Признаки неисправности электроусилителя руля

Признаки неисправности электроусилителя руля

Электроусилитель руля предназначен для облегчения водительской жизни. Он помогает вращать руль на парковке, не прикладывая больших усилий, в современных автомобилях предотвращает ДТП и облегчает управление автомобилем. Он надежнее и лучше гидроусилителя, но все же он ломается, хотя и реже. Разберем основные неисправности в работе электроусилителя и как они проявляются, чтобы быть готовым к затратам на ремонт.

Признаки неисправности ЭУР

Самый явный – загорание контрольной лампы на щитке приборной панели. Это рулевое колесо с восклицательным знаком. Этот значок может быть двух цветов – желтого и красного цвета.

В первом случае, можно управлять автомобилем, но стоит вытащить предохранитель электроусилителя руля, чтобы его обесточить полностью.

Во втором случае – ехать не рекомендуется, механизм усилителя может заблокировать руль или вы потеряете полностью контроль над рулем.

Признаки неисправности электроусилителя руля

Вторым признаком можно считать появление «тяжести» на руле, как на отечественной «классике». При этом не будет доноситься жужжание электродвигателя из-под рулевой колонки в случае Калины и Приоры. Эта поломка подкрепляется предупредительным индикатором на приборной панели.

Перегорание предохранителя. Это явный признак серьезной неисправности в электроусилителе. Причиной может быть проблемы в электрической части – окисленные контакты, повреждение проводки, короткое замыкание.

Поломки в механической части ЭУР тоже могут привести к перегоранию плавкого предохранителя – подклинивание редуктора или разрушения в рулевой рейки.

Это приводит к повышенной нагрузке на электродвигатель усилителя, а как следствие – большой ток протекает через предохранитель.

Повышенные обороты мотора автомобиля на холостом ходу могут служить косвенным признаком поломки электрического усилителя руля.

Где искать причину

Проблемы электрического свойства могут наблюдаться из-за окисленных контактов разъемов. Попадание влаги и грязи ухудшают токопроводимость контактов, а как следствие – ошибки в работе ЭУР.

Признаки неисправности электроусилителя руля

Сбои в электронике могут быть по причине потери сигнала от датчика момента. Например на отечественных автомобилях слабо пропаяны контакты. Со временем они «отходят», начинаются проблемы с электроусилителем. Достаточно их почистить и хорошо пропаять и неисправность пропадет. Если не работает датчик скорости, то ЭУР будет выдавать ошибку и отказываться работать.

Предохранитель. Даже если он на вид целый, нужно внимательно его осмотреть. Были случаи, когда усилитель отключался и выдавал ошибку 1058 «Двигатель, замыкание фазных обмоток» (актуально для ВАЗовских моделей) по причине подгоревших контактов предохранителя. Чистка контактных поверхностей или замена предохранителя устраняла неисправность электроусилителя.

Признаки неисправности электроусилителя руля

Причина выхода из строя усилителя может быть в механической части. Это касается редуктора и рулевой рейки. Первый может подклинивать из-за попадания воды и грязи в планетарные шестерни или их физических разрушений – читайте «Конструкция и принцип работы электроусилителя руля».

Повреждение пыльников рейки приводит к попаданию во внутрь воды, пыли и грязи. Это разрушает рейку изнутри, повреждаются подшипники, заклинивает рулевой механизм. Были случаи, когда слизывались гребни на рейки, «червяк» вала прокручивается, теряется связь между колесами авто и рулем.

Признаки неисправности электроусилителя руля

Как самостоятельно проверить ЭУР

Чтобы понять, что сломалось в усилителе, нужно провести его диагностику. Не у каждого автовладельца есть диагностический сканер, некоторым нравится самостоятельно ремонтировать автомобиль. В этом случае можно самому определить неисправность электроусилителя при помощи скрепки. Этот вариант подойдет для автомобилей Калина и Приора.

Метод «Скрепки»

Разбираем защитный чехол рулевой колонки, добираемся до блока управления усилителя. Находим колодку черного цвета с шестью проводами.

Необходимо замкнуть между собой 7 и 6 контакты – «массу» и «К-линию». Если смотреть на колодку со стороны проводов, то отсчет идет справа на лево, сверху вниз.

На нужен коричневый провод – контакт номер 7 и пустое гнездо, не задействованное – номер 6 по счету.

Признаки неисправности электроусилителя руля

Выключаем зажигание, вставляем в контакты скрепку, смотрим, чтобы она не замкнула остальные провода. Включаем зажигание, считаем количество миганий контрольной лампы на приборной панели. Один длинный сигнал, а затем несколько коротких, именно их нужно считать. Смотрим расшифровку кодов неисправности электроусилителя Калины:

  1. Один короткий – система исправная;
  2. Два – Нет сигналов от датчика оборотов двигателя;
  3. Три – Неисправен датчик момента;
  4. Четыре – Поломка электродвигателя;
  5. Пять – Нет сигнала от датчика положение рулевого вала;
  6. Шесть – Неисправен датчик положения ротора;
  7. Семь – Низкое напряжение бортовой сети;
  8. Восемь – Блок управления ЭУР;
  9. Девять – Датчик скорости автомобиля.

На практике этот метод не всегда может показывать реальные поломки. В этом методе блок управления проверяет сам себя, а его проверять нужно под нагрузкой. Были случаи, когда он выдавал ложные ошибки, а неисправность скрывалась в ЭБУ электроусилителя.

Как уберечь электроусилитель от поломки

  1. Проверяем целостность пыльников рулевой рейки;
  2. Стараемся не лезть в глубокие лужи, реже пересекаем водные преграды;
  3. Не допускаем перегрузки силовых цепей чрезмерным усилием на руле. Такое происходит при попытках выбраться из колеи, когда колесо уперлось в стенку колеи, при попытках повернуть колесо, плотно прижатое к бордюру или в песке;
  4. Аккуратно заезжаем на поребрик. Сильный удар в вертикальную преграду под углом способен разрушить механическую часть ЭУР.

Неисправности электроусилителя руля и как понять, что сломался ЭУР

Ремзоне Признаки неисправности электроусилителя руля

Рулевое управление с электроусилителем призвано облегчить вам жизнь за рулем. Помогает без особых усилий крутить руль на стоянке, в современных автомобилях предотвращает аварии и облегчает вождение. Он надежнее и лучше гидроусилителя, но все же ломается, правда, реже. Разберем основные неисправности в работе электроусилителя и как они проявляются, чтобы быть готовыми к затратам на ремонт.

Признаки неисправности ЭУР

Самым очевидным является включение сигнальной лампы на приборной панели. Это руль с восклицательным знаком. Этот значок доступен в двух цветах: желтом и красном.

В первом случае можно управлять автомобилем, но стоит вытащить предохранитель электроусилителя руля, чтобы полностью обесточить его.

Во втором случае управлять автомобилем не рекомендуется, механизм гидроусилителя может заблокировать рулевое колесо или вы полностью потеряете контроль над рулевым колесом.

Признаки неисправности электроусилителя руля

Вторым признаком можно считать появление «тяжести» на руле, как в отечественной «классике». При этом в случае с Калиной и Приорой гул электромотора из-под рулевой колонки не будет слышен. Эта разбивка подтверждается предупреждающим индикатором на приборной панели.

Перегорел предохранитель. Это явный признак серьезной неисправности электроусилителя. Причиной могут быть электрические проблемы: окисленные контакты, поврежденная проводка, короткое замыкание.

Отказы в механической части ЭУР также могут привести к перегореванию предохранителя — заклиниванию коробки передач или разрушению в рулевой рейке.

Это приводит к увеличению нагрузки на двигатель усилителя, и, как следствие, через предохранитель протекает большой ток.

Увеличение числа оборотов двигателя на холостом ходу может служить косвенным признаком выхода из строя электроусилителя рулевого управления.

Где искать причину

Проблемы с электричеством могут возникнуть из-за окисления контактов разъема. Попадание влаги и грязи ухудшает проводимость контактов и, как следствие, погрешности в работе ЭУР.

Признаки неисправности электроусилителя руля

Неисправности в электронике могут быть связаны с потерей сигнала датчика крутящего момента. Например, на отечественных автомобилях плохо припаяны контакты. Со временем они «уходят», начинаются проблемы с электроусилителем. Достаточно их хорошо почистить и сварить, и неисправность исчезнет. При выходе из строя датчика скорости ЭУР выдаст ошибку и откажется работать.

Предохранитель. Даже если он выглядит целым, его нужно внимательно осмотреть. Были случаи, когда усилитель отключался и выдавал ошибку 1058 «Мотор, короткое замыкание фазной обмотки» (актуально для моделей ВАЗ) из-за перегоревших контактов предохранителя. Очистка контактных поверхностей или замена предохранителя устранили неисправность электроусилителя.

Признаки неисправности электроусилителя руля

Причина выхода из строя усилителя может быть в механической части. Это касается коробки передач и рулевой рейки. Первые могут заклинивать из-за попадания воды и грязи в планетарные передачи или их физического разрушения — читайте «Устройство и принцип работы электроусилителя руля».

При повреждении пыльников стойки внутрь внутрь попадает вода, пыль и грязь. Это разрушает рейку изнутри, повреждает подшипники и блокирует рулевое управление. Были случаи, когда на гусеницах были залиты гребни, поехал «червяк» по дереву, терялась связь между колесами машины и рулем.

Признаки неисправности электроусилителя руля

Как самостоятельно проверить ЭУР

Чтобы понять, что в усилителе не работает, необходимо провести диагностику. Не у всех автовладельцев есть диагностический сканер, некоторые любят ремонтировать машину самостоятельно. В этом случае самостоятельно определить неисправность электроусилителя можно при помощи канцелярской скрепки. Такой вариант подходит для автомобилей Калина и Приора.

Метод «Скрепки»

Разбираем защитный кожух рулевой колонки, подходим к блоку управления усилителем. Находим черный блок с шестью нитками. Необходимо замкнуть контакты 7 и 6 — «земля» и «линия К». Если посмотреть на блок со стороны проволоки, обратный отсчет идет справа налево, сверху вниз. Вам понадобится коричневый провод — пин номер 7 и пустая неиспользуемая розетка — номер 6 в аккаунте.

Признаки неисправности электроусилителя руля

Выключите зажигание, вставьте в контакты скрепку, убедитесь, что она не замыкает остальные провода. Включаем зажигание, подсчитываем количество миганий сигнальной лампы на панели приборов. Учитывается один длинный сигнал, а затем несколько коротких. Давайте посмотрим на расшифровку кодов ошибок электроусилителя Калина:

  1. Коротко: система в рабочем состоянии;
  2. Два — Нет сигналов с датчика оборотов двигателя;
  3. Три — неисправен датчик крутящего момента;
  4. Четыре — отказ электродвигателя;
  5. Пятерка — Нет сигнала с датчика положения рулевого вала;
  6. Шесть — неисправен датчик положения ротора;
  7. Семерка — Низкое напряжение бортовой сети;
  8. Отто — блок управления ESD;
  9. Девять — датчик скорости автомобиля.
Читайте также:  Полный обзор тормозных колодок для шкода октавия а5. какие колодки ставить на octavia a5 (оригинал, аналоги)

На практике этот метод не всегда может показывать настоящие сбои. В этом методе ЭБУ проверяет себя, но его необходимо проверять под нагрузкой. Были случаи, когда он давал ложные ошибки, и неисправность была скрыта в ЭБУ электроусилителя руля.

Как уберечь электроусилитель от поломки

  1. Проверяем целостность пыльников рулевой рейки;
  2. Стараемся не залезать в глубокие лужи, реже пересекаем водные преграды;
  3. Не допускайте перегрузки силовых цепей с чрезмерным усилием на рулевом колесе.

    Это происходит при попытке выбраться из канавки, когда колесо упирается в стенку гусеницы, при попытке раскрутить колесо, плотно прижатое к бордюру или в песке;

  4. Осторожно едем по тротуару. Сильный удар по наклонному вертикальному препятствию может разрушить механическую часть ЭУР.

Добрый день. Купили новую Lada X-ray Cross 2021 г.в., с первого дня на неподвижной и загруженной машине руль легко поворачивается, но при движении становится очень тугим и жестким.

В автосалоне несколько раз проверили и сказали так и нет никаких регулировок, в том числе прошивки мозгов. Жена мучается с рулем, а в остальном машина подходит.

Отвечать

Дело в том, что ЭУР должен выходить с определенной скоростью, чтобы избежать возможных аварий.

Возможно, вы уже ездили на автомобилях других марок с усилителем и привыкли к такой легкости, а переходя к отечественному автопрому, кажется, что руль становится тяжелее. Это вариант.

Диагностика ЭБУ усилителя проводилась в сервисе, ошибок нет? Насколько быстро затягивается руль? Происходит ли это в любое время года: зимой, летом?

Отвечать

Поломки рулевых колонок с электроусилителем

Казалось бы, что интересного может быть в рулевой колонке? Ну валы, ну руль со всякими переключателями на один из них прицеплен, а на другой — рулевой механизм, а между ними связующее звено еще.

А если усложнить эту конструкцию электроусилителем? Так интереснее? Конечно. И проблем сразу больше. Вот об этом и поговорим сегодня.

Рулевая колонка: механическая и с электроусилителем

Даже самая обычная современная рулевая колонка, без всяких наворотов, — не такой уж простой узел. Она состоит из:

  • Верхнего (рулевого) вала. С одной стороны к валу на резьбу крепится опорная гайка и руль, с другой — травмобезопасный вал через крестовину.
  • Травмобезопасного вала (он же рулевой карданчик, он же промежуточный, он же телескопический вал) — соединяется через крестовины с верхним валом и валом распределителя в машинах с ГУР или шлицевым валом рейки.
  • Крестовины соединяют валы между собой под углом до 15°, и благодаря этому освобождается подкапотное пространство.
  • Верхнего и нижнего кожухов — защищают узел от грязи, влаги и, соответственно, коррозии и коротких замыканий (если в колонку интегрирован EPS).
  • Замка и системы зажигания, подрулевых переключателей фар, дворников, поворотников и т.д.

Вроде бы все элементарно, однако рулевая колонка не так проста, как кажется. Вы можете удивиться, но она относится к системе пассивной безопасности — благодаря травмобезопасному рулевому валу, но о нем как-нибудь в другой раз.

Признаки неисправности электроусилителя руля

Механическая рулевая колонка

Если же автомобиль оснащен электроусилителем, конструкция рулевой колонки усложняется:

  • Верхний вал дополняется червячной передачей, которая передает усилие.
  • Исполнительный механизм — включает в себя электродвигатель с медной обмоткой, механическую передачу, управляющую плату, щеточный узел, датчик угла поворота руля и контактную группу с кабелями.

Признаки неисправности электроусилителя руля

Рулевая колонка с электроусилителем

  • Датчики ЭУР, ошибки check — что ломается в рулевых колонках?
  • Рулевая колонка с электроусилителем — электромеханический узел, поэтому и неисправности делятся на три группы: механические, электрические и электронные.
  • Что ломается по механической части:
  • Изнашивается резьба на верхнем валу, куда крепится рулевое колесо. В большинстве случаев, это естественный процесс, хоть жизнь резьбы вполне может укоротить неумелый механик, установивший руль как попало. Руль при этом стучит и люфтит по оси (вперед-назад), в особо тяжелых случаях настолько ощутимо, что кажется практически неуправляемым.
  • Опорная втулка или подшипник — в этом случае руль люфтит радиально, а еще может скрежетать и хрустеть. Вал размещен в корпусе, положение вала фиксирует опорная втулка и подшипник, который, кроме того, позволяет валу вращаться. Втулка и подшипник изнашиваются от естественного износа или из-за ржавчины, подшипник часто разбивается, если водитель резко и сильно налетел на препятствие.
  • Заржавели крестовины, соединяющие валы агрегата. Вот эта неисправность уже пострашнее будет, потому что ржавые крестовины совершенно не способствуют передаче вращения от руля на валы. В совсем плохом случае руль не крутится вообще. В случаях попроще водитель просто слышит хруст где-то под торпедой, а руль хоть рывками, но вращается.
  • Заржавели шлицевые соединения травмобезопасного вала. Самое неприятное последствие этой неисправности — руль может замереть в любой момент. Хотя, конечно, это не случится внезапно — при ржавых крестовинах руль сначала хрустит и скрипит, люфтит и только потом становится неконтролируемым. Причина коррозии шлицов — сами водители. Добрая половина водителей не удосуживается оббить снег с обуви зимой или воду осень/весной. Вода пробирается под педали и со временем разрушает соединения.  
  • Разболтались крепления кронштейнов агрегата или/и защитные кожухи. Это сложно назвать неисправностью, но противно скрипящий пластик невероятно раздражает.

Признаки неисправности электроусилителя руля

Опорная втулка рулевого вала

Неисправности электроусилителя, встроенного в рулевую колонку

Электроусилитель руля состоит из механических, электрических и электронных узлов.

Если руль стал тяжелым или странно ведет себя (например, крутится рывками или “проваливается”), колеса реагируют на руль с запозданием, значит ЭУР работает некорректно.

Совсем недвусмысленно на это намекают значки ошибки check на приборной панели: желтый, если что-то сбоит, а красный — если усилитель не работает вообще.

Итак, электроусилитель на колонке расположен на верхнем валу и состоит из:

  • торсиона, встроенного между частями верхнего вала — он скручивается на определенный угол при повороте руля, а части вала смещаются относительно друг друга;
  • датчика крутящего момента — “нанизан” на торсион (может быть объединен с датчиком угла поворота руля). Считывает угол, направление и силу поворота торсиона и передает данные в ЭБУ;
  • ЭБУ обрабатывает информацию и рассчитывает силу и полярность тока, который нужно подать на электродвигатель усилителя;
  • электродвигатель передает строго дозированное усилие на силовую передачу — в случае ЭУРа, встроенного в колонку, это червячная передача. Червяк передает усилие шестерне, которая выступает частью верхнего вала колонки, и дальше усилие передается по валам на рулевой механизм;
  • кабелей питания и разъемов двигателя ЭУР и датчиков.

Что же ломается здесь?

В основном, неисправности касаются электроники. Датчик крутящего момента / угла поворота руля — очень точный и хрупкий элемент. Его слабые места — металлические детали и проводка. Показания датчика сбиваются, если не работает аккумулятор, смещен физический ноль, и т.д. Кроме того, датчик момента со временем “срабатывается” и начинает сбоить.

Признаки неисправности электроусилителя руля

Датчик угла поворота руля в рулевой колонке

В большинстве случаев ремонт рулевой колонки с EPS сводится к:

  • Калибровке датчиков. Мастер проверяет, в каком состоянии элементы, контролирующие положение датчика, а также осматривает все контакты. Если с этими элементами все в порядке, датчик подключают к спецоборудованию и калибруют в ноль и до оптимальных показателей.
  • Замене датчиков электроусилителя — если проблему нельзя решить только калибровкой. В этом случае колонку разбирают, отключают питание, снимают двигатель ЭУРа. Новый датчик обязательно калибруют в ноль, при чем ноль физический должен соответствовать нулю программному. Программный ноль записывают в память ЭБУ.

Реже возникают проблемы с проводкой — окисляются контакты, появляется окалина и нагар, из-за чего проводка работает некорректно.

Проблемы с механическими узлами усилителя большая редкость. Дело в том, что ЭУР на рулевой колонке очень удачно расположен — под капотом, максимально далеко от дорожного покрытия с водой, снегом, грязью и реагентами. Поэтому коррозия и преждевременный механический износ ему не страшны. Нужно очень-очень постараться, чтобы развалить червячную передачу или вывести из строя электродвигатель.

Бонус: Мифы об электроусилителях на рулевых колонках

Главное заблуждение №1, которое мы часто слышим: EPS на рулевой колонке — самый дешевый из всех электроусилителей.

Признаки неисправности электроусилителя руля

Рулевая колонка с ЭУР

Это неправда. Все усилители устроены +- одинаково и отличаются только:

  • местом расположения — колонка или рейка;
  • типом силовой передачи — червячная, с параллельным приводом, винт-шарики;
  • компоновкой элементов.

Месторасположение усилителя зависит исключительно от конструкции автомобиля, технических требований и других тонкостей и особенностей производства, а никак не от класса авто.

Признаки неисправности электроусилителя руля

Рулевая рейка с ЭУР

Заблуждение №2: снять и расшифровать ошибку check, откалибровать датчики можно самостоятельно.

Теоретически можно. Но не нужно — что уже сотни раз доказано на практике. Даже если вы найдете ошибку с помощью спионеренного ПО и подручных средств, расшифровать и корректно сбросить ее не получится. Нет, опять же теоретически, ошибку check сбросить вполне реально. Но потом пеняйте на себя, потому что скупой платит дважды. И хорошо, если только деньгами.

Если заметили непорядок с колонкой или электроусилителем, езжайте на сервис, где есть электротехнический отдел. Потому что, чтобы корректно отремонтировать рулевую колонку EPS, мозгов и правильно растущих рук, к сожалению, недостаточно — нужно еще специальное оборудование и программное обеспечение.

Признаки неисправности электроусилителя руля

Сегодня, электроусилитель руля можно встретить в базовой комплектации большинства автомобилей. Причиной такой высокой популярности является его повышенная управляемость автомобилем, в отличие от гидроусилителя.

Однако есть и обратная сторона медали. Как и все механизмы, электроусилитель может выходить из строя. И для того, чтобы знать, как чинить его, необходимо понять причину поломки и вовремя реагировать на »симптомы».

Признаки неисправности электроусилителя руля

Причины поломок

Все автовладельцы знают, что при появлении неполадок в электроусилитель руля, на приборной панели загорается жёлтая лампочка. Она предупреждает владельца авто о том, что механизм необходимо проверить. Прежде всего, нужно отключить предохранитель, дабы усилитель не срабатывал на высоких скоростях. Автомобилем, при этом, управлять можно.

Признаки неисправности электроусилителя руля

Чтобы самостоятельно починить данный механизм, нужно знать об основных симптомах и неполадках. Ниже, будут приведены основные признаки неисправности электроусилителя, игнорировать которые не рекомендуется:

  • В сети постепенно уменьшается напряжение и становиться ниже нормальной отметки;
  • датчик, определяющий скорость не подает сигнала;
  • двигатель увеличил частоту оборотов.
  • Признаки неисправности электроусилителя руля

Согласно отзывам автомобилистов, часты ситуации, когда причиной выхода усилителя из строя может быть неисправность датчика скорости.

Если вы желаете продлить срок службы электроусилителя, то нужно верно эксплуатировать его.

Стараться не производить лишнюю нагрузку на руль, препятствовать попадаю влаги, оберегать механизм от высоких температур, лишний раз не прикасаться к контактам на разъёмах.

Признаки неисправности электроусилителя руля

ЭУР – электроусилитель руля пришел на смену ЭГУР – электрогидроусилителю руля, избавив этот узел от трубок и насоса, создающего рабочее давление в гидросистеме. Несмотря на высокую надежность такой системы, с работоспособностью электроники и ЭУР в целом иногда могут возникать вопросы, о которых поговорим в статье.

Конструктивные особенности узла

При поломке или неправильной работе какого-либо из элементов ЭУР, эффективность устройства и его польза для водителя приравнивается к нулю. В комплектации агрегата акценты смещены в сторону электронных компонентов системы, за счет уменьшения доли механических деталей в устройстве. В систему входят такие детали:

  • блок управления;
  • датчики;
  • электромотор;
  • исполнительный механизм.

Роль привода в ЭУР полностью взял на себя электромотор, который усиливает тягу на рулевом механизме, благодаря чему водителю легче поворачивать или удерживать автомобиль на заданном курсе. Это упростило конструкцию усилителя и повысило экономичность автомобиля.

Признаки неисправности электроусилителя руля

Электоусилитель руля помогает удерживать автомобиль на заданном курсе

Неисправности ЭУР и способы устранения

Окисленные контакты на клеммах электромотора, поврежденные провода или севший аккумулятор могут быть причиной загорания чека неисправности на панели приборов.

В Toyota Corolla E150 одной из основных причин выхода из строя ЭУР является поломка реле, расположенного в блоке управления.Происходит это из-за большого тока потребления, проходящего через реле при выворачивании рулевого колеса в крайние положения.

В детали могут оплавиться контакты, что ведет к ее замене.При попадании влаги в блок управления ЭУР Volkswagen GOLF 6 окисляются и отгнивают контакты, что часто и обнаруживается при вскрытии узла в мастерской.

В случае ремонтопригодности узла, вопрос решается пайкой и заменой не годных деталей. После чего ЭУР собирается и устанавливается на стенд, имитирующий автомобиль, для проверки.

Признаки неисправности электроусилителя руля

  • Надежный усилитель руля от BMW
  • Владея точной информацией об особенностях конструкции и методах ремонта ЭУР разных марок машин, специалисты авто ателье Кварц подберут оптимальное и экономически выверенное решение по ремонту ЭУР именно вашего автомобиля.

Сбои в системе или поломка деталей ЭУР определяются с помощью кодов, которыми они обозначаются при считывании ошибок в блоке управления с помощью специализированного компьютера. В зависимости от характера поломки и марки автомобиля, на котором установлен ЭУР, мастер принимает решение о ремонте или замене узла.В зависимости от конструктивных особенностей и марки автомобиля подходы и методика ремонта неисправного узла могут сильно отличаться. Чтобы определить, что стало причиной выхода из строя агрегата, понадобится профессиональная помощь, в первую очередь, электронщика, а уж потом возможно и механика.Насчитывается много типов ЭУР с разными принципами работы, конструктивными особенностями и датчиками. Поэтому подходы к ремонту узла КИА значительно отличаются от методик восстановления усилителя на новом Опеле.

Электроусилитель руля, поломки и неисправности

Электроусилитель позволяет понизить те физические усилия, которые водитель прикладывает для вращения рулевого колеса.

В «массы» ЭУР стал попадать в середине девяностых, до этого для рулевого усиления применялась технология гидравлического усиления.

На габаритных моделях ее используют до сих пор, так как электроусилитель все же не такой мощный. В  целом, на этом недостатки электрической системы перед ГУРом заканчиваются.

Если говорить о плюсах, ЭУР намного легче и компактнее, почти не влияет на рсход топлива, позволяет изменять режим рулевого усиления. В большинстве случаев ЭУР работает без запуска двигателя, со включенным зажиганием.

Наконец, поломка ГУРа – гораздо более серьезная проблема, так как скорее всего связана с течью из шлангов.

Если нет, то разбираться все равно придется долго, у ГУРа гораздо больше дополнительных элементов конструкции, чем у его электромеханического аналога.

Признаки неисправности электроусилителя руля

Электроусилителя руля

Однако рулевой электроусилитель устанавливается на серийных автомобилях уже не первый десяток лет, и очевидно, что и у него за это время случались «осечки».

Как отмечают мастера по ремонту электрических и электронных систем автомобиля, основные неполадки в работе ЭУРа связаны с перегоревшим предохранителем. Очень часто электрический усилитель руля ломается из-за перегорания мотора. Как правило, это происходит из-за контакта с влагой.

Если у вас нет специальных навыков, лучше эти проблемы решать в автосервисе. Однако не менее часто на станцию технического обслуживания обращаются с отказом датчиков вращения рулевого вала.

Признаки неисправности электроусилителя руля

Иногда лампочка неисправности электроусилителя загорается после замены аккумуляторной батареи, например, у Volkswagen Golf. Владельцам не стоит паниковать, ведь в большинстве случаев этот недуг можно вылечить, проехав на машине метров пятьдесят.

Водители Nissan Micra нередко сталкиваются с неисправностями, связанными с электронным блоком или мотором, который установлен прямо на рулевом валу, из-за чего даже несильные удары в боковые колеса могут вывести механизм из строя. Ремонт или замена ЭУР – не самое дешевое удовольствие.

Тогда как цена этой услуги для российских автомобилей еще более или менее приемлема (10 тыс. рублей для Lada Kalina), то владельцам недорогих японских или немецким иномарок это обойдется не дешевле 50 тысяч рублей.

Ремонт электроусилителя руля: что делать, если слышен свист, отказал и не работает ЭУР, проверка на наличие неисправностей

 Auto.TodayAuto.Today

Причины отказа или неисправной работы ЭУРВидео: Неисправности электроусилителя руляДиагностика и обнаружение проблемыРемонт электроусилителя руля своими рукамиВидео: Снятие ЭУРvar index=document.getElementsByClassName('index-post');if (index.length>0){var contents=index[0].getElementsByClassName('contents');if (contents.length>0){contents=contents[0]; if (localStorage.getItem('hide-contents') === '1'){contents.className+=' hide-text'}}}

Причины отказа или неисправной работы ЭУР

Конструкция электроусилителя руля очень простая — её главными составляющими компонентами являются:

редуктор; электромотор;электронный блок управления (ЭБУ);контроллер крутящего момента; датчик положения ротора; прибор фиксации скорости.

Действует ЭУР по такому принципу:

Когда вращается руль, скручивается торсион. Показатель крутящего момента регистрируется контроллером. Электроусилитель размещается на рулевом вале, части которого соединяются торсионом. Блок получает данные с датчиков и регулирует напряжение электродвигателя.

Он также рассчитывает уровень компенсационного усилия, которое необходимо добавить во время вращения руля. При меньшей скорости на электродвигатель подаётся большее напряжение.

Электродвигатель при помощи редуктора создаёт дополнительное усилие, которое облегчает управление передними колёсами.

В зависимости от размеров автомобиля конструкция ЭУР может отличаться. Например, компенсационное усилие направляется на рулевой вал или прямо к рейке.

В небольших автомобилях нет необходимости прилагать большую силу к рулю, поэтому ЭУР размещается на рулевой колонке, фактически в салоне автомашины.

Пыль, грязь и влага не проникают к устройству, что способствует продолжению периода его эксплуатации.

В автомашинах среднего размера ЭУР устанавливается на рулевой рейке и создаёт компенсационное усилие при помощи редуктора. В тяжеловесных микроавтобусах и внедорожниках применяется параллельноосевое устройство с зубчато-ременной передачей и механизмом «винт-гайка на циркулирующих шариках» для создания большого усилия.

Знаете ли вы? Впервые пневмоусилителями рулевого управления оснастили тяжёлую технику — карьерные самосвалы. Это произошло ещё в 30 гг XX в.

Усилитель руля, оснащённый электроприводом, может отказывать в функционировании по таким причинам:

При низком напряжении в питающей бортовой сети автомобиля. Такие условия могут быть обусловлены не заряженным аккумулятором, не действующим генератором или не подтянутым его ремнём, применением в авто электрического оборудования несоответствующей мощности. Вследствие неисправности ЭБУ.

Он находится под радиатором обогревателя, и зимой при воздействии на него высокой температуры может выйти из строя. Из-за неактивного предохранителя. Проверять исправность нужно, осматривая целостность нити внутри устройства. При необходимости следует заменить его новым.

Для функционирования ЭБУ необходимо напряжение 13,6 В — при меньшем значении следует поменять регулятор генератора.Влага и конденсат провоцируют дефекты предохранителя и электромотора. Следует предотвратить появление этих негативных факторов.

При автоматическом прекращении деятельности ЭУР после включения зажигания и бортового компьютера, диагностирующего все узлы и обнаружившего неработоспособность прибора.

При этом извлеките предохранитель, находящийся слева от руля, регулирующий питание ЭБУ, с целью предотвращения внезапного запуска ЭУР при движении автомашины, что может создать аварийную ситуацию. Крутящий момент получит рулевая рейка, обходя электроусилитель. Затем следует очень медленно ехать в автомастерскую.

Управлять автомашиной будет труднее. Из-за отсутствия сигнала от контроллера скорости, так как этот прибор активизирует и отключает ЭУР при различных режимах движения. Если датчик вышел из строя, то ЭБУ не получает информации от него. Происходит автоматическое отключение электроусилителя рулевого управления.

Для восстановления его работы необходимо произвести ремонт, заключающийся в очистке наружной поверхности от грязи или намагниченной металлической стружки. Проверьте также проводку и контакты прибора с бортовой сетью. Если предыдущие манипуляции оказались неэффективными, тогда придётся заменить датчик скорости. Стоимость нового прибора небольшая, и его можно приобрести в любом магазине автозапчастей. Процедура замены несложная, и её можно сделать самостоятельно.

Видео: Неисправности электроусилителя руля

https://www.youtube.com/watch?v=etACBanWkMc\u0026t=61s

ЭБУ способен сканировать показатель спидометра при помощи данных контроллера скорости.

Усилитель руля, оснащённый электроприводом, функционирует на полную мощность при движении на низкой скорости, например, когда вы паркуетесь, маневрируя рулём — выворачивая его до крайних положений то влево, то вправо. ЭУР запускается при частоте вращения, равной 400 об./мин., при меньшем значении устройство неактивно.

Во время разгона уменьшается усилие, которое создаёт электрический прибор на рулевую рейку. При скорости, превышающей 60 км/ч (в некоторых моделях — 110 км/ч), ЭУР автоматически выключается. Такой механизм действия усилителя задан в программном обеспечении и гарантирует безопасность управления автомашиной при быстрой езде.

Посторонний шум в электроусилителе, который сопровождается свистом при вращении руля, требует смазки рулевого вала.

Если эта мера оказалась неэффективной, то необходимо подтянуть рейку, подшипники, регулировочную гайку, оснастить дополнительными шайбами для уменьшения люфта, заменить ЭУР безредукторным или отказаться от него вообще.

Посторонний шум во время вращения руля провоцирует не только электроусилитель, а также рулевая рейка или колонка.

Знаете ли вы? Электрогидроусилитель рулевого управления был внедрён в автомашины второго поколения MR2 ещё в далёком 1990 г. в Японии на заводах автоконцерна Тойота.

Диагностика и обнаружение проблемы

Во время включения зажигания бортовой компьютер диагностирует все системы автомобиля. Если ЭУР неисправен, то на щитке приборов светится индикатор с изображением руля и восклицательного знака.

По цвету сигнала определяют степень опасности:

красный означает необходимость срочного ремонта; жёлтый — эксплуатация автомобиля возможна без ЭУР при условии извлечения его предохранителя. Неполадки усилителя могут быть связаны с повреждёнными цепями питания или неисправным датчиком.

Если индикатор загорается при включении зажигания, а при работающем двигателе гаснет, то это сигнализирует о нормальной деятельности системы. Нужно удостовериться, нет ли повреждений кабелей ЭБУ.

При этом следует учесть значение контактов соответственно цвету:

голубой — двенадцативольтный, подключён к замку зажигания;красно-коричневый соединён с тахометром;серый идёт на контроллер скорости;бело-розовый — подключён к индикатору ЭУР;чёрно-жёлтый — линия диагностики;шестой — без подключения;коричневый — минусовый провод бортовой сети;восьмой — нет ввода.

Рекомендуем для прочтения:

Неисправности рулевого управления, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств

Проверка рулевого управления на наличие дефектов

Можно ли заливать трансмиссионное масло в гидроусилитель руля

Что лучше: электроусилитель руля или гидроусилитель?

Как заменить ГУР на автомобиле своими руками

При проверке ЭУР на автосервисе сканером через диагностический порт можно получить точный анализ показателей. Диагностика скрепкой позволяет водителю узнать о дефектах в узлах транспортного средства.

Отключить зажигание.Скрепкой замкнуть контакты 6 и 7 в штекере, без его демонтажа.Запустить мотор.После этого индикатор ЭУР на панели приборов начнёт мигать.

Первый сигнал всегда является длинным, после него есть ещё короткие моргания, их количество означает вид поломки:

один — электроусилитель работает исправно;два — отсутствует сигнал от измерителя оборотов двигателя;три — нет питания контроллера момента;четыре — поломка электродвигателя;пять — не функционирует датчик поворота руля;шесть — нет данных прибора, который фиксирует положение ротора двигателя;семь — перебои в сети;восемь — ЭБУ не действует;девять — аппарат регистрации скорости не выдаёт информации.

Ремонт электроусилителя руля своими руками

ЭУР запускается при движении автомобиля на низкой скорости, а отключается — на высокой. Опасность представляет остановка деятельности усилителя в одном из этих состояний. Запрещается эксплуатировать автомашину до ликвидации неисправности.

Во избежание внезапного отказа системы ЭУР проводите рационально диагностику всех узлов автомобиля. Если вышел из строя усилитель руля, оснащённый электроприводом, придётся снять его, отремонтировать или заменить. Демонтаж проводится вместе с рулевой колонкой. Понадобится ключ на тринадцать, крестовая и плоская отвёртки.

Важно! Не забудьте отключить аккумулятор при демонтаже ЭУР во избежание неприятностей с электрической проводкой.

Условиями извлечения ЭУР являются:

нахождение колёс в прямом положении; снятие минусовой клеммы с аккумулятора; демонтаж руля и части торпеды.

Необходимо пользоваться схемой подключения прибора.

Последовательность действий следующая:

Убрать подрулевые переключатели.Затем следует разъединить штекер с кабелями от щитка приборов. Демонтируйте замок зажигания, выкрутив три самореза крестовой отвёрткой. Снимите нижнюю часть щитка приборов. Нажав на фиксаторы, которыми крепятся колодки кабелей, отключите их от ЭБУ. Далее разъедините колодку и подрулевые переключатели.

Выкрутите четыре гайки, которыми закреплён кронштейн. По завершении предыдущих манипуляций наклоните рулевую колонку вниз. Заключительным этапом демонтажа ЭУР является выкручивание ключом на тринадцать болта, которым кардан прикручен к валу рулевого механизма, при одновременном удерживании гайки от проворота.

Клеммное соединение следует разжать плоской отвёрткой и осторожно извлечь промежуточный вал. Далее проводят ремонт ЭУР и сборку устройства в обратном порядке, совмещая пометки. Предварительно следует разместить нижний шарнир на вал-шестерню. Совместите промежуточный кардан и рулевой вал.

Вначале устанавливают нижний шарнир, потом вал проворачивают, чтобы стянуть их болтом. Напоследок подключают штекер кабелей и устанавливают верхние панели.

Важно! Следует точно помечать маркером, как расположены валы и шестерни один относительно другого. Также нужно не повредить кабеля при демонтаже.

Нюансы ремонта электрогидроусилителя

Некоторые автомобили, выпущенные в 2000 гг, оснащены электроусилителями и электрогидроусилителями руля. Это марки — Ford, Wolkswagen, Audi, Peugeot, Citroen, Skoda, Suzuki, Opel, Toyota, Honda, и Mazda.

Конструкция ЭГУР (Electro-hydraulic power steering systems) является модернизированным гидроусилителем. Усовершенствование касается насоса, обеспечивающего гидравлическое давление.

На его работу уже влияет собственный электрический привод, а не ременной от двигателя.

Насос включается электродвигателем только по мере необходимости, поэтому владелец авто может сэкономить топливо. Если ЭГУР вышел из строя, то его замена новым будет очень дорогая.

Его стоимость высокая и колеблется в пределах 15–60 тыс. руб. Более экономным вариантом будет его ремонт в надёжной автомастерской.

При неисправности ЭГУР руль становится «жёстким», при повороте слышен свист, течёт масло.

При самостоятельной замене ЭГУР необходимо выполнить следующие действия:

разберите колёса, для этого поднимите автомобиль при помощи подъёмника;отвинтите крепления подкрылка и демонтируйте его; открутите крепления кронштейна и достаньте насос, аккуратно отсоедините провода от него, так как фишки разъёмов легко сломать;снимите с нагнетателя пластиковую крышку и его механическую часть, затем диагностируйте каждую деталь.

Знаете ли вы? В 1951 г. впервые на американских легковых автомобилях Chrysler Crown Imperial были установлены гидроусилители (Hydraguide) рулевого управления как стандартное оборудование.

Не рекомендуется самостоятельно ремонтировать деталь, за исключением случая, если вы специалист в этом вопросе.

Мастера на автосервисе чинят насос ЭГУР в такой последовательности:

вначале проверяют гидравлическую и электронную часть насоса на оборудовании для диагностики, которое воспроизводит функционирование авто и занимается поиском неисправностей устройства;если не работает насос, его разбирают и заменяют изношенные элементы, проверяют другие детали, складывают конструкцию и проверяют опять на стенде;при отказе электроники необходимо воспользоваться специальными инструментами и высокоточным оборудованием для устранения неисправности или ошибки.

Когда лучше пойти в сервис

Замена ЭУР обойдётся дорого, поэтому если период гарантийного обслуживания автомобиля ещё не истёк, лучше воспользуйтесь сервисом дилерской сети. В противном случае обращайтесь к опытному электрику в автомастерской для снятия устройства, его диагностирования и, при необходимости, установки нового прибора.

Зная причину неработоспособности ЭУР, вы оперативно устраните возникшие неполадки. Достоверной информацией об электрической схеме устройства владеют мастера в автосервисах, поэтому предпочтительнее ремонтировать ЭУР там. Не стоит рисковать, а лучше довериться компетентным специалистам, чтобы обеспечить безопасность при движении автомобиля.

Ссылка на основную публикацию