Ford может уйти с российского рынка

Год назад завершился процесс реструктуризации бизнеса Ford Sollers в России – компания пересмотрела политику присутствия на рынке и отказалась от части модельного ряда.

Многие посчитали, что бренд собирался вовсе уйти из страны, но оказалось, что это не так, новые автомобили марки по-прежнему продаются.

Мы решили разобраться, как именно бренд работает в России, и что делать тем, кто ездит или хочет ездить на Ford.

Ford ушел с рынка. Или нет?

Нет, марка никуда не ушла. Весной 2019 года СП Ford Sollers, которое в России занимается производством, импортом и дистрибуцией продукции Ford, объявило о реструктуризации бизнеса.

Летом того же года были прекращены локальное производство, продажи и импорт легковых автомобилей. Были остановлены заводы во Всеволожске и Набережных Челнах, где выпускали модели Focus, Mondeo, Fiesta и EcoSport.

В Елабуге прекратилось производство кроссоверов Kuga и Explorer.

Смысл реорганизации заключался в ориентации на экономически более выгодный коммерческий сегмент.

Сейчас Ford Sollers продает в России линейку легких грузовиков и фургонов, а также микроавтобусов на базе Ford Transit, которые по-прежнему выпускают на заводе в Елабуге.

Также в стране продолжает работу обширная сеть из более сотни дилеров, которая не только продает коммерческие автомобили, но и выполняет все обязательства по техническому и гарантийному обслуживанию легковых машин марки.

Ford может уйти с российского рынка

Что сейчас продают дилеры Ford?

Основу модельного ряда Ford составляет линейка семейства Transit: от грузового шасси с различными видами надстроек и грузовых фургонов разного размера до автобусов малой, средней и большой пассажировместимости.

Семейство предлагается в десятках вариантов с разными типами привода, размерами колесной базы и высоты салона. Например, грузовой фургон может иметь привод на передние, задние или все колеса, предлагается с тремя вариантами длины кузова, в исполнении со стандартной или высокой крышей.

Самый большой фургон имеет длину чуть менее семи метров и полную массу 4,6 тонны.

Помимо базовых вариантов шасси Ford Transit дилеры предлагают уже готовые решения: промтоварный фургон, бортовая платформа с тентом и изотермический фургон с рефрижераторной установкой.

В линейке машин для перевозки пассажиров есть целая серия микроавтобусов и грузо-пассажирских машин, например, специальный школьный автобус для перевозки детей.

Городские автобусы различной компоновки вмещают от 17 пассажиров в туристическом варианте до 25 человек в исполнении маршрутного такси.

Слышал, что в линейке есть необычные модели. О чем речь?

Помимо привычных городских маршруток из Ford Transit можно сделать машины для социальных служб с оборудованием для перевозки инвалидов, безопасные школьные автобусы, автомобили скорой помощи различных категорий вплоть до реанимобиля.

Линейка машин для бизнеса включает как стандартные развозные фургоны, так и машины с изотермическими кузовами с предустановленными рефрижераторами для перевозки продуктов, мороженого, медикаментов и прочих товаров, требующих поддержания специального температурного режима, и даже автолавки.

Всего существует 141 спецверсия, на которые приходится большая часть продаж. В 2019 году они составили 52% всех проданных автомобилей Ford. Эти машины производятся в ОЭЗ Алабуга сертифицированными партнёрами компании (СТ Алабуга), поэтому все автомобили имеют полноценную гарантию.

Заказ можно оформить в любом дилерском центре страны через централизованную систему SVO (Special Vehicles Operations), в которой есть возможность сформировать индивидуальный заказ и отслеживать всю цепочку производства и поставки машины клиенту.

Цены едины по всей стране, а срок выполнения заказа составляет 2 месяца.

Ford может уйти с российского рынка

А что есть для частников?

В текущей структуре продаж 50% клиентов – это частные лица, либо индивидуальные предприниматели, которые выбирают автомобиль для нужд своего семейного бизнеса.

Как правило, такой автомобиль является единственным в семье, поэтому комфорт и безопасность остаются в числе главных приоритетов.

Некоторые клиенты покупают Ford Transit для перевозки большой семьи, некоторые переделывают автомобиль под путешествия или хобби.

Существуют десятки вариантов Ford Transit для путешествий, в которых можно с комфортом спать, готовить еду и просто проводить время. Машины для охотников и рыболовов отличаются экспедиционным оборудованием и обустроенным багажным отсеком. А фургон-коневозка оснащается откидным трапом и вмещает трех лошадей – переобрудовать Ford Transit можно под любые нужды и запросы.

Где обслуживать и чинить Ford?

Обслуживанием новых и подержанных автомобилей Ford занимается вся дилерская сеть марки, которая насчитывает 120 предприятий во всех крупных городах части России.

Эти сервисные центры также поддерживают гарантийные обязательства марки в отношении всех ранее проданных легковых и коммерческих автомобилей.

При этом стоимость обслуживания коммерческих автомобилей Ford сегодня является одной из самых низких в сегменте.

В рамках стратегии по снижению стоимости владения автомобилем c 1 июля Ford снизил стоимость ТО на все версии Transit более чем на 30%.

Так, стоимость первого ТО для переднеприводного цельнометаллического фургона Ford Transit составляет 11 400 руб., что на 38% меньше, чем ранее. А средняя стоимость первых шести ТО на ту же модель составляет 13 000 рублей.

