Докатка или запасное колесо?

Докатка или запасное колесо?

Докатка – специальное запасное колесо, предназначенное для временной установки. Заменить поврежденное колесо можно полноценной запаской или докаткой. Перед приобретением докатки следует узнать ее основные характеристики, правила установки и требования безопасности при использовании.

Что такое докатка

Запасное колесо, совпадающее по размеру с колесом основного, рабочего комплекта, но имеющее различия по ширине шины, называется аварийным колесом или «докаткой». Стандартная докатка включена в комплектацию большинства автомобилей, имеет отличительную окраску и крепится в специальном отсеке багажника.

Докатка или запасное колесо?

Назначение такой запаски – самостоятельное движение до ближайшей шиномонтажной мастерской, гаража или магазина в случае прокола или повреждения автомобильной шины.

Чем отличается докатка от обычного колеса

Аварийное колесо имеет облегченную конструкцию, поскольку служит для экстренной замены поврежденного колеса основного комплекта в неблагоприятных условиях: на трассе, во время дождя или при низкой температуре воздуха.

Докатка или запасное колесо?

Масса

Масса докатки значительно снижена по сравнению с массой колеса основного комплекта. Причиной этого является:

  • штампованный диск имеет облегченную конструкцию и меньшую ширину;
  • номинальная ширина шины меньше на 1/3;
  • толщина шины меньше за счет небольшого слоя тканевого корда и высоты протектора.

Такая конструкция докатки призвана уменьшить занимаемую площадь в багажнике автомобиля и повысить удобство при установке.

Докатка или запасное колесо?

Типоразмеры

Внешний диаметр аварийного колеса должен совпадать с размером колес рабочего комплекта.

Допускается в экстренных случаях установка колес с разницей в единицу, например, вместо R14 поставить R13 или R15, но при этом следует быть готовым к существенному снижению маневренности автомобиля и повышенному износу деталей подвески.

Качество

Докатка или запасное колесо?

Аварийное колесо изготавливается и проходит испытание в соответствии с методами, установленными ГОСТ Р 41.64 – 99 г. «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств, оборудованных запасными колесами/шинами для временного пользования». Следовательно, качество докатки соответствует требованиям безопасности, а движение на таком автомобиле достаточно комфортно, но при условии строгого соблюдения скоростного режима и времени использования.

Прочность

Способ и материалы изготовления запасного колеса предусматривают максимальный пробег докатки в 2500 – 3000 км в зависимости от производителя. До достижения этого значения аварийное колесо соответствует всем требованиям прочности и обеспечивает безопасное движение.

Цена

Докатка или запасное колесо?

Цена аварийного колеса снижена за счет:

  • способа производства диска – штамповка и сварка;
  • материала диска – углеродная сталь;
  • упрощенной технологии изготовления корда шины;
  • отсутствия дополнительных вставок в конструкцию шины.

Стоимость докатки на автомобиль среднего класса варьируется в пределах 600 – 2500 рублей.

Какое давление должно быть в докатке

Докатка или запасное колесо?

Рабочее или максимально допустимое давление в шинах основного комплекта и аварийного колеса указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля. Кроме того, такая информация может быть нанесена на стойку между дверями со стороны водителя или на боковую поверхность самой шины. Среднее значение составляет 4,0 – 5,5 атм в зависимости от модели автомобиля.

Важно помнить, что максимально возможное давление выше номинального рабочего на 25%.

На какую ось можно ставить докатку

Докатка или запасное колесо?

Общие рекомендации производителей аварийного колеса заключаются в том, что ставить докатку необходимо на ось, не являющуюся ведущей. Однако существуют и некоторые нюансы:

  1. Полноприводный автомобиль. Установка временного колеса только на заднюю ось. При повреждении переднего колеса необходимо заменить его любым колесом с задней оси, а на его место поставить «докатку».
  2. Автомобиль с передним приводом:
  • Установка аварийного колеса на переднюю ось затрудняет начало движения, увеличивает тормозной путь и снижает устойчивость автомобиля на поворотах.
  • Колесо на задней оси не влияет на маневренность автомобиля и практически не влияет на торможение.
  1. Автомобиль с задним приводом:
  • Докатка на передней оси не влияет на распределение потоков мощности, но может служить причиной увеличения тормозного пути. Вхождение в поворот рекомендуется со скорость не более 20 км/ч, особенно при неблагоприятных погодных условиях.
  • Запаска, установленная за заднюю ось, мало влияет на процесс торможения, но снижает маневренность автомобиля на поворотах и требует внимания в начале движения – трогаться с места нужно медленно, не допуская рывков.

Таким образом, оптимальным решением является установка докатки на задний мост автомобиля. При отсутствии такой возможности – во время движения необходимо усилить контроль за управлением.

С какой скоростью можно ехать на докатке

Докатка или запасное колесо?

Поскольку докатка по своей сути является аварийным колесом, скорость движения на автомобиле не должна превышать установленных правилами 60 км/ч, несмотря на то, что производители разрешают использовать такое колесо при скорости до 80 км/ч.

Важно помнить, что маневренность автомобиля с докаткой значительно снижена, поэтому выбирать скоростной режим следует исходя из опыта водителя и дорожных условий.

Сколько можно ехать на докатке

Если диаметр докатки совпадает с диаметром основных колес, то расстояние, которое можно на ней проехать, составляет 200 км в сухую и теплую погоду, в зимний период – не более 50 – 100 км.

Докатка или запасное колесо?

Если размер докатки больше или меньше остальных колес (например основные колеса 16 диаметра, а докатка либо 15 либо 17), то путь следует сократить в два раза.

Правила езды на докатке

Основные нюансы при движении на автомобиле с докаткой выглядят следующим образом:

  • за счет меньшей ширины колеса площадь соприкосновения шины с дорожным полотном уменьшена, что приводит к увеличению тормозного пути;
  • коэффициент сцепления шины с дорогой уменьшен за счет небольшой глубины рисунка протектора, что грозит нарушением маневренности автомобиля;
  • в потоках мощности, передаваемых от двигателя на колеса одной оси, имеющие разную массу, взаимосвязь между угловыми скоростями нарушается, что приводит к потерям КПД и возможным пробуксовкам на дороге.

Поскольку прокол колеса и установка запаски является аварийной ситуацией, то, учитывая все нюансы, при движении на таком автомобиле необходимо придерживаться следующих правил:

  • по возможности не ставить запаску на ведущую ось;
  • не использовать колесо с низким давлением в шине;
  • ставить аварийное колесо, равное по наружному диаметру;
  • отключить электронные системы блокировки колес при установке колеса, имеющего различия по наружному диаметру;
  • не допускать превышения скорости;
  • трогаться с места плавно, не допускать резкого давления на педаль газа;
  • снижать скорость на поворотах до 20 – 40 км/ч;
  • вращение рулевого колеса должно быть плавным, не допускать рывков;
  • торможение следует начинать заблаговременно, не допуская резкого нажатия на педаль.

Важно помнить, что тормозной путь автомобиля с аварийным колесом всегда увеличен, независимо от погодных условий.

Плюсы докатки

Использование докатки в качестве запасного колеса имеет следующие преимущества:

  • небольшой размер;
  • низкая стоимость;
  • простота и удобство монтажа;
  • отсутствие необходимости периодической замены запасного колеса с основными колесами с целью обеспечения равномерного износа.

При соблюдении скоростного режима и правил торможения движение на автомобиле с докаткой абсолютно безопасно и достаточно комфортно.

Минусы докатки

Минусы использования докатки заключаются в следующем:

  • давление в колесе, состояние резины и высоту протектора необходимо регулярно проверять;
  • по причине уменьшенной площади сцепления колеса с дорогой увеличивается тормозной путь и ухудшается маневренность автомобиля на высокой скорости;
  • существует риск повреждения запаски при движении по неровной дороге на высокой скорости (более 60 км/ч).
Читайте также:  Alfa Romeo 155 (1992 - 1997): характеристики, описание, фото и видеообзор

Отказ работы электронных систем ABS, ESP или DSTC случается только при установке колеса меньшего диаметра, поскольку разница размеров воспринимается как проскальзывание или пробуксовка.

Как подобрать докатку

Чтобы правильно выбрать докатку для автомобиля, следует ориентироваться на следующие показатели:

  • размер – должен полностью совпадать с размером колес основного комплекта;
  • качество резины – сухая и потрескавшаяся шина быстро выйдет из строя;
  • глубину протектора – чем она меньше, тем хуже сцепление с дорогой.

Лучшая докатка – колесо, изготовленное для каждой конкретной марки автомобиля.

Аварийное колесо – оптимальный выбор в качестве запаски. Обладая низкой стоимостью и хорошими показателями качества, докатка занимает мало места в багажнике и не требует особенного ухода. Важное условие – двигаться к ближайшему пункту СТО необходимо с соблюдением правил безопасного движения.

Докатка для авто: чем отличается от полноценного запасного колеса и какой должна быть

Ночь. На часах 2:30. Обочина дороги посреди поля. Смартфон не может найти сигнал сотовой сети. Колёса RunFlat, но одно пустое. Оказалось, даже «бронированные» шины не защищены от боковых порезов. Всему виной яма посреди дорожного полотна и свой же диск.

В багажнике ни полноценной запаски, ни докатки, ни инструментов для замены. Да, задачка со звёздочкой. Кажется, сценарий маловероятный. Но опытные автомобилисты подтвердят, что на дороге может произойти всякое.

После подобного происшествия неизбежно займёшься поиском если не полноценного запасного колеса, то хотя бы докатки. Верное решение.

Подписывайтесь на наш Телеграм

Докатка представляет собой облегчённую версию стандартного автомобильного колеса. Название у неё говорящее, ведь она предназначена лишь для того, чтобы «докатиться» до ближайшего шиномонтажа, произвести ремонт базовой шины, установить её на машину и продолжить движение.

С одной стороны, докатка не особенно отличается от полноценного колеса с точки зрения конструкции.

С другой стороны, у неё облегчённый форм-фактор, который предназначен для того, чтобы не занимать слишком много места в специальном отсеке для хранения под полом багажного отделения или в нём самом, если постоянное хранение не предусмотрено.

Диск докатки чаще всего изготавливается не из легкосплавных металлов, а из стали. У такого колеса более скромные габариты, чем у обычного, поэтому данное решение нужно для обеспечения ему необходимой прочности.

Другие материалы, которые легче, но могут быть такими же надёжными в компактном формате, обычно не используются из экономических соображений. Докатка приблизительно такого же размера, как полноценное колесо, по высоте. Но она более узкая, чтобы занимать меньше места в горизонтальном положении.

Соответственно, шина на докатке не стандартная, а «особенная». Она уже и, как показывает практика, не очень качественная, ведь нужна до ближайшего шиномонтажа.

Докатка или запасное колесо?

◉ Размер. При выборе докатки некоторые тут же ошибочно озадачиваются качеством резины, которая на ней используется. Как показывает практика, это не имеет большого значения, так как подобное колесо предназначено лишь для временного использования.

С разболтовкой диска докатки также обычно не нужно озадачиваться, ведь в интернет-магазине или в обычной розничной точке достаточно только указать совместимость с конкретным автомобилем. А вот с размером немного другая история. Важно, чтобы он отличался от всех остальных колёс не более чем на 1 дюйм (2,54 см) в любую из сторон.

Иначе сильно повысится нагрузка на ходовую часть транспортного средства.

Докатка или запасное колесо?

◉ Протектор. В отечественных реалиях протектор докатки желательно выбирать с претензией на всесезонный формат. Конечно, важно понимать, что у резины, которая будет использована на таком колесе, будет абсолютно другой состав, чем у обычной шины. Впрочем, данный подход позволит обеспечить приемлемое сцепление в любое время года.

◉ Домкрат. Он необходим для того, чтобы поднять автомобиль для замены колеса. Если запаска или докатка у конкретной модели вообще не предусмотрена, что в современных компактных машинах встречается всё чаще и чаще, то и домкрата с завода быть не может. Судя по всему, производители уверены, что в случае прокола проще будет вызвать эвакуатор.

Докатка или запасное колесо?

◉ Гаечный ключ. Как показывает практика, про него многие забывают. Да, его также обычно нет в комплекте, если докатка или запаска не предусмотрена. Более того, если автомобиль приобретался на вторичном рынке, лучше также проверить полный комплект инструментов, ведь предыдущий владелец может «заботливо» выложить любое из приспособлений.

◉ Ключ секреток. Если диски прикручены секретками, нужен и ключ от них. Некоторые водители берут его с собой только в том случае, когда нужно заменить зимнюю резину летней, и наоборот. Без подобного приспособления произвести самостоятельную замену колеса не получится даже при большом желании. Эту штуку вообще лучше не терять ни в коем случае.

◉ Насос или компрессор. Так как докатка, как и полноценное запасное колесо, используется достаточно редко, давление в ней явно не будет необходимым для нормального движения. Именно поэтому в случае повреждения основного колеса её придётся накачать до заявленного производителем уровня. Подойдёт или насос, или компрессор.

Докатка или запасное колесо?

◉ Позиция докатки. Докатку крайне нежелательно устанавливать на ведущие колёса. Поэтому, если на переднем приводе повредилось переднее колесо, лучше всего переставить целое и установить запасное назад.

С задним приводом сложнее, ведь на передние колёса приходится более высокая нагрузка, а задние толкают транспортное средство. В данном случае придётся пойти на компромисс: либо рисковать проколом докатки и жертвовать управляемостью, либо расстаться с нормальным сцеплением с дорогой.

Что касается полного привода, то докатку лучше ставить назад, чтобы снизить нагрузку на неё при движении.

◉ Давление в докатке. Так как у неё заметно меньшая ширина, качать её непременно нужно до более высоких показателей. Обычно нормальное давление для докатки 4–4,2 атмосферы. Впрочем, лучше ознакомиться с маркировкой, которая должна быть указана либо на шине, либо на транспортировочной упаковке.

Докатка или запасное колесо?

◉ Скорость движения. Во время перемещения на докатке важно соблюдать скоростной режим. Обычно рекомендуется не превышать 60 километров в час. Из-за возможных вопросов по управляемости двигаться на докатке нужно более осторожно. Лучше также включить аварийный сигнал, чтобы заострить внимание на себе других участников движения.

⊕ Минимальные габариты. Конечно, большинство предпочитает докатку полноценному запасному колесу именно из-за скромных габаритов. Это актуально, чтобы она не занимала много места в багажнике, если стандартный отсек для хранения не предназначен или в него установлено газовое или любое другое вспомогательное оборудование.

Докатка или запасное колесо?

⊕ Небольшой вес. Из-за того, что она заметно меньше запасного колеса, она и весит не так много. Это, пусть незначительно, но определённо положительно скажется на расходе топлива как в городском режиме, так и по трассе. Впрочем, в первом случае из-за близкого расположения шиномонтажей докатку вообще возить с собой необязательно.

⊕ Простота использования. Так как докатка заметно легче полноценного запасного колеса, её потенциально легко установить на автомобиль. Впрочем, если приходится менять расположение колёс, чтобы запасное было не на ведущей оси, то это преимущество тут же улетучивается и превращается в ощутимый недостаток.

⊕ Невысокая стоимость. Если у вас нет ни полноценного запасного колеса, ни докатки, то обзавестись последней будет куда дешевле. В этом нет ничего удивительного, ведь вещь первоначально менее качественная и материалоёмкая, поэтому ниже по себестоимости, а также по цене розничной продажи.

Читайте также:  Замена масла митсубиси лансер 9. фото, инструкция как поменять масло и масляный фильтр двигателя лансер 9 1.6

⊖ Низкая надёжность. Докатку обычно не ставят на переднюю ось именно потому, что на неё приходится максимальная нагрузка, которую подобное колесо может попросту не выдержать. Полноценная же запаска обычно не отличается от того, во что уже «обут» автомобиль, поэтому с ней меньше вопросов.

⊖ Плохая управляемость. Из-за небольшого пятна контакта докатки автомобиль ведёт себя с ней на дорожном покрытии очень неуверенно. Более того, понижается эффективность тормозной системы, что также может быть чревато не самыми положительными последствиями. Поэтому рекомендованная скорость с докаткой и не превышает 60 километров в час.

⊖ Сбои в электронике. После установки докатки электроника автомобилей, которые ей сильно напичканы, может сходить с ума. Это особенно касается тех моделей, на которых запаска любого вида вообще не предусмотрена. Впрочем, запрет на перемещение она обычно не даёт, поэтому это не так уж критично.

Докатка или запасное колесо?

В общем, из-за низкой надёжности и плохой управляемости докатку стоит рекомендовать лишь для тех автомобилей, у которых нет отсека для хранения полноценной запаски или он занят дополнительным оборудованием. Если же есть куда спрятать полноразмерное пятое колесо, заморачиваться с компактным определённо не стоит.

  • Материалы по теме:

Докатка и полноразмерная запаска — в чем разница и как правильно ездить?

  • Каждый водитель хотя бы раз в жизни пробивал колесо, а те, кто проводит за рулем большую часть своей жизни, регулярно сталкиваются с это проблемой, являясь постоянными клиентами шиномонтажных мастерских.
  • Добраться до последних, кстати, можно с помощью запаски, которую большинство автомобилистов возит с собой в багажнике или на задней двери, чтобы не занимать лишнего места внутри кузова, но есть и более удобный вариант – так называемая докатка.
  • Докатка или запасное колесо?

Чем докатки отличаются от обычных колес

  1. Альтернативой запаске может стать докатка, которая является гораздо более компактным и бюджетным решением, особенно актуальным для автолюбителей, умудрившихся испортить или выкатать запасное колесо.

  2. При более подробном рассмотрении этого варианта стоит обратить внимание на его название, из которого становится очевидно, что докатка используется исключительно для того, чтобы «докатиться» до ближайшей шиномонтажки, а вовсе не для полноценной эксплуатации.
  3. Докатка или запасное колесо?
  4. И дело тут не только в меньшем диаметре этого колеса, но и других факторах, которыми обусловлено явное преимущество традиционной запаски по сравнению с докаткой. Среди них:
  1. В основе докатки лежит диск, отлитый не из самой высококачественной стали. Кроме того, эта база гораздо меньше стандартной покрышки.
  2. Толщина резины у докатки меньше, да и протектор попроще. И это еще одна причина, по которой рекомендуется использовать докатку только для того, чтобы добраться до гаража или мастерской.
  3. Надежность докатки сильно уступает запаске, что вполне естественно, ведь речь идет о колесе, не предназначенном для эксплуатации в привычном режиме.

Недостатков, конечно, много, но всех их полностью нивелирует стоимость докатки, которая в разы дешевле полноценных колес.

Конечно, это обстоятельство сказывается и на качестве материалов, но оно и не должно быть высоким по описанным выше причинам.

Достоинства и недостатки компактной запаски

Как и любой другой продукт, докатка имеет свои преимущества и недочеты. К первым можно отнести:

  • Малый размер и компактность, позволяющие не забивать багажник под завязку.
  • Небольшой вес. Менять такую запаску гораздо легче, чем полноразмерное колесо.
  • Ценник. Стоимость докатки такова, что ее может себе позволить даже автомобилист с самым ограниченным бюджетом.И это вполне естественно, если учесть, какое количество материалов тратится на ее изготовление.
  • Простота монтажа/демонтажа. Поскольку это колесо меньше и легче, то и устанавливать его гораздо проще и быстрее.
  • Хороший прогноз по восстановлению. Прохудилась докатка? Не беда, ведь для мастера ничего не стоит провести ее разбортирование и сборку.

Докатка или запасное колесо?

Что касается недостатков, то их тоже немало. И прежде всего, речь идет о следующих серьезных минусах:

  • Малый вес и габариты докатки напрямую влияют на безопасность эксплуатации транспортного средства.
  • Хрупкость и низкая надежность. В силу того, что докатки изготавливают из самых дешевых материалов, неудивительно, что они гораздо быстрее выходят из строя, чем обычные колеса. Стоит отметить, что и порезать/проткнуть такую запаску гораздо проще, нежели полногабаритную.

В принципе, достоинств у докатки больше, чем недостатков, но это не означает, что нужно выбирать именно такую альтернативу. И если есть лишние деньги, то всегда имеет смысл приобрести полноразмерное колесо для запаса, а вовсе не его уменьшенную копию в бюджетном исполнении.

Правила использования докаточного колеса

Кроме того, езда на докатке – еще то приключение, причем весьма сомнительное. А все потому что она имеет меньшую площадь сцепления с дорожным покрытием, чем стандартное колесо.

Докатка или запасное колесо?

И если вдруг пришлось использовать такую докатку, то не стоит ехать быстрее, чем 50-60 км/ч, не забывая про умеренный стиль вождения без резких маневров и подрезаний.

Если же чрезмерно уверенный в собственных водительских навыках автомобилист вдруг решит отправиться на такой запаске по делам, подвергая риску себя и других участников дорожного движения, то он должен быть готов к тому, что сотрудники ДПС могут выписать ему штраф в размере 500 руб. (часть 1 ст. 12.5 КоАП РФ).

Сеть центров КОЛЕСО

С Новым годом! 31 декабря мы работаем до 14:00. 1, 2, 7 января — выходные дни. Подробнее

26 Июня 2021

  • В последнее время все чаще новые автомобили комплектуют не запасным колесом, а так называемой докаткой, предназначение которой отчасти говорит само за себя.
  • Многие водители не понимают разницу между ними, а некоторые и вовсе не знают о существовании альтернативы запасному колесу и очень удивляются, когда сталкиваются с ней.
  • Однако каждое из этих колес имеет свой функционал и требования к эксплуатации.

Как отличить докатку от запасного колеса

Принципиальное отличие докатки в том, что она имеет меньший диаметр и толщину по сравнению со штатным колесом.

Ее основная цель выручить в сложной ситуации, помочь добраться до ближайшего автосервиса своим ходом. По этой причине глубина протектора докатки, как правило, рассчитана на символические 5000 км пробега.

  1. Компактные размеры докаток позволяют сэкономить много места в багажнике, и даже разместить в нем две штуки.
  2. Этим иногда пользуются водители, отправляющиеся в очень дальнюю поездку.
  3. Наличие двух неполноценных запасок является гарантией того, что получится продолжить движение даже при проколе нескольких шин.
  4. Однако длительное использование такого колеса несет определенные риски.

Докатка или запасное колесо? Основные недостатки докатки

Следует учитывать, что докатка не может быть использована для длительной эксплуатации из-за ряда недостатков, ухудшающих управление и вызывающих повышенные нагрузки на подвеску:

  1. Уменьшение площади соприкосновения с поверхностью дороги является причиной увеличенного тормозного пути;
  2. Установка докатки приводит к значительной разнице угловых скоростей между колесами на оси с разными шинами. Из-за этого повышается нагрузка на дифференциал, хоть и некритическая, чтобы вывести его из строя;
  3. Следствием использования докатки является нарушение работы систем, отвечающих за стабилизацию: ABS, ESP, DSTC. Они некорректно реагируют на поведение колеса, отличающегося от остальных меньшими габаритами и худшим сцеплением с дорогой. Это приводит к постоянному срабатыванию блокировки и притормаживанию. Данная неисправность может проявляться, если разница в диаметре докатки и остальных колес превышает 1 дюйм. В связи с этим перед началом движения рекомендуется отключать все системы.
  4. Так как докатка предназначена для кратковременного использования, она изготавливается менее прочной, чем основные колеса, и может повредиться даже при наезде на выбоину или яму.
  5. Из-за быстрого износа и стираемости шины ухудшается сцепление с дорогой. Автомобилем, который оснащен колесами разного диаметра, становится сложнее управлять и входить в повороты, тем более при езде на мокром или заснеженном покрытии.
Читайте также:  Топливный фильтр solaris (номера, цены) | какой поставить

Хоть докатка имеет очевидные недостатки, правильное ее использование позволяет максимально снизить негативные эффекты.

Докатка или запасное колесо? Как правильно использовать докатку

  • Докатку рекомендуется устанавливать на ведомый мост, на который не подводится крутящий момент двигателя.
  • Надо иметь ввиду, что если она окажется спереди, то меньше будет страдать дифференциал, но ухудшится управляемость автомобиля.
  • Данную особенность важно учитывать для обеспечения безопасного вождения, плавно входя в повороты, значительно снижая скорость перед ними.
  • Установка докатки на задний мост приводит к пробуксовке колеса при трогании машины с места, увеличенному тормозному пути и возможному появлению заносов на поворотах.
  • По этой причине на скользкой дороге ее в любом случае рекомендуется ставить вперед.
  • Это приведет к ухудшению поворачиваемости, но спасет от полной потери контроля над автомобилем.

Докатка или запасное колесо?

  1. При использовании докатки следует двигаться максимально осторожно с умеренной скоростью, исключая резкие маневры, не совершая без необходимости перестроения и обгоны.
  2. Водителям с небольшим стажем лучше не экономить и обзавестись полноценной запаской.
  3. Если же выбор сделан в пользу докатки, чтобы сохранить управляемость, ее диаметр должен быть максимально близок к основным колесам.

Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге

Задать вопрос

Что такое докатка и чем она отличается от обычного запасного колеса?

Докатка или запасное колесо?Все больше современных автомобилей вместо полноценного запасного колеса комплектуются так называемой докаткой.

Докатка имеет меньший диаметр и толщину и служит лишь одной цели — в случае прокола штатного колеса позволить автомобилю своим ходом добраться до ближайшего шиномонтажа.

Популярность докаток объясняется, как правило, компоновочными причинами: она занимает в багажнике гораздо меньше места, плюсом ко всему при желании можно возить с собой несколько докаток.
Особенно это необходимо тем, кто собирается в дальнюю загородную поездку, ведь при повреждении сразу нескольких колес, их все можно заменить и потихоньку доползти до места ремонта.

Важно запомнить, что докатка — не полноценное колесо.

Из-за небольшого диаметра и отсутствия воздухонаполненной покрышки значительно повышается нагрузка на подвеску и дифференциал автомобиля.

Соответственно возникает множество проблем:

  1. Во-первых сильно уменьшается площадь контакта с дорогой. Как следствие — значительное увеличение тормозного пути и ухудшение управляемости.
  2. Во-вторых, как уже было сказано выше, страдает дифференциал. Причина — в увеличенной разнице угловых скоростей между колесами на той оси, где ставится докатка.
  3. В-третьих — перестают адекватно работать электронные системы стабилизации — ABS, ESP, DSTC. При использовании докатки они воспринимают меньший диаметр диска как проскальзывание и начинают с ним бороться, что доставляет водителю массу неприятных минут.
  4. Ну и в-четвертых, что очевидно, докатка более «хрупкая» по сравнению со штатным колесом и легко повреждается на выбоинах и ухабах.

Чем значительнее разница между диаметрами докатки и остальных трех колес, тем в большей степени вышеуказанные проблемы будут усугубляться. Если подобная разница невелика и не превышает 1 дюйма, то передвигаться можно вполне сносно — системы стабилизации будут работать корректно, следовательно будут помогать в управлении машиной и при торможении.

Нагрузка на дифференциал тоже не будет чрезмерной и за его исправность опасаться не следует.

Однако не стоит заблуждаться, думая, что на такой докатке можно ехать как на полноценной запаске.

  • Глубина протектора докатки рассчитана на 2000-6000 километров пробега, он быстро стирается, еще больше увеличивая при этом тормозной путь.
  • Кроме того, машина, оснащенная разными по величине колесами, может непредсказуемо повести себя на поворотах, особенно в снег или дождь.
  • При различии диаметров на 3 и более дюймов, обязательно до начала движения отключите электронные системы.
  • Ведь если этого не сделать, колеса будут постоянно блокироваться, так как электроника будет «думать», что колеса на одной оси имеет разные коэффициенты сцепления с дорогой, и будет притормаживать одно их них.

Не забудьте также, что на дифференциал при подобной разнице диаметров ложится гигантская нагрузка.

Езда на расстояние от 100 километров на скорости более 60 км/ч возможно станет фатальной для вашей машины.

Чтобы минимизировать негативные эффекты, ставьте докатку на тот мост автомобиля, который не является ведущим. Но при этом надо учитывать, что если у вас заднеприводное авто, то закрепление докатки на переднюю ось позволит не бояться за дифференциал, но зато гораздо ухудшит поворачиваемость машины, особенно зимой.

В условиях скользкой дороги придется максимально сбрасывать скорость перед крутыми поворотами и действовать рулем нужно будет плавнее. При резкой смене курса, слабенький протектор докатки не сможет сразу зацепиться за поверхность дороги и автомобиль понесет прямо, несмотря на то что его рулевые колеса повернуты в сторону.

С другой стороны, поставленная на задний мост докатка станет шлифовать на скользком покрытии, что помимо затрудненного старта, еще и дестабилизирует поведение автомобиля в поворотах, провоцируя постоянные заносы.

Порекомендовать можно следующее — если вам важно сохранение тормозного пути в условиях гололеда и вы ездите на хорошей зимней резине, тогда лучше все же поставить докатку вперед. Одно из рулевых колес все равно «одето» в зимнюю шину, которая имеет отличное сцепление с заледенелым асфальтом. При грамотных продуманных действиях вы легко доберетесь до места ремонта.

Многие водители советуют все же не отключать стабилизирующие системы, несмотря на их явно неадекватную работу, просто при этом необходимо двигаться с минимальной скоростью, избегая резких ускорений и перестроений из ряда в ряд без особой на то нужды.

На переднеприводных машинах докатку однозначно ставим назад, спасая дифференциал и сохраняя управляемость на должном уровне.

В заключение отметим, докатка — очень удобная и нужная вещь. Благодаря компактным размерам она легко помещается в багажник, не занимая много места. При желании можно иметь с собой не одну докатку, еще сильнее обезопасив себя от неожиданностей в поездке. Минусы ее тоже очевидцы и приводятся выше.

Если вы — неопытный водитель, еще плохо «чувствующий» автомобиль, лучше не искушайте судьбу и возите с собой полноценное запасное колесо с качественной покрышкой.

Ну а всем остальным можно посоветовать быть осторожнее при использовании такой «альтернативной» запаски, и уж постарайтесь комплектовать свое авто докаткой, близкой по диаметру к штатным колесам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector