Расцветка милицейских автомобилей СССР

Еще в июне 1900 года Городская Дума Санкт-Петербурга утвердила постановление, которым регулировался порядок пассажирского и грузового движения по городу.

Однако вплоть до двадцатых годов автомобили на службу для управления движением не привлекались. На оживленных улицах и перекрестках уже в советской России вышли стражи порядка – еще без жезлов, но уже со свистками.

До укомплектования их автомобилями оставалось еще несколько пятилеток.

Рост автопарка в больших городах (прежде всего, в Москве и Ленинграде) привел к увеличению количества ДТП.

Это привело к вынужденному созданию специальной службы, которая занималась бы обеспечением порядка и безопасности дорожного движения.

Первые сотрудники для повышения эффективности и увеличения «охвата» территории, за которую они отвечали, получили в качестве служебного транспорта велосипеды, за что современники именовали велопатрульных «самокатчиками».

ОРУД + ГАИ = безопасность

Расцветка милицейских автомобилей СССР

В 1925 году Моссовет создал первый в СССР Отдел регулирования уличного движения – ОРУД. Он не только занимался обеспечением безопасности движения и выполнения ПДД его участниками, но и осуществлял регистрацию автомобилей и выдачу водительских удостоверений. Впоследствии ОРУД стал государственной системой, а его задачей стало регулирование и обеспечение безопасности движения на дорогах, в то время как остальными «аппаратно-административными» функциями стала заниматься Государственная Автомобильная Инспекция.

Расцветка милицейских автомобилей СССР

Разумеется, ни одна, ни другая служба не могла обходиться без автомобилей в качестве транспорта – ведь преследовать нарушителей на велосипеде или пешком было бы несколько смешно.

Основным (хоть и довольно малочисленным) довоенным автомобилем ОРУД стала, конечно, «эмка» – ГАЗ М-1 без специальной раскраски. Впрочем, гораздо более массовым и привычным транспортом оперативников-орудовцев были мотоциклы, на которых они и гонялись за редкими автонарушителями.

В послевоенный период на службу в ОРУД стали поступать и «демобилизованные» ГАЗ-67Б, но они не очень подходили для патрулирования в городских условиях.

Расцветка милицейских автомобилей СССР

Мотоцикл – главный транспорт советского милиционера как до войны, так и после

Тяготы и лишения

Расцветка милицейских автомобилей СССР

Увы, в первые годы после окончания Великой Отечественной войны техническое обеспечение службы ОРУД было просто плачевным. Не считая «трофеек» и «дембелей», какого-нибудь специализированного транспорта ОРУД не имел вплоть до начала массового производства Москвичей и Побед. Именно эти автомобили впервые примерили на себя «гаишную форму» – специальную раскраску – и получили оборудование, по которому их можно было безошибочно отличить от обычного гражданского транспорта. Тёмно-синий цвет кузова, красные полосы на бортах и громкоговоритель на крыше указывали на принадлежность машины к ОРУД/ГАИ МВД СССР. Конечно, количество техники, поставляемой патрульным, было по-прежнему далеко от необходимого, а её техническое состояние далеко не всегда было идеальным, ведь нередко автомобили передавали правоохранителям уже после списания со службы в других государственных автохозяйствах. Как и в предвоенный период, вплоть до середины пятидесятых годов оперативники чаще всего использовали для выполнения собственных служебных обязанностей не автомобили, а мотоциклы.

Расцветка милицейских автомобилей СССР Расцветка милицейских автомобилей СССР Расцветка милицейских автомобилей СССР Расцветка милицейских автомобилей СССР

Интересно, что в качестве штабных автобусов милиции использовались автомобили на шасси ГАЗ-51 и полноприводного ГАЗ 63-А, на раме которых вместо кузова была установлена пассажирская кабина со стеклами.

Её окраска, как и цвет ЛКП водительской кабины, соответствовала цветографической схеме автомобилей этой службы – тёмно-синий с красными полосами на боковинах согласно приказа МВД СССР №266 «О специальной окраске оперативных легковых автомобилей органов милиции» от 31 декабря 1953 года.

Расцветка милицейских автомобилей СССР

Советские Москвичи состояли на службе в венгерской полиции

Оснащение остальных служебных машин ОРУД/ГАИ было таким же скудным – из спецоборудования можно вспомнить разве что громкоговоритель на крыше, а проблесковые маячки появились гораздо позже. Некоторые инспекторы устанавливали под ветровое стекло сигнальный фонарь с матовым стеклом, который при мигающем режиме указывал прохожим на то, что автомобиль едет на выполнение оперативного задания.

Расцветка милицейских автомобилей СССР

Кадры из кинофильма «Берегись автомобиля»

Впрочем, рядовые регулировщики дорожного движения обычно и вовсе гоняли на двух- или трёхколесных Уралах, а показанная в фильме «Берегись автомобиля» погоня за нарушителем была чистой экзотикой.

Именно поэтому служебные Москвичи и Победы не нуждались в каких-то сверхмощных двигателях – машин на дорогах было немного, и ездили они не слишком быстро.

К тому же вплоть до семидесятых годов скоростных ограничений в cоветских ПДД попросту не существовало!

Кадры из кинофильма «Берегись автомобиля»

В 1956 году Совет министров РСФР для борьбы с авариями принял постановление, согласно которому у ГАИ появлялись полномочия по запрещению эксплуатации автомобилей и мотоциклов, а также по лишению водителей прав за езду в нетрезвом состоянии.

По сути, с этого периода и до начала шестидесятых годов службы ОРУД и ГАИ выполняли часть функций параллельно, однако в 1961-м в СССР приняли первые единые Правила дорожного движения, а две службы были реорганизованы в одну, получившую название ОРУД-ГАИ.

В 1962 году вместо темно-синего цвета в качестве стандартного для милицейских автомобилей ввели бирюзовый, но многие «бывалые» машины сохраняли свою первоначальную красно-синюю раскраску до самого списания со службы.

Автомобили cоветской ГАИ

В это время основным четырехколесным транспортом советских милиционеров стали Волги.

«Двадцать первая» успела примерить на себя все три вида служебной раскраски, ведь кроме уже упоминавшихся темно-синего и бирюзового с 1968 года машины ГАИ стали окрашивать в ярко-желтый цвет с темно-синей полосой.

МВД СССР в тот момент возглавил Н. А. Щелоков, и уже год спустя, в 1969-м, обеспечением безопасности движения стала заниматься единая дорожно-патрульная служба Госавтоинспекции.

«Гаишные» Волги отличались от других милицейских машин особенностями раскраски: на двери автомобиля службы ГАИ обязательно размещали герб СССР, а на крышке багажника – надпись «ГАИ». Именно в это время на крышах «патрулек» кроме громкоговорителей появились и специальные проблесковые маячки синего цвета.

Кроме того, автомобили ГАИ оснащали дополнительной светотехникой – передними «противотуманками» и фарой-искателем. Мощность двигателя «двадцать первых» Волг ГАИ СССР составляла от 70 до 85 л. с.

, причем настройка моторов позволяла им работать в регионах даже на бензине А-66, в то время как в больших городах использовались форсированные модификации, рассчитанные на «семьдесят шестой» бензин.

  • Кадр из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию». Хорошо видна новейшая «патрулька» – ГАЗ-24 с гербом СССР на двери

В год министерство закупало для нужд гаишников по 200 Волг, причем после снятия с производства модели М-21 «канареечный мундир» на себя тут же примерила новинка – модель ГАЗ-24. Параллельно с Волгами в ГАИ использовали и другие автомобили советского производства – Москвичи, ГАЗ-69 и УАЗики.

  1. Волга советской милиции
  2. Волга венгерских полицейских
  3. «Копейка» советской милиции
  4. «Копейка» венгерских полицейских
  5. Разумеется, с 1971 года в качестве «служебок» советские госавтоинспекторы стали использовать и новейшие Жигули – сначала модели 2101, а по мере выхода следующих моделей – и их.
  6. Как и прежде, раскраска спецавтомобилей строго регламентировалась, а в их комплектацию входили «люстра» и СГУ.
  7. На многих советских автомобилях милиции использовались СГУ Tesla производства ЧССР
  8. Ранняя «Тесла» (на фото – справа) имела более тёмный колпак
  9. СГУ-60 — сигнально-громкоговорящее устройство советского производства

Кроме привычных Жигулей и Волг, в 1976 году советское правительство получило от бывшего канцлера ФРГ Вилли Брандта несколько автомобилей Mercedes-Benz W116 в полицейском исполнении.

Они были окрашены в требуемый по схеме желтый цвет еще на заводе-изготовителе, а остальные элементы специальной раскраски наносились уже в СССР.

Модификация 350SE с механической коробкой передач отличалась от стандартного S-класса спецоборудованием, в которое входили телефон, рация, управление проблесковыми маячками и т. д.

  • Милицейский Mercedes W116 и его оборудование

Кроме Мерседесов, в столичной ГАИ работало и несколько BMW E12. Иномарки поступили на службу в Госавтоинспекцию в связи с Олимпиадой-80 в Москве, официальным поставщиком которой в 1979-м стал концерн «Даймлер-Бенц». Он на протяжении пяти лет поставлял в СССР спецавтомобили, среди которых были и легковые машины ГАИ.

  1. Милиция на BMW – в Москве было и такое!
  2. В подразделениях ГАИ г. Москва встречались служебные Мерседесы разных моделей
  3. Одно время в столичной ГАИ трудился даже… Porsche 911! Впоследствии машину передали для испытательной работы на АЗЛК

Для решения других задач различных ведомств МВД СССР использовались соответствующие модификации автомобилей советского производства. Например, существовала модификация РАФ-2203 АДЧ для дежурных частей ОВД, на которой оперативники выезжали на места происшествий и преступлений.

  • РАФ долго оставался в милицейском строю – даже в первые годы после распада СССР

Знаменитый «луноход» – милицейский УАЗик с цельнометаллической крышей – выпускался во многих модификациях.

Ведь спецавтомобили на базе УАЗ-469 (позже – 31512) использовались как подразделениями ППС по охране общественного правопорядка, так и сотрудниками ДПС ГАИ для патрулирования и обеспечения безопасности дорожного движения. Да и экипажи медвытрезвителей забирали «перебравших» с улицы в свои заведения именно на таких УАЗах.

Тот самый луноход

В семидесятые годы на Рижском автобусном заводе была изготовлена партия РАФ-22033, которые отличались наличием стереофотограмметрической установки (АДТП-С), которая позволяла определить размеры, формы и пространственные положения объектов по стереопаре фотоснимков. Объемная фиксация давала возможность избавиться от обычных измерений с помощью рулетки и зарисовки схемы ДТП вручную. Для того, чтобы зафиксировать схему ДТП, достаточно было лишь расставить конусы и сфотографировать их с помощью установки.

Кроме этого, комплектация такого спецавтомобиля предусматривала и другие полезные приборы и измерительное оборудование – магнитофон, фотоаппарат, диктофон, пишущую машинку и газоанализатор. Увы, впоследствии серийные «гаишные» РАФы отличались от обычных лишь спецокраской и установкой СГУ на крыше.

Командо-штабной автобус милиции ЛиАЗ-5256 для оперативно-выездных мероприятий

Читайте также:  Замена опорного подшипника на kia rio своими руками (фото и видеоотчет)

В восьмидесятые годы в небольших количествах некоторые подразделения Госавтоинспекции получали Жигули, оснащенные не обычным поршневым двигателем, а одно- или двухсекционными роторными моторами ВАЗ, выдававшими от 70 до 120 л. с. соответственно.

Для милиции возросшие динамические характеристики машин с ротором оказались как нельзя кстати, ну а завод мог получить систематизированную статистику по эксплуатации автомобилей с таким типом двигателя.

Увы, век ротора был недолог, и львиную долю машин МВД СССР в восьмидесятые годы по-прежнему составляли обычные Жигули и Волги.

  1. Кадр из кинофильма «Инспектор ГАИ». Обратите внимание – у нарушителя и милиционера одинаковые автомобили марки ВАЗ

Постановочное фото. Дед Мороз за рулем новейшего ВАЗ-2108, которого остановил сотрудник ГАИ. На заднем фоне – «гаишные» Жигули. Куйбышевская область, 1985 год.

В 1990 году резко меняется «цвет мундира» – в соответствии с новым ГОСТом машины получают бело-синюю цветографическую схему.

В это время автопарк Госавтоинспекции становится разномастным – кроме привычных Жигулей, Волг, Самар и Москвичей, во многих спецподразделениях появляются современные иномарки – такие, например, как Ford Crown Victoria.

Вскоре на службу «заступают» и новые ВАЗы десятого семейства, ведь еще в 1995-м ГАИ Тольятти получила первую «десятку» из опытной партии; впоследствии поставки этой модели для работы в подразделениях ГАИ МВД РФ стали регулярными.

В 1998 году Указом Президента ГАИ переименовали в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения, однако впоследствии от аббревиатуры ГИБДД в качестве единственной отказались и старое-доброе название «ГАИ» по-прежнему используется.

При этом на капотах бело-синих либо серебристо-синих автомобилей обычно нанесены буквы ДПС, обозначающие дорожно-патрульную службу.

Главное отличие «депеэсников» от остальных полицейских – проблесковые маячки не только синего, но и красного цвета, при включении которых водитель транспортного средства обязан немедленно остановиться.

  • Кроме спецокраски и «мигалок» на крыше, автомобили российской ДПС часто оснащены системами видеорегистрации нарушений, а также радарами для измерения скорости движения.

И это далеко не весь набор: в комплектацию спецавтомобилей Госавтоинспекции могут входить системы видеонаблюдения, персональные компьютеры с доступом к базам данных МВД, навигация, средства для принудительной остановки автомобилей, анализаторы воздуха и т. д.

Желтый цвет ностальгии

За без малого семь десятилетий советский, а затем и российский транспорт «гаишников» прошел длинный путь от тихоходного Москвича со скромными громкоговорителем на крыше до современного автомобиля со сложным и эффективным спецоборудованием. Во все времена водители относились к этим машинам несколько настороженно, без особой радости. Но сегодня любая советская «канарейка» вызывает совершенно другие эмоции, ведь она уже отнюдь не требует принять вправо и остановиться.

История спецсигналов — проблесковых маячков и сирен — на полицейских автомобилях

Расцветка милицейских автомобилей СССРГеоргий Дроботов, опубликовано 04 мая 2012

autoevolution.com, fotopedia.com, allproducts.com и др.

Каждому человеку в его жизни хотя бы раз приходилось беседовать со стражами правопорядка. В наше время чаще всего это случается на дорогах, а представителем закона является инспектор дорожной полиции.

Полицейские всегда выделяются из толпы — у них есть свое обмундирование, в которое входит униформа, оружие и наручники.

Но все это остается незамеченным в плотном потоке людей или автомобилей, поэтому для силовых подразделений создано специально оборудованное средство передвижения.

Полицейские машины не только окрашиваются в специальные цвета, по которым их легко опознать, но также оборудуются световыми и звуковыми сигналами.

Именно они всегда являлись наиболее важной атрибутикой полицейских автомобилей: в неспокойных районах любого населенного пункта они всегда внушали добропорядочным гражданам ощущение безопасности, словно говоря им: «Не беспокойтесь, вас никто не тронет», а преступникам — чувство страха. Действительно, известно много случаев, когда именно полицейская мигалка или сирена отпугивали преступников и спасали жизнь мирным жителям. На дорогах в плотном потоке машин полицейским тоже не обойтись без применения спецсигналов: без этого их автомобиль, согласно правилам дорожного движения, никто не обязан пропускать вперед, жертвуя своим местом в трафике.

Расцветка милицейских автомобилей СССР
Водитель не обязан пропускать полицейский автомобиль с выключенными спецсигналами

Еще один немаловажный фактор: маячки и сирена жителями всех стран на подсознательном уровне воспринимаются как символ власти и вызывают чувство уважения к представителям закона. В частности, поэтому полицейских с включенной мигалкой всегда стараются пропустить.

Собственно, изначально все это разрабатывалось именно для того, чтобы полицейские имели возможность при необходимости отступать от некоторых правил дорожного движения, таких как скоростной режим, пресечение сплошных линий разметки, езда по резервной полосе и тому подобное. Звуковое и визуальное оборудование относится к так называемым активным системам предупреждения.

Пассивное же предупреждение — это, как не трудно догадаться, оригинальная раскраска кузова патрульного автомобиля.

Сирены и мигалки, этот своеобразный символ современной власти, имеют свою историю, у них был свой путь эволюции.

Первая полицейская машина, представлявшая собой вагонетку с электрическим двигателем, была сконструирована в американском городе Аркон штата Огайо в 1899 году.

На самых ранних полицейских автомобилях спецсигналы не применялись: использование маячков началось в 40-х годах прошлого века, а сирен — немногим раньше.

История «полицейских огней»

Самое первое упоминание об использовании специальных визуальных сигналов на автомобилях представителей закона датировано 1940 годом.

Современные полицейские мигалки, представляющие собой довольно сложный прибор, совершенно не похожи на те, что использовались более 70 лет назад.

Тогда полиция устанавливала на свои автомобили лишь один проблесковый маячок с вращающимся рефлектором, но этого по тем временам было вполне достаточно.

Расцветка милицейских автомобилей СССР
Полицейский автомобиль в США 1920-х годов

Такого рода полицейские огни применялись довольно долго по несколькими причинам. Первое, на что обращали внимание во время закупки маячков — низкая цена, позволяющая покупать их большими партиями, не сильно заботясь о растратах.

Второе и не менее важное — простота конструкции, из которой вытекала ее надежность.

Длительный срок службы маячков давал дополнительную финансовую выгоду в далекой перспективе и возможность инвестирования денег налогоплательщиков в развитие всей полицейской системы в целом.

Третья причина, по которой классические проблесковые маячки долгое время были столь популярны среди полицейских всех стран мира — невысокая скорость, которую могли развивать автомобили.

Иными словами, классические мигалки испытывали крайне незначительное сопротивление воздуха, и в ряде случаев им вообще можно было пренебречь.

Тем не менее, даже 70 лет назад технически несовершенные, но очень надежные мигалки выполняли ту же функцию, что и сейчас — предупреждали о приближении машины полицейского и позиционировали его как представителя власти.

Расцветка милицейских автомобилей СССР
Классический одноцветный проблесковый маячок с вращающимся рефлектором уступил место современному со светодиодными матрицами

С течением времени гражданские автомобили становились все совершеннее и быстрее, и полицейские машины не отставали от них ни на шаг.

Получая более мощные двигатели и возросшие скоростные возможности вместе с более обтекаемым кузовом, они постепенно избавлялись от стандартных проблесковых маячков старой конструкции.

На их место пришли горизонтальные огни, чаще всего двухцветные, широкомасштабное использование которых стартовало примерно в самом начале 90-х годов прошлого столетия.

Нынешние полицейские огни внешне мало чем отличаются от их аналогов, применявшихся 20 лет назад.

Однако внутри у них совершенно другая «начинка» — традиционные лампы накаливания вытеснены более современными источниками света — ксеноновыми вспышками, матрицами светодиодов и так далее.

Но и обычные лампы с вращающимся рефлектором пока еще используются во многих странах мира. Основанием для перехода на новые технологии служит в первую очередь повышение яркости света и экономия электроэнергии, пусть даже в отдельно взятом автомобиле.

Расцветка милицейских автомобилей СССР
Современные «люстры» полицейских машин

Согласно правилам, одинаковым для многих государств, полицейским запрещается установка проблесковых маячков внутри салона автомобиля. Чаще всего мигалки закрепляют на крыше транспортного средства, откуда их хорошо видно с любой точки.

Предусматривается два вида крепления проблесковых маячков: временное, при помощи сильных магнитов, и постоянное, в котором применяются винты и кронштейны. Корпуса маячков выполнены из специального поликарбонатного пластика, устойчивого к воздействию солнечных лучей.

Часто во многих странах полицейские машины оборудуются дополнительными сигнальными огнями, монтируемыми в решетку радиатора. Также в ряде случаев допускается модификация электрической системы автомобиля для синхронизации работы передних фар и проблесковых маячков.

В этом случае роль маячков берут на себя штатные фары, моргая с заданным диапазоном частот. Часто это можно наблюдать у машин сопровождения правительственных кортежей.

За многолетнюю историю полицейских огней методом проб и ошибок было определено два основных цвета, использующихся в них — это синий и красный. Точного ответа на вопрос, почему используются именно эти цвета, нет, но зато есть несколько обоснованных точек зрения.

Одна из них гласит, что синий и красный цвета различают все, даже люди с нарушениями цветового восприятия. Многие также считают, что выбор основан на особенностях работы человеческого глаза при плохом освещении.

Иными словами, в темноте красный и синий цвета мы видим значительно лучше, чем, допустим, зеленый или оранжевый.

Расцветка милицейских автомобилей СССР
Полицейский Ford Taurus, оборудованный дополнительными светодиодными огнями

Современные российские полицейские автомобили тоже оборудуются проблесковыми маячками красного и синего цветов. Однако до 1987 в СССР существовал и еще один цвет милицейской мигалки — зеленый. Он встречался на дорогах крайне редко ввиду узкой специализации.

Дело в том, что проблесковый маячок зеленого цвета по правилам мог использоваться милицией только на замыкающей автоколонну служебной машине. Позже зеленый маячок ввиду его малой востребованности был заменен на синий.

Сейчас в России существуют следующие цвета проблесковых маячков: — синий — используется на автомобилях экстренных служб; — красный — устанавливается в дополнение к синему на автомобили ГИБДД, ФСО, ФСБ и Военной автомобильной инспекции (ВАИ); — желтый или оранжевый — используется автомобилями коммунальных служб а также машинами, перевозящими опасные или негабаритные грузы;

Читайте также:  Где предохранители на toyota corolla e150 и как их заменить своими руками

— бело-лунный — устанавливается только на инкассаторские автомобили.

Расцветка милицейских автомобилей СССР
В СССР на крыше милицейских автомобилей обычно устанавливались мигалки и громкоговоритель

Полицейские мигалки, созданные, в первую очередь, в расчете на мирных граждан, нередко становились объектом недовольства населения.

Чаще всего критику можно было услышать в адрес стробоскопов, особенно после ряда случаев, когда их мерцающий свет вызывал припадки у людей, страдающих светочувствительной эпилепсией.

В результате их использование было запрещено в некоторых странах, а в других же стали применять более совершенные стробоскопы, разработанные с учетом симптоматики светочувствительной эпилепсии. Такие стробоскопы мигают не больше пяти раз в секунду.

История полицейских сирен

В современном мире из-за высокого уровня шума в густонаселенных городах полицейские сирены могут быть не столь эффективны для предупреждения жителей о приближении соответствующей машины по сравнению с огнями.

К примеру, пешеход может не услышать сирену из-за шума потока машин, а водитель — из-за музыки его акустической системы.

Только в относительно тихих районах города сирены смогут предупредить пешеходов и водителей о приближении машины стражей правопорядка прежде, чем она окажется в зоне видимости.

Сирены на полицейских автомобилях стали применять задолго до появления первых проблесковых маячков. Их использование началось спустя два десятка лет с момента создания первого полицейского автомобиля, то есть в 1920-х годах.

Само слово «сирена» впервые было использовано в древнегреческой мифологии — так называли русалок, своим красивым и громким пением завлекавших моряков в морскую бездну.

В конце 18 века устройства с таким же названием стали использовать в качестве музыкального инструмента.

В качестве самой первой полицейской сирены применялись механические колокола, размещаемые на крыше или рядом с кабиной автомобиля.

От их использования отказались довольно быстро ввиду их малой эффективности (при этом на пожарных машинах в некоторых странах колокола используются и по сей день), и их место заняла воздушная сирена, внутри которой находился вращающийся ротор и статор с большим количеством отверстий. Частоту звука для полицейских сирен подбирали при помощи изменения количества отверстий в роторе и статоре.

Расцветка милицейских автомобилей СССР
Полицейская сирена вращающегося типа

Вращающиеся сирены давно уже стали частью всемирной истории полиции: еще в 1960-х годах им на смену пришли первые электронные сирены. Данная технология, значительно усовершенствованная, используется и по сей день.

Первые электронные сирены представляли собой комбинацию из модуляторов, генераторов и усилителей звука. Источником звука служил специальный динамик, устанавливаемый на крыше автомобиля.

Этот динамик и место его расположения значительно увеличивали громкость и, следовательно, эффективность системы в целом.

Современные электронные сирены стали значительно мощнее и научились генерировать различные звуки.

Благодаря этой особенности их стали устанавливать не только на полицейские автомобили, но также на кареты скорой помощи и пожарные машины. Полиция России тоже использует электронные сирены.

Самой последней разновидностью звукового спецсигнала является так называемая «крякалка» (спецсигнал тип Air Horn), которая сейчас тоже используется полицейскими.

Расцветка милицейских автомобилей СССР
Современный вариант звуковой сирены

Заметим, что в большинстве стран мира закон предусматривает запрет на установку любого рода сирен, особенно тех, что имитируют звуки полицейских машин, на гражданские автомобили.

За нарушение данного запрета предусмотрено административное наказание в виде солидных размеров штрафа и лишения водительского удостоверения на различный срок. Использование «крякалок» с частотами, совпадающими с полицейскими, на гражданских машинах тоже запрещено.

На сегодняшний день ответственность за установку на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов предусмотрена в части 2 статьи 12.4 КоАП.

Согласно этой статье за неправомочное использование спецсигналов гражданскому лицу грозит штраф в размере 2500 рублей и конфискация запрещенного устройства.

К слову, среди автолюбителей бытует мнение, что автомобили со включенными спецсигналами могут нарушать ПДД. Это неверная формулировка — спецтранспорт точно так же подчиняется правилам дорожного движения, просто для него в тех же ПДД прописаны определенные допущения. И за непредоставление преимущества автомобилю со спецсигналами нарушитель понесет административное наказание.

На таких тренажерах отрабатываются навыки безопасного управления спецавтомобилем. Задача — выполняя «закадровые» указания, доехать до цели точно в срок и без единого ДТП

А сами сотрудники спецслужб (в первую очередь — охранной структуры ФСО) проходят специальную подготовку, которая включает теоретические и практические курсы.

Им предстоит твердо уяснить нормы законодательства и ситуации, в которых допустимо прибегать к помощи проблесковых маячков и сирены.

Опыт вождения отрабатывается на тренажерах ТВ-2110, моделирующих реальную дорожную обстановку, в которой водитель спецмашины должен быстро и безопасно доехать до цели. Кстати, почувствовать себя таким оперативником может любой желающий, записавшись на занятия в Автомотоклубе ФСО.

Будущее полицейских сирен и огней

Трудно сказать, как изменится визуальное и звуковое предупреждение полицейских автомобилей в ближайшем и отдаленном будущем, но можно с уверенностью предположить, что их эволюция не остановится на нынешнем этапе.

Не исключено, что завтра будет придумано что-то более современное, чем светодиодная матрица, стробоскопы и электронные сирены, и вся надежда в этом возлагается на японцев, вечно придумывающих нечто новое и интересное. В начале XXI века в этой стране проводился весьма необычный эксперимент по замене стандартных звуков сирен на звон колоколов.

Такой «модернизации» подверглось 90 полицейских автомобилей из японской провинции Тойама, а суть эксперимента заключалась в изменении отношения людей к полицейским сиренам, которые часто пугали мирных граждан.

Тем временем в Новом Свете ставят эксперименты совершенно иного рода. Не так давно в американском Вашингтоне порядка 500 полицейских машин были оборудованы экспериментальными спецсигналами под названием Rumbler.

Фактически это та же электронная сирена, но работающая заметно тише и сопряженная с генератором низкочастотных звуков (аналогом сабвуфера), распространяющим их в радиусе 60 метров вокруг машины.

Эффект от таких звуков знаком каждому, кто хоть раз находился поблизости от работающего мощного динамика — это звуковая вибрация, ощущаемая всем телом, которая значительно усиливается в закрытом помещении (в салоне автомобиля, к примеру).

Видео-презентация сирены Rumbler

Сирена Rumbler, считают разработчики, более эффективна в городских условиях по сравнению с обычной сиреной: звук можно услышать далеко не всегда, а сильные низкочастотные колебания воспринимаются телом.

Кроме того, снижение громкости электронной сирены приводит к снижению общего городского шума, что особенно актуально в городах с населением несколько миллионов. Rumbler применяется совместно с полицейскими огнями для дополнительной эффективности.

Если система докажет свое право на существование, ее будут использовать и в других крупных городах США, и начнется все с Нью-Йорка и Лос-Анджелеса.

Видео-история полицейских машин

Как красили машины в ссср

В СССР существовал стандарт на раскраску автомобилей.

Все машины представительского класса, выпускаемые для перевозки руководства страны и партийной номенклатуры, окрашивались исключительно в чёрный цвет.

Такая традиция пошла с 30 –х годов прошлого века, когда первые лица государства стали ездить на машинах исключительно чёрного цвета, но иностранного производства.

Горьковский автозавод выпускал в то время легковой автомобиль М -1, который красился в два цвета: в чёрный для обеспечения потребностей в народном хозяйстве и в зелёный цвет (хаки) для армейского и флотского руководства армии.

Партийное и хозяйственное руководство среднего звена передвигались в автомобилях отечественного производства. Автомобили Народного Комиссариата Внутренних Дел (НКВД), были чёрного цвета, как оперативные, так и для руководства. В народе такие автомобили называли «чёрный воронок».

Машины оперативных служб также имели свою раскраску.

Пожарные машины имели ярко красный цвет с белой полосой посредине кузова, с цвето — графической схемой и номером телефона 01.

В послевоенный период милицейские автомобили имели ярко жёлтый, можно сказать лимонный цвет и синей полосой, на которой белыми буквами писалось слово «МИЛИЦИЯ». Такие машины выезжали по вызову с сотрудниками патрульно-постовой службы или с оперативными работниками.

Милицейское руководство ездило на автомобилях тёмно синего, можно сказать фиолетового цвета, с красной полосой, на которой белыми буквами писалось слово «МИЛИЦИЯ».

Машины Государственной инспекции имели цвет потемнее, чем жёлтый, скорее всего светло коричневый с надписью ГАИ.

  • Оперативные автомобили Комитета Государственной Безопасности ничем не выделялись из общего потока автомобилей, но были более мощными и новыми, по сравнению с серийными автомобилями
  • Автомобили скорой помощи имели светло жёлтый или белый цвет с красным крестом и красной полосой, часто с телефонным номером 03 и надписью «СКОРАЯ ПОМОЩЬ».
  • Автомобили, обслуживающие газовое хозяйство также имели надпись ГОРГАЗ и красную полосу, все автомобили имели цвет светло коричневый, скорее песочный.
  • Все эти машины оборудовались проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом и пользовались преимуществом при проезде на дорогах страны.
  • Почтовые машины имели синий цвет кузова или кабины с наклонной белой полосой.
  • Машины инкассаторской службы имели цвет темно желтый, но не песочный и не светло коричневый с зелёной полосой посредине кузова.

Автомобили такси всегда были ярко жёлтого цвета и шашечками на дверцах машины чёрного цвета. Редко такси были светло зелёного цвета или чёрного. В этом случае шашечки на дверцах набивались белым цветом.

Автомобили аэродромных служб были ярко жёлтого цвета с надписью АЭРОФЛОТ.

Читайте также:  Регламент технического обслуживания mitsubishi lancer x. периодическое то лансер 10 своими руками

Легковые автомобили для личного пользования, выпускаемые заводами страны, имели самые разнообразные цвета, но никогда не окрашивались в чёрный цвет, за исключением автомобилей Волга.

Что касается грузовых автомобилей, в СССР они окрашивались в два цвета. Обычно кабина и кузов имели один и тот же цвет, все остальноё окрашивалось в чёрный цвет. Топливные баки красились или в цвет кузова или в чёрный цвет. Часто, цвет самосвальных кузовом не совпадал с цветом кабины.

Самыми популярными цветами для грузовых автомобилей были песочный цвет и хаки. Большинство автозаводов выпускали автомобили двойного назначения для армии и народного хозяйства, отсюда и соответствующая раскраска. Продукция Кутаисского автозавода не призывалась в армию и никогда в зелёный цвет не раскрашивалась.

Обратите внимание: На дорогах появились машины с наклейкой «А». Что же она означает?.

Автомобили Горьковского и Минского автозаводов, в армию призывались частично и могли раскрашиваться в зелёный цвет. Но чащё и в другие цвета.

На остальных заводах автомобили призывались в армию и раскрашивались в зелёный или в песочный цвет.

Если автомобили шли в народное хозяйство, чаще всего это были автомобили, под монтаж различного оборудования. Кабины таких автомобилей имели голубой цвет и белым цветом, окрашивалась только облицовка радиатора. Так окрашивались автомобили заводов ГАЗ, ЗИЛ.

Кабины автомобилей семейства ГАЗ также часто окрашивали в песочный цвет. Кабины автомобилей семёйства КамАЗ, окрашивали в серый, голубой, светло — коричневый, ярко – коричневый цвет с традиционным белым окрасом облицовки радиатора.

Для армии, кабины полностью красились в зелёный цвет.

Автомобили, выпускаемые заводами страны, для Северных районов шли с утеплёнными кабинами и были ярко оранжевого цвета. На фоне белого снежного фона хорошо были видны за многие километры. В виду малонаселённости этих территорий и почти полного отсутствия дорог этот окрас был наиболее актуален.

Все автобусы, осуществляющие перевозку населения, по городским и пригородным маршрутам окрашивались в светло коричневые цвета. Львовские автобусы, не зависимо от назначения красились только в белый цвет.

Междугородные автобусы «Икарус» имели двойную раскраску: в своём большинстве цвет спелой вишни, с белой полосой.

Автобусы средней и малой вместимости имели темно красный, синий или зелёный цвет со светлыми полосами по бокам или низ был одного цвета, а верх всегда белый или светло серый. Могла присутствовать и другая расцветка, которая встречалась крайне редко.

Колёсные трактора средних габаритов, имели синий или ярко коричневый цвет. Трактора больших габаритов были светлых тонов, близких к жёлтому цвету. Трактора Южного машиностроительного завода окрашивались в два цвета: синего или зелёного с полосами светлых тонов. Гусеничные трактора окрашивались в жёлтый или серый цвета.

Самыми популярными были цвет хаки, песочный, светло голубой, синий, серый, тёмно красный и белый цвета.

Такая окраска автомобилей в своем большинстве сохранилась и дошла до наших дней. Только теперь полицейские автомобили имеют светлый окрас близкий в светло серому или белый, синие полосы и цвето — графические схемы остались.

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: Как красили машины в ссср.

Автомобили на «службе» в советское время

«Жигули«, «ГАЗики», «Москвичи», «Волги» работали во всех учреждениях и организациях СССР, которым полагался служебный транспорт. Милиция также не могла обойтись без автотехники.

ГАЗ-67Б

Автомобиль ГАЗ-67Б (модификация ГАЗ-67) — полноприводный советский автомобиль военного времени. Выпускался внедорожник на Горьковском автозаводе в 1944 – 1953 годах.

Машина широко применялась в армии, а также МВД и других силовых структурах. ГАЗ-67Б отличался высокими ходовыми характеристиками на бездорожье и активно использовался милицией в сельской местности.

Серьезным минусом машины являлся открытый кузов, что означало невозможность нормальной эксплуатации в сильный холод. Кроме того, вместо дверей в автомобили присутствовали вырезы.

Зато максимальная скорость (до 90 км/ч) и грузоподъемность (до 400 кг) были весьма неплохими для данного класса машин того времени.

Москвич-400

Этот советский автомобиль был одним из первых, предназначенных для свободной продажи населению. Машина имела доступную стоимость и очень быстро завоевала популярность. Широко использовался «Москвич» в гражданских службах и милиции.

«Четырехсотый» состоял на службе советской милиции практически во всех уголках страны. Как правило, его использовали для патрулирования городских улиц и регулирования уличного движения. При относительно невысокой максимальной скорости в 90 км/ч, конечно, участвовать на нем в погонях было затруднительно, но для этих целей у госорганов были более быстрые и маневренные автомобили.

ПАЗ-653

Этот автозак (который применялся также для передвижения сотрудников органов) сегодня смело можно назвать раритетным. Фургон был выполнен на базе грузовика ГАЗ-51.

Будка имела полностью деревянный «скелет» и обшивку из тонкой листовой стали. Кабина отделялась от нее перегородкой. Попасть в фургон можно было через заднюю или боковую дверь. Эта машина «засветилась» в нескольких советских кинофильмах: «Операция «Ы», «Внимание! Всем постам», «Сыщик», «Джентльмены удачи». Существовала и «санитарная» версия ПАЗ-653.

ГАЗ-69

Советский автомобиль ГАЗ-69 пришел на смену легендарному ГАЗ-67Б. Новая машина обладала повышенной проходимостью и нашла применение в разных сферах СССР, в том числе армии и милиции.

Спектр применения автомобиля в милиции был невероятно широк, начиная от использования джипа сотрудниками ОРУДа и заканчивая – следственными группами особой важности. Но больше всего «ГАЗиков» было на учете в рядовых милицейских группах патрулирования.

За все время производства этого автомобиля с конвейера сошло около 600 тысяч единиц ГАЗ-69. В народе очень быстро распространились его прозвища: «Козел» и помягче «Козлик». Большой популярностью пользовалась модификация ГАЗ-69А с тентом.

Автомобиль развивал максимальную скорость 90 км/ч и расходовал 14 л топлива на 100 км.

Волга ГАЗ-21

Эта «Волга» является легендой советского автопрома. Выпуск 21-й модели наладили в 1956 году, и до 1970 года включительно она не прекращала сходить с конвейера. Машина сразу полюбилась милицейскому начальству, но и рядовые сотрудники будущей ГАИ, патрульные службы и опергруппы в больших количествах выезжали на работу именно на ГАЗ-21.

Это была идеальная машина для городской милиции — она развивала высокую скорость, отличалась хорошей маневренностью, имела недюжинную мощность. При необходимости могла пройти по бездорожью. Машина разгонялась до 130 км/ч за 34 секунды до «сотни», имела вместительный удобный салон.

Москвич-412

Выпускался на МЗМА (позднее АЗЛК) в 1967 – 1976 годах. Имел неплохое время разгона, уменьшенный расход топлива, повышенную максимальную скорость.

Широко использовался в оперативных милицейских службах и государственной автоинспекцией Советского Союза. Эта модель имела максимальную скорость 140 км/ч, разгонялась до 100 км/ч за 19 секунд, расходовала 8-11 л топлива на сто километров, что не так уж и плохо даже по современным меркам.

РАФ-2203

Выпуск известного в Союзе микроавтобуса РАФ-2203 Рижской автобусной фабрики начался в 1976 году и продолжался до 1997 года. Микроавтобус был довольно просторным, позволяя перевозить большое количество пассажиров и необходимое оборудование.

Большое число «РАФиков» находилось в автопарке советской милиции. Для государственной службы на базе 2203 создавалось несколько спецмодификаций с разными индексами (22033, 2912, 2203 АДЧ и другие).

Наиболее широко использовались в качестве автомобилей ГАИ, различных диагностических служб, криминалистических лабораторий МВД, дежурных нарядов и прочих.

В зависимости от назначения имели различное спецоснащение.

Микроавтобус РАФ-2203 развивал максимальную скорость до 125 км/ч, до 60 км/ч разгонялся за 14 секунд. Имел 14 мест в базовой комплектации или пару двухместных сидений, стол, тумбу, шкаф, контейнеры для спецоборудования, на крыше могла быть смонтирована площадка для осмотра и фотографирования, сигнальная громкоговорящая звукоустановка, антенна, прожекторы-искатели.

Волга ГАЗ-24

Знаменитая «Волга» без преувеличения — самая популярная после ВАЗ-2101 модель автомобиля Советского Союза. Это была дорогая машина, доступная в основном начальникам и чиновникам.

ГАЗ-24 являлся излюбленным средством передвижения руководящего состава советской милиции разных рангов. Кроме этого, большое число машин поступало в распоряжение ГАИ, патрульных и оперативных составов. Выпускался автомобиль в 1969 – 1992 годах на Горьковском автозаводе. Разгонялся до 145 км/ч, набирал «сотню» за 23 секунды, расход топлива составлял 13 л на 100 км.

ВАЗ-2101

Самый известный советский автомобиль — «копейка». В серию машина вышла в 1970 году. ВАЗ-2101 стоил меньше «Волги» и был доступен практически любому гражданину СССР.

В милиции этот автомобиль тоже нашел широкое применение. Им пользовались все без исключения службы: автоинспекция, патрульные составы, участковые и т. д. Авто отличали высокие для того времени технические параметры — максимальная скорость 140 км/ч, разгон до 100 км/ч за 22 секунды, расход топлива от 9 до 11 л на 100 км.

УАЗ-469Б

Знаменитый «УАЗик» разрабатывался для транспортировки грузов и людей по любым типам дорог. Первый УАЗ-469 сошел с конвейера в 1972 году, машина выпускалась до 1985 года.

Его модификация УАЗ-469Б применялась городскими и сельскими оперативными службами МВД. В основном на автомобиле осуществлялось патрулирование улиц, на нем оперативные группы выдвигались на места происшествий, работали сотрудники ДПС.

Машина отлично передвигалась по бездорожью. Кузов авто разделялся перегородкой между рабочим пространством и отделением для задержанных.

При максимальной скорости 100 км/ч и времени разгона до «сотни» за 23 секунды машина расходовала 10,6 л на 100 км, весьма экономично для внедорожника.

У советских милиционеров на самом деле машин было куда больше. Большую часть автопарка МВД составлял спецтранспорт — грузовой, легковой, пассажирский и множество необычных машин, которые сложно отнести к определенной категории.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector