5 способов легко открутить ступичную гайку

Откручиваем ступичную гайку своими руками

Основной элемент, который удерживает автомобильное колесо и позволяет ему вращаться, – это ступица. От исправности данной детали напрямую зависит безопасность езды. Именно по этой причине даже самые ленивые автовладельцы хотя бы раз в месяц устраивают мини-проверку ступицы: берутся двумя руками за колесо и пытаются подергать его в разных направлениях.

Наличие каких-либо посторонних звуков или люфта требуют немедленного ремонта. И тут, когда автовладелец наконец-то добирается до ступицы, может оказаться, что ступичная гайка прикипела к валу привода, и ее невозможно открутить. К счастью, данная проблема решаема, о чем мы и расскажем в сегодняшней статье.

Также упомянем, по каким причинам она может так сильно «прикипать».

1. Ступицы автомобильного колеса: как открутить ступичную гайку?

Ступица является одной из основных деталей, благодаря которой держится и вращается автомобильное колесо. Именно поэтому ступица установлена на каждом колесе.

Ступицы ведущих колес также передают на них вращательное движение, которое поступает на нее от трансмиссии. Ступичный узел может быть выполнен в двух вариантах. Первый – это когда он и полуось шруса (шарнира равных угловых скоростей) выполнены как единый целостный элемент.

Во втором варианте в ступице имеется специальное шлицевое отверстие, предназначенное для полуоси шруса.

Нетрудно догадаться, что даже торможение автомобиля осуществляется только благодаря ступицам. Именно на этой детали закрепляется тормозной барабан (или же диск, в зависимости от типа тормозной системы автомобиля).

Практически на всех современных автомобилях ступицы оснащаются специальными датчиками, которые позволяют осуществлять полноценный контроль над движением автомобиля и вовремя определять наличие неисправностей, в том числе и неисправностей ступицы.

К числу функций, которые выполняет описываемая нами деталь, относятся:

1. Фиксация и удерживание колесного диска.

2. Крепление основных рабочих элементов тормозной системы и антиблокировочной системы тормозов.

3. Вращение колес вокруг оси.

4. Передача на колеса вращающего момента.

5. Удерживание всех основных узлов автомобиля на оси.

Что же касается конструкции ступицы автомобильного колеса, то она достаточно простая. Ввиду того, какие нагрузки приходится переносить данной детали, ее саму и все основные составляющие элементы этой детали изготавливают из очень прочного металла.

Зачастую это цельнолитая заготовка из самой качественной стали, которая подгоняется по форме и размерам благодаря обработке на токарных и фрезеровальных станках. По внешнему виду это слегка округлая деталь, которая имеет внешний обод и очень сложное внутреннее отверстие.

Дополнительные отверстия есть и на ободе, которые предназначены для ввинчивания болтов и втулок, которые удерживают колесо автомобиля. Но на некоторых автомобилях вместо болтов применяются шпильки, в качестве крепления которых выступают обычные гайки.

Количество этих элементов всегда парное и может колебаться от четырех до восьми.

На внутренней части ступицы, в специальном отверстии устанавливаются ступичные подшипники. Именно они являются наиболее проблемной частью ступицы, поскольку из-за интенсивных нагрузок очень скоро выходят из строя – попросту изнашиваются и требуют замены.

Помимо этого, по причине износа ступичного подшипника, сама деталь начинает во время движения очень сильно нагреваться, что приводит к прикипанию ступичной гайки в валу привода колеса.

Как мы уже говорили, подобное явление нельзя назвать положительным, поскольку снять такую гайку, а за ней и колеса, – это очень сложная задача, требующая от водителя не только хорошей смекалки, но и физической силы.

Таким образом, одна из главных задач в эксплуатации автомобиля – не допустить износа ступичных подшипников и самой детали. Также стоит отметить, что подшипники на ступице могут использоваться разные.

Зачастую устанавливаются роликовые закрытые или же конусные, которые можно разбирать. Шариковые подшипники в этом элементе используются реже всего, поскольку они неспособны обеспечить большую площадь соприкосновения.

К счастью отечественных автомобилистов, замену подшипников можно осуществлять без замены всего привода колеса. Хотя на большом количестве иномарок устанавливаются несъемные подшипники, которые после износа приходится менять одновременно со ступицей.

Что же касается остальных причин, по которым придется откручивать ступичную гайку и снимать колесо, то их не так уж и много. Ведь сама ступица ломается очень редко, что обеспечивает прочный металл. Подобное может возникнуть только в случае серьезных механических повреждений, вызванных аварией.

В остальном же замена ступицы возможна лишь в случае неисправности подшипника, или когда износились резьбовые соединения болтов.

В таком случае первая задача автовладельца (а иногда и самая главная) – это открутить ступичную гайку. Если она сидит нормально – сделать это будет очень просто. Для этого вам понадобится лишь специальный ключ, предназначенный для откручивания ступичных гаек. Правильно он называется «вороток». Вы его сможете очень легко найти в любом автомагазине.

Оснастка воротка одевается на головку ступичной гайки, после чего ее рычаг проворачивается, и гайка постепенно начнет выходить. То ли дело, когда она прикипела к валу привода колеса. В таком случае вы можете потратить очень много времени, но гайка останется на том же месте.

В таком случае, кроме воротка, придется подготовить еще несколько инструментов и позвать на помощь друга, иначе у вас не получится снять колесо.

2. Что нужно, чтобы открутить прикипевшую ступичную гайку?

Вороток не нужно откладывать в сторону, поскольку он был и будет главным инструментом для откручивания ступичной гайки. Но кроме него, вам еще понадобится:

1. Труба небольшого диаметра, но изготовленная из прочного металла. Примерная длина – около метра.

2. Очень мощная и прочная головка на 30 (обязательно наличие в ней отверстия).

3. Небольшой лом или удлинитель.

4. Газовая горелка (автоген) – может понадобиться для разогревания гайки.

Зачастую использовать одновременно все эти инструменты не приходится. Но поскольку мы не знаем, насколько прочно засела ваша гайка, то собираемся озвучить все возможные варианты выхода из сложившейся ситуации.

3. Методы и порядок откручивания ступичной гайки

Начнем с наиболее простой ситуации, когда ступичная гайка просто не поддалась вам с первого подхода. В таком случае необходимо использовать тот же вороток, а также заранее подготовленную трубу. Благодаря ней вы сможете приложить к гайке силу больше в несколько раз той, которую вы прикладывали к рукоятке воротка. Действовать необходимо следующим образом:

1. Ставим автомобиль на ручник, чтобы он в процессе работы не сдвигался с места.

2. Надеваем головку воротка на головку необходимой нам ступичной гайки. Очень важно, чтобы они максимально плотно подходили друг к другу. В противном случае вороток будет спрыгивать с гайки. Надеть вороток необходимо так, чтобы рукоятка находилась практически параллельно земле (возможно, немного выше параллели).

3. На рукоятку воротка надеваем трубу.

4. Пытаемся руками нажать на трубу с максимальным усилием, буквально навалившись на нее всем весом тела. Если при этом гайка ни на миллиметр не прокрутилась, можете попробовать даже встать на трубу.

Но при этом важно, чтобы соединение воротка и головки ступичной гайки контролировал еще один человек, поскольку если вороток начнет соскальзывать, есть большая вероятность того, что своим весом вы просто отломаете головку гайки.

Данный способ очень часто не срабатывает еще и по той причине, что нажатия на рукоятку не выдерживает сам вороток. Такое возможно, если ступичная гайка буквально намертво прикипела к валу привода.

Если сломался вороток, придется заменить его на головку на 30 с отверстием, в которое можно просадить лом. Очень важно подобрать головку максимальной крепости, чтобы с ней не произошло то же, что и с воротком.

В остальном же порядок откручивания ступичной гайки будет тем же: одеваем на гайку головку, вставляем в нее лом и пытаемся провернуть ее хотя бы чуть-чуть.

Если неудача постигнет вас и на этот раз, останется применить еще один метод откручивания прикипевшей ступичной гайки. Заключается он в применении газовой горелки, или же автогена.

Здесь используется очень простой принцип: в результате нагревания расширится металл, и это позволит намного легче выкрутить гайку. Единственный минус этого метода – возможность повредить колесо и его детали.

Особенно аккуратно необходимо относиться к колесным дискам, на которых могут остаться следы от нагревания. Поэтому в процессе работы их необходимо чем-то прикрыть.

Надеемся, что после этого вам все же удастся снять колесо с автомобиля и добраться до ступицы и ее подшипников. Стоит только отметить, что после откручивания гайки ни в коем случае нельзя сдвигать с места автомобиль, поскольку это может привести к серьезным повреждениям незакрепленного привода.

Источник: https://auto.today/bok/3607-kak-otkrutit-stupichnuyu-gayku.html

Гайка ШРУСа, как открутить, в какую сторону и почему не откручивается, обзор типов и видов гаек

Шлицевое соединение наружного ШРУСа – ответственный узел. Именно эта деталь несет на себе нагрузку крутящего момента. Немудрено, что гайка гранаты, которая удерживает плавающую полуось в ступице ведущего колеса, не должна самостоятельно откручиваться.

Есть много способов фиксации резьбы:

Перед откручиванием ступичной гайки желательно прочитать инструкцию по регламентному обслуживанию вашего автомобиля. Там указан способ фиксации, направление резьбы и другие нюансы.

  • Изменение геометрии гайки (одна сторона овальной формы). Тот, кто неоднократно откручивал такую гайку, видел, что резьбы постепенно приходит в негодность;
  • Кернение после затяжки. Для сменных узлов такое решение не подходит, поскольку при этом портится винтовая часть. Тем не менее, многие производители автомобилей именно таким способом фиксируют ступичную гайку, чтобы она не открутилась при движении;
  • Шпилька. Самый надежный способ фиксации. Гайка не отворачивается самостоятельно, при этом не портится резьба. Почему-то не все конструкторы машин используют этот нехитрый способ;
  • Фиксатор – «буртик-проточка». Распространенный метод, более надежный чем кернение, но губительный для резьбы. На резьбовом соединении полуоси выполняются продольные проточки (одна или две). Гайка ШРУСа имеет такое же количество буртиков, которые загибаются в проточки после затяжки. Вывернуть гайку, не повредив резьбу, практически невозможно;
  • Разнообразные краски-фиксаторы, клеевые составы. На ступичных соединениях не применяются.

Поскольку соединение находится в неблагоприятных условиях (особенно, если утерян колпачок-пыльник) гайка с первого раза не откручивается. Неопытный водитель впадает в панику, начинает крутить гайку не в ту сторону, применяет насадки на ключ в виде метровой трубы, и в результате рвет резьбу. Последствия – вынужденная замена еще живого ШРУСа.

Как открутить ступичную гайку, не испортив резьбовое соединение

В первую очередь, запаситесь качественным инструментом. Обычный гаечный ключ для сантехнических работ не подходит, хотя многие автовладельцы упорно применяют их для ремонта ШРУСов (размер тот же, а стоимость инструмента ниже). Рожковый ключ можно применить лишь для откручивания уже «подорванной» гайки, так действительно удобнее.

Для ступицы (ШРУСа) применяется только накидная головка. Торцевая насадка может быть литой или штампованной (второй вариант дешевле), и в точности соответствовать размеру гайки. Если вы «слижете» грани, используя инструмент с люфтом – будете работать болгаркой, и со ШРУСом придется распрощаться.

  • Тщательно очистите поверхность от коррозии и грязи. Если используется пара «шлиц-буртик», надо выковырять все, что находится в отверстиях;
  • Обработайте соединение проникающим составом для закисшей резьбы. Например, жидкостью WD-40, или обычным керосином. Возможно, придется «замочить» резьбу на несколько часов;
  • Удалите все фиксирующие приспособления;
  • Установите накидную головку на гайку, и попробуйте провернуть ее, используя рычаг. На этом этапе лучше не применять рукоятки с трещотками, можно повредить механизм;
  • После «подрыва», гайку можно откручивать любым ключом, которым будет удобнее.

Выбросьте старую гайку и шпильку. Очистите резьбовое соединение от ржавчины и следов фиксирующих составов.

Как открутить гайку ШРУСа, если применен фиксирующий буртик

Именно такой способ фиксации чаще всего приводит к «слизыванию» резьбы. ВАЗоводы знают, о чем речь. Неопытный мастер, обрадовавшись легкому ходу гайки, испортит вашу гранату за 2-3 оборота ключа.

Для правильного разфиксирования необходим специальный пробойник, в точности соответствующий размеру буртика-шлица. Их не сыщешь днем с огнем, поэтому разумно изготовить полезный инструмент самостоятельно. Например, из старого напильника. С его помощью можно открутить гайку, сохранив резьбу на полуоси.

Что делать, если гайки не откручиваются?

Вы сняли фиксаторы, «отмочили» ржавчину, купили ключ с рычагом 1 метр, а дело не идет? Есть проверенные способы, как открутить гайку без болгарки.

  • Обратное вращение. Иногда достаточно сначала стронуть гайку в сторону закручивания, и процесс пойдет;
  • Обстукиваем гайку. Небольшим молотком (лучше латунным или медным) надо обстучать грани;
  • Нагрев. Газовая горелка или паяльная лампа – практически 100% гарантия успеха за счет расширения металла. В электрифицированном гараже можно воспользоваться строительным феном. Греть не менее 5 минут.

Не стоит впадать в панику, бить кувалдой по ключу, резать ступицу болгаркой. Ржавчина на резьбе – не сварка. Соединение все равно остается разъемным, просто требуется немного терпения.

Источник: https://SwapMotor.ru/tehnicheskoe-obsluzhivanie/gajka-shrusa.html

В какую сторону откручивается и закручивается гайка?

Кто знает — подскажите: Взял у знакомого болгарку (Интерскол). Вставляю круг, под гайку подкладываю прокладку. Как положено затягиваю гайку. Включаю — И — Гайка тут же начинает откручиваться. Особенно быстро — после того как выключаю болгарку. С чем это связано?

Подробнее: www.MasterGrad.com

Про гайки, с внутренней резьбой, можно сказать, что, в основном они закручиваются по часовой стрелке, а отвинчиваются- откручиваются, против ее. В зависимости от того, какая на этой гайке резьба (правая или левая), будет понятно в какую сторону откручивать гайку.

Подробнее: vashyuriskonsult.

ru

1 Есть много способов фиксации резьбы:2 Как открутить ступичную гайку, не испортив резьбовое соединение3 Как открутить гайку ШРУСа, если применен фиксирующий буртик4 Что делать, если гайки не откручиваются?Шлицевое соединение наружного ШРУСа – ответственный узел. Именно эта деталь несет на себе нагрузку крутящего момента. Немудрено, что гайка гранаты, которая удерживает плавающую полуось в ступице ведущего колеса, не должна самостоятельно откручиваться.

Среди разъемных соединений резьбовое занимает первое место как по распространенности, так и по надежности. Однако на практике много случаев, когда развинтить резьбовую пару оказывается не просто.

Причины, по которым не удается открутить прикипевшую гайку (болт).

Существует несколько причин, по которым разобрать это простейшее соединение может оказаться затруднительно или вовсе невозможно:

1 Почему ржавую гайку трудно открутить2 Каким инструментом лучше пользоваться3 Техника безопасности4 Как открутить заржавевшую гайку5 Видео: как выкрутить сорванный болт и прикипевшую гайку Намертво прикипевшая гайка, это распространенная проблема. С ней часто сталкиваются автомобилисты, сантехники, велосипедисты и слесари. На то, чтобы открутить заржавевшую гайку, всегда затрачивается много сил и времени.

Подробнее: howtogetrid.ru

Заржавевшая и оттого не желающая откручиваться гайка — проблема, которая нередка для автомобилистов, слесарей, сантехников, велосипедистов.

Деталь застревает на месте будто намертво. Чтобы ее расшевелить, порой уходит слишком много сил и времени.

Мы же познакомим вас с несколькими способами, которые расскажут, как открутить заржавевшую гайку быстро и с минимумом усилий.

https://www.youtube.com/watch?v=JFC65TjhJ5A

На первый взгляд проблема, как поменять колесо на машине, не кажется сложной. Однако здесь, как и в любом многоэтапном процессе, есть свои стадии, нюансы и необходимые инструменты. Бывалые автомобилисты, конечно, знают, как открутить колесо у машины и поменять его, в то время как начинающие водители только приобретают навыки для решения данной задачи.

откручиваю большой головкой с дыркой под лом(в грузовиковых магазинах продаётся) если не идет небольшим ломом использую торсион от кабины камаза(его точно не сломаешь и не согнешь).

Центрую головкой не помню на сколько,но по шлицам она почти в скользящую заходит а на валу конус в который она упирается.

Перед тем,как снять маховик рекомендую открутить и передний болт,ибо он очень часто откручивается не легче задней гайки.

Подробнее: forum.rotarycars.ru

Ремонт автомобиля это постоянная работа с откручиванием и закручиванием болтов, гаек, винтов, шпилек и т.д.

Иногда чтобы открутить одну гайку или болт уходит уйма времени,особенно если он расположен неудобно,да ищё и заржавел.

В основном мы сами делаем себе проблемы,так как ленимся взять подходящий инструмент,который лежит на соседней полке,куда то вечно торопимся и вследствии чего срываем грани на гайках и болтах.

Подробнее: www.LadaTuning.net

Подшипник ступицы 23 36k 0 Ступица 46k 1 Многие согласятся с тем, что откручивание ступичной гайки относится к таким занятиям, которыми можно наказывать в судебном порядке, слишком уж это неудобно, тяжело даже физически сильному человеку со всем необходимым набором инструментов.

Тем не менее, раз не всегда есть возможность выбрать наиболее легкий (вариант Первый, он же Главный!) — отправка авто на СТО, где не только открутят её но и произведут последующий ремонт. Тогда придется самостоятельно разобраться с поставленной задачей, причем применив как можно более легкий и результативный способ.

На 1-ый взор неувязка, как поменять колесо на машине, не кажется сложной. Но тут, как и в любом многоэтапном процессе, есть свои стадии, аспекты и нужные инструменты. Опытные автомобилисты, естественно, знают, как открутить колесо у машины и поменять его, в то время как начинающие водители только получают способности для решения данной задачки.

У меня гайка откручивается в сторону вращения , так и должно быть ? А голову включить? Если бы было наоборот, то при работе затяжка гайки ослабевала бы. Ручка при том, что режешь ты «на себя», это удобно, т.к. искры летят не на тебя, но опасно.

The eagle never lost so much time as when he submitted to learn of the crow. William Blake The owls are not what they seem. David Lynch Never let the truth spoil a good story. Bill Wyman 0 Наверх of the page up there ^ #6   Велозакамск  Отправлено 19.08.

2015 — 23:12 рядовой пользователь Группа: Пользователи Сообщений: 123

Вам понадобится: Болты, гайки Гаечные ключи разных размеров Пассатижи Смазочные материалы (солидол и т.п.

) #1 Напоминаем, внутренняя поверхность гайки (где нанесена резьба), должна совпадать по размеру с диаметром болта.

0 комм.     Итак. Картриджная каретка достаточно надежный узел и частого обслуживания не требует. Собственно все обслуживание, которое можно произвести — это заменить каретку на новую. Да и это, в большинстве случаев, требуется крайне редко. Впрочем, поскольку вы читаете этот текст, случай как раз ваш — каретку нужно открутить.

Еще по теме: Lada последние новости

Источник: http://www.chsvu.ru/v-kakuyu-storonu-otkruchivaetsya-i-zakruchivaetsya-gajka/

Ваз гайка ступицы

ГлавнаяВаз 2110Ваз гайка ступицы

Содержание статьи

Вопрос, как открутить гайку ступицы ваз 2110, возникает редко, но чаще всего в ответах звучит слово «трудно», и это не случайно.

Оказывается, что иногда приходится прилагать титанические физические усилия, чтобы выполнить нужные манипуляции.

Некоторые автолюбители додумались для решения вопроса, как открутить гайку ступицы ваз 2110, применять смелые и необычные методы демонтажа. И оказывается неординарных подходов для ремонта великое множество!

ВАЗ 2110

Где посадочное место гайки ступицы

Если ремонтные работы проводятся в исключительных случаях, то вопрос, как открутить гайку ступицы ваз 2110, чаще всего возникает у новичков автомобильного мира, и им также придется разобраться, где находится данная деталь, и почему она получает повреждения.

Отметим, что действительно редко в процессе ремонта ходовой части автомобиля мастера обращают внимание на состояние ступичного подшипника, ведь многие считают, что изделие не требует особого ремонта и контроля.

И вот такой забытый и заброшенный элемент в момент решения, как открутить гайку ступицы ваз 2110, отвечает за все свои обиды и не желает добровольно откручиваться, кажется, что все крепления намертво прикипели. И потом каждый второй думает, откуда же взять неимоверные физические силы для проворачивания нужной гайки.

А еще очень важно использовать нужные инструменты. Выбор падет на ложных или слабых помощников, тогда выхода два – они будут либо сломаны, либо бесполезны. Так что же лучше выбрать в плане инструментария?

Посадочное место гайки ступицы

Как открутить гайку ступицы ВАЗ 2110 и какие нужны инструменты

  • Обязательно понадобится торцевой ключ с имеющимся воротком на 34 дюйма. Проверено многими автолюбителями, которые в практике осознали, как открутить гайку ступицы ваз 2110.Торцевой ключ с имеющимся воротком
  • Набор мощных отверток, они необходимы и для «простукивания», «внедрения» в узкие части посадочных мест креплений и для работы с гайкой.Отвёртки
  • Железная труба, которая способна исполнить роль опоры и простого рычага. Как говориться, в процессе ремонта придется вспомнить уроки физики.Железная труба
  • Купите смазку WD-40, она способна хоть немного облегчить труд мастера и дать хоть небольшую надежду, что быстро все пройдет и как открутить гайку ступицы ваз 2110 станет уже понятно в удачно выполненном процессе работы.Смазка WD-40
  • Для полного курса процесса, его завершения рекомендуется еще подготовить наждачную бумагу, молоток мощный, быть может, поможет облегчить откручивание керосин, вода и другие жидкости.Наждачная бумага

Причины, по которым стоит приступать к откручиванию гайки ступицы ваз 2110

Основная причина – неисправность ходовой части автомобиля, и промедления не приветствуются. Возникшие неполадки провоцирует проблемы с гайкой ступицы. Если она повреждена, то автомобиль будет водить со стороны в сторону во время движения, а колесо будет как бы держаться слабо, расшатываться.

Представьте, что вдруг сложилась ситуация: в дороге без особых условий пришлось менять колесо, все делалось в спешке, поэтому были допущены ошибки. К чему это может привести? Срыв резьбы и расшатывание болтов, то есть крепления приходят в негодность, значит, надо думать, как затягивать гайку ступицы ваз 2110 и стоит ли покупать новую.

Замена колеса

Первоначально надо будет извлечь подшипник со ступицы и хорошенько его рассмотреть. Проверяем, если он спокойно возвращается на свое место, плотно укладывается, то деталь можно не менять.

А бывает ситуация наоборот, все комплектующие изношены, поэтому имеет место люфт, а он нежелателен в месте нахождения подшипника, тогда не обойтись решением вопроса, как затягивать гайку ступицы ваз 2110, надо будет предпринять более решительные действия.

Ни в коем случае нельзя передвигаться на машине с разболтанным колесом.

Привычный алгоритм, как открутить гайку ступицы ваз 2110

  1. Машина отправляется на поточный ремонт, хорошо фиксируется ее корпус на брусках, ставится на противооткатные упоры, если имеется в этом необходимость. Еще один из вариантов подготовки автомобиля – это применение стояночного тормоза, а также включение первой передачи. Но в этом случае для фиксации транспортного средства нужен «башмак».

    Противооткатные упоры

  2. Первоначально необходимо без особых проблем снять колпак ступицы. Стоит присмотреться, на самой гайке имеется буртик, его следует немного отжать либо отверткой или зубилом. А потом применяется двойной захват при помощи головки на 30 и длинного воротка. Но они должны быть надежными, ведь придется в первый раз применить силу.

    Снятие колпака ступицы

  3.  Очень аккуратно и постепенно откручиваются колесные гайки колеса, и оно в итоге снимается, освобождая доступ к ступице. Применить рекомендуется ключ на 17. Итог ремонта, применить на практике знания в вопросе, как затягивать гайку ступицы ваз 2110.
  4. Ведутся работы с тормозным суппортом, его необходимо аккуратно при демонтаже подхватить и подвесить на корпусе, чтобы имеющиеся шланги не имели загибов и надломов. Будут с трудом поддаваться крепления, тогда примените WD-40. При этом не забудьте применить удобную отвертку, чтобы поработать с тормозными колодками, их разжать и развести в стороны.
  5. Мощной отверткой или ключом на 12 снимается тормозной диск, и постепенно подкрадываемся к основному полю деятельности, принимая решение, как открутить гайку ступицы ваз 2110, выполнить с ней все необходимые процедуры.

    Снятие тормозного диска

  6. Ведутся работы с подшипником ступицы, и подходим к шаровой опоре, с нее необходимо снять все крепления. В определенный момент будет необходимо выполнить выпрессовку рулевого наконечника, он извлекается с поворотного рычага. После выполненных работ уже пытаемся выбить гайку ступицы с ее посадочного места. Рекомендуется на первых пора применить головку на 19.

    Работы с подшипником ступицы

  7. Далее начинается кропотливая и мелкая работа, когда важно обнаружить и достать защитное кольцо изделия, оно устанавливается в специальной нише, чтобы не пропускать грязь. Сидит кольцо плотно, поэтому надо проявить смекалку, чтобы его извлечь из специальной ниши. Если все выполните верно, то думайте уже о том, как затягивать гайку ступицы ваз 2110, скоро уже к этому моменту подойдете.

    Расконтриваем гайку ступицы

  8. Проводим Визуальный осмотр детали. Для этого изделие готовится к проверке, то есть снимается имеющийся слой грязи и смазки. Вполне спокойно можно применить наждачную бумагу. Проверяйте поверхность детали на трещины, сколы, царапины, признаки износа.
  9. Итоговый момент – обработка поверхностей и установка ступицы на ее место, проверка правильности креплений, оценивается, как затягивать гайку ступицы ваз 2109 удалось хорошо или плохо. И все действия выполняются в обратном порядке.

Таким образом, оказывается, что как затягивать гайку ступицы ваз 2109 понять несложно, а вот на практике может вылезти масса сюрпризов.

Вот тогда и придется включить смекалку, лавируя в потоке ремонта, выбирая только верные решения.

Например, некоторые разогревают гайку паяльником, в итоге металл под воздействием температуры расширяется, и ржавчина словно разрушается. И есть шанс раскрутить закисший крепеж.

А вы с какими форс-мажорами столкнулись, когда выполняли работу и думали, как затягивать гайку ступицы ваз 2109, как подбирать ключи к демонтажу?

Источник: http://www.allanda-auto.ru/vaz-2110/vaz-gajka-stupicy.html

Как открутить гайку ступицы

Многие согласятся с тем, что откручивание ступичной гайки относится к таким занятиям, которыми можно наказывать в судебном порядке, слишком уж это неудобно, тяжело даже физически сильному человеку со всем необходимым набором инструментов.

Тем не менее, раз не всегда есть возможность выбрать наиболее легкий (вариант Первый, он же Главный!) — отправка авто на СТО, где не только открутят её но и произведут последующий ремонт.

Тогда придется самостоятельно разобраться с поставленной задачей, причем применив как можно более легкий и результативный способ.

В какую сторону откручивается ступичная гайка

Да, очень может быть, что вы один из счастливчиков, которые не будут нуждаться в дополнительных усилиях, так как проблема с откручиванием гайки ступицы может заключаться просто в выборе неправильного направления.

Итак, берем вороток и, когда ваше авто далеко не новое, попробуйте, если гайка не контрится, на левом колесе — откручивать гайку против часовой стрелки, а на правом, — по часовой стрелке. В современных марках обычно и слева, и справа надо откручивать ступицу против часовой стрелки.

Прежде чем приступать к откручиванию гайки ступицы, не забывайте, что она срывается, когда машина стоит на колесах, а под ними разместить упоры, надежно зафиксировать.

Хотя если гайка расположена глубоко, а тормозной диск винтелируемый, то можно пытаться откручивать (зафиксировав мощной отверткой) и так, только так же убедившись, что машина надежно подстрахована.

Помните и о личной технике безопасности: защищайте глаза, не усердствуйте излишне, ведь в кураже-задоре можно случайно пораниться или испортить кузов автомобиля.

К сожалению, в большинстве случаев недостаточно применить вороток с большим рычагом, приходитися использовать дополнительные инструменты, специальные смеси. Рассмотрим остальные варианты.

Самый легкий способ открутить/сорвать гайку ступицы

Наиболее легким способом можно считать следующий, но он предполагает полную замену гайки. Не переживайте, любой метод не гарантирует сохранность этой детали. Чтобы легко открутить либо сорвать гайку ступицы (вариант для всех марок — от ВАЗ до иномарок, где на валу есть канавка), нужно взять:

  • Новую гайку.
  • Дрель или шуруповерт.
  • Сверло до 3 мм.
  • Зубило.
  • Молоток.

Процесс.

  1. Сверлить гайку нужно вдоль канавки для расконтрирования.
  2. С помощью зубила и молотка просто разбиваем гайку и снимаем ее с последующей заменой.
  3. Если выбрасывать гайку не представляется возможным, тогда придется попотеть — и в прямом смысле слова тоже.

Но попробуем применить более-менее простые методы.

Как отвернуть ступичную гайку — деликатный способ

Что нужно:

  • Трубчатый торцевой гаечный ключ — «вороток». Инструмент должен быть изготовлен из высокопрочной стали.
  • Мощная отвертка.
  • Железная труба.
  • WD-40.
  • Металлическая щетка.

Процесс.

  1. Очищаем резьбу от загрязнений, используя щетку с металлической щетиной. Теперь следует пропитать ступичную гайку проникающей смазкой. Например, WD-40.
  2. Пропитываем проникающей смесью ступицу. На 10-15 минут можно передохнуть, а затем следует надеть на гайку головку от ключа и несколько раз ударяем по ней молотком, постепенно повышая силу удара. Только не переусердствуйте: смысл данного действия в том, чтобы произвести небольшую деформацию гайки, за счет этого снять ее будет легче. И сразу после ударов следует попытаться открутить ступичную гайку на ВАЗ или машине другой марки.

Снять гайку с авто: силовой способ

Что нужно:

  • Рычаг из трубы (длина не менее полутора метров).
  • Мощный торцевой ключ (450 мм.).
  • Головка соответствующего размера.

Процесс.

  1. Насаживаем головку ключа на гайку ступицы, вставляем вороток и насаживаем трубу на ручку. Понемногу увеличивая прилагаемые усилия, отворачиваем деталь.

Откручивание ступичной гайки на ВАЗ: «жги, бей и крути!»

Теперь рассмотрим способы, которые могут быть единственно эффективными в вашем случае, но от этого они не менее радикальные, даже варварские.

Сильные удары молотом

Бьешь по ступице — бьешь по подшипнику! Если будете осуществлять замену, тогда — вперед! Если же дорожите подшипником, избегайте этого способа.

Использование горелки

Гарантированно сработает закон физики, и тело (читай: гайка ступицы) будет расширяться. А это существенно облегчит снятие упрямой детали.

Есть одно «но»: разогревается не только эта одна деталь, но и все остальное, в области действия горелки. Например, подшипник. А этого лучше не допускать.

В качестве более щадящего варианта можем предложить использовать паяльник и… терпение. Оно вам понадобится.

Прыжки на рычаге

«Метод» таит в себе опасность неожиданного срыва детали, поломки рычага и так далее. Просто не делайте так.

Берете зубило, делаете зарубки на гранях

Увеличение диаметра, конечно, делает ступичную гайку непригодной для дальнейшей эксплуатации, зато ее легко будет отвернуть.

Химичим

Сейчас рассмотрим способы для тех, кто не полагается на помощь физики, а хочет решить проблему с помощью химии. В вашей лаборатории должно быть: керосин, уайт-спирит, подкисленная серная кислота, цинк, пластилин, молоток, вода, наждачная бумага, гаечный ключ, зубило.

Процесс.

Керосином (бывалые рекомендуют сделать смесь из Уайт-Спирита и керосина) смачиваем гайку и болт, прикладывая к ним тампон, без разницы, ватный или марлевый.

Спустя некоторое время — от часа до суток, и при повторных попытках, вы можете обнаружить, что ступичную гайку удается легко открутить.

Но и тут без силы не обойтись: как минимум, вам наверняка придется поработать наждачной бумагой, чтобы очистить детали от ржавчины. Если же и после этого дело не идет, следует помочь молотком: постучите им по граням гайки ступицы.

Если же и в этом случае вы не добились успеха, сделайте небольшую емкость из пластилина, закрепите сверху ступичной гайки, налейте туда воды с серной кислотой, положите в емкость цинк. Начинается химическая реакция, которая очень хорошо справляется с ржавчиной.

Обычно хватает суток, чтобы даже запущенная коррозия отпустила деталь. Довершите дело гаечным ключом.

Но такой метод справедлив лишь в том случае, когда причина того, что гайка намертво прикипела и/или приржавела, а если же элементарно её перетянули, пренебрегая требуемым моментом затяжки (дабы «наверняка»), то нужно лишь курочить её.

Будем очень рады, если статья помогла вам облегчить и ускорить процесс снятия ступичной гайки!

Как видите, откручивание ступичной гайки — дело непростое, но вполне решаемое. Обратите внимание на то, что для начала стоит попытаться сохранить ступичную гайку, применяя проникающие жидкости типа вэдешки.

Физические усилия по скручиванию ступицы должны быть умеренными.

И, конечно, стоит воздержаться от сильных ударов и раскаления горелкой, как способов, способных привести в негодность не только гайку, но и подшипник.

Источник: https://etlib.ru/blog/619-kak-otkrutit-gajku-stupitsy

Источник: http://auted.ru/base/Kak-otkrutit-gayku-stupitsy-2470

Своими руками: как открутить прикипевшую гайку?

КАКОЙ автомобиль купить новичку, какой покупать автомобиль.КАКОЙ автомобиль купить новичку, какой покупать автомобиль.

Какой автомобиль купить новичку Когда долгожданные водительские права наконец-то получены, наступает самый приятный и волнительный момент — покупка автомобиля.

Автопром наперебой предлагает покупателям самые навороченные новинки и неискушенному водителю очень сложно сделать правильный выбор. А ведь часто именно от первого …

КАК выбрать машину, Покупка и продажа.КАК выбрать машину, Покупка и продажа.

Как выбрать машину Сегодня рынок предлагает покупателям огромный выбор машин, от которого просто разбегаются глаза. Поэтому прежде чем купить автомобиль, стоит учесть много важных моментов. В итоге, определившись с тем, что именно вы хотите, вы сможете выбрать авто, которое будет …

Самая дешевая машина в мире – ТОП-52018-2019годаСамая дешевая машина в мире – ТОП-52018-2019года

Кризисы и финансовая ситуация не слишком располагают для покупки нового автомобиля, тем более в 2017 году. Только ездить приходится всем, а покупать автомобиль на вторичном рынке готов не каждый. На то есть индивидуальные причины — кому происхождение не позволяет ездить …

Рейтинг самых продаваемых автомобилей 2018-2019 модельного годаРейтинг самых продаваемых автомобилей 2018-2019 модельного года

Со времен первого парового движущегося устройства Кагнотона, созданного в 1769 году, автомобилестроение шагнуло далеко вперед. Разнообразие марок и моделей в настоявшее время поражает воображение. Техническое оснащение и дизайн удовлетворят потребности любого из покупателей. Покупаемость той или иной марки, самый точный …

Какие машины угоняют в Москве чаще всего?Какие машины угоняют в Москве чаще всего?

За последний 2017 год самые угоняемые машины в Москве – это Toyota Camry, Mitsubishi Lancer, Toyota Land Cruiser 200 и Lexus RX350. Абсолютный лидер среди угнанных машин – это седан Camry. Он занимает «высокое» положение даже, невзирая на то, что …

ВЫБИРАЕМ автомобиль: «европеец» или «японец», Покупка и продажа.ВЫБИРАЕМ автомобиль: «европеец» или «японец», Покупка и продажа.

Выбираем автомобиль: «европеец» или «японец» Собираясь приобрести новый автомобиль, автолюбитель несомненно столкнется с вопросом о том, что же предпочесть: левый руль «японца» или правый – законный – «европейца». …

Какие машины угоняют чаще всегоКакие машины угоняют чаще всего

К сожалению, количество угнанных машин в России со временем не снижается, только изменяются марки угоняемых авто. Трудно точно определить список самых угоняемых авто, так как каждая страховая компания или статистическое бюро имеют свою информацию. Точные данные ГИБДД о том, какие …

Какой хэтчбэк Гольф-класса выбрать: Astra, i30, Civik или всё-таки GolfКакой хэтчбэк Гольф-класса выбрать: Astra, i30, Civik или всё-таки Golf

Центральные фигуры Местные гаишники не показывают никакой реакции на новый «Гольф». По наблюдениям, им куда больше нравится броская «Хонда» (по всей видимости, редкая на Украине). К тому же традиционные пропорции «Фольксвагена» настолько удачно прячут обновленную кузовную платформу, что обывателю трудно …

Рейтинг надежных машин 2018-2019 годаРейтинг надежных машин 2018-2019 года

Надежность, безусловно, является наиглавнейшим требованием к автомобилю.

Дизайн, тюнинг, любые «навороты» – все эти ультрамодные ухищрения по степени своей важности неизбежно меркнут, когда заходит речь о надежности транспортного средства.

Машина должна служить своему владельцу, а не доставлять ему проблемы своими …

Самые угоняемые автомобили Москвы в2018-2019годуСамые угоняемые автомобили Москвы в2018-2019году

Рейтинг самых угоняемых машин в Москве остается почти неизменным в течение нескольких лет. Ежедневно в столице угоняется около 35 автомобилей, причем 26 из них являются иномарками. Самые угоняемые марки По сведениям портала «Прайм Страхование» наиболее угоняемые машины 2017 года в …

Источник: http://AvtoMotoSpec.ru/poleznoe/kak-otkrutit-prikipevshuyu-gajku.html

Как открутить прикипевший болт или гайку?

Среди разъемных соединений резьбовое занимает первое место как по распространенности, так и по надежности. Однако на практике много случаев, когда развинтить резьбовую пару оказывается не просто.

Причины, по которым не удается открутить прикипевшую гайку (болт)

Существует несколько причин, по которым разобрать это простейшее соединение может оказаться затруднительно или вовсе невозможно:

  • деформация резьбы или деталей соединения, например, при сильном ударе;
  • закручивание не по резьбе с прикладыванием значительного усилия — в этом случае между поверхностями деталей существенно возрастает трение (эффект может усугубиться за счет воздействия внешних факторов);
  • окисление поверхностей деталей соединения, образование на них слоя ржавчины;
  • диффузия материалов между деталями соединения.

Последние две причины прекрасно знакомы практически каждому, в особенности автомобилистам.

Проблема в том, что шпильки, болты и гайки чаще всего выполняют из углеродистой стали.

При длительном контакте с водой и кислородом воздуха (такому воздействию постоянно подвержены, например, болты на колесе) эти вещества проникают в мельчайшие зазоры, в том числе и между деталями резьбового соединения.

В результате железо окисляется, образуется слой ржавчины, который увеличивает трение. Потребуется огромное усилие, чтобы сдвинуть детали с места (нередко величина превосходит показатели прочности болта, и он разрушается).

Конструкторы стараются не допускать таких неприятностей, применяя для соединений детали с защитными покрытиями или изготовленные из нержавеющих сталей. Но и это срабатывает не всегда. Если болт и гайка подвергаются тепловому воздействию (примером могут служить детали на глушителе) защитные покрытия могут нарушиться, коррозионные процессы ускоряются.

Имеет место и процесс диффузии (взаимного проникновения) материалов, детали образуют монолит, разобрать который становится сложно (с таким явлением нередко сталкиваются те, кто пытается открутить болт на коленвале).

Как открутить прикипевший болт (гайку) — основные методы

Чтобы справиться с такой задачей применяют несколько методов. Их можно условно разделить на

  • механические;
  • физические;
  • химические.

Механические методы

К ним относятся методы, которые позволяют разобрать резьбовое соединение за счет приложения механических усилий:

  • применение накидных ключей и торцевых головок вместо рожковых ключей;
  • использование рычага для увеличения усилий;
  • воздействие с переменным направлением силы;
  • акцентированное воздействие (кратковременное приложение значительного усилия или усилий в определенных точках);
  • ударное разрушение слоев окислов и ржавчины.

Рожковый ключ охватывает всего три грани гайки или головки болта. Кроме того, между ним и гранями остается некоторый зазор. В этом случае, приложить достаточное усилие для отвинчивания может оказаться проблемой — ключ может сорваться и «слизать» грани. Накидной ключ или торцевая головка охватывают все грани, что позволяет приложить большее усилие.

Для увеличения усилия можно воспользоваться рычагом – нарастить длину рукояти. При этом остается опасность зализать грани или разрушить детали крепления. Повредить можно и те детали, которые были соединены резьбовой парой.

Нередко открутить прикипевшую или приржавевшую гайку помогает смена направления – прежде чем развинтить соединение, его пытаются завинтить. Воздействие сил попеременно в разных направлениях разрушает слои ржавчины, давая ход деталям соединения.

Пример приложения кратковременно значительной силы дает метод, использующий зубило и молоток. На грани делают насечку, упирают в нее зубило (направляя его по ходу откручивания гайки) и бьют по нему молотком. В этом случае сила удара намного превосходит ту, которую можно приложить, используя гаечный ключ. Поскольку воздействие кратковременное, разрушить болт оно не может.

К сведению! Этим способом можно открутить и гайку с сорванными гранями. Это несколько проще, чем пытаться напилить новые под меньший размер ключа.

Легкое постукивание молотком по гайке и/или болту приводит к сотрясению всей конструкции и разрушению слоя ржавчины. Приходится только дозировать силу удара, чтобы не повредить детали, не деформировать резьбу. Хотя как один из методов разборки «непокорного» соединения подходит разрушение такими ударами гайки. Единственная проблема – резьбовую пару придется поменять.

Физические методы

Основаны некоторые из них на физических свойствах металлов. Из них широко применяется только один – нагрев деталей соединения. При этом материал гайки расширяется, увеличивается зазор между нею и болтом, открутить ее становится легче.

Если же разогреть всю конструкцию, можно разрушить образовавшуюся ржавчину, что также даст положительный результат.

Воспользоваться для этой цели следует любым источником тепла – мощным паяльником, строительным феном, паяльной лампой или другими источниками открытого огня.

Важно! Пользоваться открытым огнем рядом с деревом, горючим пластиком или легковоспламеняющимися жидкостями опасно!

Хорошей заменой открытому огню станет электрический нагрев. Для этого подойдет трансформатор (заводской или самодельный) со вторичной обмоткой с напряжением 1.1 – 1.5 В и максимальной силой тока. Через медные кабели и зажимы вторичная обмотка замыкается на болт, который надо открутить. Происходит разогрев, после чего трансформатор отключают, соединение демонтируют.

Другие физические методы используют метод смачивания поверхностей для снижения трения. Например, если позволить жидкости проникнуть в пространство между болтом и гайкой по мельчайшим каналам, трение между резьбами уменьшится и разобрать пару станет проще.

Из легко проникающих жидкостей можно воспользоваться теми, что всегда находятся под рукой у автомобилиста:

  • тормозной жидкостью;
  • антифризом;
  • керосином;
  • бензином;
  • соляркой.

Первые две содержат гликоли и эфиры – вещества с огромной проникающей способностью. Остальные относятся к алифатическим углеводородам и обладают сходным действием.

Ко второй группе относятся и такие растворители, как уайт-сприт и скипидар. Все их можно использовать для того, чтобы отвернуть прикипевшую гайку. Несколько различаются процессы только по времени.

Метод прост – намочить ветошь и положить ее на прикипевшие детали. Проникая в зазоры и поры, жидкости смазывают поверхности и разрыхляют слои ржавчины. Спустя некоторое время (от получаса до 3-4 часов) можно пробовать раскрутить соединение. Если разборка не удается – повторить процесс. Ускорить его можно периодическими легкими постукиваниями .

Эти же жидкости являются основой для «жидких ключей» — смазок специального состава, которые предлагаются в автомагазинах.

Одной из наиболее популярных у автолюбителей является WD-40, в состав которой входят минеральное масло, уайт-спирит и бензин легколетучих фракций. Эффективность такого «коктейля» проверена на практике, справляется он с приржавевшими гайками за полчаса.

К сведению! Если гайка прикипела не при попадании воды, а под действием температур – эффективность WD-40 значительно снижается.

Химические методы

Действие их основано на химическом разрушении ржавчины, образовавшейся между деталями соединения. Для этого необходимо, чтобы в зазоры между болтом и гайкой попали активные химические вещества.

Применяют для такой обработки резьбовых соединений практически любые кислоты:

  • серную;
  • соляную;
  • уксусную;
  • лимонную;
  • ортофосфорную и др.

Серную кислоту для аккумуляторного электролита или соляную кислоту для пайки радиаторов используют таким образом:

  • вокруг гайки или головки болта из пластилина организуют бортик;
  • внутрь полученной «емкости» вносят несколько капель кислоты;
  • кусочек цинка активизирует процесс, создавая гальваническую пару.

Спустя сутки после начала такой обработки раскручивается любое соединение.

Более слабые кислоты имеют меньшую эффективность, требуется или значительное их количество, или больше времени

К сведению! Ортофосфорная кислота входит в состав таких напитков, как Кока-Кола. Именно поэтому можно попытаться открутить гайку и с их помощью. Но концентрация ее невелика, сама кислота обладает низкой активностью, так что эффективна такая обработка только в «легких» случаях.

Если ничего не помогает

Если открутить гайку все же не удалось, соединение можно разрушить – срезать болгаркой.

Другой метод – высверлить болт дрелью.

Но прежде чем прибегать к таким методам, следует оценить все последствия!

Видео

Источник: http://autoepoch.ru/poleznye-sovety-avtolyubitelyam/kak-otkrutit-prikipevshij-bolt-ili-gajku.html

Совет 4: Как открутить болты на колесе

А именно броды, грязь, длительная эксплуатация без развинчивания. Я поменял все шпильки, теперь использую резьбовой фиксатор, чтоб не было боязно затягивать без метровой трубы. Он же не даст шансов коррозии.

Хотя если гайка расположена глубоко, а тормозной диск вентилируемый, то можно пытаться откручивать (зафиксировав мощной отверткой) и так, только так же убедившись, что машина надежно подстрахована. Перед этим слегка обстучите гайку молотком, стараясь не совершать слишком сильных ударов. При его демонтаже снимается шина и старый обод.

С помощью зажимных гаек он прикрепляется к ступице. Они предназначены для фиксации на фланце тормозного диска при помощи болтов с коническими головками. На американских автомобилях чаще применяются гайки и шпильки, но процесс съема колеса от этого не меняется.

Недопустимо проворачивание обеих деталей крепежа, что неминуемо приведет к обламыванию одного из элементов.

Насчет рычага большого -очень страшно. Пробовали и с 2-я рычагами..Один вниз давит … другой аккуратно вверх в раскачку..Пробовали-не идет и все…начинает слизывать шлицы.Беда в том, что не откручиваются все 4 гайки+ 1 секретка.

Правда колеса очень давно не откручивались и поэтому гайки прикипели, даже и обычные гайки еле открутили. Потом начал откручивать на остальных колесах, уже ключ не берет эти гайки, пришлось тянуть машину на шиномонтаж, там они тоже долго мучались но открутили три колеса.

Одно оставили на позже, говорят ключом попкой уже не возьмешь, нужен другой способ, вообще я расстроился и ушел, вот сижу подбираю секретки.

С самого начала была допущена ошибка при откручивании первой секретки – если подойти к откручиванию гайки с умом, тут есть целая тема Как открутить трудную гайку” Там множество способов и тонкостей. Если бы вы не торопились и открутили первую секретку, то и остальные бы открутили неспеша.

Беда при откручивании крепежа это спешка. На оставшуюся неоткрученную гайку надо приварить правильно гайку и открутить, но сначала той же сваркой ее можно нагреть и потом полить водой и она открутится. Главное – не дать гайке остыть, иначе она зажмет резьбу.

При нагревании гайка расширится, тогда ее можно будет легче открутить.

Прием второй: нагрейте болты. Лучше это делать газовой горелкой. До нагрева простукайте болт молотком. Нагретые болты пробуйте вывернуть. Прием третий: когда все испробовано, а болт остается на месте, и головка его уже изрядно пострадала, приварите к ней кусок трубы или гайку большего диаметра. Теперь блин, поеду в Вианор за гайками такими.

При замене резины не получилось открутить одно колесо. Колесо не откручивали до этого ни разу более 1года.Пробовали открутить на шиномонтаже пневматическим пистолетом (гайковертом)-безрезультатно.

Ключ с трубой -не поддается, да и страшно сорвать шлицыБрызгали ВД. ждали. Не получилось открутить.

Отстучать гайки проблематично: диск литой, гайки “утоплены”Посоветовали съездить на “грузовой шиномонтаж”.

Решил поставить новые шины и тут такое…. Суть в том что начал откручивать секретку на колесе а она ну ни как, короче слизались грани на секретке, метал мягкий это очевидно.

В современных марках обычно и слева, и справа надо откручивать ступицу против часовой стрелки.

Умение открутить колесо необходимо каждому водителю, так как никто не застраховано от проколов, и никто не знает, когда именно вам потребуется поставить запаску.

Источник: http://callbollonez.ru/Sovet-4-Kak-otkrutit-bolty-na-kolese/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector