Поиск причин, вызвавших перегрев двигателя (часть вторая)

Перегрев двигателя: последствия и основные причины

Нормальная работа системы охлаждения двигателя является одним из важнейших условий для максимального увеличения срока службы и ресурса силового агрегата. Также различные неполадки указанной системы в ряде случаев приводят к серьезным последствиям.

В одних случаях последствия перегрева двигателя устраняются путем ремонта, который обычно оказывается весьма затратным. Также распространенной ситуацией становится то, что после перегрева мотора силовая установка не подлежит восстановлению и нужен новый или контрактный мотор.

В этой статье мы рассмотрим, по каким причинам возникает перегрев двигателя, последствия перегрева бензинового и дизельного мотора, а также что делать водителю в подобной ситуации.

Основные причины перегрева двигателя

Начнем с того, что любой двигатель внутреннего сгорания проектируется так, чтобы большую часть времени агрегат работал в строго ограниченном температурном диапазоне. Если проще, холодный мотор после запуска сначала выходит на так называемые рабочие температуры (прогревается), после чего система охлаждения удерживает  нагрев в заданных пределах.

Как правило, многие современные двигатели работают с учетом диапазона нагрева охлаждающей жидкости, который в среднем составляет 85-100 градусов по Цельсию. Это значит, что система охлаждения не позволяет температуре ОЖ как опуститься ниже минимальной отметки, так и превысить максимальный порог.

Постоянное поддержание рабочей температуры двигателя необходимо по причине того, что именно при таком нагреве технические жидкости имеют нужную текучесть, зазоры между деталями  ДВС приходят в расчетную норму в результате температурного расширения, топливо расходуется и сгорает наиболее эффективно и т.д.

С учетом вышесказанного становится понятно, что исправная система охлаждения всегда будет стремиться поддерживать рабочую температуру. При этом определенные сбои могут привести к тому, что мотор может перегреться, причем как летом, так и зимой.

Единственное, в холодное время года от системы охлаждения не требуется максимума эффективности благодаря низкой температуре наружного воздуха.

В этом случае, как правило, возникновение определенных проблем может оставаться незамеченным до того момента, пока не повысится температура воздуха за бортом.

Итак, к перегреву двигателя обычно приводит некорректная работа системы охлаждения. В списке основных причин следует выделить:

  1. утечку охлаждающей жидкости;
  2. нарушение герметичности системы;
  3. затрудненную циркуляцию ОЖ;
  4. выход из строя элементов системы охлаждения;

Утечки и разгерметизация приводят к тому, что в системе охлаждения падает уровень ОЖ, образуются воздушные пробки и т.д. Вполне очевидно, что снижение уровня в расширительном бачке является поводом для диагностики.

Вытекать жидкость может по вине растрескавшихся патрубков и шлангов, образования трещин в радиаторе, в результате повреждения прокладок и т.п. Если ситуация аварийная, тогда можно воспользоваться герметиками системы охлаждения типа «стоп-течь».

Также в ряде случаев помогает ремонт радиатора.

  • Теперь давайте поговорим об ухудшении циркуляции ОЖ по каналам. Как правило, основной причиной является забитый изнутри радиатор. Дело в том, что использование тосола или антифриза низкого качества, несвоевременная замена жидкости или заправка обычной воды в систему охлаждения приводит к тому, что в сотах радиатора происходит образование накипи, скопление загрязнений и отложений. В этой ситуации нужна промывка системы охлаждения.

Еще добавим, что снаружи радиатор охлаждения также может быть покрыт слоем пыли, грязи и пуха. В результате теплообмен в радиаторе ухудшается, а в совокупности с забитыми сотами ОЖ не охлаждается должным образом. По этой причине необходимо периодически промывать радиатор как изнутри, так и снаружи.

  • Если говорить о поломках, из строя чаще всего выходит помпа (водяной насос) и термостат. Сбои в работе или полный отказ помпы приводят к тому, что жидкость перестает нормально циркулировать по каналам системы охлаждения. К этому может привести значительный износ или разрушение крыльчатки, неисправности привода помпы и т.д. Для проверки рекомендуется диагностировать состояние помпы на ТО и менять данный элемент строго по регламенту.

Что касается термостата, задачей данного элемента является возможность пропускать ОЖ из малого круга (рубашка охлаждения двигателя) по большому кругу (через радиатор). В норме пока мотор нагревается, жидкость циркулирует только по малому кругу, после определенного прогрева термостат открывает большой круг.

Если не происходит такого открытия или термостат открывается не полностью (клинит), тогда ОЖ не имеет возможности попасть в большой круг и охладиться в радиаторе. Результатом становится перегрев мотора.

Также следует добавить, что перегрев двигателя может возникать и по другим причинам. Например, выход из строя вентилятора системы охлаждения или езда с небольшой скоростью на максимально высоких оборотах и пониженных передачах обычно приводят к тому, что двигатель «закипел».

Еще можно выделить случаи, когда появляется трещина в блоке или головке блока цилиндров, прогорает или пробивается прокладка ГБЦ.

В этом случае возникает или утечка охлаждающей жидкости, которая попадает в моторное масло, или же газы из камеры сгорания начинают попадать в систему охлаждения.

Добавим, что частой причиной перегрева мотора после зимы является банальная невнимательность автовладельцев, которые забывают снять дополнительный утеплитель капота и подкапотного пространства с приходом тепла. Например, если оставить автоодеяло даже в тех случаях, когда наружная температура не превышает 3-5 градусов тепла, все равно может возникнуть перегрев ДВС.

Если водитель перегрел двигатель: последствия для мотора

Как правило, специалисты выделяют несколько вариантов перегрева двигателя:

  • слабый или локальный;
  • перегрев мотора средней тяжести
  • сильный перегрев, повлекший поломку и/или заклинивание ДВС;

В разных случаях последствия будут зависеть от того, какая степень перегрева была допущена. Если температура повышена, но не дошла до критической отметки и водитель своевременно заметил проблему и быстро заглушил агрегат, тогда высока вероятность того, что мотор останется в исправном состоянии.

Как правило, в этом случае перичиной становится сбой в работе вентилятора, ухудшение производительности помпы, подклинивание термостата.

  • В том случае, когда перед остановкой перегретый двигатель работал и не заклинил, тогда такой перегрев можно отнести к среднему. Однако если из-под капота виден пар, температура ДВС на шкале приборов поднялась до красной зоны, тогда последствия могут быть куда серьезнее.

Речь идет не только о прогаре прокладки ГБЦ, но и о разрушении поршневых колец, оплавлении поршней, деформации привалочной плоскости головки блока цилиндров (головку «повело»), появлении трещин в корпусе головки, на тарелках клапанов и т.д.

  • Внезапная остановка мотора является признаком критического перегрева. В этой ситуации агрегат может просто заглохнуть в результате повреждения его деталей и узлов. Также силовая установка может заклинить, что проявляется в виде резкого удара и прекращения работы ДВС.

Последствия такого перегрева разрушительные, происходит оплавление и прогар поршней, расплавленный материал стекает на стенки цилиндров. Моторное масло перегревается и коксуется, нагруженные пары трения разрушаются, на коленчатом валу расплавляются шатунные и коренные вкладыши. В ряде случаев коленвал может сломаться, поршни могут пробить стенку блока цилиндров и т.п.

Как видно, в последнем случае восстанавливать такой мотор обычно бывает нецелесообразно с экономической точки зрения. Получается, сильно перегретый и разрушенный двигатель требует полной замены на новый или контрактный силовой агрегат.

Как уберечь двигатель от перегрева

На многих автомобилях имеется отдельный указатель температуры ОЖ, который вынесен на приборную панель. Однако во время езды не всем водителям удается своевременно заметить рост нагрева и остановить двигатель.

Еще отметим, что некоторые машины дополнительно оснащены звуковой сигнализацией, указывающей на недопустимое  повышение температуры, но такая опция есть только на отдельных современных ТС, да и то не всегда. По этой причине необходимо уметь замечать характерные признаки в движении, которые могут указать на перегрев.

  • Прежде всего, нужно выработать привычку периодически контролировать температуру ОЖ на панели приборов во время движения.

Низкий уровень тосола или антифриза в системе приводит к тому, что из печки не идет теплый воздух. Также из внутрисалонного отопителя не будет подачи горячего воздуха в том случае, когда ОЖ кипит. В результате закипания в системе образуется воздушная пробка.

  • Избыточный нагрев ДВС приводит к тому, что в моторе появляется детонация. Детонация двигателя отличается характерным звонким «цокотом» во время нажатия на педаль акселератора. Параллельно двигатель начинает заметно терять мощность, часто появляются  посторонние стуки и шумы.

Советы и рекомендации

Перегрев  мотора является аварийной ситуацией. Если замечен рост температуры выше нормы или очевидно то, что агрегат уже перегрелся, машину нужно остановить и немедленно заглушить ДВС.

Помните, запрещается лить воду на двигатель в целях его скорейшего охлаждения. Если поломка произошла зимой, тогда лучше не спешить открывать капот.

Дело в том, что слишком интенсивное охлаждение горячего агрегата холодным наружным воздухом также может привести к появлению трещин и других дефектов.

Нужно дождаться некоторого остывания агрегата, после чего проверить уровень ОЖ в расширительном бачке. Снижение уровня обычно является результатом непредвиденной течи или халатности самого водителя.

Если под рукой нет антифриза на долив, подойдет дистиллированная вода, которую обычно можно приобрести на ближайшей АЗС. Доливать воду или тосол нужно только на холодном моторе. В противном случае могут возникнуть дополнительные повреждения по причине разницы температуры жидкости и ДВС.

Затем нужно проверить вентилятор охлаждения, помпу и термостат. Параллельно следует осмотреть патрубки, шланги и места их соединений. Если обнаружено, что не работает водяной насос, тогда от попыток продолжить движение своим ходом лучше воздержаться.

В случае, когда виновником перегрева является термостат, можно удалить устройство из системы (при такой возможности), чтобы ОЖ все время циркулировала только по большому кругу.

Проблему с неработающим вентилятором охлаждения в экстренной ситуации решают путем включения печки на максимум и дальнейшей езды на низких оборотах с высокой скоростью на повышенной передаче.

Также можно сразу пустить ОЖ по большому кругу как в случае обнаружения проблемы с термостатом, так и с вентилятором охлаждения. Данный подход позволяет добраться до СТО своим ходом.

Обнаружение явной утечки жидкости после долива указывает на необходимость отказа от движения и проведения обязательного локального ремонта для ликвидации или уменьшения течи.

Напоследок отметим, что если причину перегрева устранить не удается, но авто нужно доставить на станцию техобслуживания своим ходом, тогда ТС приводится в движение кратковременным запуском двигателя.

Агрегат разрешается держать заведенным только до того момента, пока не начинается подъем температуры на панели приборов до средней отметки. Затем двигатель глушат, после чего машина движется накатом на нейтральной передаче. Пока машина катится, мотор успевает немного остыть.

Если этого не происходит, до следующего запуска нужно снова выждать некоторое время на обочине.

Отметим, указанный способ требует обладания определенными навыками. Помните, при заглушенном ДВС не работает усилитель рулевого управления и усилитель тормозов. По этой причине следует соблюдать особую осторожность, замедляя ТС на спусках при помощи КПП.

В тех случаях, когда автомобиль оснащен коробкой «автомат», следует полностью отказаться от попыток такого движения своим ходом и доставить автомобиль на СТО при помощи эвакуатора.

Источник: http://KrutiMotor.ru/peregrev-avtomobilnogo-dvigatelya-posledstviya/

10 причин перегрева мотора

Гараж

Главная  /  Гараж  /  10 причин перегрева мотораХорошее время лето, вот только у многих автомобилистов может появиться проблема — перегрев двигателя. Стоя в пробках, внимательно и настороженно наблюдают они, как неуклонно лезет вверх температура двигателя.

Еще не хватало «закипятить» мотор на дороге!текст: Александр Шабанов  /  03.08.

2007

Помимо нервотрепки, потери времени, которое требуется на периодические стоянки с открытым капотом, удара по престижу и репутации, вызванному либо сочувственными, либо презрительными взглядами из проезжающих мимо машин, все это крайне неполезно для мотора.

https://www.youtube.com/watch?v=0swgbqh-RkU

Даже однократный кратковременный перегрев мотора может обеспечить ему массу проблем в дальнейшей жизни. Дело в том, что у мотора есть немало деталей, которые очень чувствительны к повышенным температурам. Во-первых, это маслоотражательные колпачки клапанов.

Читайте также:  Chevrolet Corvette Pace Car (1978): характеристики, описание и видеообзор

Резинка, что с нее возьмешь! Да даже если колпачки силиконовые, то все равно — и они перегревов не любит. Во-вторых, это поршневые кольца, маслосъемные в первую очередь. Пружинные расширители маслосъемных колец при высоких температурах «отпускаются», теряют упругость.

И это кольцо превращается в простое украшение поршня. И первое, и второе влечет за собой резкий рост масляного аппетита двигателя. Но, помимо необходимости частого долива масла и дымного выхлопа, рост расхода масла имеет еще одну опасную сторону.

Поверхности камеры сгорания зарастают отложениями, препятствующими нормальному охлаждению двигателя, что усугубляет ситуацию с перегревами.

И даже не это самое страшное. Детали, как известно, при нагреве расширяются. Если все штатно, то при охлаждении они возвращаются в исходное состояние. Как говорят механики, деформация линейна, остаточных деформаций нет. А при перегреве — расширяются больше, чем это предписано конструкцией.

И деформация может выйти за границы «линейного закона» — перейти в пластику. А это ведет к тому, что после охлаждения деталь уже не вернется к начальному состоянию — появляются остаточные деформации. Отсюда коробление блока и головки цилиндров, рост размера поршней вплоть до их задира.

Вот это уже совсем неприятно, поскольку требует серьезного ремонта двигателя. Ну, наверное, хватит страшилок. Давайте разбираться с причинами.

Почему же вдруг начинает греться мотор? Причин можно насчитать с десяток. Причем перегрев может быть и внешним и, что более опасно, внутренним. Признак внешнего перегрева — рост температуры охлаждающей жидкости. Это мы видим и можем оперативно на него среагировать.

А вот внутренний перегрев снаружи сразу не заметен. Тепло как бы остается внутри мотора, повышения температуры жидкости практически нет.

Но двигатель реагирует резким снижением мощности из-за ухудшения наполнения и роста механических потерь, детонацией и калильным зажиганием, и, в худшем варианте, — задирами поршней.

Четко прослеживается аналогия с человеческим организмом. Как и у человека, повышение температуры мотора — это свидетельство того, что «организм» сопротивляется. Даже при исправном термостате некоторый рост температуры двигателя в определенных ситуациях дело нормальное.

Долгое стояние в пробках, езда в горку с полной нагрузкой — повышение температуры неизбежно. Но это проявление «внешнего» перегрева. А вот вспомните ситуацию, когда плохо совсем, а температура низкая! Это еще хуже, чем, допустим, 38 на градуснике. «Организм не борется», — говорят в таких случаях. У мотора — аналогично.

Бывают ситуации, когда «внутренний пожар» никак не отражается на указателе температуры. Это перегрев «внутренний».

Причины двух видов перегрева разные. Начнем с «внешнего».

Первая причина, и самая простая, — недостаточное количество охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Вода, или тосол — это жидкость, которая, как известно, дырочку найдет.

В системе охлаждения мотора, с кучей трубок, трубочек, патрубков, хомутиков и прокладочек, таких дырочек может быть много. Вот и уходит постепенно тосол и из расширительного бачка, и из радиатора системы охлаждения.

Свидетельство этого — белые потеки на внешних поверхностях двигателя, капли тосола под машиной после длительной стоянки. А уж совсем плохо, если тосол уходит в масло и в цилиндры двигателя.

Как уже говорилось ранее, такое возможно при разрушении или прогаре прокладки блока цилиндров, короблении посадочных поверхностей головки или блока. Тут последствия могут быть куда жестче: от гидроудара до заклинивания коленчатого вала.

Вторая причина — малая эффективность воздушного охлаждения радиатора. Этому может быть тоже несколько причин. Если вентилятор приводится ремнем от коленчатого вала, то может ослабнуть натяжение этого ремня. Если привод вентилятора электрический, то может дурить датчик температуры. А еще это может быть следствием сильного загрязнения ребер радиатора системы охлаждения.

Грязь — очень плохой проводник тепла, а под капотом ее обычно достаточно. Кстати, о сильном загрязнении радиатора говорит малая скорость нормализации температуры при начале движения после длительной стоянки. В нормальном состоянии обдув радиатора при движении даже со средней скоростью приводит к очень быстрому снижению температуры до нормальной.

Если этого нет, радиатор надо мыть или вообще менять!

Третья причина — нарушения в работе термостата. Тут тоже все понятно. По мере накопления отложений в системе охлаждения подвижность упругого элемента термостата теряется, и он перестает реагировать на температуру тосола, выходящего из двигателя.

Дальше все зависит от того, в каком положении он зависнет — либо постоянно начнет гонять жидкость по большому контуру, и мотор будет труднее прогреваться; либо по малому, тогда перегревы неизбежны. А особенно термостат «любит» воду, а лучше всего — жесткую, с большим содержанием солей и минералов.

Тут зависания его упругого элемента можно ждать уже через пару тысяч километров после замены. Некоторые герметики системы охлаждения тоже могут дать аналогичный эффект, особенно если ими злоупотреблять.

Четвертая причина лежит в области неправильной регулировки системы зажигания или впрыска. Позднее начало сгорания сдвигает момент окончания горения топлива практически к моменту открытия выпускных клапанов, а то и еще дальше. Тогда сгорание не кончится и на выпуске.

Итог — резкий рост температуры отработавших газов. Головка блока цилиндров до 40–50% тепла получает именно из выпускной системы. Если добавить к этому очень сложные условия охлаждения головки, то избежать кипения тосола в такой ситуации, скорее всего, не получится.

Паровые пробки в полостях охлаждения «затыкают» весь контур охлаждения, вот вам и тяжелый перегрев.

Пятая причина — длительная работа бензинового двигателя в условиях детонации. О детонации можно говорить много, но один из «сухих остатков» этого разговора — резкий рост износа деталей двигателя при детонации.

Шестая причина — длительная работа двигателя в нерасчетных режимах. Эффективность работы системы охлаждения зависит от расхода охлаждающей жидкости, прокачиваемой через контур охлаждения.

А расход жидкости зависит от частоты вращения коленчатого вала: чем она больше, тем больше тосола гонит помпа через полости системы охлаждения. Но вот частая ситуация. Лето, жарко.

Загородная трасса, трудяга-«жигуленок» тянет на дачу многочисленное семейство с детьми, кошками, огромным верхним багажником и прицепом, заваленным всякими нужными вещами. А на пути — длинный-длинный подъем, по которому с трудом и дымом тянется старенький «КамАЗ»-лесовоз.

И не обогнать — навстречу поток машин… Итог очевиден и многим знаком — кипение двигателя. А все почему? Скорости набегающего воздушного потока не хватает, ползем ведь еле-еле. Обороты двигателя малые, система охлаждения работает через пень-колоду, а педаль в пол — нагрузка на мотор сумасшедшая. Вот и все самые неблагоприятные факторы в одну кучу собираются.

Та ситуация, которая описана, характерна для так называемых буксировочных режимов работы двигателя. Это самое то, что нужно для скорейшего отправления бензинового мотора на свалку. А еще мотор очень не любит длительное стояние в пробках, когда он молотит на холостых. Хоть нагрузка и минимальна, но набегающего потока вовсе нет, только от вентилятора. А его может и не хватить.

Cедьмая причина — прогар выпускного клапана. Тут все понятно. Трещина в клапане пускает на выпуск высокотемпературные газы еще на такте сгорания, а это повышает температуру отработавших газов и, следовательно, деталей двигателя. Реагирует на это и температура охлаждающей жидкости.

Первые семь причин — это «внешний» перегрев. Мы можем как-то оперативно на него прореагировать, потому что видим, как стрелка указателя температуры постепенно приближается к красной черте. Значительно опаснее следующие причины, поскольку они вызывают «внутренний» перегрев двигателя, который проявляется уже своими последствиями.

Итак, восьмая причина — большое количество отложений в полостях охлаждения. При длительной работе на стенках полостей охлаждения, особенно головки блока цилиндров, накапливается слой отложений, чаще всего минеральных солей, выделившихся из тосолов или воды. Они очень вредны.

Во-первых, отложения перекрывают часть сечения каналов и уменьшают тем самым расход жидкости. Во-вторых, они плохо теплопроводны, и поэтому создают дополнительное сопротивление для потока тепла, который должен отбираться тосолом. Вот и идет внутренний перегрев.

Внешне, на указателе температуры, все нормально, а внутри — слишком горячо! Кстати, отложения могут дать и внешний перегрев, расход-то тосола уменьшается, вот его температуры и растут. Но все-таки внутренний перегрев здесь будет более выраженным и опасным.

А еще эти отложения повышают опасность возникновения крайне опасного явления — кавитации полостей охлаждения, при котором металл стенок двигателя может быть «съеден» до сквозных дыр очень быстро. Часто повреждения, наносимые кавитацией, путают с обычной коррозией и относят к использованию некачественных тосолов.

Внешне они похожи, и действительно те и другие вызваны «левым» происхождением охлаждающей жидкости, но причины их возникновения разные. Впрочем, какая вам разница, отчего потечет блок или головка — от кавитации или коррозии? То и другое одинаково неприятно.

Девятая причина — большой уровень отложений в камере сгорания. Вот это четкий внутренний перегрев двигателя. Камера сгорания при этом как бы теплоизолируется слоем нагаров, практически неспособных проводить тепловой поток.

Особенно это характерно для моторов с изрядным износом, где в цилиндры идет много масла. Оно плохо горит и дает эти самые отложения в цилиндрах. Причем все развивается как цепная реакция: перегревы вызывают повышенный расход масла, он увеличивает слой отложений в камере сгорания, и перегревы еще более увеличиваются.

И опять, внешне, со стороны указателя температуры двигателя, все благополучно. Поток-то тепла в тосол уменьшился, и температура остается нормальной. А вот мотор «тупеет», валит сизый дым из трубы, по утрам не завестись.

Опасны эти отложения еще и тем, что при их большом количестве они могут вызвать и раннее, и позднее калильное зажигание, очень опасную аномалию сгорания в бензиновом моторе.

Наконец, последняя в нашем описании, десятая причина возможных внутренних перегревов — это нерациональное использование ряда присадок к моторному маслу, тех, что относятся к классу автохимии.

Дело в том, что принцип работы определенного класса присадок — это наращивание металлокерамического слоя на поверхностях цилиндров.

А металлокерамика — мощный теплоизолятор, и работает он, с точки зрения перегревов, аналогично внутренним отложениям в камере сгорания, описанным выше. Поэтому, несмотря на очевидные преимущества металлокерамического слоя в плане трения и износа, перестараться с ним опасно.

У нас были случаи, когда после подобной обработки межкольцевые канавки у поршней вышибало на первой сотне километров пробега. И это тема для отдельной статьи, к которой мы обязательно вернемся в дальнейшем.

Итак, при самом беглом взгляде на закипевший мотор мы нашли целых десять возможных причин его перегрева. Так как быть, чтобы избежать этого опасного явления? Советов в целом немного, и все они сводятся к одному: надо следить за мотором своего автомобиля.

Правильная регулировка, своевременная подтяжка ремня привода помпы и вентилятора, если они есть, конечно, использование качественных бензинов, не детонирующих даже в самых сложных условиях, — это азбука эксплуатации.

А еще надо помнить, что чистоту любят не только люди! Слой грязи на радиаторе, внешних поверхностях мотора снаружи не виден, но мешает его работе изрядно. Еще больше мешают грязь и отложения на поверхностях внутренних полостей мотора.

А вот с ними поможет справиться «подкапотная» автохимия, благо очистителей двигателя в продаже нынче много!

Источник: http://5koleso.ru/articles/garazh/10-prichin-peregreva-motora

Как бороться с перегревом двигателя

Перегрев автомобильного мотора — это одна из серьезнейших проблем при эксплуатации, зачастую возникающая из-за халатности автовладельцев, реже из-за неисправностей систем и механизмов самого мотора. Рассмотрим возможные причины перегрева мотора, их диагностирование (выявление). А так же методы устранения перегрева двигателя.

https://www.youtube.com/watch?v=2yeiGqVKKAk

Перегрев двигателя — серьезная проблема для автовладельцев

Читайте также:  Mini Cooper 1963 года: характеристики и описание

Основные причины перегрева двигателей

Итак, рассмотрим основные причины, которые могут привести к перегреву двигателя.

Перегрев по недосмотру

Начнем с самых простых. При повышении температуры выше рабочего диапазона следует сначала обратить внимание, нет ли посторонних предметов перед радиатором. Иногда бывает, что автовладельцы после зимнего режима эксплуатации забывают снять утеплитель.

Второй наиболее распространенной причиной, которая приводит к перегреву, является недостаточный уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения, которая может быть вызвана банальным испарением жидкости из системы.

«НО ПОМНИТЕ, ЧТО ОТКРЫВАТЬ ПРОБКУ РАДИАТОРА НА НЕОСТЫВШЕМ МОТОРЕ ЗАПРЕЩЕНО!»

Категорически не советуется открывать пробку на неостывшем радиаторе

Если уровень низкий, то просто долейте охлаждающую жидкость. Даже если вы заметили подтекания из патрубков системы, лучше всего понемногу доливать жидкость в систему и таким образом добраться до ближайшей СТО. Где уже и выяснять причину протечки. Для долива можно использовать тосол любой марки (вода используется в крайних случаях).

Технические причины

Вентилятор

Так же убедитесь, что при работе двигателя вентилятор крутится.

Если нет, то это свидетельствует о неисправности муфты привода вентилятора (для современных автомобилей) или провисания и следовательно проскальзывания приводного ремня вентилятора (для старых моделей авто).

Иногда бывает так, что лопасти вентилятора от старости или в силу других обстоятельств частично обломаны. Это также негативно сказывается на охлаждении радиатора и блока двигателя. В таком случае вентилятор следует заменить.

Протечки жидкости

Теперь рассмотрим более существенные причины перегрева мотора на автомобиле. Вернемся к низкому уровню жидкости и подтеканиям в системе. Очень часто протечки охлаждающей жидкости наблюдаются в местах соединения патрубков и радиаторе.

Очень часто причиной понижения уровня тосола в системе является протечки в радиаторе печки. В таком случае в салоне появится соответствующий специфический запах, и потеки на обивке под передней панелью. Иногда это сопровождается и запотеванием переднего стекла.

Причины перегрева двигателя:

Как показывает опыт эксплуатации многих автомобилистов для устранения таких протечек, если они не большие можно использовать так называемые герметики типа «антиутечки». Но следует помнить, что в таком случае в системе должна быть охлаждающая жидкость типа тосол, а не вода. Так как вода может образовывать солевые отложения на стенках системы.

И в узком месте такие отложения в совокупности с герметиком могут спровоцировать закупорку канала. Поэтому, если вы уверены в чистоте всех внутренних поверхностей системы охлаждения, тогда используйте герметик.

Если нет, тогда можно использовать герметик, но, приехав домой в гараж или на вашу СТО, следует почистить систему и устранить все подтекания путем замены или ремонта неисправных элементов.

Пробка радиатора

Теперь рассмотрим еще один вариант перегрева современных моторов. Суть состоит в том, что большинство автомобилей с форсированными моторами заграничного производства допускают нагрев отдельных частей двигателя свыше 100 градусов. Вплоть до 120.

Но жидкости в таких устройствах содержатся под небольшим давлением, что не позволяет им закипать при этих температурах. Даже при местном или локальном перегреве охлаждающей жидкости, она не начнет кипеть и превращается в пар.

Это в случае если конструкция герметична (а это обязательное условие для таких систем охлаждения), перегретая жидкость будет отведена и охлаждена.

А вот если система разгерметизирована, то перегрев, даже локальный, спровоцирует выброс пара в расширительный бачок, а затем и в атмосферу и как следствие перегрев двигателя.

При этом все симптомы неисправности будут сигнализировать нам о пробитии прокладки под головкой блока цилиндров (появление пузырьков, образование пены, вытеснение жидкости в расширительный бачок). Зачастую негерметичность системы в первую очередь вызвана неисправным клапаном на пробке радиатора.

Если он не способен поддерживать необходимое давление в системе, то работать она правильно в таком случае не будет. Проверить работоспособность таких систем охлаждения, можно просто пощупав патрубки системы перед прогревом мотора и после.

Если на прогретом двигателе патрубки будут тверже, значит, жидкость за счет расширения повысила давление в системе, а клапан держит его.

Проверьте исправность клапана на пробке радиатора

Загрязнения радиатора

Следующей причиной, по которой двигатель может перерваться – это неэффективность системы. Зачастую это может спровоцировать забитый отложениями и загрязнениями радиатор. Такая неисправность своими силами практически не устранима. Для ее устранения придется снимать радиатор и везти его к специалисту, который распаяет его. Произведет очистку. А затем снова спаяет все обратно.

Неисправность водяного насоса (помпы)

Частенько на внешний вид все кажется идеально. Уровень в системе соответствует норме, протеканий и заметных дефектов нет. А почему греется двигатель не ясно. В таком случае причиной может стать как помпа (водяной насос), или термостат, а точнее его клапан.

Рассмотрим сначала неисправности связанные с помпой. Первое из-за чего водяной насос может работать неправильно — это ослабление приводного ремня. Для устранения данной поломки необходимо подтянуть или заменить приводной ремень.

Второй причиной, по которой помпа может работать не эффективно, являются дефекты лопастей. Эти дефекты могут выглядеть как появление отверстий, сгнивание краев лопастей, или наоборот обрастание продуктами коррозии и загрязнений.

В таком случае ток жидкости через помпу будет затруднен, а значит, насос не обеспечит эффективную прокачку охлаждающей жидкости через всю систему. Что естественно приведет к перегреву мотора. Для устранения данного дефекта необходима полная замена помпы.

Мыть или очищать крыльчатку нет смысла, так как она уже подверглась коррозии. И через небольшой промежуток времени все повторится.

Что делать если перегревается двигатель:

Данный элемент системы предназначен для переключения тока жидкости по малому и большому кругу. Иногда в процессе эксплуатации клапан, отвечающий за переключение, отказывает или попросту зависает (заклинивает). Причин этому может быть много от банального заводского брака до отложений на стенках термостата. Однако выход в любом случае лишь один – немедленная замена термостата целиком.

Прорыв прокладки ГБЦ

Но бывают и другие более серьезные причины, из-за которых двигатель может перегреваться. Одной из их является прорыв прокладки под головкой цилиндров и блоком двигателя. Если это произошло, то отработанные газы из выпускного коллектора могут попадать в систему охлаждения и вызывать еще больший нагрев жидкости.

Кроме этого теряется герметичность системы, что приводит к падению давления и соответственно кипению жидкости. В итоге на работающем моторе под крышкой радиатора можно наблюдать появление большого количества пузырей и вспенивания. Это как пузыри кипящей жидкости, так и пузырьки отработанных газов которые попали в систему.

Естественно, что в итоге получаем перегрев мотора.

Также, причиной перегрева может быть прорыв прокладки ГБЦ

Для того чтобы убедиться пробита головка или нет, можно использовать следующую методику. Она особенно эффективна для автомобилей с закрытым типом радиатора, где все манипуляции по доливу и проверке уровня жидкости выполняются через расширительный бачок:

  1. Даем двигателю остыть;
  2. После отсоединяем от расширительного бачка резиновую трубку, которая вторым концом крепится у пробки радиатора. Опускаем ее в емкость с чистой водой;
  3. Заводим двигатель;
  4. Уже через пару минут после заводки мотора, из трубки будут выходить пузырьки, это выходит воздух из самой трубки. Далее может начать выливаться тосол. В прозрачной воде его отлично видно. Ждем в таком положении минут десять. Если кроме тосола из трубки не появляются пузырьки воздуха, значит, прокладка головки цилиндров целая и не требует замены. Если пузырьки пошли значит, прокладку необходимо менять.

Что делать водителю в случае перегрева двигателя

Алгоритм поведения водителя, если по датчику температуры он увидел, что двигатель перегрелся:

  • Необходимо немедленно включить печку на полную мощность;
  • Остановиться на обочине, не создав для других участников движения затруднений или аварийных ситуаций;
  • Не глуша мотор, открыть капот и убедиться в том, что вентилятор работает, и шкив водяного насоса так же вращается;
  • После этого заглушить двигатель и пощупать рукой радиатор сверху вниз. Если он нагрелся, неравномерно или вообще холодный, значит либо забитые соты или же не работает термостат, если нагрев есть, но небольшой, значит однозначно проблемы с помпой;
  • После этого даем двигателю остыть. И лишь после этого открыв крышку радиатора, проверяем уровень охлаждающей жидкости. Если он недостаточен, то доливаем до нормы. При этом важно помнить, что долив тосола или воды производиться только на остывшем моторе. Иначе из-за резкой разницы температуры головка блока цилиндров или даже блок могут треснуть.

К чему может привести не своевременное выявление перегрева двигателя

Перегрев двигателя значительно уменьшает ресурс деталей

Как ни странно, но именно горячий мотор работает эффективно. Но, как и для каждого механизма, всему есть свой предел и ограничения. Для автомобильных моторов принято, что их рабочая температура может колебаться от +80 градусов до +120 градусов Цельсия.

Если мотор нагревается выше данных значений, отдельные его узлы и механизмы начинают терять эффективность и прочность. В первую очередь это касается шатунно-поршневой и гильзовой группы.

Не забываем, что современный поршень это алюминиевая деталь, а значит и подвержен быстрому нагреву и деформации.

Чугун, несмотря на большую плотность, обладает высокой хрупкостью. И при перегреве этот порог хрупкости увеличивается, что приводит к растрескиваниям гильз. Алогичная ситуация и с головкой блока цилиндров, при перегреве она легко деформируется вызывая разгерметизацию не только системы охлаждения, но и системы смазки двигателя, системы выпуска отработанных газов, и т.д.

В итоге получаем не просто перегрев мотора, а выход его из строя. В лучшем случае получаем смешивание масла и охлаждающей жидкости в системе смазки. В худшем заклинивание поршней в цилиндрах. В первом случае проблемы с двигателем устраняются средним ремонтом (снятие и шлифовка ГБЦ, замена прокладки).

А во втором варианте это уже капитальный ремонт мотора, который и стоит соответственно.

Как предупредить перегрев двигателя

Не стоит считать, что перегрев двигателя происходит мгновенно. Нет, быстро, может, нагреется лишь какая-то небольшая локальная часть мотора. А потом этот перегрев может повлечь и повышение температуры по всей системе. Это как в чайнике.

Сначала закипает вода на днище, а потом спустя время закипает и весь чайник. Поэтому самый простой и эффективный способ предупреждения перегрева это постоянный контроль температуры воды по датчику. Желательно обращать внимание на приборы хотя бы раз в пять минут.

Таким образом, вы сможете увидеть повышение температуры воды в моторе и своевременно отреагировать, без печальных последствий.

Источник: http://AvtoMotoSpec.ru/poleznoe/prichiny-peregreva-dvigatelya.html

Неисправности системы ОЖ и пути ее решения — DRIVE2

1)Причина или следствие перегрева2)Компоненты системы охлаждения, выходы из строя и их причины

3)Простая общая проверка системы

Сказать, что неполадки в работе системы охлаждения ведут к неприятностям — значит, ничего не сказать. Значительная часть серьезных неисправностей двигателей, попадающих на СТО, связана со сбоями в работе именно этой системы.

Мы уже рассказывали об опасных последствиях перегрева деталей двигателя (№ 4/1999). Сегодня речь пойдет о причинах этого явления. Точнее — о практической стороне дела: как выявить и устранить дефекты в системе охлаждения.

До боли знакомая картина: автомобиль на дороге, капот открыт, клубы пара. Если до этого еще не дошло, а стрелка термометра упрямо стоит в красной зоне, то радости тоже мало — перегрев.

Причина? Термостат или датчик включения вентилятора. А может, и прокладка головки прогорела. Любой механик сходу назовет десяток причин перегрева двигателя и столько же вариантов того, что и как менять.

Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд.

На практике известно немало случаев, которые не укладываются в традиционные схемы.

Вспоминается такой эпизод с автомобилем Ford Scorpio: после посещения сервисов, где, казалось бы, уже сделали все, да не по одному разу (включая опрессовку головки блока цилиндров и замену прокладки головки), дефект в системе охлаждения как был, так и остался — антифриз по-прежнему перемешивался с маслом.

Читайте также:  Как заменить ремень генератора на Газель Бизнес своими руками – пошаговая инструкция

Виновником в конечном счете оказался не термостат, не датчик, не прокладки и не трещина в головке, а охладитель масла, установленный на блоке цилиндров. Автомобиль более 10 лет эксплуатировался, мягко говоря, не очень аккуратно, преимущественно на воде вместо антифриза.

Охладитель масла в результате прогнил изнутри, и потоки масла и антифриза, идущие через него, просто не могли не перемешиваться. В результате копеечная работа по устранению дефекта (охладитель можно не менять, а просто «убрать», закольцевав соответствующие шланги) превратилась в глобальную проблему, с которой не справились на двух (!) СТО.

Или такой случай: автомобиль Ford Mondeo «страдал» хроническим перегревом двигателя.

После огромного комплекса проведенных работ, включая замену термостата и прокладки головки, а также промывку радиатора, ничего не изменилось.

В конечном счете, причина была найдена — виновником оказался электродвигатель вентилятора, дефект которого не позволял крыльчатке вращаться с необходимой скоростью. Естественно, охлаждение радиатора было недостаточным.

Список можно продолжить. Но и так ясно, что перегрев двигателя, а тем более устранение причин его вызывающих — дело непростое. Можно даже сказать, тонкое. А потому, чтобы не совершать ошибок и не делать лишней работы, сначала надо подумать. Иначе в тонкостях причин перегрева не разобраться.

Причина или следствие?

Итак, перегрев. А что это? Ведь не секрет, что некоторые считают перегревом двигателя даже незначительное отклонение стрелки указателя температуры от ее среднего значения. Поэтому, очевидно, прежде чем что-либо диагностировать и тем более рекомендовать, желательно вначале определить, с чем имеем дело.

По нашему мнению, перегрев двигателя — это температурный режим его работы, характеризуемый закипанием охлаждающей жидкости. А вот причины этого явления различны и довольно многочисленны. Их можно разбить на несколько групп, которые мы и рассмотрим.

Неисправности или дефекты компонентов системы охлаждения. Эта группа неисправностей, которые можно условно назвать первичными, т.е. непосредственно вызывающими отклонения в работе системы охлаждения или выход ее из строя.

Сюда относятся неисправности термостата, вентилятора, его вязкостной муфты или температурных датчиков, а также блока управления двигателем, если в его функции входит и управление вентилятором.

Причинами неисправностей системы охлаждения легко могут стать дефекты помпы (проворачивание крыльчатки на валу или коррозия крыльчатки и корпуса), пробки радиатора или расширительного бачка, загрязнение радиатора снаружи или изнутри, негерметичность шлангов и других узлов.

Эти неисправности обычно мало зависят от условий эксплуатации автомобиля, за исключением наиболее грубых нарушений, к примеру, использования некачественной охлаждающей жидкости.

Неисправности системы охлаждения вследствие некачественного ремонта, очевидно, привнесены извне. Отметим здесь различные повреждения (риски, забоины) привалочных плоскостей головки и блока цилиндров, прокладки ГБЦ.

Сюда же можно отнести деформацию плоскости головки, не устраненную при ремонте (к примеру, со старой прокладкой герметичность стыка еще сохранялась, в то время как с новой прокладкой нарушилась).

Эта группа неисправностей тесно связана с группой вторичных неисправностей, по крайней мере, эти группы имеют сходные внешние признаки проявления.

Вторичные неисправности в двигателе — это уже последствия его перегрева, эксплуатации двигателя при повышенной температуре.

Речь идет о таких неисправностях, как прогар прокладки ГБЦ, деформация плоскости головки, прогар стенок головки и цилиндра, образование трещин в стенках камеры сгорания и цилиндра, деформация и задиры поршней и поршневых колец.

Как правило, эти неисправности не появляются сами по себе, а вызваны сравнительно длительным и чрезмерным тепловым воздействием на детали и узлы двигателя. Хотя нельзя забывать и о том, что из каждого правила есть исключения.

Итак, все основные «виновники» неисправности системы охлаждения двигателя и его перегрева установлены. А как определить на практике, что вышел из строя именно этот компонент, а не другой? Для этого, очевидно, надо знать внешние проявления той или иной неисправности.

Как проявляются неисправности?

Пытаясь разобраться, что для системы охлаждения является нормой, а что нет, необходимо хорошо представлять устройство и работу не только системы охлаждения, но и всего двигателя в целом. О том, что в системе охлаждения появились проблемы, свидетельствуют более 20-ти признаков, — это затрудняет однозначное установление истинной причины неисправности. Что же будем проверять? Все по порядку.

Температура нижнего патрубка радиатора проверяется очень просто — на ощупь. Этот патрубок должен быть почти таким же горячим, как и верхний. Обратное свидетельствует о недостаточной прокачке антифриза через радиатор.

Работа вентилятора характеризуется не только его включением и выключением, но и напором воздуха. Важна и температура прокачиваемого вентилятором воздуха — прохладный воздух косвенно указывает на недостаточно горячий радиатор.

Работа отопителя нарушается при попадании в систему воздуха или выхлопных газов. Такое случается не только при утечке антифриза, но и при дефектах двигателя (к примеру, трещина в головке блока или прогоревшая прокладка ГБЦ).

Давление в системе охлаждения — еще один очень важный параметр. Давление должно очень медленно (в течение10-15 мин) возрастать при прогреве двигателя и так же медленно снижаться после его выключения. Отклонения от этого — свидетельства неисправности в системе охлаждения.

Величина давления в верхнем патрубке радиатора может помочь установить причину некоторых неисправностей. Так, например, при прогреве, когда общее давление в системе еще невелико, резкое повышение давления в патрубке при увеличении числа оборотов двигателя может свидетельствовать о внутреннем загрязнении радиатора.

Рабочая температура в системе — один из самых важных индикаторов ее «здоровья». Температура может не только «зашкаливать», но и просто быть выше или ниже обычного уровня.

Важно также влияние скорости автомобиля — растет или падает температура при движении.

Иногда отправным моментом для точного определения причины неисправности может стать время выхода температуры на рабочий уровень — чрезмерно быстрый прогрев, равно как и чрезмерно медленный может указать на неисправность в системе.

Чрезмерно высокая температура (перегрев) также может проявляться по-разному. Отметим, что перегрев может происходить как на одном режиме работы (на холостом ходу, на «месте» на высоких оборотах, при движении на высоких скоростях), так и сразу на нескольких режимах, что указывает на совершенно разные неисправности.

Расширительный бачок системы охлаждения — удобный индикатор ее состояния. Пузырение жидкости, запах выхлопных газов или бензина, пленка масла или эмульсия на поверхности антифриза в бачке — признаки очень серьезных неисправностей двигателя, причем весьма различных.

Эмульсия в системе вентиляции и смазки всегда появляется при попадании антифриза в масло.

Масло при этом мутнеет и становится непрозрачным, а на крышке маслозаливной горловины появляется характерная пена.

Последняя, правда, требует к себе критического отношения — при отсутствии расхода антифриза образование пены может быть связано с плохой работой системы вентиляции, особенно в холодное время года.

Расход охлаждающей жидкости в нормально работающей системе охлаждения не предусмотрен. Поэтому снижение уровня жидкости — признак неисправности. Весь вопрос лишь в том, куда «уходит» жидкость: вытекает наружу, попадает в масло или в цилиндры?

Характер работы двигателя, особенно, на холостом ходу, нередко может указывать на наличие неисправностей в системе охлаждения. Попадание антифриза в цилиндр или, напротив, выхлопных газов из цилиндра в рубашку охлаждения, как правило, ведут к неустойчивой работе двигателя на холостом ходу и даже отключению отдельных цилиндров.

В некоторых наиболее тяжелых случаях при перегреве деформируются поршни, возникают задиры на их юбках, поршневых кольцах и стенках цилиндров.

При этом двигатель начинает стучать, в первую очередь, в холодном состоянии, резко увеличивается расход масла, появляется характерный синий дым выхлопа.

Однако указанные явления нельзя считать исключительно признаками неисправности системы охлаждения — это могут быть неисправности самого двигателя, возникшие ранее.

Цвет выхлопных газов в случае негерметичности цилиндра становится густо-белым или сине-белым. Это важный признак появления вышеназванного дефекта, который следует отличать от конденсации водяного пара при высокой влажности и низкой температуре воздуха.

Итак, мы рассмотрели, основные причины неисправностей системы охлаждения и внешние признаки их проявления. Теперь осталось все это соединить воедино, чтобы понять, …

Как найти причину неисправности?

Все описанные причины и признаки неисправностей мы свели в таблицу, по которой можно определить, чем вызван и как проявляется тот или иной дефект в системе охлаждения. Полученная таблица — это фактически ключ или алгоритм, по которому любой профессионал работает с системой охлаждения.

К сожалению, записать такой алгоритм оказалось делом непростым, в результате чего таблица получилась довольно громоздкой. Но приобрести профессиональный опыт вообще не просто, поэтому время, потраченное на изучение наших данных, нельзя расценивать как потерянное напрасно. Это относится не только к диагностике системы охлаждения, но и к способам устранения неисправностей в ней.

Компоненты системы охлаждения, выходы из строя и их причины:

Основные неисправности компонентов

Блок цилиндров
Наиболее частые неисправности — это трещины в результате размораживания, ударов, неправильной сборки. Прогнивание технологических заглушек от использования некачественного антифриза и простой воды

Головка блока
Трещины в результате перегрева, разъедание каналов охлаждения в результате использования некачественного антифриза.

Водяная помпа
Наиболее частая неисправность — течь сальника. Но на некоторых моторах встречаются помпы с пластиковой крыльчаткой, которая разваливается и помпа не качает.

Термостат
Тут просто — или не открывается или не закрывается. Но присутствует и промежуток — или не до конца открылся, или наоборот — не закрылся.

На современных моторах кроме того, на термостатах с электронным управлением — выгорание разъема и управляющего элемента и вследствие этого некорректная работа.

Также встречаются проблемы с пластиковыми корпусами термостатов — эти просто трескаются.

Радиатор
Чаще всего — просто прогнивает и начинает течь. Но также присутствует — обламывание подводящих патрубков, забивание трубок внутри какой-нибудь шнягой, забивание сот снаружи песком и мусором.

Расширительный бачок с пробкой
Ну поломать его сложно, но можно — бывает трескается или отламываются штуцера. С пробкой — она при выходе из строя не сбрасывает давление из системы.

Клапана печки и доп электрическая помпа.
Вот где до хрена всего! Ломатся может все, от электрической части до корпуса. Клапана — или не открываются, или не закрываются. Промежуточные состояния присутствуют тоже. Помпа соответственно — или качает или нет.

Радиатор печки
Основное — прогнивает и течет, а так же трескаются подводящие трубки если пластиковые.

Вязко(термо)муфта с крыльчаткой
Крыльчатка понятно — мона тока сломать. Вязкомуфта — перестает правильно работать — не включается при прогреве.То есть всегда вращается с одной и той же скоростью и не реагирует на обороты двигателя — как бы «прокручивается», не «стопорится».

Дополнительный электровентилятор
Отклеивание магнитов, перегорание дополнительных сопротивлений, закисание «насмерть», на более свежих машинах — выгорание электроники при попадании воды — там схема управления и мотор — одно целое.

Шланги
Тут понятно — резина она и в Африке резина

АнтифризВыход его из строя — когда воды много, а собственно антифриза мало

просто замерзает. Или куда то выливается, «уходит».

Простая общая проверка системы:

Открываем крышку бачка на радиаторе, газуем.Если писькает сбоку из отверстия не стенке бачка — это перелив — помпа исправна.Если нижний шланг холодный — термостат не открылся.Если все горячее — муфте кирдык или дополнительному вентилятору

Если все работает, горячее, муфта работает, а все-равно греемся — в голове проблему искать нужно.

Источник: www.ab-engine.ru/abs/02_02_head.html

Источник: https://www.drive2.com/b/1672608/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector