Обзор lada rapan – фотографии технические характеристики описание модели

В начале девяностых, когда мировая автомобильная мода на биодизайн уже пошла на спад, умы некоторых российских стилистов были полностью поглощены созданием проектов, выполненных по канонам данной тенденции.

Морские обитатели, как представители эффективной адаптации к плотной водной среде, наилучшим образом подходили в качестве ориентиров для достижения желанной цели. Именно в этот момент руководство АвтоВАЗа дало группе одержимых единомышленников карт-бланш на создание компактного городского транспортного средства.

Более того, создателям перспективного компактабыла предоставлена абсолютно полная свобода действий, на некоторое время, конечно.

Обзор lada rapan – фотографии технические характеристики описание модели

Инженеры грезили обтекаемой однообъемной конструкцией. А на функциональных «кирпичах на колесах» был сразу же поставлен крест. Молодой и амбициозный дизайнер проекта В. Плешанов провел в творческих муках не одну ночь.

Но никакой из множества созданных набросков не вызывал у него полного удовлетворения. Пока его соратница В.

 Новикова, параллельно работавшая над интерьером, не обратила внимание на один из эскизов, сравнив изображение с типичным южным морским сувениром — раковиной рапана.

Непроизвольно заданный вектор так вдохновил дизайнера, что спустя неделю он выдал «на гора» доработанный, «тот самый» искомый вариант, в котором не было сомнений. Окончательно внешность «Рапана» была доведена на пластилиновом макете в натуральную величину. Продукт творческих мук получился настолько вызывающе-вздорным, что большинство увидевших его в первый раз были близки к шоку.

Обзор lada rapan – фотографии технические характеристики описание модели

«Рапан» казался посланцем иных, возможно, подводных миров. Или персонажем мира иллюзий Сальвадора Дали. Пухлость и рост создавали эффект величия — машина казалась больше, чем есть на самом деле. А ведь в длину она была сопоставима с миниатюрной «Окой».

Правда, ощутимо превосходя последнюю по ширине и высоте. Несмотря на спорную внешность (или благодаря ей), «Рапан» оказался для своего времени настоящим эстетическим прорывом.

А некоторые стилистические элементы, такие, например, как передняя и задняя оптика, вполне могли стать ориентиром для некоторых иномарок наших дней.

Обзор lada rapan – фотографии технические характеристики описание модели

Наполненный светом и очень просторный салон концепта был под стать внешности. В нем «правил бал» все тот же биодизайн. Никаких углов и ребер. Только плавные линии и гнутые поверхности. Огромные однопетельные круглые двери, открывающиеся против хода движения, обеспечивали удобный вход и выход.

А ровный пол и вращающиеся передние сиденья — комфортное размещение. Благодаря почти безграничной продольной регулировке, обитателям «галерки» предоставлялся «лимузинный» запас пространства. Правда, за счет багажника. Большая площадь остекления была залогом великолепной обзорности.

Передняя панель исповедовала минимализм: только «климат» и «музыка». Все кнопки управления и приборный дисплей нашли пристанище на неподвижной ступице руля по соседству с подушкой безопасности. К слову, сам руль, по задумке авторов проекта, услужливо поднимался при открывании двери, с целью обеспечения удобства при посадке.

Качество исполнения салона «Рапан» оставляло желать лучшего, но сама передовая концепция была продемонстрирована вполне наглядно.

Обзор lada rapan – фотографии технические характеристики описание модели

С названием мучиться не пришлось. Концепт единогласно нарекли «Рапан». Хотя изначально ему был присвоен «промкод» EL Car-2000. Две первых буквы подразумевали электрическую сущность концепта. Иначе и быть не могло.

Ведь футуристический биологический дизайн и чадящий двигатель внутреннего сгорания попросту несовместимы.

То ли дело «безупречное» электричество? Тут стоит упомянуть еще об одной инновации «Лада Рапан», об универсальном модульном шасси, внутри рамы которого располагались тяжелые никель-кадмиевые батареи.