Плановое ТО для Transit требуется проводить каждые 20 000 км или не реже 1 раза в год.

Ford может уйти с российского рынка

Что с качеством автомобилей российского производства?

Производство Ford Transit на заводе в Елабуге ведется по технологии полного цикла в соответствии со стандартами качества Ford Motor Company и с учетом спецификаций и особенностей российского рынка.

Все локальные поставщики сертифицированы, а система контроля качества не отличается от той, что используется на предприятиях Ford в других странах.

Все это позволяет установить гарантийный срок в 2 года без ограничения пробега, а также 8-летнюю гарантию от сквозной коррозии.

Расширить гарантию до пяти лет можно при помощи фирменных сервисных контрактов, которые также включают заранее оплаченный набор ТО. Помимо стандартных существуют максимальные сервисные контракты с лимитами пробега, но без ограничений на бесплатный ремонт изнашиваемых узлов автомобиля.

Сколько автомобилей Ford Sollers продает сейчас?

Вариативность модельного ряда и разумная ценовая политика помогла Ford заметно увеличить долю рынка даже в условиях ограничений из-за пандемии коронавируса и общего падения рынка.

Всего с января по июль 2020 года было продано 6 135 Ford Transit, причем его рыночная доля в сегменте легких коммерческих автомобилей выросла с 11,6% до 24,8%.

Только в июле было продано 1 703 новых Ford Transit, что на 79% больше по сравнению с тем же месяцем 2019 года.

Можно ли купить Ford по госпрограмме?

Коммерческие автомобили Ford попадают под действие госпрограмм поддержки автопрома.

Во-первых, государственная программа субсидирования лизинга предусматривает единовременную скидку в 10% от розничной цены автомобиля на авансовый платеж при приобретении в лизинг коммерческого автотранспорта.

Во-вторых, дополнительную скидку в размере 2,5% можно получить по государственным программам «Свое дело» для граждан, состоящих в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, и «Российский фермер».

Ford может уйти с российского рынка

Кроме того, в некоторых случаях вступают в действие собственные программы Ford Sollers, позволяющие сэкономить еще больше при покупке машины в лизинг. Размер выгоды зависит от модели и модификации автомобиля.

Максимальная выгода при использовании всех возможных программ может превысить 500 000 рублей.

Так, при покупке полноприводного цельнометаллического фургона Ford Transit клиенты могут рассчитывать на преимущество в размере 517 625 рублей.

Ford сворачивает деятельность в России. Почему? — BBC News Русская служба

27 марта 2019

Ford может уйти с российского рынка

Автор фото, Alexander Demyanchuk/TASS

Подпись к фото,

С 2012 года продажи Ford в России только сокращались, и бизнес стал убыточным

Компания Ford покидает российский рынок легковых автомобилей, выпуск машин в стране завершится в конце июня этого года, и компания сосредоточится на производстве лишь малотоннажных грузовых автомобилей. Ford планирует закрыть в России два автосборочных завода и один моторный.

В рамках новой стратегии компания проводит реорганизацию производств с целью выйти из наименее прибыльных сегментов, сообщили в совместном предприятии Ford Sollers газете «Коммерсант». Ford Sollers «покидает рынок легковых автомобилей, что позволит сформировать более конкурентоспособную и прибыльную бизнес-модель».

В компании намерены закрыть два завода в Набережных Челнах в Татарстане и Всеволожске Ленинградской области, а также завод по производству двигателей в особой экономической зоне «Алабуга» в Татарстане.

Ожидается, что Ford в России будет присутствовать только в сегменте легких коммерческих автомобилей (LCV) Ford Transit, пишет газета «Коммерсант». Совместное предприятие Ford и российского ПАО «Соллерс» перезапустится с 1 июля этого года на базе завода в Елабуге, при этом контрольный пакет акций отойдет второму — он получит 51%. Сейчас контролирующим акционером является Ford.

Уход Ford с российского рынка в интервью «Коммерсанту» в среду подтвердил вице-премьер Дмитрий Козак. «Ford имеет проблемы со сбытом продукции и принял решение не продолжать самостоятельный бизнес в России», — сказал он, добавив, что на заключение специального инвестиционного контракта о господдержке с властями компания не претендует.

По словам Козака, группа «Соллерс», которая получит контрольный пакет после реструктуризации, сейчас обсуждает с правительством специальный инвестиционный контракт по производству Ford Transit и по его дальнейшей локализации в России. Такой контракт может быть заключен в ближайшие два месяца, добавил он.

«Ford Transit и линейка специальных версий на базе модели являются лидерами сегмента среди иностранных брендов и обладают большим потенциалом для дальнейшего укрепления позиций на российском рынке», — заявил президент и СЕО Ford Sollers Адиль Ширинов в официальном сообщении от имени предприятия.

Читайте также:  Лампа стоп сигнала на Ладе Гранта: причины перегорания пошаговая инструкция по замене

Заводы, которые будут закрыты, останутся у холдинга Ford Sollers, контролируемого Ford, говорит источник «Ведомостей», добавив, что они будут проданы на рынке.

Сейчас на заводах Ford Sollers работают 3700 человек, о количестве увольнений, которые последуют за реструктуризацией, не сообщается.

Однако в компании говорят, что они будут происходить в первую очередь по программе добровольного увольнения с выплатой дополнительных компенсаций.

На выплаты поставщикам и увольняемым сотрудникам планируется потратить 200 млн долларов, заявили в Ford.

Почему компания уходит?

По словам представителей компании, рынок в России стал убыточным. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, с 2012 года продажи Ford сократились в 2,5 раза к 2018 году, доля рынка — с 4,5% до 3%. При этом модель Transit стала самой продаваемой среди иномарок в России, за три года ее продажи утроились, говорят в компании.

Продажи легковых автомобилей в последнее время шли плохо, в отличие от легких коммерческих моделей, говорили источники «Коммерсанта».

Производство и продажи в России не обеспечивают рентабельность, сказал изданию глава комитета производителей автокомпонентов Ассоциации европейского бизнеса Андрей Коссов. Мешает выходить на прибыль и диверсифицированная линейка моделей, считает он. «Те же объемы продаж по одной модели давали бы больший эффект», — сказал эксперт.

Новая структура Ford Sollers «соответствует стратегии компании по укреплению лидерства бренда Ford в сегменте коммерческого транспорта на всех европейских рынках», заявил исполнительный вице-президент и президент европейского, ближневосточного и африканского регионов Ford Motor Company Стивен Армстронг в официальном сообщении.

Компания, по его словам, намерена покидать убыточные сегменты, такие как рынок легковых автомобилей в России.

Автор фото, Dmitry Serebryakov/TASS

Подпись к фото,

У Ford Transit большой потенциал в России, считают в компании

«Мы уверены, что решение сконцентрировать бизнес на сегменте легкого коммерческого транспорта позволит совместному предприятию повысить эффективность и заложить крепкий фундамент для дальнейшего роста», — заявляет гендиректор ПАО «Соллерс» Вадим Швецов.

Уход американского автопроизводителя Ford из России вызван процессом глобальной реструктуризации автоиндустрии и не связан с особым отношением к России, сказал во вторник 26 марта глава Американской торговой палаты Алексис Родзянко после встречи с главой МИД Сергеем Лавровым.

«У Ford это вопрос глобальный и вопрос о том, как выглядит их европейская франшиза, как они работают в Западной Европе, и в основном это как часть их европейской стратегии, это не относится конкретно к России», — сказал он в эфире телеканала «Россия-24».

«Целью изменений является необходимость возврата к прибыльности компании в краткосрочной перспективе и повышение эффективности инвестиций в условиях сложной ситуации на рынке», — заявили в Ford Sollers, добавив, что окончательные договоренности с акционерами «будут достигнуты в ближайшие месяцы».

Иногда они возвращаются

О возвращении Opel в Россию в феврале этого года заявил французский концерн PSA Group, которому принадлежит бренд. Это случилось спустя четыре года после ухода Opel с российского рынка.

В PSA заявили, что намерены усилить свое присутствие в евразийском регионе и утроить в нем продажи своих брендов к 2021 году.

В 2015 году причиной ухода американского концерна General Motors, которому тогда принадлежал Opel, был начинающийся кризис и ослабление курса рубля. GM тогда приостановил сборку на одном автозаводе, на двух других свернул совсем, а также вывел с российского рынка бюджетные «шевроле».

В компании тогда оставили в России производство лишь одной модели Chevrolet Niva на базе партнерства с АвтоВАЗом.

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров связывал уход GM из России с низким уровнем локализации производства и неудачной стратегией модельного ряда. «Что касается GM, то это ошибка изначальная в стратегии компании в части модельного ряда и уровня локализации», — говорил он агентству Интерфакс в марте 2015 года.

Ford Sollers рассматривал в 2015 году вариант ухода из России, однако тогда партнерам удалось договориться о продолжении бизнеса. Ford Motor Company приобрела пакет привилегированных акций, получив контролирующую долю в совместном предприятии.

10 причин развода: почему Форд нас оставил

Накануне СП Ford Sollers объявило о реструктуризации деятельности, в рамках которой на нашем рынке будут прекращены продажи легковушек американской марки. Разбираемся в причинах такого решения.

Материалы по теме

  • Ford стал первым иностранным автопроизводителем, начавшим в России сборку автомобилей по полному циклу.
  • Инвестировав 150 миллионов долларов он фактически с нуля построил завод в Ленинградской области.
  • Но спустя 19 лет компания объявила о фактическом уходе с рынка: в России «голубой овал» останется лишь в сегменте легкого коммерческого транспорта с семейством Transit.

1. Убыточность производства

Ford начал сборку первых Фокусов в далеком 2000-м году. Злые языки (и финансовые аналитики) и спустя пять лет говорили, что Ford несет только убытки от своей деятельности в России. Но американцы не сдавались и запустили во Всеволожске Ленинградской области производство второго поколения своей модели гольф-класса.

Завод Ford во Всеволожске Ленинградской области стал первым автомобильным предприятием иностранного бренда в России, где сборка автомобилей производилась по полному циклу.

Завод Ford во Всеволожске Ленинградской области стал первым автомобильным предприятием иностранного бренда в России, где сборка автомобилей производилась по полному циклу.

И второй Фокус буквально взорвал рынок, мгновенно став бестселлером. В российском отделении компании сделали его базовую комплектацию очень дешевой, что вызвало ажиотажный спрос. Очередь за некоторыми комплектациями растянулась на год, места в ней перепродавали, а топовые версии Ford был вынужден завозить из Европы. Казалось бы, дела налаживаются…

Второе поколение Ford Focus стало бестселлером российского рынка. По относительно доступной цене покупатель получал очень просторный и весьма надежный автомобиль.

Второе поколение Ford Focus стало бестселлером российского рынка. По относительно доступной цене покупатель получал очень просторный и весьма надежный автомобиль.

2. Модельный ряд и цены

Нынешние легковые Форды, мягко говоря, недешевы. Третье поколение Ford Focus стоит больше миллиона, при этом оно теснее конкурентов, не говоря уж о предшественнике, а исключительно хорошими ездовыми повадками никого не завлечешь в салоны. При этом С-класс как в мире, так и в России уступает позиции под натиском кроссоверов.

Третье поколение Ford Focus провалилось не только в России, но и по всему миру

Третье поколение Ford Focus провалилось не только в России, но и по всему миру

Материалы по теме

Тут бы отделу маркетинга Ford Sollers пересмотреть свою политику, но нет. Даже появление более-менее доступной Фиесты ситуацию не спасло. В В-классе правят Лады и парочка Kia Rio/Hyundai Solaris, которые дешевле.

Кроссоверы тоже не помогли. Очень маленький Ford EcoSport пришел в Европу и Россию с рынка Южной Америки. И тоже стоит в России более миллиона! В таких условиях продукция американской компании оказалась неконкурентоспособной даже с учетом локализации производства.

При этом компания не вывела на российский рынок купе Ford Mustang, как обещала. И сделала довольно странный шаг, убрав из России пикап Ranger. У нас многие рассматривали его не только в качестве рабочей лошадки, но и как более доступную альтернативу внедорожникам. Впрочем, оба этих продукта — нишевые истории.

3. Слишком большие инвестиции

Ford вторым после Volkswagen локализовал в России производство двигателей для своих легковых моделей. Но инвестированные средства так и не отбились, несмотря на то, что часть компонентов моторов делали у нас.

В 2015 году Ford открыл в Татарстане завод по производству 1,6-литровых бензиновых двигателей

В 2015 году Ford открыл в Татарстане завод по производству 1,6-литровых бензиновых двигателей

Причем от компании на этапе строительства моторного завода никто не требовал локализации производства силовых агрегатов. Видимо, американцы хотели сыграть на опережение.

4. Потеря госконтрактов

Высокие цены привели и к оттоку корпоративных покупателей, которые раньше выбирали Focus или Mondeo. Самой большой потерей для Форда стал, конечно же, практически полный отказ МВД от закупок.

Полиция пересела на более доступные Солярисы и Октавии. Изредка можно встретить на дорогах полицейские Ford Explorer, но на них обычно разъезжает начальство.

Среди чиновников мелкого и среднего ранга Mondeo ничего не смог противопоставить Тойоте Camry (также производится в России).

Отказались от Фордов и многочисленные таксопарки: предложение корейских компаний было более выгодным.

5. Этот страшный СПИК

В 2011 году для того, чтобы соответствовать новым требованиям по промсборке, Ford вступил в альянс с российской «Соллерс», создав совместное предприятие. СП начало активно развиваться: завод в Набережных Челнах перепрофилировали со сборки корейских SsangYong на фордовские модели, были построены аж три предприятия в особой экономической зоне «Алабуга» (г. Елабуга, Татарстан).

Единственная модель, которая останется в России, — семейство Ford Transit

Единственная модель, которая останется в России, — семейство Ford Transit

Материалы по теме

Суммарная мощность площадок составляет 300 тысяч автомобилей в год. Но в прошлом году в России было продано всего 53 234 автомобиля Ford.

Это, конечно, на 6% больше, чем в 2017-м, но сравните с общим ростом рынка на 12,8%.

К тому же ростом продаж «голубой овал» обязан исключительно Ford Transit — за последние три года его продажи выросли более чем в 3 раза, что сделало семейство лидером на нашем рынке среди иностранных брендов.

В этом году условия предоставления льгот, субсидий и компенсации утилизационного сбора для автопроизводителей вновь пересмотрены. Они должны заключить специальные инвестконтракты (СПИК). Эти контракты предусматривают более глубокую локализацию и дополнительные инвестиции.

Проект СПИК у Ford был готов еще в прошлом году. Но американцы откровенно «забили» на него, кажется, уже тогда все решив для себя.

Теперь «Соллерс», под контроль которой переходит СП, придется до середины лета успеть подготовить проект нового контракта, в котором будет присутствовать только Ford Transit.

6. Сокращение присутствия в Европе

Ford явно идет по стопам General Motors. Россия — не единственная страна, которая пострадает в результате действий руководства американского концерна.

Европейское отделение приносит одни убытки, потому в Ford решили серьезно сократить присутствие здесь. Уже принято решение о закрытии одного из заводов в Германии, второй также находится под угрозой.

Читайте также:  Fiat 124 Spider (2016): характеристики, описание и видеообзор

Компания сократит рабочих и другой персонал.

Нельзя исключать и того сценария, что Ford полностью покинет рынок Старого Света. GM прекращение продаж Chevrolet и продажа Opel помогли справиться с кризисом.

Ford рассчитывает на рынок Северной Америки и Китая. Также «голубой овал» объявил о масштабной программе электрификации модельного ряда.

У нас электромобили никому не интересны, а в Европе конкурировать с Volkswagen или Tesla у американцев вряд ли получится.

7. Безработица

Сегодня на четырех заводах СП Ford Sollers работает несколько тысяч человек. Большая часть из них будет уволена. В компании говорят о том, что заключат соглашения с рабочими с выплатой дополнительных компенсаций. Но что делать людям потом?

Профсоюз завода во Всеволожске впервые не протестовал против низких зарплат, а подготовил план спасения предприятия

Профсоюз завода во Всеволожске впервые не протестовал против низких зарплат, а подготовил план спасения предприятия

Даже профсоюз всеволожского завода, который обычно устраивает забастовки ради повышения зарплат, в этот раз подготовил план спасения предприятия. Но он не был услышан. Правительство Ленинградской области в курсе сложившейся ситуации. Но пока, судя по всему, не знает, что делать с будущими безработными.

Закрытие трех заводов, конечно же, окажет непосредственное влияние и на смежников, которые занимались поставками автокомпонентов и металла на предприятия.

8. Уменьшение конкуренции

Конечно, легковушки Ford у нас сегодня покупают неохотно. Но компания была представлена сразу в нескольких сегментах — от компактного до больших кроссоверов. И если Fiesta, EcoSport или Focus с Mondeo спросом не пользуются, то у Куги с Эксплорером аудитория есть. Причем последний представляет собой одно из самых выгодных предложений в классе среднеразмерных кроссоверов.

9. Серый импорт

Многим официальным дилерам придется или закрываться или переквалифицироваться: большинство торгует исключительно легковыми моделями Ford.

Так что стоит ждать расцвета «серого» и даже «черного» импорта. Машины будут ввозить окольными путями, не всегда самыми законными, а это значит, что цены на Форды вырастут.

Причем это касается не только и не столько новых машин, как автомобилей с пробегом.

10. Остались без ярких новинок

Ford работает над рядом новинок, в том числе и для европейского рынка. Например, Fiesta превратится в компактный кроссовер, который заменит EcoSport. Такая машина при хорошем маркетинге и доступных ценах вполне могла бы составить конкуренцию Hyundai Creta!

Мы так и не дождемся четвертого поколения Ford Focus, которому в Европе поют дифирамбы, настолько удачной получилась модель. Не будет у нас продаваться и новое поколение Ford Explorer, которое построено на новой платформе с заднеприводным уклоном… Не говоря уж о куче всяких моделей, которые под брендом Ford продаются в Юго-Восточной Азии или Китае.

Ни четвертое поколение Ford Focus, ни новый Ford Explorer мы, скорее всего, не увидим.

Причем в России есть довольно большая прослойка фанатов именно марки Ford. Конечно, не сравнить с «сектами» поклонников Subaru или Alfa Romeo, но, думается, они покупали бы машины и при условии их импорта, а не локальной сборки.

Вернется ли Ford на рынок легковых автомобилей в России? Недавно стало известно о возвращении Opel, но произошло это только после смены собственников марки. А массовые модели Chevrolet у нас как не продавались, так и не продаются. Поэтому прогноз на среднесрочную перспективу скорее пессимистичный.

«За рулем», Константин Кижель/ТАСС, Руслан Шамуков/ТАСС, Егор Алеев/ТАСС, Ford, Ford Sollers

Кончился завод: как уход Ford поможет автопрому России

Практически тридцатилетняя история современного российского бизнеса компании Ford подошла к концу: три завода будут закрыты, уходят с рынка такие привычные россиянам автомобили, как Focus, Kuga и Mondeo. Около 1 тыс.

человек потеряют работу, и примерно 60 дилеров закроют либо перепрофилируют свои автоцентры. Однако, несмотря на очевидные минусы, у этой истории есть позитивный момент: исчезновение слабого игрока усилит другие компании и российский автопром.

В чем минусы и плюсы — в материале «Известий».

Масштаб проблемы

Вокруг ухода Ford из России пока много шума, который мешает трезво взглянуть на произошедшее. Итак, компания закрывает в России три завода: в Ленинградской области, фабрику моторов в Елабуге и завод в Набережных Челнах.

И тут сразу надо пояснить, что продуктивность этих заводов в последние годы не то чтобы стремилась к нулю, но, мягко говоря, была неважной. Заводы месяцами стояли на простое. Де-факто тормозить компания начала намного раньше.

Так, в Елабуге, где производятся Kuga и Explorer, мощность завода составляет около 65 тыс. машин в год, а в 2018-м было выпущено всего 18 тыс. авто — треть от возможного.

Во Всеволожске, где выпускались Focus и Mondeo, за прошлый год завод мощностью в 125 тыс. машин выпустил лишь 15 тыс. штук (12%). В Набережных Челнах производились хетчбэк и седан Fiesta, а также соплатформенный кроссовер B-класса EcoSport.

При мощности в 115 тыс. машин в прошлом году там было выпущено лишь 5,4 тыс. машин (4,7%).

Условной точкой отсчета резкого штопора Ford стал 2013 год. Тогда при довольно стабильной конъюнктуре рынка продажи компании без очевидных причин обвалились со 130 тыс. шт. на 18% (до 106 тыс. шт.). Далее последовали западные санкции, обвал рубля, кризис в России и по итогу 2014 года Ford рухнул еще на 38% до 66 тыс. шт.

По данным базы «Коммерсант Картотеки», в 2014 году СП Ford Sollers зафиксировало 11 млрд рублей операционного убытка против 400 млн рублей прибыли годом ранее. Казалось, куда ниже, но и это не было дном: в 2015 году по итогу компания показала один из самых печальных результатов за всю историю работы в России — 38,6 тыс. шт.

(–41%).

Конечно, падали все, но Ford, будучи одним из лидеров рынка, двигался вниз быстрее самого рынка и многих конкурентов из масс-сектора. По доле рынка Ford, имевший на тот момент около 10 моделей в различных сегментах, сравнялся с отечественным «УАЗом», у которого в линейке по сути всего-то два устаревших внедорожника.

В 2017 году ситуация в стране улучшилась, люди начали возвращаться в дилерские центры. Ford рос, но делал опять же это медленнее других. По некоторым данным, прошлый год российский офис компании закончил с убытком $330 млн, с рекордных 186 тыс. автомобилей, проданных в 2008 году, Ford упал до 53 тыс. в 2018 году.

Кризис стратегии

Первые признаки сваливания в пике компании Ford проявились еще в 2011 году, тогда при переходе на второй, более углубленный этап промышленной сборки американцы выбрали себе в партнеры отечественную компанию Sollers.

Последняя не смогла реализовать сделку с итальянским FCA (Fiat-Chrysler) и была заинтересована в сильном партнере для загрузки пустующих заводов в Елабуге и Набережных Челнах, вспоминает независимый эксперт и консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

— В компании Ford прекрасно понимали, что им необходима господдержка на этом локальном рынке.

В этот момент они увидели в лице Sollers партнера, который может им обеспечить участие в госзаказах и формировании предварительного плана по госпрограммам.

Всё, как обычно, упирается в вопросы стратегии и управления. А вот тут у обеих компаний были и есть колоссальные проблемы, — считает Бургазлиев.

По словам эксперта, в Ford, как и когда-то GM, не заметили момент изменений глобальных трендов. Еще в начале 2010-х годов стало очевидно, что будущее многих рынков — и российского в том числе — за кроссоверами и моделями сегмента B+.

Лучше всех считал эту повестку тандем Hyundai–Kia, при этом корейцы сделали стратегически верный выбор — одна платформа на несколько автомобилей и глубокая локализация.

Альянс Renault–Nissan, видя успехи модели Renault Logan, Sandero и колоссальный спрос на Duster, также сделал ставку на сегмент B+ и кроссоверы.

Непривлекательная цена

Американцы последними представили свои главные рабочие лошадки на российском рынке: народный седан (Ford Fiesta) и бюджетный кроссовер (EcoSport). Машины были построены на одной платформе и, как ни странно, достаточно хорошо локализованы.

В России осуществлялась сварка, окраска и даже штамповка капота, боковины и крыши для Fiesta и EcoSport. Формовка некоторых пластиковых деталей салона, штамповка торпедо осуществлялась также на татарстанском заводе. На эти же машины поставлялись двигатели местного производства.

Высокие издержки неизбежно ложились в итоговую цену автомобилей, что сыграло против их конкурентоспособности.

— Кроссовер EcoSport по абсолютно непривлекательной для рынка цене обладал невысоким качеством отделочных материалов, это же касается и Fiesta. И хотя эти машины теоретически могли побороться за рынок, время было упущено. Продукты конкурентов оказались привлекательнее и дешевле, — отмечает Бургазлиев.

Что теряет государство с уходом Ford

Компания Ford оценила свои затраты на реорганизацию российского бизнеса в $500 млн, еще $200 млн пойдут на выплаты дилерам и рабочим. А какие же расходы понесет государство? Помимо имиджевых потерь, которые неизбежны с уходом инвестора, Россия также теряет колоссальные вложения, которые в разное время и в различном виде были предоставлены компании.

Американцы не были первыми иностранцами, кто пришел в Россию с заводом, но сделали это довольно рано (в 2002 году открылся первый завод во Всеволожске) и основательно — с цехами производства полного цикла.

Уровень безработицы в Ленобласти в «нулевых» был достаточно высок, поэтому инвестор без труда получил выгодные условия. Так, компания не платила налог на имущество, прибыль и пользователей дорог в период окупаемости проекта и два года после этого.

Позже задолженность по налогу на имущество для Всеволожского завода регулярно списывалась.

Еще до появления первого режима промышленной сборки Ford получил право на ввоз комплектующих по нулевым таможенным пошлинам. Это, к примеру, позволило в 2003 году предложить Ford Focus первого поколения за $10,9 тыс.

Читайте также:  Техническое обслуживание (то) polo sedan. полный регламент то 1, то 2, то 3

в базовой комплектации. В Испании аналогичная машина стоила $13,5 тыс.

Конкурентное преимущество по сравнению с импортными иномарками было феноменальным: очередь на Focus достигала полугода, и даже место в этой очереди могло стать предметом торга.

В 2009 году во время мирового финансового кризиса Россия по примеру многих стран создала национальные программы стимулирования спроса.

Компания Ford получила доступ к утилизации «автохлама», субсидированным автокредитам, льготным лизингу и «трейд-ину», субсидиям на поддержку гарантийных обязательств автомобилей, соответствующих экологическим нормам «Евро-3» и «Евро-4», возмещению части затрат на уплату процентов по кредитам, компенсацию издержек за содержание рабочих мест и за использование энергоресурсов и т.д. Сложно измерить все инвестиции государства в российский бизнес Ford, но они очевидны и весьма значительны.

Ford напоследок поможет автопрому России

Седаны и хетчбэк Fiesta и Focus, седан Mondeo, кроссоверы Ecosport, Kuga и Explorer, микроавтобус Torneo Custom — с этими моделями россиянам придется попрощаться. Разнообразие выбора автомобилей на российском рынке сокращается с каждым годом, что, очевидно, не на руку конкуренции.

Однако для автопрома России только это может стать выходом из патовой ситуации, считает автомобильный эксперт Сергей Ифанов. Эксперт констатирует, что иностранные автокомпании построили в России избыточные мощности — около 3,5–4 млн автомобилей в год. Емкость рынка на ближайшую пятилетку 1,8–2 млн шт.

, а реальная потребность автопарка — 3 млн шт. в год.

— Цены на новые автомобили с 2014 года выросли вдвое, потому что локализация на деле оказалась грошовой. В России каждый производитель на каждую деталь имеет собственного поставщика.

А нужно всего несколько компаний единых для всех автозаводов на территории страны.

К примеру, генератор и помпа охлаждения мотора у Volkswagen Polo и Hyundai Solaris разные, а могли быть одинаковые, потому что эти машины практически идентичны по характеристикам, — объясняет Ифанов.

Импортированные детали из-за границы номинированы в долларах и евро, в России эта валютная составляющая вылезает в себестоимости.

Для снижения стоимости автомобиля в России, по мнению Ифанова, автопроизводители должны объединяться и загружать общих поставщиков.

Сейчас этому объединению мешает сильная фрагментация российского автопрома, поэтому уход слабых компаний упростит работу на рынке другим игрокам.

— Простой пример — металл и металлопрокат для кузовов, за редким исключением при наших-то заводах до сих пор везут из-за рубежа.

Производители не готовы унифицировать свою номенклатуру с конкурентами, а российским металлургическим заводам из-за этого разделения и малых объемов неинтересно с ними работать.

Поэтому российский металл идет на Запад, там более организованные компании делают из него детали и за евро они возвращаются в Россию, — говорит эксперт.

По мнению Ифанова, уход Ford, GM из России — это только начало деиндустриализации автомобильного сектора нашей промышленности. Эксперт уверен, что за ними последуют другие слабые игроки.

Выиграют от этого сильнейшие, они смогут забрать объемы рынка аутсайдеров.

Под большие объемы можно будет нагружать конвейеры поставщиков, они в свою очередь дадут низкую себестоимость и высокую рублевую добавленную стоимость в российском автомобиле.

Ford уходит из России, или сказка о почивании на лаврах

Слухи о возможном уходе Ford из России поползли еще зимой, и теперь компания подтвердила официально: производство легковых автомобилей на трех заводах Ford в РФ прекращается летом, затем прекращается их продажа. Ford сосредоточится лишь на коммерческом транспорте. Эта история начиналась, как сказка, в которой все пошло не так.

Ford привил нам вкус к иномаркам российской сборки

В 2001 году Ford стал первым иностранным производителем, наладившим в России полноценную сборку актуальной на тот момент модели — Focus. Шаг оказался дальновидным, и Focus надолго прописался в бестселлерах российского рынка.

Помимо привлекательных цен он предлагал аномальную гибкость комплектаций: модель можно было купить в трех-, четырех- или пятидверном исполнении, с кондиционером или без, с несколькими двигателями на выбор, с автоматом, с массой опций…

К тому же Foсus первого поколения оказался удачной моделью, с хорошей управляемостью, дерзким дизайном и хорошим балансом качеств. Сменившая его модель Focus II была пусть не столь броской, но более взрослой.

Мы ценили Focus II за убедительные ездовые повадки, за чёткость коробки передач, за выбор моторов и, конечно, за умеренную цену — были времена, когда базовые версии стоили около 400 тысяч рублей, то есть на уровне «бюджетников» тех лет.

Focus был локомотивом продаж. Он почти единолично занимал нишу, которую нынче оккупировали седанчики В-класса, вроде Hyundai Solaris или Volkswagen Polo. Он метил в ту же аудиторию — людей со средним доходом, — но не имел явных следов бюджетности.

Ходили упорные слухи, что Ford демпингует и торгует «Фокусами» себе в убыток, по крайней мере, в доступных комплектациях. Отчасти эти слухи подтверждались неохотой, с которой менеджеры обсуждали с клиентами покупку базовых Focus.

Ford предлагал россиянам и другие модели.

Если небольшая Fiesta нулевых годов была для россиян автомобилем не совсем форматным, то Fusion завоевал немало поклонников и сегодня дерзкие маркетологи называли бы его «субкомпактным кроссовером», несмотря на отсутствие полного привода. Многим полюбился Mondeo, пользовалась стабильным спросом Kuga и даже непривычные для россиян минивэны S-Max и Galaxy. Казалось, Ford универсален и готов предложить машину на любой вкус.

Накануне кризиса 2008 года Ford был абсолютным авторитетом на рынке, хотя корейские марки, в том числе азиатское крыло GM DAT (Chevrolet Cruze, Captiva и т. д.) давили всё сильнее. Да, Focus постепенно дорожал и отказывался от совсем «нищих» комплектаций, но оставался в лидерах как будто по инерции.

А после кризиса что-то пошло не так.

Метод проб, ошибок и еще раз ошибок

С середины нулевых словосочетанием-паразитом стали «бюджетные седаны», моду на которые задавали Renault Logan и ряд его конкурентов, вроде Fiat Albea. Они не были ровней Focus и стоили дешевле, но зародили тренд.

После кризиса тренд оформился: марки одна за другой стали выпускать бюджетные седаны на платформах машин В-классов. Казалось бы, «Фокусу» они не ровня, ведь он относился к С-классу.

Но тесноватая модель, заточенная под европейские вкусы, по практичности была вполне сравнима с В-классниками, и мощный расцвет Volkswagen Polo Sedan, Hyundai Solaris, Kia Rio, Nissan Almera и им подобных насытил нишу, в которой когда-то Focus чувствовал себя королем.

Focus пришлось идти на повышение цен и расстаться с имиджем сверхдоступной машины.

Ford игнорировал бюджетные седаны до последнего: российская сборка Fiesta, в том числе седана, началась лишь в 2015 году, и модель со странным дизайном не стала бестселлером.

Складывалось впечатление, что Ford по-прежнему верит в потенциал Focus. Однако третье поколение модели фурора не произвело: даже по меркам седанов В-класса она была тесноватой, а плюсы вроде неплохой управляемости перестали играть первостепенную роль для целевой аудитории — не спорткар ведь.

Ford отказался от демпингового ценообразования и попытался бросить вызов одноклассникам Focus, но если та же Toyota Corolla и Skoda Octavia росли и добавляли солидности, Focus так и оставался автомобилем, сделанным, скорее, под европейские запросы.

Другим трендом десятых годов были недорогие кроссоверы, и опять Ford не среагировал сразу. Дорогу проторил успешный Renault Duster, появились более дорогие компакты, вроде Nissan Juke, Skoda Yeti или Opel Mokka.

Фордовский EcoSport снова не сумел стать закондателем мод, в том числе из-за не всем понятного дизайна.

Затянулся выход Mondeo 2012 модельного года, который попал в Россию в 2015 году: серьезного беспокойства Toyota Camry он не доставил.

Спасет локализация?

Казалось, Ford делает ставку, прежде всего, на русификацию производства, с которой и начался его успех. И действительно, в отличие от General Motors, ушедшей из России в 2015 году, Ford построил в России аж три завода: во Всеволожке (Focus, Mondeo), в Набережных Челнах (Fiesta, EcoSport) и в Елабуге (Kuga, Explorer, Transit). Плюс моторное производство.

Правда, заводы, особенно Всеволожский, временами сотрясали профсоюзные стачки, которые усиливались, когда компании приходилось сокращать производство из-за недостаточного спроса. И этот ком нарастал: если десять лет назад Ford продавал в России по 180 тысяч машин в год, то в прошлом году — чуть более 50 тысяч. При этом производственные мощности позволяют делать до 360 тысяч машин в год.

Ford окончательно выпал из числа претендентов на лидерство после валютного кризиса 2014−2015 годов. Выход четвертого Focus в России затягивался, модельный ряд приедался, а ценовая политика компании становилась все более лихорадочной.

В прошлом году Ford несколько раз менял прайс-листы на Focus, добавляя и переименовывая комплектации, и не меняя ничего по существу.

В последние три месяца подобная же «икота» одолела EcoSport, который и так-то продавался неважно, но умудрился подорожать на 75 тысяч рублей с ноября.

Почему ушел Ford

Россияне любили Ford, насколько вообще можно любить марку. Ford показал, что качественный автомобиль может быть посильным для офисного сотрудника или рабочего. Ford привил хороший вкус. В конце концов, тот же Focus II оказался честной моделью, у которой были слабые места, но некритичные.

Скорее всего, Ford подвела корпоративная иерархия бизнеса, которая не делала явного акцента на адаптации моделей для России и выпуска «специальных изданий». Ведь и Renault могла не преуспеть у нас с моделями вроде Megane и Clio, если бы не сделала ставку на продукцию своего румынского филиала Dacia — Logan и Duster родом оттуда.

Ford же, казалось, выше этого. Захватив рынок недорогим Focus, он вдруг стал играть на повышение, не предлагая смелых форматов. И оказалось, что люди больше любили не сам Ford, а его демократичные цены. Не стало цен — не стало спроса.

Но это же касалось и европейского крыла вообще. Уход Ford из России связан не только с неважными результатами на местном рынке, но и с ослабевающими позициями Ford в Европе. Реструктуризация бизнеса касается всего континента, и Россия — лишь одна из частей глобального плана, который должен помочь Ford избавиться от неприбыльных ветвей бизнеса.

  • Вот только неприбыльной ветвью российский Ford стал по совсем необязательным причинам.
  • Новости авто: Названы самые популярные в России седаны
  • Подержанные авто: На что смотреть при покупке Ford Focus II за 300 тысяч рублей
Ссылка на основную публикацию