Мировой автопром ждет новый кризис: названа причина

Из-за пандемии и торговых войн технологические компании и автопроизводители остались без полупроводников. По всему миру останавливаются заводы, что приводит к многомиллиардным убыткам

Мировой автопром ждет новый кризис: названа причина

Shutterstock

Рост спроса на высокопроизводительные компьютеры в пандемию, когда большинство людей перешли на удаленную работу, спровоцировал дефицит чипов в других отраслях производства.

Крупные мировые производители техники и целые отрасли столкнулись с проблемами в поставках — в частности, из-за нехватки полупроводников остановились автомобильные заводы.

Разбираемся, как дефицит полупроводников влияет на крупные компании и что будет дальше.

Причины нехватки полупроводников — пандемия и Дональд Трамп

Среди причин глобального сокращения полупроводников называются две основные: последствия пандемии и торговых войн США и Китая, начатых при президенте Дональде Трампе.

Мировой автопром ждет новый кризис: названа причина

Shutterstock

В самом начале пандемии были скуплены персональные компьютеры и другая техника для удаленной работы или учебы. Осенью прошлого года повысился спрос на технику развлекательного назначения: игровые приставки, телевизоры, смартфоны и планшеты.

Американская торговая группа Consumer Tech Association заявила, что в 2020 году розничные продажи в стране составили рекордные $442 млрд, и запрос на гаджеты, такие как игровые консоли, наушники и устройства для умного дома, в 2021 году будет только расти.

Для производства всей этой техники нужны полупроводники.

Негативно на поставках полупроводников сказалось и торговое противостояние США и Китая. В прошлом году власти Штатов наложили ограничения на крупнейшего китайского производителя чипов Semiconductor Manufacturing International (SMIC).

В результате компания осталась без возможности закупать оборудование для производства и продавать полупроводники американским компаниям. Заказчики были вынуждены сотрудничать с его конкурентами — например, Taiwan Semiconductor Manufacturing (TSMC).

Как итог — произошло серьезное перераспределение цепочек поставок чипов.

Многие производители полупроводников сейчас — это так называемые «безфабричные производства» (англ. fabless). Они лишь разрабатывают технологию, а само производство чипов передают на аутсорс.

Но некоторые компании заранее подготовились к возможным сбоям и закупили полупроводники еще до введения жестких санкций против китайского бизнеса. Так поступила Huawei, сделавшая запасы важных для нее радиочипов. Среди автопроизводителей так сделала Toyota, заявившая, что не планирует сокращать производство, так как накопила запасы полупроводников на четыре месяца вперед.

Из-за дефицита чипов больше всего пострадали автопроизводители

Сильнее всего нехватка полупроводников ударила по автопроизводителям, которые используют их для программного обеспечения машин. О приостановках или замедлении в выпуске автомобилей уже заявили GM, Ford, Volkswagen, Honda, Fiat Chrysler, Volvo, Nissan, Mitsubishi, Nio.

Дефицит микросхем задел производителей процессоров для электроники Qualcomm и AMD, поставляющих детали для технологических гигантов, в том числе Sony и Microsoft.

Sony заявила, что сложности с поставками полупроводников могут привести к дефициту игровых консолей PlayStation 5.

Даже Apple не справляется с нехваткой полупроводников — компания не может полностью закрыть высокий спрос на новые модели iPhone.

Мировой автопром ждет новый кризис: названа причина

Shutterstock

Автомобильные производства конкурируют с технологическими компаниями за поставки чипов не напрямую, так как для автомобилей не всегда нужны столь же современные полупроводники, как и для гаджетов. Они покупают чипы, которые как управляют основными процессами в машине, так и используются в более второстепенном ПО.

Особенность цикла цепочек поставок в автопроизводстве — все детали закупаются точно к моменту сборки, запасов на будущее не делается. Но отсутствие даже одного чипа может остановить производственную линейку крупного завода.

По значимости для производителей чипов автомобилестроительные компании на втором месте после технологических, так как создатели гаджетов заключают долгосрочные контракты на поставку. В 2020 году только 3% продаж TSMC приходилось на автомобильные чипы, а на полупроводники для смартфонов — 48%.

Что происходит с автомобильными компаниями из-за дефицита полупроводников

Ford — приостановил производство в Огайо, на другом заводе сокращена одна из рабочих смен.

Ford F-150, а также кроссовер Ford Edge будут собираться без определенных деталей и отправляться дилерам только после того, как производитель получит микросхемы.

Если проблемы с поставками полупроводников сохранятся на протяжении полугода, то годовая скорректированная операционная прибыль Ford снизится на $1–2,5 млрд.

  • Honda — останавливает шесть заводов в США, Канаде и Мексике.
  • Hyundai — сократил работу в выходные дни, чтобы скорректировать производство таких брендов, как Kona, Avante, Grandeur и Sonata.
  • Volvo — сократил производство грузовиков по всему миру.
  • Nissan — скорректирует производства на заводах в США и Мексике.

Nio — приостановила производство автомобилей на заводе Хэфэй. Компания снизила прогноз по производству на первый квартал до 19,5 тыс. единиц (предыдущий прогноз: 20–20,5 тыс. единиц).

Toyota — приостановила производство в Чехии.

Volkswagen — приостановил производство на заводе в Португалии.

Mitsubishi — сократил производство на внутреннем рынке на 4–5 тыс. единиц в марте и пересматривает производственный план на апрель.

Теперь автопроизводители оказались в самом уязвимом положении. Зная это, TSMC сообщила, что планирует вложить до $28 млрд на увеличение мощностей. Ожидается, что нехватка чипов приведет к сокращению продаж только среди автопроизводителей на $61 млрд в этом году.

Какие еще факторы влияют на дефицит полупроводников

  • Резкое февральское похолодание в Техасе привело к отключению электроэнергии на производствах, что сказалось на предприятиях, выпускающих полупроводники.
  • В Тайване, где находится крупнейшее производство микросхем, наблюдается сильнейшая за последние десятилетия засуха, из-за чего снижается водоснабжение заводов.
  • В марте на заводе одного из ведущих мировых производителей автомобильных чипов Renesas Electronics в Японии произошел пожар, в результате которого было уничтожено все оборудование. Потери компании составят до $160 млн в месяц.

TSMC — главный бенефициар дефицита полупроводников

Главные производители чипов на данный момент — тайваньская TSMC и южнокорейский Samsung. TSMC контролирует более половины мирового рынка микросхем, изготавливаемых на заказ. Сейчас компания строит новый завод. Предполагается, что полупроводники с нового производства станут на 70% более быстрыми и эффективными, чем прежние. Производство будет запущено в 2022 году.

Мировой автопром ждет новый кризис: названа причина

Shutterstock

Производством чипов занимается и Intel, однако американская компания не справляется с этой задачей на 100% и часть работ передает на аутсорс TSMC.

По данным Financial Times, Intel уже обговаривает возможное партнерство с TSMC по новому производству в Тайване.

Аналитик по производству микросхем в Bernstein Марк Ли считает, что в 2023 году Intel передаст TSMC на аутсорс 20% производства процессоров.

В феврале TSMC объявила о создании дочерней компании в Японии для проведения исследований в области новых полупроводниковых материалов.

По мнению аналитиков, одна из ключевых причин, по которой TSMC настолько эффективна и прибыльна, это концентрация производства в Тайване. По оценкам приближенных к компании людей, производственные затраты в США будут на 8–10% выше, чем в Тайване.

Европейские компании занимаются разработкой полупроводников, но избегают создания собственных производств, а вместо этого передают большую часть работ сторонним компаниям вроде TSMC.

Поэтому производство микросхем в Европе на несколько поколений отстает от лидеров отрасли, таких как TSMC и Samsung.

Остальные мелкие производители серьезно уступают лидерам в технологиях и производственных мощностях.

  1. Проблема с нехваткой полупроводников начинает набирать все большие обороты: правительства и компании уже высказывают обеспокоенность тем, что дефицит микросхем может замедлить восстановление экономики после пандемии.
  2. Samsung предупреждает, что сбои с поставками чипов могут распространиться и на более широкий технологический сектор.
  3. В исследовательской компании TrendForce считают, что общеотраслевые усилия по ускорению производства автомобильных микросхем могут привести к замедлению поставок полупроводников для бытовой электроники и промышленных приложений.

Глава Intel Пэт Гелсинджер заявил, что на устранение дефицита чипов потребуется около двух лет. Для этих целей компания построит два новых завода, вложив в увеличение мощностей $20 млрд. Intel будет производить полупроводники и для себя, и для других компаний.

Президент США Джо Байден также сообщил, что будет добиваться выделения $37 млрд для увеличения производства чипов в стране.

Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем аккаунте в Instagram

Кризис в разгаре: мировой автопром по итогам 2021 года не досчитается почти 10 млн машин

Мировой автопром ждет новый кризис: названа причина

Проблема компаний, выпускающих автомобили, заключается в нехватке микрочипов, а также в «сбитых» цепочках поставок.

Большинство автопроизводителей, занимающихся выпуском так называемых массовых моделей, в текущем году испытывают трудности: многим приходится объявлять о простоях и периодически уходить на внеплановые каникулы из-за вызванных пандемией коронавируса проблем: речь идёт, в частности, о нехватке комплектующих (микрочипов) на производстве. Стало известно, скольких машин не досчитаются конвейеры заводов по всему миру по итогам текущего года.

Читайте также:  Что такое распредвал (распределительный вал) в автомобиле, как он устроен и как работает

Мировой автопром ждет новый кризис: названа причина

Предприятия автомобильных компаний в текущем году выпустят на 9,6 млн автомобилей меньше, чем было изначально запланировано. Об этом сообщает британское издание The Telegraph со ссылкой на исследование аналитиков из LMC Automotive.

Несмотря на такой прогноз со знаком «минус», в текущем году ожидается прирост по отношению к «ковидному» 2020-му.

Предполагается, что в 2021 году с конвейеров по всему миру сойдёт порядка 84,9 млн легковых автомобилей (на 12% больше, чем годом ранее).

Кстати, ранее прогноз был более пессимистичным.

Так, в сентябре в IHS Markit предположили, что по итогам года дефицит полупроводников приведёт к тому, что автозаводы выпустят на 10,6 млн автомобилей меньше, чем указано в годовом плане.

В обеих компаниях аналитики считают, что дефицит микрочипов сохранится до 2023 года. Также по их мнению, ситуация для производителей машин, скорее всего, особенно не улучшится до второй половины 2022-го.

Мировой автопром ждет новый кризис: названа причина

По мнению главы LMC Automotive Джастина Кокса, ситуацию в текущем году удалось улучшить за счёт того, что в самом глобальном автопроме теперь лучше справляются с некоторыми проблемами, связанными, в частности, с цепочкой поставок. Он добавил, что некоторые решения, принятые ещё в начале кризиса, сейчас начинают давать свои плоды.

Судя по исследованию LMC, в текущем году заметнее всего нехватка полупроводников сказалась на европейских автопроизводителях: выпуск легковых машин в этом регионе по итогам 2021-го окажется на 3 млн машин меньше по сравнению с запланированными объёмами. Конечно же, это не может не сказаться и на результатах продаж машин. Не так давно мы рассказывали о том, как «лихорадило» старосветский рынок, к примеру, в ноябре: бывший некогда лидером Volkswagen Golf оказался аж на 35 месте!

Мировой автопром ждет новый кризис: названа причина

Напомним, все перечисленные проблемы актуальны в том числе и для российского автопрома.

В конце прошлой недели стало известно о прогнозе для отрасли, с которым выступил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

По его словам, «дефицит продукции автопрома для потребителей», вероятно, «будет сохраняться ещё первую половину следующего года» (то есть ситуация стабилизируется в лучшем случае не раньше середины лета 2022-го).

По словам главы ведомства, сейчас Минпромторг продолжает работу с радиоэлектронной промышленностью, микроэлектроникой. Правда, по приблизительным подсчётам, результат этой деятельности можно будет ощутить не раньше чем через 2-2,5 года.

Конечно же, проблемы автопрома влияют и на продажи новых легковых машин в России. Предполагается, что за счёт мнимо высоких результатов первой половины 2021-го по итогам года рынок останется в «плюсе» – в пределах 4% (вероятно, будет реализовано около 1,6 млн автомобилей).

Почему мировому автопрому грозит жуткий кризис

Мировой автопром ждет новый кризис: названа причина

Фото из открытых источников

Нашей планете не нужно столько новых машин, поэтому объемы производства автомобилей будут только снижаться. Спасти положение могут лишь электромобили и совершенствование технологий их производства. Это позволит снизить цены и заставит граждан пересесть на электрокары. Об этом заявил глава концерна Bosch Волькмар Деннер.

По его мнению, в нынешнем году мировое производство автомобилей с традиционными двигателями упадет до 89 млн. штук, то есть на 2,6%. А к 2025 году объемы производства мировой автоиндуствии сократятся по сравнению с 2017-м на 10 млн.

машин, что очень серьезно. Такое снижение повлияет на мировую экономику в целом, поскольку производство автомобилей «завязано» на многие виды бизнеса. Автоконцернам придется сокращать рабочие места и снижать инвестиции в новые разработки.

Однако автомобильным управленцам рано собираться на пенсию. По мнению немецкого топ-менеджера, к 2025 году на свет появится новое поколение электромобилей, которое и должно изменить ситуацию.

Оно будет заметно дешевле тех электрокаров, которые есть сейчас и это придаст новый импульс автоотрасли.

Люди будут массово пересаживаться на доступные машины с электродвигателями, и этот процесс заставит снова наращивать объемы выпуска.

Немецкий топ-менеджер считает, что мировой автопром спасут электромобили, причем очень дешевые.

Теперь немного статистики. По данным аналитиков LMC Automotive, по итогам 2019 года мировые продажи легковых автомобилей упали на 4% по сравнению с результатами 2018 года: 90,3 миллиона автомобилей против 94,4 миллиона.

Что касается России, то тут тоже не все гладко. По данным АЕБ, в 2019 году удалось продать 1 759 000 машин, что на 2,3% меньше, чем годом ранее. В 2020 году АЕБ прогнозирует дальнейшее снижение продаж пассажирских и легких коммерческих автомобилей.

Всего удастся реализовать 1 720 000 машин, что на 2,1% меньше, чем в 2019 году.

Однако на электромобили у нас пересаживаться и не думают. Снижение продаж, в первую очередь, связано с падением доходов населения. Если они начнут расти, наши люди будут снова покупать новые машины.

Что касается электрокаров, то, уверены, даже к 2025 году россияне не распробуют этот диковинный вид транспорта. Прежде всего потому, что запас хода подобных машин сильно ограничен.

Да и для бездорожья, которого в России в достатке, электрокары не предназначены. Как и для нашего сурового климата.

Машине улучшили обзорность и комфорт Мировой автопром ждет новый кризис: названа причина Машине улучшили обзорность и комфорт

Дефицит чипов может привести к падению производства автомобилей на 7–9 млн штук в 2021 году

В 2021 году из-за дефицита полупроводников в мире будет выпущено на 7-9 млн автомобилей меньше, говорится в исследовании компании BCG (Boston Consulting Group, есть у Forbes). Свой прогноз авторы сделали на основе анализа данных мировой автомобильной промышленности (например, аналитического агентства IHS Markit, обзоров прессы, своих собственных отчетов).

В I квартале 2021 года производственные потери мировых автопроизводителей, по данным BCG, составили примерно 1,4 млн единиц.

Сильнее всего упало производство в Европе — на 428 990 автомобилей, Китае — на 364 774 и Северной Америке — на 354 442 автомобиля. Российский рынок отдельно BCG не выделяет, но он входит в европейский.

Во II квартале производство упало еще на 2,6 млн единиц (больше всего в Северной Америке – 866 924 шт., Европе – 743 100 и Китае — 419 600).

Наиболее существенные потери производства в первом полугодии этого года понесли автоконцерны Ford (падение более 700 000 шт.), Stellantis (марки Chrysler, Citroën, Dodge, Fiat, Jeep и др. — падение почти 600 000 шт.) и Renault-Nissan-Mitsubishi (падение более 415 000 шт.).

В III и IV кварталах, по прогнозам BCG, падение составит еще от 3 до 5 млн единиц.

Дефицит чипов продлится еще несколько лет: как на нем заработать

Почему не хватает чипов

Нехватка микрочипов в разных регионах планеты стала ощущаться производителями с конца 2020 года.

«Из-за пандемии спрос на чипы вырос в других сегментах экономики, например, в производстве бытовой электроники, компьютеров и медицинского оборудования, в то время как со стороны автопроизводителей спрос упал.

Мировой автопром начал восстанавливаться во втором полугодии 2020 года, но спрос на чипы в других отраслях не снижался, поэтому возник дефицит», — напоминает аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов.

Далее последовала череда событий, которая лишь усугубила ситуацию, добавляет партнер инветкомпании Capital Lab Евгений Шатов: засуха в Тайване, из-за которой возникли проблемы с заводами крупнейшего производителя чипов — TSMC, пожар на заводе крупного обработчика кремниевых плат Renesas Electronics в Японии, коллапс в американском штате Техас, вызванный аномальными морозами, в результате чего были временно остановлены фабрики, принадлежащие Samsung Electronics, NXP Semiconductors и Infineon.

Шесть месяцев на создание чипа

По словам Беспалова, пик дефицита пришелся на II квартал 2021 года.

«Автомобильная промышленность восстановилась быстро, а производство чипов не успевает. Все потому, что на создание одного полупроводника тратится до шести месяцев, и большая часть этого срока уходит на так называемое выращивание кристалла», — поясняет Шатов.

По его мнению, если сборочный завод может запуститься и выдавать готовую продукцию в течение нескольких дней, то экспортер микрочипов вынужден ждать, когда «созреют» полупроводники.

Производителям микросхем требуются месяцы, чтобы значительно нарастить объем производства, не говоря уже о строительстве новых заводов, которое может растянуться на несколько лет и вылиться в миллиарды долларов, продолжает эксперт. «Между тем пандемия коронавируса по-прежнему продолжается, вызывая сбои в производстве.

Читайте также:  Неисправности стартера автомобиля. наиболее частые причины плохо работающего стартер

Естественно, рост спроса на полупроводники не мог не отразиться на ценах и привел к их росту. Сработал обычный закон спроса и предложения», — говорит Шатов.

Власти Китая взялись за регулирование рынка микрочипов: что это значит для инвестора

Кто производит чипы

Микросхемы часто разрабатываются одними компаниями-разработчиками полупроводников (Apple, Qualcomm или Nvidia), а производятся на заводах других компаний, называемых литейными. К крупным производителям полупроводников относят в первую очередь TSMC, Samsung, Intel Corp, говорит Шатов.

По словам эксперта, TSMC производит самые сложные микросхемы. Его доля на мировом литейном рынке  больше, чем доля трех следующих конкурентов, вместе взятых (более 50%).

Компания не стоит на месте и постоянно наращивает производственные мощности: в 2020 году TSMС объявила о планах по строительству в Аризоне завода по изготовлению чипов.

На этот проект TSMС уже выделила $3,5 млрд, а общие затраты на полупроводниковую фабрику могут достичь $12 млрд.

Увеличивает инвестиции в производство микросхем и Samsung: компания выделит около $151 млрд на десятилетний проект, чтобы не отставать от своего тайваньского конкурента. Стремится в лидеры и Intel: компания построит два новых завода в Аризоне, потратив на это $20 млрд.

Более мелкие производители, включая американскую компанию GlobalFoundries Inc., китайскую Semiconductor Manufacturing International Corp. (SMIC) и тайваньскую United Microelectronics Corp., работают, но отстают от технологий TSMC на два-три поколения, отмечает Шатов.

Что делают автоконцерны

Беспалов говорит, что в автопроме чипы используют повсеместно — от систем запуска и торможения до систем помощи водителю и мультимедиа. Чем дороже автомобиль, тем больше чипов в нем зашито, поясняет он. Но компенсировать нехватку микросхем приходится всем автопроизводителям, и тут каждый решает сам.

Как сообщала The New York Times, Mercedes, например, весной этого года временно останавливал производство седанов С-класса, чтобы использовать чипы для выпуска более дорогих моделей.

К аналогичной схеме прибегала и Renault: производитель сортировал свои чипы, резервируя их для более дорогих, маржинальных моделей.

Из-за нехватки чипов от навигационных систем в ряде моделей отказался автопроизводитель Nissan, сообщал Bloomberg.

«У каждого производителя свои, «личные» отношения с поставщиками микроэлектроники, но в целом на фундаментальных вещах, связанных с безопасностью, движением и работой двигателя производители не экономят», — рассказывает представитель крупного европейского производителя авто.

Компенсировать нехватку микросхем можно за счет второстепенных опций, согласен собеседник Forbes в другом представительстве крупного производителя: можно выпустить несколько версий авто с ограниченным количеством опций — например, без одной из регулировок сидений или без топового мультимедийного оборудования.

Проводники технологий: как Китай и Америка воюют за рынок микросхем

Без ГЛОНАСС

Российские заводы почувствовали дефицит чипов этим летом.

Крупнейший российский производитель «Автоваз» за последние месяцы несколько раз приостанавливал выпуск Lada Granta, Largus и Xray из-за дефицита компонентов.

 В конце июня в Нижнем Новгороде остановили завод «Группы ГАЗ» филиала Volkswagen Group Rus, на котором выпускали кроссоверы Volkswagen Taos, Skoda Karoq и Kodiaq, а также лифтбеки Skoda Octavia.

Оставшись без чипов, «Автоваз» стал предлагать дилерам комплектации Lada Vesta, Xray и Largus без мультируля с функцией круиз-контроля и мультимедийной системы. А с 23 по 27 августа «Автоваз» вновь остановил производство на заводе в Тольятти из-за дефицита электронных компонентов Bosсh, сообщила ранее компания.

Чтобы избежать рисков остановки крупнейших автопроизводителей и возникновения дефицита российских автомобилей у дилеров, автоконцернам разрешили до конца года не устанавливать на машины в России и других странах ЕАЭС систему экстренного реагирования при авариях (ЭРА-ГЛОНАСС). Соответствующее решение 17 августа приняла коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

Решение вступает в силу через 30 дней после принятия. Автопроизводители обязаны за свой счет дооснастить машины необходимыми системами до 30 июня 2022 года, сообщили Forbes в Минпромторге.

 Контроль за выпуском автомобилей, не оснащенных системой ЭРА-ГЛОНАСС, и их последующим дооснащением будет вести Минпромторг, в том числе посредством информации, содержащейся в системах электронных паспортов транспортных средств.

Каков прогноз

Поставки микросхем постепенно возобновляются, однако пандемия продолжает вносить свои корректировки, считают в BCG. «Более активного восстановления производства в III квартале не происходит из-за вспышки штамма «дельта».

Мы ожидаем выход предложения микрочипов до уровня, когда оно сможет удовлетворить спрос отрасли, не ранее второго полугодия 2022 года», – предупреждает председатель BCG в России и СНГ, руководитель направления автомобилестроения Владислав Бутенко.

Выбора нет: как китайские автомобили стали лидерами роста продаж в России

Банкавто: нет чипов, теперь не будет и магния. Новый кризис в автомобильной отрасли

По следам кризиса микрочипов, перекроившего планы автопроизводителей по всему миру, наступает новый, вызванный сокращением объемов добычи магнезитов в Китае.

Сырье необходимо для алюминиевых сплавов, широко использующихся в автомобилестроении. Без него отрасль может парализовать в ближайшие несколько месяцев.

Сергей Власов, эксперт маркетплейса Банкавто (цифровая платформа РГС Банка), спрогнозировал, чем может обернуться для автобизнеса эскалация кризиса.

Официальная причина таких перемен – в новых экологических правилах для заводов КНР, которые теперь должны укладываться в отведенные лимиты потребления электричества. Так китайское правительство пытается решить проблему вредных выбросов, уменьшая сжигание угля. В результате часть заводов по добыче магния наполовину сократила добычу, а некоторые были остановлены совсем.

Проблемы с добычей при этом сохранятся как минимум до конца 2021 года, а существующих запасов хватит до конца ноября. Ситуация осложняется особенностями самого магния.

Им нельзя заполнить склады и хранить: примерно через три месяца металл начинает окисляться на воздухе, превращаясь в некондицию. Что будет дальше – большой вопрос.

На этом фоне Европейская ассоциация автопроизводителей вместе с 11 другими промышленными объединениями уже выступила с предупреждением о надвигающейся нехватке магния.

Предпосылки дефицита металла при этом всё те же, что у микрочипов по всему миру: жесткая централизация и, как следствие, слабая позиция всего рынка. Сегодня на долю Китая приходится 90% мировой отрасли и 95% рынка Евросоюза.

Такая расстановка сил становится мощным инструментом экономической войны и тонким местом производственных цепочек других стран, поставленных в зависимое положение. Рычаг давления Китайской народной республики еще сильнее из-за природных запасов, по которым она находится на третьем месте в мире.

Северная Корея и Россия – на первых местах в тройке (явный задел на перспективу), но пока производство магнезитов у нас в Корее не развито.

Гегемония Поднебесной родилась из сознательной политики демпинговых цен, филигранно вписанных между доходностью и большими запасами. Китайские предприятия таким образом постепенно вытеснили с рынка все конкурирующие производства и завязали на себе большинство крупных заказчиков.

Что-то похожее в свое время сложилось с микрочипами, производство которых лет двадцать назад не отличалось 80-процентным перекосом в сторону Азии.

Например, по данным Ассоциации полупроводниковой промышленности, доля США в мировом производстве полупроводников составляет сегодня 12%, тогда как в 1990 году эта цифра равнялась 37%.

Градус накала ситуации снижают производственные мощности самого Китая, который является, кроме всего прочего, одним из крупнейших производителей автомобилей и запасных частей. Дефицит на собственном рынке он не допустит и должен обеспечить запланированные объемы. С КНР связаны Audi, BMW, General Motors, Mercedes, Volvo и многие другие бренды.

Будущее рынка магнезитов определят ближайшие месяцы. Сценарий роста цен при этом уже намечен. И очевидно, что закрывать дыры глобального масштаба в случае чего придется за счет кошельков рядовых покупателей.

В сентябре 2021 года стоимость магния увеличилась на 36% по сравнению с августом. До конца года сырье может вырасти в 1,5 раза, и примерно на треть – производные от магния. Должны подорожать алюминий, кузовные детали и запасные части автомобилей.

Сильнее всего рост цен при этом отразится на премиальных марках, в которых алюминий используется шире.

Некоторые считают, что кризис стал результатом новых правил осознанного потребления, к которому пришли китайские власти, решив сбавить темп добычи невосполнимого ресурса. Однако экономическая подоплека сложившейся в отрасли ситуации выглядит куда более правдоподобнее.

Китай получил мощный рычаг влияния, который может быть использован в ресурсном противостоянии.

Тенденция удорожания магния сохранится на протяжении всего 2022 года, если объемы добычи останутся на низком уровне, а интерес КНР перерастёт из «кризисных» условий в элемент экономической борьбы, прикрытой заботой об экологии.

Читайте также:  Салонный фильтр nissan almera classic – периодичность замена своими руками пошаговая инструкция

Дефицит микрочипов серьезно ударил по мировому автопрому: чего ожидать дальше?

Нехватка микрочипов тормозит целые отрасли промышленности, первыми о проблемах заявили производители компьютеров и смартфонов, сейчас волна дошла до автомобильной промышленности — концерны по всему миру приостанавливают производство. Одна маленькая деталь грозит вызвать еще больший кризис в мировой экономике.

Нас ждет неминуемый рост цен на автомобили, которые и так уже стоят как квартиры, по крайней мере, в России. По прогнозу автопроизводителей, в 2021 году будет произведено на 7,7 млн автомобилей меньше, чем годом ранее.

Продажи и прибыль находятся под угрозой, неудивительно, что показатели будут выправляться за счет большей отпускной цены товара — это простой закон рыночной экономики. Эксперты называют цифру в 210 млрд долларов в качестве упущенной выручки автопроизводителей из-за перебоев с поставками электронных компонентов.

«Тойота» сообщила в конце августа, что сокращает производство автомобилей на 40%. Колоссальная цифра, если вдуматься! Колумнист «Реального времени», экономист с многолетним банковским стажем Артур Сафиулин в очередной статье для нашего издания рассуждает о последствиях дефицита микрочипов в мире.

Чип (от английского слова chip — отколотый кусок, тонкая пластина) — микроэлектронное устройство (электронная схема) произвольной сложности. Изготавливается на полупроводниковом кристалле (или пленке) — карбид кремния (Si), арсенид галлия (GaAs), германий (Ge), и помещается в неразборный корпус.

Интегральная схема — сам кристалл или пленка с электронной схемой. Микросхема — та же интегральная схема, заключенная в корпус. Выражение «чип-компонент» относится к компонентам, которые монтируются поверхностно, а не путем пайки в отверстие на плате. В настоящее время большая часть микросхем производится в корпусах, и правильным термином будет «чип-микросхема».

Эта микросхема может иметь любую функциональность, вплоть до выполнения роли микрокомпьютера.

Чипы применяются абсолютно везде — в аппаратуре звукоусиления и воспроизведения, телевизорах, технике связи, измерительных приборах, компьютерах, системах автоматики и во многих других вещах.

Исторически основным регионом производства микросхем является Юго-Восточная Азия (Южная Корея, Тайвань, Малайзия, Китай, Япония).

techcult.ru

Ситуация на рынке чипов

Пандемия коронавируса привела к дефициту полупроводников — с весны 2020 начал фиксироваться колоссальный спрос на ноутбуки, технику для удаленной работы, игровые приставки и прочее. Все это совпало с остановкой производства самих чипов, так как их производители готовились к кризису (как все) и не прогнозировали такого спроса на свою продукцию.

Из-за локдаунов мировая логистика товаров подорожала и стала более сложной. Эксперты говорят о 60—70%-ном росте в числе перебоев в мировых цепочках поставок. Помимо этого, свою роль сыграла торговая война между США и Китаем, которая влияет на позиции игроков этой отрасли.

В Японии на производственной площадке третьего в стране производителя автоэлектроники произошел мощный пожар, который парализовал производство на несколько месяцев.

Сам процесс производства чипов имеет под собой необходимость «выращивания» кристаллов — это занимает до полугода. Чисто физически эта отрасль не готова удовлетворить повышенный спрос (по оценкам, выросший на 30%) по мановению палочки.

Как следствие, к весне 2021 года все производители высокоточного оборудования, приборов, автомобилей и прочего столкнулись с острой нехваткой полупроводников. Как пример, производство игровых приставок Xbox, PlayStation до сих пор не может быть приведено к обычному графику.

Samsung отложил выпуск нового флагманского смартфона по той же причине.

tomshardware.com

Автомобильная промышленность

Современный автомобиль несет в себе десятки всевозможных контроллеров — навигация, АБС и другие системы безопасности, электроника управления двигателем, мультимедиа и много чего другого. Без этой маленькой детали современный автомобиль не сможет покинуть конвейер вообще.

Как уже писалось выше, прогнозируется серьезный спад в количестве произведенных в мире автомобилей — примерно 10% от мирового выпуска. При этом спрос на автомобили восстановился после пандемийного кризиса.

Жизнь идет — люди меняют машины, растут новые поколения, которым тоже нужны их четыре колеса.

Весной 2021 года «Хонда» останавливала шесть своих заводов в США, Канаде, Мексике. За ней последовали остановки на американских гигантах — «Форде», «Дженерал Моторс», «Крайслере». Уже летом в Европе паузу брали заводы «Фольксваген», «Вольво», «Ниссан». Про планы «Тойоты» уже писалось.

Перебои с поставками и нехватка чипов дошли и до российских производителей — в июне и июле АвтоВАЗ прекращал производство моделей Granta, Largus, XRay, Renault Sandero, Logan. В конце августа останавливались все конвейеры завода, на десять дней. Причина — нехватка электронных компонентов.

autonews.autoua.net

То, как АвтоВАЗ решил эту проблему, кажется элегантным — нет компонентов, сделаем версию Light у всех моделей, то есть без всяких электронных штучек. Без современного руля с кнопками управления круиз-контролем и системой мультимедиа, навигации, АБС, системы распределения тормозных усилий (EBD), электрорегулировки зеркал, обогрева и так далее.

В сентябре 2021 года коллегия Евразийской экономической комиссии позволила всем выпущенным в ЕАЭС и России автомобилям не оснащаться системой экстренного реагирования при авариях (ЭРА-ГЛОНАСС). Не хватает комплектующих. Данный мораторий будет действовать до конца года.

Минпромторг РФ объяснил решение нежеланием останавливать заводы и создавать дефицит в автосалонах.

По данным различных источников, средний срок поставки чипов для управления автомобилем сейчас составляет от 6 до 12 месяцев, и это речь о чипах для простейших автомобилей. Премиальные марки страдают еще больше, так как количество электроники в них зашкаливает. На этом фоне произошел еще и рост цен на полупроводники — на 20%.

«Ограничителем роста цен будет невысокая покупательная способность граждан»

Как уже говорилось ранее, производителям микросхем потребуются месяцы для наращивания объемов производства. Незаканчивающаяся пандемия все еще накладывает отпечаток на логистику поставок на сами заводы — производители чипов.

Помимо этого, переход к электромобилям внес свою лепту — количество полупроводников в них (и в гибридах) в два раза превышает количество в автомобилях с ДВС. Это, в свою очередь, может затормозить и развитие рынка электромобилей.

Ситуация дошла до того, что уже отдельные страны создают новые производства микропроцессоров, не говоря о ведущих компаниях сектора. Это триллионные инвестиции в долларах. Задача — прекратить дефицит и сбалансировать рынок. По прогнозам одной из ведущих компаний этого сектора (из Сингапура), ситуация на рынке стабилизируется через год, дефицит исчезнет летом 2022 года.

iguides.ru

Удивительно, что китайские автопроизводители не испытывают проблем с компонентами. Похоже, что в условиях торговой войны с США они решили обеспечить чипами прежде всего свой рынок, благо Китай является ведущим производителем чипов в мире. Стоит напомнить, что в СССР первая микросхема была создана в 1961 году, серийное производство запущено в 1962 году.

Неужели мы как страна не можем построить несколько заводов и стать одним из лидеров рынка? Наш госкапитализм вполне себе в состоянии осилить такую задачу. Тем более, по словам экспертов, в России уже ведутся разработки современных микрочипов.

Плюс наша оборонная промышленность и космическая индустрия испытывают острую необходимость в отечественной электронике — из-за санкций многие вещи недоступны.

В заключение хотелось бы отметить, что для нас как рядовых потребителей такое развитие событий на рынке чипов ничего хорошего не несет. Цены на автомобили уже растут, их банально меньше (без очередей можно купить только автомобили китайских производителей), сроки поставок удлиняются.

Есть вариант взять «Гранту» за 500 тыс. рублей — в комплектации «ВАЗ 2101 моего деда 1973 года», но не всем это подойдет. Возможно, стоит подождать с приобретением нового автомобиля и не финансировать компенсацию выпадающих доходов автопроизводителей.

Естественным ограничителем роста цен будет невысокая покупательная способность наших граждан.

Фанатам премиальных марок не позавидуешь еще больше — на днях «Мерседес» заявил, что не собирается снижать цены на автомобили даже после стабилизации ситуации с электронными компонентами.

Мысль послания заключалась в том, что более высокий ценник будет доказательством лояльности клиентов компании и будет служить своеобразным ключом к входу в элитарный клуб.

Интересные времена наступили, будем наблюдать за развитием событий дальше.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени».

ЭкономикаФинансыБюджетБанкиИнвестиции

Ссылка на основную публикацию