Стоит ли говорить о том, что при такой революционной схеме активной платформы, работы над которой конструктор М. Маркиев вел с 1987 года, центр тяжести электромобиля размещался максимально внизу и благотворно влиял на устойчивость и управляемость. Электродвигатель располагался поперечно, перед передней осью.

Обзор lada rapan – фотографии технические характеристики описание модели
Обзор lada rapan – фотографии технические характеристики описание модели

Большинство узлов и элементов ходовой части для «Лада Рапан» было позаимствовано у обычной «Оки». А электрическая начинка — электродвигатель, аккумуляторы, тиристорный преобразователь — у «Оки электро» (была и такая).

В переключении передач, разумеется, необходимости не было. Поэтому, взамен традиционной коробки передач, «Рапан» получил редуктор с передаточным отношением, соответствующим третьей передаче бензиновой версии микролитражки «Ока».

Кстати, тормоза электромобилю достались от нее же, только без вакуумного усилителя.

Обзор lada rapan – фотографии технические характеристики описание модели

На шасси был установлен стальной трубчатый каркас, который, в свою очередь, обшивался панелями из стеклопластика. О том, каких трудов стоило изготовить эти панели, можно судить, взглянув на конечный продукт.

Если облик «Рапана» в виде финального макета был сформирован к 1995 году, то ходовой образец появился тремя годами позже. Его сборка заняла шесть месяцев. За счет 25‑киловаттного электродвигателя с крутящим моментом 108 Нм, 1,5-тонный «Рапан» мог разгоняться до 90 км/ч. Запас хода составлял примерно 100 км.

Причем, был предусмотрен режим рекуперации энергии, при котором двигатель при торможении переходит в режим генератора, подзаряжая аккумулятор.  Зарядка от бытовой розетки занимала порядка десяти часов.

Выкрашенный эффектным салатовым металликом «Рапан» так понравился руководству АвтоВАЗа, что в том же году его направили на выставку в Париж. Французская столица, а затем и Рим, где была представлена ВАЗовская разработка, буквально рукоплескали творческому гению и смелости тольяттинских конструкторов и дизайнеров.

Через год была выставка в Москве. И снова «Рапан» оказался в центре внимания. И снова оглушительный успех. Покрасовавшись, «Рапан» обрел пристанище заводском музее. Дорога на конвейер подобным «моллюскам» была заказана.

Обзор lada rapan – фотографии технические характеристики описание модели

Габариты 3490х1920х1610 мм
База 2905 мм
Задняя/передняя колея 1430 мм
Масса 1500 кг
Разгон до 30/60 км/ч 5/14 с
Максимальная скорость 90 км/ч
Двигатель электродвигатель
Аккумуляторная батарея никель-кадмиевая
Дизайнеры Владимир Плещанов, Валентина Новикова, Илья Жарков

1998 Lada Rapan, 2000 Lada Peter Turbo: забытые концепт-кары

В 2018 году исполняется 20 лет одному из самых необычных концепт-каров «АвтоВАЗа» — Lada Rapan. По этому поводу вспоминаем машину и её преемника Lada Peter Turbo.

  • Название: Lada Rapan
  • Дебют: автосалон в Париже, 1998 год
  • Спецификация: рамный переднеприводный однообъёмный электромобиль с пластиковым кузовом
  • Почему мы вспомнили о нём сегодня: один из первых российских концепт-каров

В Советском Союзе концепт-каров в привычном понимании не было. Заводы создавали экспериментальные прототипы, на которых обкатывались новые технологии и обсуждались варианты решений для серийной модели.

Но так, чтобы сделать яркий автомобиль специально для выставки — такого не было долгое время.

Lada Rapan, представленная в 1998 году на автосалоне в Париже, стала если не одним из первых российских концепт-каров, то одним из первых концепт-каров «АвтоВАЗа».

4-местный автомобиль создавался как транспортное средство для мегаполисов или зон, где ограничено использование машин с двигателями внутреннего сгорания. Поэтому концепт-кар был оснащён электромотором. Вообще конструкция модели была достаточно передовой — базировалась она на универсальной «активной платформе», которую можно было использовать в качестве основы для семейства моделей.

Внутри стальной рамы, под полом салона, размещалась никель-кадмиевая трёхсоставная аккумуляторная батарея НКП-120 на 120 А/ч, а 34-сильный электромотор ПТ-125 стоял над передней осью и её же приводил в движение. Часть компонентов силовой установки была заимствована у экспериментальной «Оки», а всё остальное было новым.

Однообъёмный пластиковый кузов отличался большой площадью остекления и панорамной крышей — имя автомобилю, учитывая его дизайн, дали в честь морского моллюска, раковину которого напоминал облик Lada Rapan.

У машины двери сдвигались, пол салона был ровным, кресла разворачивались к их проёму, а руль поднимался вверх при посадке/высадке водителя.

Кстати, в руль с неподвижной ступицей, как у Maserati Boomerang, была встроена не только панель приборов, но и подушка безопасности.

Концепт-кар массой около 1500 кг гипотетически мог разгоняться до 90 км/ч и проезжать до 110 км, но всё же это был по большей частью шоу-кар. После триумфального дебюта в Париже в 1999 году перекрашенную в зелёный цвет показали на автосалоне в Москве, но в итоге проект не заинтересовал ни потенциальных партнёров, ни сам завод.

  1. Единственный сделанный экземпляр Lada Rapan сейчас хранится в заводском музее «АвтоВАЗа» в Тольятти.
  2. Название: Lada Peter Turbo
  3. Дебют: автосалон в Москве, 2000 год
  4. Спецификация: макет
  5. Почему мы вспомнили о нём сегодня: развитие проекта Lada Rapan
Читайте также:  ЗАЗ-965, переделанный в новом стиле

Спустя два года после премьеры Lada Rapan «АвтоВАЗ» представил развитие этой модели — концепт-кар Lada Peter Turbo. На автосалоне в Москве был показан макет новой модели, который не имел даже интерьера.

Автомобиль отличался футуристичный обликом, а однообъёмный кузов имел отличные аэродинамические характеристики. Одной из главных особенностей Peter Turbo была слегка вогнутая крыша, снижавшая сопротивление воздуха.

К автосалону в Париже прототип был доработан и для Lada Peter Turbo сделали интерьер, но он был полностью нефункциональным. Во многих решениях — например, поворотных сиденьях — новый концепт-кар повторял Lada Rapan.

К сожалению, как и концепт-кар 1998 года, разработка не нашла своего серийного воплощения и осталась сделанным в единственном экземпляре макетом. Сейчас Lada Peter Turbo является экспонатом заводского музея «АвтоВАЗ».

Обзор lada rapan – фотографии технические характеристики описание модели

20 Фотографии

Обзор lada rapan – фотографии технические характеристики описание модели Обзор lada rapan – фотографии технические характеристики описание модели Обзор lada rapan – фотографии технические характеристики описание модели Обзор lada rapan – фотографии технические характеристики описание модели

LADA Rapan — Википедия

LADA Rapan

Общие данные

Производитель

АвтоВАЗ

Годы производства

1998

Сборка

АвтоВАЗ (Тольятти, Россия)

Иные обозначения

EL Car-2000

Дизайн

Тип кузова

Хэтчбек 4 мест

Компоновка

Передний

Двигатель

Электродвигатель Тип аккумуляторной батареи никель-кадмиевая

Массово-габаритные характеристики

Длина

3490 мм

Ширина

1920 мм

Высота

1610 мм

Колёсная база

2905 мм

Колея задняя

1430 мм

Колея передняя

1430 мм

Масса

1500 кг

Динамические характеристики

Разгон до 100 км/ч

до скорости 30 км/ч 5 секунд, до скорости 60 км/ч 14 секунд

Максимальная скорость

90 км/ч

На рынке

Связанные

ВАЗ 1152 «Эльф»

Другая информация

Объём бака

Время зарядки аккумуляторной батареи от бортового ЗУ (220В, 16А) (25 кВт)

Дизайнер

Владимир Плещанов, Валентина Новикова, Илья Жарков
 Медиафайлы на Викискладе

LADA Rapan — российский экспериментальный электромобиль, разработанный инженерами и дизайнерами департамента технического развития НТЦ ОАО АвтоВАЗ.
Выпущен в 1998 году.

Модель была впервые представлена на Международном автосалоне «Париж-98» в Риме. Проект не получил серийного и мелкосерийного производства.

Высказывалось предложение, для инвестиций в новую модель, привлечь один из энергетических холдингов, таких как ОАО РАО «ЕЭС России», который возьмет на себя оснащение существующих АЗС, специально разработанными трансформаторами для электрозаправки автомобиля. Но заинтересованности проект так и не получил.

В настоящее время проект заморожен, единственный произведённый экземпляр находится в техническом музее Волжского автозавода.

Конструкция

Кузов каркасный, с навесными пластмассовыми панелями, установлен на стальной раме типа «активная платформа». Пол ровный, высокий, без выступающих порогов и тоннеля. Приборы управления расположены внутри рулевого колеса, вместе с подушкой безопасности. Электромобиль отличается большой площадью остекления, на дверях встроены дополнительные парковочные окна
[1].

Lada Rapan в музее истории АВТОВАЗа

Примечания

  1. Мирзоев Г.К., Казаров А.П. Разработка электромобилей ОАО «Автоваз» (неопр.). «Журнал Автомобильных Инженеров» (2014). Дата обращения: 23 февраля 2015.
Это заготовка статьи об автомобилях. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Источник — https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=LADA_Rapan&oldid=113183496

Lada Rapan: первый российский электромобиль

Разработан российский электромобиль под названием Лада Рапан был в далеком 1998 году на предприятии АвтоВАЗ, а чуть позже показан на автосалоне в Париже. Авторы проекта увидели аналогию формы кузова с формой брюхоногих моллюсков: так и возникло название Rapan.

На разработку потребовалось 3 года: идея создания концепта пришла в голову группе из трёх российских дизайнеров – Илье Жаркову, Валентине Новиковой и Владимиру Плещанову.

Особенности дизайна Lada Rapan

Перед разработчиками стояла задача по созданию просторного авто, но с компактными габаритами: с ней удалось справиться, изготовив экспериментальную модель с 3,5-метровым кузовом и размером колёсной базы в 2905 мм.

У концепт-кара большие двери округлой формы, открывающиеся против движения. Передние сиденья являются вращающимися, задние регулируются в продольном направлении.

  • Превосходная обзорность из-за руля электромобиля Лада достигается за счёт внушительной площади остекления и наличия дополнительных окошек в нижней половине дверей.
  • Посадку водителя в салон облегчает отъезжающий руль, имеющий ступицу со встроенной подушкой безопасности и оборудованный элементами управления.
  • В основе каркасно-панельной конструкции кузова является каркасно-панельной, в основе его лежит рама с прикрепленными к ней аккумуляторным блоком и электромотором.

Технические характеристики

Оснащается электромобиль 25-киловатным электромотором (мощность агрегата не сообщается), способного разогнаться авто до 90 км/ч. Вместо традиционной коробки передач установлен редуктор.

Место для батарей нашлось под полом: это дало возможность уменьшить центр тяжести, что сказалось на улучшении управляемости. Ёмкость аккумулятора обеспечивает запас хода в 110 км, а время зарядки от обычной бытовой розетки занимает около 10 часов.

Однако довести АвтоВАЗу концепт Рапан до стадии серийного изготовления не удалось, и сейчас экспериментальный образец можно увидеть в музее завода.

Видео Lada Rapan

Машина из сна: история концепт-кара Lada Rapan

Дизайнер Владимир Плешанов рассказывал: — Мне сон приснился: Нью-Йорк, небоскребы, строгие прямые улицы… Все такое высокое и прямоугольное.

И вдруг над этой геометрической безжизненностью появляется нечто живое! Сначала несколько линий, позже они слагаются в законченный образ.

Существо повисает над небоскребами, потом начинает среди них как бы протискиваться… Вижу только переднюю часть, остальное уже домысливаю. Просыпаюсь и понимаю: нашел.

Утром Владимир набросал эскиз того, что потом станет концепт-каром Lada Rapan, и…

Но сначала вообще-то был Маркиев.

Михаил Маркиев, вазовский инженер-конструктор, уже знакомый нам по заметке про «Бронтокар», в августе 1994 года поехал на стажировку в США. По американской программе поддержки малого бизнеса.

Как дальновидные американские умы соотнесли ВАЗ с малым бизнесом — не понятно, но Михаила Ивановича взяли.

Две недели лекций по организации предприятий и делопроизводству, поездки по каким-то электростанциям… Маркиев взмолился: покажите мне хоть что-нибудь по профилю, нет сил уже восхищаться американской мечтой.

Тут вспомнили, что еще до поездки Маркиев делал заявку на производство электромобилей. И его отправили на завод магистральных тягачей Freightliner в Портленде. Там Михаил увидел все, от проектирования до готовой продукции. А в General Electric с гордостью показали советские учебники 30-х годов по электротехнике, которыми они пользуются и поныне.

После стажировки начальник управления дизайна ВАЗа Марк Демидовцев произвел Маркиева в начальники бюро спецавтомобилей и агрегатов. И почти сразу предложил новому начальнику бюро «сотворить что-нибудь эдакое».

ВАЗ тогда стремительно терял свои позиции на европейском рынке, а новых моделей, которыми можно подстегнуть спрос, не было.

Читайте также:  Подборка полезных обсуждений о том, почему двигатель не заводится на горячую

Поэтому руководство захотело «что-нибудь эдакое» свозить на одну из европейских автомобильных выставок, чтобы хоть немного напомнить о торговой марке Лада.

Маркиеву был выдан полный карт-бланш: сам набирай людей на проект, сам ими руководи. Но машину эффектную сделай. Шикарные условия, короче говоря, многие мечтают о таком.

В 1994 году еще не родился знаменитый проект AUTOnomy от General Motors — полностью автономная водородно-электрическая «тележка», на которую можно поставить любой кузов.

Да что там: даже концепции тяговой батареи как основания пола не было, серийные электромобили (а их было уже довольно приличное количество) просто конвертировали из бензиновых моделей, располагая АКБ не там, где нужно с точки зрения правильного распределения масс, а там, где получится.

Маркиев начал как раз с универсальной электрической тележки. Вот с такой:

Проект активной платформы, легший в основу Рапана, Михаил Маркиев проектировал с 1987 года

Тяговая батарея, разделенная на три блока, расположена внутри рамы, в базе. Ввиду ее большой массы центр тяжести смещается максимально вниз. Сейчас электромобили проектируют именно так, от Теслы до безродных «китайцев».

Тогда же это не было безусловным компоновочным стереотипом. Мотор расположен поперечно, перед передней осью, а рулевая рейка, напротив, смещена в базу.

Таким образом догружаются ведущие колеса и появляется свобода компоновки системы охлаждения двигателя.

Заметно, что на этом рисунке уже появились некие кузовные обводы, черновые, не имеющие отношения к собственно дизайну. Но они проявляют стиль, который тогда довлел над многими автохудожниками, не только российскими, но и европейскими.

Этот стиль называли по-разному — бионика, биомеханика, просто «био».

В мире он отгремел в начале 90-х годов и довольно быстро сменился стилем «техно», в Тольятти же вошли во вкус! Особенно проявил себя в этом направлении дизайнер Евгений Лобанов, нарисовавший облик таких машинок, как «Эльф» и «Гном», а потом, вдохновившись Opel Corsa, и серийную Калину.

Концепт-кары «Гном» и «Эльф», 1992-1994 годы

Так вот, дизайн будущего Рапана пригласили делать вышеупомянутого Владимира Плешанова, молодого и перспективного автомобильного стилиста, которого Лобанов сделал начальником бюро.

Плешанов тоже мыслил модными биокатегориями, но долго осторожничал, не имея в голове внятного образа. К тому же немногочисленную команду проекта оставили в полном покое и освободили от ежедневного контроля со стороны начальства.

А это только усилило ощущение ответственности!

  • И тут дизайнеру приснился Нью-Йорк.

Поначалу проект назывался ElCar 2000. Но когда уже делали первый пластилиновый макет, другой дизайнер, Валентина Новикова (она отвечала за разработку интерьера), сравнила рисунки Плешанова с ракушками.

Такими, которые многие из нас привозили в детстве с Черного моря. У брюхоногих моллюсков Рапана удивительно красивые «домики», и новая машина тоже казалась маленьким уютным домиком.

Это она на картинках выглядит внушительно, а так-то Рапан размером недалеко ушел от «Оки».

Промежуточных макетов было три, Плешанов на них отрабатывал оригинальную пластику «моллюсков». В итоге остановились вот на таком:

Пластилиновый полноразмерный макет ElCar 2000

Макет в процессе доводки

В мае 1995-го окончательный макет был готов, но тут вся работа над Рапаном неожиданно остановилась. Всех более-менее свободных дизайнеров и конструкторов бросили на доводку «двадцать третьей» модели (ВАЗ-2123), той, что годы спустя стала Шеви-«Нивой».

Тогда она была просто перспективным внедорожником, идущим на смену первой «Ниве», и завод надеялся поставить ее на производство самостоятельно, в ОПП даже начали собирать первые экземпляры.

Горячка с новой «Нивой» улеглась только через два года и в НТЦ возобновили работу над ходовым макетом Рапана.

Владимир Плешанов, довольный, сидит в посадочном макете

Постепенно трубчатый каркас обрастал стеклопластиковыми панелями невероятной сложности.

Команда дизайнеров: Владимир Плешанов, Валентина Новикова и Илья Жарков

И наконец-то машина приобрела нужные очертания:

Вот они, главные действующие лица, Плешанов и Новикова:

Ходовой макет выкрасили в перламутр — так он смотрелся вполне удачно, хоть и не по-ракушечьи.

Донором агрегатов шасси послужила все та же «Ока». А «Ока»-электро — системы электропривода — мотора ПТ-125, никель-кадмиевых аккумуляторов саратовского завода и пр.

Преобразователь на тиристорах (потом его переделали в транзисторный) доводили до кондиции долго, несколько лет. В этом принимал участие инженер Андрей Гайдук, которого мы тоже помним по статье про «Бронтокар».

Вот как Андрей рассказывает о доводке привода:

  1. Собирали машину недолго, чуть менее полугода.

В Рапане заложено поразительное количество оригинальных идей. Например, рулевое колесо, в котором по центру находились панель приборов и подушка безопасности.

Оригинальное рулевое колесо с невращающейся ступицей и встроенными «приборкой» и подушкой безопасности

Это такая смысловая отсылка концепт-кару Maserati Boomerang, где тоже применялось такое решение с неподвижной ступицей и встроенной в нее «приборкой».

Салон Maserati Boomerang 1972 года

Огромные двери держались на монопетлях (решение спорное, но ведь эффектно же!), обдув лобового стекла происходил через множество смешных мультяшных дефлекторов. Салон вообще получился игрушечным, как в имиджевом, так и в функциональном смыслах.

То ли авторам было лень додумывать мысли до конца, то ли конкретные изготовители макета упрощали себе жизнь… Но помимо отвратительного даже по меркам концепт-кара качества изготовления и проработки отдельных деталей, в Рапане вместо подразумевающихся кнопок и ящичков на центральной консоли присутствуют только намеки на них.

А смелость, с которой магнитолу закрыли неснимающимся полупрозрачным колпаком, вообще достойна восхищения! И как ею прикажете управлять?

А как элегантно решены наружные боковые зеркала!

Компоновочный эскиз Рапана

Процессом постройки живо интересовались и Демидовцев (главный дизайнер), и Мирзоев (главный конструктор). В какой-то момент Мирзоев решил, что Рапан вполне готов получить заслуженную долю международных восторгов, и машину отправили в Париж, на выставку. Это уже 1998 год.

  • Сохранилось видео, правда, плохого качества, снятое одной тольяттинской телекомпанией аккурат в период подготовки к Парижу.

На Парижском автосалоне Рапан приняли восторженно. ВАЗ привез во Францию две модели, Рапан и минивэн Менеджер. Так вот второй был на фоне яркого Рапана почти незаметен.

Валентина Новикова тоже была в Париже, в составе большой вазовской делегации. Вернулась в приподнятом настроении: Рапан оценили. Вот скан из газеты «Семь верст» 1998 года, где Валентина взахлеб повествует о том, как иностранцы принимали машину.

Рассказывают, что Мирзоеву кто-то позвонил во время автосалона и он прокричал в трубку: «У Вали все в порядке, Париж лежит у ее ног!».

Читайте также:  Dodge Challenger T/A (1970): характеристики, описание, фото и видеообзор

Тогда же Рапан попал и на обложку журнала «За рулем».

Не сказать, что эта история подстегнула европейские продажи «АвтоВАЗа», которые тогда ограничивались «Нивой» и «десяткой», но бренд Lada о себе напомнил, несомненно.

Из Парижа Рапан отправился… в Италию! Дело в том, что продюсеры итальянской телекомпании Rai Uno TV выпросили у вазовцев машину для участия в ежегодном шоу Cervelloni, туда же поехал начальник коммерческо-рекламного отдела завода Александр Егошин. Он и появился в кадре у итальянцев, робкий такой, скованный, ни слова по-итальянски не понимающий. Есть видеозапись этой передачи, скверного качества, сделанная еще на магнитофон VHS:

Триумф, короче говоря. Причем совершенный на самом закате биодизайна, когда в моду входили уже совсем другие линии, другая пластика. А вот про большие «стекающие» фары, выдающиеся далеко на боковины, Плешанов угадал — это решение используется сейчас многими автопроизводителями.

Рапан вернули из Европы и на несколько месяцев «отложили в сторонку». Но на следующий год новый главный дизайнер ВАЗа Сергей Синельников (пришедший на эту должность незадолго до Парижа) распорядился подготовить Рапан для Московского автосалона 1999 года. Машину перекрасили в зеленовато-салатовый металлик, чуть освежили интерьер — и повезли в Москву.

Рапан на выставке в Москве, 1999 год

Потом было еще несколько выставок, после которых машина надолго осела в дизайн-центре. А в «комаровские времена» ее перевезли в технический музей, в ангар со старыми концептами. Где Рапан пребывает и по сию пору.

Рапан в ангаре Технического музея Тольятти

Но история имеет продолжение, хотя и не прямое.

Владимир Плешанов после Рапана сделал дизайн для двух моделей гольф-каров, их ВАЗ тоже любил показывать на всяких выставках. Хотя направление со всех точек зрения было тупиковым — не вазовская это ниша, мягко говоря.

Гольф-кары работы В. Плешанова

А потом уже, незадолго до ухода с завода, в 2000 году, Плешанов вернулся к идее «ракушечного» биодизайна.

Проект этот назывался «Рамзес», он рисовался почти факультативно и никакого развития не получил, сделали только полноразмерный пенопластовый макет.

Концепт-кар «Рамзес»

Был у Плешанова еще один проект, который он делал немножечко «под Мирзоева». Если помните, существовало на ВАЗе такое «водородное направление» — «Антэл», машины на топливных элементах, особая инициатива и любовь тогдашнего главного конструктора ВАЗа.

Прототипы «Антэлов» базировались на «Ниве» и «десятке». А Мирзоев хотел для следующей итерации сделать оригинальное шасси. Плюс смотрел в перспективу: модели 2123 завод тогда фактически лишился, заключив контракт с GM, и нужно было думать о проекте «Нива-3».

Вот под это дело Плешанов и нарисовал несколько скетчей.

Проект нового внедорожника Владимира Плешанова, 2001 год

Но ничего практического из этого, разумеется, не получилось.

От ВАЗа в частности и от автомобилестроения вообще Плешанов ныне далек. Сидит в маленьком офисе, занимается полиграфическим дизайном, книжки всякие подарочные выпускает…

Владимир Плешанов

О деле почти 20-летней давности вспоминает не то чтобы неохотно, но с некоторой грустью. Ну, было, да, и было интересно. Но — закончилось. А жизнь продолжается.

Михаил Маркиев и Андрей Гайдук фонтанируют идеями развозных электромобилей, но и у них ничего пока не выходит: фантазий много, а инвесторов что-то не видать.

А Валентина Новикова продолжает работать в дизайн-центре ВАЗа, ее перу принадлежат интерьеры почти всех новых вазовских моделей.

Лада Рапан — фото, характеристики

В последние годы, АвтоВАЗ, выпустил не мало новинок: — Вторая Калина, Гранта, а главное, конечно же – Vesta, и X-Ray. Этот «звездопад новинок», даже вселил, в некоторых, наших автолюбителей, надежду, что в Тольятти, могут делать Быстро и Современно. Но так, было не всегда.

Во второй половине 90-ых, появившаяся, лишь пару лет назад, ВАЗовская Десятка; обычным,

небалованным иномарками, нашим автолюбителям, казалась, просто самолетом. Но все равно, ощущался некий застой, и те люди, что верили, в качественные, отечественные автомобили, ждали от АвтоВАЗ, чего то новенького.

  • autobelyavcev.ru
  • Волга V8
  • И они это увидели в 98-ом. Правда, вначале увидели на фото, и по телеку,

ведь просто ошеломляющий своей внешностью, Лада Рапан, впервые был показан не в России, а во Франции, — в Париже. Очевидно, — это было сделано не для того, чтобы привлечь российских покупателей, а чтобы привлечь внимание, мировых, автомобильных СМИ, к VAZ.

Люди, что привезли  Rapan в Париж, понимали, — их машина, точно не пойдет в серию. Но они приехали, чтобы показать то, на что они способны. И согласитесь, — Российский Электрокар, в 1998-ом году, — это весьма и весьма,  смелое заявление.

Вообще, работы над компоновкой, отечественного Электрокара, начались еще в 86-ом. Но в процессе, проект захлох, и за его воскрешение наши взялись лишь в 95-ом.

Свое название, — Рапан, Электрическая Лада, получила из-за схожести своего кузова, с морской раковиной, — весьма мило).

Взгляните на фото Lada Rapan; — при длине кузова в 3490мм,

КБ здесь — 2905мм. Основой кузова российского электрокара служит металлический каркас- рама, который обвешен пластиковыми панелями.

Глядя на фото, вы можете обратить внимание, не только, на большую площадь остекления, но и на специальные, «парковочные окошка», в нижней части дверок.

Аккумуляторы, как и в современных электрокарах, в Рапан, установлены снизу — под полом ( в случае с Рапан — в раме). Батареи Rapan дают напряжение в 134в, но кстати, при этом, в передней части этого электрокара, есть место под ДВС.

Опять же, как и в современных электрокарах,

Rapan имеет гладкий пол. Но обратите внимание на руль этой машинки: — ступица здесь неподвижна, цифровой спидометр вставлен прямо в нее, и там же, установлен airbag. Примечательно здесь еще то, что при открытии дверцы, руль приподымается, а при закрытии — опускается. Этот прием работает на облегчение посадки за руль.

Салон здесь кстати, четырехместный. На фото, вы можете заметить, что Rapan, оборудован прозрачным, стеклянным люком.

Мощность силовой установки Lada Rapan, составляет 25кВт. И этого достаточно, для того, чтобы уникальный, российский электрокар, смог разогнаться до 90км в час.

Rapan имеет передний привод, и здесь нет коробки передач.

Хоть, Рапан и не пошел в серию, но эта, маленькая машинка, также, сыграла свою роль, в судьбе АвтоВАЗ. Возможно, если бы проекта Rapan, никогда не было, не было бы и шумихи, вокруг, опять же, так и не пошедшего в серию, Ё-мобиля. Но, быть может, все эти шажки, и приближают VAZ, к своему первому автомобилю, на электрической тяге.

Ссылка на основную публикацию