторжения не вызывала.
  • В 1958 году прототип сменил индекс — теперь он был «Москвичом-560» и выглядел несколько иначе: другие крылья и оформление передка.
  • Однако к тому времени уже стало понятно, что двигатель МД-65 для машины не годится: он был очень шумным и слишком слабым, с трудом разгонял автомобиль до 80 километров в час. 

От «Украины» до «Таврии»: как автомобили в СССР получали украинские имена История марки ЗАЗ - Запорожец© РИА Новости, Антон Денисов / Перейти в фотобанк

Работу над новым мотором вел в НАМИ Александр Семенович Айзенберг, автор довоенного мотора для лимузина ЗИС-101. К июню 1959-го он подготовил сразу два варианта двигателя мощностью 23 лошадиные силы, один из которых имел оппозитное расположение цилиндров, второй, более компактный, — V-образное. Его в итоге и приняли к производству.

Этот двигатель не помещался в моторный отсек, поэтому покатая, как у ФИАТа, задняя стенка кузова была заменена небольшой выпуклостью, из-за которой машина получила свое главное прозвище — «Горбатый». Одновременно была доработана и коробка передач.

Интересно, что к окончательному варианту ЗАЗ-965 приложили руку известные выходцы с ГАЗа Борис Михайлович Фиттерман («отец» нескольких горьковских вездеходов) и Юрий Наумович Сорочкин, создатель первого советского пикапа ГАЗ-4 и первого бескапотного автобуса ПАЗ.

К тому времени уже было понятно, под какой маркой будет выпускаться новый автомобиль.

В апреле 1959-го всю документацию по «Москвичу-560» передали с МЗМА на Запорожский автомобильный завод ЗАЗ, который раньше назывался «Коммунар» и выпускал сельскохозяйственную технику. Там машине был присвоен индекс ЗАЗ-965 и имя собственное на украинском языке — «Запорожець». Впрочем, так автомобиль назывался только официально, в быту все его называли по-русски — «Запорожец». 

Электронное правительство СССР. Несостоявшаяся утопия История марки ЗАЗ - Запорожец© РИА Новости, Борис Кауфман / Перейти в фотобанк

Премьера машины в Кремле состоялась 18 июля 1960 года. Хрущев одобрил ЗАЗ-965 и назвал его хорошим подарком трудящимся. Первая партия машин была собрана в Запорожье 22 ноября 1960 года.

На тот момент это был самый недорогой советский легковой автомобиль, он стоил 18 тысяч рублей (следующим по стоимости был «Москвич-407» — он стоил 25 тысяч). После денежной реформы 1961 года цена равнялась 1 800 рублям.

  1. Первый легковой автомобиль Советской Украины обладала массой достоинств: «Запорожец» получился компактным, экономичным, достаточно вместительным, простым в обслуживании и ремонте, отличался отличной проходимостью.
  2. Однако хватало и минусов: низкая динамика разгона; в жару двигатель перегревался, к тому же он отчаянно тарахтел; бензобак размещался спереди машины, в багажнике, что было чревато неприятными последствиями при аварии; багажник был слишком тесным; двери «Запорожца», старомодно открывавшиеся против движения, при непроизвольном распахивании во время движения делали машину практически неуправляемой.
  3. Кроме того, ЗАЗ-965 оказался вовсе не таким уж «общедоступным», каким его планировали создатели: сумма в 1800 рублей была для граждан СССР весьма ощутимой, никаких скидок и рассрочек на «Запорожец» не предлагалось, более того — со временем он не дешевел, а дорожал и в конце выпуска стоил уже 2200 рублей.
  4. Так что бедные студенты и одинокие домохозяйки позволить себе такую машину никак не могли.

Ну и самое главное — психология советского автовладельца оказалась совершенно иной, нежели на Западе. Если европейцы радовались возможности приобрести дешевую крошечную машинку, которая экономит бензин и легко паркуется где угодно, то у нас над «Запорожцем» откровенно потешались. Называли его «Горбатым», «Жужиком», не считали полноценной машиной, как «Москвич» и тем более «Волгу». 

День в истории. 25 мая: в Москве появилась своя «Украина» История марки ЗАЗ - Запорожец© РИА Новости, Папикьян / Перейти в фотобанк

Помните, как называют его герои кинокомедии «Три плюс два»? «Консервная банка системы Запорожец». И это о новой, только что запущенной в серию модели!..

С таким подходом истинно «народным», любимым автомобилем, символом своей страны, как итальянские FIAT 600 и FIAT Nuova 500, французские «Citroen 2CV» и «Renault 4», немецкий «Volkswagen Kafer», югославская «Zastava 750» или английский «Mini», «Запорожцу» в СССР так и не суждено было стать.

Между тем за рубежом достоинства ЗАЗ-965 вполне оценили.

Экспортная версия машины даже получила отдельное наименование — «Yalta».

ЗАЗ-965Э отличался от обычного «Запорожца» наличием зеркала заднего вида на левом крыле, красивого ниспадающего молдинга на борту, улучшенной отделки салона и усиленной шумоизоляции.

Такие машины, кроме соцстран, продавались также в Финляндии и Бельгии, причем вполне успешно — в Европе нашли своих покупателей около пяти тысяч машин «Ялта».

Коллектив Запорожского автозавода во главе с главным конструктором Владимиром Петровичем Стешенко очень скоро приступил к работе над «сменщиком» 965-го, который сразу же планировался уже не как итальяноподобный «мини», а как автомобиль с «полноценным», солидным трехобъемным кузовом.

Новинку можно было видеть уже в ноябре 1961-го на ВДНХ, но путь к конвейеру будущего ЗАЗ-966 по ряду причин оказался очень долгим. Вместо принципиально новой машины потребители в октябре 1962 года получили ЗАЗ-965А, чей двигатель развивал уже 27 лошадиных сил (с 1966 года — 30 лошадиных сил).

День в истории. 22 ноября: Сделан «настоящий подарок для рабочего класса» История марки ЗАЗ - Запорожец© РИА Новости, Л.Леонов / Перейти в фотобанк

Были и внешние отличия — подфарники устанавливали в крыльях, а не на них, появилась новая эмблема с изображением Днепрогэса вместо пятиконечной звезды, на боковинах — воздухозаборники-«терки», а с задней стенки исчез некрасивый зарешеченный квадрат, предназначенный для охлаждения мотора.

На базе ЗАЗ-965А выпускали две модификации для инвалидов — 965Б (с 1963 г. стала называться 965АБ) и 965АР (с 1966 г.) 

Кроме того, в 1962-63-м тиражом 650 экземпляров выпустили праворульный ЗАЗ-965С, предназначенный для доставки почты. Считалось, что водителю, чья работа состоит в постоянных переездах от почтового ящика к ящику за порцией писем, удобнее парковаться на автомобиле с правым рулем. Окна почтового «Запорожца» были закрыты металлическими вставками, другой была и конструкция воздухозаборников.

В 1969 году выпуск ЗАЗ-965А прекратился (последние три года он выпускался параллельно с ЗАЗ-966). К этому времени Запорожский автозавод выпустил 322 106 экземпляров машин 965-го семейства. С годами восприятие «Горбатых» в народе изменилось — эти машинки по-прежнему вызывают улыбку, но уже добрую и ностальгическую.

История бренда ЗАЗ, популярные модели ???? avtoshark.com

Марка машины ЗАЗ в советское время была известна каждому «от пионера до пенсионера». Столь высокую популярность «Запорожец» получил за свои качества и востребованность.

Для советских граждан автомобиль долгое время был не только средством передвижения, но и подчеркивал статус. Со временем встал вопрос о создании недорогой отечественной малолитражки для широких слоев населения. Так началась история бренда ЗАЗ в Советском Союзе и далее – в независимой Украине.

История автомобильной марки ЗАЗ

Страна-производитель марки машины ЗАЗ – УССР, а затем Украина.

История марки ЗАЗ - Запорожец

Легенда советского автопрома «Запорожец ЗАЗ 965»

Исторический путь завода начинается в 1863 г. с мастерских А. Я. Коопа, которые затем преобразованы в завод по выпуску сельхозтехники. В 1923 г. завод стал называться «Коммунар». Специфика осталась прежней, здесь был выпущен первый отечественный зерноуборочный комбайн «Коммунар». Знак ЗАЗ появился гораздо позже.

В начале 60-х на базе предприятия создан автомобильный завод с полным циклом производства. Расшифровка ЗАЗ и полное название завода – «Публичное акционерное общество “Запорожский автомобилестроительный завод”». Налажено производство автомобиля ЗАЗ-965, в дальнейшей модификации — ЗАЗ-966. Знаменитый «горбатый Запорожец» заработал авторитет у населения.

Читайте также:  1992 - 1998 McLaren F1: характеристики, описание, фото и видеообзор

В 1973 г. начат выпуск новой модели ЗАЗ-968 «Запорожец». После модернизации в 1979 году автомобиль получил новый кузов и под маркой ЗАЗ-968 М «Запорожец» выпускался до 1994 года.

Особенностью машин этой марки является расположение двигателя в задней части автомобиля. Авто комплектуется бензиновым ДВС с воздушным охлаждением. За период с 1960 по 1994 год выпущено около 3,5 млн автомашин с оригинальным мотором.

История марки ЗАЗ - Запорожец

Логотип «ЗАЗ»

В 1987 году на заводе начат выпуск новой модели, носящей логотип ЗАЗ. С конвейера сошел хэтчбек ЗАЗ-1102 «Таврия» с тремя дверями и классическим расположением двигателя жидкостного охлаждения. В 1999 г. модельный ряд на базе этого авто продолжен 5-дверной моделью «Славута». Машины таврической серии разных модификаций выпускались до начала 2011 года.

Слава завода ЗАЗ во времена СССР

Марка машины ЗАЗ в советское время была известна каждому «от пионера до пенсионера». Столь высокую популярность «Запорожец» получил за свои качества и востребованность.

На момент начала массовой продажи в 1961 году цена ЗАЗ-965 равнялась 1800 рублям, что было эквивалентно стоимости 1000 бутылок водки.

Доступная цена, неплохие ходовые качества и простота в обслуживании обеспечили автомобилю устойчивый спрос на внутреннем рынке.

Автомобили оказались востребованы и на международном уровне. Машины экспортировались не только в социалистические страны.

В Союзе «Запорожец» успешно занял непростую нишу средств передвижения инвалидов. До самого распада СССР машины этой марки бесплатно распределялись инвалидам и участникам ВОВ.

Бренд приобрел всенародную любовь и популярность. В пользу этого факта свидетельствует огромное количество анекдотов и баек с его участием. В них водитель малолитражки оказывается более смышленым или выходит победителем.

Современные реалии завода

С приобретением Украиной независимости история бренда ЗАЗ продолжилась.

В девяностые годы продолжался успешный выпуск и реализация на внутреннем и внешнем рынках автомобилей серии «Таврия», автобусов средней вместимости и коммерческого транспорта.

Значимый успех достигнут в 2008 году – реализовано около 250 тысяч автомобилей всех модификаций. Далее наступил длительный спад, сокращение рабочих мест и объемов производства.

История бренда Yutong

«ЗАЗ-968»

В это время руководство завода пытается найти выход в агломерации с зарубежными автомобильными концернами. Эмблема ЗАЗ появляется на машинах семейства ДЭУ, Шевроле, ВАЗ. Но на фоне ухудшающейся экономической обстановки в стране продолжается упадок автомобильной отрасли.

В декабре 2018 г. на заводе начата процедура банкротства. В мае 2019 г. имущество ЗАЗ выставлено на торги.

ЗАЗ-965: «Запорожец» — первая любовь

Полчаса позора, зато — на работе! Анекдоты и шутки про «Запорожец» появились едва ли не одновременно с прототипом на ВДНХ. Еще бы: ну все не так, как у нормальных машин! Мотор — в багажнике, радиатора нет, двери открываются, как у старых, еще довоенных авто, а задние колеса стоят неприлично криво! Самые внимательные обнаружили: даже надпись на передке какая-то странная — «Запорожець». Не все сразу догадались: это по-украински.

Но соревнование в остроумии выдавало сильный интерес. Ведь машина, которую вот-вот начнут выпускать на бывшем заводе комбайнов «Коммунар» в Запорожье, специально рассчитана на автолюбителей-частников — их медленно, но неуклонно растущую армию. Обещают к тому же, что она будет доступна почти каждому труженику.

По нынешним отечественным меркам ЗАЗ-965 создали довольно быстро. Он, конечно, не был оригинальным: кузов и заднюю подвеску позаимствовали у популярного ФИАТ-600, переднюю — у «Фольксвагена-Жук», мотор походил на татровскую «воздушку», только сильно уменьшенную.

Но, учитывая принципиальную для СССР новизну машины, необходимость организовать новое производство не только в Запорожье, но и в Мелитополе (двигатель), надо признать: уложились в сроки весьма сжатые.

Проектирование начали осенью 1956-го (совместно НАМИ и МЗМА), в 1957-м появился первый прототип «Москвич-444» — сначала с импортным мотором, потом с отечественным мотоциклетным, а 18 июня 1959-го в Запорожье собрали первый пробный образец. Правда, до начала серийного производства прошло еще больше года.

Голая металлическая панель приборов никого не смущала. Такие были и на куда более престижных моделях.

Голая металлическая панель приборов никого не смущала. Такие были и на куда более престижных моделях.

Конечно, кругленький (немного грубоватое «горбатый» придет позже) автомобильчик был далек от идеала вообще и даже для советского человека в частности. Все, конечно же, мечтали о «Волге». Ну или хотя бы о «Москвиче».

А тут еще в 1959-м в Сокольниках показали весь цвет американского автопрома.

Как не похож на эти роскошные, огромные, сияющие хромом и ошеломляющие техническими характеристиками крейсеры маленький, словно поджавший губы от обиды «Запорожец»! Но газеты и журналы настоятельно подчеркивают: догнать и перегнать США — не значит повторять все заокеанские перегибы.

Ну а на фоне европейских аналогов ЗАЗ-965, кстати, смотрелся вполне прилично: полностью независимые подвески — спереди торсионная, сзади пружинная (у ФИАТ-600, к слову, спереди рессора), четырехступенчатая коробка передач, мотор — 23 л.с. У того же ФИАТ-600 22 л.с., а у «пятисотого» и вовсе 13 л.с. Двигатель знаменитого «гадкого утенка» — «Ситроена-2CV» развивал 12,5 л.с. Лишь немецкие «Жук», БМВ-700 и «ДКВ-Юниор» оснащали моторами в 30 и более сил.

На скромной по размерам комбинации приборов есть, в общем-то, все, что необходимо.

На скромной по размерам комбинации приборов есть, в общем-то, все, что необходимо.

Впрочем, для советских людей куда важнее, что «Запорожец» стоит 1800 рублей новыми, а ведь «Москвич»-то — 2500, а «Волга» и вовсе баснословные 5100! Поэтому-то ЗАЗ-965 стал для большинства его покупателей первым автомобилем в жизни. Помните? Это почти как первая любовь с ее радостями и разочарованиями…

МОРЕ — ВПЕРЕДИ, МОТОР — СЗАДИ

Он вовсе не такой неудобный, как кажется на первый взгляд. По крайней мере для водителя и переднего пассажира.

Хуже всего, что левой ноге мешает арка колеса, но напольные педали вполне приемлемы, к рычагу переключения передач с довольно большими ходами можно привыкнуть — не хуже, нежели на зарубежных заднемоторных аналогах. Тормоза без усилителя? Ерунда! Если уж на 21-й «Волге» и даже ГАЗ-51 ездили…

Чтобы терпеливо перенести разгон хотя бы до 60 км/ч, нужно чувство юмора и добродушие. При этом 27-сильный воздушник (это уже модернизированный ЗАЗ-965А 1967 года) тарахтит от души. Поначалу даже весело! Но представим себе путь к морю километров в пятьсот, а то и в тысячу! А ведь маленькие, тесненькие машинки во времена их молодости служили, как правило, именно дачными и отпускными!

Спина уже устает от хлипкого тщедушного «стульчика», тарахтение все больше давит на уши — при том, что даже для не полностью загруженного автомобиля 80 км/ч предел, максималка.

Избаловался! Для многих семей в 1960-е поездка к морю на собственном «Запорожце» была огромным счастьем! Которому завидовали еще больше семей.

Ну а мизерный багажник часто дополняли конструкцией на крыше, размерами скорее подходящей для «Волги».

Багажник, конечно, мягко говоря, невеликий. Здесь еще и бензобак, и запаска. Путешественники компенсировали этот недостаток багажником на крыше.

Багажник, конечно, мягко говоря, невеликий. Здесь еще и бензобак, и запаска. Путешественники компенсировали этот недостаток багажником на крыше.

Летом на нормальных для «зазика» скоростях управляемость сносная — опять-таки не хуже, чем у зарубежной ровни. Но экстремизма машина не любит. Это быстро поняли те, кто выступал на ЗАЗ-965 в ралли.

Да-да, в ралли! Скажем, знаменитый в СССР гонщик, неоднократный чемпион Союза и призер международных соревнований Стасис Брундза начинал спортивную карьеру именно на «горбатом» — и, как и некоторые иные спортсмены, испытал на прочность его крышу.

Кстати, этот показатель у ЗАЗ-965 на высоте!

Впрочем, подавляющему большинству владельцев куда важнее ремонтопригодность. Первый автомобиль в условиях дефицита мастерских и запчастей способствовал освоению навыков слесаря, моториста, даже жестянщика и маляра.

Нехитрые манипуляции с силовым агрегатом (сначала опустить, потом вытянуть назад), и можно его ремонтировать — прямо в гараже или во дворе.

Бывало, с помощью соседа двигатель доставляли даже домой! Там под неодобрительное гудение жены и заинтересованное щебетание наследников мотор воздушного охлаждения (зато течей нет!) ремонтировали, разбирая по цилиндрам. И вот общая семейная радость — машина снова на ходу!

Вещью в себе была автономная печка. Греет вне зависимости от температуры двигателя… когда работает. Свеча накаливания, регулятор…

Звучит теперь так же экзотично, как «выставить зажигание» или «отрегулировать уровень в карбюраторе». Впрочем, зимой тогда ездили редко.

Большинство «запорожцев» стояли на приколе — редко в гараже, чаще под брезентом во дворе, где нахальные мальчишки так и норовили сделать из машинки снежную горку…

…Съезжаю с шоссе на живописную лесную дорожку. Кстати, проходимость у «Запорожца» вполне приличная: минимальный дорожный просвет, как нынче у иных кроссоверов: 175 мм, а под двигателем и вовсе 200 мм. И ухабов подвеска не особенно боится. Вот и приехали. Только что вроде болела спина, уставали неприкаянная левая нога и уши. А вот теперь почему-то хочется ехать дальше!

МАЛЕНЬКИЙ АВТОМОБИЛЬ БОЛЬШОЙ ДЕРЖАВЫ

Берег моря или хотя бы реки, палатка, котелок, транзисторный приемник (у счастливчиков — рижская «Спидола»!) и, конечно, собственная машина: гимн автотуризму 1960-х.

А может, и правда здесь поблизости — скажем, вон за той сосной — ждет романтическое приключение, а то и будущая судьба? Комедия «Три плюс два», где помимо пятерых одушевленных героев важные роли играют «Волга» и «Запорожец», при всей наивно-сладкой искусственности дух эпохи отражала довольно верно.

Не беда, что микролитражный «Запорожец» тесноват и шумен, не слишком быстр и не так чтобы уж очень надежен. Он ведь первый! А впереди большая и светлая жизнь — твоя личная и страны, которая строит все больше жилья, пусть пока малогабаритного, а за пару месяцев до старта серийного 965-го даже запустила в космос живых существ — собачек Белку и Стрелку!

Конечно, будущее окажется не совсем таким, как виделось. «Запорожцы» еще долго-долго были не музейными экспонатами, а семейным транспортом. А меняя хозяев, попадали, как правило, к тем, кто тоже только начинал автомобильную жизнь. Теперь «зазик» и их учил ездить, ремонтировать, красить.

Прошло еще немало лет, прежде чем к «запорожцам» стали относиться как к забавным игрушкам, строя из них кабриолеты, спорткупе, стретчи. Или — наконец-то! — как к раритетам. Конечно, многие расставались со старыми, совсем уже не соответствующими ритму жизни «горбунами» без сожаления. Но теперь и они смотрят на эту голубенькую машинку с улыбкой и светлой грустью.

Наверное, вспоминают первую любовь с ее восторгами, радостями, обидами и разочарованиями….

На ранних ЗАЗ-965 было написано «Запорожець» — по-украински.

На ранних ЗАЗ-965 было написано «Запорожець» — по-украински.

СОВЕТСКАЯ НАРОДНАЯ

Серийное производство ЗАЗ-965 «Запорожец» начали в ноябре 1960 года. Мотор V4 развивал 23 л.с. при 4000 об/мин. С 1963-го выпускали модернизированный ЗАЗ-965А с мотором 27 л.с. Последний раз модель изменили в 1966-м, установив, в частности, 30-сильный двигатель.

На экспорт в некоторые страны автомобиль шел под именем «Ялта» (Jalta). На базе ЗАЗ-965 создали несколько прототипов, в частности почтовый фургон 965С, а также семейство ЗАЗ-970 — фургон, пикап и минивэн вагонной компоновки.

Всего до 1969 года построили чуть более 322 тысяч машин.

Редакция благодарит за помощь в съемке Наталью Голованову и Павла Залазаева, а также мастерскую «Колеса истории» за предоставленный автомобиль.

Ссылка на основную публикацию