Несерийные российские автомобили

Тема советских и российских концепт-каров поднималась не раз: действительно, наш автопром порой разрождался удивительными творениями, некоторые из которых впечатляют и сегодня.

Но если экспериментальные футуристические «Москвичи» начала 1990-х, невероятную мазовскую «Перестройку» или безумную «Ладу-Рапан» у нас еще помнят, то многие другие модели живы только в памяти самых больших энтузиастов. 

ВНИИТЭ-ПТ

Юрий Долматовский был одним из самых прогрессивных конструкторов СССР, который еще в середине прошлого века понял, сколько преимуществ дарит однообъемная компоновка. Именно ему принадлежит авторство знаменитых экспериментальных вэнов — представительского НАМИ-013 и милейшей компактной «Белки». Ну, а венцом изысканий Юрия Ароновича стало концептуальное такси ВНИИТЭ-ПТ, созданное в 1964 году.

Несерийные российские автомобили

 autowp.ru

Для середины 1960-х это была революция: посмотрите хотя бы на потайную оптику и граненые формы, которые войдут в моду только через декаду! При длине всего 4,2 метра, как у современного хэтчбека B-класса, однообъемник получился исключительно просторным внутри.

Пассажиры попадали в салон через электрическую сдвижную дверь справа, водитель — через свою собственную «калитку» слева.

В основе ВНИИТЭ-ПТ лежала стальная пространственная рама, обшитая стеклопластиковыми панелями, сзади трудился 50-сильный мотор от «Москвича-408», но в итоге конструкцию посчитали слишком трудоемкой для массового производства.

Несерийные российские автомобили

  •  autowp.ru
  • Единственный построенный экземпляр доживает свой век среди облезших стен Военно-технического музея под Черноголовкой — но только представьте, как выглядели бы наши города, если бы по ним начали ездить вот такие букашки!
  • Заря

Еще один стеклопластиковый проект, очень любопытный, хоть и далеко не настолько прогрессивный по конструкции.

Автомобиль «Заря» построен в 1966 году: довольно нескладен, но здорово напоминает «Волгу» ГАЗ-24, согласны? Только вот она появится только через четыре года, а в основе «Зари» — агрегаты от старушки ГАЗ-21.

А еще в дизайне много отсылок к свежайшему на тот момент Ford Falcon, с которым принято сравнивать «двадцать четвертую».

Несерийные российские автомобили

 Северодонецкая авторемонтная база

Создатели «Зари» вообще были людьми крайне живого ума — машину сделали на той же Северодонецкой авторемонтной базе, что и знаменитый микроавтобус «Старт» из «Кавказской пленницы», а за дизайн отвечал тот же художник Юрий Иванович Андрос. Планы серийного производства довольно быстро накрылись медным тазом — конструкция кузова оказалась одновременно сырой и сложной. Но кто знает, не этим ли купе вдохновлялись газовские сотрудники, разрабатывая «двадцать четвертую»?

Несерийные российские автомобили

 Северодонецкая авторемонтная база

ИЖ ЗИМА

В 1965 году Ижевского автозавода еще толком не существовало: первые цеха только-только готовились к сдаче в эксплуатацию. А вот конструкторское бюро уже было сформировано, и его сотрудники выступили с инициативой — что если не налаживать выпуск «Москвичей», для которого и создавалась фабрика, а сделать что-то свое?

Несерийные российские автомобили

 autowp.ru

Этим «чем-то» и стали прототипы ЗИМА-1 и ЗИМА-2 — по сути те же «Москвичи», но сильно упрощенные.

Вместо несущей конструкции здесь использовалась рама, на которую водружались знакомые, но все же переделанные москвичевские кузова: минимум декора, необычная «четырехглазая» передняя часть, две или четыре двери на выбор. Силовые агрегаты, подвески и прочее — тоже от АЗЛК.

Словом, «бюджетники» почти что в современном понимании: такие машины могли бы занять нишу между «Запорожцем» и «Москвичом», но в итоге решено было в эксперименты не уходить: к 1966 году в Ижевске началась сборка столичных моделей.

Несерийные российские автомобили

 autowp.ru

ИЖ-13 «Старт»

Однако конструкторский пыл не только не угас — он набрал новую силу! В 1968 году начались работы над автомобилем «Старт», который для советского автопрома оказался просто революционным.

Представьте: в Тольятти только-только строится завод для выпуска «копейки», а Ижевск проектирует вот это: пятидверный хэтчбек с аэродинамичным дизайном, черным горбом на капоте (не иначе, подсмотренным у американских масл-каров) — и передним приводом!

Несерийные российские автомобили

 autowp.ru

Технически все было сделано экзотически, но не от буйной фантазии, а с прицелом именно на простоту освоения в производстве.

К стандартному «продольному» силовому агрегату от «Москвича-412» — 1,5-литровому мотору и четырехступенчатой коробке передач — стыковался редуктор, который через карданный вал отправлял тягу обратно к передней оси.

То есть разворачивать мотор поперек и проектировать для него новую трансмиссию не требовалось, можно было обойтись малой кровью.

Несерийные российские автомобили

 autowp.ru

Форсировка со стандартных 75 лошадиных сил до очень серьезных по тем временам 95 точно не пошла бы в серию, но руководство страны зарубило весь проект целиком.

Почему? Да просто оказалось вообще не до него: все силы были брошены на ВАЗ. В итоге единственный прототип был завершен и испытан в 1972 году, после чего отправился в пыльный угол.

А до появления тольяттинской «восьмерки» останется еще 12 лет планомерного отставания от общемирового прогресса.

Несерийные российские автомобили

 autowp.ru

ВАЗ 2101-80

Впрочем, и вазовские дизайнеры имели множество идей на тему того, как облагородить стремительно устаревающую «классику».

Посмотрите на эти макеты, которые датируются 1975 годом! Изящные линии, напоминающие актуальный на тот момент Ford Escort, две или четыре двери, ничего общего с исходником в плане стиля — но при этом та же платформа, которая сулила относительно доступный запуск производства.

Даже если бы он состоялся только к Олимпиаде (о чем и говорит индекс 2101-80), это в любом случае стало бы огромным шагом вперед по сравнению с той агонией, в которую погружалось «классическое» семейство вплоть до 2010 года. Но инициатива, увы, так и застряла в пластилине.

Несерийные российские автомобили

 Из архива Максима Жигалкина

ГАЗ-3101

Совсем другая судьба могла ждать и «Волгу». Работы над созданием наследника ГАЗ-24 начались еще до старта производства — как, в принципе, и заведено у серьезных автомобильных компаний. Первоначальный замысел был правильнее некуда: новому поколению — новый кузов.

Чуть позже силовую структуру было решено оставить прежней, но планов все равно была масса: прототипы, собранные в 1973 году, могли похвастаться моторами V6, гидроусилителями, кондиционерами — и даже ШРУСами в передней подвеске вместо шкворней.

Увы, восемь лет спустя, когда проект переродился-таки в серийную версию с индексом 3102, ничего этого в производстве не оказалось.

 autowp.ru

ВАЗ-2702 «Пони»

С электромобилями в Тольятти экспериментировали еще до того, как это стало мейнстримом. В 1979 году появились первые образцы проекта «Пони», которые по сути мало чем отличались от гольф-каров.

Годом позже были построены электрические развозные грузовички, не лишенные как дизайнерского шарма, так и серьезных конструктивных недостатков: например, из-за тяжелых аккумуляторов грузоподъемность шасси, построенного на основе ВАЗ-2108, оказывалась ничтожной.

 autowp.ru

Однако работы не были заброшены: вплоть до 1986 года вазовские инженеры корпели над компоновкой, меняли сталь на алюминий, чтобы снизить массу кузова и увеличить грузоподъемность, придумывали систему быстросъемных аккумуляторов — но в итоге ни к чему не пришли.

Максимум, на что был способен «Пони» — 400 кг груза на борту и 70 км пробега на полной зарядке в городском цикле.

Справедливости ради, жизнеспособных проектов коммерческих электрофургонов тогда не было вообще ни у кого — индустрия приходит к ним только сейчас, и то не слишком уверенно.

 autowp.ru

ЛАЗ «Украина-1»

Только посмотрите на эту красоту! В год первого полета Юрия Гагарина инженеры и дизайнеры Львовского автобусного завода построили совершенно космический концепт, который даже снялся в фильме «Королева бензоколонки». Помимо удивительного дизайна, здесь были пневмоподвеска, гидроусилитель руля, электропневматический привод пятиступенчатой «механики», новенький 150-сильный V8 от ЗИЛ-130 и роскошный салон на 36 мест.

 autowp.ru

В серию автобус не пошел, равно как и его наследники из семейства «Украина» с индексами 67, 69, 71 и 73 — это уже в соответствии с годами постройки.

Поздние образцы уже не поражали дизайном, потому что строились на базе серийных ЛАЗ-699, зато щеголяли богатым оснащением: в салоне можно было пользоваться кофеваркой, холодильником, газовой плитой и туалетом, были предусмотрены два телевизора, магнитофон, гардероб и многое другое. Однако советскому автопрому такая роскошь оказалась не нужна.

 autowp.ru

ВАЗ-2122 «Река»

Чего не хватает бессмертной «Ниве», которая без изменений выпускается с 1977 года и имеет все шансы справить полувековой юбилей прямо на конвейере? Только не надо говорить, что мощного мотора, нормального салона или трансмиссии, которая не воет. Это все мелочи. Представьте, что было бы, умей она еще и плавать!

 autowp.ru

Разработка такой версии началась до дебюта серийной версии — и, разумеется, по инициативе военных.

Строго говоря, это была не совсем плавающая «Нива», а скорее отдельная модель со своим собственным кузовом — намного более утилитарным и надежно загерметизированным снизу.

Проектирование двух машин велось параллельно, но если гражданская довольно быстро дошла до серии, то военная застряла в статусе прототипа еще на 10 лет.

 autowp.ru

«Река» прошла полный цикл необходимых испытаний: она умела плавать, десантироваться с парашютом, подходила как для командирского использования, так и для перевозки личного состава, раненых или для установки оружия.

Читайте также:  Составлен рейтинг «самых американских» автомобилей

Машину даже одобрила государственная комиссия и рекомендовала к производству — но на дворе была уже перестройка, и запоздавшая на 10 лет конструкция оказалась никому не нужна.

А вот «Нива», которая теперь Lada Niva Legend, живет и здравствует.

 autowp.ru

ЗИЛ-4102

Парадоксально, но сгинул в истории и вот этот проект, который вроде бы полностью соответствовал перестроечной системе ценностей.

Более компактная, современная и демократичная альтернатива устаревшим лимузинам ЗИЛ была одобрена непосредственно Михаилом Горбачевым — но только на этапе изначальной концепции.

Работы в этом направлении и так уже некоторое время велись, поэтому зиловцы, получив отмашку, довольно быстро довели дело до «живых» прототипов.

 autowp.ru

Это был гигантский прыжок вперед относительно прежних моделей.

Начать хоть с того, что у 4102 был несущий кузов вместо рамы, а часть кузовных панелей, во имя дальнейшего облегчения, изготавливалась из пластика и композитных материалов.

 Все это позволило снизить массу кузова аж на полтонны по сравнению с прежней моделью 4104, а способностей 315-сильного мотора V8 стало хватать для набора первой сотни за 10,5 секунды. 

 autowp.ru

Плюс к тому, все подвески впервые имели независимую схему, а водительское место было сделано намного эргономичнее, чем у предшественников.

С учетом того, что президент СССР любил ездить за рулем сам, концепция казалась беспроигрышной — но проект свернули почти сразу же после демонстрации прототипов Горбачеву.

То ли потому, что машины ему просто не понравились, то ли потому, что просочилась информация о кличках двух построенных образцов. Ведь на заводе иначе как «Мишкой» и «Райкой», в честь президентской четы, их и не величали.

Большая редкость: советские автомобили, не пошедшие в серию

Советский автопром всегда было принято критиковать, а советские машины называть «ведрами с гайками». Иногда они действительно это заслуживали, но, вместе с тем, многие модели тех лет сегодня вспоминают с ностальгией. К сожалению, в их число не попал ряд автомобилей, разработка которых велась накануне распада СССР. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1989 году Завод имени Лихачёва (ЗиЛ) изготовил два опытных седана высшего класса ЗиЛ-4102, которые сами заводчане в шутку называли «Михаил» и «Раиса».

Разумеется, в силу ряда причин, читай — развала страны, этот «членовоз» в серийное производство не пошел, хотя при соответствующей доводке мог бы стать весьма неплохим автомобилем.

Например, лимузин имел бортовой компьютер с синтезатором речи, который появился на зарубежных аналогах почти десятилетие спустя. Бензиновая 16-клапанная «восьмерка» объемом 7,7 литра развивала мощность в 315 л.с. и разгоняла массивную машину до вполне приличных 190 км/ч.

А вот трехступенчатая автоматическая КПП в конце 1980-х выглядела уже анахронизмом. Само собой, в серию автомобиль мог пойти с совсем другими агрегатами, но данный проект был «зарублен» по приказу сверху. Один автомобиль – «Михаил» — отправили на разборку, и до наших дней уцелела только «Раиса». 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Весьма интересным автомобилем обещал стать ГАЗ-3105 «Волга». Этот седан одновременно должен был заменить «Чайку» и «Волгу» ГАЗ-24 и без всяких оговорок попасть в премиум-класс. Машина имела современный дизайн, восьмицилиндровый 3,4-литровый 170-сильный двигатель, дисковые тормоза и антиблокировочную систему.

Разумеется, на момент своего появления, а это начало 1990-х, машина была «сырая» и требовала доводки и доработки. В частности, ей совершенно точно не помешала бы автоматическая коробка передач в дополнение к пятиступенчатой «механике», а также более современная подвеска.

Автомобиль выпускался очень небольшой серией, затем все работы были свернуты и ГАЗ-3105 «Волга» тихо «умер», не успев толком «родиться». В 1986 на заводе АЗЛК был начат выпуск «Москвича-2141», а в 1991 году были представлены автомобили, которые вполне могли прийти ему на смену: «Москвич-2143 «Яуза» и «Москвич-2144 «Истра».

Первая модель выпущена в количестве трех штук, а вторая дальше демонстрационного макета не продвинулась. В те же годы появился минивэн «Москвич-2139 «Арбат» с пластиковыми кузовными панелями и очень прогрессивным дизайном. Однако на свет появился только один опытный экземпляр, после чего проект заглох.

А вскоре и сам завод АЗЛК стал достоянием истории со всеми своими перспективными разработками.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В середине 1980-х на Ульяновском заводе разрабатывалось сразу несколько внедорожников: УАЗ-3171, УАЗ-3172 и внедорожник-амфибия УАЗ-3907 «Ягуар».

Последний был выпущен в количестве 14 экземпляров, но в серию ни один из них не пошел. До конвейера же с трудом «дополз» разрабатывавшийся с 1980 года УАЗ-3160 «Симбир», впоследствии сменивший имя на «Патриот».

Все остальные разработки Ульяновского завода были отправлены в архив. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не встала на конвейер ни одна из разработок московского института НАМИ.

А ведь ряд концептов – «Охта», «Компакт» и «Компи» — демонстрировались на международных автосалонах и даже получили хорошие отзывы.

Не было преемника и у микролитражки «Ока», хотя ряд перспективных проектов предлагал тот же НАМИ, не дошла до конвейера и версия «Оки» с пятидверным кузовом, проект которой был создан на КаМАЗе.

Из всех позднесоветских проектов в серию пошли только три автомобиля: ВАЗ-2110, УАЗ-3160 «Симбир» и газовская «Газель». Сложно сказать, какая судьба была бы у несостоявшихся моделей, но их выпуск, возможно, мог позволить выжить тому же АЗЛК, не были бы утрачены уникальные производства на ЗиЛе и не свернут выпуск легковых автомобилей на ГАЗе.

Золотой запас: советские автомобили, сохранившиеся новыми в 2020 году — читайте в разделе Подборки в Журнале Авто.ру

В начале года мы уже собирали подборку советских и ранних российских автомобилей, которые удивительным образом сохранили первозданное состояние к 2020 году.

Как оказалось, такие машины обнаруживаются намного чаще, чем вы могли бы подумать: если не среди объявлений о продаже, то у счастливых владельцев, хвастающихся удачным приобретением.

Поэтому мы собрали вторую подборку артефактов из далекого прошлого — с минимальным пробегом, в заводской краске и состоянии «муха не сидела».

На территории СССР во второй половине семидесятых такой «Москвич-2137» в эффектном цвете «кипарис» был очень желанным.

Для того, чтобы в принципе купить новый автомобиль, обычно приходилось ждать в очереди несколько лет.

Или минимум год, если вам повезло оказаться представителем какой-либо «льготной» категории вроде работников сельского хозяйства. А уж универсал — ещё более редкий, чем седан, и вовсе запредельный дефицит.

Однако на Западе такой «Москвич» вполне мог залежаться. По словам нынешнего владельца машины, купившего её в 2018 году в Италии, этот «Москвич» 1978 года выпуска был ввезён официальным импортёром на Апеннинском полуострове, но своего покупателя так и не нашёл.

На одометре автомобиля всего 70 километров. Новый владелец укомплектовал универсал «дворниками» и антенной для радиоприёмника — оригинальными, советского производства. Те, что прилагались к машине, за прошедшие десятилетия загадочным образом исчезли.

Тоже хотите Москвич-2137? Посмотрите, какие варианты есть на Авто.ру прямо сейчас!

Ещё один советский универсал в отличном состоянии недавно был продан в США через аукцион eBay.

ВАЗ-2102 1978 года выпуска, ввезённый в Америку из Волго­градской области, прошёл 27 936 км за всю свою жизнь. Да, в абсолютных величинах на «капсулу времени» эта «двойка» не тянет.

Однако получается, что в среднем машина проезжала менее 700 километров в год. Считай, вообще не эксплуатировалась!

Автомобиль оснащён стандартным 1,2-литровым двигателем мощностью 64 л.с. и четырёхступен­чатой механической коробкой. Новый владелец заплатил за него 18 295 долларов — то есть около 1,3 млн рублей по нынешнему курсу. Вместе с машиной прежний хозяин тольяттинской «двойки» пообещал отдать багажник на крышу и другие аксессуары.

Ищете «двойку» в хорошем состоянии? Посмотрите, что есть на Авто.ру!

Военный УАЗ, служивший ранее в войсках связи ГДР, выставили в начале весны на продажу в Германии. За автомобиль 1986 года выпуска с пробегом 1637 км просили 8000 евро (около 625 000 рублей по текущему курсу).

При этом к «уазику» прилагалось и всё оборудо­вание, необходимое для обеспечения связи во время учений или боевых действий. Оно размещено напротив переднего пассажира и на полке у заднего сиденья.

Есть и пара мощных антенн: куда же без них на машине связи!

На Авто.ру тоже много 469-х. Смотрите!

Серую «Волгу» с мизерным для 50-летнего автомобиля пробегом 8500 км обнаружили украинцы, специали­зирующиеся на поиске подобных арте­фактов. Автомобиль пребывает в отличном состоянии: кузов без следов ржавчины, краска сохранила блеск, а на обивке салона фактически нет следов длитель­ного хранения.

Даже пластик рулевого колеса, который в те далёкие годы изготав­ливали с применением органического напол­нителя, здесь выглядит прилично. Хотя обычно рули старых «Побед» и «Волг» имеют свойство разлагаться от времени. И, кстати, это «Волга» так называемой «третьей серии» — решётку радиатора с тонкими вертикальными планками ГАЗ-21 получил в 1962 году и в таком виде выпускался до 1970-го.

Тоже хотите ГАЗ-21 в хорошем состоянии? Правильнее всего поискать его на Авто.ру

Легковой автомобиль, приобретённый бережливым человеком «про запас», имеет гораздо больше шансов стать «капсулой времени», чем грузовик. Однако встречаются и трудяги, оставшиеся новыми спустя десятилетия!

Читайте также:  Porsche представила первые фото 911 Carrera 4 и 4S

Эту цистерну на базе раннего ЗИЛ-130 с мизерным пробегом, едва превысив­шим тысячу километров, в 2016 году отыскал и купил коллекци­онер-реставратор старинных машин из Нижнего Новгорода. Причём до места назна­чения машину пришлось везти на автовозе: протяжён­ность маршрута составила 3000 километров — втрое больше, чем проехал сам экспонат!

ЗИЛ, выпущенный в Москве в 1968 году, долгие годы находился на хранении. На нём остались все атрибуты машин раннего выпуска. Кабина грузовика отделана материалом, похожим на картон. В руках нынешнего владельца ЗИЛ подвергся аккуратной перекраске — всё в тот же «родной» голубой цвет с белой решёткой радиатора.

Единственное отличие от заводской схемы — белая крыша кабины. С учётом того, что в своё время на предприятиях такие машины быстро вырабаты­вали свой ресурс, списывались и отправ­лялись в металло­лом, обнаружить ранний ЗИЛ-130 в состоянии нового — действительно большая удача.

Кстати, на Авто.ру тоже есть ЗИЛы!

Помимо музейной, у советских «капсул времени» есть ещё и вполне ощутимая матери­альная ценность. Поэтому за сохранив­шиеся со времён СССР автомобили с малым пробегом их хозяева часто просят немалые деньги. Этот универсал на базе «Волги» ГАЗ-24 владелец оценил в 2,5 млн рублей!

Автомобиль с пробегом около 2800 км находится в Казах­стане. С учётом правил Таможенного союза, его можно без особых проблем и лишних затрат легали­зовать и в России. Если, конечно, у кого-то есть на «Волгу» 1984 года выпуска — пусть и в состоянии нового автомобиля — деньги, за которые можно купить очень неплохую, действи­тельно новую машину.

Нужна «Волга», но подешевле? Вот тут есть классные варианты!

«Волгу», простоявшую без движения с 1988 года, выставили на продажу в Челябинске. По словам владельца, всю свою жизнь практически новый автомобиль провёл в гараже. Реальный пробег машины — 1638 километров.

На «Волге» до сих пор сохранились заводские пломбы.

При этом авто­мобиль прошёл тщатель­ную анти­коррозийную обработку, и на его кузове нет ни пятнышка ржавчины! Перво­начально владелец назначил за «капсулу времени» цену в миллион рублей, однако покупателей пока не нашлось. Сейчас эта «Волга на «Авто.ру» предлагается уже за 850 000 рублей. И она всё ещё носит статус «не проданной». Поэтому у вас есть шанс!

Синюю «Оку» 2002 года выпуска выставили на продажу в Ярославле. Авто­мобиль был обнаружен осенью 2019 года в старом гараже со 183 кило­метрами на одометре! На его сиденьях сохранился даже заводской упаковочный полиэтилен.

Машину выкупили, тщательно отмыли, стёкла оклеили атермальной пленкой, а некоторые части кузова — защитной. Затем «Оку» выставили на продажу, но уже за 220 000 рублей. Судя по всему, автомобиль нашёл нового владельца: среди актуальных объяв­лений эта практически новая «Ока» уже не значится.

Ищете «Оку»? Лучшие находятся вот тут

Эта «шестёрка» на год моложе «Оки» из предыдущего пункта. Седан, выпущенный в конце 2003 года, купили и сразу поставили в гараж, что немного не свой­ственно для современной России.

Пробег ВАЗа составляет всего 65 километров, а комплектация осталась неизменной — с един­ственным наружным зеркалом слева и штампо­ванными дисками с «восьмёрочным» рисунком.

В феврале 2020 года машину выставили на продажу в Уфе. За практи­чески новую «шестёрку» с карбюраторным двигателем 1.6 мощностью 75 л.с. просили 350 000 рублей. Есте­ственно, автомобиль быстро нашёл нового владельца.

Но вы не отчаивайтесь. На Авто.ру ещё много ВАЗ-2106!

Практически новую «девяносто девятую» её владелец в Казах­стане выставил на продажу за внушительную сумму — и почти сразу нашёлся человек, готовый её выложить! За авто­мобиль 2001 года с пробегом 1024 км, продаваемый в Казах­стане, была назначена цена в 5,7 млн тенге (около 956 000 рублей). Объяв­ление о продаже уже снято с публикации. Вероятно, сделка состоялась.

По словам продавца, новый автомобиль прибыл в Казах­стан на автовозе и практически сразу после покупки был поставлен на консервацию в гараж. Тем не менее, с машиной успели произвести небольшие доработки: например, вмонти­ровали проставки в переднюю подвеску. В остальном же ВАЗ-21099 с 1,5-литровым карбюраторным мотором мощностью 72 л.с. остался в первозданном виде.

Очень много 99-х прямо сейчас есть на Авто.ру

Материал по теме

Советские машины без пробега в 2020 году. Что? Да!

Материал по теме

Крутые кастомы на базе советских автомобилей

13 народных автомобилей СССР, которых как бы не было

Все эти модели — невоплощенные мечты советских граждан о дешевом народном автомобиле.

Материалы по теме

  • Некогда справедливо считали, что массовый — как принято было говорить, народный автомобиль может быть только компактным, простым, со слабеньким моторчиком, зато дешевым, доступным.
  • Многие советские люди годами мечтали о чем-нибудь подобном — немного дороже, но все же повместительней и покомфортней мотоцикла, с крышей и с моторчиком хотя бы в 15–20 сил.
  • Попытки создать подобные машины в нашей стране предпринимали неоднократно, но в серию воплощались единицы.

НАТИ-2, 1932 г.

НАТИ-2, 1932 г.

Не очень удачный, но все же серийный НАМИ-1 конца 1920-х решили улучшить. НАТИ-2 тоже имел хребтовую раму, но был оснащен 4-цилиндровым двигателем в 1,2 л. развивающим 22 л.с. В 1932 году собрали несколько опытных образцов с разными кузовами.

Создатели НАТИ надеялись, что некоторые машины, например с двухдверным кузовом родстер попадут в руки не только чиновников средней руки, но и обычных советских граждан. Но планы производства этих автомобилей в Ижевске не воплотились.

Все средства государства уходили на реконструкцию АМО и строительство завода ГАЗ.

Проект ПДП

Проект ПДП

Уже в середине 1930-х конструкторы Пельтцер, Попов и художник Долматовский взялись за проект микроавтомобиля ПДП (по начальным буквам фамилий авторов) с вполне взрослым дизайном и мотоциклетным мотором. Предполагали наладить выпуск на мотозаводе в Подольске. Но дальше эскизов и деревянного макета дело не пошло.

ГАЗ-18, 1957 г.

ГАЗ-18, 1957 г.

В 1955-м по настоятельной просьбе инвалидов войны, которым доставались лишь примитивные, хилые мотоколяски, в Горьком создали ГАЗ-18. Вполне серьезная машина с закрытым кузовом получила 2-цилиндровый мотор мощностью 18 л.с.

 — половина двигателя Москвич-402 и даже автоматическую трехступенчатую коробку передач. Ведь агрегат уже создали для Волги ГАЗ-М21. Такая машина заинтересовала бы, конечно, не только инвалидов.

Но ГАЗ был до предела загружен серийной продукцией, а завод в Серпухове ничего подобного освоить не мог. Сделали всего два образца ГАЗ-18.

НАМИ-050 Белка

НАМИ-050 Белка

В НАМИ же в 1955–1956 гг. активно занимались микровэнчиком НАМИ-050 Белка.

Машинку на 10-дюймовых колесах с поднимающейся для доступа в машину водителя и переднего пассажира передней стенкой оснащали мотоциклетными 2-цилиндровыми двигателями объемом 0,5 л. мощностью 17,5 л.с. и 23 л.с. и трехступенчатой коробкой передач.

Производство планировали наладить на мотозаводе в Ирбите, но на правительственном уровне было принято решение о выпуске ЗАЗ-965. А два народных микроавтомобиля делать никто не собирался.

НАМИ-А50

НАМИ-А50

А ведь существовал и так называемый сельский вариант Белки — НАМИ-А50 с упрощенным грузопассажирским кузовом и тентом.

НАМИ-031, 1957 г.

НАМИ-031, 1957 г.

В НАМИ активно разрабатывали и автомобиль на смену примитивной серпуховской мотоколяске с брезентовым верхом. Одним из вариантов стал довольно симпатичный НАМИ-031. Он тоже мог бы заинтересовать не только инвалидов.

Сзади стоял мотор мощностью 13,5 л.с., подвески были торсионные, а рулевое управление реечным. Но панели кузова сделали из малопригодного для массового производства стеклопластика. Дальше прототипа дело не пошло.

НАМИ-086 Спутник

НАМИ-086 Спутник

Самый красивый прототип микроавтомобиля работы московского института — НАМИ-086 Спутник (к ВАЗ-2108 отношения не имеет) 1962 года. На автомобиле с 15-сильным мотором стояла четырехступенчатая коробка передач и электромагнитное сцепление. Но эта машина тоже не вышла из стадии опытного образца

НАМИ-059 Огонек

НАМИ-059 Огонек

Конечно, в дешевом, простом микроавтомобиле были очень заинтересованы и сельские жители. С прицелом на них спроектировали универсальчик НАМИ-049 Огонек. Машина имела полный привод, но без понижающей передачи.

Двигатель рабочим объемом 0,75 л развивал 22 л.с. Этот опытный автомобиль был одним из немногих, все-таки ставших отправной точкой для серийной модели.

Огонек и конструктивные аналоги НАМИ с более простыми кузовами превратились постепенно в серийный ЛуАЗ.

ВАЗ-Э1101

ВАЗ-Э1101

Компактный ВАЗ-Э1101, прозванный на заводе Чебурашкой, выехал на испытания в 1972-м. Машина впервые в истории ВАЗа была переднеприводной. Для нее проектировали и строили прототипы новых моторов рабочим объемом 0,9–1,1 л. Впрочем, в серию этот автомобиль никто и не планировал. Но, в общем-то, он стал первым шагом на пути к ВАЗ-2108, да и к Оке.

Пеппи, 1990 г.

Пеппи, 1990 г.

Серийная уже Ока вдохновила на попытки создания иных микроавтомобилей. В 1990-м представили автомобильчик Пеппи псковского завода, делавшего автобусы ПАГ. Машина на узлах серпуховской мотоколяски СМЗ-С3Д осталась, естественно опытным образцом.

Мишка

Мишка

Громкий проект конца 1990-х — Мишка. Его рекламировали как семейство микроавтомобилей для сборки на непрофильных предприятиях и даже самостоятельно в гаражах! Реально опытный образец представлял собой узлы Оки, одетые в не очень аккуратный кузов со стеклопластиковыми панелями. Более поздние варианты были покрупнее и с агрегатами Таврии. Из странной затеи, разумеется, ничего не вышло.

Кинешма-М7901

Кинешма-М7901

Микроавтомобили Кинешма семейства М7901 условно можно даже назвать серийными. Их в конце 1990-х в небольших количествах собирали на заводе «Автоагрегат» в Кинешме.

На машинки ставили американский 11-сильный двигатель Briggs & Stratton, 26-сильный от мотоцикла ИЖ и даже 13-сильный 2-цилиндровый дизель.

Великого спроса на это творение, разумеется, не было, а ведь на заводе создали уже рестайлинговые прототипы.

Ока-2

Читайте также:  2001 - 2008 Skoda Superb: характеристики, описание, фото и видеообзор

Ока-2

В 1990-е на ВАЗе сделали целый ряд микроавтомобилей, в том числе несколько вариантов так называемой Оки-2. Декларировали, что ВАЗ-1121 будут производить в количествах до 100 тысяч в год. Но спрос на Оку стремительно падал. А вскоре окончательно стало ясно, что современный микроавтомобиль дешевым быть не может, а значит — спрос на такие машины у нас массовым не будет.

  • Одним из самых желанных автомобилей в СССР был универсал на базе 24‑й Волги. История и тест-драйв этого автомобиля — тут.

из архива автора

Интересные российские и советские автомобили, о которых вы не слышали — Авто Onlíner

Под словосочетанием «российский автомобиль» мы, как правило, понимаем модели Lada, «Волга», UAZ, ГАЗ, КАМАЗ. Может, еще «Москвич» кто вспомнит. А многие вообще ставят знак равенства между понятиями «российский автомобиль» и «советский автомобиль», причисляя сюда еще продукцию Запорожского автозавода.

Будем откровенны: массовым советским и российским автопроизводителям гордиться нечем — устаревшие модели, заимствованные технологии, унылый дизайн. За редким исключением (например, «Нива»), легковые машины, созданные в наших краях, — так себе.

Хотя были в России любопытные автомобильные проекты, о которых вы наверняка не слышали. Сегодня о них и поговорим. Onliner.by отыскал семь классных машин, созданных в СССР или России, которые известны очень узкому кругу людей. Забегая вперед, отметим, что это именно проекты, в прямом смысле этого слова.

То есть мелкосерийные либо вообще несерийные прототипы. Иначе вряд ли они остались бы в тени и попали в подобную статью.

В 1991 году талантливый российский инженер Дмитрий Парфенов основал компанию ООО «АВТОКАД», которая сейчас известна благодаря бронированным автомобилям, сделанным под заказ (об одной из них речь будет идти чуть ниже).

Но в начале своей карьеры специалист занимался не только коммерческими проектами для инкассаторских служб или «новых русских», опасающихся за свою жизнь. Еще он делал машины для души. Был, например, любопытный внедорожник Jump! с открытым верхом.

Но наше внимание привлек другой проект «АВТОКАДа» — линейка спорткаров «Лаура». Да, вот так, русскими буквами — «Лаура».

Идеей выпустить свой спорткар Дмитрий Парфенов болел еще в 1980-х и в 1985 году выпустил первый прототип «Лауры». В 1990-м был создан второй вариант модели на базе Audi S2 c 240-сильным мотором. Всего было десять незавершенных автомобилей и три ходовых прототипа.

Третья версия «Лауры» была построена на базе Pontiac Fiero 1989 года, но российский вариант имел уникальный дизайн. С этим проектом Парфенову помогал друг Александр Кулыгин. Двухместное купе имело центральное расположение силового агрегата и каркасно-панельную конструкцию.

Парочка таких машин до сих пор где-то катается по РФ.

Dartz Prombron

Раз уж заговорили о компании «АВТОКАД», грех не вспомнить крутейший внедорожник Dartz. Вообще, этот автомобиль — скорее исключение в данной статье.

В том смысле, что о нем как раз таки многие слышали — модель Prombron часто фигурирует в новостях. То золотом ее отделают, то покроют броней, как будто на войну собираются отправлять, то в очередном фильме «засветится».

При этом некоторые автолюбители даже не знают, что эта машина создана в России.

Разработкой автомобиля занималось все то же конструкторское бюро Парфенова. Производитель так описывает Dartz, который до 2010 года называли «Комбат»: эта машина сочетает в себе достоинства полноприводного внедорожника, комфорт лимузина и танковую броню.

В конструкции применены узлы концерна General Motors, но автомобиль не похож ни на одну существующую модель. Эдакая смесь «Гелендвагена», Hummer, лимузина и военного грузовика. Сейчас Dartz Prombron производят в Эстонии. В 2012 году для комедии «Диктатор» были выпущены три «позолоченные» модели. На машину ставят 8,1-литровый V8 (400 л. с.) и 6-АКП.

Есть несколько вариантов исполнения, включая подобие внедорожного седана. Автомобиль полюбили богатые шейхи и рэперы.

«Шаман» 8×8

Вот умеют русские делать военные и внедорожные машины. Видимо, такие автомобили помогают бороться с двумя главными проблемами страны.

В 2005 году вездеход собственного производства решили разработать в поселке Новозавидовский, что в Тверской области. Местные бизнесмены основали компанию с незамысловатым названием ООО «Авторос» и начали работать над проектом Z.

 Спустя четыре года «проект» поехал своим ходом. Причем не только по асфальту, но и по снегу, болоту, полям и вообще по чему угодно.

До 2011 года машину испытывали и настраивали для езды по любому типу покрытия. Были даже прототипы с подвесным винтом, чтобы автомобиль мог плавать. В 2012-м модель переименовали в «Шамана» и начали принимать заказы на ее изготовление.

Машина обладает превосходными внедорожными качествами и способна проехать буквально в любом месте, где пролезет геометрически. У рамного 8-колесного вездехода 9 мест и 3-литровый дизельный мотор мощностью 176 л. с. Тяга — 400 Н·м.

В дрэг-рейсинге не победишь (весит машина почти 5 тонн), но зато карта мест для рыбалки у владельца «Шамана» ограничивается только фантазией и наличием свободного времени.

Bronto-1922-51 «Марш»

В 1993 году у компании «АвтоВАЗ» появилось дочернее предприятие Bronto. Люди, не интересующиеся продукцией российского автогиганта, вряд ли слышали об этой небольшой фирме.

А занималась компания, в штате которой было пару десятков человек, разработкой различных версий машин Lada: сверхвысокой проходимости, бронированных, повышенной вместимости и комфортности и т. д. В узких кругах продукция Bronto хорошо известна.

Автомобили, доработанные на этом предприятии, имели даже экспортный потенциал — какое-то время их поставляли в Колумбию и Югославию.

С 1995 по 2012 год Bronto выпускала модель 1922-51. Это «Нива» с огромными колесами и, что важно, заводской гарантией. Модель конкурировала на рынке с продукцией фирмы «Трэкол» и неплохо покупалась различными организациями. Любопытно, что рама и мосты здесь от УАЗ-3151.

Автомобиль разрабатывался для поездок по поверхности с низкой несущей способностью: болоту, зыбкому песку, снежной целине и даже воде. Иногда 1922-51 называли «Марш» — с французского это слово переводится как «болото».

С 2015 года Bronto принадлежит компании ВИС, которую многие знают по «каблучкам» на базе моделей Lada.

«Скорпион-1» («Защита»)

Еще одна российская компания, работающая по предзаказу, — ЗАО «Защита». Фирма была основана в 1993 году и все это время специализировалась на создании специальных и бронированных машинах гражданского и военного назначения.

Компания работает не только с российскими производителями — при желании у них можно заказать создание автомобиля на базе иномарки.

Основное предназначение транспортных средств «Защиты» — перевозка ценных грузов, VIP-персон и сотрудников спецподразделений.

Не будем трогать их военные машины типа «Булатов» или переделанных КАМАЗов. Для простых смертных куда более интересным является проект «Скорпион-1» — внедорожник на базе УАЗ-31514.

На фотографиях кажется, что у модели уменьшили дорожный просвет, но это визуальный обман — на самом деле уазик просто сделали шире! Инженеры «Защиты» серьезно модернизировали кузов 31514, убрав крышу и установив каркас безопасности.

Позиционируется данный автомобиль как внедорожник повышенной проходимости для активного отдыха. Получился российский ответ Wrangler.

«Заря»

Фанаты советской техники должны помнить предприятие под названием САРБ. Это Северодонецкая авторемонтная база, которая стала известной в первую очередь благодаря стильным микроавтобусам «Старт».

Даже если вы не слышали этого названия, то однозначно видели на картинках этот необычный двухобъемный автомобиль, второй «объем» у которого был сзади. Ни одна коллекция масштабных моделек советских машин не обходится без «Старта».

Но вспомнили САРБ мы не из-за микроавтобуса. Был еще один малоизвестный проект.

В 1966 году на авторемонтной базе разработали стильное купе со стеклопластиковым кузовом. Машина базировалась на платформе 21-й «Волги», но обладала абсолютно другим дизайном. Назвали купе «Заря».

Планы были весьма серьезными: ожидалось, что в Северодонецке наладят выпуск этой модели, и была даже определена приблизительная цена — 5000 советских рублей.

Но из-за сложностей с выпуском стеклопластикового кузова и «сомнительных эксплуатационных качеств» проект свернули. Не нужен был дорогой 2-дверный автомобиль советскому человеку.

«Петрович 204»

В 2004 году в России появилась компания ООО «Экотранс». Это крупная организация, которая занимается металлообработкой, перевозками и другими видами деятельности. Были у «Экотранса» и проекты по созданию автомобилей.

В крупных энциклопедиях можно найти две машины данного предприятия: «Петрович 204» и «Петрович 354». История умалчивает, откуда такое название.

Быть может, таким образом создатели хотели максимально ассоциировать автомобили с Россией, но не исключено, что отчество или фамилию Петрович имел основатель «Экотранса».

«Петрович 204» выпускается с 2011 года под заказ. Это вездеход с нетипичным для сегмента несущим кузовом и мотором Hyundai (дизельный 2,5-литровый «атмосферник» мощностью 100 л. с.).

Автомобиль способен ездить со скоростью до 50 км/ч и расходует примерно 25 литров солярки на 100 км. Производится машина в Тюмени на предприятии, принадлежащем «Экотранс». В линейке имеется две модификации: с колесной формулой 4×4 и 6×6 (это и есть «Петрович 354»).

Цены зависят от комплектации. При желании в автомобиль можно поставить кожаный салон, телевизор и холодильник.

Как видите, россияне умеют не только в хоккей играть. При желании и наличии средств они способны выпускать достойные машины. В основном подобные частные «мануфактуры» в РФ разрабатывают внедорожники и бронированные автомобили.

С обычными легковушками и спорткарами у восточных соседей дела обстоят куда хуже. Недавняя попытка наладить выпуск «четырехдверного купе» Tagaz Aquila не увенчалась успехом — проект переехал во Францию.

Но зато пошли дела в гору у «АвтоВАЗа»: продукция этой российской компании наконец может конкурировать с бюджетными моделями мировых производителей.

Автомобили Lada на «Автобарахолке» Onliner.by

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector