Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать

Регулировка
клапанов

  NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Регулировка
клапанов  Автор Володюшка, дополнение Yoжik

В процессе работы двигателя происходит
естественный износ его трущихся,
соприкасающихся частей, в том числе
клапанов, рокеров, распредвала. Зазор в
приводе «кулачок распредвала-рокер-клапан»
увеличивается, появляется стук, цоканье.
Называют его «стук клапанов».

Он хорошо
различим на фоне остальных шумов, слышен с
равномерными интервалами, частота его
меньше частоты любого другого стука в
двигателе. Иногда этот стук клапанов
пропадает полностью после прогрева
двигателя.

При наличии этого цоканья пора
подумать о регулировке теплового зазора (далее
регулировке клапанов) между рокером и
кулачком распредвала. Регулировку клапанов
лучше приурочить к замене масла в двигателе.

Почему? Пыль, грязь, песок, который случайно
попадёт в двигатель при регулировке, будут
удалены вместе со старым маслом и масляным
фильтром. 

Тепловые зазоры проверяют и регулируют на
холодном двигателе. Для впускных клапанов
(2, 3, 6, 7) зазор устанавливаем 0,15 мм, а для
выпускных (1, 4, 5, 8) — 0,2 мм.

Наизусть
запоминать какие впускные, а какие
выпускные клапаны совсем не обязательно,
достаточно взглянуть на впускной и
выпускной коллекторы.

Напротив труб
впускного коллектора будут расположены
впускные клапаны, а напротив труб
выпускного коллектора — выпускные.

Зазор постарайтесь выставить с
максимальной точностью. При большом зазоре
происходит сильный износ рокера, кулачка
распредвала и торца клапана, а при
маленьком — прогорают тарелки клапанов.
Перед регулировкой клапанов необходимо
сначала проверить крепление корпуса
подшипников распредвала, совмещение меток
на шкиве коленвала и звёздочке распредвала,
натянуть цепь.

Регулировать можно двумя способами,
щупами или с помощью специального
приспособления с микрометром. Регулировка
щупами долгая и неточная операция. Не
учитываются неровные поверхности между
рокером и кулачком распредвала,
соответственно зазор будет плюс-минус
километр.

Поэтому предпочтение лучше
отдать планке с микрометром. Легко, точно и
быстро в течение 18-22 минут можно
отрегулировать все восемь клапанов.
Ошибиться в порядке регулировки невозможно,
т. к. на планке обозначен номер клапана и на
какой угол нужно повернуть коленвал для его
регулировки.

С процедурой легко справиться
даже новичок.

Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать

Подготовительные работы

1. Отсоедините шланг картерных газов от
корпуса воздушного фильтра. 
2. Отстегните 4 защёлки и отверните гайку на
10 крышки корпуса воздушного фильтра.
3. Отверните 4 гайки на 8 крепления корпуса
воздушного фильтра и снимите его. Накройте
карбюратор технологической крышкой.
4.

Отсоедините от карбюратора: трос подсоса,
шланг отсоса картерных газов, обратную
магистраль топлива, поперечную тягу с
рычага привода дроссельных заслонок и
продольную тягу с рычага возвратной
пружины, сняв скобу крепления.
5. Отсоедините вакуумный шланг тормозов от
вакуумного усилителя. 
6.

Снимите высоковольтные провода с катушки
зажигания и свечей. 
7. Отстегните защёлки крышки датчика-распределителя
и снимите её вместе с проводами.
8. Выверните свечи зажигания.
9. Вытащите масляный щуп.
10. Отверните восемь гаек на 10 крепления
клапанной крышки. Снимите кронштейны и
прижимные шайбы. 
11. Снимите клапанную крышку.

Приподнимите
её над головкой блока, чтобы она снялась со
шпилек, поднимите заднюю часть, потом
переднюю.

12. Проверьте затяжку гаек (9 штук) крепления
корпуса подшипников распредвала:

Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать

При необходимости подтяните их моментом
18,3-22,6 Н.м. Если сорвана резьба на
шпильке, замените шпильку. Если сорвана
резьба в головке блока цилиндров, поставьте
шпильку на холодную сварку и дайте время,
чтобы шпилька прочно застыла.
13.

Проверьте совмещение меток на шкиве
коленвала и звёздочке распредвала.

Метка 4
на шкиве коленвала должна находиться
напротив нижней, длинной метки 3 на передней
крышке двигателя, а метка на звёздочке
распредвала — напротив прилива корпуса
подшипников, контакт на роторе направлен в
сторону электрода четвёртой свечи на
крышке датчика-распределителя:

Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать
Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать

На двигателях с пробегом более 10 т. км
метка на звёздочке распредвала обычно не
доходит на ползуба, её можно оставить так и
не переставлять цепь. Если метка не
совпадает более, чем на один зуб,
переставьте цепь. Для этого: 
a) отогните край стопорной шайбы и ослабьте
болт крепления звёздочки резким ударом по
ключу;

b) ослабьте колпачковую гайку 2:

Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать
  • c) вставьте между цепью и башмаком
    натяжителя 3 монтажную лопатку (см. рисунок),
    работая ей как рычагом, отожмите башмак
    натяжителя в сторону колпачковой гайки и
    затяните её;
    d) выверните болт звёздочки и снимите её,
    ударив по ней деревянной ручкой молотка;
  • e) переставьте цепь так, чтобы метка на
    звёздочке совпала c приливом на корпусе
    подшипников распредвала:

Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать

  1. f) проверните коленвал на необходимый угол
    в ту или иную сторону для того, чтобы
    установить звёздочку распредвала на
    посадочное отверстие и штифт; 
    g) поставьте звёздочку на место, вверните
    болт и слегка подтяните его;
  2. h) ослабьте колпачковую гайку:

Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать

i) проверните коленвал и снова совместите
метки; если они не совпали, то проделайте
ещё раз операцию с пункта «с» по пункт
«i»;
j) затяните болт звездочки моментом 41,2-51,0 Н.м
и застопорите его краем шайбы; 
k) затяните колпачковую гайку.
14. Натяните цепь: 

  • a) полностью отверните колпачковую гайку:
  • b) храповичным ключом проверните коленвал
    на 720 градусов; если установлен
    дополнительный электрический вентилятор,
    то поддомкратьте переднее правое колесо,
    включите четвёртую или пятую передачу и
    плавно, медленно, без рывков вращайте
    колесо вперед, пока коленвал не провернется
    на 720 градусов; при этом ротор
    распределителя сделает полный оборот (360
    градусов);
    c) пальцем одной руки нащупайте стержень
    натяжителя:
  • другой рукой продолжайте проворачивать
    коленвал. Как только стержень утопился,
    прекратите проворачивание коленвала; 
    d) заверните колпачковую гайку
  • e) совместите метки на коленвалу и
    звёздочке распредвала:
  • Регулировка клапанов
  • Установите планку для регулировки
    клапанов:
  • Над проверяемым клапаном, в данном случае
    6 или 8, закрепите кронштейн с коромыслом на
    планке. Внутренняя часть коромысла должна
    встать на край ровной части рокера:
  • В отверстие кронштейна установите
    микрометр так, чтобы он сел плотно и стрелка
    остановилась на отметке 0:
  • Вставьте вилочку между рокером и
    регулировочным болтом. Приподнимите рокер
    до легкого упора, если упор не ощущается,
    тогда приподнимите его пальцами:
  • Если зазор во впускных клапанах в норме,
    то стрелка микрометра должна повернуться
    против часовой стрелки на 52 деления шкалы,
    что соответствует 0,15 мм, для выпускных — на 69
    делений, что соответствует 0,2 мм:

Если стрелка повернулась дальше, например
на 77 делений, тогда из полученного
результата вычтите 52 или 69 в зависимости от
того, какой клапан регулируете, и узнаете,
на сколько делений нужно отвернуть регулировочную
гайку.

Если стрелка не дошла
до деления 52 или 69, и остановилась, например,
на отметке 46, тогда вычтите из требуемого
значения 52 или 69 полученное, т. е. 46, и
узнаете, на сколько делений нужно завернуть
регулировочную гайку.

 

  1. Ослабьте контрящую гайку на 17:
  2. Стрелка микрометра передвинется по
    часовой стрелке на несколько делений.
    Удерживайте контрящую гайку, а регулировочную
    ключом на 13:
  3. подведите к отметке 0:

Отверните или заверните регулировочный болт на полученное ранее количество
делений. Заверните контрящую гайку и
проверьте ещё раз зазор. Если он не в норме,
тогда повторите ещё раз операцию, если в
норме — переходим к регулировке 4 и 7
клапанов.

Проверните коленвал на 180 градусов против
часовой стрелки: ключом сверху вниз, а если
за колесо, то по ходу движения автомобиля.
Распредвал повернётся на 90 градусов, а
контакт ротора будет направлен в сторону
электрода второй свечи на крышке датчика-распределителя.
Отрегулируйте 4 и 7 клапаны, аналогично 6-му и
8-му:

Проверните коленвал еще на 180 градусов
против часовой стрелки. Распредвал
повернётся на 90 градусов, а контакт ротора
будет направлен в сторону электрода первой
свечи на крышке датчика-распределителя.
Отрегулируйте 1 и 3 клапаны, аналогично 6-му и
8-му:

Метку на звёздочке должно быть не видно,
она в самом низу! Проверните коленвал на 180
градусов против часовой стрелки.
Распредвал повернётся на 90 градусов, а
контакт ротора будет направлен в сторону
электрода третей свечи на крышке датчика-распределителя:

  • Отрегулируйте 2 и 5 клапаны, аналогично 6-му
    и 8-му.
  • Регулировка клапанов окончена.
  • Иногда носик коромысла не достаёт до
    рокера. В этом случае можно положить монету
    достоинством 1 рубль сверху плоской части
    рокера:
  • Зазор в этом клапане регулируется
    аналогично клапану без монеты.
Читайте также:  Установка двигателя ваз 2101 своими руками от а до я. полная процедура установки двигателя на автомобиль ваз 2101 классика

Протрите от грязи и масла верхнюю часть
головки блока цилиндров и уложите новую
прокладку. 
Сборку проводите в обратной
последовательности. Трос подсоса
отрегулируйте так, чтобы при утопленной
кнопке воздушная заслонка была в строго
вертикальном положении.

Что можно сделать попутно

1. Проверить зазор электродов свечей, при
необходимости отрегулировать или заменить.
2. Промыть чистым бензином и проверить
крышку датчика-распределителя на наличие
трещин. Если есть, заменить. 
3.

Проверить люфт экрана датчика-распределителя.
4. Отрегулировать натяжение ремня
генератора.
5. Проверить открытие дроссельных заслонок
в карбюраторе.

Если не открываются,
отрегулировать тягами или устранить
подклинивание. 

6. Заменить топливный и воздушный фильтр.

Распространённые ошибки

При повороте ключа зажигания раздался
громкий удар — забыли снять храповичный
ключ. Затяните храповичную гайку моментом
101,3-125,6 Н.м.

Двигатель запустился, но глохнет при
утапливании кнопки подсоса — забыли
вставить шланг вакуумного усилителя
тормозов в вакуумный усилитель.

Включаете передачу, а машина не едет —
снимите машину с домкрата:-)

Володюшка, 27.01.03.

Дополнение, автор Yoжik.

Температура Впуск, мм Выпуск, мм Впуск, инд. Выпуск, инд.
-10 0,128 0,178 44,1 61,6
-7,5 0,129 0,179 44,8 62,3
-5 0,131 0,181 45,4 62,9
-2,5 0,133 0,183 46,1 63,6
0 0,135 0,185 46,8 64,3
2,5 0,137 0,187 47,4 64,9
5 0,139 0,189 48,1 65,6
7,5 0,141 0,191 48,7 66,2
10 0,143 0,193 49,4 66,9
12,5 0,144 0,194 50,0 67,5
15 0,146 0,196 50,7 68,2
17,5 0,148 0,198 51,3 68,8
20 0,150 0,200 52,0 69,5
22,5 0,152 0,202 52,7 70,2
25 0,154 0,204 53,3 70,8
27,5 0,156 0,206 54,0 71,5
30 0,158 0,208 54,6 72,1
32,5 0,159 0,209 55,3 72,8
35 0,161 0,211 55,9 73,4

 Дополнение от 28.04.08, автор Костяныч.

При выставлении зазоров индикатором на впускных
нужно ставить 0,55 — 0,56 (рекомендовано 0,52), а для выпускных 0.74 —
0,76 (рекомендовано 0,69) при t=20Cо. Эти значение проверил на нескольких Нивах (213 двиги). При 0,52 и 0,69 щупы не лезут совсем, и при разборке двига у одной Нивки были обнаружены натиры на тыльной стороне кулачка (ИМХО
— не есть хорошо).

Регулировка клапанов: Нива 2123/2121. Как, чем и для чего?

Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать

Каждый уважающий себя нивовод, должен знать, как производится регулировка клапанов. Нива имеет простейший мотор, который не менялся уже больше 40 лет. Поэтому процедура одинакова для любой модификации.

Для чего нужно регулировать клапана?

Клапаны обеспечивают герметичность камеры сгорания. От их работы зависит показатель компрессии в двигателе. Если клапана настроены неверно, то это приводит к нарушениям в работе двигателя и его скорейшему износу.

Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать2 — тот самый тепловой зазор

Пока мотор колодный, между рокером и кулачком распредвала должен быть зазор. По мере прогрева двигателя, металл расширяется и зазор становится меньше. Именно поэтому пока мотор холодный, можно услышать характерный стук клапанов «та-та-та».

Настройка понадобится в двух случаях:

  • Зазор большой. На клапанах появляется ударная нагрузка. Она уменьшает срок службы деталей.
  • Зазор меньше положенного. Клапан остается открытым слишком долго, из-за этого теряется компрессия. Уменьшается мощность двигателя. Выпускной клапан может быстро прогореть.

Зазор в клапанном механизме Нивы должен соответствовать 0,15 мм.

Что понадобится для настройки клапанов в Ниве?

Нужен для этого самый простой шоферской набор. Но главные составляющие:

  • головка на 8;
  • ключи на 13 и 17;
  • щуп 0,15 мм;
  • ключ, чтобы поворачивать коленчатый вал;
  • свечной ключ;
  • прокладка клапанной крышки

Возможно, в процессе работы понадобится что-то еще.

Как отрегулировать зазоры в клапанах на Ниве Шевроле и 2121?

Регулировка производится на холодном моторе.

Разбираем, все что мешает снять клапанную крышку. Головкой на 8 отверните гайки крепления клапанной крышки. Снимите ее, чтобы получить доступ к клапанному механизму.

Выверните свечи. Это нужно для облегчения поворота коленчатого вала.

Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать

Храповиком вращайте коленчатый вал, до совпадения метки:

Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать

Отрегулируйте зазоров в 6 и 8 клапане. Проверьте зазор при помощи щупа. Он должен входить с легким защемлением.

Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать

Если зазор не соответствует норме, ослабьте контргайку на 17 и при помощи ключа на 13 регулируйте положение регулировочного болта таким образом, чтобы зазор стал правильным. Затем затяните контргайку и снова проверьте зазор.

Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулироватьРегулировка 1 и 3 клапана

Поверните коленчатый вал на 90 градусов. Отрегулируйте зазор в 4 и 7 клапане аналогичным образом. Повторите процедуру для оставшихся четырех, используя таблицу:

Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать

  • После этого поставьте клапанную крышку на место с заменой прокладки.
  • На этом регулировка клапанов на Ниве завершена.
  • Фото взяты с drive2.ru

Регулировка тепловых зазоров клапанного механизма на карбюраторном двигателе

Замер и регулировку зазоров проводим на холодном двигателе.

Снимаем крышку головки блока цилиндров (см. тут).
Снимаем крышку датчика-распределителя зажигания (см. тут).

Проворачиваем коленчатый вал за гайку крепления его шкива по часовой стрелке…

Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать
…до совпадения метки (сверления) на звездочке распределительного вала с выступом на корпусе подшипников.
Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать
При этом метка на шкиве коленчатого вала должна располагаться напротив метки ВМТ (длинной) на крышке привода распределительного вала.

В этом положении валов, соответствующем концу такта сжатия в 4-м цилиндре, проверяем и, при необходимости, регулируем зазоры у выпускного клапана 4-го цилиндра (8-й кулачок) и впускного клапана 3-го цилиндра (6-й кулачок).
Последовательно проворачивая коленчатый вал двигателя на 180° по часовой стрелке, проверяем и регулируем зазоры остальных клапанов в порядке, указанном в таблице:

Угол поворота коленчатого вала, град. № регулируемых клапанов (кулачков) № цилиндра, в котором происходит такт сжатия (конец)
4
2
1
3
Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать
Угол поворота коленчатого вала можно контролировать и по бегунку распределителя. При повороте коленчатого вала на 180° бегунок повернется на 90°.
Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать
Для проверки зазора вставляем между рычагом клапана и кулачком распределительного вала широкий плоский щуп толщиной 0,15 мм – для впускного клапана или 0,20 мм – для выпускного.

При нормальном зазоре щуп должен входить с легким закусыванием.

Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать
Для регулировки зазора ключом «на 17» ослабляем затяжку контргайки регулировочного болта, а ключом «на 13» вращаем регулировочный болт, выставляя требуемый зазор.

Затягиваем контргайку, удерживая регулировочный болт от проворачивания. Опять проверяем зазор и, при необходимости, повторяем регулировку.
Отрегулировать зазор в клапанном механизме можно с использованием приспособления с индикатором. Для этого…

…устанавливаем планку приспособления на корпус подшипников распределительного вала…

…и закрепляем планку на шпильках крепления корпуса.

Устанавливаем стойку с индикатором на планку приспособления напротив проверяемого клапана,…

…опирая выступ коромысла стойки индикатора о затылок рычага клапана.

Закрепляем стойку индикатора на планке. Уперев ножку индикатора в другой выступ коромысла стойки,…

…закрепляем индикатор на стойке.

Приподнимая рычаг клапана вильчатой пластиной приспособления, определяем по индикатору зазор в клапанном механизме в соответствии с инструкцией к приспособлению.

При необходимости, регулируем зазор.

Видео

lada-4×4@narod.ru

Пошаговая инструкция по регулировке клапанов карбюраторной Нива 2121 своими руками

После истечения определенного срока, для каждого автомобиля необходимо проводить регулировку клапанов. В этом материале мы подробно разберем, как выполняется эта процедура, какие инструменты для этого нужны и на что следует обратить внимание при выполнении регулировки клапанов Нива.

Эта инструкция актуальная для следующих моделей Нива: 21213, 21214, 2121 с карбюраторным двигателем.

 За работу стоит браться только в том случае, если у вас уже есть опыт в обслуживании и простом ремонте.

Зачем нужно проводить регулировку?

Регулировка клапанов Нива требуется для того, чтобы силовая установка работала в нормальном режиме. Наша задача – сохранить зазор между клапанами, установленный заводом изготовителем. Если расстояние между деталями превышает допустимую норму, водитель слышит неприятные шумы, издаваемые двигателем автомобиля.

В случае, когда клапаны слишком зажаты, силовая установка не может выдавать максимальную мощность, страдает динамика и повышается расход горючего. Узнать, как часто нужно проводить эту процедуру, вы сможете в руководстве по эксплуатации автомобиля, также там указан порядок действий.

Как показывает опыт владельцев отечественных моделей этой марки, правильной регулировки клапанов хватает на 20 тысяч километров пробега. Определить, что зазорам нужна наладка, довольно просто: появляется скрежет, цокот и другие шумы, которые становятся особенно громкими на средних и низких оборотах.

Инструменты и подготовительные работы

Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать

Необходимый инструмент для настройки.

Несмотря на важность регулировки, для этой процедуры требуется минимальное количество инструментов и материалов:

  • набор щупов. Если его нет, то купите щуп с толщиной 0,2 мм (для выпускного клапана) и 0,15 мм (для впускного);
  • рожковые ключи на 13 и 17;
  • ветошь и щетка для очистки.

Регулировку зазора можно проводить только на холодном моторе. Примерная температура силовой установки должна быть в пределах 20-25 градусов.

Пошаговая инструкция с фото

Когда инструменты готовы, а двигатель остыл, можно приступать к работе. Порядок действий следующий:

  1. Отсоедините минусовую клемму от аккумулятора – с этой процедуры начинается практически любой ремонт силовой установки и электроники автомобиля.
  2. Теперь демонтируйте крышку головки блока цилиндров. После этого крышку можно снять с распределителя. Все свежи зажигания необходимо вывернуть, соблюдая порядок из руководства.
  3. Когда вы получили доступ к коленчатому валу, его необходимо медленно проворачивать по ходу его вращения. Выполняйте это действие до того момента, когда метки на корпусе подшипников и приводной звездочки распредвала совпадут.
  4. Установите нужный ключ на храповик и вращайте вал двумя руками. Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать
  5. Метки выставлены, теперь переходим к регулировке 6-го и 8-го клапанов (порядок ведется слава направо). Щуп с толщиной 0,2 мм необходимо поместить между рокером и кулачком распределительного вала, как показано на фото: Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать
  6. Когда зазор выставлен правильно, щуп входит с небольшим усилием. Чтобы начать регулировку, необходимо ослабить контргайку 17-м ключом. Изменение расстояния между деталями выполняется 13-м ключом. Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать
  7. После этих манипуляций снова проверьте зазор. Если он соответствует норме, то зафиксируйте регулировочный болт и закрутите контргайку. Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать
  8. В таблице выше указан порядок пар и градусы, на которые необходимо провернуть коленчатый вал после регулировки первой пары клапанов (8 и 6) ВАЗ 2121.
  9. Соблюдая порядок, проворачиваем коленвал на 180 градусов и выполняем регулировку зазора следующей пары (4 и 7), дальше по порядку идет 1 и 3.

  Замена термостата ВАЗ 2121

Заключительная проверка зазоров

Запомните, что для впускных клапанов используется щуп на 0,15 мм, а для выпускных – на 0,20 мм. Помещаем инструмент между кулачком распредвала и рычагом. Если вам нужно прикладывать усилие, чтобы перемещать щуп между деталями, значит зазоры выставлены правильно.

Не во всех моделях Нива коленчатый вал разбит на градусы. В этом случае его необходимо разделить меткой, чтобы не сбиваться со счета и соблюдать порядок. Проведите по центру черту и разделите шкив на четыре части.

Еще один вариант – это счет по оборотам бегунка трамблера. Перемещение бегунка зажигания на 90 градусов равняется повороту коленчатого вала на 180 градусов.

Повторную регулировку следует проводить в том случае, если инструмент перемещается чересчур свободно или вообще не входит в отверстие. При затягивании контргайки зазор немного сбивается, поэтому в идеале следует провести наладку два раза, соблюдая порядок, указанный в таблице.

Зазоры под газ

Некоторые мастера в автосервисах для автомобилей Нива, работающих на газовом топливе, выставляют зазор и впускного и выпускного клапана 0,2 мм. Однако, лучше не отступать от заводских параметров и устанавливать аналогичные зазоры: 0,2 мм для выпускного и 0,15 мм для впускного.

Регулировка клапанов ВАЗ 21213 своими руками

Нива – полноприводный автомобиль, который получил признание не только на родине, но и за рубежом. Это надежная неприхотливая машина, самостоятельный ремонт которой доступен большинству автолюбителей.

Поэтому без лишних расходов можно вовремя проводить профилактические мероприятия.

Регулировка клапанов на ВАЗ 21213 с карбюраторным двигателем может производиться своими руками и не потребует чрезмерных трудозатрат и особых навыков.

Зачем нужно проводить регулировку

Силовой агрегат нуждается в подстройке примерно один раз на двадцать тысяч километров. Если этого не делать, то зазор в клапанном механизме может стать слишком маленьким или слишком большим. Это приведет к неприятным последствиям.

  • Чрезмерно большой зазор приводит к неполному открытию клапанов. Это становится причиной плохой наполняемости камеры сгорания, нарушает работу системы газораспределения и, как следствие, приводит к сильному снижению мощности двигателя. Это верно как для карбюраторного, так и для инжекторного силового агрегата.
  • Кроме того, увеличение зазора приводит к характерному стуку («клапаны стучат»), который опытные водители определяют, даже находясь в салоне машины Нива 2121. Этот звук помогает вовремя диагностировать неполадку и принять меры по ее устранению.
  • Уменьшенный зазор характерен для выпускных клапанов. Вследствие износа седла происходит сближение деталей. Воздействие кулачка на клапан происходит раньше, он дольше остается открытым. Это нарушает работу газораспределительной системы и силового агрегата в целом.
  • Другая проблема маленького зазора появляется из-за уменьшения времени контакта с седлом – ухудшается теплообмен. Клапан перегревается, что, в итоге, становится причиной его прогорания.

Стук означает также, что клапаны подвергаются повышенным ударным нагрузкам, что быстро снижает их ресурс и может привести не только к поломке самих деталей, но и к выходу из строя двигателя. Поэтому меры по ремонту следует принимать незамедлительно, как только появился подозрительный шум. Зазор в клапанном механизме можно и нужно привести в соответствие с нормами эксплуатации ВАЗ 2121 Нива.

Инструменты и подготовительные работы

Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать

Для регулировки клапанов Нива должна быть размещена на ровной площадке. Работы допустимо проводить как в гараже, так и на открытом воздухе, можно заехать на эстакаду, но это не обязательно.

Инструменты и материалы

Из особого инструмента, который, возможно, есть не у каждого автомобилиста, понадобится щуп толщиной 0,15 мм. Его ширина должна быть достаточной, чтобы применять для регулировки клапанов впуска. Также необходим щуп толщиной 0,2 мм. С его помощью производится настройка выпускного клапана.

Для работы надо иметь следующие инструменты и материалы:

  • Рожковые ключи 17, 13, 8;
  • Трещотку (накидной ключ с храповиком и сменными головками);
  • Торцевые ключи на 8 и 10;
  • Свечной ключ;
  • Ключ поворота коленчатого вала;
  • Отвертка;
  • Тряпка, ветошь – чистая;
  • Щетка.

Также пригодится магнит на телескопическом держателе для обнаружения и выемки упавшего крепежа. Почти весь инструмент – кроме ключей на 13 и 17, а также щупов – нужен для разборки, чтобы получить доступ к регулируемым деталям.

Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать

Предварительная подготовка

В первую очередь, необходимо отключить аккумулятор. Далее потребуется отсоединение воздушного фильтра. Для этого необходимо отключение от него шланга картерных газов. Затем приступают к демонтажу крышки корпуса фильтра путем открепления четырех защелок.

Теперь, чтобы снять крышку, осталось только открутить гайку на 10, которая установлена на шпильку посередине узла. Корпус фильтра держится с помощью четырех гаек на 8, их проще всего снять накидным ключом. В завершение требуется накрыть карбюратор технологической крышкой (ее можно изготовить самостоятельно из картона или фанеры), чтобы внутрь него не попала грязь.

Далее следует отключить от карбюратора:

  • Продольную тягу. Она отсоединяется снятием скобы крепления с рычага возвратной пружины;
  • Поперечную тягу. Она расположена на рычаге привода дроссельных заслонок;
  • Трос подсоса;
  • Шланг отвода картерных газов;
  • Топливную магистраль.

Продолжение разборки следует начать с открепления шланга тормозов от вакуумного усилителя. Потом отсоединяют от свечей и катушки зажигания высоковольтные провода. Снимают крышку датчика распределителя совместно со всеми проводами. Свечи зажигания выкручивают. Вытаскивают масляный щуп.

Получение доступа к клапанам

Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать

Чтобы начать настраивать зазоры, необходимо убрать клапанную крышку. Она удерживается восемью гайками на 10. Окрутив их, необходимо снять все кронштейны и прижимные шайбы.

После этого будет возможно поднять клапанную крышку. Она аккуратно снимается со шпилек – сначала ее задняя часть, затем передняя.

Кроме того, следует проверить затяжку гаек, которые крепят корпус подшипника. Если необходимо, то нужно подтянуть их. Надежная установка подшипников важна для нормальной работы распредвала. Поэтому процедура не будет лишней даже в том случае, когда основная задача – регулировка клапанов.

Пошаговая инструкция регулировки клапанов с фото

После демонтажа крышки следует произвести поворот коленчатого вала таким образом, чтобы в верхней точке оказался четвертый цилиндр. Для этого шкив коленвала и передняя крышка двигателя снабжены специальными отметками. Их хорошо видно и не составит труда обнаружить. Данные метки следует совместить.

Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать

Чтобы осуществить данную операцию, вал потребуется вращать. Это можно сделать как без инструментов – обеими руками он плотно обхватывается и крепко зажимается. Либо поставить вал в нужное положение допустимо, зацепившись подходящим ключом за храповик.

Когда вал выставлен, то начинается регулировка клапанов на ВАЗ. Первыми клапанами, с которыми придется иметь дело, будут 6 и 8. Здесь нужен щуп 0,15. Его надо вставить в зазор между рокером и кулачком распредвала.

В зазор щуп должен вводиться с небольшим усилием. Если он входит свободно или наоборот – его не удается просунуть – значит клапан необходимо отрегулировать. Чтобы произвести настройку, следует ключом 17 ослабить контрящую гайку, а 13 ключом регулировать положение клапана. Когда происходит затяжка контргайки, то следует придерживать регулировочную, чтобы она не провернулась.

Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать

Аналогичные действия следует произвести со всеми клапанами по очереди. Покручивая коленчатый вал на 180˚ – это половина оборота – выставляем 4 и 7 клапаны. Совершив еще один полный оборот, надо поработать над клапанами 1 и 3. Клапаны 2 и 5 будут отрегулированы, когда вал повернется на полтора оборота (540˚). Порядок регулировки следует соблюдать.

Чтобы точно определить подлежащий настройке элемент, следует помнить, что отсчет номера клапана производится слева направо.

Для систем, как с карбюратором, так и с инжектором, все операции по настройке производятся совершенно одинаково. Поэтому данная инструкция подойдет как к моделям ВАЗ 21213, так и 21214.

Заключительная проверка зазоров

Когда все клапаны отрегулированы, следует вернуть коленвал в стартовое положение (совместить метки) и заново проверить, правильно ли отрегулированы зазоры. Основные этапы проверки:

  • Впускные клапаны проверяются щупом 0,15 мм, выпускные – 0,20 мм.
  • Инструмент должен входить в зазор с некоторым усилием.
  • Если инструмент не входит, или входит свободно, то настройку клапана надо повторить.
  • Затяжка контргайки сбивает регулировку. Поэтому процедуру либо осуществляют два раза – во второй раз лишь немного подтягивая гайки, прогнозируя смещение при затяжке.

Либо изначально регулировку следует проводить с помощью настроечной планки и микрометра, точно учитывая смещение, вызываемое затяжкой. Данный метод лишь немногим сложнее, но требует наличия специального оборудования.

Полезные советы

Чтобы двигатель работал нормально, требуется своевременная регулировка клапанов на автомобиле «Нива». Для успешного проведения настройки, надо знать несколько важных моментов.

Во-первых, регулировка, конечно, не самый сложный процесс, но, всё-таки, приниматься за подобную работу имеет смысл, только если уже есть хотя бы небольшой опыт в простом ремонте и техническом обслуживании автомобиля.

Если во время ремонта авто ВАЗ появятся вопросы, то необходимую информацию можно без труда найти в сети. Это могут быть как статьи, так и темы на специализированных форумах. Там же можно задать свой вопрос, если не удалось обнаружить ответ на него.

Во-вторых, если решение проводить работы самостоятельно принято, то следует помнить: регулировать зазор можно только если мотор остыл до температуры окружающей среды.  Желательно, чтобы его температура соответствовала 20-25 ˚C.

Для упрощения работы и более удобного отсчета поворотов коленвала следует помнить несколько простых нюансов. Так, угол вращения удобнее определять, сделав дополнительные отметки, например, маркером. Или можно ориентироваться на движение бегунка трамблера. При вращении вала на 180˚ бегунок повернется на 90˚.

После окончания затяжки контрящей гайки надо убедиться, что зазоры не изменились. Это без труда можно сделать, когда гайка будет закручена. Если произошло уменьшение, то следует повторить регулировку, с учетом данной погрешности.

Регулировка зазоров клапанов на Ниве своими руками

Каждому бывалому автовладельцу Нивы наверняка приходилось самостоятельно выполнять такую процедуру, как регулировка зазоров клапанов. От качества проведения данной процедуры напрямую зависит, насколько хорошо будет работать двигатель вашей машины.

Ведь если зазор будет меньше положенного, то разумеется, клапана будут зажаты и мотор не будет развивать максимальной мощности и это скажется на динамических характеристиках автомобиля.

С другой стороны, если величина зазора наоборот будет больше допустимой, то при работе ДВС Нивы будет слышен довольно неприятный стук.

Чтобы провести данную процедуру самостоятельно, потребуется не так уж много инструментов. Все необходимое я приведу ниже в списке:

  1. Рожковые ключи на 17 и 13
  2. Набор щупов или один щуп толщиной 0,15 мм

Инструкция по регулировке клапанов на Ниве

Обратите внимание, что данная процедура выполняется только на холодном двигателе, то есть примерная его температура должна быть около 20 градусов.

Первым делом необходимо снять клапанную крышку с двигателя. После этого потребуется выставить коленчатый вал и распределительный по меткам, чтобы 4-ый цилиндр находился в верхней мертвой точке. Для этого совмещаем метку на шкиве коленвала с центральной риской на передней крышке двигателя. Для наглядности все это показано на фотографии ниже:

Вращать вал можно либо за храповик подходящим ключом, двумя руками, плотно его обхватив (при выкрученных свечах зажигания). Точно также устанавливаем положение распредвала, чтобы метка на звезде совместилась с выступом на корпусе:

Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать

После того, как метки выставлены, можно приступать к регулировке 6-го и 8-го клапанов (счет ведется слева направо). Для этого берем щуп 0,15 мм и вставляем его между кулачком распредвала и рокером. Примерно это выглядит так, как продемонстрировано на картинке:

Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать

Обратите внимание, что щуп должен входить с небольшим усилием. Если зазор отличается от рекомендованного, его необходимо отрегулировать. Для этого ключом на 17 слегка ослабляем контргайку, а ключом на 13 производим регулировку:

Зазоры клапанов на Нива 2121 – какими должны быть и как их отрегулировать

Также стоит отметить, что при окончательной затяжке контрящей гайки, зазор может слегка уменьшится, так что следует его еще раз проверить после того, как гайка будет закручена.

Теперь немного о том порядке, в котором следует проводить регулировку. Ниже будет приведена инструкция, которой необходимо строго придерживаться.

  1. Итак, если коленвал выставлен по меткам, то производим регулировку 6 и 8 клапан
  2. Прокручиваем коленчатый вал на 180 градусов (пол оборота) — выставляем зазор 4 и 7 кл.
  3. Полный оборот — в этот момент выполняем процедуру с 1 и 3 клапаном
  4. 540 градусов (полтора оборота) — соответственно 2 и 5 клапана

Чтобы удобнее было считать обороты коленвала, можно разделить его меткой, к примеру провести по центру шкива черту мелом или маркером. Либо можно вместо коленвала считать обороты бегунка трамблера. Только там каждые два следующих клапана регулируются после 90 градусов поворота.

На инжекторных системах данный тип обслуживания производится практически аналогично, и в целом по этому руководству можно все сделать не напрягаясь.

Ссылка на основную публикацию