История ABS от 30-х годов до наших дней

В 1936 в Германии Bosch патентует «аппарат для предотвращения блокировки торможения колес автомобиля», названным ABS (нем. Antiblockiersystem — антиблокировочная система)

В ранних 50-х ABS разрабатывалась для авиации. Англичанин Данлоп Максарет ввел противоскользящую систему для самолетов, сокращающую тормозной путь на 30% при торможении на льду или при влажных условиях. Это увеличило срок службы шин, и позволило самолетам взлетать и приземляться в местности с экстремальными погодными условиями.

  • 1971 год
  • Chrysler совместно с Bendix Corporation представляет трехканальную ABS на четыре колеса на автомобиле Imperial; General Motors предлагает ABS «Trackmaster» только на задние колеса заднеприводных Cadillac; Ford делает систем ABS «Sure-track» стандартной для всех заднеприводных автомобилей; на Toyota Crown ставят электронные противоскользящие тормоза; Nissan представляет электронную антиблокировочную систему для Nissan President.
  • Современный этап
  • С 1 октября 1992 года антиблокировочные системы входят в стандартную комплектацию всех автомобилей Mercedes, а вскоре после этого – BMW 7-ой серии.
  • ABS совершенствуется : в 2010 Bosch представил ABS 8-го поколения весом 1,1 кг против 6,9 кг первой системы 1978 года.

История ABS от 30-х годов до наших дней

Антиблокировочная система состоит из датчиков частоты вращения колес, датчика давления в тормозной системе, блока управления и гидравлического блок как исполнительного устройства. В основе принципа действия антиблокировочной системы стоит эффект прерывистого торможения.

Датчик скорости фиксирует частоту вращения каждого колеса. Блок управления сравнивает показатели датчика по угловым скоростям колес. При угрозе блокировки одного из колес, блок управления закрывает соответствующий клапан, сбрасывая давление в контуре.

Скорость колеса вновь увеличивается до следующего торможения.

Цикл повторяется до 15 раз в секунду, при этом водитель ощущает пульсацию педали тормоза вследствие быстрого смены открытого и закрытого состояния клапанов.

История ABS от 30-х годов до наших дней

А — элементы системы на передних колесах; B — элементы системы на задних колесах; C — интегрированный блок управления.

Внешний вид совеременной системы ABS История ABS от 30-х годов до наших дней

Наглядный пример эффекта «прерывистого торможения», лежащего в основе системы ABS:

История ABS от 30-х годов до наших дней

Расположение компонентов антиблокировочной системы.

История ABS от 30-х годов до наших дней

Достоинства:

  1. — С ABS блокировка колес практически невозможна благодаря снижению давления в контурах колёс, управляемым электронным блоком.

  2. — ABS имитирует прерывистое торможение, которое используется при движении по скользкому покрытию в машинах без ABS для предотвращения блокировки, за счет чего автомобиль управляем даже при экстренном торможении: его не заносит в сторону при блокировке передних колес.
  3. — Отсутствуют ненадёжные механические регуляторы давления.

  4. — Страховщики могут делать скидки для машин с ABS, так как повышается безопасность использования автомобиля.

  5. Недостатки:
  6. — Невозможно предотвратить блокировку, если все колеса тачки стоят на участке покрытия с одинаково низким коэффициентом сцепления, потому что ABS сравнивает скорости вращения колёс между собой, а также со скоростью движения автомобиля.
  7. — Высокая первоначальная стоимость.

История ABS от 30-х годов до наших дней

Как притереть колодки Инструкция для терпеливых и не очень

История ABS от 30-х годов до наших дней

Иллюстрация маневренности при торможении без ABS и с ABS.

Важно помнить, что в некоторых условиях работа ABS может привести к увеличению тормозного пути. Например, при использовании автомобильных шин с недостаточным сцеплением с дорогой (например, при езде зимой на летних шинах).

Также на рыхлых поверхностях, таких, как глубокий снег, песок или гравий, заблокированные при торможении колёса начинают зарываться в поверхность, что даёт дополнительное замедление. Незаблокированные колёса тормозят в этих условиях существенно медленнее.

Для того, чтобы можно было эффективно тормозить в таких условиях, ABS на некоторых моделях автомобилей делают отключаемой

Кроме того, некоторые типы ABS имеют специальный алгоритм торможения для рыхлой поверхности, который приводит к многочисленным кратковременным блокировкам колёс.

Такая техника торможения позволяет достичь эффективного замедления без потери управляемости, как при полной блокировке.

Тип поверхности может быть установлен водителем вручную или может определяться системой автоматически, путём анализа поведения автомобиля или при помощи специальных датчиков определения дорожного покрытия.

Опытный водитель может эффективно тормозить и без использования ABS, контролируя момент срыва колёс самостоятельно (наиболее часто такой приём торможения используется мотоциклистами) и ослабляя усилие торможения на грани блокировки (торможение при этом получается прерывистым).

Для неопытного водителя наличие ABS лучше в любом случае, поскольку позволяет экстренно тормозить интуитивно понятным способом, просто прикладывая максимальное усилие к тормозной педали или рукоятке и сохраняя при этом возможность манёвра.

Заказать оригинальные запчасти для иномарок в Auto3N можно в два клика. Подберите в быстром и удобном поиске нужные детали, а мы доставим их в любую точку России.

Перейти в каталог

Полная история ABS: интересные факты от средины ХХ века до современности

История ABS от 30-х годов до наших днейABS — теперь это стандартная система на автомобиле. Но так было не всегда!

Повседневное использование транспортных средств стало обычной практикой для современного человека. Машина помогает эффективно и быстро справиться с огромным перечнем обязанностей. Кроме того, во время непродолжительных городских поездок или длинных туристических вояжей автомобиль «радует» вас своим комфортом. Часто мы даже не замасливаемся об устройстве тех или иных агрегатов и функциональных элементов.

Кроме удовольствия езды и комфорта автомобиль ежедневно обеспечивает водителя и пассажиров безопасностью. Современные автомобили просто напичканы разными системами безопасности, помощниками и ассистентами. Все они позволяет сделать вождение более удобным, а в случае возникновения непредвиденных ситуаций, еще и безопасными. Но так біло не всегда.

Сегодня мы поговорим об одной из основных систем, которая устанавливается практически на все современные транспортные средства. Уже достаточно давно она перестала быть новинкой, которая полагалась не всем автомобилям. Минула также и эпоха маркетинговой составляющей популяризации этой системы. Однако мы используем ее ежедневно и повсеместно. Порой даже и не замасливаемся об этом.

Да, речь сегодня пойдет о системе под названием ABS. Эта важная функциональная система имеет весьма интересную и непростую историю создания и внедрения в конструкцию автомобиля.

Сегодня мы рассмотрим, на каких автомобилях изначально устанавливалась эта система и как она функционировала.

Также обсудим и проанализируем теорию о том, что опытному водителю ABS может не понадобиться – достаточно просто уметь правильно управлять педалью тормоза.

Первым делом самолеты…

Как не парадоксально, но изначально такая система устанавливалась на самолетах. Подобный патент получила компания Bosch в далеком 1936 году. Уже традиционно для той эпохи все лучшие технические новинки устанавливались и апробировались на военной технике. Только после этого системы «мигрировали» на гражданский транспорт.

Во время посадки самолеты выполняли торможение за счет закрылок и колес на шасси. Не удивительно, что при неправильном распределении тормозного усилия колеса блокировались. При еще достаточно высокой скорости летательные аппараты переворачивались (особенно те, которые не имели носовой опоры в передней части шасси).

Данная система имела название система предотвращения переворачивания. Именно она и стала прародителем современного АБС. Однако в те времена до ее интеграции в конструкцию автомобиля дело не дошло. Установленные системы на самолеты научились предотвращать блокировку колес. Также они смогли синхронизировать скорость вращения всех колес шасси.

Британская пальма первенства

Именно британцы первыми умудрились интегрировать подобную систему в концепцию автомобиля. Данное событие состоялось как раз в начале второй половины ХХ века. Британская лаборатория дорожных испытаний (British Road Research Laboratory) сумела интегрировать авиационную систему предотвращения скольжения. Она имела название Maxaret.

Компания General Electric занималась изготовлением данных систем. Первым «подопытным» автомобилем стал Morris 6, который имел барабанные тормоза. Через шесть лет после этого, в 1958 году к этим энтузиастам присоединились разработчики из компании Dunlop.

Вместе он и сумели адаптировать систему под функционирование с дисковыми тормозами. На этот раз экспериментальным прототипом стал Jaguar. Этот автомобиль имел только передние дисковые тормоза. Задние — были барабанными.

  Блокировка колес на задней оси предотвращалась исключительно регулировкой усилий нажатия педали тормоза.

В конструкции этой системы использовались два диска (один обращался по отношению другого и мог устанавливаться на угол до 90 градусов, второй же был связан с колесом).

В момент резкого торможения и блокировки колес второй диск (более массивный) проворачивался относительно первого и блокировал гидравлическую линию тормозов.

После того, как колеса начинали вновь крутиться, пружина возвращала диски в первоначальное положение. Такой конструкции вполне хватало для колес тех времен.

Читайте также:  Коробка передач. Виды и сравнение трансмиссий, плюсы и минусы механики, автомата, робота и вариатора

Доработанная система под названием «Dunlop Maxaret Anti-skid system» появилась в 1966 году и была установлена на первый спортивный автомобиль, который имел полный привод. Его названием Jenssen FF. Также подобные системы начали устанавливать на мотоциклы. Первым экспериментальным образцом стал Royal Enfield.

В случае с Jenssen доработанная система имела такой принцип действия: датчики скорости вращения колес установили в раздаточную коробку. Таким образом, система АБС растормаживала одновременно все четыре колеса. Простота системы стала залогом ее успешного функционала. Автомобили с такими антиблокировочными системами показывали хорошие показатели управляемости на мокрых покрытиях.

Попытки американских инженеров

Правду говорят, что если хорошая идея должна прийти кому-то в ум, она обязательно придет в ум двум разным людям в разных уголках мира. Первыми новаторами за океаном стали инженеры компании Ford. Компания занималась выпуском марки Lincoln и начала интегрировать подобные системы именно в эти автомобили.

В 1954 году был выпущен Continental Mark II, который в качестве дополнительной опции мог укомплектовываться антиблокировочной системой.

Однако система была очень сложной и дорогостоящей, поэтому производитель отказался от ее установки. Спрос был минимален.

Более того, конструкция системы АБС весила больше двух килограммов, что существенно влияло на ходовые характеристики автомобилей тех времен.

История ABS от 30-х годов до наших днейКомпания Ford в линейке Lincoln впервые начала воплощать идею ABS

Следующая попытка внедрить такую важную систему в конструкцию автомобиля состоялась в 1970 году. Руководство Ford привлекло сотрудников Kelsey Hayes. Вместе они смогли создать систему Sure Track.

Ее функционал был далек от идеала (она действовала только на заднюю ось), однако при этом эффективность торможения увеличивалась на 15%. Такая особенность позволяла сделать вывод о том, что система действительно необходима в конструкции автомобиля.

Кроме того, ценник усовершенствованной системы Sure Track был значительно ниже цены предшественника.

Такая особенность заставила руководство компании Ford принять решение о том, что Sure Track устанавливалось на Lincoln Continental Mark III в качестве базового оборудования.

Следом за американскими коллегами, японцы начали также внедрять подобные системы в конструкцию автомобиля. В 1971 году появилась так называемая система «EAL», которая стала наследницей американской Kelsey Hayes Electro Anti-lock. Первым автомобилем с такой системой стал Nissan President.

История ABS от 30-х годов до наших днейВнешний вид легендарного Nissan President

Инновационный экспериментатор Chrysler

В те времена компания Chrysler позиционировала себя как новатора, который воплощает новые технические решения в конструкции автомобилей. В этом понимании дела у Chrysler шли значительно лучше, чем у коллег с компании Ford.

В 1966 году инженеры попытались создать и установить систему, которая стала аналогом той, что устанавливали их коллеги из компании Ford. С названием не заморачивались – Sure Brake. Но в результате эта система не получила широкого признания и была не очень эффективной.

Поэтому Chrysler развивает сотрудничество с компанией Bendix. В 1971 году они совместно разработали новую инновационную электронную систему. В том случае она уже действовала на все четыре колеса. В этом же году появляется автомобиль с названием Imperial, который получает интеграцию системы электронной блокировки Sure Brake.

После этого в Америке начинается повсеместная популяризация и интеграция таких систем. Еще одна американская автомобилестроительная компания General Motors начинает установку блокировочной системы собственного производства.

В начале система действовала только на заднюю ось. Trackmaster название системы АБС от компании GM. Да, она было очень простой, но она была электронной.

Более функциональная и совершенствованная система АБС в автомобилях GM появилась только в начале  80-х годов прошлого века.

Европейские достижения

Сразу после успеха компании Jenssen появился недорогой Austin 1 800 в 1964 году. Как и у американских сородичей, автомобиль получил систему антиблокировки на заднюю ось. Успех механической системы оказался весьма немалым.

Также в авангарде технических инноваций ХХ века в Европе была компания Bosch. В 1978 году она выпустила систему под названием ABS2.

Именно ее знаменитые производители начали устанавливать на свои автомобили. Речь идет о таких лидерах европейского автомобильного рынка, как BMW и Mercedes.

АБС предлагалась как дополнительная опция, однако популярность бренда способствовала популяризации самой системы.

Продукция компании Bosch была действительно одной из самых лучших, что подтверждает согласие на ее установку самых знаменитых европейских брендов. Вместе с тем, цена такой АБС была достаточно высокой. Автомобильные производители позиционировали ее как элемент дополнительной безопасности и роскоши, но отнюдь не как массовую систему для конвейерной установки на абсолютно все автомобилили.

Сотрудники компании Continental (подразделение Tevis) в 1984 году смогли создать более функциональную и дешевую систему под названием ABS Mark II, которая уже имела электронное управление.

Она стоила намного меньше, чем аналоги от Bosch. Именно это и стало основой популяризации и повсеместной установки этой системы.

Ее интегрировали в конструкцию  таких автомобилей: Saab, Alfa-Romeo, Ford, Mercedes-Benz, Buick, Porsche.

История ABS от 30-х годов до наших днейMercedes-Benz начал предлагать автомобили с предустановленной ABS

Компании Bosch и Continental стали двумя лидерами рынка, которые постоянно боролись за первенство. Именно такая гонка и стала причиной совершенствования систем. В скором времени стандартный АБС получил ряд дополнительных полезных функций, таких как: анти пробуксовка колес, автоторможение, система устойчивости движения и прочие.

Следом за этим у ряда других производителей возникало желание усовершенствовать стандартную функционирующую систему ABS. Однако такие намерения не получали необходимого эффекта.

В средине 80-х и в последующих годах инженеры BMW, Saab, Citroen, Mercedes и других брендов пытались обойтись без механической составляющей ABS.

Однако такие системы, которые получили название SBC, не пользовались большой популярностью и были достаточно проблемными.

В заключение статьи хотелось бы подытожить, что стремление авиа инженеров повысить безопасность самолетов во время посадки стимулировало конструкторов создать АБС систему для автомобилей.

Первоначально такая система отвечала исключительно за предотвращение блокировки колес, но оптом получила множество полезных дополнительных опций и функций.

Сегодня ABS эффективно взаимодействует с другими системами автомобиля (контроль движения, распознавания знаков, навигация) и контролирует скольжение автомобиля, а также его положение относительно нанесенной дорожной разметки.

На сегодняшний день интеграция системы ABS является стандартной ситуацией. Подобные системы перестали быть дополнительной опцией, а начали повсеместно устанавливаться на дорогие и более дешевые автомобили. Управление машиной с АБС намного безопаснее, чем без АБС.

Благодаря энтузиазму многих инженеров, попыткам и неудачам сегодня мы можем наблюдать систему ABS в том виде, в котором она сегодня есть. Да, многие «умельцы» и знатоки могут сетовать относительно того, что ABS не всегда полезен и эффективен. Но это уже сугубо их личное мнение. Управление автомобиля с АБС намного проще, более предсказуемо и безопасно.

В х вы можете оставлять свои истории и опыт использования машин с системами предотвращения блокировки и без них. В любом случае помните, что ваша безопасность зависит от наличия ABS в автомобиле.

Свободу колесам: история ABS от 30-х годов до наших дней

Вокруг ABS существует много мифов. Например, что первым автомобилем с «антиблокировкой» был Mercedes-Benz S-Class, а первым мотоциклом – Honda Goldwing. Или что опытному водителю такая система ни к чему… Все три утверждения являются ложными.

Еще в 1936 году компания Bosch получила немецкий патент на устройство, предотвращающее блокировку колес на моторных транспортных средствах.

До практической реализации на автомобилях дело не дошло, хотя устройства пытались приспособить к… самолетам. Там и продолжилось усовершенствование подобных систем.

Правда, назывались они тогда не АБС, а системы предотвращения переворачивания, что было важно для самолетов без носовой стойки шасси.

Понятно, что для военной авиации сил и средств не жалели.

Попутно системы научились предотвращать блокировку колес, которая при посадке тоже до добра не доводит, а еще – уравнивать скорость вращения нескольких колес шасси.

Если вам это ни о чем не говорит, то скажу прямо: эти функции и выполняют сегодня разнообразные системы антиблокировки и стабилизации движения. Разве что у машины колес побольше.

Читайте также:  Датчик положения распредвала (дпрв) | ошибки, неисправности и проверка

Способ регулирования с помощью накопления избыточного давления в гидроаккумуляторе тоже сформировали именно в те годы. Кстати, техника работы антиблокировочных систем с пневматическими тормозами на машины тоже пришла совсем с другого вида транспорта, с железнодорожного. А чуть позже оттуда же придет и рекуперация… Впрочем, это я забегаю вперед.

Первыми были британцы

В 1952 году компания British Road Research Laboratory (RRL) поставила авиационную систему противоскольжения под названием Maxaret производства General Electric в опытную эксплуатацию на машину Morris 6 с барабаными тормозами, а в 1958 году совместно с компанией Dunlop они адаптировали систему для машин Jaguar с дисковыми тормозными механизмами. Это была чисто механико-гидравлическая система, работающая только на передние колеса. Блокировка задних предотвращалась так же, как и на машинах без АБС – системой регулировки усилия.

 

Принцип действия основан на взаимодействии пары дисков. Один был связан с колесом, а второй мог вращаться относительно первого на угол до 90 градусов, но его подвижность ограничивалась трением в резиновых прокладках, инерцией самого диска и натяжением пружины.

При резкой блокировке колеса массивный второй диск проворачивался относительно первого и блокировал гидравлическую линию тормозов, переключая ее на гидроаккумулятор. После восстановления вращения колеса пружина возвращала диски в исходное положение.

Частота срабатывания такой системы составила около 10 герц, чего было достаточно для высокопрофильной резины тех лет.

После доработки система появилась на первом спортивном полноприводном автомобиле Jenssen FF под названием «Dunlop Maxaret Anti-skid system» в 1966 году и даже на некоторых экспериментальных мотоциклах Royal Enfield Super Meteor. Так что первый мотоцикл с АБС выпустила вовсе не Хонда, как принято считать.

Особенностью системы на Jenssen было то, что она оказалась однокональной – единственный датчик скорости вращения колес установили на раздаточной коробке, и растормаживала система все четыре колеса разом. Несмотря на подобную простоту, граничащую с примитивностью, система оказалась очень эффективной на скользких покрытиях.

 

На фото: Meteor

Американцы тоже не сидели сложа руки. В США внедрять передовую технику начала компания Ford в рамках своей марки Lincoln. Модель Continental Mark II 1954 имела в качестве опции антиблокировочную систему.

На производстве система не продержалась и трех лет – слишком сложной и дорогой она оказалась, да еще и масса исполнительных механизмов превышали два килограмма на колесо, что сказывалось даже на ходовых качествах «дорожного крейсера».

Вторая попытка Ford внедрить антиблокировочную систему была более удачной. Для этого они привлекли наработки компании Kelsey Hayes.

Механическая система Sure Track, действующая только на заднюю ось, не решала всех задач, но повышала эффективность торможения на 10-15%, а цена системы оказалась вполне приемлемой, чтобы она вошла в стандартное оснащение Lincoln Continental Mark III c 1970 года.

«Наследница» американской системы Kelsey Hayes Electro Anti-lock, так называемая EAL, появилась в 1971 году, но предложили ее вовсе не консервативно настроенным американцам, а японцам – на модели Nissan President 1971 года

Куда успешнее шли дела у Chrysler, который на тот момент пытался занять нишу поставщика передовых технических решений. С 1966 года они пытались ставить систему, аналогичную фордовской, назвав ее Sure Brake, но успеха она не имела, как и другие механические системы.

Опыт показал путь развития, и в сотрудничестве с компанией Bendix к 1971 году они разработали новую электронную систему, действующую уже на все четыре колеса. Первой машиной, на которой применили электронный Sure Brake, стал Imperial 1971 года.

В том же году свою антиблокировочную систему начала ставить и GM, но пока только для задней оси. Система получила наименование Trackmaster, она была электронной, но очень простой. Трехканальные полноценные АБС с датчиками вращения передних колес стали появляться в гамме GM только в 80-е годы.

Старый Свет

Считается, что в Европе на острие технического прогресса оказалась компания Bosch.

Она выпустила в 1978 году электронную трехканальную систему ABS2, которую тут же стали предлагать в качестве опции на топовых моделях BMW и Mercedes.

Которые, в свою очередь, вложили немалые средства в популяризацию системы. На самом же деле все началось все гораздо раньше, и к тому же Bosch поначалу «упустил» рынок антиблокировочных систем.

На дорожку, проторенную Jenssen, сначала ступил недорогой Austin 1 800 модели 1964 года. Он получил систему антиблокровки задней оси по принципу американских. Чисто механическая система устанавливалась на коробку передач машины – она оказалась достаточно массовой.

Система Bosch, несомненно, была одной из самых передовых на момент выхода, но вот цена оказалась запредельной, компания расценивала эту опцию не как массовую, а исключительно как элемент престижа и безопасности.

Совсем иначе думали в компании Tevis, подразделении Continental. Их система ABS Mark II с электронным управлением оказалась более чем втрое дешевле бошевской, а значит и намного популярнее. Появилась она в 1984 году и быстро стала самой распространенной в Европе – ее устанавливали на машины Saab, Mercedes, Jaguar, Alfa-Romeo, Ford, Porsche и Buick.

Собственно, в дальнейшем за рынок систем антиблокировки в Европе боролись Bosch и Continental.

Системы становились сложнее, обрастали побочными функциями вроде борьбы с пробуксовкой колес, обеспечением устойчивости движения, автоторможения… Периодически система ABS пытается обойтись без половины механической части, например, без усилителя тормозов, как это сделано на машинах Citroen или на ряде Mercedes с блоком SBC, но к счастью, пока торжествует консервативный подход. А системы с электронасосами в приводе успели заслужить звание крайне проблемных как на машинах Mercedes в двухтысячные годы, так и на машинах Saab и BMW, где применялись массово еще в 80-е годы.

Прогресс простой системы, которая поначалу отвечала только за предотвращение блокировки колес, в конце концов привел к появлению интегрированных систем безопасности, которые взаимодействуют с радарами и системами наблюдения за дорожными знаками, контролируют скольжения и положение машины относительно разметки. И произвел революцию в безопасности дорожного движения.

Сейчас машина без АБС оказывается на порядок опаснее, чем такая же, но оснащенная системой.

Впрочем, среди «гаражных спецов» ходят разные байки, да и в целом есть условия, когда система мало помогает или даже слегка вредит, но со временем алгоритмы ее работы будут усовершенствованы и недостатки исправят.

А всем любителям «натуральных ощущений» могу только напомнить, что для того, чтобы сравниться по гибкости работы с АБС, вам нужно четыре педали тормоза – по числу колес в машине.

Источник

Как работает АБС, история ABS, что это такое, устройство

Каждый из нас, скорее всего, попадал в такую ситуацию, когда нужно объехать внезапно возникшее препятствие на дороге и при этом тормозить. Казалось бы, все просто — жми на тормоз и крути рулём.

А если перестараться с усилием на педали? Тогда колеса обязательно заблокируются и крути рулём — не крути, машина будет двигаться юзом туда, куда ей укажет центробежная сила. Это в лучшем случае. В худшем — неконтролируемый занос или ещё чего доброго, опрокидывание.

Чтобы избежать подобных ситуаций, да и многих других, автомобильные инженеры с конца 20-х годов прошлого века вплоть до сегодняшнего дня совершенствуют систему, которая называется ABS. Но обо всем по порядку.

Из истории развития ABS. Как колеса приручали

ABS, Anti-lock Brake System, антиблокировочная система. Необходимость в противодействии блокировке колес возникла совсем не на автомобилях. Рождению системы мы обязаны авиации.

При разбеге по взлетно-посадочной полосе самолёт должен сохранять идеальную стабильность. Равно, как и при посадке, иначе потеря курса или опрокидывание неминуемы.

Шасси самолёта, как известно, крутятся как хотят и с разной скоростью, а от пропеллера и элеронов на посадке мало что зависит, особенно на скоростях 20-30-х годов.

Военный истребитель Curtiss A-8. Как видим, без носового шасси

Самолёты того времени не имели носового шасси и поэтому садились в основном на два колеса. Решить проблему уравнивания скорости шасси с обеих сторон помогло устройство, запатентованное компанией Bosch в 1936 году.

Его и начали массово устанавливать на военные самолёты — при посадке система выравнивала скорость вращения шасси и не давала ни одному из них заблокироваться.

Читайте также:  Топливный фильтр на ford focus 3: бензин, дизель, оригинал, аналоги - что лучше?

Это была сложная и дорогая гидромеханическая конструкция, к тому же слишком тяжёлая, чтобы устанавливаться на автомобили.

Англичане были первыми

Система механического привода тормоза автомобиля 1930 Ford Model A Tudor

Хотя и автомобили к тому времени требовали похожей системы. Дело в том, что привод тормозов практически во всех машинах был механическим и водителю приходилось со всей мочи давить на педаль, чтобы остановить машину. Естественно, что блокировки колес, одного или нескольких, в таких условиях просто не избежать. И только в 1952 году удалось адаптировать авиационную систему к автомобилям того времени.

Вот он, Моррис 6. Первый автомобиль с предком современной АБС родился в Англии

Первым был автомобиль Morris6, чистый англичанин. Провела всю работу английская компания British Rоad Rеsearch Labоratory, установив на Моррис так называемую систему противоскольжения, которую принесла из авиации фирма General Electric.

Через шесть лет систему доработали и установили на некоторые модели машин Ягуар с дисковыми передними тормозами.

Естественно, никакой электроникой тогда не пахло, это была исключительно гидромеханическая система, которая просто регулировала усилия торможения на каждом из передних колес отдельно.

Jennsen FF, выглядит отменно, да и тормозит неплохо

В 1966 году систему крепко доработали и поставили на полноприводный спортивный автомобиль JennsenFF.

Разница была в том, что датчики вращения ставили не на колеса, а на вал раздаточной коробки, а поскольку привод был полным, то и работала система на все четыре колеса, как теперь говорят, была одноканальной.

Простая до безобразия конструкция оказалась весьма эффективной на скользких дорогах. Чуть позже такая система была установлена на опытный мотоцикл Rоual Enfiеld Super Metеor. Он и стал первым мотоциклом с АБС.

Первый мотоцикл, на который установили систему АБС — Rоyal Enfiеld Super Metеor

Рождение современных систем АBS

Следующий шаг по усовершенствованию системы ABS сделали уже американцы. Пока в Европе игрались с авиационной системой, концерн Форд начал разработку антиблокировочной системы для двухдверного хардопа Lincоln Cоntinental Mark II 1954.

Lincoln Continental Mark II, отличный хардтоп, но с АБС не сложилось

Её устанавливали как опцию, но в итоге АБС не продержалась на конвейере и трёх лет — была слишком тяжёлой, дорогущей и сложной. И только к 1970 году специалистам форда удалось разработать удачную систему, которая входила в стандартное оснащение Lincоln Cоntinental Mark III.

Lincoln Continental Mark III, более удачная конструкция.

Система была полностью механической и работала только на заднюю ось. По похожему пути пошёл концерн Chrysler, но и их система не имела успеха до тех пор, пока в дело не включилась компания Bendix. Только к 71-му им удалось разработать электронную систему, работающую на все четыре колеса, её устанавливали на Imperial и эта конструкция получила настоящее признание.

Интересное по теме:  Уровень масла в двигателе: как, чем и когда проверять
S-класс, на котором мы увидели первую работоспособную массовую систему АБС

Тем временем, европейские производители полностью отказались от механических ABS и в 1970 году компании Daimlеr-Bеnz удалось построить полностью электронную и эффективную антиблокировочную систему. У неё был один недостаток — электронные компоненты были крайне ненадёжными и тут в игру вступает Bosch.

В итоге в серийное производство первая почти современная АБС попала только в 1978 году на автомобилях Mercеdes Bеnz W116 и ВMW седьмой серии. Сегодня каждый серийный автомобиль должен иметь на борту систему АБС в минимальной комплектации. Такой закон действует в странах Евросоюза с июля 2004 года.

BMW 7 серии повторил успех земляков в плане использования АБС

АBS — как это устроено сегодня

Об опасности блокировки колес при торможении больше говорить не стоит, и так все понятно. Словом, задача АBS — сохранить управляемость автомобиля при торможении, на скользкой дороге и, к примеру, в тех случаях, когда два правых колеса тормозят по скользкой обочине, а два левых — по сухому асфальту.

Основные элементы современной АBS неизменны:

  • датчики частоты вращения каждого из колес;
  • датчик, контролирующий давление в тормозной магистрали;
  • электронный блок управления;
  • исполнительное устройство или гидроблок, включающий в себя электромагнитные клапаны впуска и выпуска, насос обратной подачи тормозной жидкости с электроприводом и демпфирующие камеры.

Схема АБС от Бош первого поколения

На каждом колесе установлен датчик скорости, сигнал от которого передаётся на блок управления. Как только блок фиксирует блокировку одного или нескольких колес, он подаёт сигнал на гидроблок. Тот в свою очередь стравливает давление из тормозного рабочего цилиндра этого колеса, тем самым разрешая ему вращение.

Для ускорения этого процесса установлен насос обратной подачи тормозной жидкости в демпфирующие камеры. Там жидкость гасит колебания. Казалось бы просто, но нужно учесть, что весь этот процесс может происходить до 15 раз в секунду.

Принцип работы АBS

Схема АБС Бош 5 поколения

Система срабатывает, как говорилось выше, не единоразово, а циклично.

Цикл, который происходит до 15 раз в секунду, содержит три основных фазы — удержание, сброс и усиление давления.

Отталкиваясь от показаний колёсных датчиков, БУ сравнивает угловые скорости каждого из колес и делает выводы. Как только возникает опасность блокировки одного из колес, происходит следующее:

  1. Блок управления закрывает впускной и выпускной клапаны, таким образом, давление в контуре удерживается. Это удержание.

  2. Если блокировка продолжается, БУ открывает выпускной клапан контура и стравливает давление, чтобы увеличить скорость вращения колеса. Когда простого стравливания недостаточно и колесо все равно заблокировано, БУ запускает насос, чтобы перекачать жидкость в демпфирующую камеру. При этом мы ощущаем вибрацию на тормозной педали. Это сброс.

  3. Как только колесо превысит расчётную угловую скорость, блок управления открывает впускной клапан и закрывает выпускной, снова поднимая давление и затормаживая колесо. Это усиление.

Интересное по теме:  Автомобильные аккумуляторы: делаем правильный выбор

Эти фазы повторяются до тех пор, пока мы не уберём ногу с педали тормоза. То есть, суть работы системы сводится к прерывистому торможению вплоть до стабилизации ситуации или полной остановки автомобиля.

Принципиальная схема системы

Минусы ABS. А они есть

Хотя проколов в работе системы не так много. Первый и главный — торможение на льду, снегу или песке. Поскольку АBS отключить невозможно, то она выполняет свои функции постоянно.

Откуда ей знать, что мы, к примеру, тормозим по льду на шипованной резине? И система воспринимает цепкость шипов при торможении за блокировку, стараясь разблокировать колесо. В итоге тормозной путь увеличивается.

То же наблюдаем на снегу, песке или скользком грунте. Заметьте, мы говорим о торможении.

Работа системы на снегу вызывает много вопросов. Но не у этих парней

На неровной дороге АBS тоже может оказать медвежью услугу. Представим, что одно из колес при торможении на мгновение зависает в воздухе и, конечно, блокируется. Система незамедлительно начинает принимать меры, чтобы предотвратить занос и сбросит давление на остальных колёсах. Итог тот же — тормозной путь будет больше, чем у машины без АБС, в некоторых случаях разница может достигать 40%.

Так система должна работать в идеале

Впрочем, развитие систем безопасности продолжается и уже сегодня есть такие, которые способны самостоятельно вычислять тип дорожного покрытия, режим движения, необходимость активации АБС.

Что будет дальше поживем — увидим.

Нужно помнить, что ABS в первую очередь даёт нам возможность совершать манёвр в сложных и аварийных ситуациях и в этих случаях она способна сэкономить драгоценные метры, которые могут стоить очень дорого.

Ссылка на основную публикацию