Зачем нужен автомобильный катализатор

Катализатор — узел выхлопной системы, предназначенный для очистки выходящих газов от вредных для атмосферы и здоровья человека элементов (окислов азота, группы углеводородов, окиси углерода).

Но чтобы полностью разобраться с этим устройством определение мало, поэтому ниже вы получите более расширенную информацию.

Для чего предназначен катализатор в автомобиле?

  • Катализатор — устройство, задача которого в дожигании окиси углерода, а также углеводородов в выхлопе автомобиля, оказывающих негативное воздействие на слизистую оболочку человека и озоновый слой нашей планеты.
  • На многочисленных сотах наносится специальное напыление, которое и выполняет основную функцию «очистки» выхлопных газов.
  • Химическая реакция выхлопного газа при взаимодействии с платиноиридиевым слоем приводит к разогреву катализатора.
  • Как следствие, не успевшие сгореть вредные элементы, касаются к прогретой поверхности и сгорают окончательно.

В процессе горения задействована остаточная часть кислорода, которая остается в отработанных после камеры сгорания газах.

При этом из катализатора выходят безвредные элементы — CO2 и N2.

Зачем нужен автомобильный катализатор

Важное условие, обеспечивающее работоспособности катализатора — достижение им высокой температуры. Вот почему устройство устанавливается в непосредственной близости около силового узла.

Немного истории

  1. Впервые катализаторы были использованы в 70-е годы прошлого века, хотя разработка устройства была произведена на 20 лет раньше.

  2. В течение долгих лет применения катализаторы совершенствовались и сегодня представляют собой качественные устройства, выполненные из лучших источников сырья.

  3. Причиной появления катализаторов стала острая проблема загрязнения воздуха, что сделало установку узлов обязательным для всех производителей.

  4. Создателем катализатора является Юджину Хоудри — талантливый инженер, который принялся за разработку «очистителя» после ознакомления со сводками об уровне смога на улицах своего города.

Как уже упоминалось, данные устройства стали монтироваться на авто лишь в 70-х годах. И это притом, что первый каталитический нейтрализатор был создан в 1953 году.

Но попытка оказалась провальной, ведь очистку нельзя было реализовать из-за большого объема свинца в американском бензине.

Как следствие, выпуск нейтрализаторов не имел значения. Применение столь вредного для атмосферы топлива было запрещено лишь в конце 20-го века после разработки специального дополнения к спец закону «О чистом воздухе».

Со временем катализатор Хоудри был переработан группой инженеров под легковой транспорт (под руководством Карл Д. Кита).

Новый тип катализатора получил название каталитического конвертера с 3-мя путями.

Решение о внедрении устройства стало переломным моментом в экологии и позволило снизить негативную нагрузку на окружающую среду.

Особенности конструкции

  • Катализатор состоит из трех основных элементов — теплоизоляции, блока-носителя и кожуха (корпусной части).
  • Главный элемент каталитического преобразователя — блок-носитель, являющийся базой изделия.
  • Зачем нужен автомобильный катализатор

Конструктивно блок выполнен из керамической огнеупорной основы. В его составе множество различных ячеек-сот, которые повышают общую площадь соприкосновения с выхлопными газами автомобиля.

  1. На сот-ячейках нанесено специальное вещество, выполняющее функцию катализатора.
  2. Зачем нужен автомобильный катализатор
  3. Роль таких веществ выполняют три популярных химических элемента:
  • палладий и платина — окислительные катализаторы. Их задача — ускорить процесс окисления недогоревших углеводородов и их преобразование в водный пар, а угарного газа (CO) в обычный углекислый газ;
  • родий — восстановительный катализатор, задача которого в восстановлении NOx, а также его преобразовании в простой азот.

Как следствие, группа из трех катализаторов снижает объем трех вредных элементов. Такой тип устройства носит название 3-х компонентного.

  • Блок-носитель находится в корпусе, выполненном из металла при обязательном слое теплоизолирующего вещества.
  • Также в кожухе нейтрализатора крепится кислородный датчик.
  • Главное условие нормальной работы катализатора — достижение температуры, равной 300 градусов Цельсия.
  • Качественный прогрев позволяет удерживать до 90% вредных компонентов. Ускорить процесс достижения рабочей температуры можно при помощи:
  • обогащения горючей смеси;
  • монтажа нейтрализатора сразу после коллектора выпуска.

Принцип действия

  1. Топливовоздушная смесь после сгорания в двигателе содержит в себе множество вредных для здоровья элементов, а именно окислов азота, группы углеводородов, окиси углерода и так далее.
  2. Несмотря на то что объем этих веществ в составе выхлопа не превышает 1% (остальная часть — пар, двуокись углерода и азот), их влияние на человека крайне негативное.

  3. Следовательно, одно из главных требований для устройства — нейтрализация вредных веществ.
  4. Сегодня разработано несколько способов, позволяющих бороться с опасными газами, к примеру, обеднение горючего состава или рециркуляция выхлопа.

Но по своей эффективности они серьезно уступают каталитическому нейтрализатору.

Внутри нейтрализатора находится специальное устройство, имеющее множество сот.

Как уже упоминалось выше, поверхность монолита катализатор укрыта слоем сплава палладия, родия и платины.

Преимущество данных драгметаллов — отличная эффективность в вопросе очистки. Так, выхлоп проходит через катализатор, прогревая изделие до температуры 270-300 градусов Цельсия.

Проходящая каталитическая реакция способствует превращению окиси углерода в CO2, а углеводородов — в H2O и CO2. В свою очередь, окислы азота «распадаются» на азот и воду.

Зачем нужен автомобильный катализатор

В теории устройство отлично справляется с токсичностью выхлопных газов без особого вреда для двигателя и топлива.

На практике же установка каталитического нейтрализатора приводит к увеличению обратного давления, что становится причиной падения мощности на 2-3 лошадиные силы.

Есть у катализатора и еще ряд минусов — высокая цена и недолговечность. Хотя, в теории данное устройство должно служить практически вечно.

Зачем нужен автомобильный катализаторКак проверить катализатор на забитость

Часто встречающие неисправности и их причины

Как упоминалось выше, катализатор не обладает бесконечным ресурсом и может время от времени выходить из строя.

Причин несколько:

  • большой пробег транспортного средства. Часто автолюбителям после покупки подержанного авто приходится менять каталитический нейтрализатор. Причина объяснима. Средний ресурс данного устройства — не более 100-130 тысяч километров;
  • применение низкокачественного бензина. При заливке плохого горючего в его составе может быть тетраэтилсвинец. Последний становится причиной забивания сот очищающего устройство, что блокирует работу всей системы выхлопа;
  • плохие дороги. Если часто передвигаться по неровным трасам с большим количеством выбоин и ям, то катализатор будет перегружаться и быстрее выходить из строя. Чаще всего это проявляется в появлении трещин. Зачем нужен автомобильный катализатор

К основным признакам поломки катализатора можно отнести:

  • падение мощности силового узла и его динамики. При попытке разгона чувствуется определенная задержка. Главная причина — загрязнение сот катализатора, что препятствует нормальному выходу газов во внешнюю среду;
  • необычные звуки, доносящиеся из области выхлопной трубы. В случае разрушения конструкции катализатора можно услышать дребезг или гул пустого бака. Зачем нужен автомобильный катализатор

Подробнее читайте про все признаки неисправности катализатора.

Что делать с неисправным катализатором?

Стоит отметить, что катализатор не получится отремонтировать. Единственный выход в случае его поломки — замена.

  • При этом проблема многих дилеров — отказ менять устройство по гарантии.
  • Специалисты объясняют это тем фактом, что поломка произошла из-за применения низкокачественного топлива, а гарантия, мол, на такие случаи не распространяется.
  • Единственный вариант, которые предлагается специалистами — произвести замену детали, что доступно не всем автолюбителям.
  • Зачем нужен автомобильный катализатор
  • В частности, покупка нового устройства обходится в сумму от 30 до 160 тысяч рублей.
  • Причина такой дороговизны — сложность конструкции и наличие в составе драгоценных металлов.
  • Нельзя не учитывать и еще один фактор — высокие затраты на прохождение «растаможки», что и формирует столь высокую цену.

Есть ли временная альтернатива устройству?

  1. Оказывается, у катализатора есть несколько альтернатив, которыми часто пользуются автолюбители.
  2. К основным из них можно отнести:
  3. Установку универсального катализатора.

  4. Данный прибор имеет вид обычной бочки, которая вваривается в систему выхлопа вместо основного устройства.
  5. В случае выхода узла из строя производится замена только поломанного элемента, а не всей трубки сразу.
  6. Преимущество такого варианта — доступность, ведь затраты будут составлять от 12 до 17 тысяч рублей (все зависит от характеристик и размеров).
  7. Монтаж пламегасителя.
  8. При установке такой замены катализатор убирается из системы полностью.
  9. На его место ставится другое устройство — резонатор.
  10. Зачем нужен автомобильный катализатор
  11. Задача изделия — не очистка выхлопа (как у «коллеги»), а стабилизация выхлопного потока и устранение необычных звуков.
  12. Обманка лямбда-зонда.

Преимущество «подмены» — доступность по цене. Только экологичным такой вариант назвать его не выйдет.

  • Устройство имеет вид проставки, отдаляющей датчик от выходящих из системы газов.
  • В ряде случаев прибор имеет вид небольшой схемы из резистора или конденсатора.

Задача — исказить параметры, передаваемые на блок управления, чтобы последний видел чистый выхлоп. При этом в самом катализаторе уже нет никакой нужды.

Читайте также:  Когда менять топливный фильтр на lada priora?

Может ли работать двигатель без катализатора?

Многие автолюбители задают вопрос, а может ли машина ехать без катализатора. Чтобы ответить на него нужно рассмотреть особенность другого устройства — лямбда-зонда.

Данный прибор играет роль кислородного датчика и определяет уровень кислорода в выхлопе автомобиля.

Работа мотора напрямую зависит от данного датчика, управляющего соотношением воздуха и топлива в горючей смеси.

Процесс регулирования называется лямбда-управлением. В некоторых авто устанавливается пара датчиков — до и после нейтрализатора.

  1. Устройство, которое монтируется до катализатора, задает оптимальное для работы мотора отношение воздуха и горючего.
  2. Если же убрать катализатор полностью, что второй лямбда-зонд выявит неисправность и даст команду на снижение рабочей температуры в камере сгорания.
  3. Эта задача реализуется за счет подачи большего объема топлива, а, следовательно, обеднения смеси.
  4. Итог — падение мощности мотора, рост «прожорливости» авто.
  5. Что же касается блока управления, то он переходит в режим аварийной работы и начинает готовить «усредненный» вариант смеси.

Чтобы вернуть работу всех систем в прежнее состояние, поломанный катализатор нужно поменять, а ЭБУ перепрограммировать в ЕВРО 2. Как вариант — установка «обманки», о которой упоминалось выше.

Итог

  • Катализатор — устройство, которое сложно назвать жизненно необходимым для автомобиля.
  • Его задачи сводятся в первую очередь к очистке выхлопных газов, отчего (хоть и незначительно) страдает мощность автомобиля.
  • Вот почему автолюбители все чаще избавляются от нейтрализаторов, рассчитывая сэкономить на замене в будущем и придать мотору дополнительных «лошадей».
  • Но такая работа требует высокой квалификации мастера и дополнительных настроек системы.

Что такое катализатор и его назначение в автомобиле

Практически с самого начала создания автомобиля и до сегодня у конструкторов стоит несколько вопросов, над которыми они постоянно «бьются».

Один из этих вопросов – максимальное снижение выбросов вредных веществ в атмосферу, ведь при сгорании топлива в цилиндрах двигателя появляется отработанные газы, которые в своем составе имеют ядовитые элементы.

А поскольку эти газы отводятся во внешнюю среду – значит, отравляющие вещества выходят из силовой установки авто постоянно, пока она работает.

Зачем нужен автомобильный катализатор

Одним из самых действенных способов снижения вредных выбросов авто, который является вполне распространенным – использование каталитического нейтрализатора, в народе называющийся сокращенно катализатором.

Для того чтобы понять, для чего нужен этот нейтрализатор, упомянем немного теории.

Теоретическая часть

Зачем нужен автомобильный катализатор

Устройство автомобильного катализатора

Выхлопной газ, выходящий из цилиндров силового агрегата состоит из многих элементов, выделившихся в результате химической реакции, которой и является горение.

Некоторые из этих элементов вполне безвредны, а вот такие как окись углерода (СО), углеводороды (СН) и оксиды азота (NO и NO2) являются достаточно опасными. Чтобы уменьшить их содержание в выхлопе двигателя, ученые решили эти химические соединения еще раз подвергнуть хим.

реакции. Для этого им пришлось использовать дорогостоящие металлы — платиноиридиевый сплав, палладий, родий.

Вступая с ними в реакцию, вредные химические элементы окисляются, из-за чего после реакции на выходе получаются углекислый газ (CO2) и азот (N2) – вещества вполне безвредные. Конечно, полностью ядовитые элементы катализатор удалить не способен, но значительно уменьшить их – вполне.

Даже стандарты ЕВРО, постоянно ожесточающиеся, подразумевают определенное наличие опасных веществ, которые автомобили не должны превышать. В некоторых странах за экологией следят очень серьезно, поэтому авто, не соответствующие определенным нормам ЕВРО, и не оснащенные катализаторами, продавать и использовать запрещено.

Несколько слов о металлах, которые выступают нейтрализаторами. Они отличаются по химической реакции с вредными веществами. Так, палладий и сплав на основе платины являются окислительными, то есть, при вступлении в реакцию с вредными веществами, они их окисляют, разделяя на безвредные вещества.

Родий же является нейтрализатором восстановительным. Он при реакции оксиды азота восстанавливает до обычного безвредного азота.

На деле все происходит так: выхлопные газы и выпускного коллектора подаются в емкость, где находится специальная бобина с нейтрализующим металлом, проходя через которую, часть вредных веществ химически нейтрализуется, а затем уже выхлопной газ идет дальше – в резонатор и глушитель.

Сейчас все чаще применяются все три металла в одном катализаторе на авто – для улучшенной очистки отработанных газов. То есть, внутри катализатора размещаются одна за другой три бобины, каждая со своим металлом.

Конструкция катализатора

А теперь более подробно об устройстве катализатора. Располагается он зачастую за выпускным коллектором. Состоит он из корпуса, утеплителя и блок-носителя – той самой бобины.

О корпусе особо говорить нечего – герметичная жестяная емкость с двумя выходами для установки ее в систему отвода выхлопных газов. Утеплитель предотвращает просачивание газов мимо блок-носителя.

Помимо этого, он сохраняет температуру, необходимую для протекания реакций. Дело в том, что быстрее всего реакции, при которых нейтрализуются вредные вещества проходят при температуре не менее 300 град.

Поэтому зачастую нейтрализатор и располагается сразу за коллектором.

Зачем нужен автомобильный катализатор

Принцип работы катализатора

А вот сами блок-носители по конструкции довольно интересны. Указанные металлы являются очень дорогостоящими, поэтому сделать один блок-носитель полностью из этого металла – удовольствие невыгодное.

Поэтому основой для блок-носителя выступает керамика, сделанная в виде сотов. На поверхность этих сотов и наносится слой нейтрализующих металлов.

Такая конструкция позволяет не только снизить расход дорогих металлов, но еще и по максимуму увеличить площадь контакта металла с газами.

Некоторые блок-носители состоят из свернутой в рулон керамической ленты с сотами, поэтому в разрезе она похожа на бобину. Но это не всегда так, есть и блок-носители, похожий на сигаретный фильтр, но только значительно увеличенный в размерах.

Работа катализатора

Одной из особенностей использования катализатора на авто является то, что бортовой компьютер следит за его работой. Для этого в систему отвода включены лямбда-зонды. В авто, которое не оснащено катализатором, данный зонд только один и нужен он для определения количества остаточного кислорода в отработанных газах для коррекции работы системы питания.

Зачем нужен автомобильный катализатор

Расположение катализатора в выхлопной системе. Кислородные датчики — это и есть лямбда-зонды

А вот в машине с каталитическим нейтрализатором таких лямбда-зондов два, первый установлен перед и катализатором и он определяет состав выхлопных газов для системы питания. Второй располагается за катализатором и определяет он состав выхлопных газов уже прошедших дополнительную очистку. После бортовой компьютер сравнивает показания двух зондов.

Если значения будут выравниваться, это укажет на выход из строя катализатора, о чем просигнализирует индикатор «Check engine».

Неисправности каталитического нейтрализатора

Все дело в том, что катализатор не вечен и со временем выходит из строя. Средний срок службы его составляет около 100 тыс. км. Если авто прошло такой километраж, и возникли проблемы с катализатором – это укажет на естественный износ. В таком случае слой нейтрализующих металлов с поверхности керамических сотов выгорел и выхлопные газы уже не очищаются.

Видео: Как пробить катализатор

Однако проблемы с катализатором могут возникнуть и значительно раньше. Виной тому может стать нарушенная работа системы зажигания или питания. По их вине может пройти засорение сотов сажей и другими продуктами горения, после чего работа катализатора нарушается.

Еще причиной поломки катализатора может стать некачественный бензин, особенно это проблема актуальна у нас. Часто для повышения октанового числа в бензин добавляется тетраметилсвинец. Октан он хоть и повышает, но в цилиндрах полностью не сгорает, а выходя из цилиндров – оседает на поверхности сотов блок-носителя, после чего катализатор перестает действовать.

Устранение проблем в работе

Решений проблем, возникших с каталитическим нейтрализатором – несколько. Первая и самая простая – замена катализатора на оригинальный. То есть, обращаетесь к официальным дилерам, они заказывают новый элемент, заменяют его и авто продолжает эксплуатироваться дальше.

Но в этом есть одна значительная проблема – стоимость. Сейчас производители авто поступают по-хитрому – зачастую выпускной коллектор выполнен заодно с катализатором.

А поскольку сам катализатор – не дешевый, а еще если и добавить коллектор, то и вовсе сумма за ремонт может выйти приличной.

Вторым способом решения проблемы является установка универсального катализатора. При этом восстановление работоспособности авто может обойтись значительно дешевле. Для авто подбирается определенная модель катализатора, подходящая по параметрам автомобиля. Далее неисправный катализатор вырезается из системы отвода выхлопных газов, на его место вваривается новый – универсальный.

Читайте также:  Dodge Viper RT/10 (1992): характеристики, описание, фото и видеообзор

Видео: Катализатор и пламегаситель, сравнение до и после, 0-100(120) кмч Nissan Almera N16 QG15DE

И последний способ восстановления – замена катализатора на пламегаситель. Это самый «варварский» способ.

Катализатор с выхлопной трубы вырезается, на его место вваривается пламегаситель, он же предварительный резонатор, который стабилизирует поток выхлопных газов при прохождении через него, но он никаких очистных работ не проводит. После производится перепрошивка бортового компьютера, и проблем с катализатором больше не возникает.

Катализатор автомобильный, что это такое, признаки поломки, ремонт

Катализатор – это составляющая выпускной системы автомобиля, главная задача которой заключается в снижении концентрации вредных соединений в выпускных газах. Деталь присутствует на всех машинах экологичностью Евро 3 и выше. Так, обеспечивается задержание оксидов азота, окиси углерода, углеводорода.

Повышается экологичность, безопасность транспортного средства. Выход из строя узла сопровождается многочисленными неполадками. При необходимости проводится замена или удаление.

Устройство и принцип работы каталитического нейтрализатора

Рассматривая катализатор автомобильный, что это такое, признаки поломки, рекомендуется изучить конструкцию и принцип работы. Основной составляющей является матрица – керамические или металлические соты со специальным напылением – платиноиридиевым.

Подобное устройство обеспечивает максимальное соприкосновение выхлопов с плоскостью фильтрующего элемента. А нанесенный каталитический слой способствует окислению опасных соединений, с последующим образованием СО2 и N2. Еще одна функция катализатора заключается в обработке выхлопов – снижении температуры, давления, скорости выходящих газов.

Нейтрализатор является сменной запчастью. Его срок службы достигает 100 000 – 150 000 км, при использовании качественного топлива и регулярного проведения регенераций. Но чаще происходит преждевременное засорение, что сопровождается сигналом – активацией Check Engine на панели управления.

Другие признаки неисправности:

  1. Заметно сокращается мощность машины, возникают сложности при запуске. Причина – засорение сот фильтрующего элемента, сокращение пропускной способности.
  2. Возникает ощущение, что автомобиль держат за задний бампер, что не дает ему нормально двигаться и развивать скорость.
  3. Увеличивается расход топлива. Это связано с попытками системы управления провести регенерацию – самоочистку, сопровождающуюся повышением температуры. А для этого используются дополнительные порции горючего.
  4. Меняется запах выхлопов, становится более едким, химическим.

Зачем нужен автомобильный катализатор

Такие признаки неисправности указывают на необходимость обращения к специалистам. Дальнейшая эксплуатация транспорта приведет к росту противодавления, нарушениям в работе силовой установки, капитальному ремонту.

Как работает засоренный нейтрализатор

Заполнение фильтрующего элемента – неизбежный процесс, признаки забитого катализатора появляются постепенно.

Оценивая имеющиеся неполадки, можно выделить три этапа работоспособности:

  1. Рабочее состояние – нет неполадок, отмечается хорошая пропускная способность, лампочка Check Engine не загорается.
  2. Полу рабочее состояние – сопровождается периодическим проявлением неисправности. Временами пропадает тяга, мощность, отзывчивость. Иногда возникают проблемы с запуском, плавают обороты.
  3. Нерабочее состояние – активируется аварийный режим, машина плохо заводится, а после старта глохнет.

Зачем нужен автомобильный катализатор

Если катализатор засорен, требуется замена или удаление. Выбор оригинальной запчасти не всегда целесообразен, учитывая стоимость.

Сложность конструкции и использование драгоценных металлов определяет цену – около 1000 евро за один нейтрализатор. А их в конструкции авто может быть несколько.

Как проверить катализатор

Иногда появляются не все признаки неисправности, а только некоторые из них. Сигнальная лампочка на панели также не всегда загорается.

Обычно это происходит при серьезных механических повреждениях, при износе каталитического покрытия или при проблемах с электропроводкой. В остальных ситуациях сигнал загорается и тухнет.

Поскольку дальнейшая эксплуатация наносит урон автомобилю, стоит задуматься, как проверить катализатор на забитость, не снимая.

На что обратить внимание:

  1. При средней степени засорения падает пропускная способность. Если нажать на педаль, двигатель начнет работать, поднимая обороты. При наличии неисправности процесс будет медленным, показатель не превысит более 2 000 – 3 000.
  2. Когда мотор запущен, стоит подойти к выхлопной трубе – запах выхлопов становится химическим.
  3. Приложив руку к трубе, легко заметить, что давления практически нет – выхлопы не выходят нормально.
  4. Вмятины на защитном корпусе – свидетельствуют о механических повреждениях, которые часто приводят к разрушению матрицы, фильтрующего элемента.

Зачем нужен автомобильный катализатор

Точно убедиться в засорении матрицы можно, осмотрев деталь на просвет. Но для этого потребуется ее демонтировать. Процедура сопряжена со сложностью, так как деталь находится на днище – требуется яма, подъемник. Сам процесс изъятия отличается для разных автомобилей, крепления часто прикипают.

Другие методы оценки работоспособности нейтрализатора

Проверка на противодавление – еще один метод диагностики без демонтажа. Это наиболее распространенный и простой способ, предполагающий измерение давления выхлопов, последующее сравнение показателей. Задумываясь, как проверить катализатор, нужно подготовить манометр и переходник для подсоединения.

Тонкости диагностики:

  1. Автомобиль загоняют на яму.
  2. Демонтируется первый датчик кислорода.
  3. Используя переходник, подключают манометр. В качестве переходника выбирают резиновый шланг. Важно обеспечить герметичность соединения.
  4. Запустив мотор, нужно поднять и на протяжении 15 секунд поддерживать обороты на уровне 2 500 – 3 000.
  5. В этот момент изучаются данные манометра.
  6. Проводится сравнение, оценка работоспособности.

При показателях в 0,3 кгс/см2 можно утверждать, что система исправна. Более высокие значения – до 0,35 допускаются в случае доработок, тюнинга мотора, иначе это свидетельствует о неполадках. При данных в 0,5 кгс/см2 отмечаются явные неполадки.

В сервисе используются и другие методики, позволяющие точно выявить неисправность. В распоряжении специалистов имеется специальное оборудование, позволяющее оценить состав выхлопов, выполнить диагностику мотор-тестером, провести сканирование, что дает наиболее точные результаты.

Варианты восстановления

При выходе из строя каталитического нейтрализатора нельзя просто изъять деталь, так как воздействие горячих выхлопов приведет к прогоранию остальных элементов выпускной системы. Для замены обычно используется универсальная запчасть или пламегаситель.

Преимущества установки аналога:

  • деталь обладает более простой конструкцией, что способствует снижению цены;
  • также обеспечивается очистка выхлопов, сохраняется экологичность автомобиля;
  • отличное решение для гарантийных, машин часто пересекающих границу стран, где действуют жесткие экологические нормы;

Стоит обратить внимание, что универсальный катализатор не обладает большим сроком службы, вскоре потребует замены. Эффективность работы устройства зависит от выбора модели.

Преимущества пламегасителя:

  • наиболее доступное решение;
  • срок службы детали достигает 10 лет;
  • навсегда решается проблема нейтрализатора;
  • качество топлива не влияет на работоспособность системы.

Предварительный резонатор не очищает выхлопы, он лишь обеспечивает их обработку. Поэтому снижается экологичность авто. На машинах, где используется второй датчик кислорода, необходима обманка для нормального образования топливной смеси.

Выбор оптимального варианта для замены катализатора определяется в зависимости от модели, года выпуска, характеристик, условий эксплуатации.

Что находится в катализаторах автомобилей, и почему их покупают

Из-за чего тема с автокатами набирает обороты, и зачем скупают катализаторы в специализированных пунктах скупки в любом состоянии — б/у, неисправные, битые, сломанные?

Что находится в автомобильном катализаторе

Катализатор (каталитический конвертер, нейтрализатор, КН, а в обиходе — кат, автокат, каталик) является частью выхлопной системы автомобиля.

Внешне выглядит как металлическая деталь цилиндрической формы. Закреплен за выхлопной трубой или во фланце выпускного коллектора.

Установлен в количестве от 1 штуки на каждом современном авто, а на новых БМВ, Ауди и Мерседесах может стоять до 4 катов одновременно.

Конструктивно катализатор — это корпус из стального сплава с входным и выходным патрубками. Внутри корпуса закреплены:

  • каталитически активный ячеистый блок — главная рабочая часть;
  • датчик фиксации уровня загрязненности выхлопа, достигнутого после прохождения центрального рабочего блока;
  • защитный кожух — термостойкая прокладка, которая теплоизолирует и защищает содержимое ката от встряски, трения и ударов.

Главная функция каталитического нейтрализатора — очищение выхлопных газов с целью снижения уровня токсичных выбросов в атмосферу. Действующие компоненты, за счет которого происходит очищение выхлопа, начинают функционировать при работающем двигателе.

Двигатель разогревает наполнитель ката до температуры в 300℃ и выше. Отработанные горячие газы попадают в корпус катализатора через входной патрубок. Далее газы рассеиваются по полым ячейкам, где активные элементы нейтрализуют опасные вещества.

Очищенные выхлопные газы покидают устройство через выходной патрубок, переходя в выхлопную трубу и потом уходя в воздух.

Наиболее ценная часть автоката — носитель

То, что нас интересует в разрезе ценности — это содержимое корпуса, так называемый носитель. Носитель представляет собой керамическую или металлическую ячеистую вставку, напоминающую по структуре пчелиные соты.

На стенки ячеек тончайшим слоем нанесено каталитически активное напыление, содержащее редкие и дорогие металлы платиновой группы.

Именно дорогостоящий состав напыления делает автомобильный катализатор востребованным вторичным сырьем.

Читайте также:  2010 - 2015 Kia Optima 3: характеристики, описание, фото и видеообзор

Какие есть драгоценные металлы в катализаторе

Ценными компонентами каталитического слоя являются платина, палладий и родий. Процентное соотношение химических элементов в сплаве варьируется от зависимости от происхождения катализатора:

  • Родий и палладий преобладают в напылении катов, снятых с авто с бензиновым типом двигателя.
  • Платины обычно больше в автокатализаторах, снимаемых с мощных дизельных двигателей иномарок.

Текущая цена палладия за грамм — $62.75, платины — $30.14, родия — $369.73. И хотя курсы валют и биржевые котировки на LBMA (Лондонский рынок драгоценных металлов), являющемся главным ориентиром расценок, постоянно меняются, все равно стоимость перечисленных драгметаллов в совокупности в десятки раз превышает стоимость золота.

Сколько в катах ценных металлов по весу

Катализатор — один из самых дорогих узлов автомобиля, хотя содержание ценных компонентов в напылении составляет всего 0,05-0,8% от массы самой детали. Если взять максимально усредненные значения, то получится, что в автомобильном катализаторе весом 1,2 кг на 1 килограмм веса автоката приходится:

  • платины — 1,5 г;
  • родия — 0,15 г;
  • палладия — 1,3-1,4 г.

Точные цифры назвать можно только после рентгенофлуоресцентного анализа. Производители могут ставить разные каты даже на пару аналогичных машин, оснащенных одинаковыми двигателями — выбор зависит от рынка сбыта. К примеру, автомобили, реализуемые в государствах ЕС (Австрия, Бельгия, Германия, Швеция и пр.

), оборудуются по стандартам Евро-5 и Евро-6 — более мощными катализаторами с увеличенным количеством активных компонентов. В большей степени интерес представляют устройства на основе керамических носителей, особенно из импортной керамики, поскольку процент драгметаллов в них преимущественно выше.

Металлические катализаторы по той же причине немного отстают и по цене, и по популярности на вторичном рынке.

Почему компании скупают б/у катализаторы

Ресурс автомобильного катализатора рассчитан на 100 000 — 120 000 км пробега, иногда деталь изнашивается и/или ломается раньше. После выхода из строя КН не подлежит ремонту, только замене в автосервисе. Старый кат после демонтажа обычно отдают владельцу, который может сдать деталь в пункт приема катализаторов и получить взамен определенную сумму.

Что делают с катализаторами от автомобилей

Cобранные катализаторы отправляют на заводы с целью вторичной переработки и утилизации.В процессе переработки из «начинки» отработанных деталей извлекают драгметаллы. К примеру, платину и родий отделяют выщелачиванием.

Палладий извлекают гальваникой и электродуговым нагревом с поэтапным повышением температуры до 500℃, охлаждением до 100℃ и добавлением минеральной кислоты на финише. Как видим, технологии разнообразные, но неизменно сложные и трудозатратные.

Чтобы их реализовать, необходимы навыки, профессиональное оборудование, специфические реактивы. В гаражных условиях добычей драгметаллов из отработанных автокатов заниматься нерентабельно, больше уйдет материалов, чем выйдет прибыли.

Выгоднее сдать катализатор в компанию, которая перенаправит партию на завод, занимающийся переработкой б/у катализаторов в промышленных масштабах.

продать катализаторПосмотреть контакты

Что ценного в катализаторе авто и зачем он нужен

Каждый автомобиль оснащен выхлопной системой. В современных моделях предъявляются высокие экологические требования. В них есть элементы, которые отвечают за очистку выхлопных газов.

Речь идет о такой важной детали, как каталитический нейтрализатор. Без него невозможно представить современную машину.

Однако далеко не все водители знают, что ценного в катализаторе авто, даже в том, который уже пришел в негодность.

Что такое катализатор и зачем он нужен

Каталитический нейтрализатор является устройством, располагающимся в выпускной системе. Его цель заключается в очистке выхлопных газов. Внутри этого элемента происходят химические реакции, благодаря которым в атмосферу попадает минимальное количество вредных веществ.

Но катализатор начинает работать только после того, как нагреется. При холодном пуске данный узел не функционирует.

Что ценного в катализаторе и как обманывают при его скупке

Внутренняя часть каталитического нейтрализатора имеет особую конструкцию, состоящую из металла или керамики. Визуально этот элемент напоминает собой соты из пчелиного улья. Наружное покрытие каталитического нейтрализатора содержит тонкий слой драгоценных металлов.

Именно благодаря такому напылению удается снизить уровень вредных выбросов. Выхлопные газы после реакции с драгметаллами становятся менее опасными. Для изготовления катализаторов применяются:

  • платина;
  • родий;
  • палладий.

Все они имеют высокую цену, из-за того, что их крайне мало на планете. Например, платины ежегодно добывается не более 10 тысяч килограммов, и около 70 процентов этого объема уходит на производство католических нейтрализаторов.

Вид катализатора снаружи

По этой причине многих людей привлекают такие детали как источник извлечения драгоценных металлов и получения высоких доходов.

  Lada Granta: слабые места лидера продаж на российском рынке

Как обманывают при приеме катализаторов

Бизнес по скупке отработанных каталитических нейтрализаторов развивается стремительными темпами. Не все знают, что ценного в катализаторе авто и после удаления просто выбрасывают их в мусор, хотя его можно продать и выручить за это немалые средства.

Это распространенная практика, поскольку достоверной информации о точном содержании драгметаллов внутри катализатора и их истинной ценности после завершения срока эксплуатации нет. Здесь все зависит исключительно от ситуации на рынке – спроса и предложения.

На скупках цену на катализаторы, как правило, занижают

Ошибки катализатора, которые приводят к выводу детали из строя

Существуют разные причины преждевременного выхода из строя этого узла.

Заправка некачественным топливом

Некачественный бензин может изрядно попортить нервы автовладельцу. Это связано с тем, что он не полностью сгорает в двигателе и догорает уже в выхлопной системе. Со временем это приводит к забивке сот катализатора, что влечет за собой перегрев силового агрегата.

Повышенный расход масла

Многие водители считают нормой потребление их автомобилями значительного количества горюче-смазочных материалов. Это в корне неверный подход.

Фильтры, находящиеся внутри

Из-за попадания частичек масла в выхлоп, они забивают и разрушают каталитический нейтрализатор. Керамическая пыль может попасть в двигатель, благодаря чему на стенках цилиндра появятся задиры.

Применение различных присадок

Сейчас автомагазины предлагают широкий ассортимент химии, которая якобы улучшает характеристики и устраняет незначительные дефекты в работе автомобиля:

  • снижает расход топлива;
  • уменьшает «масложор»;
  • повышает мощность мотора;
  • очищает топливную систему от загрязнений.

Не все присадки одинаково хороши для двигателя

Все компоненты присадок могут попасть в катализатор и забить его, что повлечет за собой увеличение расхода топлива, ухудшение динамики автомобиля.

Перегрев силового агрегата

Повышение температуры является одной из основных причин, почему катализатор может быстро выйти из строя. Для исключения такой неисправности необходимо тщательно следить за работоспособностью системы охлаждения, чистотой радиатора, исправностью водяного насоса и термостата.

Как проверить катализатор и понять, что он вышел из строя

Не все водители знают, как проверить катализатор авто. У каталитического нейтрализатора существуют три состояния:

  • рабочее;
  • нерабочее;
  • полурабочее.

Если катализатор работает исправно, автомобиль ведет себя аналогично и без нареканий. На приборной панели отсутствует индикация о неполадках в работе двигателя. Автомобиль можно эксплуатировать по назначению.

[totalpoll id=»5312″]

Если катализатор полностью нерабочий, автомобиль начинает дольше заводиться, глохнуть сразу после пуска. При забитом нейтрализаторе очень проблематичен вывод выхлопных газов.

Понять этот признак можно, если при старте и работе двигателя на холодную из выхлопной трубы выходит минимальное количество отработанных газов.

Первый сигнал неисправности — малое количество дыма из выхлопной трубы

Самым сложным в диагностировании является полурабочее состояние катализатора. Автомобиль начинает вести себя некорректно:

  • периодически пропадает тяга на высоких оборотах;
  • двигатель запускается хуже;
  • ухудшается реакция при нажатии на педаль газа – при упоре акселератора в пол обороты двигателя медленно растут, не достигая отсечки, из-за чего увеличивается расход топлива.

Заключение

Далеко не все водители знают, зачем нужен катализатор в авто:

  1. Это важная деталь, которая снижает количество вредных выбросов в атмосферу.
  2. Существует ряд причин, из-за которых она может выйти из строя:
  • заправка некачественным топливом;
  • повышенный расход масла;
  • применение различных присадок;
  • истечение ресурса эксплуатации узла;
  • перегрев силового агрегата.
  1. Катализатор покрыт напылением из драгметаллов и поэтому его можно сдать, получив за это деньги.
  2. Скупщики катализаторов намеренно занижают цены, чтобы выручить большую прибыль.
  3. Неисправность детали можно обнаружить по объему выхлопных газов и реакции авто при запуске.

А как вы считаете, нужен ли каталитический нейтрализатор в конструкции автомобиля, или это всего лишь необходимость соблюдения экологических требований?

Как вам статья? 

Ссылка на основную публикацию