6 причин почему коробки передач с большим количеством скоростей бессмысленны

Не всегда в нашем мире фраза «больше-лучше» оправдана. Например, давайте узнаем, почему большое количество скоростей в коробке передач не делает ее лучше и почему производители современных авто забывают об этом. Посмотрите на тенденцию в автомире за последние годы.

Многие производители начали гонку за количеством передач в автоматических КПП. И что мы видим?В итоге, на многих автомобилях появились автоматические трансмиссии с 8-ю и 9-ю передачами.

Но означает ли это, что новые инновационные АКПП лучше классических, которые оснащаются обычным количеством передач?Много людей в мире думает, что большинство автопроизводителей сошли с ума со своими многоскоростными автоматическими коробками. К счастью, это безумие относится только к АКПП.

Производители не рискнули экспериментировать с МКПП, поскольку среди тех, кто любит «механическое» переключение передач, немало тех, кто любит дым из-под колес, максимальные обороты двигателя и спорт треки (по крайней мере люди мечтают об этом и это является немалой мотивационной частью подталкивающей к покупке автомобиля на механике).Естественно, автопроизводители пока не рискуют с экспериментами МКПП, поскольку в таком случае легко подорвать доверие тех, кто любит автоспорт или спортивный стиль езды.Что касаемо автоматических трансмиссий, то современные АКПП стали очень сложными и выдающимися по сравнению с коробками прошлых лет. Например, многие автоматические современные трансмиссии стали адаптивными, они самонастраиваются под водителя в зависимости от его стиля езды.

Также в современных АКПП появилось множество других технологий, которые заметно улучшили передачу крутящего момента на колеса.

Но есть одна проблема в современном автомире. Речь идет о количестве передач в сегодняшних АКПП.

Например, за последние годы на рынке стали появляться автоматические коробки с большим количеством передач, которые по мнению автомобильных компаний улучшают динамические характеристики автомобиля и делают его более эффективным.

Но на самом деле нет ни одной причины, по которым современные автомобили нуждаются в большом количестве передач. Факт остается фактом. Большинству современных авто не нужна АКПП, в которой более 7 передач.Да, конечно, с одной стороны коробки с 8-ю, 9-ю или 10-ю передачами должны сделать машину быстрее и экономичней.

Но при детальном рассмотрении выясняется, что добавление большого количества передач современным автомобилям на самом деле не является оптимальным решением для улучшения скорости разгона и экономичности. Есть мнение, что коробки с большим количеством передач наоборот снижают мощность, динамичность и т.п.

Да, конечно, я не инженер и не могу привести вам доказательства с точки зрения науки. Но тем не менее, беря во внимание обычную логику, я попробую вас убедить в том, что автоматические коробки передач с большим количеством скоростей бессмысленны.

1) Миф: Добавленная сложность коробке означает добавленную стоимость

6 причин почему коробки передач с большим количеством скоростей бессмысленныНачнем с простого. Чем больше передач имеет автоматическая коробка, тем больше она имеет деталей, компонентов и «винтиков». Также, для сборки АКПП с большим количеством передач необходимо гораздо больше времени. Это конечно безусловно отражается на себестоимости КПП. Кроме того, естественно коробка передач с 9-ю передачами намного сложней по конструкции чем 7-ми ступенчатая. Это означает, что вероятность сбоя в коробке с большим количеством передач намного больше, чем в АКПП с небольшим их количеством.Так что, покупая машину с 9-ти ступенчатым «автоматом», вы не только переплачиваете за трансмиссию, но и получаете автомобиль с большим риском поломки АКПП. В том числе, в случае выхода коробки из строя, затраты на ремонт современной трансмиссии, с большим количеством передач, будут значительно выше, чем при ремонте классического 5-ти или 6-ти ступенчатого «автомата».

2) Миф: Больше передач в АКПП означает большой вес

6 причин почему коробки передач с большим количеством скоростей бессмысленныКак бы ни старались автопроизводители уменьшать массу своих новых автомобилей, у них не получается уменьшить вес автоматических коробок с большим количеством передач. Дело в том, в какой бы корпус они не засунули бы внутренние компоненты 9-ти ступенчатого «автомата», АКПП будет все равно больше весить, чем та же 7-ми ступенчатая трансмиссия.А как мы знаем вес — это враг производительности любого автомобиля. Как же так? Ведь все автопроизводители давно знают, что для повышения мощности нужно делать автомобили легче. Зачем оснащать автомобили АКПП с большим количеством передач? Ведь в таком случае итоговый вес машин начинает компенсироваться за счет уменьшения веса более важных компонентов. Согласитесь, как-то не разумно.Кроме того, не стоит забывать, что более тяжелая коробка передач приводит к перегрузке передней части машины. Особенно это касается переднеприводных машин. Ведь, чем тяжелее трансмиссия, тем больше идет разбалансировка распределения веса между передней и задней осью. Таким образом, установка коробки с большим количеством передач, которая весит намного больше аналога с меньшим количеством передач, не лучшее инженерное решение в современной автопромышленности.

3) Миф: Чем больше передач в АКПП, тем чаще коробка переключается

6 причин почему коробки передач с большим количеством скоростей бессмысленныЯ знаю, что большинство современных инновационных автоматических трансмиссий с большим количеством передач, как правило, адаптивные и умеют подстраиваться под стиль вождения водителя. Таким образом коробка начинает работать в более эффективном режиме, учитывая стиль вождения владельца. Но это не означает что АКПП будет меньше переключать передач.Дело в том, что любая автоматическая коробка во время движения автомобиля на разных скоростях постоянно переключает передачи. И чем больше коробка имеет передач, тем чаще она переключает скорости.Возьмите даже 5-ти ступенчатый старый классический «автомат». Он также часто раздражает своим постоянным переключением передач. Например, на многих автомобилях, достаточно чтобы изменился уклон дороги и коробка может автоматически переключится на другую передачу, если не изменять обороты мотора, поскольку начнет меняться скорость машины. Иногда это сильно раздражает.А теперь представьте, как часто будет переключаться коробка с 9-ю передачами.И не надо быть инженером, чтобы понимать, что частое переключение передач не идет на пользу всем внутренним компонентам трансмиссии. Тут все понятно и так. Чем чаще и больше деталей перемещается и вращается, тем большему износу они подвергаются.Подумайте об этом. Особенно, когда ваша коробка передач при старте со светофора, до тех пор, пока ваш автомобиль не наберет определенную скорость, переключится 8-9 раз. Сами понимаете, что при таких нагрузках ресурс АКПП будет недолгим.

4) Миф: Чем больше передач в АКПП, тем автомобиль экономичней — Все это реклама

6 причин почему коробки передач с большим количеством скоростей бессмысленныБольшинство автопроизводителей, рекламируя свои 9-ти ступенчатые коробки передач, заявляют, что трансмиссии с большим количеством передач позволяют сделать автомобиль намного экономичней. Но это полный бред.К сожалению, на самом деле максимальная экономия топлива в автомобиле, например, с 9-ти ступенчатым «автоматом», по сравнению с 7-ми или 8-ми ступенчатыми трансмиссиями, может составлять примерно 0,25-0,3 литра на 100 километров. Даже если сравнивать с более старыми АКПП, которые имеют пять или шесть передач, максимальная экономия топлива в машине с 9-ти ступенчатой АКПП будет составлять максимум 0,5-0,6 литра на 100 километров.На первый взгляд это может показаться приличной экономией топлива. Но на самом деле это мизер, поскольку другие различные факторы на дороге, в итоге украдут эту экономичность. Например, стиль вождения, атмосферные условия и даже шины могут сэкономить намного больше топлива, чем самая дорогая АКПП с большим количеством передач.Вот пример: Infiniti I35 (2002 года выпуска), оснащенная двигателем V6 мощностью 255 л.с. и четырехступенчатым «автоматом», в среднем потребляет 10 литров на 100 километров пути при движении со средней скоростью 110 км/час. Новый же Chrysler 200 с V6 мотором мощностью 295 л.с. и 9-ти ступенчатой автоматической трансмиссией потребляет в тех же реальных условиях 9,7 л/100 км.

5) Миф: Чем больше передач в коробке, тем быстрее разгон автомобиля

6 причин почему коробки передач с большим количеством скоростей бессмысленныЯ, конечно, не буду отрицать, что большое количество передач в АКПП помогает динамичному ускорению автомобиля. Вот почему большинство автомобилей, оснащенных 6-ти ступенчатой АКПП, разгоняются быстрее своих предшественников, которые ранее оснащались четырехступенчатыми «автоматами».Но это не означает, что девятиступенчатые трансмиссии сделают современные авто еще быстрее.Спросите у любого человека, у кого есть горный велосипед с 21-скоростями, какими скоростями он пользуется чаще всего. В итоге вы выясните, что, как правило, велосипедисты чаще всего используют скорости с 1-й по 7-ю и с 14-й по 21-ю. Остальные используются очень редко.То же самое касается и автомобилей с 5-ти или 6-ти ступенчатыми АКПП. Чаще всего автомобиль будет использовать одинаковые валы и шестерни. Так что большую часть времени автомобиль с 9-ти ступенчатой АКПП будет также использовать те же передачи, что и обычные старые классические АКПП. Соответственно, в большинстве случаев, при ускорении, автомобили с 6-ти ступенчатой трансмиссией не будут уступать машинам с 9-ти ступенчатыми АКПП.Вот почему Mazda6 с 6-ти ступенчатым «автоматом» разгоняется также быстро и эффективно как новый Chrysler 200 с 9-ю ступенчатым «автоматом».

Читайте также:  Жидкий ключ своими руками. 9 рецептов как сделать аналог wd-40

6) Зачем нужна коробка передач с большим количеством передач, если есть вариатор?

6 причин почему коробки передач с большим количеством скоростей бессмысленныНаверное, о вариаторах уже сказано все что только можно. К сожалению, чаще мы слышим критику этого вида трансмиссии в современных авто. Но на самом деле этот вид коробок передач получает критику незаслуженно. Как мне кажется вариаторные трансмиссии, это будущее трансмиссий для автомобилей.Да, конечно, вариаторы зарекомендовали себя не лучшим образом. Особенно, если говорить о надежности. Но, тем не менее, это не говорит о том, что вариаторные трансмиссии обречены на свое дальнейшее забвение. Ведь смысла в них намного больше, чем в АКПП с большим количеством передач. Согласитесь, нет смысла добавлять классическим АКПП еще больше передач, когда есть вариатор с бесконечным количеством передач.На самом деле несмотря на репутацию, вариаторы реально недооценивают. Ведь они имеют ряд преимуществ перед обычными АКПП. Например, автомобили, оснащенные вариаторами, реально экономичней, а также выбрасывают в атмосферу меньше вредных выбросов. Все дело в том, что вариатор обеспечивает двигатель бесконечными передаточными числами, что влияет на эффективность работы мотора.В итоге, благодаря более эффективной работе двигателя, существенно снижается потребление топлива. Соответственно, снижается уровень вредных выбросов. Это ж мечта любого эколога!Кроме того, вариатор позволяет улучшить динамические характеристики автомобиля за счет более эффективного ускорения машины, благодаря бесконечному числу передач.Если вы сомневаетесь в эффективности вариаторов, то вот вам в пример видео из 1990-х годов, где команда Формулы-1 «Williams», тестирует болид F1 оснащенный вариатором. К сожалению, после этих испытаний руководство Формулы-1 запретило использовать этот вид трансмиссии в гонках, поскольку это привело бы к господству команды в Гран-При.Я знаю, что люди часто ругают вариаторы за громкий звук двигателей, поскольку этот вид трансмиссий требует более высоких оборотов силового агрегата. Да, действительно громкий звук непривычен. Многим просто не привычно, что так работает двигатель в паре с вариатором. Но это же дело времени, можно привыкнуть (извините за тавтологию).Да, многим на начальном этапе вариатор доставляет определенные неудобства. Ведь, по сути, вариатор не имеет передач и трудно понять, когда коробка меняет передаточные отношения. Особенно дискомфорт будут испытывать те, кто долгое время владел машиной со старым классическим «автоматом», где переключения передач хорошо чувствовались.Но, тем не менее, со временем к вариатору можно привыкнуть.Так что я думаю автопроизводителям нет смысла изобретать заново колесо, придумывая все новые трансмиссии с большим количеством передач. Ведь пятое колесо, по сути, уже придумано и изобретено. Речь идет о вариаторных трансмиссиях.Странно, что вариаторы, быстро набрав популярность, также быстро стали ее терять. Скорее всего, так нужно производителям, которые в погоне за своей прибылью проводят различные маркетинговые эксперименты. Но скорее всего, мода на коробки с большим количеством передач пройдет.Пришла пора воспользоваться этим изобретенным пятым колесом и массово начать использовать вариаторы на всех автомобилях.

Источник

Если Вы заметили ошибку, неточность или хотите дополнить материал, напишите об этом в х, и мы исправим статью!

Как «водятлы» гробят автоматические коробки передач: ошибки, опасные для любых типов АКП

Создается впечатление, что большинство нынешних водителей – самоучки. На светофорах то и дело замечаешь, как у стоящей перед тобой машины кратковременно вспыхивают огни заднего хода.

А все потому, что неумелые водители зачем-то переключают при каждой остановке селектор автоматической коробки из D в P – при этом промежуточное положение – R: вот огни и вспыхивают.

Людям никто не объяснил, что делать этого не нужно: кроме снижения ресурса коробки, они ничего не добьются.

Впрочем, это самый безобидный способ добить собственную коробку. Бывают и более изощренные.

6 причин почему коробки передач с большим количеством скоростей бессмысленны

Экстрим

Насмотревшись боевиков, где «крутые пацаны» резко срываются с места, дымя шинами, водители начинают им подражать, для чего выжимают обе педали до упора, а затем, бросая тормоз, срываются с места.

При этом жидкость в коробке активно перемешивается, коробка разогревается. Жидкость теряет исходные параметры, сепараторы подшипников разрушаются.

Такое ребячество допустимо разве что на автомобилях со специальным, спортивным сцеплением, но никак не на автомате.

Без прогрева

О прогреве двигателя слышали все. Однако двигатель умеет прогревать сам себя, даже если машина стоит на месте. А вот коробка может прогреваться только в движении.

Любые экстремальные нагрузки в холодном состоянии для нее вредны: трогаться с места следует только в щадящем режиме, при этом рабочая жидкость будет прогреваться.

В противном случае уплотнения и сальники выйдут из строя гораздо быстрее, чем ожидалось.

Игра в бурлаков

Машины с АКП не любят буксировку – как самих себя, так и других. В инструкциях на сей счет есть указания: обычно они звучат как 30/30. Это значит, что машину можно буксировать не далее чем на 30 км со скоростью не выше 30 км/ч.

Впрочем, многие инструкции более категоричны: мол, только эвакуатор! И это объяснимо: если мотор неисправен, то его первичный вал не будет приводить в действие насос, подающий рабочую жидкость.

При этом пакеты фрикционов проворачиваются без обильного поступления смазки, что приводит к их быстрому износу.

6 причин почему коробки передач с большим количеством скоростей бессмысленны

Если надо буксировать чужую машину или тяжелый прицеп, также существует риск перегреть АКП. Опять-таки, изучайте инструкцию – там должна быть требования к массе буксира. В любом случае, по возможности, старайтесь использовать режим Sport, чтобы коробка реже переключалась, не выходя на высокие передачи.

Парковка

Парковаться на машине с автоматом просто: перевел селектор в положение Р – и всё. Никуда машина не денется. Но если приходится оставлять машину на уклоне, иногда появляются проблемы: селектор очень неохотно выходит из этого положения в другое.

Причина простая: в режиме Р шестерня коробки механически тормозится специальным рычагом, который может закусить нагрузкой от кузова. Защелка фиксатора со временем будет интенсивно изнашиваться, тросик привода управления коробкой станет вытягиваться и т.п.

А решение простое: удерживая левую педаль, задействуйте стояночный тормоз, и только после этого переводите рычаг в Р, отпуская педаль.

Дождитесь остановки

Водители, привыкшие ездить на «механике», перед остановкой машины порой машинально пытаются перевести селектор в положение Р, подобно тому, как раньше переходили в нейтраль. Это очень вредно: тут же послышится треск фиксатора, а в рабочую жидкость попадут стальные осколочки… В общем, отвыкайте – и немедленно. Не переводите селектор в положение Р , пока машина полностью не остановится.

Сколько нужно скоростей коробке передач для экономичной и производительной работы?

6 причин почему коробки передач с большим количеством скоростей бессмысленны

Современные трансмиссионные механизмы имеют общего с квадрациклом Генри Форда 1896 года столько же, сколько и игрушечный самолетик ребенка с реактивным самолетом. В XXI веке механические коробки передач (МКПП) и автоматические преобразователи крутящего момента (автоматические коробки — АКПП) делят дорогу с:

  • бесступенчатыми коробками;
  • автоматизированными механическими коробками с двойным сцеплением;
  • автоматикой с электроприводом;
  • распределителями мощности электропередач двигателя.

На заре автомобилестроения балом правили двух- трехскоростные автоматические коробки и четырех- пятиступенчатые механические трансмиссии.

Сейчас новые коробки переключения передач (КПП) имеют семь, восемь, а иногда девять передач переднего хода. Поскольку количество скоростных ступеней в автомобиле приближается к двузначной цифре, у Zap-Online.

ru возникло пару вопросов: что за погоня за скоростями, где конец их бесчисленному количеству?

Писк моды — семи, — восьми и — девяти ступенчатые КПП

Porsche похвастался новым вариантом семиступенчатой МКПП в модели 911 на автошоу в Женеве.

Последний писк моды среди производителей автомобилей – восьмиступенчатый автомат.

BMW, Audi, Lexus, Porsche предлагают в автомобилях восьми ступенчатые АКПП с традиционными преобразователями крутящего момента и планетарным набором передач.

Компания Ford бросила все силы на создание собственной восьмиступенчатой автоматики. Mitsubishi недавно заявила о намерениях лицензировать восьмискоростную ZF и протестировать на новых моделях авто.

Fiat 500X, Chrysler Pacifica, Renegade уже выпускаются с 9-ступенчатой КПП. Mercedes-Benz выпустила 9-ступенчатую 9G-Tronic, заменив семиступку 7G-Tronic. Honda запатентовала коробку с 11 ступенями и тройным сцеплением.

С чем связан рост количества передач в трансмиссии автомобиля?

Со слов главного инженера по трансмиссиям компании Ford Motors Крэйга Реннекера, большее количество скоростных ступеней в КПП дает инженерам большее поле для разбега.

Первую скорость можно сделать короче для лучшего ускорения с места, а самые высокие сделать длиннее для эффективного расхода топлива.

Большее количество ступеней позволяет маленьким, экономичным двигателям вывозить тяжелые автомобили на приличной мощности или добавить мощности уже существующим моторам.

Читайте также:  Замена опорного подшипника на kia rio своими руками (фото и видеоотчет)

«Пять лет назад на вопрос: эффективна ли восьмиступенчатая коробка, я бы сказал нет», говорит Реннекер.

«Все потому что дополнительная шестая муфта, необходимая для восьмиступки, создала бы больше внутреннего сопротивления (с паразитической потерей энергии), и повышенный диапазон передач не покрыл бы этого недостатка.

Недавно мы обнаружили способ, как сократить потери от сопротивления муфты так, чтобы восемь скоростей приносили больше пользы, чем вреда. Теперь имеет смысл перейти на КПП с 8,9-тью передачами, при этом, экономия топлива составит от 2 до 6 %».

Пресс-секретарь Porsche Дэйв Энгельман заявил, что смелый шаг, по переходу к семиступенчатой механике – высоко модифицированной версии уже существующей автоматизированной механической коробки Porsche PDK (с двухдисковым сцеплением) – мотивирован экономией топлива.

«Модели Porsche достигают максимальной скорости на наивысшей передаче — шестой.

Новая седьмая, после разгона до максимума на шестой переключается на седьмую и снижает обороты двигателя, снижая расход топлива и выбросы СО2 без ущерба для разгона или темпа движения машины».

Чересчур много скоростей в автомобиле – это сколько?

Каждый автопроизводитель отвечает на этот вопрос по-разному. Помимо более гладкого переключения, экономного расхода топлива и улучшения ускорения, большое количество скоростей играет маркетинговую роль.

Покупателю кажется, что автомобиль «упакован» по полной (вау! семь скоростей! подумать только!).

Но некоторые производители автомобилей отказались от новых, более высоких передаточных чисел во имя надежности своих трансмиссий.

Все тот же Реннекер из компании Ford говорит: «Один из наших конкурентов представил девятиступенчатую КПП, но мы не стали устраивать гонку. Считаем, что девятая скорость не дает никаких преимуществ автомобилю, кроме увеличения продаж. Мы не видим смысла в девятиступке. Наши автомобили способны сделать все то же самое и на восьми скоростях».

Касаемо более девяти передач Реннекер сказал следующее: «Возможно, в будущем мы найдем применение большему количеству скоростей, скажем одиннадцати.

В этом будет смысл, если найдем способ свести к минимуму ущерб от внутреннего сопротивления дополнительных муфт. Но сначала нужно найти хорошую причину для применения одиннадцати ступенчатой трансмиссии.

Возможно, причиной станет необходимость в ультранизкой, прямо ползущей первой передаче».

Будущее многоскоростных трансмиссий

Большее количество передач – это только часть общей картины. Меняются и виды КПП. Кроме механики, автомата, существуют бесступенчатые КПП (CVT).

Бесступенчатая трансмиссия может выбирать из практически неограниченного количества передаточных чисел, и, теоретически, делает традиционную трансмиссию устарелой.

Однако на практике, расширенная CVT, чтобы справиться с силой мощных двигателей, сводит к минимуму их эффективность. По раскрытию потенциала мощных двигателей обычный автомат или автоматизированная механика намного лучше.

Сделаем вывод, предсказания о безвозвратном исчезновении «механики» преждевременны.

Механические трансмиссии по-прежнему самые энергоэффективные, независимо от того, какое топливо было использовано в автомобиле: бензин, электричество, водород или биодизель.

Конечно, неизбежно снижение количества автомобилей с МКПП, но в мире всегда найдется сегмент водителей, которые любят переключать скорости вручную.

Электрифицированные коробки, безусловно, станут более распространенными. На это указывают гибридные модели BMW ActivHybrid, Mercedes-Benz S400 Hybrid, Honda CRZ.

На вопрос о том, будет ли восьмиступка Ford иметь электрический аналог, Реннекер ответил: «При проектировании любой новой трансмиссии, также рассматривается возможность создания гибридного варианта.

В планы Ford входит электрификация восьми ступенчатой трансмиссии в ближайшие пару лет».

Реннекер: «Пока КПП с двойным сцеплением находились в стадии разработки, КПП с планетарным набором передач тоже не стояли на месте, развиваясь.

В результате постоянного развития трансмиссий разного типа, мы не можем сказать ни об одном виде, что это «трансмиссия будущего».

Так как требования к экономии топлива автомобилей становятся все жестче, трансмиссия будущего будет иметь больше настроек определяющих оптимальную передачу для каждой скорости».

Мифы и легенды об АКПП: развенчиваем популярные заблуждения

6 причин почему коробки передач с большим количеством скоростей бессмысленны

На дворе уже 21 век, а старая добрая АКПП все еще окружена мифами. Кроме того, эти мифы плодятся с невероятной скоростью. Наверное, это связано с тем, что автомобили c «автоматом» у нас набирают популярность, и многие водители впервые сталкиваются с этим агрегатом.

В статье мы будем развенчивать мифы, а если Вам, дорогой читатель, статья понравится, напишем про легенды. Про то, что когда-то было актуальным или актуально до сих пор. Обращаем внимание, что под аббревиатурой «АКПП» мы имеем ввиду автоматическую коробку с гидротрансформатором и планетарными передачами, она же — гидромеханическая, то есть «классическая» АКПП.

Мы, пожалуй, не будем останавливаться подробно на устройстве типичной АКПП, благо совсем недавно писал исчерпывающую статью о гидротрансформаторе и чуть ранее – о проблемах электрики.

Почему-то распространено мнение, что масляный насос АКПП приводится в действие от турбины (выхода) гидротрансформатора.

На самом деле, привод насоса соединен с корпусом гидространсформатора, то есть, фактически, с маховиком двигателя, поэтому насос будет нагнетать давление в систему сразу после того, как мотор начинает вращаться, и масло будет прокачиваться в системе при любом режиме работы коробки. Поэтому масляного голодания в исправной коробке не бывает ни в каких режимах.

Что происходит, когда выбран режим D и нажата педаль тормоза? АКПП выбирает первую передачу, к колесам прикладывается крутящий момент, но тормоза не дают сдвинуться с места. При этом турбина гидротрансформатора остается неподвижной, а вся энергия двигателя преобразуется в гидротрансформаторе в тепловую. По сути, мотор мешает масло.

Но на эту работу требуется затратить энергию, чтобы двигатель поддерживал частоту вращения холостого хода, электронный блок управления увеличивает подачу воздуха и топлива. При включенной нейтральной передаче механическая связь между выходом коробки и турбиной гидротрансформатора разорвана.

Частота вращения выхода гидротрансформатора практически равна частоте вращения двигателя. Нагрузка на двигатель минимальна. Для поддержания режима холостого хода требуется меньше топлива. Уменьшается нагрев двигателя и АКПП. Сплошные плюсы в выборе режима N при остановке более чем на 30 секунд, особенно жарким днем в глухой пробке или долгом красном светофоре.

Если я еще не убедил «нейтралефобов», приведу еще пару доказательств. Начнем с того, что режим паркинга отличается от нейтрали только тем, что заблокирован выходной вал АКПП. А режим «P» ни у кого не вызывает опасения. В том, что экономия топлива и уменьшение нагрева реальны, можно убедиться на относительно старых машинах с бензиновым двигателем.

Если, удерживая педаль тормоза, перевести коробку из D в режим N, то будет заметно, что педаль немножко проваливается. Связано это с тем, что блок управления двигателя уменьшает подачу топлива и воздуха.

Разряжение во впускном коллекторе, а, значит, и в вакуумном усилителе возрастает, усилитель сильнее давит на главный тормозной цилиндр, а на педали усилие уменьшается. Тот же эффект иногда бывает при отключении кондиционера. Все по той же причине. Контроллер уменьшает подачу топливно-воздушной смеси.

Шестидиапазонной АКПП уже никого не удивить, а на автомобили высокого класса во всю устанавливают 7-, 8-, и даже 9-ступенчатые «автоматы». Такие коробки не уступают вариатору в задаче поддержания оптимальных режимов двигателя, и очень надежны. Рано списывать старушку со счетов. За многолетнюю историю устройство АКПП доведено практически до совершенства.

Но в ближайшем будущем гидротрансформаторную АКПП ждет серьезное изменение. Она лишится… гидротрансформатора! В многодиапазонных коробках он не нужен. Ведь фрикционы, задающие режим работы планетарных передач — это не что иное, как многодисковое сцепление в масляной ванне.

Современные электронные блоки управления с филигранной точностью могут управлять давлением поршня, а, значит, очень плавно переключать передаточные числа без разрыва потока мощности, причем переход может осуществляться на любую передачу с любой. Такого себе не может позволить даже «робот» с двумя сцеплениями.

Похудевшая на «бублик», многодиапазонная, с КПД, сравнимым с «механикой», АКПП ближайшего будущего не должна сдать своих позиций.

Америка Конкурс авторов практика

Почему на МКПП грузовиков свыше 12 передач, а на легковых авто не более шести? Объясняю простыми словами

Водители легковых автомобилей, увидев коробку передач на грузовике, порой сильно удивляются. Селектор КПП у тягача сильно отличается от привычного им, имеет специальные обозначения и рычажки.

Разобраться во всех тонкостях без подсказки непросто, а начинающим водителям фур придётся привыкать к особенностями большегруза. Работать селектором коробки передач приходится активно.

Но зачем тягачам столько передач, если их максимальная скорость редко превышает 120 км/ч? Давайте разбираться.

Статья будет полезной? Не забудьте поставить «палец вверх» и подписаться на канал!

Конструктивно механические и роботизированные КПП у автомобилей и грузовиков схожи. Основная разница заключается в размерах — на большегрузе узел значительно крупнее. Однако, на тягаче редко можно увидеть меньше 12 передач. Зачастую встречаются грузовики, КПП которых имеет 16, а иногда и 24 разных положения. Для чего это нужно, и как во всём этом разобраться водителю?

Задачи большегруза и легкового автомобиля сильно отличаются. Это вынудило инженеров разрабатывать решения, позволяющие добиться ряда преимущественных характеристик. Двигатели у тягачей дизельные и имеют небольшой рабочий диапазон оборотов, который обычно подсвечен зелёным цветом и составляет 300-900 об/мин в зависимости от особенностей силового агрегата.

Читайте также:  Компания Mercedes начала испытания кабриолета CLE

Современные двигатели грузовиков имеют высокий крутящий момент, от 1200 Нм и более. У легковых автомобилей такими параметрами не похвастаются даже продвинутые спорткары, но в расчёт нужно брать массу тягача и его груза. Тягач массой в 18 тонн может тянуть за собой, например, 20 тонн груза. В результате крутящий момент будет значительно ниже в сравнении с легковым автомобилем.

Фактически механические и роботизированные коробки передач на тягачах имеют 4-6 передач, как и на обычных автомобилях. Однако, в конструкции трансмиссии применяются делители и демультипликаторы.

Делитель добавляет повышающую передачу к каждой из имеющихся. Если сама по себе КПП шестиступенчатая, то с делителем она будет иметь 12 «передач».

Переключиться на повышенную передачу можно при помощи флажка на селекторе.

Демультипликатор в КПП тягача добавляет ещё и понижающую передачу. При наличии делителя и демультипликатора на «шестиступке» получаем 6х2х2=24. Не считая задней передачи, у водителя будет 24 варианта включения коробки. Такое решение позволяет всегда поддерживать оптимальный диапазон оборотов, тем самым экономить топливо и обеспечивать максимальный срок службы двигателя.

6 причин почему коробки передач с большим количеством скоростей бессмысленны

Коробка передач автомобиля предназначена для преобразования и распределения крутящего момента двигателя для последующего доведения его до ведущих колес, а также для изменения объема тяговых усилий при различных условиях движения транспортного средства. Кроме того, она призвана обеспечить разобщенную работу ведущих колес и двигателя (например, при прогреве двигателя или его работе на нейтральной передаче).

На данный момент существует четыре основных типа коробки:

  1. механические;
  2. роботизированные;
  3. автоматические;
  4. вариатор.

Механическая КПП («механика», МКПП) имеет самый простой принцип работы. Она представляет собой цилиндрический редуктор, для которого предусматривается ручной способ переключения передач.

Роботизированная коробка передач («робот») – это обычная «механика», в которой функции включения и выключения сцепления, переключения скоростей полностью автоматизированы. Управление данными процессами осуществляется специальными сервоприводами, которые контролируется электроникой.

Автоматическая КПП («коробка-автомат», АКПП) включает в себя гидротрансформатор, который заменяет сцепление и обеспечивает функцию регулирования крутящего момента, и механическую коробку передач (чаще всего, планетарный редуктор).

Вариатор – это бесступенчатая коробка передач, в которой используется гидравлический или механический принцип работы при преобразовании крутящего момента. Для вариатора, вообще, не существует понятия «передача»; он выдает их бесчисленное множество.

В настоящий момент и вариатор, и «робот», и «автомат» объединяют одним понятием — автоматическая коробка передач, которая в споре с «механикой» начинает постепенно одерживать верх. Однако до сих пор самой популярной остается МКПП. Это обусловлено следующими факторами:

  1. максимальной простотой конструкции;
  2. надежностью деталей и узлов к механическому воздействию и перегрузкам;
  3. относительной дешевизной обслуживания и ремонта (даже капитального).

Благодаря данным качествам, механическая КПП – это самый распространенный тип коробки передач. Поэтому, не зря, современные автоматические АКПП снабжают функцией ручного переключения передач (например, типтроник).

Устройство АКПП

Коробка автомат, она же автоматическая коробка передач

, также может отличаться по конструкции. Базовые элементы те же что и в МКПП – валы, механизм и рычаг для выбора режима работы, в ряде случаев и переключения передач, картер. Их назначение аналогично. Отличий от механики несколько. Первое.

Сцепление заменено на гидротрансформатор, его еще называют «бубликом», или гидромуфту (реже), они состоят из турбины, насосного колеса. Отличие гидротрансформатора от гидромуфты в наличии реактора и другой форме турбины со статором. Второе.

Привод используется не механический, а гидромеханический.Трансмиссионная жидкость необходима не только для смазки деталей, но и используется как рабочая, для обеспечения передачи определенного крутящего момента. Третье.

Наличие электронного блока управления с датчиками. Они бывают разнообразными, например, отметим блоки управления:

  • двигателем (называется ECU);
  • коробкой передач (используется термин TCU);
  • управления трансмиссией (применяется аббревиатура TCM).

Все во многом зависит напрямую от производителя. Останавливаться на устройстве более подробно не будем, тема для отдельной большой статьи. Лишь отметим получившую наибольшее распространение схему. Она основана на использовании планетарных рядов с фрикционным переключением передач (пакетами фрикционов). Хотя возможны варианты, коробка автомат в конструкционном плане достаточно вариативна.

Основные виды МКПП

Акцентируем внимание на «механике». Это будет наиболее оптимальным хотя бы потому, что знание МКПП позволит при определенных навыках и умениях осуществить ее текущее обслуживание и даже ремонт.

«Механика» — это ступенчатая коробка передач. Иными словами, принцип работы механики заключается в следующем: крутящий момент двигателя изменяется ступенями — парами взаимодействующих друг с другом шестерен. У каждой ступени определенное передаточное число, преобразовывает скорость вращения коленвала двигателя и обеспечивает вращение с необходимой угловой скоростью.

Число ступеней, которыми комплектуется коробка передач, лежит в основе классификации механических КПП. Так, выделяют:

  1. четырехступенчатые;
  2. пятиступенчатые;
  3. шестиступенчатые и более.

Наиболее оптимальным вариантом у специалистов считается пятиступенчатая КПП, которая и является наиболее распространенной в среде «механики».

Вторым критерием классификации механической коробки является количество валов, используемых при преобразовании и распределении крутящего момента двигателя. Существуют трехвальные КПП (используемые преимущественно на заднеприводных транспортных средствах) и двухвальные (применяемые на переднеприводных автомобилях).

Коробки передач с конструктивной спецификой

Помимо известных трансмиссий в транспортных средствах также могут применяться и уникальные модификации. Такие типы коробок имеют специфическую конструкцию, а вместе с ней и свой принцип работы.

Безвальная КП

Трансмиссии, в которых не используются валы с набранным комплектом шестерен, называются безвальными. В своей конструкции они имеют несколько рядов шестерен, расположенных в двух параллельных осях. Соединение шестерен осуществляется благодаря блокировке муфт.

Шестерни расположены на двух валах. Две из них закреплены намертво: на ведущем она установлена в первом ряду, а на ведомом – в последнем. Промежуточные шестерни, расположенные на них, могут играть роль ведущей или же ведомой в зависимости от сформированного передаточного числа.

Такая модификация позволяет увеличить передаточное отношение в обоих направлениях. Еще одно достоинство подобной трансмиссии – увеличенный силовой диапазон коробки. Одним из самых серьезных недостатков является обязательное наличие вспомогательной автоматической системы, с помощью которой осуществляется переключение скоростей.

Несинхронизированная КП

К еще одной разновидности специфических коробок относится несинхронизированная или та, в конструкции которой не предусмотрено наличие синхронизаторов. Это может быть тип с постоянным зацеплением шестерен или со скользящими шестернями.

Чтобы переключить передачу в такой коробке, водитель должен обладать определенным навыком. Он должен уметь самостоятельно синхронизировать вращение шестерен и муфт, определяя время перехода от передачи к передаче, а также выравнивая скорость вращения коленвала акселератором. Профессионалы называют эту процедуру перегазовкой или двойным выжимом сцепления.

Для выполнения плавного переключения водитель должен иметь опыт в управлении такими механизмами. Подобный тип трансмиссии устанавливается в американских тягачах, мотоциклах, иногда в тракторах и спортивных автомобилях. В современных несинхронизированных трансмиссиях можно не использовать сцепление.

Кулачковая КП

Кулачковые коробки это разновидность несинхронизированной модели. Отличием является форма зацепляемых зубьев. Для повышения кпд коробки передач используется прямоугольная форма или кулачковый профиль зубьев.

Такие коробки очень шумные, поэтому в легковом транспорте используются в основном на гоночных авто. Во время соревнований на этот фактор не обращается внимание, но в обычном автомобиле такая трансмиссия не даст возможности получить наслаждение от поездки.

Секвентальная КП

Под секвентальной коробкой подразумевается тип трансмиссии, в котором переход на пониженную или повышенную передачу осуществляется исключительно на одну ступень. Для этого используется ручка или ножной переключатель (на мотоциклах), который позволяет переместить шестерню в корзине исключительно на одну позицию за одно нажатие.

Похожий принцип работы имеет автоматическая коробка типа Типтроник, но она лишь имитирует действие данной трансмиссии. Классическая секвентальная коробка устанавливается в болидах F-1. Переключение скорости в них осуществляется при помощи подрулевых лепестков.

Преселективная КП

В классическом исполнении преселективная КП требовала предварительного выбора следующей передачи до того, как коробка на нее переключится. Часто это выглядело так. Во время движения авто водитель выставлял на селекторе следующую передачу. Механизм подготавливался к переключению, но выполнял это по команде, например, после нажатия на сцепление.

Ссылка на основную публикацию