1949 Jaguar XK120

Jaguar XK120 — первый серийный спортивный автомобиль «Jaguar Cars» после завершения Второй Мировой войны, наследник SS Jaguar 100.

История Jaguar XK120

Новый двигатель XK

Модель был создан на основе совершенно нового двигателя XK, разработка которого началась в далеком 1943 году во время войны. За это время ведущими сотрудниками компании было разработано множество тестовых образцов. Каждый маркировался буквой X с припиской букв в алфавитном порядке (XA, XB, и т.д.). Из всех наработок XK оказался самым лучшим.

1949 Jaguar XK120Балансировка коленвала XK120

Двигатель прошел множество различных тестов, например 24 часовую проверку с поддержкой 5000 об/мин, с последующим увеличением оборотов каждые 2 часа на 5 минут до 5250/5500/6000.

Каждый двигатель проходил обязательный трехчасовой стендовый прогон с последующей двухчасовой обкаткой.

О необходимости выпускать качественную продукцию, рабочим, на заводе, напоминали таблички «Damage Means Dismissal» (Ущерб означает Увольнение), что еще раз подтверждает надежность XK.

1949 Jaguar XK120Балансировка шатунов XK120

Ходило много слухов и споров касательно нового двигателя. В прессе постоянно твердили, что двигатель создан исключительно для гонок и имеет слишком высокую цену. Уже сейчас можно судить, что эти слухи необоснованны, ведь его производство (с различными типами модификаций) будет продолжаться вплоть до 1986 года.

Однако у первых двигателей имелись и недоработки, например при тестах выяснилось что он значительно греется. Причина была в недоработанной системе охлаждения, проблему с которой удалось решить увеличением диаметра шланга в одном из самых критичных мест, а также установкой шести лопастного вентилятора.

1949 Jaguar XK120Инспектор проверяет размеры шатунов на XK120

Модель-прототип

Изначально двигатель предназначался для нового представительского седана, но к 1948 году производство еще не было готово из-за не смонтированной линии по производству кузовных панелей. Именно поэтому появился Jaguar Mk V со старыми двигателями на 2.5 и 3.5 литра, а новый двигатель XK решили поставить на экспериментальную модель.

В феврале 1948 был разработан уникальный прототип Jaguar Super Sports, основанный на модифицированном шасси Jaguar Mark V, будущий XK120, где число 120 означало максимальную скорость автомобиля в милях. Первоначальный прототип отличался от классического Jaguar XK120, однако у компании еще было достаточно времени на доработку модели.

1949 Jaguar XK120Jaguar Super Sports (XK prototype)

Существует две версии касательно этой экспериментальной модели. Первая утверждает, что автомобиль даже не планировался в производство, а был создан только для демонстрации новых двигателей. Вторая же, которая упоминается в большинстве источников, заявляет, что выпуск планировался достаточно ограниченной серией. В любом случае будущие показы определили судьбу модели.

1949 Jaguar XK120Шасси XK120 на производственной линии

Впервые экспериментальная модель была показана на Женевском автосалоне в марте 1948 года. Позже, 22 октября 1948 года, модель показали узкому кругу людей в «Grosvenor Hotel», а 27 октября в «Earl`s Court Motor Show», на котором она была показана в двух вариантах: XK100 (двигатель XG с 4 цилиндрами) и XK120 (двигатель XK с 6 цилиндрами).

1949 Jaguar XK120Окрашенный кузов XK120 (с отдельного конвейера) перед установкой на шасси

Модель произвела фурор, и определенно приковывала внимание большинства.

Руководство «Jaguar Cars» не было готово к такому ажиотажу, ведь кузов автомобиля производился вручную из алюминия, что из-за трудоемкости производства и количества материала (послевоенное время) не позволяло удовлетворить спрос, поэтому первые 240 автомобилей смогли получить самые шустрые счастливчики. С октября 1949 была запущена производственная линия основанная на производстве кузовов методом прессования из стальных панелей.

1949 Jaguar XK120Конвейер по производству Jaguar XK120

30 августа 1949 автомобиль завоевал почетное первое место в гонке «Silverstone», что только поспособствовало увеличению спроса. После этого автомобиль еще не раз занимал призовые места в различных автомобильных состязаниях.

Стоит заметить, что по некоторым причинам Jaguar XK100 так и не попал в производство.

1949 Jaguar XK120Jaguar XK120 на автомобильном шоу в 1949 году

Производство и продажи

Практически все 240 автомобилей (кроме 5-6) с алюминиевым кузовом, выпускаемых с 1948 по 1949, пошли на экспорт. Из-за достаточно высокой цены XK120, около 80% всех выпущенных автомобилей ждет такая же участь.

Первые модели имели открытый кузов и многими именовались просто Roadster, хотя в официальных каталогах модель называлась Jaguar XK120 Open Two Seater (OTS или просто Roadster).

1949 Jaguar XK120Готовые модели Jaguar XK120 C ждут отправки своим владельцам

  • Модели из стальных панелей выпускаемые с октября 1949 практически не отличались от алюминиевых, только некоторые малозаметные элементы выдавали разницу.
  • В 1951 году в производство поступила модель Jaguar XK120 Fixed Head Coupe (FHC или Coupe), которая отличалась кузовом с фиксированной крышей.
  • В это же время было изготовлено 3 специальных модели Jaguar XK120 Lightweight (LT), которые должны были заменить Jaguar C-Type на гонках Le Mans, если новые автомобили еще не будут готовы.

1949 Jaguar XK120Подготовка кузова Jaguar XK120

Также с середины 1951 года начался выпуск специальных моделей Special Edition (в США называлась — M), которые стоили дороже, зато имели мощность в 180 л.с. (против стандартных 160) и отличались рядом параметров: специальный распредвал, специальные демпферы коленчатого вала, спицевые колеса, двойная выхлопная система (только на открытых моделях), более жесткие стабилизаторы.

Модели XK120 Fixed Head Coupe на конечной стадии производства

В 1953 выпустили модель Jaguar XK120 Drop Head Coupe (DHC или Convertible), которую отличала складная крыша.

Производство моделей завершилось в сентябре 1954 года, незадолго до анонса Jaguar XK140. Всего был произведен 12061 автомобиль в различных кузовах с левым и правым рулем. Из них: OTS — 7614, FHC — 2680, DHC — 1767.

За несколько лет производства автомобилей XK120 комплектации частично менялись. Также многие гонщики и любители скорости делали неофициальные доработки двигателя: устанавливали другие карбюраторы и гбц.

Технические характеристики Jaguar XK120

Автомобиль был представлен с двигателем 3442 c.c. на 160 л.с., а также в специальной версии SE на 180 л.с.

Двигатель 160 л.с:Двигатель 180 л.с:
  • 3442 c.c;
  • 6 цилиндров;
  • Диаметр цилиндра и ход поршня — 83×106 мм;
  • Два карбюратора S.U. H6;
  • 160 л.с. (119 кВт).
  • 3442 c.c;
  • 6 цилиндров;
  • Диаметр цилиндра и ход поршня — 83×106 мм;
  • Два карбюратора S.U. H6;
  • Специальный распредвал;
  • Специальные демпферы коленчатого вала;
  • 180 л.с. (134 кВт).

Полные характеристики двигателя можно посмотреть в любой из статей модельного ряда XK120 представленного ниже.

Список моделей

Модельный ряд автомобилей XK120 был представлен четырьмя типами кузова:

Jaguar XK120 Open Two Seater

Самый первый кузов модели. Первые 240 автомобилей изготавливались вручную из алюминия, остальная часть из прессованной стали.

Описание и характеристики модели в посте — Jaguar XK120 Open Two Seater.

Jaguar XK120 Fixed Head Coupe

  1. Модель в кузове с фиксированной стальной крышей.
  2. Описание модели и подробные параметры кузова в посте — Jaguar XK120 Fixed Head Coupe.

Jaguar XK120 LT

  • Специальная модель изготовленная в количестве 3 штук, которая была запасным вариантом для гонок Le Mans 1951 года.
  • Вся информация про автомобиль в статье — Jaguar XK120 LT (Lightweight)

Jaguar XK120 Drop Head Coupe

  1. Кузов с полностью складной крышей.
  2. Подробная информация и характеристики кузова в посте — Jaguar XK120 Drop Head Coupe.
Читайте также:  Передние тормозные колодки mazda 3 – замена своими руками понятная пошаговая инструкция

Видео Jaguar XK120

Каталог файлов

Документация

Номера шасси по годам Сервисная книга Каталог запасных частей
Полный каталог запасных частей Руководство по электрике

Каталоги

Jaguar XK 1948 Каталог XK 1948 Каталог 1949
Портфолио 1950 Jaguar XK120 FHC 1951 Черно-белый каталог 1952
Каталог 1952 Jaguar Promotion 1952 Брошюра 1952
Портфолио 1953 Jaguar XK120 1953 Каталог США 1954

Разное

Дорожный тест 1949 Service data 1951 Advertising plan 1954
Книга продавца 1954

Jaguar XK120

В 1943 году  сотрудниками компании Бил Хейнс (Bill Heynes), Уолтер Хассан  (Walter Hassan), Клод Бэйли (Claude Baily) и  Гарри Уислэйк (Harry Weslake) были начаты работы по созданию первого собственного двигателя с полусферической камерой зажигания. Клод Бэйли разработал несколько вариантов конструкций головок блока цилиндров.

Экспериментальные образцы маркировались буквой «Х», вторая шедшая после неё литера (они добавлялись в алфавитном порядке) обозначала очередную конструкцию: «ХА», «ХВ» и т. д.

Было испробовано множество схем: четырёх- и шестицилиндровых, верхним распредвалом, пока на одиннадцатой букве не стало понятно, что мотор, получивший обозначение «ХК», — и есть искомое. 

  • Двигатель прошел тяжелое испытание на выносливость – 24 часовой тест, где обороты двигателя поддерживались на значении 5000 об/мин, а затем каждые два часа обороты увеличивались в течение пяти минут до 5250, 5500 или 6000 об/мин.
  • Двигатель  ХК был прекрасным образцом инженерного искусства, разработка которого обошлась компании в 100 000£.
  • Двигатель имел следующие характеристики:
  • Объем – 3442 см3
  • Диаметр поршня – 83 мм
  • Ход поршня — 106 мм
  • Мощность – 160 л.с.

Рядный 6-цилиндровый двигатель с двумя верхними распредвалами и полусферическими камерами сгорания оказался настолько хорош, что с постепенной модернизацией продержался на конвейере вплоть до 1986 года.

Он сочетал в себе множество отличных качеств: уравновешенность, великолепные для своего времени мощностные параметры, способность выдавать максимальную тягу уже на 2500 об/мин и, в то же время, спокойно раскручиваться до 6500 оборотов.

Правда, под двигатель требовалось еще построить и соответствующий автомобиль.

В феврале 1948 года был готов прототип, названный Jaguar Super Sports, который был далек от совершенства, но мог быть доработан в короткие сроки.

1949 Jaguar XK120

Jaguar XK120 prototype

Автомобиль получил название XK120, где 120, согласно еще довоенной классификации, была скорость в милях.

Этот захватывающий дух родстер был представлен специальным гостям в отеле (Grosvenor Hotel) в Лондоне 22 октября 1948 года, а пять дней спустя в на автомобильной выставке в Эрлс- Корте («Earl`s Court Motor Show»).

За великолепный дизайн и захватывающий дух стиль — Jaguar XK120 Уильяму Лайонсу  Королевское Общество Искусств (Royal Society of Arts) вручило титул  Королевский Дизайнер в Промышленности (Royal Dasigner of Industry).

Это был первый случай когда автомобильный стилист был удостоен столь высокого звания. Общественный резонанс от модели был очень положительным и компания приступила к серийному производству модели. Первоначально автомобиль планировали производить малыми партиями с кузовами из алюминиевых панелей.

Однако спрос на автомобиль был столь велик, что с октября 1949 года производство переоснастили под выпуск автомобилей с кузовами из стальных панелей. Всего компания выпустила 240 автомобилей с алюминиевым кузовом.

Автомобили выпускались с тремя типами кузовов кабриолет (Drop head coupe — DHC), купе с жесткой крышей (fix head coupe — FHC) и родстер (open two-seater).

1949 Jaguar XK120

  1. Jaguar XK 120 drophead coupe (DHC)
  2. 1949 Jaguar XK120
  3. Jaguar XK 120 fix head coupe (FHC)

30 мая 1949 года на закрытой автомагистрали Jabbeke  тест пилот Jaguar Ron Sutton установил рекорд скорости в 132.59 миль в час.

1949 Jaguar XK120

  • Jaguar XK120 roadster Hassan, Sutton, Heynes
  • А уже 30 августа 1949 года автомобиль занял первое место на гонке Silverstone  для серийных автомобилей.
  • 1949 Jaguar XK120
  •  August 30 1949 the Jaguar XK120 wins the first Silverstone race

В Англии такой автомобиль мало кто мог себе позволить. Цена Jaguar XK120 составляла внушительные 1263£ за двухместный родстер. Но у компании в рукаве оказался неожиданный козырь — американский рынок. Вернувшиеся из Европы янки завезли в Штаты моду на европейские машины, главным образом, английские и спортивные. А Ягуары и прежде, хоть и в скромных количествах, продавались в США.

Конкурентов у Jaguar ХК120 практически не было. Первый американский автомобиль подобного рода «Chevrolet Corvette» появился только в 1953 году, а другие английские машины были гораздо скромнее Jaguar или значительно дороже, как например Aston Martin.

Итальянцы не имели возможности соперничать с британцами в цене и объёмах производства, а немцы только начинали приходить в себя после поражения в войне.

Автомобиль неоднократно принимал участие и побеждал в различных ралли от Европы и до Австралии.

1949 Jaguar XK120

1950 Jaguar XK 120

Всего за время производства  с  октября 1948 до сентября 1954 было выпущено 12 058 автомобилей Jaguar XK120 разных модификаций

1949 Jaguar XK120

  1. 8th March 1951, it was the launch of the XK120 FHC at Geneva
  2. 1949 Jaguar XK120
  3. 4th April 1953 the XK120 DHC was 1st shown in New York

Технические характеристики Jaguar XK120 1948 г.:

  • Двигатель  3.4 литра (3442) мощностью  160 л.с. (120 кВт)
  • Длинна  — 4420 мм
  • Ширина – 1574 мм
  • Высота – 1332 мм (1359 FHC)
  • Колесная база – 2591 мм
  • Передняя колея — 1295 мм
  • Задняя колея – 1295 мм
  • Максимальная скорость — 192 км в час
  • Масса — 1300 кг
  • Разгон 0-60 mph – 10 сек.
  • Коробка передач —  четырех ступенчатая, механическая.
  • Подвеска передняя  — двухрычажная, торсионная
  • Подвеска задняя —  на полуэллиптических рессорах
  • Амортизаторы — гидравлические
  • Тормозная система — барабанная, гидравлическая, одноконтурная
  • Рулевое управление – винт — шариковая гайка
  • Колеса – Dunlop Super Comfort, камерные  6.0 x16

В 1948 Jaguar XK120  стоил 1263£.

Технические характеристики Jaguar XK120 S.E. 1951 г.:

  • Двигатель  3.4 литра (3442) мощностью  190 л.с. (142 кВт)  ( с головкой «В»)
  • Длинна  — 4420 мм
  • Ширина – 1574 мм
  • Высота – 1332 мм (1359 — FHC)
  • Колесная база – 2591 мм
  • Передняя колея — 1295 мм
  • Задняя колея – 1295 мм
  • Максимальная скорость — 200 км в час
  • Масса — 1300 кг
  • Разгон 0-60 mph – 9 сек.
  • Коробка передач —  четырех ступенчатая, механическая.
  • Подвеска передняя  — двухрычажная, торсионная
  • Подвеска задняя —  на полуэллиптических рессорах
  • Амортизаторы — гидравлические
  • Тормозная система — барабанная, гидравлическая, одноконтурная
  • Рулевое управление – винт — шариковая гайка
  • Колеса – Dunlop Super Comfort, камерные  6.0 x16

Всего выпустили с 1948 по 1954 годы:

  • Jaguar XK120 OTS           — 240 aluminium + 5120 автомобилей
  • Jaguar XK120 FHC           — 1867 автомобилей
  • Jaguar XK120 DHC           — 1024 автомобилей
  • Jaguar XK120 S.E. OTS   — 2253 автомобилей
  • Jaguar XK120 S.E. FHC   — 811 автомобилей
  • Jaguar XK120 S.E. DHC   — 743 автомобилей

Jaguar XK120 — Википедия

Jaguar XK 120

Общие данные

Производитель

Jaguar Cars

Годы производства

1948—1954

Читайте также:  Подборка полезных обсуждений о том, почему двигатель не заводится на горячую

Класс

Спортивный автомобиль

Дизайн

Тип кузова

2‑дв. родстер (2‑мест.)2‑дв. кабриолет (2‑мест.)2‑дв. купе (2‑мест.)

Компоновка

переднемоторная, заднеприводная

Колёсная формула

4 × 2

Двигатель

3.4 л рядный 6-цилиндровый

Массово-габаритные характеристики

Длина

4394 мм

Ширина

1562 мм

Высота

1334 мм

Колёсная база

2591 мм

Динамические характеристики

Разгон до 100 км/ч

0-97 км/ч за 10.0 с

Максимальная скорость

219.830 км/ч

На рынке

Связанные

Jaguar C-Type

Другая информация

Расход топлива

14.3л/100км
Jaguar SS100Jaguar XK140 Медиафайлы на Викискладе

Jaguar XK120 — спортивный автомобиль фирмы «Jaguar», выпускался в период с 1948 по 1954 год.
Максимальная скорость серийного автомобиля — 200.5 км/ч, специально подготовленного — 219.83 км/ч.

История

Разработки двигателя автомобиля были начаты еще во время Второй мировой войны. Чтобы привлечь внимание к компании перед началом выставки «Earl`s Court Motor Show» в 1948 году новый двигатель был установлен на прототип, названный «Jaguar Super Sports», массовый выпуск которого не предполагался.

Но автомобиль был с восторгом встречен публикой, чего совсем не ожидалось компанией и вызвало непредвиденные трудности. Алюминиевые панели прототипа изготавливались вручную и для запуска автоматизированного производства требовалось время. Поэтому массовое производство было запущено только в 1950 году, а в 1949 году было выпущено только 240 таких автомобилей.

Автомобиль получил широкое распространение, в том числе и в США.

Jaguar XK120 был самым быстрым серийным автомобилем. В гонках на выносливость «24 часа Ле-Мана» в 1950 году участвовало 3 XK120. Но призовых мест взято не было. В 1951 году компания «Jaguar» выпустила гоночную модификацию автомобиля, названную XK120—C-Type, и в 1951 году Питер Уайтхед и Питер Уокер заняли на нем первое место в Ле-Мане.

Сначала выпускались только родстеры, а с 1951 года начали выпускать купе и в 1953 году — кабриолет. Всего было произведено 12078 автомобилей, 240 из них были выпущены с оригинальным алюминиевым кузовом. Свыше 80% автомобилей ушли на экспорт, подавляющее большинство в США.

Модификации

В 1952 году американский автогонщик Уолт Хансген, владевший машиной Jaguar XK120, перестроил её для участия в гонках при помощи конструктора Эмила Хоффмана. Новинка получила название Hansgen Jaguar.

Была сделана более лёгкая рама, дифференциал был заблокирован, использовались рулевое управление от MG TD  (англ.) (рус. и гоночный распределительный вал. Степень сжатия двигателя была выше обычного.

На протяжении 1953 года Хансген выступал на обновлённой машине в гоночной серии SCCA  (англ.) (рус. и выиграл Гран-при Уоткинс-Глена  (англ.) (рус.[1][2][3].

Двигатели

Jaguar XK120 Drop Head Coupé

Двигатели XK 120 [4][5]

Модель

Годы

Рабочий объём

Тип

Диаметр/Ход поршня

Карбюратор

Мощность

XK 120 3.4

XK 120 3.4 SE («M» в США)

XK 120 3.4 SE (C-Type Head) («MC» в США)

1948-1954 3442 см³ 6-цилиндровый, рядный, бензиновый, ГРМ типа DOHC 83 мм/106 мм 2х SU H6 119 кВт (162 л.с.) при 5000 об/мин
1951-1954 3442 см³ 6-цилиндровый, рядный, бензиновый, ГРМ типа DOHC 83 мм/106 мм 2х SU H6 134 кВт (182 л.с.) при 5300 об/мин
1951-1954 3442 см³ 6-цилиндровый, рядный, бензиновый, ГРМ типа DOHC 83 мм/106 мм 2х SU H8 157 кВт (213 л.с.) при 5750 об/мин

Примечания

  1. Pace H., Brinker M. R. Vintage American Road Racing Cars 1950-1970 (англ.). — St. Paul, MN: Motorbooks, 2004. — P. 179. — 256 p. — ISBN 9780760317839.
  2. ↑ All Results of Walt Hansgen (англ.). racingsportscars.com. Дата обращения: 26 мая 2020.

  3. Krejci M. SCCA National Sports Car Championship 1953 (англ.) (недоступная ссылка). World Sports Racing Prototypes. Дата обращения: 30 мая 2020. Архивировано 24 мая 2012 года.

  4. ↑ Jaguar XK120 Specifications
  5. ↑ The Jaguar Database

Ссылки

Это заготовка статьи об автомобилях. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

После исправления проблемы исключите её из списка. Удалите шаблон, если устранены все недостатки.

Источник — https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Jaguar_XK120&oldid=107370704

Jaguar XK120

This article's lead section may be too short to adequately summarize the key points. Please consider expanding the lead to provide an accessible overview of all important aspects of the article. (August 2018)

Motor vehicle
Jaguar XK120Jaguar XK120 open 2-seater and Ferrari TestarossaOverviewManufacturerJaguar CarsProduction1948–195412,055 made [1]AssemblyHolbrook Lane, Coventry, England, United Kingdom (1948-1951)Browns Lane, Coventry, England, United Kingdom (1951-54)Body and chassisClassSports carBody styleopen two-seater2-seat fixed head coupé 2-seat drophead coupéLayoutFR layoutRelatedJaguar C-TypePowertrainEngine3.4 L XK I6DimensionsWheelbase102 in (2,591 mm)[2][3]Length173 in (4,394 mm)[2]Width61.5 in (1,562 mm)[2]Height52.5 in (1,334 mm)[2]ChronologyPredecessorSS Jaguar 100SuccessorJaguar XK140

The Jaguar XK120 is a roadster sports car manufactured by Jaguar between 1948 and 1954. It was Jaguar's first sports car since SS 100 production ended in 1939. it was a 1286 kg car with dual zone climate control and runs on petrol.

The XK120 is a highly desirable model. In 2016, Bonhams sold a matching numbers left-hand-drive alloy-bodied roadster — one of only 184 — for $396,000 (£302,566). The highest price achieved for an XK120 at auction.[4]

History

The first production XK120, chassis number 670003 originally owned by Clark Gable, at the 2012 Pebble Beach Concours d'Elegance. The XK120 was the world's fastest production car at the time of its debut.

The XK120 was launched in open two-seater or (US) roadster form at the 1948 London Motor Show as a testbed and show car for the new Jaguar XK engine designed by Jaguar Chief Engineer William Heynes. The display car was the first prototype, chassis number 660001. It looked almost identical to the production cars except that the straight outer pillars of its windscreen were curved on the production version. The sports car caused a sensation, which persuaded Jaguar founder and Chairman William Lyons to put it into production.

Beginning in 1948, the first 242 cars wore wood-framed open 2-seater bodies with aluminium panels.[5] Production switched to the 1cwt or 112 lb (51 kg) heavier[6] all-steel in early 1950.

The «120» in the name referred to the aluminium car's 120 mph (193 km/h) top speed (faster with the windscreen removed), which made it the world's fastest production car at the time of its launch.

[7] In 1949 the first production car, chassis number 670003, was delivered to Clark Gable.

1951 XK120 Fixed Head Coupe

The XK120 was ultimately available in three versions or body styles, first as an open 2-seater described in the US market as a roadster (OTS) then as a fixed head coupé (FHC) from 1951 and finally as a drophead coupé (DHC) from 1953, all two-seaters and available with Left (LHD) or Right Hand Drive (RHD). However, certain Special Equipment roadster and fixed head coupe cars were produced between 1948 and 1949 denoted by an 'S' preceding the chassis number. These Special Equipment cars were sold as an early production build for enthusiasts.[citation needed]

A version with a smaller engine (2-litre 4-cylinder) designated the XK100 and intended for the UK market was cancelled prior to production.

On 30 May 1949, on the empty Ostend-Jabbeke motorway in Belgium, a prototype XK120 timed by the officials of the Royal Automobile Club of Belgium achieved an average of runs in opposing directions of 132.

6 mph with the windscreen replaced by just one small aero screen and a catalogued alternative top gear ratio,[note 1] and 135 mph with a passenger-side tonneau cover in place.

[8] In 1950 and 1951, at Autodrome de Linas-Montlhéry, a banked oval track in France, open XK120s averaged over 100 mph for 24 hours and over 130 mph for an hour. In 1952 a fixed-head coupé took numerous world records for speed and distance when it averaged 100 mph for a week.

XK120s were also highly successful in racing and rallying.

Construction

A 1950 aluminium-bodied XK120 that was formerly owned by Clemente Biondetti. It is equipped with competition seats and a Moto-Lita aftermarket steering wheel; positions of tachometer and speedometer have been reversed

The first 242 production XK120s, hand-built with aluminium bodies on ash framing mounted on a steel chassis mostly copied from the Jaguar Mark V chassis using many of the same parts, were constructed between late 1948 and early 1950. To meet demand, and beginning with the 1950 model year, all subsequent XK120s were mass-produced with pressed-steel bodies. Aluminium doors, bonnet, and boot lid were retained. The DHC and FHC versions, more luxuriously appointed than the constantly exposed open cars, had wind-up windows and wood veneers on the dashboard and interior door caps.

1954 Jaguar XK120 Supersonic by Ghia

With a high-temperature, high-strength aluminum alloy cylinder head, hemispherical combustion chambers, inclined valves[9] and twin side-draft SU carburetors, the dual overhead-cam 3.4 L straight-6 XK engine was highly advanced for a mass-produced unit of the time.

Using 80 octane fuel a standard 8:1 compression ratio developed 160 bhp (119 kW).[2] Most of the early cars were exported; a 7:1 low-compression version, with commensurately reduced performance, was reserved for the UK market, where the post-war austerity measures then in force restricted buyers to 70 octane «Pool petrol».

The Jaguar factory's access to 80 octane fuel allowed it to provide cars with the higher compression ratio to the press, enabling journalists to test the model's optimum performance in Belgium, on a long, straight stretch of road between Jabbeke and Ostend.

[10] The XK engine's basic design by William Heynes, later modified into 3.8 and 4.2-litre versions, survived until 1992.

All XK120s had independent Heynes designed torsion bar front suspension, semi-elliptic leaf springs at the rear, recirculating ball steering, telescopically adjustable steering column, and all-round 12-inch drum brakes which were prone to fade.[11] Some cars were fitted with Alfin (ALuminium FINned) brake drums to help overcome the fade.

Jaguar XK120

Красота и скорость — довольно редкое сочетание для современного автомобиля. Jaguar XK120 — выдающийся пример его реализации в прошлом, вызывающий особые чувства у ценителей британской классики. Представленный на Лондонском автосалоне в 1948 г.

, Jaguar XK120 стал ярким свидетельством не только послевоенного возрождения Великобритании, но и выхода её автопрома на новый уровень технологии. В 1949 г. XK120 был официально зарегистрирован как самый быстрый серийный автомобиль в мире, разогнавшись на пустом шоссе в Бельгии до 132 миль/ч (213 км/ч).

Это принесло марке Jaguar всемирную славу и сотни заказов, особенно из-за океана.

После войны компания Jaguar, ранее известная как SS Cars, вернулась на рынок с устаревшей серией Mark IV, запущенной в производство ещё в 1935 г. Однако инженеры уже работали над её заменой Mark V — люксовым седаном, на который делал основную ставку директор фирмы Уильям Лайонс.

В то же время команда разработчиков во главе с Уильямом Хейнсом построила экспериментальный верхнеклапанный рядный 6-цилиндровый двигатель с двумя верхними распределительными валами (DOHC) и полусферическими камерами сгорания, объёмом 3442 см3.

Его установили на укороченное шасси Mark V с колёсной базой 102″ (2591 мм), оснащённое независимой передней подвеской на поперечных рычагах и торсионах, ведущим задним мостом на полуэллиптических рессорах и гидравлическими барабанными тормозами Lockheed на всех колёсах.

Затем Лайонс лично изобразил своё видение формы будущего спорткара, и прототип получил открытый двухместный кузов из алюминиевого сплава.

Jaguar XK120, название которого указывало на его максимальную скорость 120 миль/ч, был выставлен на автошоу Earls Court 1948 г. вместе с Jaguar Mark V. Он мгновенно произвёл фурор, и компания приняла решение запустить модель в производство.

Первым владельцем XK120 стал голливудский актёр Кларк Гейбл, позже его примеру последовали Грейс Келли, Хамфри Богарт, Рэндольф Скотт и Мерилин Монро. Благодаря приемлемой цене в £1000, автомобиль оказался более востребованным, чем Уильям Лайонс мог себе представить.

Но в первые годы купить Jaguar XK120 было непросто, поскольку кузова изготавливались вручную из алюминиевых панелей, закреплённых на деревянном каркасе. Эта технология занимала слишком много времени, и в 1950 г.

фирма перешла на цельнометаллические кузова из стали (хотя капот, багажник и двери оставались алюминиевыми). К тому моменту было построено 242 легкосплавных родстера, которые сегодня ценятся гораздо выше других модификаций.

Дизайн Jaguar XK120 стал ориентиром для многих производителей спортивных автомобилей. Чистые скульптурные линии придавали автомобилю неповторимый вид, не требуя никаких хромированных украшений.

В отличие от более поздних моделей XK140 и XK150, он имел тонкую решётку радиатора с вертикальными прутьями и небольшие, разделённые на две части бамперы.

Аэродинамический кузов XK120 был понтонным, но линия переднего крыла изящно ниспадала, повторяя изгиб двери, и плавно переходила в верхнюю кромку заднего крыла, оснащённого съёмной юбкой для колеса. У родстеров отсутствовали внешние дверные ручки, а приборная панель была обшита кожей. В 1951 г.

появилась версия Fixed Head Coupe (FHC) с необычными округлыми боковыми окнами, чем-то похожая на купе Bugatti Type 57 Atalante. В 1953 г. в линейку был добавлен кабриолет Drophead Coupe (DHC). Оба варианта комплектовались панелью приборов из деревянного шпона.

В дорожной настройке со степенью сжатия 7.0:1 12-клапанный двигатель XK120 с двумя карбюраторами SU развивал 160 л.с., работая на бензине с октановым числом 80. В Великобритании, где был распространён 70-й бензин, продавалась модификация с пониженной степенью сжатия, мощностью 150 л.с.

Также предполагалось выпустить для местного рынка более экономичную 4-цилиндровую модель XK100, но острой необходимости в этом не возникло. В 1951 г. появилась высокопроизводительная версия XK120 SE (Special Equipment, в США — XK120 M) с двигателем мощностью 180 л.с., двойным выхлопом и более жёсткой подвеской. В 1954 г. на смену XK120 пришёл Jaguar XK140.

Всего с 1948 по 1954 гг. компания выпустила 12055 единиц Jaguar XK120, из них около 80% были проданы в США. 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector